Уроки французского о чем это произведение

О чем рассказ Уроки французского?

Уроки французского о чем это произведение

Уроки французского о чем это произведение

Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” посвящён теме послевоенного детства. В центре произведения – герой-мальчик, который верит в то, что ему надо учиться, чтобы состояться в жизни. Его мать, оставшаяся с тремя детьми, тоже готова отдать все силы, чтобы выучить сына. Из деревни она отправляет его в город к родственнице, которая тоже бедствует с ребятами.

Городское житьё мальчика у тётки – это полуголодное существование. То немногое, что передаёт мать, бесследно исчезает. Доведённый до голодных обмороков, мальчик может рассчитывать только на себя. Стакан молока в день – вот минимум, чтобы спастись от болезни. Писатель не сгущает краски, когда рисует жестокую картину выживания среди озлобившихся подростков, действующих по беспощадным законам улицы. Здесь нет милосердия, а прав всегда сильный.

Игра в чику, поначалу открывшая возможность выиграть рубль на молоко, оказалась плутовством и обманом. Но избиваемый малолетними мошенниками, подросток не унижается. В нём, маленьком, уже есть характер отважного борца за справедливость.

Не дать погибнуть этому смышлёному мальчику смог только один человек – учительница французского языка Лидия Михайловна, его классный руководитель. Но рассказ не о её уроках по обучению трудному произношению. Она преподала другой урок – человеческой доброты и участия. Через годы герой осознал величие души своей учительницы и понял, что любовь всегда жертвенна. На её фоне чиновничье равнодушие директора кажется бесчеловечным: ведь не поверил же он в самом деле, что учительница играла в “замеряшки”, чтобы нажиться. Но ему не хотелось ни в чём разбираться, судьба ученика и учителя его нисколько не волновали.

Источник

В. Г. Распутин «Уроки французского»: анализ, краткое содержание

Характеристики героев. Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Уроки французского о чем это произведение

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Уроки французского о чем это произведение

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Анализ произведения

Уроки французского о чем это произведение

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова-учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Уроки французского о чем это произведение

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Уроки французского о чем это произведение

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Уроки французского о чем это произведение

«Уроки французского» Краткое содержание

Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».

Уроки французского о чем это произведение

Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентоспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш. Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

В середине января рассказчик получил посылку с макаронами и яблоками.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» — этой фразой заканчивается рассказ.

Источник

«Уроки французского»: краткое содержание рассказа Распутина. 6 класс

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»: кратчайшее содержание, пересказ. Главные герои: учительница Лидия Михайловна и безымянный 11-летний мальчик. Анализ рассказа: тема и смысл, что писать в сочинении по литературе? Почему рассказ называется «Уроки французского»? Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1978 года.

Уроки французского о чем это произведение

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина о живущем без родителей мальчике, которому в голодные послевоенные годы пытается помочь молодая учительница Лидия Михайловна. Ученик отказывается от любой помощи, и тогда она «проигрывает» ему деньги в азартную игру. За игрой их застает директор, и учительнице приходится покинуть школу. Она уезжает домой, на Кубань, откуда однажды присылает мальчику посылку с яблоками.

Впервые рассказ был опубликован в 1973 году. Входит в школьную программу по литературе, его проходят в 6 классе.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Уроки французского» доступен в интернете. На YouTube можно послушать его в формате аудиокниги.

В 1978 году режиссер Евгений Ташков снял фильм «Уроки французского» по мотивам произведения Распутина.

Краткое содержание

Время действия — 1948 год. Война закончилась три года назад, страна в разрухе, люди живут впроголодь. Главного героя, безымянного 11-летнего деревенского мальчика, мама отправляет учиться в районный центр.

В городе он поселяется у тети Нади, которой нет до него дела. Мальчику постоянно хочется есть. А еще у него малокровие, поэтому каждый день приходится тратить рубль на стакан молока. В школе он учится на «отлично». Проблемы лишь с французским языком: молодая учительница Лидия Михайловна недовольна его произношением.

Уроки французского о чем это произведениеКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Однажды другие мальчишки зовут главного героя сыграть в «чику» — азартную игру на деньги. У него неплохо получается выбивать монеты камешком, каждый день он выигрывает рубль и уходит. Но как-то раз другие ребята не позволяют ему уйти и заставляют играть дальше. Мальчик замечает, что семиклассник Вадик мухлюет. Он говорит об этом, и тогда Вадик с другими ребятами его избивают.

Узнав о случившимся, Лидия Михайловна вызывает его на разговор. Она узнает, что мальчик играл не ради денег на конфеты или на книги, а чтобы купить молока. Учительница поражена нуждой, в которой живет ребенок.

Мальчик снова играет с ребятами в «чику», его снова бьют. На этот раз у него распухает губа, и на уроке французского он совсем не справляется с произношением. Тогда Лидия Михайловна велит приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. На самом деле она просто ищет способ помочь одинокому ребенку.

Каждый раз она хочет накормить ученика ужином, но тот отказывается и убегает. Тогда учительница пытается поддержать мальчика, прислав посылку с продуктами, якобы от мамы. Тот понимает, от кого на самом деле посылка (в деревне не бывает ни макарон, ни гематогена), и возвращает ее Лидии Михайловне. Как она ни уговаривает ученика взять продукты, тот наотрез отказывается от помощи.

Тогда женщина придумывает новый способ: во время домашнего урока предлагает сыграть в азартную игру с монетками — «замеряшки». Учительница специально поддается, и ученик раз за разом выигрывает. Мальчик берет деньги, успокаиваясь тем, что это «честный заработок». Со временем они все меньше времени тратят на французский, и больше — на игру. Видно, что Лидии Михайловне это нравится, она становится веселее.

Однажды за этим занятием их застает директор школы. Он возмущен, что учительница втянула ребенка в игру на деньги. Ей приходится оставить работу в школе. Через три дня Лидия Михайловна уезжает домой, на Кубань.

Посреди зимы мальчик получает от бывшей учительницы посылку с яблоками, которых никогда раньше не видел.

Уроки французского о чем это произведениеКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Анализ: главные герои, тема, о чем писать в сочинении

Тема рассказа — доброта. Даже один человек в силах сделать мир немного лучше, если искренне хочет помочь другому.

Главные герои

В произведении два главных героя — безымянный деревенский мальчик и учительница Лидия Михайловна.

Ребенку 11 лет, он всегда считался «башковитым», и мать отправила его в райцентр учиться — в деревне была лишь начальная школа. Он страдает от тоски по родной деревне, но терпит все невзгоды. Мальчик сообразительный: хорошо успевает в школе, быстро учится играть в «чику». Он смел: идет на конфликт с Вадиком, когда тот жульничает, и не отказывается от своих слов. Он не жаден: выигрывает лишь столько денег, сколько нужно на молоко. Он горд: отказывается принимать любую помощь от Лидии Михайловны, кроме «честного» выигрыша.

Уроки французского о чем это произведениеКадр из фильма «Уроки французского» (1978)

Лидия Михайловна — молодая учительница лет 25. Ей выпала непростая работа — обучать ребят в небольшом городке французскому языку, который им вряд ли когда-либо пригодится. Она уверенная в себе, но мягкая женщина. Учительница видит свою цель не только в том, чтобы преподавать предмет. Она старается понять ребенка и помочь ему. Лидия Михайловна не спешит осуждать ученика за азартную игру, а сначала спрашивает: зачем ему нужны деньги? Когда ей открывается бедственное положение мальчика, у нее появляется цель — любыми средствами поддержать полуголодного мальчишку. Ради этого она идет на различные ухищрения и в итоге теряет работу. Но даже после отъезда не забывает о ребенке — присылает ему посылку.

Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Название «Уроки французского» неизбежно озадачивает читателя. Да какая разница, чему учила детей Лидия Михайловна? И вообще, какой толк мальчишке из глухой провинции от уроков французского?

Задумываясь над этими вопросами, мы понимаем истинный смысл названия. Преподавая французский, Лидия Михайловна одновременно дала ребенку гораздо более важный урок — урок человечности. Он навсегда запомнил, что в мире есть место добру и бескорыстному сочувствию другим. К несчастью, эти качества в послевоенном райцентре кажутся такой же диковинкой, как и французский язык Лидии Михайловны.

В чем смысл рассказа? Что писать в сочинении

Произведение Распутина построено на контрасте. С одной стороны, мы видим голод и нужду, одиночество оторванного от матери ребенка, жестокость других мальчишек. Единственное, что противостоит всему этому, — доброта учительницы.

Молодая женщина проникается симпатией к мальчику. Раз за разом она пытается помочь, хотя гордый ребенок отвергает ее помощь. У Лидии Михайловны нет никакого корыстного интереса. Ею руководят простые человеческие чувства: жалость, сочувствие, стремление поддержать попавшего в беду. В итоге учительница находит способ помочь ученику, втянув его в азартную игру. В этот момент читатель единственный раз видит Лидию Михайловну счастливой: она рада, что все-таки смогла сделать добро.

В рассказе нет счастливого конца. Уличенная директором школы в «преступлении», Лидия Михайловна за свой добрый поступок лишается работы. Она навсегда расстается с мальчиком, о котором так заботилась. Ему остается только память об этой женщине и понимание, что даже небольшие добрые поступки способны оставить глубокий след в судьбе человека. А еще — непонятное чувство вины перед доброй учительницей.

Источник

«Уроки французского» читательский дневник

Уроки французского о чем это произведение

Всего получено оценок: 3259.

Всего получено оценок: 3259.

«Уроки французского» – трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.

Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника

Название: Уроки французского

Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

Уроки французского о чем это произведение

Время и место действия

Действие рассказа разворачивается в 1948 году – в тяжёлое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Вывод и своё мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия ради возможности помочь одинокому голодающему мальчику. Её благородный поступок оставил глубокий след в душе ребёнка, который, без сомнения, вырос порядочным человеком.

Главная мысль

Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Толкование непонятных слов

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить, возмущаться.

Притайка — то, что спрятано.

Грамотей – грамотный человек.

Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.

Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *