Уроки нравственности что такое хорошо и что такое плохо

Классный час » Что такое хорошо, и что такое плохо»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бийского района Алтайского края

КЛАССНЫЙ ЧАС В 1 КЛАССЕ

Тема: Что такое хорошо, и что такое плохо

Оборудование: компьютер, мультипроектор, альбом, краски и кисти, цветок ромашки

Дети рассаживаются полукругом .

Я знаю одно замечательное стихотворение В.В. Маяковского.
Думаю, с него мы и начнём наш рассказ.

Крошка сын к отцу пришел
и спросила кроха,
что такое хорошо

и что такое плохо?
У меня секретов нет
Слушайте детишки
Папы этого ответ….

(идет мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дети смотрят мультфильм

Сообщение темы и цели занятия

-Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать?

Сегодня разговор у нас пойдет о том, что у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки.

Дети высказывают свои предположения

Работа над понятием «привычка»

— Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте подумаем, что же такое привычка?

Привычка это неосознанное повторение одного и того же действия.

— Кому отец из мультфильма, рассказывал о плохом и хорошем?

-Давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете?
-А почему вы считаете, что это хорошие привычки?
-У человека есть как полезные, так и вредные привычки.
— Подумайте, какие вредные привычки вы знаете?
-А почему вы считаете, что это вредные привычки?

Дети высказывают свои предположения

Дети высказывают свои предположения

Игра «Наши поступки».

Хлопайте – если согласны:

учить уроки обижать малышей

помогать друзьям мешать кому-либо

говорить правду обзываться

слушать учителя на уроке драться

быть вежливым не слушать говорящего

уважать родителей быть обидчивым

Дети выполняю задание

Слушание сказки. Беседа

-Сейчас я предлагаю вам послушать сказку «Как Ромашки с Васильками поссорились»

— Что вы хотели бы сказать о героях рассказа?

— Как вы думаете, ребята, что человека подталкивает к плохим поступкам?

— Часто гнев является причиной необдуманных поступков.

— А теперь попробуйте нарисовать свой гнев в цвете.

— Какой цвет присутствует, когда человек изображает гнев?

— Как справиться со своим гневом?

Дети слушают сказку

Дети рисуют. Звучит спокойная музыка.

Дети высказывают свои предположения

Выбирается по желанию ведущий. Он демонстрирует классу вперемешку самые разные эмоции (негативные и позитивные). Остальные ребята отгадывают, какое чувство задумано и изображено.

-Какие выражения лица актера больше всего хотелось бы видеть при обращении к нему.

Добрые мысли и слова превращаются в ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ.

Я желаю вам слышать только добрые слова и видеть только хорошие поступки.

Дети встают в круг и передают друг другу цветок, называя хорошие поступки

Как Ромашки с Васильками поссорились

Из книги: О. Хухлаева «Хочу быть успешным»

Эта удивительная история про говорящие цветы. Они живут на Цветочной поляне у опушки леса. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и играли, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна благоухала.

Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывали их и колко шутили. Васильки в ответ стали дразниться: они хватали Ромашек за лепестки и задорно кричали:

К вечеру друзья рассорились так, что разошлись на разные стороны Цветочной поляны. Ведь каждая уважающая себя Ромашка не будет расти рядом с таким забиякой и грубияном. А всякому Васильку наконец могут надоесть капризы и колкости.

– Теперь здесь никто не насмехается и не толкается! – успокоились Ромашки.
– Ах, хныканья не слышно! – приятно удивились Васильки.
– Вот теперь начнется спокойная жизнь! – подумали все.

И вот наступило первое утро этой жизни. Ромашки принялись красоваться друг перед другом и хвастаться своими лепестками. Хвастались, хвастались и заспорили. У кого лепестки лучше? На кого села самая красивая бабочка? У кого самая желтая серединка? Кто веселее всех смеется? Эти вопросы не давали им покоя, но Ромашки не нашли ответов и заскучали.

У Васильков дело обстояло не лучше. Они знали мало игр (все их знали Ромашки). Из тех же игр, которые они знали, Васильки больше всего любили меряться силой. Вот так мерялись они силой, мерялись и подрались. Их некому было успокоить. Сначала это было весело, а потом – ох как больно! Самые слабые заплакали, а сильные молчали, но им тоже было не по себе.

Наступила ночь. Стало темно. Ухала сова. Ромашки испугались.
– Где же наши сильные и храбрые Васильки? Мы так боимся! – переживали они.
– Где же наши певуньи –Ромашки? Нам так скучно! – расстроились Васильки и пошли жить к своим дальним родственникам – Колоскам. И теперь они уже были на пшеничном поле. Но Колоски их встретили холодно. Они считали себя знатнее и умнее Васильков. А еще они водились с самим Человеком: он за ними ухаживал.

Наступило утро. Васильки заскучали еще больше. А потом случилось совсем ужасное! Колоски заявили, что они знатные и не желают иметь дела с простыми Васильками.
– Где же наши милые и добрые Ромашки? – подумали Васильки. – Как напрасно мы их обидели!

А Колоски стали еще злее. Они сказали Васильком, что скоро придет Человек и всех их выгонит с поля. Василькам стало страшно. Впервые они, такие храбрые, испугались.
– А все потому, что нет с нами наших Ромашек! Они бы обязательно что-нибудь придумали, – решили Васильки, собрались и зашагали обратно к поляне, а потом и побежали, все ускоряя бег от страха.

А на поляне в это время было тревожно. Мыши, узнав, что защитники Ромашек ушли, решили подгрызть их корешки. Они, клацая зубами, приближались к Ромашкам. Те закричали. К счастью, их услышали Васильки. Только что трусливо бежавшие от Человека, они вдруг бросились на спасение своих подруг. Мыши не ожидали такой атаки и разбежались.
– Как хорошо, что вы вернулись! – воскликнули Ромашки. – Мы были не правы! Ведь нам так хорошо и весело вместе!

– Как мы соскучились! – радовались Васильки. – Вы такие выдумщицы! Нам с вами так здорово!
– Вы такие сильные! – Вы такие добрые! – Вы такие храбрые! – Вы такие милые! – слышалось со всех сторон.

Наступило примирение, они рассмеялись, и пушистая ароматная желтая пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружны. А если кто-нибудь обидится? Но ведь это же ненадолго, если все вместе помогут разобраться!

Вот такая сказочная поляна есть у нас в стране. Ее всегда можно найти по звонкому смеху, слышному оттуда, и пушистому облаку радости, гуляющему над поляной.

Источник

Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Цикл: Я и окружающие. «У камина»

Уроки нравственности что такое хорошо и что такое плохо

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Городской конкурс педагогического мастерства в сфере профилактики негативных проявлений «Инновационное решение»-2021

Выполнила учитель
ГБОУ «Школа №2048»
города Москвы
Гостищева Кристина Владимировна

Описание слайда:

Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цикл: Я и окружающие.

Описание слайда:

Цель: формировать умение обсуждать проблему; воспитывать нравственные качества: доброжелательность, честность, толерантность, понимание, отзывчивость; развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности.

Описание слайда:
Описание слайда:

Сигнальные карточки
«Хочу сказать»
«Хочу спросить»

Описание слайда:

Притча о гвоздях
— Чему, по-вашему, учит эта притча?

Описание слайда:

Проблема №1
Вчера дома я не мог решить задачу, а сегодня утром списал решение у Ани.
Учитель Андрей Ильич вызвал меня к доске и попросил объяснить, как надо делать задачу. Долго я стоял у доски, но ответа от меня учитель так и не дождался.
Посмотрел Андрей Ильич в мою тетрадку. Увидел, что задача решена правильно. Понял он, что задачу я списал и поставил мне двойку.
Ну почему мне так не везёт?
— Проблема ясна. Переходим к обсуждению.

Описание слайда:

Работа в тетради.
1. Грамоте учиться всегда пригодится.
2. Что посеешь, то и пожнёшь.
3. Знание – лучшее богатство.
Какая из данных пословиц лучше других подходит к первой ситуации? Отметьте её.

Описание слайда:

Игра:
Я прочту описание поступка. Если вы считаете его положительным – похлопайте в ладоши и отметьте в тетради. Если поступок, на ваш взгляд, отрицательный – потопайте ногами.

— Алёша, входя в класс, пропустил вперёд Наташу, а Олега не пропустил.
— Миша придумал всем одноклассникам прозвища – дразнилки.
— Юра дал Диме списать домашнее задание.
— Антон застелил постель себе и помог это сделать своему младшему братишке.
— Кирилл поднял кусок валявшегося на земле хлеба и выбросил его в урну.
— Уходя из класса домой, Ксюша навела порядок в своём ранце, мусор оставила на парте.
— Андрей крупными буквами написал на стене школы: «Пусть будет мир во всём мире».
— Наташа, не спросив разрешения родителей, принесла в дом котёнка, которого ей подарила подруга.
— Ира на полднике всех сидящих за её столом развеселила: насыпала соли в компот соседке.
— Алёна подслушала чужой разговор и тут же рассказала об услышанном учительнице.
— Оля угостила конфетами всех ребят в классе, кроме одного.
— Максим уронил на пол сушку: сам есть не стал, но угостил ею товарища.
— Гриша попросил папу организовать для учеников его класса экскурсию на кондитерскую фабрику.

Описание слайда:

Проблема №2
Меня зовут Люся. Все ребята в классе боятся, когда я дежурю, потому что я очень строгая дежурная. Всё замечаю и рассказываю учительнице.
Вот, например, сегодня у Зины ленты мятые. У Саши пуговицы на рубашке нет. Лёня криво воротничок пришил.
Когда Лёня услыхал, что я про него учительнице рассказываю, то закричал на весь класс:
— А ты и так не пришьёшь! – И рассказал, что за меня всё делает бабушка: и воротничок пришивает, и обувь чистит.
Все дети зашумели. А я так разозлилась на Лёню! Ну за что он меня так?! Теперь я с ним не разговариваю. Я права?
— Давайте поможем Люсе разобраться в сложившейся ситуации.

Описание слайда:

Какая из данных пословиц лучше других подходит ко второй ситуации? Отметьте её.

1.На словах и так и сяк, а на деле никак.
2. Делу – время, потехе – час.
3. Друзья познаются в беде.

Описание слайда:

Раскрасьте только те рисунки, на которых ученики совершают добрые поступки.

Описание слайда:

Проблема №3
Мы играли во дворе нашего дома. Вдруг мы услышали громкий лай. Собака лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок и жалобно мяукал. Мы остановились неподалёку и стали смотреть, что будет дальше.
В окно выглянула женщина. Она выбежала на крыльцо, отогнала собаку и сердито крикнула нам:
— Как вам не стыдно!
А почему нам должно быть стыдно? Мы же ничего не делали!
— Проблема ясна. Давайте обсудим её.

Описание слайда:

Какая из данных пословиц лучше других подходит к третьей ситуации? Отметьте её.
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. От добра до худа один шаг.
3. Доброе дело само себя хвалит.

Описание слайда:

Продолжите, пожалуйста, фразу:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Программа курса «Что такое хорошо и что такое плохо»

Программа «Уроки нравственности» разработана на основании:

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);

на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

— сформировать систему нравственных ценностей;

— способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

— формировать экологически воспитанную личность;

— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

— формировать интерес к чтению художественной литературы;

— развивать познавательную активность;

— развивать творческие способности.

Общая характеристика курса

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю).

Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру . Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полусубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Место курса в учебном плане

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

В оспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как н аправление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать :

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Методика и инструментарий для мониторинга

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» В приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, наглядный материал.Список литературы

3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров

1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

2. Сайт uroki.net для классного руководителя

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *