Ушу тайцзицюань что это
Тайцзицюань: что это, история, техники
История создания тайцзицюань
Существует масса легенд о создании оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Так согласно одной из них основоположником этого стиля стал Чжан Саньфен — странствующий даосский монах, который жил в пятнадцатом веке. В соответствии с другой популярной легендой этот человек был алхимиком (жил в двенадцатом столетии), а созданный им впоследствии стиль ушу Чжану Саньфену приснился.
Третья легенда говорит о том, что тайцзицюань была создана магом и мистиком Сью Сюаньпином, а произошло это в седьмом веке. Большое количество легенд вокруг тайцзицюань связано с высокой популярностью стиля и не только на родине. Многие предания гласят, что тайцзицюань был передан людям небожителями, а произошло это между восьмым и семнадцатым веками.
Вполне очевидно, что историки всего мира также проявили интерес к истории появления данного стиля ушу. Они уверены, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань был создан Чень Вантином, проживавшем в семнадцатом веке в провинции Хенань. Этот человек был великим военачальником, но после падения династии Мин он увлекся даосизмом и уединился. В свободное время он совершенствовал свое боевое искусство и параллельно создавал новый стиль ушу.
Тайцзицюань: что это?
Оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань представляет собой комплекс многофункциональных упражнений, способствующих укреплению суставов, положительно воздействующих на позвоночный столб и нервную систему. Все движения выполняются в медленном темпе и сочетаются с глубоким дыханием при полной концентрации внимания.
Третьим же фактором стало огромное оздоровительное влияние гимнастики на весь организм. В результате именно увлечение оздоровительно частью тайцзицюань стало причиной отсутствия желания вникать в глубины философии этого боевого искусства. Безусловно, чтобы хорошо освоить теоретическую и практическую стороны тайцзицюань необходимо затрать массу времени и усилий. Однако только в этом случае можно понять, что это не только оздоровительная гимнастика, но и высокоэффективное боевое искусство.
Выполняемые в медленном темпе движения производят медитативное воздействие, принося чувство радости и удовлетворения. Следует заметить, что данный стиль ушу не только выглядит плавным внешне, но также является таковым и внутри. Практикующий способен с течением времени ощутить циркуляцию энергии ци в своем теле и достигать состояния медитации. В Китае верят, что правильная циркуляция ци способствует укреплению здоровья и приводит к просветлению.
Если вникнуть в каждое движение комплекса, это сразу становиться понятно. Каждое упражнение имеет боевое применение и включает в себя несколько приемов. Если из стиля исключить боевые элементы, то это будет уже не настоящий тайцзицюань. Отличительной чертой данного стиля ушу является мягкая нейтрализация атак противника и жесткий ответ. В результате можно утверждать, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань гармонично сочетает в себе внутреннее (боевое) содержание с вешней (движения) формой.
Особенности техники тайцзицюань
Среди главных особенностей стиля можно выделить мягкие перекатывающиеся шаги при непрерывном плавном движении рук. Благодаря мягким шагам во время поединка легко удерживать равновесие, а толкающие движения руками позволяют со временем предугадывать действия противника. Заметим, что похожая техника движения рук имеет место быть и в другом стиле ушу — вин-чун.
Кроме способности предсказывать движения соперника, техника «толкающих рук» способна сковать действия соперника. Если он привык только наносить удары, то не сможет ни чего противопоставить такой вязкой защите. Заметим, что схожие техники можно встретить и в двух школах каратэ. Плавность и непрерывность движений можно наработать благодаря медленному выполнению всех движений.
Также это помогает и в отработке правильных перемещений. В результате во время поединка можно развить высокую скорость именно благодаря отточенности всех движений. Мы уже отмечали, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является многогранным и позволяет сочетать во время поединка жесткие и мягкие техники.
Стили тайцзицюань
Тайцзицюань семейства Чэнь
Данный стиль является основным боевым искусством семьи Чэнь, который подразделяется на старый и новый. Старый стиль был создан Чэнь Вантином и состоит из пяти комплексов таолу. На протяжении практически трех сотен лет он совершенствовался и видоизменялся. В результате до нас дошло только два комплекса.
Первый из них включает 83 формы и в основном содержит мягкие движения. Чтобы правильно выполнять данный комплекс необходимо обладать определенной физической подготовкой, так как приходится во время занятия тратить много энергии. Этот таолу сочетает в себе мягкие движения с резкими, выполняемые с различной скоростью. Также здесь присутствуют прыжки, вращения и энергетические выбросы.
Тайцзицюань семейства Ян
Основателем стиля является мастер Ян Лучан, живший в провинции Хебей. Его семья была бедной, а сам Ян работал у семейства Чэнь, где и освоив тайцзицюань. Будучи в зрелом возрасте, мастер вернулся в свою родную провинцию и продолжил практиковать тайцзицюань. При этом он вносил некоторые изменения, добавив мягкость и увеличив силу с решительностью.
Он решил упростить многие сложные элементы основного стиля, например, улары ногой в прыжках. Работу по упрощению стиля семья Чэнь продолжил его сын Ян Цзяньхоу. Именно благодаря своей простоте в освоении стиль тайцзицюань Ян пользуется максимальной популярностью. Его могут освоить все желающие, даже не обладая при этом достаточным уровнем физической подготовки.
Тайцзицюань У Юйсяна
Основоположником данного направления принято считать мастера У Юйсяна, проживавшего в провинции Хебей в конце правления династии Цин. Первым наставником У Юйсяна был сам Ян Лучан. После этого У Юйсян постигал и мастерство старой школы Чэнь. Внося во все эти направления изменения, мастер стремился постичь их философию и объединить. В результате на свет появился новый стиль тайцзицюань. Среди его особенностей модно отметить строгий шаг, плавные движения, крепко сжатые кулаки. Энергия ци при выполнении движений сконцентрирована в области живота.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня
Был создан мастером ушу Цюань Ю из Манчжурии в период заката династии Цин. После прохождения обучения у Ян Лучана и его сына, Цюань Ю стал настоящим мастером мягкого направления тайцзицюань. После внесенных им изменения, движения стали более плавными, а большинство прыжков и различных трюков было исключено.
Тайцзицюань семейства Сунь
Основоположником данного стиля является Сунь Лучана. Этот человек был страстным почитателем ушу. Изучив несколько стилей, он впоследствии объединил их и создал свой собственный. Стиль Сунь отличают челночные передвижения вперед-назад, а также спокойствие и гибкость. Комплексы можно сравнить с медленно плывущими в небе облаками либо непрерывным потоком воды.
Друзья мастера назвали его стиль кай-хэ хобу, что означает «быстрые шаги скручивания и раскручивания». В технику Сунь вошли уклонения, перемещения и прыжки (заимствованы из багуа-джан), а также уходы вниз, взлеты, падения и перевороты (взяты из син-и-цуань).
Это только основные направления оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Существует и несколько других, которые просто не обрели такую популярность, как описанные нами. Необходимо вспомнить и о существовании даосских стилей, которые отличаются от тайцзицюань семейства Чэнь не только рисунком, но и проработкой всех движений. Например, Школа Гром-Ветер может быть отделена от тайцзицюань Чэнь. Она возникла и развивалась в даосских общинах.
Восемь базовых движений Тайцзицюаня в следующем видео:
Основы тайцзицюань
Занятие по тайцзицюань в Школе Мастера Ши Янбина
Мастер Ши Янбин, тайцзицюань, тренировочный сбор в монастыре Шаолинь
Принципы тайцзицюань
Важнейшее в тайзицюане это то, что это искусство было создано на основе теории Инь и Ян, которая подробно была описана в «И-цзине» – «Книге Перемен» примерно в 1122 году до н. э. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г., хотя в разных источниках можно найти разные сведения по этому поводу. Важно не это. Важно понимать истинный смысл тайцзицюань и зачем им стоит заниматься и просто найти хорошего Учителя.
Согласно китайской космологии есть изначальная созидательная сила Вселенной, первичный хаос, из которого возникло все сущее – Узци. Оно бесформенно и бесконечно и может проявиться в мире только через человеческое сознание. Это абсолютный покой. Покой не может существовать без движения, движение не может существовать без покоя. Движение зарождается из центра Узци – это и есть сила Тайцзи, которая разделяет духовную энергию Узци на две полярные противоположности – Инь и Ян. Поэтому занятия тайцзицюань – это соединение энергии и сознания, движения и покоя, верха и низа, левого и правого, чтобы привести в равновесие две противоположные силы – Инь и Ян. Уцзи содержит в себе неисчерпаемый источник всего живого и если мы сможем связать свой ум с этой изначальной энергией, мы поймем смысл нашего существования. Цель занятий – понять и объединить эти две противоположности в нашем теле, как в маленьком кусочке голографической Вселенной, чтобы понять законы «большой» Вселенной. Это высшие ступени практики тайцзицюань. Основа этой практики лежит через разучивание определенных комплексов движений, т. е. через работу с телом, через координированные движения рук и ног, через осознание каждого движения. На первых стадиях самым важным является отстройка, выравнивание и подготовка тела и ума к дальнейшим этапам практики, когда движения комплекса превращаются в динамическую медитацию, а движением тела управляют не мышцы, а внутренняя энергия Ци, направляемая сознанием.
Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.
С помощью работы с вниманием и направления нужных усилий человек обучается основным принципам тайцзи. Покой – это состояние Узци или состояние «отсутствия предела». Сознание спокойно, тело расслаблено, ци в энергетическом центре – даньтяне. Когда создается намерение начать движение – это состояние тайцзи, где сразу происходит распределение двух сил Инь и Ян – разделение состояния «отсутствия предела» на состояние «великого предела». Движение и покой, сжатие и растяжение, пустота и наполненность, сила и расслабленность. Это уровень контроля тела. Дальше идет контроль дыхания, контроль ума, контроль ци и последний этап – контроль духа. Сложность в начале занятий – запомнить движения, скоординировать движения рук и ног, связать движения тела с умом, создавать и направлять нужные усилия. Т. е. приходится очень много работать с вниманием, концентрацией, терпением. Во время занятий ум занят отслеживанием каждого движения, поэтому все посторонние процессы просто отключаются, потому что слишком много точек концентрации внимания, на которые тратится энергия. С этим связана первый эффект от занятий – успокоение ума, расслабление тела и укрепление духа.
В тайцзицюань выделяются 13 главных технических элементов, или сил: «8 ворот» и «5 шагов».
8 ворот и 5 шагов тайцзи
«8 ворот»:
– всё это суть 8-ми триграмм (гуа), которые объясняются в Ицзине – «Книге Перемен», в которой содержится математическая философия, объясняющая различные энергетические изменения во Вселенной.
«5 шагов»:
– суть пяти элементов.
Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.
Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.
В древние времена, чтобы ученику было проще запомнить основные «правила» и он мог их выучить наизусть, их записывали в краткой форме, где минимум иероглифов и максимум смысла. Непрактикующему понять их смысл невозможно, а практикующему потребуется немало времени для понимания значений этих фраз. Таким образом появились так называемые «песни о тайцзицюань». Вот пример «песни четырех направлений» или четырех основных сил в тайцзицюань:
Песни четырёх направлений
Парная форма – Поймать воробья за хвост – Пан-люй-дзи-ань
Тайцзицюань: беспредельная сила духа и тела
Тайцзицюань – это один из наиболее распространенных стилей ушу. Если перевести название с китайского языка, то дословно оно означает «кулак великого предела». Даже само название предполагает, что данная система предназначена для того, чтобы обучиться сути определенного космогонического начала. Однако система тайцзицюань также имеет практическое боевое применение. Главной целью этого боевого искусства и в то же время системы саморазвития человека является создание самодостаточной и гармоничной осознанной личности, способной прожить длинную и насыщенную творчеством жизнь. Суть тайцзицюань состоит в том, что понимание своего внутреннего мира облегчает постижение мира окружающего.
История возникновения
По мнению великих китайских мастеров, наш мир появился из некоего нераздельного состояния без определенной формы, имеющего название «У цзи», также называемого «негативным пределом». В итоге это состояние перевоплотилось в Тайцзи, называемое сейчас «великий предел». Уже после все было разделено на Инь и Янь.
Существует несколько теорий о том, как возникло данное боевое искусство:
Монаха вызвали в императорский дворец. Из-за банды вооруженных разбойников у него не получалось начать свой путь к цели. Однажды во сне он увидел божества севера и войны, и они обучили Саньфэня великому искусству Тайцзицюань. Когда монах пробудился на следующее утро, то спокойно отправился во дворец и в пути без особого труда расправился с сотней разбойников.
Во время одного путешествия Чжан Саньфэн сделал остановку в шаолиньском монастыре и, стоя за дверью, наблюдал как тренируются монахи, практикуясь в боевых искусствах. Ему не очень понравилось, что для тренировок нужно множество энергии и силы, поэтому он решил придумать свой особенный стиль, который не требует особых энергетических затрат.
По этой версии некий полководец, который жил в XVIII-м веке, стал создателем новейшей схемы единоборств, написав трактат под названием «Тайцзицюань цзин». Предание гласит, что учитель или кто-то из его последователей однажды держал путь мимо деревеньки в Хэнань и заметил проживающих там мужчин. Те были заняты тренировками и вели себя очень грубо. Посмотрев на это занятие, путник их раскритиковал, и это послужило причиной сражению.
Учитель в этом бою победил, а крестьяне попросили его ненадолго остаться, дабы обучить людей такому тонкому и новому для них виду искусства. Так тайцзицюань проник в семейство Чень, проживавшее тогда в деревушке. Существуют домыслы о том, что в семью Чень тайцзицюань проник силами подопечного Ван Цзунюэ – Цзян Фа. Но потомки этой семьи отказываются подтверждать это предположение и считают основоположником этого искусства Чень Вантина, который был их предком.
О Чень Вантине можно сказать следующее: рожденный в крошечной деревушке Ченьцзягоу, что находится в провинциальном Хэнань, он дослужился в итоге до звания военачальника при дворце императора в Шаньдун. Еще во времена возникновения династии Цин он дал жизнь тайцзицюань, основываясь на популярном «Трактате о боксе», а также на трактате одного генерала под названием «32 боевых действия». Возможно, что он опирался на оба этих трактата. Спустя много лет это боевое искусство осталось только в памяти семьи Чень благодаря тому, что передавалось потомкам. Однако один из сыновей Чень оказался нарушителем данной традиции. Это произошло интересным образом.
Сын крестьян Ян Лучань еще в детстве остался круглым сиротой. Его любезно приютил Чень Геху, посвятив мальчика в тонкости работников торговли. Спустя много лет они вдвоем отправились в Ченьдзягоу и стали проживать там. С юности Ян Лучань овладевал навыками искусства ушу и, когда денег у него совсем не осталось, решил обучиться искусству тайцзицюань по совету своего учителя. У семьи Чень имелся свой просторный зал для тренировок, где и проводили уроки тайцзицюань.
Но обучали там лишь тех, кто принадлежал к роду Чень, поэтому Ян Лучань решил поступить в этот дом слугой и заниматься самостоятельно ночью, вспоминая тренировки, которые он смог втайне подглядеть. Вскоре об этом стало известно самому хозяину дома Чень и он, разгневавшись, приказал ему сразиться с лучшим своим учеником. Когда Ян легко сразил лучшего, Чень так впечатлился, что решил поделиться семейными тайнами и помочь ему освоить тайцзицюань.
Овладев искусством в совершенстве, Ян Лучань вернулся в родную деревню. Для того чтобы заработать средства на жизнь, он арендовал дом у одного манчжура по имени У и стал продавать травы. Когда семья У выяснила, что Ян владеет тайцзицюань, то сразу же решила у него обучиться. Таким образом искусство стало быстро распространяться по Китаю. Через много лет ученик Яна, основываясь на великом трактате Ван Цзунюэ под названием «Тайцзицюань цзин» и стилю, выученному у Лучаня, открыл личную систему боевого тайцзицюань.
Через некоторое время сын последователя У разработал особую дисциплину и назвал ее «У». Благодаря этому ученику Лучаня, У Жуцину, служившему при императорском дворце, о новом стиле узнали все придворные, и У пригласили уже в столицу Китая. В это же время Ян Лучань принял решение модифицировать свой позаимствованный у Чень Чансина стиль, став создателем нового направления Ян.
В нем большое внимание уделялось организму и психике. Впоследствии на основе данного ответвления тайцзицюань появились и другие: У, Хао и Сунь. Эти направления вместе с Ян и Чень составили пять основных видов современного тайцзицюань. Лучань поначалу просто учил важных имперских слуг, а потом стал посвящать в курс дела и воинов самого императора. При этом Ян Лучаня постоянно вызывали на поединки, но он раз за разом побеждал и до конца жизни носил титул «непобедимый».
Историй, связанных с личностью великого Ян Лучаня, существует огромное множество. К примеру, есть легенда, которая гласит, что его пригласили на прием в императорский дворец, а он так быстро прошел мимо стражи, что оказался атакован сторожевыми псами. Однако те разбежались в страхе от того, что просто-напросто поломали зубы о крепкие ноги Лучаня.
Еще немного позже Чень Сяован стал родоначальником «формы 38» в тайцзицюань. Воспитанник Чень Юбеня решил открыть секцию тайцзицюань в поселении Чжао-Бао и выбрал название этой деревни в качестве названия стиля. В то же время последователь Чень Цинпина воплотил свои идеи в новейшем, «громовом» стиле. Также знаменит своим направлением в тайцзицюань Сунь Лутан. Он собрал три стиля ушу, такие как синьицюань, тайцзицюань, багуачжан и смастерил из них новый, похожий на Ян.
Суть техники тайцзицюань
Разобраться в сущности тайцзицюань довольно непросто: человек должен иметь представление о каналах, несущих энергию, именуемых «цзинло», а также базовых терминах философии даосизма. Основополагающим понятием этой философии и тайцзицюаня является течение от ничего к чему-то и впоследствии реверсия к истокам, а именно к ничему.
Мир вовлечен в бесконечный вихрь от Уцзи к Тайцзи и, следовательно, снова к Уцзи. В позициях тайцзицюань можно проследить такую взаимосвязь. Занимаясь этим видом искусства, не требуется применения даже малой толики грубости, обязательно оставаться непосредственным и легким. В движении надо сравнивать себя с чем-то подобным облаку или холодному ручью, текущему с горы. Ведь ни у кого нет ни малейшего представления, где возникли истоки всего этого и куда они уйдут.
Выполнять Тайцзи следует так, как работает сама природа: «наружное движение», именуемое Тайцзи, не имеет ни начала, ни конца (Уцзи). Стоит отметить, что разум в это время должен быть словно ястреб, что спокойно парил в воздухе и внезапно ринулся за своей добычей. В непрерывном полете сокрыт бесконечный покой. Это все подразумевает выработку навыков глубокого расслабления тела и мощной концентрации ума.
Если практиковаться регулярно, то можно заметить, как прячется за мнимым покоем резкое действие. Это можно сравнить с хищником, что караулит свою добычу, ведь он в любой момент готов к резкому прыжку. Человек должен быть целиком и полностью сосредоточен в каждый момент своей жизни, но внешне казаться абсолютно спокойным. В ходе каждодневных занятий неуклюжие действия станут более искусными и четкими, что будет означать смещение акцента не на внешнюю, а на внутреннюю форму.
При взгляде на истинного мастера невозможно уловить что-либо, он кажется неподвижным. Но, коснувшись его кончиком пальца, можно мгновенно оказаться на другом конце помещения. Сутью техники тайцзицюань является полное отрицание использования топорной мышечной силы. Вместо этого используют внутреннее напряжение, носящее название Нэйцзинь. Чтобы возродить его в себе, нужно расслабиться и найти нужную позу, в которой тело будет поставлено безукоризненно и ничто не помешает проходить по нему энергии Ци. Для тайцзицюань характерны очень медленные движения, что помогает добиться потрясающей скоординированности и слаженной работы всего тела.
Для практики требуется собранность и цельность, но и нельзя обойтись без раскрепощенности и мобильности. Когда ученик овладевает базой, его знакомят с тем, что такое «ведение мысли – воли», это подразумевает производность внешних проявлений движений от глубинной бесконечности мысли-воли. Такой аспект в практиковании тайцзицюань походит на буддийские методики медитации, когда сознание концентрируется на одной точке.
Все это помогает тренировать свое внутреннее усилие, проходящее через все тело. Оно подконтрольно мыслям и подобно «вате, скрывающей в себе острую иглу». Главенствующим в тайцзицюань является метод заимствования чужих сил, то есть использование усилий другого человека для своей победы. Такой принцип созвучен древнейшему высшему постулату даосизма, что звучит как «действие в недеянии». Остальные правила тайцзицюань лишь подчинены ему и помогают этого достичь.
Такой важный принцип делает это искусство одним из наиболее эффективных в бою, но и постичь его дано немногим. Очень большое количество времени, буквально годы тренировок нужны для «впитывания» этого искусства, отвергающего силу грубости, которая является ведущей у адептов остальных школ.
Известный прародитель тайцзицюань по имени Чжан Саньфэн выделил 13 техник, что составляют поныне основу данного боевого искусства. В них входит восемь методик применения своего внутреннего усилия и пять шагов, заключающихся в положении тела. Их комбинации и определяют искусство тайцзицюань.
Человек, достигший внутреннего очищения, считается продвинутым адептом. Такое очищение называется внутренним сиянием, пламенем. Оно – результат внутреннего единства, избавления от мешающего и тревожащего окружения. Пространственно-временной континуум и присутствие в мире остальных людей более не имеют значения. Концентрация достигает своего пика, человек сливается с миром и постигает неразрывное единство вещей.
Является ли Тайцзицюань боевым искусством?
Эта дисциплина была и до наших дней осталась грозным боевым искусством. Его высокая эффективность доказана тысячелетней историей и в течение стольких столетий тайцзицюань сохранил свою актуальность и стал даже популярнее, чем раньше. Ведь в сравнении со многими стилями, канувшими в Лету, тайцзицюань проверен и доступен в настоящее время.
Еще в древности этим методом самообороны владели даосские монахи, путешествующие в одиночестве и являясь из-за этого добычей разбойников. Тогда тайцзицюань помогал им сохранить жизнь. Также этому методу обучали и жителей деревень, что позволяло противостоять набегам и разорению.
Благодаря великому Ян Лучаню сия дисциплина была официально признана достойной императора, ведь он много лет был учителем императорской семьи.
Сейчас тайцзицюань проходит проверку на выживание. Множество людей считают себя профессионалами в тайцзицюань, но на самом деле не знают ничего, а просто показывают танцы, напоминающие тайцзи. Вычленяя из этого искусства кусочки, они демонстрируют их как цельную систему. Это грубая подделка тайцзицюань и при таком обмане репутация дисциплины падает. В итоге многие люди не верили, что тайцзи эффективен. Но жизнь все расставила по местам и заставила поверить в пользу тайцзицюань.
Отличительные черты этого искусства практически не проявляются внешне. Визуально их почти невозможно продемонстрировать, а вот ощутить вполне реально. Тайцзицюань является внутренним боевым искусством потому, что главное тут именно внутренняя сила. Она не является чем-то фантастическим или мистическим, этому можно научиться в ходе тренировок. Поэтому тайцзицюанем могут заниматься женщины и пожилые люди.
Данное искусство заточено под реальный бой. Это абсолютно не спортивный стиль, все рассчитано под схватку в реальной жизни. К примеру, если на безоружного человека напала группа отморозков и невозможно просто отступить, тайцзицюань учит как выжить, выстоять и при этом одержать победу.
Но этот стиль не для всех, так как он требует высокого уровня осознанности. Просто многочасовая практика не поможет. Надо много думать и осознавать, иначе вообще ничего не выйдет. Техника требует понимания, а не заучивания. Тайцзицюань можно по праву назвать особенным искусством для избранных.
Стили (школы) тайцзицюань
Стилей тайцзицюань существует не очень много.
Это боевое искусство семейства Чень, подразделяемое на новое и старое. Старый стиль создал Чень Вантин и разделил его на пять комплексов, но спустя триста лет он модифицировался и менялся. Результатом стали два комплекса, первый из которых включал в себя 83 формы и содержал мягкие движения. Для верного выполнения этого комплекса нужно иметь хорошую физическую подготовку, ведь занятия подразумевают большую потерю энергии. Он сочетает в себе мягкие и резкие движения, а также прыжки и вращения с выбросами энергии.
Ян Лучан, основавший этот стиль, работал у семьи Чень и там освоил тайцзицюань. Именно он внес в него мягкость и увеличил решительность и силу. Упростив множество элементов, он популяризировал этот стиль настолько, что его могут освоить все желающие.
Первым наставником его был Ян Лучан. Впоследствии он постиг и мастерство школы Чень. В итоге он постиг и объединил все, создав новый стиль тайцзицюань. Особенности стиля предполагают отточенный шаг, плавность движений, сжатые кулаки, сконцентрированную в области живота энергию.
Это мастер ушу, что обучался у Ян Лучаня и его сына. Он создал мягкое направление тайцзицюань. Когда он внес свои изменения, движения стали плавнее и исключилось множество прыжков и трюков.
Стиль этот создал Сунь Лучан, который страстно почитал ушу. В итоге он объединил несколько стилей и создал свой особенный, сочетавший в себе передвижения назад и вперед, гибкость и сдержанность, сравнимую с плывущими облаками или с течением воды.
Есть и другие направления этого искусства, но они не очень популярны.
Особенности тренировок (Овладение различными частями тела)
Суть тренировочного процесса заключается в его особенностях, ведь их основа едина. Говоря об овладении сутью тренировок, подразумевают их сущность, а именно усвоение верных поз и законов движения тайцзицюань. Главный принцип данного боевого искусства – это успокоение сердца и применение воли. То есть первым делом надо сосредоточиться на сознании и постоянно брать ответственность движения.
Весь корпус должен быть абсолютно расслаблен, что является основополагающим моментом. При полном расслаблении допустимо использование воли и позволено применить силу. Таким образом можно расслабить конкретные части организма и даже органы. При правильном следовании этому правилу подразумевается, что не будет никакого насилия над своим телом в то время как расслаблены все его части и нет ни одного напряженного места.
Следуя данным правилам, лучше сохранять плавность движений, их податливость и мягкость. Связь всех позиций непрерывна и они, выполняемые на одном дыхании, имеют связь от начала и до конца. Они свободны и являются одним целым. Положение корпуса должно быть прямым и полностью расслабленным, ведь он все держит. Важно то, чтобы он был мягок, спокоен и строг, не разболтан. При движении в любую сторону туловище должно превращаться в одну вертикальную линию, повороты и взмахи предполагают скоординированность и точность.
Когда происходит обучение, нужно пытаться сохранять плавность и естественность движений, а комплекс упражнений должен выполняться размеренно, без резкости или замедления.
Одно из главных правил тайцзицюань – очерченная граница между пустым и полным, что более всего касается ног. Также стоит разделить опустошение и наполненность, концентрируя мысли на какой-то из рук. Работая, к примеру, с палкой, надо быть сосредоточенным на правой руке, и тогда она станет наполненной, а левая опустеет.
Наряду с прочим, важная особенность тайцзицюань – собрать воедино дыхание, движение и мысли. Дыхание надо гармонично сочетать с движением. Люди делают вдох и выдох при перемещении по особым законам. Дыхание должно раскрывать силу и, сочетая с движениями, не стоит надолго задерживать его или прилагать усилия. При сознательной регуляции дыхания надо достичь полного и безраздельного единства с движением.
Правила проведения соревнований по тайцзицюань
Как и все остальные спортивные дисциплины, тайцзицюань имеет свои систематизированные правила, где прописано все о соревнованиях: виды, требования к месту их проведения, система судейства и прочая информация.
Виды соревнований
Они подразделяются на личные, командные и смешанные, а именно:
Соревнования по тайцзицюань проводятся в соответствии с правилами.
Требования к месту проведения
Для проведения соревнований нужен ковер, составляющий 6 метров в длину и 4 метра в ширину. С каждой стороны ковра проводят белые линии шириной 5 сантиметров (они нужны для ограничения). В середине делают отметку, обозначающую центр. Если технические условия позволяют, размеры ковра можно изменить. Ковровое покрытие тоже не может быть обычным, оно должно быть сертифицировано Техническим комитетом Федерации ушу. Потолок над данной площадкой не должен быть меньше 8 метров, а расстояние между двумя коврами – 6 метров. Освещение площадки тоже имеет значение: нельзя допускать, чтобы оно составляло менее 1500 люкс.
Определение порядка выступлений
С определением порядка выступлений помогает жеребьевка, которая проводится для каждого вида программы. Занимается этим группа секретарей под контролем жюри и главного судьи. Если речь идет о программах с предварительной квалификацией, то там порядок выступления для финала выводят, основываясь на результате выступления в каждой конкретной квалификации начиная от худшего выступления к лучшему. Если оценки одинаковы, то жеребьевку проводят снова.
Как проходят выступления?
Как только будет объявлена фамилия выступающего, он должен сразу же выйти, встать у ковра и поприветствовать старшего судью, изобразив особый жест «Ладонь – кулак», и после того как он будет приглашен вышеупомянутым судьей, проследовать к месту начала выступления.
Если же спортсмен выступает с мечом Цзянь, то приветствие выглядит иначе: левую руку с мечом поднимают на уровень груди так, чтобы клинок прижимался к внутренней стороне предплечья. Кисть другой руки находится в положении цзяньчжи, а именно прижата к костяшке указательного пальца на левой руке. Как и приветствие «Ладонь и кулак», оно выполняется на расстоянии примерно 30 см от тела на уровне груди.
После свистка или хлопка хронометриста спортсмен может приступать к выполнению своего комплекса. Началом послужит первое движение, и сразу же начнется отсчет времени. После окончания выступления спортсмен принимает позицию, называемую заключительной (ноги вместе, лицо обращено к судье).
Что касается выбора наиболее сложных элементов техники для своего выступления, то они должны соответствовать правилам и положению о соревнованиях. Перед исполнением программы все сложные элементы должны быть описаны и заверены тренером команды. Все эти элементы должны регистрироваться. Для произвольных и стандартных комплексов время выполнения должно составлять от 3:30 мин до 4 мин максимум. Для групповых – максимум составляет 5 минут.
Музыка выбирается подходящей для хореографии комплекса. Она не должна включать в себя вокальный аккомпанемент. Для больших соревнований требуется устанавливать минимум две видеокамеры, одну установку для просмотра видеороликов, также одну электронную систему оценивания и звуковую систему.
Система судейства
Судейская коллегия состоит из главного судьи и его секретаря, который также выполняет обязанности хронометриста. Судейская бригада включает в себя старшего судью, являющегося заместителем главного, и от двух до пяти судей (количество определяется положением), а также секретаря-хронометриста.
Обязанности коллегии судей, а конкретно главного судьи – это несение ответственности за ход проведения соревнований и обеспечение четкого выполнения правил. Перед соревнованиями он занимается разъяснением и решением проблем, связанных с непонятными местами в правилах и т. д. Но менять правила он не имеет права. Если остальные судьи не могут сойтись в оценке, окончательное решение остается за главным. При возникновении конфликтов он также рассматривает все случаи, связанные с некорректным поведением участников или тренера. В частности, главный судья имеет право отстранить от обязанностей или дисквалифицировать любого участника соревнований при наличии оснований. Также он имеет возможность перемещать остальных судей, подводит итоги и объявляет результаты, может прекратить выступление или принять решение о перерыве.
Остальные судьи действуют согласно правилам, участвуют в судейской работе и выполняют разные работы подготовительного характера, следят за соблюдением правил, независимо друг от друга выставляют баллы, записывают ход выступления. Они показывают оценки по сигналу старшего судьи и, кроме того, оценивают комплекс на техническое соответствие правилам.
Главный секретарь заведует работой секретариата, проверяет заявки и проводит жеребьевку, отслеживает график и решает спорные вопросы, касающиеся допуска участников, объявляет представителям команд результаты. На нем лежит вся работа с бланками фиксации результатов, проверка и заверение итогов, подсчет оценок и определение победителей.
Секретарь-хронометрист всегда точно фиксирует время выполнения комплекса, делает все, что поручит ему главный секретарь и докладывает старшему судье о нарушении правил, если таковые имели место быть.
Возрастные категории спортсменов
Занятия тайцзицюань практически не имеют ограничений по возрасту, но в соревнованиях прописаны различные возрастные группы спортсменов:
Демонстрационные виды соревнований также имеют возрастные группы:
Те или иные особенности возрастной градации спортсменов должны быть указаны в регламенте соревнований.
Требования к экипировке и спортивному оружию
Касательно экипировки для занятий запретов практически нет. Главное, чтобы одежда была легкой и достаточно свободной, из натуральных тканей. Это объясняется тем, что тело является живым храмом, в котором постоянно происходят чудесные перевоплощения. По этой причине одежда не должна сковывать движения тела. Обувь тоже должна быть легкой и комфортной, босиком заниматься не надо.
Для соревнований необходимо приобрести сертифицированный техкомитетом костюм с номером участника на нем. Состоит этот костюм из китайского стиля блузы, включает семь завязок и воротник-стойку, свободные длинные рукава с туго затянутыми манжетами, свободные брюки с эластичным поясом-резинкой. Цвет и ткань выбираются по желанию, но должны быть одного тона. Допустима небольшая оборка. Обувь следует надеть специальную, сертифицированную техкомитетом.
Система оценивания бойцов
Оценки в тайцзицюань выставляются по таким категориям как:
Каждая категория должна быть оценена по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо»). Из этих оценок выводится средняя оценка за выступление с обязательным указанием сотых балла. При этом общая оценка определяется исходя из тех, что были выставлены судейской коллегией с учетом всех изменений, внесенных старшим судьей.
Определить победителя просто: спортсмен, получивший максимальную оценку, считается занявшим первое место в данном виде программы. На втором месте оказывается спортсмен, который получил вторую по величине оценку, и так далее. Если проводятся финальные соревнования, то в них первое место присуждается спортсмену, который набрал большую сумму баллов в предварительных соревнованиях и в финале, а на втором месте оказывается спортсмен со второй по величине суммой, и так далее.
В программах собственного составления, а также в групповых выступлениях и комплексах гуйдин оценка по факту – это суммирование баллов за техническую сторону исполнения, общее впечатление и степень сложности. В показательных видах программы фактическая оценка – это суммирование всех баллов за техническое исполнение и общее впечатление. Окончательная оценка выводится путем вычитания снижений из фактической оценки старшего судьи, если такие есть. Оставшиеся баллы – окончательный результат спортсмена.
Тайцзицюань и цигун – это одно и то же?
Несмотря на то что эти термины часто упоминают совместно, тайцзицюань и цигун практически не имеют общего. Тайцзи – это древнее единоборство, возникшее в Китае. Один из его известных стилей называется ушу, что обозначает «кулак великого предела». Сейчас тайцзицюань имеет базу в Шаолине, который является самым популярным монастырем, настоящим прародителем духовных практик.
Тайцзицюань – это настоящее боевое искусство, а вот цигун берет на себя духовную часть. Однако данные направления все же имеют точки пересечения, основанные на практике движения, гимнастике и основополагающей энергии «ци», которая связывает все сущее.
На тренировках таоцзи учатся концентрироваться на таолу, что означает комплекс движений, похожий на сложный восточный танец, что-то вроде боя с тенью. Эти движения повторяют месяцы и даже годы, чтобы последовательность вросла в тело и вошла в привычку. Все движения должны возникать не от мышечной рефлексии, а из внутренней энергии ци, которая присутствует повсюду.
Цигун нужен для обучения правильной работе с ци, чтобы в итоге буквально гонять ее по телу. Это сложно, но со временем с ней можно совладать и управлять. Цигун – это настоящий тренировочный комплекс, в котором первостепенное значение отводится концентрированному вниманию к микродвижениям. Ци приливает в то место, где сосредоточено сознательное внимание, а ци напрямую соединена с мыслями. При концентрации на каком-либо человеке часть энергии уйдет к нему. Практикуя одновременно тайцзицюань и цигун человек учится перемещению энергии внутри организма и ведению тела за ней. Бой в тайцзицюань основан именно на этом.
Взаимосвязь тайцзицюань и китайских боевых искусств
Китай всегда славился обилием боевых искусств. О прекрасном Шаолине и знаменитых монахах слышал, наверное, каждый. Все слои населения страны так или иначе связывают свою жизнь со спортом в различных его проявлениях. В любое время дня на улице, в скверах можно заметить тренирующихся людей любой возрастной категории. Ведь такие виды спорта – хороший способ поддерживать свое здоровье и улучшить качество тела, а также развить духовность. Этот культурный пласт формировался тысячи лет.
В данный момент тайцзи и прочие стили ушу невероятно популярны, также есть множество школ, которые создают мастера и их воспитанники. Самые популярные смешанные дисциплины – это ушу, кунг-фу и, конечно же, тайцзи.
Ушу – так называют практически все боевые искусства Китая. У ушу есть несколько направлений:
«Кунг-фу» переводится «тяжелая работа, виртуозное мастерство». Кунг-фу может быть в абсолютно любых делах, как в спорте, так и в приготовлении еды, то есть в том, в чем человек может очень долго практиковаться и достичь вершины мастерства.
Тайцзицюань же – самое старое боевое искусство, и основой для него стала философия Инь и Ян. Эти начала представляют собой пару противоположностей, которые постоянно работают соввместно и все время меняются. Спокойствие и сосредоточенность рождает силы и помогает направлять энергию ци в нужное русло. Акцент приходится на мягкое перенаправление силы противника, а не на атаку или удары. Тайцзицюань и кунг-фу (шаолиньское) – пара ответвлений древнего ушу, которые различны внешне.
Возможно, корни данных стилей переплетаются в дебрях истории и исходят из единого начала. Важнее всего победить себя, а не противника. Встав на путь изучения тайцзицюань и кунгфу, надо понимать то, что учитель – важнее всего. Именно он является проводником ученика в тайны этого великого искусства. Основным приемом является методика «От сердца к сердцу», которая позволяет научиться высокой концентрации и впустить тайцзи в свое сердце.
Книги для обучения
Так как тайцзицюань – древнее искусство, литературы для его изучения написано довольно много. Ниже приведены несколько интересных изданий.