Условное обозначение урока математики что это

Условные знаки, схемы на уроках математики

Автор: Николенко Татьяна Михайловна

МОБУ «СОШ № 9», Новокубанский район

Настоящий урок – это урок, на котором на всё и на всех хватает времени. Меня, как и многих учителей волновало, и волнуют слабые ученики. Мне часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя я чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Одного дополнительного урока для слабого ученика мало. Систематические занятия для ученика и учителя утомительны.

Почему же некоторые ученики слабо усваивают материал? Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы. Слабые ученики отнимают на уроке много времени. Слабые и средние ученики на определённом этапе над новой темой становятся пассивными, начинают отставать. Но в момент первого объяснения, когда я использую яркие предметы, рисунки, таблицы они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, делают правильные выводы. Серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов, надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем нарастание пассивности. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – это цель моего урока. Чтобы достичь этой цели я использую в своей работе опорные схемы.

В своей работе я использую опоры по математике:

1. Введение и анализ задачи.

2. Название компонентов сложения и вычитания.

6. Введение в решение задач на умножение и деление.

9. Развитие беглости счёта по теме «Десятки».

10. Развитие беглости счёта по теме «Сложение и вычитание» с переходом через десяток.

12. Преобразование именованных чисел.

13. Частные случаи математических действий.

14. Развитие беглости счёта по табличному умножению и делению.

15. Развитие беглости счёта по внетабличному умножению и делению.

17. Зависимость между величинами.

Как я применяю опоры при изучении тем по математике? Первоклассники мыслят конкретно, образами. Чтобы осуществить переход от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому мышлению я использую схемы. Одна из таких простейших схем – введение в анализ задачи (1 класс). Она создаётся на самых первых уроках при разборе задачи в картинках.

В вазе лежали 2 конфеты. Мама положила ещё 3 конфеты. Сколько конфет стало в вазе? (схема задачи: условие, вопрос, решение, ответ).

2 и 3 – это условие задачи

2 + 3 = 5 – это решение задачи

5 – это ответ задачи.

Далее подвожу детей к обобщению только что проведённого анализа задачи: «Какие же части, элементы задачи мы видели?». На следующих уроках схема перед глазами детей. Даю задание «Назовите части задачи». Читают дети по схеме хором и индивидуально. Большие трудности возникают у детей при составлении задач по картинке учебника. Но с опорой на схему ученики рассуждают, выделяют условие, вопрос, решение и ответ задачи. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что спрашиваю. На доске меньше записей. После этой работы можно переходить к устному анализу задачи. Для успешного запоминания элементов задачи я использую анализ задачи по ролям: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Ученикам это очень нравится и желающих получить роль очень много.

Модель линейки, которая находится на планке доски, часто используется на уроке, как опора, и не только в обучении решению примеров, но и при объяснении темы «Сантиметр». Объясняю все деления линейки, обращаю внимание, что в 1дм-10дм, в 1дм-10см, в 1см-10мм. С этого момента широко использую модель линейки при работе с отрезками. «Чтение» линейки хором по движению указки. Это и закрепляет у учащихся пространственные представления и подготавливает к усвоению табличных мер длины.

Организовать труд школьника на уроке помогает комментирование. Деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Начинаю с сильного ученика (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца. Комментирование начинаю с 1 класса (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Начиная со 2 класса, комментирование переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений. Для этого я использую новые схемы, которые играют направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и доказательств учащихся.

Затем вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач.

Работа по решению задач проходит следующим образом: выбор нужной схемы к задаче, один ученик выделяет условие задачи, другой заполняет кармашки схемы данными задачи (цифрами), третий выделяет вопрос, четвёртый составляет решение, пятый доказывает выбор действия для обобщения по решению задач.

Математическая терминология должна использоваться с первых шагов обучения на всеъ этапах обучения. Большое внимание уделяю развитию математической речи. В классе есть таблицы чтения выражений: названия компонентов действия сложения и вычитания. Очень полезна многократность чтения таблиц из урока в урок. Количество таблиц постепенно растёт, содержание усложняется соответственно программному материалу. Использование одних и тех же таблиц на нескольких уроках подряд приводит к полному пониманию их всеми учащихся класса. Опорные схемы активизирует детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу ученика, разнообразят работу в классе, повышает интерес к учению.

Введение связывающих дуг способствуют более сознательному подходу к решению выражений. Ученик сначала думает, как перестроить выражение, показывая это связывающий дугой, а затем переходит к письменному объяснению. «Представим второе слагаемое в виде суммы чисел 20 и 30. Пишу 20 «плюс» сумма чисел 30 и 4. Удобно сложить 20 и 30.Перестраиваю выражение – к сумме 20 и 30 прибавить 4. Вычитаем. Ответ: 54». (Комментирование). Далее рассуждения учениками ведутся устно. 87 – 4 = 83

В порядке обобщения использую карточки – сводные таблицы по наиболее трудным видам примером данной темы. Увеличивается объём решаемых примеров без перегрузки письменными заданиями, обращается внимание детей на трудностях темы, предупреждаются ошибки в самостоятельных и контрольных работах.

Затем идёт переход к теме «Табличное умножение и деление». Наряду с развитием понятия об умножении как сложении одинаковых слагаемых на ряде уроков знакомим детей с таблицей умножения. Учимся читать таблицу кратко. При этом обращаем внимание на связь умножения с делением:

4 х 8=32, 32: 8= 4, 32: 4= 8.

Решая примеры на умножение и деление при открытой таблице (опоре), дети постепенно запоминают результаты. При этом используют приём комментирования. Схема помогает сформировать первое понятие, создать образ действия при решении простых задач на умножение – деление. На первых порах по этой теме все задачи решаются с рисунком и записью в тетради. А затем дети сами начинают зарисовывать задачу в тетради палочками. Например: Оля купила 4 тетради по 2 рубля каждая. Сколько стоят все тетради? Ученик рисует четыре палочки. Пишу: первая тетрадь стоит 2 р.; вторая тетрадь 2р; третья тетрадь 2р; четвёртая тетрадь 2р. Задачу можно решить сложением: 2 +2 +2 +2 = 8(р.) Ответ: 8 рублей стоит покупка. На доске и у ученика такая запись:

Это только несколько видов работы со схемами. Успех опорных сигналов как методических приёмов обусловлен тем, что они отражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-диагностический, источниковый, психологический, управленческий. Опорные схемы вбирают в себя все стороны метода и приёма, и они отвечают общим психолого-педагогическим закономерностям. Так я чувствую трудности детей в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечиваю преодоление этих трудностей через систему условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладеть мыслительными приёмами. Моя цель научить ученика не тому что легко, а тому, что трудно.

Литература:

1. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике.

2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.

4. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками.

5. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе.

Статья взята с данного сайта

Источник

Знаки-символы как механизм развития универсальных учебных действий младшего школьника. 1–2-е классы

Отслеживание результатов формирования метапредметных УУД в 1-м и 2-м классе начальной школы проводится мною по методике Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой и др. “Школьный старт” и мониторингу Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой “Учимся учиться и действовать”. Авторы этих методик считают основными в 1-м классе восемь умений:

— два регулятивных умения (планирование и оценка);

— шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Чтобы ребята с первых дней в школе стали полноправными участниками процесса обучения, необходимо их вовлекать в образовательный процесс, в период адаптации создавать положительный эмоциональный настрой. Для этого я использую знаки- символы. Работа с символами ведется в нескольких направлениях:

1. Психо-эмоциональный блок: В течение 1-го класса мы с детьми заполняли “Портфолио первоклассника”. В Портфолио представлена работа по формированию у первоклассника положительного эмоционального отношения к окружающему миру и по оценке учебных достижений ученика (использование знаков-символов); особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей. Работа в Потфолио ведется и в этом учебном году, потому что является оптимальным способом организации системы накопительной оценки учащегося, демонстрирует его усилия, прогрессии достижения в различных областях; объединяет количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

Для повышения положительного эмоционального настроя на урок в 1-м классе использовала “Замки”. За активную работу на уроке, дети получают плюс, в конце недели раскрашивали кирпичики на замках следующими цветами: красный – математика, желтый – письмо, обучение грамоте, зеленый – окружающий мир, синий – ИЗО, технология. Для хранения работ и достижений учащихся заведены папки таких же цветов по предметам, которые будут пополняться работами и достижениями детей в период с 1 по 4 класс.

2. Познавательный блок:

В первом классе процесс формирования метапредметных УУД находится на начальном этапе. Ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия. С сентября 2012 г в 1-ом классе мною детям были предложены символы-знаки для обозначения разных видов заданий (формируем анализ и синтез). Введение этих символов проходит в несколько этапов:

1. Знакомство со знаком-символом: Работа, по возможности, проводилась на каждом уроке. На листе формата А4 маркером были нарисованы условные знаки, обозначающие разные виды работ, например:

Условное обозначение урока математики что это— раскрашивание; Условное обозначение урока математики что это— работа с картинами или иллюстрациями и др., первоклассники выбирали знаки для вида задания, вывешивали на магнитах на доске.

2. Самостоятельное использование знаков-символов: Затем все эти знаки стали переносить на лист формата А5; все условные знаки на магнитах вывешивались с обратной стороны доски; дети перед выполнением задания выбирали из всех знаков нужный знак-символ для обозначения вида работы.

3. Совместное составление плана урока: После этого совместно с детьми стали составлять план урока (формируем планирование, анализ, синтез, обобщение, классификацию, планирование). Первые 2 недели использовали материал учебника, предложенный авторами на урок: ребята открывают учебник или тетради на печатной основе и рассматривают задания, предложенные для выполнения. Анализируя виды заданий, они выбирают символы-знаки для обозначения этих видов заданий, которые вывешиваются на доску друг под другом сверху вниз (получается план урока). Для каждого урока (математика, письмо, чтение, окружающий мир) получался свой план.

Проведя анализ планов урока, совместно с детьми пришли к выводу, что планы уроков отличаются друг от друга, а система заданий и их порядок внутри урока для каждого предмета остается примерно одинаковым: основные этапы урока сохраняются, меняются только некоторые виды заданий и происходит их усложнение. В дальнейшем в процессе коллективной работы ученики сами могли составить план урока по предмету, не знакомясь предварительно с заданиями, предложенными на урок, внося необходимые корректировки по ходу урока с учетом содержания заданий. Постепенно рисунки для обозначения видов заданий заменяются словами, появляются карточки с надписями “итог”, “загадка”, “самостоятельная работа” и др. Дети замечают, что карточки с некоторыми знаками используются на всех уроках, например: “итог” и др., а знаки: ломаные, знаки сравнения – используются только на уроке математики (формируется анализ и синтез): происходит классификация знаков-символов на общие (используем на всех уроках и во внеурочной деятельности) и специальные (используем только на каком-то уроке).

Активно использовался на уроках и компьютер: многие знаки сразу же создавались (вместе с детьми) на интерактивной доске, тут же распечатывались на принтере и вывешивались на доску. Обсуждая и создавая на доске “Алгоритм решения простой задачи”, в процессе обсуждения понятия “алгоритм”, одна ученица заметила, что схема нашего урока математики (она у детей перед глазами на доске) – это тот же алгоритм. Тут же и прошло у нас незапланированное учителем “открытие”, что схемы наших уроков – алгоритмы, которые для каждого урока свои. Происходит процесс формирования классификации, сравнения, обобщения, причинно-следственных связей.

Одновременно с введением знаков-символов для обозначения видов заданий были введены и знаки для обозначения способов получения информации, предложенные авторами “Программа 2100”: Условное обозначение урока математики что это— письменная речь, Условное обозначение урока математики что это— зрительная (визуальный способ получения информации) речь, Условное обозначение урока математики что это— устная речь, Условное обозначение урока математики что это— слуховая речь (аудиальный способ получения информации); Условное обозначение урока математики что это— получения информации из компьютера, презентации на компьютере, работа на компьютере. Для каждого вида заданий на уроке определялся и способ получения информации, который вывешивался на доску рядом с заданием. Во втором полугодии 1-го класса мы с детьми и начали использовать круги разного цвета для обозначения разных видов УУД: зеленый цвет – коммуникативные, синий – познавательные, оранжевый – регулятивные, красный – личностные УУД. После выполнения задания мы с ребятами определяли, что же формируется (или тренируется) у них. К концу учебного года практически все дети могли правильно определить и вид задания, и способ получения информации, и вид УУД.

Условное обозначение урока математики что этоУсловное обозначение урока математики что это

Условное обозначение урока математики что этоУсловное обозначение урока математики что это

Формирование самооценки (регулятивные УУД) началось практически с первых уроков первого класса. Использую в своей работе Технологию оценивания (ТО) образовательных достижений учащихся, разработанную в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн. Развитие умения самооценки (1-й класс) происходило в несколько шагов:

2-й шаг (через 2 недели). Оценка содержания своей письменной работы.

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок самооценки.

К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 и 4.

Выбираем урок для работы по развитию самооценки (1-2 урока в день). Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании. Во втором классе происходит оценивание работы на уроке и выполнение разных видов заданий.

Для формирования коммуникативных УУД использую на уроках разные формы работы: работа парах, группе, формы свободной работы. Одновременно со знаками-символами вводятся и знаки для определения этих форм работы (например: работа в группе: Условное обозначение урока математики что это, работа в паре: Условное обозначение урока математики что этои т. д.).

3. Блок внеурочной деятельности: Диагностика уровня сформированности УУД первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Знаки-символы стали использовать не только для составления плана урока, но и в методе проектов. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект “ЗОЖ” уже в сентябре. Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия “ЗОЖ”. Использовали знаки для составления плана. План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть работы дети будут выполнять под руководством учителя, а оформительскую часть выполнят самостоятельно.

Итог работы.

В процессе работы над проектами у детей формируются коммуникативные, метапредметные УУД.

Источник

Конспект урока по математике на тему: «Роль математики в жизни людей и общества»

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»

Тема урока: «Роль математики в жизни людей и общества»

первой квалификационной категории

Тема: «Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества».

Цели: выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.

Планируемые результаты: учащиеся научаться делать выводы о значении математических знаний в жизни; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению.

( Проверка наличия учебных принадлежностей. На столах должны быть пенал с карандашами и фломастерами, учебник.)

Работа по теме урока

— Сегодня у нас первый урок математики. Как вы думаете, что мы будем делать на уроках математики? (Считать, решать примеры, задачи…)

— А зачем нужно всё это уметь? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение и скажите, людям каких профессий необходима математика.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

И при этом, и при этом,

Очень важная наука

Не садятся на мель,

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать,

И на свете нет профессий,

Где бы вам не пригодилась

— Какие профессии вы услышали? (Моряк, летчик, врач.)

— Какие еще профессии немыслимы без математики? (Строитель, продавец, бизнесмен, дизайнер…)

— Нужна ли математика певцу и артисту? (Математика нужна всем, так как мы покупаем товар, считаем время, чтобы не опоздать на поезд, считаем, сколько метров обоев нужно для ремонта, и т.д.)

— Какой вывод вы можете сделать после нашей беседы? (Знание математики необходимо и в повседневной жизни, и в работе.)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Продолжение работы по теме урока

В изучении математики нам поможет учебник «Математика».

— Как вы думаете, какую книгу называют учебником? (Книгу, по которой учатся какому-то предмету.)

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте тему наших первых занятий. (Подготовка к изучению чисел.)

— Что мы должны узнать на первых уроках?

— Чему мы должны научиться?

— Чтобы книга помогала учиться, нужно знать её язык. На с. 2 даны условные обозначения, которые используются в учебнике. Посмотрите, какие это знаки и что они обозначают. (Учащиеся самостоятельно знакомятся с условными обозначениями.)

— Откройте с. 4 и 5. Прочитайте тему. (Один, два, три… Первый, второй, третий…)

— Как вы догадались? (Тема записана как заголовок, выделена.)

— По этим темам мы будем работать на следующем уроке.

Какие условные обозначения нам встретятся? (Красный треугольник, клетки в кружке и звёздочки в кружке, вопросительный знак в треугольнике.)

— Прочитайте, что обозначают эти знаки, и скажите, что мы будем делать на уроке. (Работать в парах, выполнять задания на странице и на полях.)

5. Закрепление изученного материала

— Как вы понимаете слова «уметь работать с учебником»? (Знать условные обозначения, находить тему урока.)

— Почему авторы учебника придумали условные обозначения для заданий, а не пишут их словами? (Читать задания долго, а посмотрев на условные обозначения, можно сразу понять, что делать.)

— Придумайте условное обозначение урока математики. Оно должно быть таким, чтобы, увидев его в расписании, все поняли, что нужно готовиться к математике. (Учащиеся выполняют задания на листах формата А4.)

— Расскажите о своём условном обозначении. Почему вы брали именно эти символы? (Защита проектов.)

— Какое условное обозначение урока математики вам понравилось больше? Почему?

Подведение итогов урока

— Для чего нужно изучать математику? (Ответы детей.)

Источник

Условные знаки и схемы на уроках математики

Условное обозначение урока математики что это

Условное обозначение урока математики что это

Условные знаки, схемы на уроках математики

Настоящий урок – это урок, на котором на всё и на всех хватает времени. Меня, как и многих учителей волновало, и волнуют слабые ученики. Мне часто приходилось дополнительно заниматься с детьми после уроков. Хотя я чувствовала, что пустое это дело, а занималась. Одного дополнительного урока для слабого ученика мало. Систематические занятия для ученика и учителя утомительны.

Почему же некоторые ученики слабо усваивают материал? Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы. Слабые ученики отнимают на уроке много времени. Слабые и средние ученики на определённом этапе над новой темой становятся пассивными, начинают отставать. Но в момент первого объяснения, когда я использую яркие предметы, рисунки, таблицы они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, делают правильные выводы. Серьёзные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов, надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем нарастание пассивности. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – это цель моего урока. Чтобы достичь этой цели я использую в своей работе опорные схемы.

В своей работе я использую опоры по математике:

1. Введение и анализ задачи.

2. Название компонентов сложения и вычитания.

6. Введение в решение задач на умножение и деление.

9. Развитие беглости счёта по теме «Десятки».

10. Развитие беглости счёта по теме «Сложение и вычитание» с переходом через десяток.

12. Преобразование именованных чисел.

13. Частные случаи математических действий.

14. Развитие беглости счёта по табличному умножению и делению.

15. Развитие беглости счёта по внетабличному умножению и делению.

17. Зависимость между величинами.

Как я применяю опоры при изучении тем по математике? Первоклассники мыслят конкретно, образами. Чтобы осуществить переход от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому мышлению я использую схемы. Одна из таких простейших схем – введение в анализ задачи (1 класс). Она создаётся на самых первых уроках при разборе задачи в картинках.

В вазе лежали 2 конфеты. Мама положила ещё 3 конфеты. Сколько конфет стало в вазе? (схема задачи: условие, вопрос, решение, ответ).

2 и 3 – это условие задачи

2 + 3 = 5 – это решение задачи

5 – это ответ задачи.

Далее подвожу детей к обобщению только что проведённого анализа задачи: «Какие же части, элементы задачи мы видели?». На следующих уроках схема перед глазами детей. Даю задание «Назовите части задачи». Читают дети по схеме хором и индивидуально. Большие трудности возникают у детей при составлении задач по картинке учебника. Но с опорой на схему ученики рассуждают, выделяют условие, вопрос, решение и ответ задачи. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой. Дети ясно понимают, что спрашиваю. На доске меньше записей. После этой работы можно переходить к устному анализу задачи. Для успешного запоминания элементов задачи я использую анализ задачи по ролям: «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Ученикам это очень нравится и желающих получить роль очень много.

Модель линейки, которая находится на планке доски, часто используется на уроке, как опора, и не только в обучении решению примеров, но и при объяснении темы «Сантиметр». Объясняю все деления линейки, обращаю внимание, что в 1дм-10дм, в 1дм-10см, в 1см-10мм. С этого момента широко использую модель линейки при работе с отрезками. «Чтение» линейки хором по движению указки. Это и закрепляет у учащихся пространственные представления и подготавливает к усвоению табличных мер длины.

Организовать труд школьника на уроке помогает комментирование. Деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Начинаю с сильного ученика (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца. Комментирование начинаю с 1 класса (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Начиная со 2 класса, комментирование переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений. Для этого я использую новые схемы, которые играют направляющую роль, они становятся алгоритмом рассуждений и доказательств учащихся.

Затем вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач.

Работа по решению задач проходит следующим образом: выбор нужной схемы к задаче, один ученик выделяет условие задачи, другой заполняет кармашки схемы данными задачи (цифрами), третий выделяет вопрос, четвёртый составляет решение, пятый доказывает выбор действия для обобщения по решению задач.

Математическая терминология должна использоваться с первых шагов обучения на всеъ этапах обучения. Большое внимание уделяю развитию математической речи. В классе есть таблицы чтения выражений: названия компонентов действия сложения и вычитания. Очень полезна многократность чтения таблиц из урока в урок. Количество таблиц постепенно растёт, содержание усложняется соответственно программному материалу. Использование одних и тех же таблиц на нескольких уроках подряд приводит к полному пониманию их всеми учащихся класса. Опорные схемы активизирует детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу ученика, разнообразят работу в классе, повышает интерес к учению.

Введение связывающих дуг способствуют более сознательному подходу к решению выражений. Ученик сначала думает, как перестроить выражение, показывая это связывающий дугой, а затем переходит к письменному объяснению. «Представим второе слагаемое в виде суммы чисел 20 и 30. Пишу 20 «плюс» сумма чисел 30 и 4. Удобно сложить 20 и 30.Перестраиваю выражение – к сумме 20 и 30 прибавить 4. Вычитаем. Ответ: 54». (Комментирование). Далее рассуждения учениками ведутся устно.
87 – 4 = 83

В порядке обобщения использую карточки – сводные таблицы по наиболее трудным видам примером данной темы. Увеличивается объём решаемых примеров без перегрузки письменными заданиями, обращается внимание детей на трудностях темы, предупреждаются ошибки в самостоятельных и контрольных работах.

Затем идёт переход к теме «Табличное умножение и деление». Наряду с развитием понятия об умножении как сложении одинаковых слагаемых на ряде уроков знакомим детей с таблицей умножения. Учимся читать таблицу кратко. При этом обращаем внимание на связь умножения с делением:

4 х 8=32, 32: 8= 4, 32: 4= 8.

Решая примеры на умножение и деление при открытой таблице (опоре), дети постепенно запоминают результаты. При этом используют приём комментирования. Схема помогает сформировать первое понятие, создать образ действия при решении простых задач на умножение – деление. На первых порах по этой теме все задачи решаются с рисунком и записью в тетради. А затем дети сами начинают зарисовывать задачу в тетради палочками. Например: Оля купила 4 тетради по 2 рубля каждая. Сколько стоят все тетради? Ученик рисует четыре палочки. Пишу: первая тетрадь стоит 2 р.; вторая тетрадь 2р; третья тетрадь 2р; четвёртая тетрадь 2р. Задачу можно решить сложением: 2 +2 +2 +2 = 8(р.) Ответ: 8 рублей стоит покупка. На доске и у ученика такая запись:

Это только несколько видов работы со схемами. Успех опорных сигналов как методических приёмов обусловлен тем, что они отражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-диагностический, источниковый, психологический, управленческий. Опорные схемы вбирают в себя все стороны метода и приёма, и они отвечают общим психолого-педагогическим закономерностям. Так я чувствую трудности детей в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечиваю преодоление этих трудностей через систему условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладеть мыслительными приёмами. Моя цель научить ученика не тому что легко, а тому, что трудно.

Литература:

1. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике.

2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.

4. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками.

5. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *