Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Корпоративная архитектура и ее составляющие

Архитектура предприятия

Реалии современного состояния управления производством

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы (ERP, CRM, SCM и т.п.) пришли на смену функциям (АРМ), так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система АЕ. Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом (см. рис. 1).

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 1. Парадигмы информатизации управления в бизнесе

В самом общем виде «архитектура» – это выражение закономерностей строения, присущих системе (зданию, технической или информационной системе), общий план или концепция, используемая для ее создания, а, с другой стороны, абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей.

Исходя из этого «корпоративную архитектуру» следует рассматривать в двух аспектах:

• как объективную реальность, существующую независимо от ее отображения в чертеже или модели 5 ;

• как модель – описание этой реальности различными средствами.

В первом аспекте корпоративная архитектура – это реально существующая организация бизнеса, которая специфична для той или иной компании. Во втором – корпоративная архитектура систематизирует и дает фиксированное описание бизнеса в виде полезных моделей, диаграмм и функциональных комментариев по организации деятельности компании.

Для более наглядного отображения соотношения понятий мы воспользуемся схемой, приведенной на рис. 2, где понятием верхнего уровня собственно и выступает «корпоративная архитектура».

Таким образом, корпоративная архитектура (бизнес-модель) – это общая модель бизнеса, определяющая политику инвесторов, стратегии, продукты, технологии, процессы, структуры и информационную поддержку деятельности.

Многие авторы из сферы ИТ часто разделяют основное понятие на два: бизнес-архитектура и информационная архитектура. Понятие «информационная архитектура» ранее, да и сейчас, часто интерпретируется как «корпоративная информационная система», включающая прежде всего программные приложения и технические средства доведения их до конечных пользователей в бизнес-подразделениях (в том числе корпоративные сервисы).

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 2. Составляющие корпоративной архитектуры

Другое понятие – это бизнес-архитектура, которую мы отделили от «информационной». Задача бизнес-архитектуры идентифицировать объект и субъект управления, т.е. сам бизнес и систему управления этим бизнесом. Будем понимать «бизнес» как совокупность бизнес-процессов (состоящих из последовательности бизнес-операций).

Если рассмотреть 5-уровневую модель системы процессов компании (рис. 4), то к «бизнес-архитектуре» (в узком смысле) можно отнести рассмотренные выше бизнес-процессы и процессы обеспечения. Обратим внимание на то, что только в ходе этих процессов обрабатываются (с разной глубиной) материальные ресурсы.

В процессах же управления, находящихся на рис. 4 сверху, единственным преобразуемым ресурсом является «информация». Совокупность этих процессов лежит в основе системы управления компанией, к рассмотрению которой мы и перейдем.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 4. Пятиуровневая модель системы процессов компании

Архитектура системы управления структурируется как по уровням (корпоративный, стратегический, операционный), так и по функциональным областям:

• Маркетинг и управление продажами;

• Бюджетное управление и управленческий учет

• Производственное планирование и контроль;

• Управление жизненным циклом продукта.

• Управление знаниями и т.п.

Выделим в системе управления три основных уровня или системы управления второго порядка:

• Система Корпоративного управления

• Система Стратегического управления

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

• Система Операционного управления

Итак, корпоративное управление – контролирующая и управляющая система акционерного общества, которая устанавливает права и обязанности различных участников организации (членов Советов директоров, менеджеров и акционеров), а также содержит основные правила и процедуры, обеспечивающие принятие управленческих решений.

Модель корпоративного управления отражает закрепленный в уставе и регламентах корпорации текущий баланс прав, обязанностей и ответственности, текущую роль и текущее влияние субъектов корпоративных отношений на принятие решений по делам корпорации. Таким образом, корпоративная модель отражает актуальное распределение власти в корпорации как социальной системе.

Система управления бизнесом в свою очередь распадается на две подсистемы (или модели) – стратегическую и операционную. Каждый из этих уровней или систем управления имеет свои задачи:

первый – формирование целей и методов их реализации, установление правил и регламентов деятельности

второй – обеспечение (при заданных правилах и регламентах) операционных результатов, соответствующих поставленным целям обеспечивающих реализацию целей.

Таким образом, мы подходим к определению наиболее сложного объекта корпоративной архитектуры – операционной модели, модели организации текущей деятельности, выстроенной в соответствии с корпоративной стратегией.

Операционная модель (операционная архитектура) определяет систему взаимодействия базовых элементов корпоративной архитектуры, ориентированную как на повышение эффективности текущей операционной деятельности, так и на достижение стоящих перед компанией стратегических целей. Она содержит описание системы процессов в привязке к организационной структуре, отражающей основные подразделения и центры компетенции, а также распределение ответственности за отдельные элементы деятельности.

Выбор той или иной модели привязки процессов и распределения ответственности определяется как для достижения максимального соответствия административной и процессной ответственности, так и с целью поиска оптимальных вариантов такой привязки (через модель компетенций) к имеющемуся кадровому потенциалу и корпоративной (организационной) культуре.

Таким образом, архитектура предприятия описывает, как организация выполняет свою работу, используя такие ресурсы, как «Люди», «Бизнес-процессы», «Данные» и «Технологии».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Архитектура организации (еще используются термины Enterprise Architecture или корпоративная архитектура) — это область знаний об организованности (составе, связях и отношениях) отдельных элементов предприятия, причем элементов самой разной природы: систем, процессов, людей, инфраструктуры, данных, целей, задач, требований и т.д. (См. также определения в ISO/IEC/IEEE 42010:2011 и Crawley 2016).

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 1. Архитектура организации

Как видно из определения и рисунка 1, речь идет об элементах разной природы:

Среди элементов архитектуры выделяют также такие типы, как элементы мотивации и целеполагания: цели деятельности, принципы деятельности, метрики и KPI, правовые нормы, требования и ограничения, драйверы рынка и интересы отдельных стейкхолдеров.

Выделение активных и пассивных типов элементов даётся, как правило легко, так как они явно существуют в реальности в виде физических или материальных объектов. А вот элементы поведенческого и мотивационного типа выделять весьма сложно, так как они являются лишь ментальными образами неких процессов или явлений реальности, постигаемых лишь когнитивно, то есть они требуют определенной обученности индивида мыслить тонко, четко, конкретно и стабильно. Например, такой тип элементов, как «требование» или «ограничение», зачастую имеет множество трактовок и интерпретаций даже если требования сформулированы, казалось бы, четко: два аналитика по-разному будут понимать одно и то же суждение или высказывание, даже если оно сформулировано тщательно и записано на бумаге.

Все разнообразие типов элементов и их взаимосвязей образует язык, примером такого языке в архитектуре является ArchiMate®. Методические основы использования языка могут быть почерпнуты в TOGAF®. TOGAF поясняет контекст использования архитектурного языка и вводит базовые типы языка (см рисунок 2).

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 2. Базовые типы архитектурных элементов в методологии TOGAF

ArchiMate® расширяет базовый состав типов из TOGAF, что позволяет поддержать моделирование всех нюансов организованности предприятия, в том числе выполнять сопряжение архитектурных моделей с ранее утвердившимися подходами к моделированию, как то:

В дальнейшем изложении и примерах данной статьи используется именно расширенный состав типов арх.элементов, заимствованный из ArchiMate 3.1. Общее количество предлагаемых для моделирования типов в Архимейт на декабрь 2020 года – более 50.

Приведем примеры элементов разных типов:

Стоит обратить внимание на то, что ArchiMate предлагает механизмы саморасширения (добавления изначально не предусмотренных типов) языка и в нашей практике есть немало примеров использования этой возможности. См. также полезную статью по инвентаризации ИТ-ландшафта.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Совокупность всех элементов одного типа обычно называют в математике множеством. В жизни в применении к элементам архитектуры обычно применяют другие названия: каталог элементов, реестр элементов, слой элементов. Чаще всего разница в названии не означает ничего, кроме определенного контекста, в котором разворачивается дискуссия о рассматриваемом множестве, но некоторые авторы и спикеры вкладывают в перечисленные синонимы определённый смысл:

Поскольку мы рассматриваем множества архитектурных элементов, выступающих частями таких систем, как «Организация», «Предприятие», или «Корпорация», то часто используется слово СЛОЙ, подчеркивающее наличие в организации других множеств (то есть других слоёв).

Слои, которые используются наиболее часто, перечислены на рисунке 4 справа.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 4. Наиболее часто используемые слои архитектуры предприятия

В каждый слой входят десятки, возможно, сотни элементов. Благодаря группировке элементов в слои и связыванию элементов друг с другом и между слоями (то есть между множествами, как в двудольном графе) мы получаем возможность управлять сложностью организации (сложностью ее организованности) – см рисунок 5.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 5. Управление организацией с помощью архитектурных слоев и взаимосвязи их элементов

Управляемость организации (предприятия, корпорации) достигается за счет следующих обязанностей группы управления архитектурой:

Использование слова СЛОЙ (по-английски layer) не следует путать со словом уровень (по-английски level). Слои хотя и зависят друг от друга разными типами зависимости, тем не менее сложно применять к ним понятие «выше-ниже», что, как правило, подразумевается в слове УРОВЕНЬ.

Откуда аналитики и архитекторы берут элементы для каждого слоя?

Обращаю внимание, что в отдельных случаях, как например, при трансформации предприятия, просто описать существующие слои и их элементы бывает недостаточно, так как качество, с которым выделяются элементы множества (элементы слоя) может быть весьма разным и часто оно посредственное. В таком случае обязательно следует использовать референсные модели: они обеспечивают переход к новому набору управляемых элементов, как за счет нормализации состава этих элементов, так и путем их рефакторинга.

Выделенные таким образом элементы становятся объектами развития или трансформации в рамках операционных или стратегических инициатив организации.

Архитектура и домены

50+ слоев для удобства мы объединяем в 7 доменов:

Архимейт и ТОГАФ могут группировать слои в домены несколько по-разному. Не стоит придавать этому большого значения, так как домены – это всего лишь группировки, служащие целям методичности в подаче материала. Однако могут быть и другие цели группирования:

Еще одним критерием группировки слоев в домены является связность элементов внутри домена. Внутри домена связность, как правило, высокая и строгая. Связность элементов домена с элементами других доменов заметно ниже. В своей практике мы чаще всего используем такую нарезку доменов – см. горизонтальные полоски на рисунке 6.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 6. Рекомендуемый состав доменов

Некоторые домены на рисунке 6 содержат как бы субдомены. Этому не стоит придавать сакрального смысла.

Три домена на рисунке 6: Business, IT, Physical – имеют общий принцип их выделения в качестве домена, а именно: в каждом домене есть слой активных элементов, слой поведенческих элементов, слой пассивных элементов. Активные, поведенческие и пассивные элементы изображены вертикальными полосками для красоты и некоторые эксперты могут называть их аспектами. Это не меняет сути, заложенной в идею множества элементов, а лишь подчеркивает способ локализации элементов множества.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждомДля примера: в домене Business активным типом элементов выступает подразделение (business unit); с подразделениями связаны два типа поведенческих элементов: функции и процессы; пассивными типами элементов в слое бизнеса являются документы и информация. В домене IT активным типом элемента выступает Информационная Система; поведенческим – функция информационной системы; пассивным – объект данных. Домен Мотивации в данном примере представлен таким типом элементов, как Цель. В этом примере и его частичной иллюстрации на рисунке справа подчеркивается взаимосвязь элементов друг с другом, причем взаимосвязи могут быть как между элементами внутри слоя (функции с функциями, подразделения с подразделениями), так и взаимосвязи между элементами разных слоев: процессы с информационными системами, системы с функциями, функции с объектами данных.

Приведем примеры типов элементов для отдельных доменов. Каждый тип будет образовывать слой элементов данного типа. Совокупность всех типов может быть представлена некой картой типов. Такая карта типов обычно фиксируется в положении о моделировании, где каждому типу даётся определение, назначение, спецификация, правила его использования в моделях. Для целей иллюстрации элементов и их связей могут использоваться графические символы, цветовая раскраска и пиктограммы. Мы придерживаемся следующей палитры цветов: активные элементы – бирюзовые, поведенческие – желтые, пассивные – зеленые. Такая раскраска обеспечивает быстрое считывание сложных диаграмм.

Типы элементов, образующие слои в домене мотивации (выборочно):

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Типы элементов, образующие слои в домене бизнеса (выборочно):

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Типы элементов, образующие слои в домене IT (выборочно):

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Ввиду сложности каждого домена у него может быть своя архитектура: архитектура бизнес-деятельности, архитектура ИТ, архитектура данных, физическая архитектура. Таким образом, корпоративная архитектура состоит из других архитектур. Немного сложно, но если система состоит из других систем (что нам уже весьма привычно из системного подхода), то стало быть и архитектура может состоять из других архитектур.

Архитектура. За пределами Archimate & TOGAF

TOGAF и Archimate – методологии, выросшие из практики ИТ-архитектур, имеющие целью моделирование ИТ-насыщенных компаний. Однако многослойность, как свойство архитектурных моделей, распространяется на системы любой сложности, как например, корпорации, города или государства, или экосистемы.

Количество выделяемых слоёв зависит от целей моделирования, которые в свою очередь определяются запросами или интересами стейхолдеров. В городе такими стейкхолдерами являются горожане (обитатели города): если есть запрос на здоровый образ жизни, то будет создаваться слой спортзалов и беговых дорожек. Если есть запрос на развлечения – будет развиваться слой театров, кино, музеев и ресторанов.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рисунок 7. Архитектура городской среды.

Зависимость и взаимосвязи элементов городской среды очевидны. Планирование подземных коммуникаций должно соотноситься с деятельностью подземного водопровода. Наземные сооружения должны учитывать сеть дорог. Сеть дорог должна вести к местам скопления граждан. Плотность кинотеатров должна соответствовать потребности в развлечениях и географии расселения горожан. Городские парки можно разбить только на обширных пустырях и вдали от объектов тяжелых производств.

Вывод: расслоив предприятие или город, мы можем эффективно выполнять задачи по реинжинирингу и трансформации деятельности или инфраструктуры для целей ее приспособления к новым реалиям жизни или к новым технологическим достижениям, внедрение которых неизбежно в силу общего научно-технического прогресса. Источником изменений в архитектуре служат и «тектонические сдвиги» в слоях архитектуры, то есть кардинальные изменения в одном из слоев, вызванные технологией, запросом или необходимостью, неизбежно повлияют на изменения в других слоях, как бы этого не хотелось. Хотим ли мы предсказать и учесть эти изменения или оставить их на авось – это уже дело управленца, но архитектор умеет как минимум, выявлять эти изменения, их объем и характер, а толковый архитектор может их еще и объяснить.

Zoom-in, Zoom-out. Расслоение может быть выполнено и в микромасштабе, причем весьма глубоко. Примером такого расслоения является BIM-модель здания, где выделяются такие слои, как несущие конструкции, электрика, сантехника, перекрытия, оборудование и т.п. В BIM-моделях кроме архитектурных задач по проектированию структуры будущего здания решаются также задачи компоновочного, расчетного, экономического характера.

Выбор (отбор) слоев архитектуры на примере проектирования стратегии

В зависимости от планируемого изменения не все 50+ слоев могут понадобиться. Зачастую изменение проходит внутри 2-3 слоёв одного домена, как например, при разработке в ИТ-приложении новой функции или микросервиса. Но разработка 20 функций в одном или группе ИТ-приложений скорее всего повлияет на изменения в бизнес-домене: изменятся функции подразделений и их информационные потоки.

Рассмотрим необходимый и достаточный набор слоев архитектуры для проектирования стратегии органа исполнительной власти сверху вниз (от идеи о деятельности или новых целей деятельности к воплощению самой деятельности). Итак, что должно быть идентифицировано, осознано, взаимоувязано и спроектировано:

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

В каждом слое отбираются те элементы, которые попадают в стратегический фокус трансформации. Креативная роль в отборе таких элементов отводится аналитикам и архитекторам, проектирующим трансформацию, руководителям трансформации и первым лицам организации, отвечающим за ту деятельность, которой организация управляет (например, транспортировка грузов). Стратегический фокус трансформации (как в части ее проектирования, так и в части ее реализации) может также задаваться некими границами или коридором реализации, состоящем из таких типов элементов, как драйверы, ориентиры, цели и ограничения.

Таким образом, при решении задач, связанных с изменением или трансформацией с использованием методов архитектуры, потребуется совершить два выбора:

Источник

Корпоративная архитектура и ее составляющие

Григорьев Л.Ю., Кудрявцев Д.В., Горелик С.Л.

Перевод на операционный язык известного выражения «хаос автоматизировать нельзя, иначе будет автоматизированный хаос» 1 сводится к тому, что сначала нужно грамотно выстроить процессы, а потом запускать процесс автоматизации.

Происхождение понятия

Понятие «корпоративная архитектура» в последнее время все чаще стало востребовано для описания новых реалий в информатизации бизнеса. Оно все прочнее утверждается в сфере взаимодействия информационных технологий и бизнеса: ИТ-службы современной компании перестают быть простыми поставщиками технологических компонентов, приложений и сервисов для бизнес-подразделений. На первый план выходит синхронизация развития бизнеса и ИТ.

У наиболее продвинутых компаний целью информационной стратегии сегодня становится построение глобальной информационной инфраструктуры, так называемого «адаптивного предприятия» (Adaptive Enterprise).

Происходит очередная смена парадигмы компьютеризации бизнеса: как в свое время процессы (ERP, CRM, SCM и т.п.) пришли на смену функциям (АРМ), так теперь их место занимает развивающаяся бизнес-система (Adaptive Enterprise). Новый объект информатизации требует новых методов и средств описания, а именно систем моделирования, охватывающих не отдельные процессы, а эту самую «корпоративную архитектуру», организацию деятельности всего предприятия в целом (см. Рис. 1).

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 1. Парадигмы информатизации управления в бизнесе

Определение терминов в области «корпоративной архитектуры»

Будем исходить из того, что в самом общем виде «архитектура» – это выражение закономерностей строения, присущих системе (например, зданию, технической или информационной системе), общий план или концепция, используемая для ее создания, а, с другой стороны, абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей.

Исходя из этого «корпоративную архитектуру» следует рассматривать в двух аспектах:

В первом аспекте корпоративная архитектура – это реально существующая организация бизнеса, которая специфична для той или иной компании, несмотря на большие возможности типизации.

Во втором – корпоративная архитектура систематизирует и дает фиксированное описание бизнеса в виде полезных моделей, диаграмм и функциональных комментариев по организации деятельности компании.

Наличие двух точек зрения требует понимания, о каком аспекте идет речь в каждом конкретном случае, в каждом определении. Но так как тема новая, сделать это разделение пока достаточно трудно. Частично термины, относящиеся к другому аспекту, а также синонимичные термины мы будем приводить в скобках.

Синонимия возникает еще и потому, что желательно максимально соответствовать той терминологии, которая уже сложилась в компьютерной прессе. Конечно, мы не будем пытаться интегрировать все, подчас противоположные, точки зрения.

Например, некоторые авторы включают в сферу действия понятия «корпоративная архитектура» руководящие регламенты в виде миссии, концепций, политик, правил, шаблонов и стандартов, используемых для общей организации эффективной работы, целенаправленного развития и информационной поддержки деятельности предприятия. Эти регламенты, конечно, являются необходимым компонентом деятельности любого предприятия, но это не есть достаточное основание для вынесения их на верхний уровень понятия. Они попадают туда через систему частных моделей, связанных с корпоративной архитектурой.

С учетом этих ограничений, приведенные ниже определения надо рассматривать как некое первое приближение к точной терминологии в этой области. Для более наглядного отображения соотношения понятий мы воспользуемся схемой, приведенной на рис. 2, где понятием верхнего уровня собственно и выступает «корпоративная архитектура». Далее приведены первые попытки определения терминов и их вариации.

Корпоративная архитектура (бизнес-модель) – это общая модель бизнеса, определяющая политику инвесторов, стратегии, продукты, технологии, процессы, структуры и информационную поддержку деятельности.

Многие авторы, особенно из сферы ИТ, прежде всего разделяют основное понятие на два: бизнес-архитектура и информационная архитектура.

Начнем с последней, чтобы потом сосредоточиться на первой.

Хотя «информационная архитектура», вроде, дело сугубо специальное, нижний уровень поддержки управления, задача «технарей», но и здесь наблюдаются интересные тенденции. Понятие «информационная архитектура» ранее, да и сейчас, часто интерпретируется как «корпоративная информационная система», включающая прежде всего программные приложения и технические средства доведения их до конечных пользователей в бизнес-подразделениях (в том числе корпоративные сервисы).

До недавнего времени, да и в течение последних пятидесяти лет, информационные технологии были сосредоточены на операциях с данными – их сборе, хранении, передаче, обработке и представлении. То есть главной в аббревиатуре ИТ была буква «Т».

Информационные системы, благодаря этому подходу, поддерживаемому крупными системными интеграторами, были похожи на водопроводы большого диаметра с мощными насосами, по которым нормально не текла вода (либо это была тонкая струйка, либо мутный канализационный поток).

Только в последнее время акцент в ИТ начал переноситься на букву «И», и оценка информационных технологий начала строиться с учетом ценности знаний как экономического фактора. Сами по себе технологии не прибыльны — прибыль приносят адекватное использование информации, высшей формой организации которой являются корпоративные знания. Именно поэтому в последнее время начали отделять задачи управления информацией («контентом») от традиционных технологий обработки данных.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 2. Составляющие корпоративной архитектуры

В связи с этим понятие «информационная архитектура» было переопределено. В новой трактовке под ней стали понимать принципы систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им знания.

Чтобы разрешить противоречие между традиционным и новым пониманием термина информационная архитектура, мы зарезервируем для исключительно важного аспекта работы собственно с информацией термин «архитектура знаний».

Т.е в этой части «корпоративного здания» должны содержаться правила и структуры организации информации, которые позволяют эффективно предоставлять лицу, принимающему решения, нужные сведения, позволяющие ему действовать более успешно. 6

Кроме того, необходимо обеспечить описание данных, которые требуются для работы традиционных прикладных систем. Если рассмотреть переход от «данных» к «знаниям» с точки зрения уровня организации информации, то этот переход характеризуется все большим усложнением информационных структур и появлением многочисленных связей между ними, а также разных способов обработки.

Другую часть будем традиционно называть «корпоративной информационной системой» со всеми ее компонентами, сервисами и приложениями. Имея в виду, что в ее состав могут также входить «системы управления корпоративной информацией» или «корпоративным контентом», тесно связанные с архитектурой знаний.

Следующее понятие – это бизнес-архитектура, которую мы только что отделили от «информационной».

При рассмотрении бизнес-архитектуры первая задача – разделить объект и субъект управления (см. рис.3). Т.е. сам бизнес и систему управления этим бизнесом!

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 3. Управление – целенаправленное влияние на объект со стороны субъекта

Опять-таки, отделим более простую (для описания!) часть – «бизнес» – от сложной многоуровневой «системы управления».

В контексте описания корпоративной архитектуры мы будем понимать «бизнес» как совокупность бизнес-процессов (состоящих из последовательности бизнес-операций).

В процессах же управления, находящихся на рис. 4 сверху, единственным преобразуемым ресурсом является «информация». Совокупность этих процессов лежит в основе системы управления компанией, к рассмотрению которой мы и перейдем.

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 4. Пятиуровневая модель системы процессов компании

Архитектура системы управления структурируется как по уровням (корпоративный, стратегический, операционный), так и по функциональным областям:

Но все же будем придерживаться основной магистрали классификации и, прежде всего, выделим в системе управления три основных уровня или системы управления второго порядка:

Итак, корпоративное управление (corporate government) – контролирующая и управляющая система акционерного общества, которая устанавливает права и обязанности различных участников организации (членов Советов директоров, менеджеров и акционеров), а также содержит основные правила и процедуры, обеспечивающие принятие управленческих решений.

Модель корпоративного управления отражает закрепленный в уставе и регламентах корпорации текущий баланс прав, обязанностей и ответственности, текущую роль и текущее влияние субъектов корпоративных отношений на принятие решений по делам корпорации. Таким образом, корпоративная модель отражает актуальное распределение власти в корпорации как социальной системе.

Система управления бизнесом (corporate management) в свою очередь распадается на две подсистемы (или модели) – стратегическую и операционную (рис. 5)

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис. 5. Два уровня системы управления бизнесом (corporate management)

Каждый из этих уровней или систем управления имеет свои задачи:

Таким образом, мы подходим к определению наиболее сложного объекта корпоративной архитектуры – операционной модели, модели организации текущей деятельности, выстроенной в соответствии с корпоративной стратегией.

Операционная модель (операционная архитектура) определяет систему взаимодействия базовых элементов корпоративной архитектуры, ориентированную как на повышение эффективности текущей операционной деятельности, так и на достижение стоящих перед компанией стратегических целей. Она содержит описание системы процессов в привязке к организационной структуре, отражающей основные подразделения и центры компетенции, а также распределение ответственности за отдельные элементы деятельности.

Какие преимущества получает компания, грамотно выстроившая свою корпоративную архитектуру

Сегодня множество российских компаний, желающих улучшить управление своим бизнесом, реализуют проекты изменений, касающиеся того или иного фрагмента корпоративной архитектуры. Их успешность во многом зависит от того, насколько менеджеры компании или консультанты, помогающие им в проведении этих изменений, могут, проводя частные изменения, адекватно представить целое. А, не видя это целое, невозможно не только найти оптимальное решение, отвечающее стратегическим интересам фирмы, но и просто грамотно сформировать требования к необходимым изменениям. Происходит это потому, что все части корпоративной архитектуры тесно связаны между собой.

Наибольшей опасностью при принятии решений отец менеджмента качества Деминг считал «локальную оптимизацию или субоптимизацию». Функционирование любого, составляющего систему процесса должно оцениваться в терминах его вклада в достижение целей всей системы, а не по его индивидуальной эффективности.

Например, проблематично реализовать проект постановки эффективной системы управления персоналом, не имея точной организационно-функциональной, а еще лучше процессной модели, определяющей ролевые задачи, из которых вытекают требования к обязанностям и компетенциям сотрудников. Систему мотивации невозможно правильно настроить, не связав ее со стратегической моделью, задающей вектор развития и направления концентрации усилий сотрудников и т.п. С другой стороны, при постановке стратегического управления по методологии BSC ключевые цели должны быть связаны с процессами, идентифицированными на операционном уровне управления. А вернее, не с самими процессами, а с результатами этих процессов, что позволяет правильно назначить показатели операционной эффективности. В тоже время при существующей практике независимой реализации проектов постановки системы BSC от проектов постановки процессного управления операционные цели закрепляются непосредственно за подразделениями или сотрудниками, а не процессами, что снижает точность стратегической фокусировки деятельности.

Таким образом, хорошие идеи могут не работать из-за их локальной реализации, т.е. реализации вне связи с другими компонентами системы. Именно эту системную целостность, создающую предпосылки оптимального решения, и обеспечивает корпоративная бизнес-модель.

Известны факторы, в наибольшей степени сказывающиеся на стоимости компании: четкая стратегия, прозрачность и стабильность бизнеса, современное корпоративное управление и т.д.

Повышение стоимости бизнес-системы с точки зрения финансового инвестора зависит от ожидаемых доходов компании в будущем, с учетом дисконта, зависящего от связанных с ней рисков. Кроме того, инвестор должен быть уверен, что его права, как состоявшегося акционера, надежно защищены.

По результатам опроса, проведенного компанией McKinsey еще в 2003 году, инвесторы готовы пойти на премию до 40 % за российские компании с современными стандартами корпоративного управления, имеющими внятную стратегию и ощутимые конкурентные преимущества, включая эффективную систему управления.

Составляющие стоимости компании, отражающие взгляд инвестора отражены на схеме ниже (рис.6):

Уровни корпоративной архитектуры и в чем заключаются ключевые принципы на каждом

Рис.6 Составляющие стоимости компании с точки зрения инвестора

Дадим некоторые пояснения к этой схеме, раскрывающие логику связей.

Состояние и перспективы развития бизнеса, с одной стороны, определяются стадией жизненного цикла отрасли и существующей позицией компании в этой отрасли, а с другой стороны – наличием четкой стратегии развития. Грамотно выстроенный операционный уровень управления, во-первых, позволяет реализовать выбранную стратегию развития, а во-вторых, повышает эффективность и стабилизирует текущую деятельность, тем самым, снижая риски.

Отдельная задача – это совершенствование корпоративного управления, построения системы отношений и регламентов взаимодействия акционеров и менеджмента компании. Качество решения этой задачи, как отмечалось выше, также существенно влияет на стоимость бизнеса.

Данный подход предполагает применение инженерных методов к проектированию бизнес-систем и основан на современных технологиях и средствах моделирования структур и процессов предприятия. Эти средства 10 позволяют получить и поддерживать в актуализованном состоянии точную электронную модель организации бизнеса, закрепленную в пакете корпоративных регламентов.

Все это создает необходимую организационную прозрачность компании, что делает ее не только более управляемой, но и позволяет наглядно представить потенциальному инвестору.

Есть и другая причина повышенного интереса компаний к управлению корпоративной архитектурой, которая обусловлена действующей в настоящее время моделью конкуренции.

Предприятие с управляемой и легко перестраиваемой корпоративной архитектурой развивается, опережает конкурентов по таким важнейшим показателям как:

Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания Hewlett-Packard, которая разработала новую модель адаптивной корпоративной архитектуры, определяющую основные компоненты ИТ, бизнеса и их взаимосвязи, дала ей название Darwin Reference Architecture.

Заключение

Мы надеемся, что подробное рассмотрение терминологии в такой новой области, как управление корпоративной архитектурой, принесет пользу как российским менеджерам, так и консультантам, т.к. в настоящее время путаница в системе понятий мешает всем в практической деятельности.

В связи этим вспомним слова Питера Друкера, гуру менеджмента 20-го века: «Результаты ведь не в науке, а в том, что на самом деле происходит. Наука является опорой для менеджера, предлагает инструменты для достижения желаемых результатов. Но применение этих инструментов – это практика, а не наука».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *