Условия срт что значит
INCOTERMS 2010 — CPT: основные положения и нюансы поставки
Международные правила ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года определяют единое толкование участниками внешнеэкономической деятельности контрактных условий с использованием специализированных торговых терминов.
Большое внимание уделено толкованию условий франко – стандартам, которыми определяется место смены ответственности от продавца к покупателю.
В данной статье, мы расскажем о том, что скрывает аббревиатура CPT, и как эти правила применяются в практике внешней торговли.
Что означает термин CPT по ИНКОТЕРМС 2010
CPT (Carriage Paid To) – термин, которым принято обозначать обязательства экспортёра по оплате фрахта (перевозки) до выбранного пункта назначения, где поставщик передает товар согласованному сторонами перевозчику. Такое условие применяется обычно, когда покупатель (импортёр) самостоятельно выбирает наиболее выгодного ему перевозчика.
Для продавца граница ответственности при выборе условий CPT проходит в момент приёма груза перевозчиком. Далее все риски и финансовые обязательства по затратам, связанным с доставкой товара, несёт покупатель (или делит их с транспортной компанией или экспедитором).
Условия CPT более выгодны для экспортёра при перевозках любым видом транспорта. Они минимизируют его риски и затраты, и часто ограничиваются доставкой и погрузкой партии товара в порт или на иное место, в котором товар отгружается покупателю. Особенно удобно условие CPT при отгрузках на транспорт импортёра со склада продавца.
Для импортёров такие условия целесообразно применять, когда перевозки осуществляются собственным транспортом или морским флотом генеральных контейнерных линий страны покупателя.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Базис поставки в термине CPT
На поставщике также лежит обязанность по таможенной очистке экспорта и выполнению для этого обязательных экспортных процедур в стране продавца. Все, что связано с оформлением ввоза, относится к импортёру. Обязательство по растаможке груза можно делегировать посреднику.
Обязанности продавца и покупателя на условиях CPT ИНКОТЕРМС 2010
Точное понимание и разграничение обязанностей продавца и покупателя при поставках на условиях CPT, DAP и других терминов способствуют чёткому исполнению контрагентами своих функций по внешнеэкономическому контракту и является определяющим в подготовке договорных условий и оценке экономической эффективности контракта для обеих сторон.
Общие обязанности
Общие обязанности поставщика и покупателя разграничены рядом основных условий, принимаемых в ИНКОТЕРМС 2010 для данного определения.
Поставщик обязан по CPT обеспечить:
Покупатель принимает на себя обязанности:
Исходя из базиса общих условий CPT, детализируются основные условия договора, касающиеся:
Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности
Учитывая, что это граница проходит на борту транспортного средства, выбранного для перевозки, поставщик несёт обязательства по оформлению всех разрешений:
Экспортные разрешения считаются полученными, если продавец предоставил необходимые карантинные, фитосанитарные, качественные и иные сертификаты, включая сертификат подтверждения страны производителя. При этом оформление таможенной документации заканчивается простановкой на товарно-транспортных документах, таких как инвойс, разрешающих штампов таможенного органа на территории страны экспортёра.
В Таможенном союзе — это штампы таможни на грузовой таможенной декларации с отметками «Погрузка разрешена» и «Выпуск разрешён». Но только второй штамп означает полное выполнение продавцом своих обязательств на условиях CPT.
Параллельно продавец и транспортная или экспедиторская компания должны оформить товарно-сопроводительные документы о приеме-передаче груза к перевозке. Это могут железнодорожные, автомобильные накладные или морские коносаменты.
Контроль безопасности распределяется аналогично. Граница ответственности экспортёра заканчивается приёмкой очищенного от таможенного обременения товара перевозчиком.
Договоры перевозки и страхования
Перевозка, а соответственно и заключение договора, до оговорённого в контракте места отгрузки, выполняется продавцом своими силами и за свой счёт, равно как и страхование груза. Иными словами, если базисом поставки товара, например, определён порт Шанхай, а экспортёр находится на удалении от порта, он самостоятельно обеспечивает доставку товара в порт отгрузки.
С момента передачи товара перевозчику риски, равно как и их страхование, несёт перевозчик или экспедитор.
Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя), извещения продавцу и покупателю
Для продавца поставка товара считается выполненной после передачи его перевозчику. Покупатель принимает товар от перевозчика в оговорённом контрактом месте.
Продавец извещает покупателя о поставке и передаче груза перевозчику с информацией о сроках поставки. Покупатель обязан известить продавца о приемке товара от перевозчика.
Подводные камни условий поставки CPT ИНКОТЕРМС 2010
DAP — это по ИНКОТЕРМС 2010 поставка в месте назначения. И очень часто при оформлении внешнеэкономического контракта его стороны путают обязательства, связанные с заключением договора перевозки.
Если по CPT риски по доставке товара несёт перевозчик или экспедитор, то на условиях DAP они уже возлагаются на самого экспортёра. Это имеет особое значение, так как связано с дополнительными финансовыми затратами для экспортёра и может вызвать возникновение спорных ситуаций при осуществлении финансовых взаиморасчетов.
Вторым нюансом, который может вызвать спорную ситуацию, следует назвать неточное определение пункта назначения.
Представьте, если в договоре таким пунктом названо место внутри страны, где расположен склад продавца. В этом случае от продавца могут потребовать выполнения таможенных формальностей, связанных с ввозом в месте пересечения границы. Это принципиально неправильно – все операции по таможенной очистке несёт исключительно покупатель.
Здесь же нужно помнить, что продавец также не обязан обеспечивать выгрузку товара в пункте назначения. Это важно, когда получатель не смог, по каким-либо причинам, выполнить этот пункт.
Учитывая, что договор перевозки заключен продавцом, может произойти казус, когда перевозчик начинает требовать от последнего дополнительной платы в случае простоя из-за несвоевременной выгрузки. Чтобы не нести дополнительных оперативных расходов, продавец, заключивший договор перевозки, может принять на себя эти расходы. Но он, впоследствии, вправе потребовать от покупателя их возмещения.
Если покупатель откажется выполнять это требование, спор может быть передан на рассмотрение в судебные органы той страны, которая выбрана по договору для разрешения споров.
Особенности есть и в выборе способа перевозки и транспортных средств.
Если же перевозчик выберет какие-то самостоятельные нестандартные решения, существенно влияющие на удорожание перевозки, следовательно, и на таможенную стоимость товара, покупатель вправе отказаться от этого и потребовать снижения своих расходов, связанных с оплатой контракта.
Нужно также знать, что обычно все расходы, связанные с непредвиденными ситуациями, несёт получатель, даже если они вызваны транспортировкой на территории другой страны.
Таких нюансов, исходя из анализа практики исполнения договоров на условиях CPT ИНКОТЕРМС 2010, ещё множество.
Однозначный совет, помогающий избежать конфликтных ситуаций и сохранить добропорядочные отношения между контрагентами – при оформлении любого внешнеэкономического контракта все его условия должны быть тщательно выверены и проверены опытным юристом, специализирующимся на международном торговом праве.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».
Условия поставки CPT
CPT – это международный термин Incoterms, принадлежащий группе «C», дословно обозначающийся как «Фрахт/перевозка оплачены до». Под ним подразумеваются условия сделки, по которым продавец самостоятельно доставляет груз до определённого места, где передает его выбранному покупателем перевозчику. Базис поставки применим ко всем видам транспорта: морскому, воздушному, автомобильному, железнодорожному (также возможен мультимодальный способ перевозки).
• оплата стоимости товара согласно контракту;
• получение лицензий и разрешений на ввоз продукции;
• оплата таможенных расходов во время транзита и доставки до места назначения;
• принятие груза и документов на товар в месте, указанном в договоре;
• оповещение продавца о получении груза.
Основные пункты договора могут быть детализированы, например покупатель имеет право инспектировать товар во время подписания приемных документов. В случае недостачи или наличия продукции низкого качества, наступает страховой случай (обговаривается в контракте). Отправитель обязан отгрузить товар в полном объеме, согласно договору, при возникновении претензий он может нанять третью сторону для инспектирования в месте получения продукции.
Страхование груза по условиям CPT не является обязательным пунктом, но защита интересов более приоритетна для покупателя.
Условия СРТ подразумевают участие одного или нескольких перевозчиков, покупатель в этом случае не может контролировать действия каждого из них. Если во время транспортировки были приняты нестандартные решения, увеличивающие время следования и стоимость доставки, автоматически поднимается импортная таможенная стоимость, что является невыгодным для получателя. Поэтому стоит детально проработать каждый пункт международного договора и согласовать условия между всеми участниками процесса.
Условия поставки CPT ИНКОТЕРМС 2010 — базис термина торговли
Международная и внутренняя торговля — важная составляющая часть современного общества. Торговые операции являются одними из основных двигателей экономики. Однако необходимы нормативные акты, которые будут регулировать партнёрские отношения участников сделки, и трактовать основные условия договоров. К подобным актам можно отнести ИНКОТЕРМС. Данные правила регулярно совершенствуются и подстраиваются под современные условия. Актуальная редакция 2010 года включает в себя множество торговых понятий. В ней представлены точные их толкования. К одним из подобных терминов относится CPT. Перед его использованием нужно ознакомиться с условиями поставки и базисом CPT. Об этом пойдёт речь в данной статье.
Значение понятия
CPT — аббревиатура выражения «Carriage Paid To». Дословный перевод на русский язык — «оплата перевозки до». Что это обозначает?
Использование данного термина подразумевает обязанности экспортёра по оплате транспортировки груза до пункта назначения, который был указан в договоре купли-продажи. CPT используется в том случае, когда продавец самостоятельно осуществляет выбор в пользу конкретного перевозчика.
Ответственность с продавца полностью переходит к покупателю после передачи груза перевозчику. Как правило, тот, кто приобретает товар, делит расходы пополам с перевозчиком.
Использование этого термина наиболее выгодно для продавца. Он позволяет избавиться от возможных рисков и затрат, связанных с перевозкой груза.
Для покупателей же эти условия наиболее выгодны в том случае, когда транспортировка товара осуществляется их собственным транспортом. Тогда и возможные риски, возникающие по причине халатности экспедитора или транспортной компании, минимальны.
Как и во многих других терминах, все затраты и обязанности, которые связаны с экспортом товара, лежат на поставщике. И наоборот, таможенные операции при импорте товара — прямая обязанность покупателя.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24
Базис поставки CPT ИНКОТЕРМС 2010
Некоторые условия CPT ИНКОТЕРМС 2010 были уже указаны выше. Базис поставки заключается в том, что экспортное таможенное оформление и все сопутствующие этому выплаты лежат на поставщике. Он обязан погашать таможенные сборы, оформлять необходимые документы и т. д.
При ввозе же все расходы перекладываются на того, кто приобретает продукт. Как и в предыдущем случае, лицо отвечает за внесение таможенных сборов, оформление необходимого пакета документов и т. д.
Обязанности продавца и покупателя
ИНКОТЕРМС 2010, в первую очередь, необходим для грамотного распределения обязательств между партнёрами. Но в зависимости от используемого термина они могут быть несколько изменены. Рассмотрим обязанности продавца и покупателя при CPT.
Общие обязанности
Рамки некоторых обязанностей могут быть скорректированы посредством личной договорённости сторон. Но к ним не относятся общие обязанности.
Поставщик отвечает за следующие процедуры:
К общим обязанностям покупателя можно отнести следующие пункты:
Данные обязанности обязательны для выполнения.
Разрешительные документы
Разрешительные документы делают сделку законной, гарантируют соблюдение всех правил процедуры купли-продажи. За их оформление полностью отвечает тот, кто реализует продукт. Существует несколько основных разрешений:
Экспортные разрешения являются обязательными. Этому участнику сделки необходимо подтвердить их получение. Для этого он должен предоставить соответствующие сертификаты.
Очень важной процедурой является контроль безопасности. После её прохождения также выдаются соответствующие документы.
Договоры перевозки и страхования
Заключение договоров перевозки в рамках этого термина — обязанность непосредственно поставщика. Он должен грамотно составить эти документы, взять на себя все расходы за выполнение данной процедуры.
Обязанностей по страховке не предусмотрено ни для одной из сторон.
Поставка товара и её принятие
Основная обязанность лица, которое отвечает за реализацию продукта, — осуществление своевременной поставки. Она считается выполненной в том случае, когда осуществлена в срок и в место, указанное в договоре.
Принятие поставки — ответственность покупателя. Он должен принять груз сразу же после его прибытия.
Распределение расходов
В рамках этого термина особое место занимает распределение расходов. Поставщик оплачивает следующие операции:
Его партнёр отвечает за погашение следующих расходов:
Извещения
Каждый участник сделки обязан оповещать своего партнёра. Тот, кто реализует товар, должен отправлять извещения о прибытии продукции в пункт назначения. Как правило, это бумажный документ со всей необходимой информацией.
Другая же сторона процедуры купли-продажи должна оповещать о принятии поставки товара и местоположении пункта назначения.
Если стороны договорились об использовании электронной переписки, то извещения могут быть отправлены в электронном виде.
Проверка качества товара, его упаковка и маркировка
Товар должен быть должного качества и соответствовать всем требованиям и характеристикам. Покупатель может изначально задать некоторые функции товара. Поставщик обязан осуществить проверку качества. По её результатам будет выдан соответствующий документ. Он подтверждает надлежащее качество товара.
Для снижения риска различных повреждений продукта ему требуется должная упаковка. За это также отвечает и несёт расходы та сторона сделки, которая его реализует. Его партнёр может выдвинуть особые требования к упаковке.
Особняком стоят те грузы, которые не требуют для своей перевозки особой упаковки. К ним можно отнести крупногабаритные контейнеры.
Маркировка товара должна быть также осуществлена по всем существующим правилам. Она необходима для упрощения процедуры принятия товара, его складского учёта.
Осмотр товара
При принятии продукции покупатель должен провести тщательный осмотр. Оцениваются количество товара, его качество, условия транспортировки, упаковка и маркировка и т. д.
Этот участник сделки должен быть сам заинтересован в выполнении данной процедуры. После принятия поставки вся ответственность снимается с плеч поставщика. Никаких претензий по качеству товара к нему предъявить будет невозможно.
Исключением для выполнения этой процедуры являются те случаи, когда осмотр должен проводиться уполномоченными государственными органами.
Если стороны договорились о том, что за перевозку товара будет отвечать продавец, то можно использовать термин CFR ИНКОТЕРМС 2010. Однако следует учитывать, что он не будет отвечать за повреждение или случайную гибель груза.
Когда происходит переход права собственности по CIF ИНКОТЕРМС 2010 подробнее тут.
Здесь же есть информация о базисе CIF и обязанностях сторон.
Переход рисков и права собственности
Переход рисков от покупателя к продавцу осуществляется непосредственно после принятия товара перевозчиком. Это сопровождается переходом ответственности и всех сопутствующих расходов. Все нюансы и договорённости по поводу этого и многих других пунктов должны быть обязательно отражены в сопровождающих документах. В противном случае, все изменения условий контракта являются недействительными.
Право собственности переходит к покупателю после доставки товара до пункта назначения.
Дополнительная информация о термине CPT в данном видео:
Итак, термин CPT наиболее выгоден для продавца. Все риски переходят к покупателю после передачи груза выбранному продавцом перевозчику. CPT можно использовать для перевозок любого типа.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.
Классификатор условий поставки: CPT
Условия поставки Инкотермс
Данный термин может быть использован независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта.
«Carriage paid to» («Перевозка оплачена до») означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
При использовании терминов СРТ, CIP, CFR или CIF продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения.
Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. Сторонам рекомендуется по возможности наиболее четко определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки.
При использовании нескольких перевозчиков для перевозки товара по согласованному направлению и если сторонами не согласован конкретный пункт поставки, недостаток состоит в том, что риск переходит при передаче товара первому перевозчику в пункте, выбор которого полностью зависит от продавца и который находится вне контроля покупателя. При намерении сторон, чтобы переход риска осуществлялся на более поздней стадии (т.е. в океанском порту или в аэропорту), им необходимо определить это в их договоре купли- продажи.
Сторонам также рекомендуется по возможности наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
СРТ требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
А. ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА | Б. ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ |
---|---|