какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Интернет-урок по окружающему миру «Воздух. Свойства воздуха»

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

На нашем интернет-уроке по окружающему миру мы поговорим о том, без чего бы не существовали мы, природа, планета Земля. Да! Это воздух. Что такое воздух?…

Воздух и свойства воздуха

Воздух — это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Газы не имеют формы. Они распространяются во все стороны и заполняют весь доступный объём.

Воздушная оболочка Земли — атмосфера — защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Воздух необходим всему живому для дыхания и для создания органических веществ.
Смотрим познавательный видеоролик с 5.55

Какие свойства имеет воздух?

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

О свойствах поподробнее.

Сейчас вы видите все то, что вокруг вас: стены, компьютер, шкаф, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? В ерите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это?

Исследование 1.

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Исследование 2. А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?… Пахнет чем-нибудь воздух? А как же запахи в кондитерской, аптеке? … Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Исследование 3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?

Вывод: воздух не имеет вкуса

Исследование 4. Возьмите в руки книгу. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Вывод: воздух не имеет форму.

Исследование 5. Воздух упругий

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Теперь посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Могу ли я сделать первый шарик таким же упругим, как и второй? Что для этого нужно сделать?…. Верно, добавить воздуха. А что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?…… (Воздух сжимается).

У вас, наверняка, есть велосипед. Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? ….. также прыжки на спортивных велосипедов делают как раз из-за воздуха в шинах.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

А где еще используется это свойство?…..

Исследование 6. Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Вот почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг.

Исследование 7. Воздух — плохо проводит тепло.

Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

Верно, между этими двойными стеклами находится воздух, который не пропускает холод и дома становится гораздо теплее. Так как воздух имеет низкую плотность, он плохо проводит тепло.

Если воздух плохо проводит тепло, почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? Ч то же греет землю, снег ли?….

Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.

Подумайте, как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?…. А что происходит с мехом животных к зиме?…

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает тёплый свитер, шубу.

Исследование 8. При нагревании расширяется

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Почему батареи в комнатах устанавливают внизу, под окном? Что происходит с горячим воздухом?

Да, когда воздух нагревается, воздух расширяется, то есть становится легче и поднимается вверх.

Теперь вы сможете объяснить по какому принципу летает воздушный шар?

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

А китайские фонарики?

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

А может ли быть одинаковая температура: днем и ночью? зимой и летом? у полюсов и на экваторе?

Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается). Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

А это значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.

Ветер — это движение воздуха.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Ветра приносят и пользу и вред.

Представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей.

Есть ветра, которые приносят много бед.

— Все это бури, скорость ветра которых достигает 120 км/ч. Такие ветры способны снести здания. Обычно сопровождаются ливнями.— Это вращающиеся воронки со скоростью ветра до 5000 км/ч. Воронка засасывает все на своем пути (случай с розовыми лягушками).

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Как использует человек свойства воды

Человек издавна научился использовать силу воздуха, как источник энергии.
Он изобрел парус , который позволил ему отправиться в путешествие.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло
Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло
Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло
Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой. Например, если заполнить воздушный шарик более лёгким газом — водородом, то они полетят вверх.какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Парашют может планировать по воздуха благодаря плотности воздуха.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

Вы знаете, что вода при нагревании превращается в пар, газообразное состояние, а если пар остудить — получится опять жидкое состояние.

Оказывается, любой газ тоже можно превратить в жидкость, если охладить. Только для этого потребуется очень низкая температура.

Чистый кислород используют для дыхания больных. Им наполняют акваланги для подводного дыхания. кислородные маски есть в самолётах для чрезвычайных ситуаций.

какое свойство воздуха позволяет сохранять тепло

А жидкий кислород нужен для окисления топлива космических кораблей. Ведь без кислорода невозможно не только дыхание, но и горение.

Все мы понимаем, что воздух нашей планете просто необходим. Его следует беречь!

Источник

Свойства воздуха

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

Физические свойства

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

какое свойство воздуха позволяет сохранять теплоВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

какое свойство воздуха позволяет сохранять теплоНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Источник

Детский мир

какое свойство воздуха позволяет сохранять теплоА это значит, что варежки сами по себе совсем не греют. Но вскоре внутри снова стало тепло. Вот и выходит – не варежки согрели твои руки, а, наоборот, ты своими руками согрел варежки. Грелка, трубы центрального отопления, те, правда, греют, а ни пальто, ни шапка, ни варежки, ни валенки сами греть не могут. Другое дело, что они хорошо берегут твое тепло. Получается, ты сам – что-то вроде грелки, тепло идет от тебя, а одежда просто сохраняет тепло, не выпускает наружу.

Разная одежда бережет тепло по-разному. Мама даже говорит: «Холодно стало. Снимай это, надень то!» верно? Вот и скажи, почему в матерчатых варежках холоднее, чем в шерстяных, а в шерстяных холоднее, чем в меховых? Что? Ты говоришь, потому что матерчатые варежки тонкие, вязаные потолще, а меховые совсем толстые? Так-то оно так, но.… Вот как ты думаешь, что лучше – натянуть в морозный день на каждую руку одну толстую варежку или две тонких из такого же материала? В толстых варежках говоришь теплее? А если три тонких? Что? А-а, тогда, говоришь, будет теплее в тонких варежках?

Воздух преграждает путь холоду

Верно. Так вот считай, что, надевая две варежки, ты как раз и надеваешь… сразу три! Почему? Потому, что, когда ты надел две варежки, ты надел еще одну… невидимую. Ведь между обеими варежками обязательно есть воздух. А это тоже, между прочим, «варежка», хоть и воздушная, но теплая. И выходит: 2+1=3. ведь воздух отлично сберегает тепло. Не зря же рамы в окнах ставят двойные.

Ты, наверное, думаешь, что двойные рамы нужны только потому, что два стекла лучше защищают комнату от зимних морозов, чем одно? Ошибаешься. Стекло для мороза не преграда. Воздух между двумя рамами – вот настоящая преграда. Это как бы еще одна рама. А как ты думаешь, почему воробьи в морозный день сидят на ветках, нахохлившись, распушив перья? Оказывается, тоже для тепла. Между перышками и пушинками, как между двумя надетыми на одну руку перчатками, как между оконными рамами, помещается есть тоже воздух, и воробьям от этого теплее.

А наша с тобой одежда! Берегут тепло, не пропускают холод вовсе не нитки ткани, и не волоконца, из которых эти нитки скручены, а воздух, который прячется между ними. Чем пушистее, чм ворсистее ткань, тем больше места в ворсинках занимает воздух, а чем больше воздуха, тем нам теплее.

В шелке ворсинок мало, скручены они плотно – шелк холодный. В шерстяной ткани ворсинок много, они пушистые – шерсть теплая, потому, что там находится воздух. Вата еще пушистее. Вот из нее и делают теплые ватные одеяла. И входные двери обивают – утепляют – ватой.

К цехам заводов, к домам бежит по подземным трубам горячая вода. Чтобы она не остывала, трубы укутаны «одеялом» — толстым слоем ваты, только не простой, а стеклянной, из стеклянного волокна. Воздух, в таком волокне не дает остынуть и замерзнуть воде.

Ты наверняка видел кирпичи с множеством дырочек. В каждой дырочке воздух, и поэтому стенки из таких кирпичей и легче, и лучше сохраняют в домах тепло.

Но иногда нужно уберечь не тепло от холода, а, наоборот, холод от тепла. И тут воздух опять наш надежный помощник. Ему все равно, куда не пропускать тепло – наружу или внутрь. Чтобы тепло не проникало внутрь холодильника, его стенки и дверца тоже двойные, как оконные рамы. А между ними пушистая «воздушная» стеклянная вата.

Источник

Урок по теме «Свойства воздуха»

3. Доклады и рисунки.

4. Приборы для проведения опытов.

8. Журнал, оформленный детьми.

Постановка учебной задачи урока.

Учитель: Наша планета называется Земля. Учеными доказано, что только на нашей планете есть жизнь. Докажите почему?

2. Атмосфера обеспечивает постоянные условия для жизни от перегрева и переохлаждения.

3. Благодаря циркуляции ветров формируются условия жизни на Земле, в которых может существовать биосфера.

4. Все живые организмы дышат и поглощают в процессе дыхания кислород из атмосферы.

5. Растения используют углекислый газ воздуха в процессе фотосинтеза и выделяют кислород.

Учитель: Воздух окружает нас со всех сторон и занимает все свободное пространство. Воздух есть в воде, в разных предметах, растениях. Есть он в теле человека и в теле животных. Однако есть способы увидеть и почувствовать воздух. Давайте проверим это вмести с вами. Докажите, что вокруг нас есть воздух.

Самый простой способ состоит в том, чтобы продемонстрировать его наличие. Для этого надо помахать веером перед лицом (наглядно). Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

— Давайте проведем еще один опыт и узнаем, где находится воздух. Нам понадобится:

• прозрачная банка с водой;

• мячик для пинг-понга;

1. Положим шарик на поверхность воды.

2. Опрокинем стакан накрыв шарик, и опустим его на дно емкости.

Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне емкости почти на сухом месте.

Это потому чтовоздух, находившийся в стакане не позволяет воде проникнуть внутрь. На самом деле стакан только кажется пустым.

З. Сейчас наклоним стакан, из стакана выходят пузыри, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в стакан, шарик поднимается вверх.

— Это потому что воздух, наполняющий стакан выходит из него, поднимается вверх, а вода занимает его место.

Учитель: Благодаря ветру тепло и влага разносятся по всей поверхности Земли. Больше того без ветра вся суша превратилась бы в пустыню. В чем причина образования ветра?

Тема урока: “Свойства воздуха”

II. Расширение при нагревании

III. Плотность воздуха.

IV. Плохая проводимость тепла.

V. Упругость воздуха.

Учитель: 1. Тема нашего урока “Свойства воздуха и как человек эти свойства использует. На прошлом уроке вы получили задание (сесть по группам). Распределиться по группам и по интересам и подготовиться выступать о том, какими свойствами обладает воздух и, как человек использует свойства воздуха. Я жду от вас интересных выступлений, активности, научных обоснований, гипотез, сядьте по группам.

2. Актуализация и систематизация знаний учащихся.

— Сейчас мы на опыте узнаем, что происходит с воздухом, при нагревании. Нам потребуется:

• тазик и горячая вода.

1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко бутылки.

2. Подержим бутылку в тазике с горячей водой.

Результат: шарик надулся

— Я покажу вам опыт который тоже доказывает это свойство воздуха и называется “он” волшебный стакан.

• горячая и холодная вода.

1. Положим книгу на стол, на нее с небольшим наклоном положим дощечку, намочим стакан холодной водой и поставим его. Посмотри, что происходит (стакан стоит на месте).

2. Тeперь намочим стакан горячей водой и поставим его так же как в первый раз.

Результат: Когда стакан смочен холодной водой, он практически стоит на месте. Когда стакан смочен горячей водой, он быстро скользит.

Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью. Правда произошло это не сразу. Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность и легкость двигателей и материалов для конструирования достигла определенного уровня.

Первый самолет с двигателем братьев Райт поднялся в воздух в 1903 году. Самолет поднимается также за счет подъемной силы, создаваемой при движении с большой скоростью на крыле, имеющем особую форму в профиль.

IV. Благодаря низкой плотность воздух обладает замечательным свойством: он плохо проводит тепло (на доске это свойство). Звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а человек надевает теплый свитер все это только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. Свитер не дает телу потерять свое тепло. С той же целью в окна вставляют вторые рамы. Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха, который не пропускает теплый воздух из квартиры на улицу.

Проведем опыт. Возьмем пластмассовый шприц (без иглы) и поставим его поршень в среднее положение. Крепко зажать пальцем отверстие для иглы, попробуем задвинуть, а затем вытянуть поршень. Что же происходить?

Приложив усилие воздух можно сжать и растянуть, но он стремиться сохранить первоначальный объем.

VI. Физкультурная пауза.

VII. Нашей редакционной группой был подобран материал и выпущен журнал о воздухе. Попросим ребят кратко рассказать о составе воздуха.

Источник

Конспект открытого урока в 3 классе по «Окружающему мир», Тема : «Свойства воздуха»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Диапроектор, ноутбук, экран – для презентации
Цель : закрепить знания о составе воздуха; познакомить учащихся со свойствами воздуха.
Задачи и ууд : прививать интерес к открытию новых знаний, развивать наблюдательность, основы анализа и синтеза при проведении опытов; учить делать выводы на основе своих наблюдений; развивать навыки групповой работы.

а) Ответьте на вопросы:
-Что такое воздух?
-Из каких веществ состоит воздух?

б)Проверка домашнего задания в печатных тетрадях.( взаимопроверка)

Дополни предложения. В них говориться о газах, входящих в состав воздуха, или о примесях, содержащихся в воздухе и загрязняющих его.

1. Газ, который поддерживает горение, называется – кислород.

2. Газ, который выделяется при дыхании живых организмов, называется- углекислый газ.

4. Газ, которым дышат растения, называется- кислород.

5. Во время цветения растений в воздухе появляется – пыльца.

6.Морские брызги быстро испаряются, оставляя в воздухе крохотные частицы морской – соли.

7. В результате работы промышленных предприятий и транспорта в воздух выделяется большое количество пыли, грязи, выхлопных газов.

8. при охлаждении воздуха из него в виде капелек воды выделяется – водяной пар.

Занимает ли воздух место?
Берем стакан и опускаем его в емкость с водой. Наблюдаем, что мы видим и ощущаем?

Вывод: воздух занимает пространство.

Знание этого свойства воздуха помогло ученым создать особое устройство для работы под водой – водолазный колокол. С помощью подъемного крана колокол вместе с людьми, инструментами и приборами погружают в воду. Под колоколом находиться воздух, который не дает воде заполнить его. Человек может без специального костюма обследовать дно водохранилища, осмотреть опору моста.

Можно ли воздух сжать?

Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а сосед пусть нажмет на поршень. Что ты чувствуешь? Палец, которым ты закрываешь отверстие, чувствует, что воздух на него сильно давит. Однако поршень с трудом но немного продвигается.

Вывод: воздух можно сжать. Воздух обладает свойством упругости.

Это свойство люди используют, при изготовлении мячей, автомобильных шин, надувных батутов и многого другого.

Можно ли воздух взвесить?

Еще знаменитый ученый древности Галилео Галилей к всеобщему удивлению смог взвесить воздух. Естественно он не уложил воздух на весы, но додумался до очень хитрой штуки. Взял ученый, обычный медный шар, в котором сделал отверстие, и поставил его на чашечку весов. Потом он откачал их этого шара весь воздух, запечатал отверстие и снова взвесил. И оказалось, что разница в весе все-таки есть. Значит, воздух не такой уж невесомый и имеет кое-какой вес. А еще позже наши современные ученые выяснили, что воздух совсем не такой уж легкий. Например, в обычной бутылке кефира, помещается ни много, ни мало, а целых полкилограмма воздуха. А теперь представьте, что над нашими головами, над лесами и полями, над просторными морями и высокими горами – над всей нашей планетой весит громадный океан – невидимая глазу, но многокилометровая воздушная толща. А раз воздух имеет вес, то, какое же огромное давление оказывает он на нашу землю-матушку. А знаете, сколько воздуха давит на каждого человека? Сила его давления составляет более пятнадцати тонн! Это получается, что на каждого человека давит вес трех небольших грузовиков! Но почему же мы не чувствуем такого огромного давления? А потому, дорогие друзья, что в нашем с вами организме, тоже находится воздух, который с абсолютно точно такой же силой, давит вовне изнутри. Выходит что давление воздуха одинаково, как снаружи от окружающего мира, так и изнутри организма человека. Вот поэтому-то мы ничего и не чувствуем. Вы спросите, а как же в космосе, ведь там воздуха то нет и, наверное, там нечему давить? Совершенно верно, в космосе безвоздушное пространство. И космонавты в космических кораблях живут лишь потому, что там поддерживается земная атмосфера.

Что происходит с воздухом при нагревании и расширении?

Берем колбу со вставленной в неё трубкой и опускаем трубку в стакан с водой. Начинаем греть колбу телом своих рук, Что мы наблюдаем? Из трубки в оду выходят пузырьки воздуха.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Накроем колбу смоченной в холодной воде салфеткой. Что мы наблюдаем? Вода из стакана по трубке поднимается вверх.Почему?

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Теплый воздух легче холодного.

Чтение обсуждение результатов исследований.
— Уважаемые ученые, кто хочет прочитать записанные результаты исследований?
Чтение, обсуждение и корректировка результатов исследований
4.Закрепление пройденного.

Учебник 3 класс «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. ПНШ

Тетрадь для самостоятельной работы № 1 О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. П

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *