Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

Газпромбанк проконтролирует расходы подрядчиков «Газпрома»

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

«Газпром» с 2020 года ввел банковское сопровождение контрактов со всеми российскими контрагентами, которых выбирает по итогам закупок, сообщил организатор закупок ООО «ППТК» (принадлежит «Газпрому»). Речь идет о договорах подряда и поставках оборудования. Ежегодно «Газпром» тратит на стройку и ремонт большую часть своей инвестпрограммы — почти по 1 трлн руб.

Монополия стала вводить сопровождение еще в 2017 году, заключив договор с Газпромбанком. Сначала речь шла о точечных закупках оборудования «на десятки миллиардов рублей», и тогда у «Газпрома» появились данные, сколько стоит оборудование для его проектов на заводе, вспоминает источник РБК, близкий к компании. В 2019 году банк начал отслеживать и договоры с некоторыми подрядчиками.

Но основные победители тендеров «Газпрома» — «Стройтранснефтегаз» Геннадия Тимченко и Алексея Митюшова (акции в ЗПИФе) и «Стройгазмонтаж» (до ноября 2019 года принадлежал Аркадию Ротенбергу) — никогда не отчитывались о том, кого и за сколько нанимают на субподряд, утверждают два источника, близких к этим компаниям.

С 2020 года «Газпром» будет контролировать все траты, в том числе нового единого подрядчика — «Газстройпром», который должен консолидировать крупнейших игроков на рынке.

Как работает банковское сопровождение

Все участники строек и других контрактов «Газпрома» получают деньги от компании или победителя тендера только на спецсчета в уполномоченном банке и не могут получить деньги, пока не закончат проект. Банк отслеживает все движения средств по цепочке и блокирует «нецелевые расходы», список которых заранее оговорен: это вывод средств через займы и кредиты, благотворительные взносы, покупка акций и векселей, взносы в уставные капиталы, перечисление денег физическим лицам (кроме зарплат и командировочных расходов) и др. Если банк получил заявку на другие спорные платежи, он обращается в «Газпром» за согласованием.

Но есть исключения: «Газпром» не будет отслеживать операции с госорганами, предприятиями ЖКХ и производителями оборудования. По данным ППТК, «Газпром» также не следит за мелкими исполнителями, чьи услуги стоят меньше 3% цены договора. Но источник в «Газстройпроме» отмечает, что «Газпром» проверяет и небольшие контракты, минимальная отсечка по ним пока не сформирована: «Две недели назад было 1 млн руб., а сейчас — 3 млн руб.».

Кто присмотрит за 1 трлн руб.

«Газпром» не ограничивает число банков для контроля за инвестициями. «Мы открыты для предложений», — заверил РБК его представитель. Но сопровождение газовых контрактов уже начал Газпромбанк (у монополии 46% его акций). «Мы первыми заключили договор на услугу (. ) и, естественно, приложим все усилия, чтобы сохранить лидерство в этой области», — сообщил РБК представитель банка.

Другой сопровождающий контрактов — банк «Россия», знает источник РБК, близкий к группе «Газпром». Сотрудничество уже отражено в отчете банка за 2018 год: сопровождение контрактов заказала минимум одна из «дочек» «Газпром межрегионгаза». Но, вероятнее всего, доля «России» [в услугах банковского сопровождения] будет небольшой — у банка сейчас только несколько проектов с «Газпром межрегионгазом», говорит другой источник РБК, близкий к «Газпрому».

К контролю за стройками «Газпрома» хочет присоединиться и Сбербанк, который финансирует многих подрядчиков монополии, рассказали РБК два человека, близких к обеим сторонам. «У одного банка вряд ли хватит ресурсов для обслуживания всех контрактов, да и непонятно, как отдавать сопровождение в Газпромбанке, если кредиторы у подрядчика другие», — рассуждает один из собеседников. Но, по его словам, пока Сбербанк «только ищет» газовые проекты, на которых «можно попилотировать сопровождение».

РБК направил запросы в десять крупнейших банков. Представитель Сбербанка заявил, что организация «активно развивает банковское сопровождение и обсуждает его реализацию с ключевыми клиентами». Представители ВТБ и Raiffeisenbank отказались от комментариев, остальные, включая банк «Россия», не ответили на запросы РБК.

Сколько заработают банки на сопровождении

Обычно банки зарабатывают на комиссии за сопровождение контрактов, поясняет старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин. Но Газпромбанк работает за символическую плату, «практически бесплатно», уверяет один из собеседников РБК.

Кроме комиссии банк получит дополнительные пассивы и, соответственно, сможет на них зарабатывать: подрядчики и поставщики будут держать остатки по контрактам на его счетах, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин. На 1 января общий объем депозитов ГПБ был около 5,2 трлн руб., указывает он.

Газпромбанк сопровождает контракты «Газпрома» уже на 262,5 млрд руб. — эта цифра была опубликована на сайте электронной торговой площадки банка. После запроса РБК в пресс-службу банка эта информация с сайта была удалена. Текущая сумма больше, отмечает один из источников РБК. По информации другого собеседника, объем контрактов на сопровождение «приближается к 500 млрд руб.». Представители Газпромбанка и «Газпрома» отказались это комментировать.

Еще одна потенциальная статья доходов для банков — прибыль от кросс-продаж новым клиентам дополнительных услуг, говорит Тетерин. Аналитики затруднились подсчитать, сколько Газпромбанк может заработать на сопровождении, но, по словам Тетерина, «прибыль может вырасти на миллиарды».

Зачем «Газпрому» контроль за расходами

Нецелевое расходование средств подрядчиками «Газпрома» и организация нелегальных схем с участием топ-менеджеров самой компании неоднократно приводили к судебным разбирательствам и уголовным делам. Например, в 2015 году «Газпром Инвест» принял у подрядчика газопровод до Приозерска длиной 125 км и стоимостью почти 2 млрд руб. Журналисты «Фонтанки» попыталась найти газопровод, но обнаружили только малую его часть (40 км), а вместо оставшейся части трубы — пустую просеку. Было возбуждено уголовное дело.

В 2012 году менеджеры «Газпрома» использовали цепочку фирм-однодневок, чтобы в 12 раз (до 356 млн руб.) завысить стоимость оборудования фирмы Weatherford для проекта «Газпром Добыча Надым», а затем получить повышенный вычет по НДС, указывал в своем решении Арбитражный суд Москвы. Деньги выводились «переводом в офшорные юрисдикции или снятием наличных». Такие же схемы использовались при поставках оборудования из Франции, Австрии и Германии, указывал суд.

Сколько сэкономит «Газпром»

Газпромбанк и «Газпром» отказались сообщить РБК сумму нецелевых расходов, которую заблокировали к началу 2020 года. Но, например, в 2017–2018 годах банк получил заявки на перевод 24,5 млрд руб, а отклонил примерно 20% (на 5,5 млрд руб.). Основная причина: отсутствие или неполный комплект обосновывающих документов. При этом заявки на 545 млн руб. были признаны нецелевыми расходами. Это цифры из презентации Газпромбанка, которая размещалась на сайте электронной торговой площадки банка, но после запроса РБК исчезла. За последние полгода банк заблокировал переводы еще примерно на 1 млрд руб., говорит источник РБК, близкий к «Газпрому».

Введение контроля, как рассказывает один из собеседников РБК, позволило заблокировать, например, попытку перевода бонуса топ-менеджменту одного из подрядчиков сразу после получения первых средств от газовой монополии по подрядному контракту, еще задолго до завершения работ. Проблематичным оказалось согласование транзакций и для «Газстройпрома», утверждают два источника, близкие к «Газпрому» и подрядчику. «У нас все расходы целевые, — рассказывает источник в «Газстройпроме». — Но Газпромбанк не включил в свой специальный реестр компаний (те, которые могут перечислять средства на спецсчета) производственные и сервисные структуры «Газстройпрома», так что компания не может платить некоторым контрагентам». Как поясняет другой источник РБК, у «Газстройпрома» «слишком много компаний», структура взаимоотношений между которыми не до конца понятна ни «Газпрому», ни банку. «Газпром» мониторит своевременность перечисления денежных средств и пока не выявлял случаев нарушения установленных сроков», — прокомментировал РБК представитель монополии возможные проблемы подрядчиков.

Источник

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли субподрядчик открыть отдельный банковский счет в случае, если обязанность открыть такой счет возложена на генерального подрядчика по контракту в соответствии с Законом N 44-ФЗ (цена договора субподряда не является значительной)?

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условие о заключении договора о банковском сопровождении в указанном контрагентом банке и открытии в этом банке отдельного счета для расчетов обязательно для соблюдения субподрядчиком.

К сведению:
Если исполнение договора, заключенного с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся стороной контракта, не требует от контрагента совершения операций, отражаемых на отдельном счете, открытом ему в банке (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата по акту приемки товара (иному документу, подтверждающему приемку товара) осуществляется поставщиком, соисполнителем контрагенту на указанный им расчетный счет. При этом открытие отдельного счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, не требуется (смотрите об этом разъяснения в письме Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Торговая компания поставляет строительные материалы клиенту, который является исполнителем госконтракта в рамках Закона N 44-ФЗ. Клиент требует открыть расчетный счет в указанном банке, а также присоединиться к договору банковского сопровождения. Мы не являемся производителем товаров, а приобретаем их у поставщиков. Какие особенности работы при банковском сопровождении? Сможем ли мы полученные от клиента деньги (в качестве оплаты за поставленные материалы) перевести в полном объеме на основной расчетный счет компании и распоряжаться ими по своему усмотрению? Обязаны ли будут наши поставщики также открывать расчетные счета в указанном банке и оформлять документы. (Правовед.RU, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ

Что такое банковское сопровождение контракта

Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание такого документа с банком. Финансовая организация будет проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчетном счете, а также информировать об этом заказчика. В особых случаях банк оказывает дополнительный перечень услуг. Правила их оказания утверждены Постановлением Правительства от 20.09.2014 № 963 (далее — Правила).

Привлекать банк, который соответствует ст. 74.1 НК РФ, может как участник торгов, так и сам заказчик через торги по 44-ФЗ.

Обслуживаемый документ должен содержать подробные условия, ответственность и сроки выполнения операций, связанных с банковским обслуживанием (п. 6–9 Правил).

Виды банковского сопровождения

Первый вид — мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком. Отчет заказчику передается не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца. При этом заказчик получает выписку о движениях денег на отдельном счете исполнителя, данные об остатках на конец отчетного месяца и оборотно-сальдовую ведомость. Эти услуги бесплатны.

Второй вид — расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ — подразумевает дополнительно сверку данных в платежных поручениях:

с фактически поставленным товаром (оказанными услугами);

со сроками исполнения обязательств;

с фактическими поставками или работами (не менее 75 % от стоимости договора).

Согласно п. 4 Правил, плата за осуществление расширенного сопровождения зависит от цены контракта. При этом она не может превышать:

1,09 процента цены контракта — при цене от 5 до 10 млрд рублей; 1,05 процента цены контракта — при цене от 10 до 15 млрд рублей;

1 процента цены контракта — при его стоимости более 15 млрд рублей.

Когда требуется банковское сопровождение контракта

Только мониторинг используют, если документ действует в период жизненного цикла товара либо при НМЦК более 10 млрд руб. Также эта услуга применима для сделок стоимостью более 10 млрд руб. с единственным поставщиком (решение Правительства РФ), при этом требование об обеспечении документа отсутствует.

Если же субъект РФ либо муниципальное образование проводят закупку на сумму от 1 млрд руб. или от 200 млн руб. соответственно, то здесь необходимо включить в договор условие о проведении мониторинга. А сделки таких заказчиков от 5 млрд руб. и более потребуют расширенного спектра услуг банка.

На банковское сопровождение государственного оборонного заказа, а также на документы, содержащие гостайну, действие Правил не распространяется.

Кроме того, не обслуживают документы, заключенные, в соответствии с ч.1, 4, 5 ст. 15 закона № 44, до 04.10.2014 г., а также сделки, совершаемые по результатам закупок, извещения о которых были размещены в ЕИС ранее указанной даты.

Порядок осуществления

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре.

Кроме того, договор содержит:

1.Условия открытия отдельного счета.

2.Обязанности и права сторон.

3.Сроки и методы проведения расчетов.

4.Правила списания по требованию заказчика с отдельного счета суммы, равной авансу (если отсутствует обеспечение).

5.Обязанность банка передавать заказчику результаты мониторинга.

6.Порядок изменения и расторжения договора.

7.Обязанность банка направлять данные о расчетах на отдельном счете в Федеральное казначейство, если эти операции должны отражаться на лицевых счетах, открытых в территориальных органах ФК.

Договор на расширенное обслуживание будет содержать все вышеуказанные пункты, а также:

1.Согласованные между заказчиком и банком данные, указываемые в платежном поручении.

2.Условия и права банка на проверку платежных документов.

3.Список и правила предоставления поставщиком документов для подтверждения основания платежа.

4.Сверка вышеуказанных документов с реальной поставкой / оказанной услугой.

5.Права, условия и ответственность банка при отказе в проведении платежа.

6.Порядок предоставления отчетности по требованию ФК.

Договор банковского сопровождения Скачать

Договор на расширенное сопровождение Скачать

Источник

Разъяснен порядок банковского сопровождения контрактов, заключаемых для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд

Уровень кооперации при банковском сопровождении что это
stokkete / Depositphotos.com

В частности, в совместном письме Минфина России и Казначейства России отмечается, что при принятии решения Правительства РФ в отношении контрактов, заключаемых для обеспечения государственных нужд субъектов РФ (муниципальных нужд), подлежащих банковскому сопровождению в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами), осуществляется банковское сопровождение до внесения в эти акты соответствующих изменений (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19 августа 2019 г. №№ 09-05-05/63287, 07-04-05/22-17716).

Напомним, что в силу абз. 3 п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» средства, предоставляемые на основании контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение которых подлежит банковскому сопровождению, казначейскому сопровождению не подлежат.

Источник

Принципы банковского сопровождения контрактов

Понятие

Комплекс мер, которые направлены на мониторинг, анализ и подготовку для заказчика сведений о совпадении параметров поставленного товара, исполненной работы и оказанных услуг с заявленными в контракте, — всё это укладывается в понятие «банковское сопровождение контракта» (БСК).

Его осуществление регламентируется ПП № 963 от 20.09.2014, которое, обозначая все аспекты банковской услуги, называет также случаи, когда его применение неизбежно.

Оно обязательно при:

Одновременно в ПП обозначается недопустимость его использования при выполнении гражданско-правовых договоров, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками.

Также запрещается банковское сопровождение контрактов, связанных с исполнением гособоронзаказа, или соглашений, заключаемых за пределами гособоронзаказа, но ставящих своей целью закупки, которые имеют отношение к гостайне.

Виды и тарифы

Практикуются 2 вида банковских сопровождений:

При этом простое банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ осуществляется на безвозмездной основе, в то время как расширенный его вариант требует оплаты согласно следующим тарифам:

Вычисленная подобным образом сумма подлежит внесению в текст контрактного соглашения в качестве обязательной к уплате с присовокуплением к ней порядка осуществления расчётов между всеми участниками договорных отношений.

Чтобы поставщик мог привлечь банк для осуществления простого БСК, ему требуется соблюсти такие условия:

Со стороны заказчика в условия привлечения банка для проведения расширенного БСК входят такие его обязанности:

Требования к банкам

Правительственное постановление № 963, разъясняя, как устанавливается банковское сопровождение контракта, заключаемого для федеральных нужд, одновременно выдвигает конкретные требования к банковским учреждениям, привлекаемым к сопровождению государственных и коммунальных контрактов.

Наиболее существенные из них заключаются в:

Алгоритм

Востребование БСК в процессе исполнения госзаказа предполагает следующий алгоритм действий:

Правом выбирать банковское учреждение обладает не только заказчик, но и поставщик.

При этом 44-ФЗ обязывает фиксировать данные о БСК в:

Если заказчик не указывает данные о необходимости банковского сопровождения в закупочной документации, то это чревато для него штрафными санкциями по КоАП. А отказ от заключения договора по БСК грозит административным наказанием для обеих сторон закупочного процесса.

Содержание договора

Договор об осуществлении БСК должен включать в себя сведения о:

Банковские отчёты

Правительственное постановление о БСК предъявляет требования к формированию банковских отчётов, которые заключаются в необходимости:

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ, выполняя функцию контроля за надлежащим исполнением контрактов, делает госзакупочный процесс упорядоченным, прозрачным и в итоге более эффективным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *