Ушинский что такое игра

Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Ушинский что такое игра Ирина
Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Консультация на тему: «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Огромное воспитательно-образовательное значение К. Д. Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточный опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К. Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому.В связи с этим педагог писал: “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла” [10, c. 110].

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. Поэтому К. Д. Ушинский пишет: “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями” [6, c. 86].

К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К. Д. Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений” [6, c. 87].

К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью,имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” [6, c. 88]. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он [6, c. 89]. Этот завет К. Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания, а теперь претворяют в жизнь современные педагоги.

Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось” [6, c. 89].

Таким образом, мы можем сказать, что теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Днепров Э. Д. Феномен Ушинского // www.pedsovet.su/publ/26-1-0-442

3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф.История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с.

4. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. – Тбилиси, 1974.

Консультация для родителей «О роли спорта для детей» Консультация для родителей. «О роли спорта для детей» Каждый ребенок с самого рождения постоянно находится в движении – сучит ножками.

Ушинский что такое играИгра-драматизация по произведению К. Д. Ушинского «Два козлика» Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация.

Конспект квест-игры «Знатоки природы» Цель: Формирование экологической культуры; познавательное и эмоциональное развитие детей, посредством оригинальных форм игровой деятельности.

Консультация для родителей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых» С первых дней жизни малыша вы, родители наверное задумывались о его будущем? Внимательно следите за интересами и склонностями своего ребенка,.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» о роли игрушки в жизни ребенка 1. Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью» Сущность понятия сюжетно – ролевой игры старших дошкольников В последние десятилетия проблема детской игры находится в центре внимания многих.

О роли семьи в физическом воспитании детей. Консультация для родителей Одна из наиболее актуальных проблем современной педагогики — физическое воспитание дошкольников в семье. Мир вокруг нас меняется очень быстро.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по.

Презентация для методического часа педагога-психолога «Одаренность: понятие, выявление, раскрытие одаренности в условиях ДОУ» Данный материал представляет собой основу для проработки педагога-психолога ДОУ с педагогами такой важной тематики как «детская одарённость».

Источник

Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, развитии, роли в жизни человека

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности, ее исследование Ушинским и влияние на формирование личности ребенка. Роль взрослого в детской игре. Характеристика двух феноменов: деятельность фантазии и поглощенность вымыслом.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.11.2013
Размер файла27,0 K

Ушинский что такое игра

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Минусинский педагогический колледж имени А.С.Пушкина»

Специальность 050144 Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

по дисциплине: Теоретические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Тема: Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, развитии, роли в жизни человека

Выполнила: Мушук Екатерина Викторовна

студентка 1 курса группы 172з

1. Происхождение и сущность игры

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

2. Роль взрослого в детской игре

Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в «зоне ближайшего развития», что имеет обучающее значение.

Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре. Имеется в виду не замена ролевых функций, а их расширение в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребенка.

С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорецептивному, вестибулярному.

По мере дальнейшего психического развития ребенок проявляет все более специфичные ответы на стимуляцию, генерирует инициативные действия, начинает исследовать предметы руками. Одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. При этом взрослый должен действовать как посредник, поддерживающий взаимодействие ребенка с материалами. Параллельно возрастают возможности малыша ориентироваться в регулярных жизненных ситуациях, что призывает взрослого обыгрывать такие события как просыпание, переодевание, еда, туалет, купание, прогулка и т.п.

Следующий этап в развитии ребенка связан с совершенствованием представлений, подражательной и исследовательской активности. Воспроизведение речевых и ручных действий делает его активным участником социальной жизни. В обязанности взрослого включается организация символического общения, обыгрывание специфических действий с предметами. Не меньшее значение имеет поддержка игры с пластическими материалами, водой, блоками и т.п., что отвечает нуждам творческого развития, самовыражения и самоконтроля.

Появление у ребенка отсроченного подражания может служить сигналом для взрослого: «пришло время сюжетной игры». Родители могут теперь превратить детский уголок в игрушечную комнату. Ведь для ребенка интереснее всего то, что делают взрослые. Важно ввести в игровую сферу жизни ребенка несколько персонажей и помочь ему в воспроизведении наблюдаемых событий. Диалог «за двоих», кукольный театр, драматизация на куклах социального взаимодействия-вот некоторые новые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре.

С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к новому этапу игровой деятельности. Он начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр-драматизаций. Взрослый может участвовать в такой игре непосредственно, предлагая свои идеи и знания. Однако важно поддерживать инициативу малыша.

Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть:

«Источником ресурсов», обеспечивающим игровыми материалами;

организатором игровой среды;

партнером по общению;

3. Игра как явление

Первые упоминания об «игре» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры. Список литературы По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения. Д. Б. Эльконин считает что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных детей и средство развития произвольного поведения.

Перестроечные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зарубежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.

Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приёмов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.

игра ушинский личность

Список используемой литературы

7. Изучение личности дошкольника. /Сост. Лавровская И.В. Киров, Информационный центр, кафедра психологии КГПИ им. В.И.Ленина, 1991 г.

9. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959,

11. Менджерицкая Д.В., «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение,1982 г.

13. Сигов Б.К. Игра // Современная западная философия: Словарь. М., Политиздат, 1991г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

презентация [139,2 K], добавлен 08.08.2015

«Обучение шахматам» как целостный курс, направленный на формирование высоконравственной, гармоничной, творчески активной личности ученика. Б. Франклин об игре в шахматы. Шахматы от детской гипертонии. Привычка поиска правильного хода, достижения цели.

реферат [18,1 K], добавлен 02.08.2009

Формирование инициативной личности ребенка. Развитие познавательной активности в игровой деятельности. Психолого-педагогический анализ развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста. Связь ребенка с предметным и социальным миром через деятельность.

дипломная работа [305,8 K], добавлен 21.11.2010

Психологические основы игры. Требования к дидактической игре. Классификация форм игровой деятельности и их краткая характеристика. Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе обучения. Роль игровой деятельности в развитии личности.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 21.04.2015

курсовая работа [83,4 K], добавлен 09.01.2012

Источник

Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников

Ушинский что такое игра Макаренко Людмила
Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников

Игра-ведущий вид деятельности

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?

Происхождение.

Первые упоминания об «игре» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, которые собирались сёлами, сходились на игрища, на плясания и выбирали себе там жён.

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

«В жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание»

(Г. В. Плеханов). В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла ещё в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Г. В. Плеханов доказывает, что ребенок вначале подражает труду взрослых в игре, и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает : игра служит средством подготовки к труду, у ребенка имеется стремление к подражанию, поэтому он воспроизводит в своих играх деятельность взрослых. Различие в играх мальчиков и девочек он объясняет тем, что существует разделение труда между мужчинами и женщинами.

На основе анализа этнографического материала Д. Б. Эльконин подтвердил гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. Согласно ей, не всегда игра сопровождала детство. Он согласился с основным положением теории Плеханова, что в истории общества труд предшествовал игре, что игра социальное явление, служит подготовкой к труду. Но возникновение детской игры он объясняет иначе. Он считает, что возникновение детской игры произошло в тот момент, когда исчезла возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых (на самых ранних ступенях развития общества дети рано включались в жизнь взрослых, участвовали в их работе). Игры тогда не было. Усложнение орудий труда привело к тому, что детям стало не доступно участие в нем). Игра, являясь мощным стимулом развития ребенка, не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания под воздействием взрослых. На определенном этапе в процессе взаимодействия ребенка с предметным миром и возникает подлинно человеческая детская игра. Таким образом, игра — не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает. Исторически возникнув как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, который передается детям, как и любая человеческая деятельность.

Социальный характер игры.

Игра социальна по своему происхождению, по своей природе.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой — величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей — бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.

Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребёнком. Она задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа: выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.).

Итак, игра является и средством социализации. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Значение игры в развитии детей

Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.

В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.

Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни. Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание российских ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

Игра-драматизация как самый «разговорный» вид театрализованной деятельности «Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя, и вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля».

Игра, как ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» К. Д. Ушинский Возможности.

Деловая игра для педагогов «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников» Деловая игра для педагогов ДОУ Тема «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников» Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ.

Ушинский что такое играФотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника» Игра – Основной вид деятельности дошкольника Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая.

Игра-как ведущий вид деятельности дошкольника Консультация для родителей «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания.

Реферат на тему «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как основной вид деятельности детей» Содержание Введение 1. Основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре 2. Особенности сюжетно-ролевой игры Заключение Список литературы.

Семинар на тему «Игра как ведущий метод обучения иностранному языку старших дошкольников» Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *