Услуги медиатора что это
Разрешение жизненных споров и конфликтов: как работает столичная сеть служб медиации
Жители Москвы могут воспользоваться услугами столичного профессионального медиативного сообщества. Оно включает в себя более 200 специалистов. Службы медиации в разных районах Москвы стали появляться с 2018 года на базе семейных центров, где жители столицы, столкнувшиеся с трудными жизненными обстоятельствами, могут получить комплексную поддержку.
«Почти в каждой семье случаются конфликтные ситуации или кризисы. Важно в такие моменты спокойно и взвешенно найти компромисс. Если самостоятельно решить спор не удается или конфликт затягивается, то семья может обратиться в службу медиации, где медиатор-посредник поможет разобраться в проблеме. В Москве работает 11 окружных служб медиации — единая сеть центров, куда можно на условиях анонимности обратиться за помощью. За два года было принято более 700 заявок на проведение процедуры медиации, три четверти из них удалось урегулировать», — рассказал руководитель столичного Департамента труда и социальной защиты населения Евгений Стружак.
Медиация — это альтернативная процедура разрешения гражданских или семейных споров при участии нейтрального посредника (медиатора). Стороны свободно и самостоятельно, на условиях анонимности и равноправия приходят к итоговому соглашению.
Воспользоваться поддержкой медиатора можно на любом этапе конфликта: как до возникновения спора, например при определении имущественных долей в семье, так и после появления претензий или если спор уже рассматривается в суде. Медиативное соглашение принимают все стороны конфликта — оно утверждается нотариусом и принимается судом как мировое соглашение. Медиативное соглашение имеет статус исполнительного документа.
«Чаще всего москвичи обращаются к медиаторам для разрешения конфликтов между родителями и детьми — по поводу их воспитания, образования и увлечений. Немалая доля приходится на споры по поводу бракоразводных процессов», — отмечает Ирина Пономарева, директор семейного центра Северного административного округа (САО) Москвы.
Сотрудники служб медиации постоянно повышают свой уровень квалификации. Они проходят обучение в Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, а также участвуют в крупнейших отечественных и международных конференциях. С начала 2021 года сотрудники служб уже присоединились к трем крупным международным форумам.
Одним из ключевых направлений является формирование знаний и навыков использования медиативных технологий у подростков, вступающих во взрослую жизнь. При службе медиации САО такие занятия для ребят проходят на постоянной основе. В проект уже вовлечены более 100 человек.
19 марта в Москве пройдет общегородской день открытых дверей служб медиации, где все желающие смогут познакомиться с работой специалистов и задать им интересующие вопросы. Для получения услуги жителям столицы нужно обратиться в любую окружную службу медиации. Полный список служб и подробная информация размещены на портале «Мой семейный центр».
Медиация – что это простыми словами
Медиация, как современный способ разрешения споров все больше завоевывает симпатию среди населения и представителей бизнеса. По моим наблюдениям профессионального медиатора, как правило, к медиации обращаются, когда необходимо сэкономить деньги, время и на протяжении разрешения всего спора чувствовать себя в эмоциональной безопасности.
В этой статье мы разберемся: что такое медиация и почему она становится популярной. Понимая то, что слово «медиация» незнакомо и иногда вызывает иные ассоциации, я постараюсь рассказать о медиации не юридическим языком, а простыми словами.
Содержание
3 основных подхода в разрешении споров
Итак, для того, чтобы было понятно, что есть медиация и чем она отличается от других способов разрешения споров, давайте начнем «танцевать из-за печки».
Традиционно выделяют три подхода в разрешении споров.
Решение спора с позиции силы использует принцип «все средства хороши», дает явный и быстрый результат, однако он порождает желание другой стороны отомстить.
Второй подход «Закон превыше» – здесь речь идет о разрешении спора с позиции права (закона), то есть стороны нацелены определить победителя в споре исходя из тех вариантов, которые указаны в законе. Знакомо, не правда ли? Это самый распространенный подход. Такое разрешение спора может происходить путем направления претензий друг другу, проведения прямых переговоров, а также в суде. Кроме того, этот подход характеризуется тем, что можно включить давление, используя процедуру исполнительного производства (обратиться к судебному исполнителю).
Разрешение спора с позиции права (закона) обеспечивает равенство сторон перед законом, он более предсказуем, однако что делать, если ситуация явно не подпадает под юридические нормы?
Возможно, попробовать третий подход «Что ты хочешь?»– разрешение спора с позиции интересов. И вот этот подход используется в медиации. Переговоры сторон проходят вокруг одного вопроса – чего вы хотите в результате (в чем ваш интерес)?
Какой из способов худший?
Помните у Юрия Левитанского:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Нельзя сказать, что есть худший или лучший способ разрешения спора, при этом нельзя утверждать, что есть и универсальный.
На мой взгляд, каждый из способов имеет свою область применения, свои плюсы и минусы. Кроме того, подходит ли Вам для разрешения спора тот или иной подход, как это ни странно, зависит от Ваших ценностей, предпочтений и воспитания.
В случае с юридическими лицами важно предвидеть конечную выгоду от использования того либо иного подхода. Иногда стоит задаться вопросом: важно ли для Вас потеря партнера? Что будет, если выбранный Вами способ разрешения спора затянет время и отвлечет материальные ресурсы? Готовы ли Вы к проигрышу?
В любом случае у Вас всегда есть выбор.
Почему суд не самый простой способ разрешить спор
Когда я хожу в суд, либо по своим личным спорам, либо в качестве представителя юридического лица, ловлю себя на мысли: как бы хорошо ты не был подготовлен к суду, ты все равно находишься в нестабильной ситуации, а иногда не чувствуешь себя в безопасности.
Почему? Потому что в судебном рассмотрении спора ты не чувствуешь себя хозяином положения, при чем не важно истец ты или ответчик.
Кроме того, как черт из табакерки начинают вдруг «вылезать» какие-то дополнительные расходы, связанные со сбором доказательств. И это дополнительно к оплате государственной пошлины или услуг адвоката.
Все что я описала выше по данному судебному делу – это расходы явные и связанные с ведением дела в суде. Но давайте обратим внимание на то, что судебный процесс занял более года. На время суда были приостановлены все строительные работы по объекту. Если учесть, что строительство осуществлялось из дерева, которое имеет свойство деформироваться и требует постоянного ухода, потребителю придется дополнительно вложить деньги на то, чтобы устранить возникшие на объекте за это время естественные дефекты.
Итак, сторонами для разрешения спора был выбран подход с позиции права (закона). Ни одна из сторон не смогла найти те нормы, которые явно подтверждали ее правоту. Как итог- потеря времени, материальных средств и отсутствие удовлетворения от судебного решения. С точки зрения договорных обязательств, стороны оказались в той же точке, в которой вошли в судебный процесс. Однако уже их отношения имеют негативную эмоциональную окраску.
В противовес аналогичный спор с потребителем, при рассмотрении которого судья настоятельно рекомендовала пойти сторонам в медиацию. Спор разрешился в течение месяца, стороны заключили медиативное соглашение, которое легло в основу мирового соглашения, утверждаемого судом. Соответственно расходы сторон были связаны только с оплатой государственной пошлины, услуг адвоката и услуг медиатора, стоимость которых несравнима со стоимостью проведения судебной экспертизы. При этом приостановление строительных работ на один месяц практически не повлияло на качество строительного объекта.
В этот раз, сторонами изначально был выбран подход разрешения спора с позиции права, однако впоследствии изменен на подход с позиции интересов. Как мы видим, использование любого подхода в разрешение спора влечет расходы, однако они оказались значительно меньше, чем в предыдущем случае.
Медиация – это не медитация
Очень часто, когда произносишь слово «Медиация», твой собеседник слышит слово «Медитация». И хотя оба слова иностранные, смысл которых непонятен, к слову «медитация» наше ухо уже более привычно. И вот тут происходит разрыв мозга: человеку, у которого трудная жизненная ситуация, который практически стоит с иском на пороге суда, вместо решения предлагается использование «духовных практик»?
Хотя, в этом что-то есть, ибо в переводе с латинского слово «медитация» означает «размышление». А иногда стоит поразмыслить над своим спором. И поразмыслить эффективнее всего на медиации, с поддержкой переговоров нейтральным независимым третьим лицом (медиатором).
Итак, если говорить простыми словами, то медиация – это беседа, которая имеет определённую структуру, принципы и правила.
С точки зрения права – это способ разрешения спора.
То есть на медиацию могут прийти те, кто спорит друг с другом. И соответственно минимальное количество участников этой беседы – три человека. Кто они? Во-первых, это спорщики. Их должно быть хотя бы двое, потому что если человек спорит сам с собой, и не может договориться – это не медиативный случай. Во-вторых – это медиатор. То есть человек, имеющий определенные знания и навыки в области организации переговоров, который ведет себя нейтрально по отношению к обеим сторонам.
Пять основных «НЕ» в работе медиатора.
Процедура медиации добровольная, то есть у обеих сторон должно быть желание разрешить свой спор. Стороны в медиации равны, то есть, нет истцов и ответчиков, потерпевших и обидчиков. Медиатор не дает никому из сторон предпочтения, при этом он сохраняет в тайне информацию, услышанную на медиации.
Все о профессии медиатора глазами юриста
Случается так, что переговоры заходят в тупик, и у сторон никак не получается достичь консенсуса. Тогда на помощь в разрешении спора приходит медиатор. Как показывает практика, далеко не все в нашей стране знают, кто это такой, и что он делает. На вопросы журналиста ФАН о профессии медиатора отвечала юрист Ольга Ляпина.
Кто такой медиатор, и чем он занимается
Деятельность медиаторов регулируется Федеральным законом №193-ФЗ о медиации.
Согласно его положениям, процедура применима к спорам, возникающим в трудовых и семейных правоотношениях, а также в предпринимательской и прочей экономической деятельности, если при этом не затрагиваются интересы третьих лиц или публичные интересы. Таким образом, медиаторов, по действующему законодательству, нельзя привлечь к разрешению коллективных трудовых споров.
«Преимущество медиации перед судебной процедурой разрешения конфликтных ситуаций заключается в том, что она ориентирует стороны на совместный поиск конструктивных вариантов, основанных на уважении взаимных интересов и соблюдении конфиденциальности, — рассказывает Ольга Ляпина, — а также позволяет сэкономить время и издержки участников спора при условии их общей заинтересованности в его урегулировании в досудебном порядке».
Медиатором называют независимое физическое лицо, которое стороны привлекают для помощи в разрешении спорных ситуаций, когда понимают, что самостоятельно справиться с задачей не получается.
Медиатор выполняет роль беспристрастного посредника, который оказывает содействие всем участникам процесса, согласившимся справиться со спорной ситуацией таким путем. Результатом совместной деятельности должно стать устраивающее всех адекватное решение, при этом в задачи медиатора не входит поиск виновных или принятие каких бы то ни было решений, не говоря уже об их навязывании клиентам. Его работа — сделать так, чтобы конфликтующие услышали и поняли друг друга, и никто не остался в накладе.
«Как показывает практика, к медиаторам чаще всего обращаются при разделе имущества, нажитого во время брака, определении места жительства несовершеннолетних детей, порядка осуществления родительских прав, — комментирует эксперт. — В предпринимательской сфере готовность пройти через примирительные процедуры возникает, как правило, у участников корпоративных споров».
Насколько востребована профессия медиатора на сегодняшний день?
Как рассказывает Ольга Ляпина, профессия медиатора достаточно молодая. Появилась она в 2011 году в связи со вступлением в силу Закона о медиации. На данный момент можно наблюдать недостаточную информированность участников гражданского оборота о процедуре медиации.
«Рынок услуг в сфере медиации находится сейчас в стадии формирования, поэтому профессия является востребованной и перспективной, — рассказывает наш собеседник о преимуществах данной специализации. — Кроме того, она может являться дополнительной к профессии юриста, экономиста, психолога, специалиста службы персонала».
Как стать медиатором? Куда пойти учиться?
Закон о медиации гласит, что данный вид деятельности может осуществляться двумя путями:
• На непрофессиональной основе. Работать таким образом имеют право физические лица старше 18 лет, полностью дееспособные, и за которыми не числится действующая или погашенная судимость.
• На профессиональной основе осуществлять процедуру медиации вправе граждане старше 25 лет с высшим образованием. К тому же, для ведения такой деятельности необходимо получить дополнительное образование в соответствующей области.
Таким образом, чтобы стать профессиональным медиатором и пользоваться большим доверием у клиентов, желательно пройти обучение по специальности «медиация».
Учебный план включает в себя лекционные и практические занятия, упражнения и деловые игры с изучением основ гражданского и процессуального права, этики и делового общения, психологии и других дисциплин в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 14.02.2011 г. N 187.
Нельзя не отметить, что по закону осуществлять данный вид деятельности не имеют права граждане, замещающие должности гражданской и муниципальной службы.
Какими личностными качествами должен обладать медиатор?
По словам Ольги Ляпиной, от человека, решившего посвятить себя этой профессии, требуются следующие качества:
• хорошие коммуникативные навыки;
• умение слушать и слышать;
• способность собирать и анализировать полученную информацию;
• умение сохранять нейтралитет и быть беспристрастным в сочетании с талантом производить хорошее впечатление и заслуживать доверие.
«Также медиатор должен следовать общепринятым нормам вежливости и уважения к правам сторон как на уровне базовых прав человека (право на достойное обращение), так и на уровне прав, установленных и защищаемых законом (например, право на передачу дела в ведение компетентных органов и его полноценное рассмотрение)» — продолжает наш эксперт.
В чем плюсы и минусы профессии?
К явным преимуществам можно отнести:
— как правило, свободный график работы;
— возможность получить обширный опыт в различных отраслях права;
— расширение круга профессиональных связей.
Без недостатков, как и везде, тоже не обойдется. Из минусов можно выделить:
— медиаторы ответственны за нанесение вреда участникам процедуры в ходе ее осуществления;
— существуют некоторые трудности с поиском клиентов, связанные с особенностью менталитета российских граждан, которые предпочитают сразу же все свои споры разрешать в суде;
— не всегда удается прийти к взаимовыгодному решению.
Каковы карьерные перспективы и зарплаты медиаторов?
«Конфликты являются постоянным спутником человечества, они были, есть и будут, поэтому всегда нужны люди, способные их урегулировать, — рассуждает Ольга Ляпина. — Если у человека есть призвание помогать другим, умение слушать, то у него весьма радужные карьерные перспективы в области медиации и разрешения конфликтных ситуаций».
Медиатор может оказывать услуги частным образом или работать в фирме, а также стать членом профессионального сообщества.
Что касается оплаты труда медиатора, то следует сказать, что проведение процедуры является платным, и расценки варьируются в зависимости от региона России. Стоимость услуг посредника всегда является предметом договоренностей со сторонами. Это зависит от категории спора, стадии конфликта и других факторов.
Если проанализировать сайты медиаторов, можно видеть ставки гонорара за один час работы от 2000 до 5000 рублей. Выезд медиатора в другой населенный пункт, как правило, оплачивается в двойном размере. Например, обычная продолжительность процедуры медиации по семейным или имущественным спорам между физическими лицами составляет около трех часов. Ориентировочная стоимость услуг медиатора при этом составляет от 6000 рублей (три часа х 2000 рублей). Если предмет спора подлежит оценке, то гонорар медиатора может составлять до 10% от стоимости имущества.
Медиация в России. Почему до обращения спорящих сторон в суд они так редко прибегают к процедуре медиации?
В чем суть медиации?
Медиация означает «посредничество» и происходит от английского слова «mediate» (посредничать, осуществлять посредническую деятельность). Медиация является альтернативным внесудебным способом урегулирования спора с участием независимого посредника – медиатора. До 2010 года фактическая посредническая деятельность регулировалась договорами об оказании юридических услуг, а могла и вообще строиться на устных договоренностях. При этом медиатор (в то время он еще так не назывался) сильно рисковал: не было никаких гарантий, что его предложения «решить вопрос» не будет расценено как вымогательство или шантаж. Ведь все еще были свежи воспоминания о лихих «решалах» из 90-х, и такая реакция даже на вполне мирное и безобидное предложение просто поговорить не выглядела странной, а, более того, могла рассматриваться как нормальная мера предосторожности. Ситуация в корне поменялась с принятием Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который легализовал посредничество при разрешении споров. С этого момента стороны конфликта получили возможность законного оформления привлечения посредника для разрешения спора, без использования различных квази-инструментов.
В каких случаях может помочь медиация?
Медиация применяется в отношении широкого круга споров: наследственные, жилищные, арбитражные, семейные, трудовые и т.д. Имеются перспективы использования процедуры медиации для решения вопросов, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности, хотя в соответствии с законодательством медиация не применима к банкротным правоотношениям.
Значение и роль медиации гораздо шире, чем простое урегулирование спора. Медиация может являться составной частью комплекса консультационных услуг бизнесу, направленных на решение актуальных проблем предприятия. Медиатор сможет подсказать на основании своего профессионального и житейского опыта наилучший вариант действий, поможет выработать и реализовать антикризисные мероприятия, найти альтернативные и нестандартные пути выхода из ситуации. Профессиональный медиатор поможет оценить текущее финансово-экономическое состояние предприятия и содействовать проведению процедур due diligence. Закон о медиации позволяет реализовывать медиатору не узкую роль примирителя, а исполнять функцию бизнес-советника и консультанта в отношениях с третьими лицами.
Новые возможности института медиации особенно ярко раскрылись в период пандемии 2020 года. В это время практически все государственные учреждения, в том числе суды, перешли на удаленный формат работы с гражданами, что, конечно же, не способствует обеспечению полноценного доступа к правосудию. Для подачи исков требуется направление документов по почте или с применением электронных каналов связи. Не у всех лиц, чьи права были нарушены, имеется такая возможность. Поэтому задействование профессионального медиатора позволит успешно преодолеть те издержки ограничительных мер, которые препятствуют полноценному обращению в суд за юрисдикционной защитой.
Стороны могут оформить свои отношения по поводу применения медиации различными способами. Так, в основной договор между сторонами можно включить медиативную оговорку. По этой оговорке стороны обязуются разрешать возникающие между ними споры с привлечением медиатора. Также не запрещено оформлять медиативную оговорку отдельным письменным документом. Затем стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации. В этом документе прописывается порядок взаимоотношений сторон по поводу разрешения спора с участием медиатора. Только после подписания этого соглашения начинается процедура медиации. И, наконец, принятые по результатам медиации договоренности оформляются медиативным соглашением, подписываемым сторонами и медиатором.
Как проводится процедура медиации?
Процедура медиации может быть инициирована любой стороной отношений. Нет запрета на применение медиации в случае уже начавшегося судебного разбирательства в государственном суде. Медиаторами могут быть любые дееспособные физические лица, кроме государственных и муниципальных служащих. Иные формальные требования к кандидатурам медиаторов в законодательстве отсутствуют. Главное, чтобы они устраивали обе стороны, вызывали доверие и были независимыми. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны могут установить отдельные правила и процедуры, связанные с выбором медиатора. Если проведение процедуры медиации поручено организации, оказывающей такие услуги, то порядок выбора медиатора может быть установлен в действующих в указанной организации правилах. Естественно, общение медиатора со сторонами спора осуществляется в строгом соответствии с принятыми в конкретном регионе ограничениями, направленными на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
Кто может быть медиатором и как сделать правильный выбор?
Отдельно стоит отметить, что, как и при выборе исполнителя услуг в других сферах, следует учитывать дифференциацию медиаторов. Они могут быть непрофессиональными, оказывающими услуги время от времени, в свободное от основной работы время. Ждать высокого качества услуг от такого медиатора не приходится, особенно в спорах между предпринимателями. Но на рынке представлены и профессионалы – организации или частные лица. Само собой, такие медиаторы продемонстрируют совершенно иной подход к делу, позволяющий быстро и качественно урегулировать конфликт. Весомым преимуществом профессионалов является наличие дополнительной гарантии высокого качества оказываемых ими услуг в виде членства в соответствующей саморегулируемой организации, которая всегда найдет управу на «зарвавшегося» члена.
В чем отличие медиации от судебного разбирательства?
Процедура медиации является сравнительно новой для российского бизнеса. Помимо медиации споры в сфере предпринимательской деятельности разрешаются также в третейских судах. Для выбора альтернативного способа разрешения конфликта, важно установить основные отличия между медиацией и третейским разбирательством.
Первое отличие – перечень рассматриваемых дел. Медиация может применяться даже для урегулирования семейных и трудовых споров. Третейские же суды созданы только для разрешения конфликтов между предпринимателями.
Второе отличие – результат процедуры. Третейское разбирательство завершается вынесением решения суда, в котором судьей делается вывод о том, кто прав, и кто виноват. Медиация же не предполагает, что какое-либо третье независимое лицо на основании изучения обстоятельств дела может делать выводы и заключения. Медиатор – не судья, он только содействует сторонам найти компромиссный вариант решения спора.
Третье отличие – специфика принудительного исполнения. Если сторона не исполняет решение третейского суда, то вторая сторона может обратиться в государственный суд для получения исполнительного листа. Когда не исполняется соглашение сторон, оформленное после процедуры медиации, то у потерпевшей стороны нет никакой возможности принудить контрагента к исполнению взятого обязательства. Исключением являются случаи, когда такое соглашение удостоверено нотариально.
Четвертое отличие – степень свободы сторон. При медиации у сторон сравнительно больше возможностей по определению хода самой процедуры и выбору медиатора. В третейском же суде процедура более формализована.
Если все же сомневаетесь насчет вариантов урегулирования конфликта, то в этой связи как никогда актуальна мысль, пришедшая в обиход из единоборств: лучшая драка – это драка, которая не состоялась. Уклонение от конфликта – не есть признак слабости, а признак взвешенной рассудительности практичного разумного человека. Ввязаться в бой (а судебные тяжбы – это практически всегда острое противостояние сторон с неминуемыми потерями) может каждый, но никто не может гарантировать того, что в результате «войны» обе стороны останутся живыми и невредимыми. Сама неопределенность исхода суда, даже при кажущейся 100% перспективе успеха, генетически претит современному бизнесу, который уже давно не полагается на неясные и интуитивные выводы и рекомендации, а действует по тщательно продуманному плану. Задорная воинственность могла бы быть простительна молодому безусому юнцу, подогреваемому мимолетным зарядом молодости, но степенному руководителю собственного предприятия поспешность в принятии решений, от которых зависят судьбы сотен его работников, вовсе противопоказана.
В чем преимущества медиации?
Если же конфликта не избежать, то вовсе не обязательно пускаться во все тяжкие, рассылая исковые заявления по судам различных уровней. Может быть, степень разногласий не столь велика, чтобы сразу ввязываться в многомесячные судебные тяжбы, с неумолимостью высасывающие денежные средства компании, порой в неприличных объемах. И в такой ситуации медиация является не самым плохим вариантом. Ведь зачастую стороны конфликта, ослепленные праведным гневом или иными чувствами, попросту не замечают корня проблемы, хотя разрешение спора лежит на поверхности. Тут требуется профессиональный взвешенный взгляд со стороны. Вот почему в законодательстве говорится о том, что медиатор обязательно должен быть независимым лицом. В независимости кроется залог эффективности процедуры. Бывает, что после первого раунда медиации стороны с удивлением узнают о том, что спорить то было и не о чем, насколько мизерной была суть проблемы.
Стороны отношений ведь не так часто вступают в конфликтные ситуации с другими людьми, для большинства возникновение любого непонимания или противодействия со стороны третьих лиц воспринимается неадекватно остро, хотя объективно проблема и выеденного яйца не стоит. Но подчас именно объективности и беспристрастности не хватает для примирения сторон. Этот недостающий элемент «паззла» представлен фигурой медиатора. Также не следует забывать о собственной физической безопасности: в зданиях судов, несмотря на принятые ограничительные меры, все равно остается большой поток посетителей (участники процессов, судебные приставы, работники аппарата и т.д.), вследствие чего существенно повышается риск заражения респираторными и иными вирусными инфекциями. Указанная же проблема не является актуальной для медиаторов, условия работы которых с эпидемиологической точки зрения более благоприятные.
А как же третейское разбирательство, спросите Вы? Да, действительно, третейские суды также вносят свою лепту в разгрузку государственной судебной системы от вала дел. Но надо при этом понимать, что третейский суд может подойти далеко не всем. Во-первых, нецелесообразно идти в третейский суд по малозначимым поводам, когда проблема может быть решена в ходе медиации. Во-вторых, не все споры могут быть решены в третейском суде. Тут даже речь идет не о юридических ограничениях, а о личных пожеланиях сторон. Для третейского суда по сравнению с медиацией характерна большая формализованность процесса, на стороны давит сам авторитет судебной инстанции. Третейский суд остается все равно судебным органом, полем для процессуального противоборства. В таких условиях сторонам сложнее найти компромисс, прийти к соглашению, так как суд в любом случае воспринимается как властный субъект, к нему меньше доверия по сравнению с фигурой медиатора. В-третьих, для принудительного исполнения решения третейского суда все равно требуется санкция со стороны государства.
Механизм третейского разбирательства может быть рекомендован в тех случаях, когда вообще отсутствуют общие точки соприкосновения и варианты компромисса между сторонами. В то же время, если стороны абсолютно уверены в том, что разногласия носят неразрешимый и принципиальный характер, медиация также может быть полезна. Каждой битве, как известно, предшествует разведка. В ходе медиации стороны, находясь в сравнительно комфортных условиях, охотнее «раскрываются», приводят свое видение ситуации, выдвигают требования. Впоследствии позиция стороны может быть завуалирована юридической терминологией, но ценным для общей стратегии последующего поведения в суде является понимание истинной подоплеки и желаний процессуального оппонента.
Перспективы института медиации
Институт и практика медиации постоянно развиваются. Закон о медиации достаточно многогранен и предоставляет сторонам конфликта большое «поле» для маневра. Стоит ожидать дальнейшего совершенствования законодательства о медиации в целях раскрытия всего потенциала медиативных процедур. Например, профессиональным сообществом уже ведется обсуждение возможности участия медиаторов в банкротных процедурах для урегулирования претензий кредиторов к контролирующим должника лицам в рамках субсидиарной ответственности. И это далеко не предел возможностей медиации. В свете пандемии коронавирусной инфекции на повестку дня встает вопрос о проведении медиации в режиме «онлайн». Поэтому полагаем, что медиативные процедуры относятся к одним из перспективных направлений развития и совершенствования бизнес-среды в Российской Федерации, интерес к ним будет только расти. Поэтому мы на постоянной основе ведем мониторинг ключевых трендов развития медиации, чтобы в своей практической деятельности использовать современные инструменты разрешения споров, позволяющие бизнесу экономить время и деньги, достигая при этом оптимальных результатов.