Уральцы и сибиряки в чем разница

Сибирский и уральский характеры: как они формировались в ходе истории и чем отличаются

Уральцы и сибиряки в чем разница

Москва, 20.12.2021, 20:06:22, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Думаю, вам не раз приходилось слышать о так называемом «сибирском характере». Считается, что люди, проживающие в жестких условиях бескрайних сибирских лесов и сильного холода, закалились и обладают непоколебимым духом. А как насчет обитателей Урала? Есть ли отличия между «сибирским» и «уральским» характерами? Постараемся выяснить в этой статье.

Урал исторически был отдаленной территорией Российской Империи, где строили заводы

Для того чтобы лучше разобраться в причинах появления таких «характеров», нужно углубиться в историю. В семнадцатом веке Урал считался хоть и русской, но довольно отдаленной землей на границе Российской Империи, откуда еще «далеко до царя». Здесь обитали суровые угрюмые люди, которые не привыкли надеяться на дальнюю помощь из Москвы, а уповали только на свои силы.

Видные деятели тех времен, побывав на Урале, оказывались под впечатлением от царивших здесь обычаев. Антон Павлович Чехов, посетив эти отдаленные земли, отмечал, что здесь обитают великороссы, которые поражают своими огромными кулаками, широкими лбами и выдающимися скулами.

Уральцы и сибиряки в чем разница

Управляющие заводами из семейства Демидовых не жалели своих работников, создавая для них самые суровые условия труда. Горнозаводчанам приходилось вкалывать и днем, и ночью, получая копейки. Они жили по принципу «работать и терпеть». Этнограф Кузнецов отмечал, что ряд черт характера уральцы переняли у соседних народностей: у ненцев – спокойствие и внимательность, у зырян – угрюмость, у обских угров – уклончивость.

В советские времена Урал продолжал оставаться суровым отдаленным краем. Теперь это место стало пристанищем для отбросов общества, например, заключенных, которых ссылали сюда. На Урале начали возводить крупнейшие заводы – металлургические, тракторные и другие. Здесь же образовалось «сердце» ядерной индустрии Советского Союза.

А жители этого региона остались прежними – суровыми, мрачными, грубоватыми, неприветливыми. Но при всем этом уральцам не занимать и хороших качеств – мудрости, терпения, мужественности, работоспособности.

Сибирь не контролировалась царем и была вольной землей, пока не пришли большевики

Уральцы и сибиряки в чем разница

Но как формировался характер сибиряков? Чем они отличаются от уральцев? Для начала нужно обратить внимание на тот факт, что исторически Сибирь развивалась в совершенно иных условиях, чем Урал.

Во-первых, климат здесь намного суровее – крепкие зимние морозы, постоянные перепады температуры, болотистая местность. Во-вторых, если Урал хоть как-то контролировался царем, то Сибирь была вольными землями во время существования Российской Империи. Сюда сбегали те, кто хотел получить свободу и бесплатные земельные наделы. Но выживали лишь сильнейшие – те, кто сумел приспособиться к жестким природным условиям этих мест.

В ходе многих лет у переселенцев в Сибири рождались дети, которые отлично ориентировались в здешних лесах. Сибирские жители знали, как обуздать живность – медведей, лосей, кабанов. При этом у сибиряков никогда не было помещиков, и жили здесь в атмосфере равенства, свободы и теплого отношения к соседям.

Сибирские люди отличаются добротой, аккуратностью, бережливостью. В девятнадцатом веке побывавшие в здешних местах люди отмечали, что свобода сделала сибиряков людьми, непохожими на обычных «русских мужиков».

Уральцы и сибиряки в чем разница

Правда, советские времена плохо повлияли на характерные черты сибиряков. В этот период сюда начали повально отправлять уголовников, «железная советская рука» добралась до этих мест и установила здесь свои порядки.

Тем не менее современные опросы россиян показывают, что сибиряков считают искренними, немногословными, честными и открытыми людьми. Таким образом, исторические и природные условия повлияли на жителей Урала и Сибири. Поэтому «уральский характер» — это далеко не одно и то же, что «сибирский характер».

Источник

Сибиряки или уральцы: чей характер более «суров»

Уральцы и сибиряки в чем разница

Наша Родина настолько необъятна, что русские люди, живущие в разных регионах, значительно отличаются друг от друга в характерах.

Урал: российские нибелунги

Жители Урала в представлении остальной России обладают необыкновенно суровым характером. Профессор из Екатеринбурга, доктор философских наук Татьяна Анатольевна Круглова характеризует характер уральцев точным словом «антигламур». И хотя выводы профессор делает на основании произведений уральских авторов – сказочника Бажова, драматурга Коляды и поэта Бориса Рыжего, надо признать, что характеры авторов и их героев проистекают из суровых условий уральской жизни.

Начиная с XVII века Урал был границей русского мира, окраиной, где «до царя далеко, до Господа высоко», народ здесь жил угрюмый, суровый, надеющийся только на себя. Посетивший в 1890 году Екатеринбург Антон Павлович Чехов был поражен местными наповал. Он писал, что «здешний люд» внушает великороссу чувство ужаса скуластостью, лобастостью и огромными кулаками. Родиться такие люди могли не в избе, а прямо на чугунолитейных заводах, где роды принимают механики: «Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет!»

Управлялся Урал в те годы военными и жил по Горному уставу.

С работниками Демидовы обходились сурово, выдавливая из них все соки, но за мастерство платили хорошо. На заводах закрывали глаза на разбойное прошлое, укрывали дезертиров и беглых, привечали раскольников и сектантов. Это было выгодно – с них можно было драть три шкуры и платить копейки. Поэтому на заводах сформировалось сообщество горнозаводчан с главным законом: терпеть и работать.

Этнограф Д. А Кузнецов в работе «Обзорная статья по введению в уральский менталитет» отмечает, что у ненцев уральцы переняли взаимопомощь, неторопливость, внимательность к деталям, у обских угров – уклончивость, а у зырян – находчивость и угрюмость.

«Железный кулак» России

Советское время закрепило в уральцах военнизированность, на Урал ссылали уголовников и неблагонадежных. Здесь начали строить огромные комбинаты: металлургический в Магнитогорске, Челябинский тракторный, Касноуральский, Уралхиммаш. Здесь ковали «ядерный щит» СССР и испытывали бомбы. По сути, Урал до сих пор остается «кузницей» России, ее «железным кулаком».

Менталитет у жителей соответствующий. «Холодные, со специфическим чувством юмора, мрачные, неприветливые, грубоватые и медлительные, – так описывает стереотипы об уральцах автор А. Глухова в статье «Уральский характер в текстах и образах рекламы».

Но есть у жителей Урала и положительные черты – достоинство, мудрость, терпение. брутальность мужчин, работоспособность женщин и наконец, мастеровитость, особая заводская сметка, умение пахать до седьмого пота ради заветной цели, выносливость и неприхотливость.

Уроженец Пермской губернии писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк отмечал в жителях Урала черту, которая, присуща русскому человеку вообще – это способность прилагать титанические усилия для достижения цели, а потом расслабление, безволие или чудачество, когда эта цель достигнута.

Сибирь: вольные хлебопашцы

Характер сибиряков формировался в совершенно других условиях. И если климатические условия были суровее условий на Урале (большой перепад суточных и годовых температур, морозы зимой, летом жара, гнус и болота), то в отношении властей здесь была вольница.

Сюда бежали и ехали, шли и плыли за легкой добычей, за золотом, за пушниной. Беглецы здесь обретали свободу, а безземельные — огромные наделы земли.

Коллективная монография авторов из Красноярского педуниверситета «Сибирский характер как ценность» указывает, что сибиряков отличает необыкновенная приспособляемость к условиям жизни, смелость, стойкость, трудолюбие и взаимовыручка. Сибирские старожилы имели отличные слух и зрение, легко переносили тяжелые переходы и ориентировались в незнакомой тайге.

Этнографы отмечают у сибиряков расчетливую храбрость: они ходили и на лося, и на медведя, но помнили, что помощи ждать неоткуда.
Народа в Сибири жило мало, а к местным сибиряки относились хорошо. Проявление бытовой нетерпимости здесь – редкость.

Из-за отсутствия помещиков жили в Сибири вольно, богато или зажиточно. В начале XIX века Енисейский губернатор Александр Петрович Степанов указывал, что крестьяне, в чьем хозяйстве было до трех лошадей считались бедняками.

В отличие от уральцев, у которых развит коллективизм, в сибирском характере главным стал индивидуализм, обособленность. Сибиряки славились гостеприимством, радушием, выносливостью, настойчивостью, мужеством и «необыкновенной терпимостью в трудах». Декабрист Николай Васильевич Басаргин писал, что народ в Сибири «свободнее, смышленее русских крестьян. Он более понимает достоинство человека, более дорожит правами».

Была у сибиряков в почете и хитрость, которая в XIX веке даже заменяла слово «ум». Объегорить пришельца считалось за честь.
Отмечалось отсутствие суеверий, страха перед лесом, рациональность мышления и необыкновенная энергичность в освоении тайги.

Опрос Центра Льва Гумилева, проведенный среди студентов-сибиряков Санкт-Петербурга в 2011 году показал, что чертами характера сибиряков до сих пор считают выносливость, искренность, честность, немногословность, основательность и щедрость. Но надо признать. что 70 лет советской власти не прошли даром, и что сосланные в Сибирь уголовники сильно «разбавили» сибиряков, ослабив их черты. а приехавшие на стройки комсомольцы почти уничтожили индивидуализм.

Источник

Сибирский характер: чем он отличается от характера жителей Урала

Уральцы и сибиряки в чем разница

Уникальный характер жителей Сибири начал складываться с момента освоения Российской империей громадной территории, распростёртой восточнее Уральских гор. Суровость местного климата, бескрайние просторы, отсутствие крепостничества стали теми теми краеугольными камнями, на основе которых сформировался своеобразный нрав сибиряков, отличающий их не только от населения Европейской части России, но и близких к ним в географическом смысле уральцев.

Свободолюбие

Значительный отпечаток на разницу характеров сибиряков и уральцев наложила их «родословная». Из истории известно, что предками современных жителей Сибири были свободолюбивые первооткрыватели казаки, в войсках которых встречались искавшие вольницу беглецы и желавшие заполучить собственную пашню безземельные люди. Они основывали на удобных местах остроги, вокруг которых со временем выросли крупные города. В Сибирь по собственной воле стекались рисковые, активные, преодолевающие страх смерти и жаждавшие вольной жизни крестьяне, верившие, что на этих бесконечных далях без помещиков они найдут счастье и богатство.

Участник восстания декабристов 1825 года Николай Басаргин отмечал, что сибирский народ «свободнее, смышленее русских крестьян… Он более понимает достоинство человека, более дорожит правами».

Несколько иначе обстояло дело с освоением Урала. В 1702 году Пётр I передал в руки рода Демидовых право на налаживание здесь горнодобывающих и оружейных предприятий. Для эффективной работы казённых заводов людей из центральных регионов страны насильно переселяли на Урал и заставляли трудиться на тяжёлом производстве. Среди заводчан было много ссыльных, каторжников и бывших крепостных крестьян, которые привыкли жить по указке помещиков и беспрекословно исполняли приказы новых хозяев, выжимавших из них все соки. Во многом именно поэтому в характере уральцев закрепилось трудолюбие и железное терпение.

Индивидуализм

Отличительной чертой сибирского характера является индивидуализм, в то время как уральцам больше свойственен коллективизм.

Привыкшие работать в тесном соседстве на благо общего дела заводчане признавали приоритет общественного над личным. Они готовы были пожертвовать собственными интересами и терпеть лишения ради достижения всеобщих социальных целей.

Сибиряки, не знавшие помещиков и хозяев, напротив, предпочитали жить и работать обособленно друг от друга, стараясь превзойти своих соседей на сенокосе, пахоте и в других сферах ведения хозяйства.

Происходило это, потому что в отличие от уральцев, трудившихся в коллективе на заводах, сибиряки были вольными землепашцами, чьи угодья позволяли им держать достаточную дистанцию друг от друга.

Работая на собственной земле, они рассчитывали только на свои силы и принимали независимые решения для преумножения собственного достатка. Единственным препятствием для зажиточной жизни сибиряка могла стать его лень, но люди, бежавшие сюда от безденежья и кабалы, редко когда поддавались ей. По сведениям Енисейского губернатора Александра Степанова в начале XIX века те жители Сибири в чьем хозяйстве насчитывалось всего три лошади, считались бедняками, что было неприлично, поскольку малоимущие в глазах общества стояли на более низкой социальной ступени и требовали некоего покровительства со стороны зажиточных людей. К слову, сибиряки его охотно демонстрировали, но в основном хлебосольство и сострадание к убогим проявлялось не от чистого сердца, а от желания показать всем свою добрую душу и достаток.

Жители Сибири имели рыночный склад мышления и были уверены в том, что собственность непременно должна приносить выгоду. При этом в решении спорных моментов приоритет всегда был на стороне личной, а не общественной собственности.

Менталитет сибиряка был рациональным, расчетливым, практичным, но стоит отметить, что их индивидуализм, прежде всего, распространялся на предпринимательскую сферу, но ни в коей мере не на человеческие взаимоотношения. Живя в суровых природных условиях, они всегда приходили на выручку друг другу, помогая выбраться из трудных ситуаций.

Бесстрашие

Другой характерной особенностью сибирского нрава является особое бесстрашие и мужество. Уральцы, обеспеченные жильём, проживали в тесном соседстве и в любой момент могли рассчитывать друг на друга. Имея работу они в основном передвигались по проторенной дорожке между домом и заводом, не встречая на своем пути никаких опасностей.

Обособленность

Русский географ Григорий Потанин писал, что в характере сибиряков прочно закрепилось осознание своей обособленности от России, находящейся западнее Уральский гор. Именно по этой природной границе они проводили самоидентификацию «Мы» и «Они».

В коллективной монографии «Сибирский характер как ценность» под редакцией Марии Шиловой замечено, что сибиряки, считая себя русскими, относились к жителям европейской части страны как к иностранцам, с которыми находились в вечном соперничестве. В их сознании присутствовало два пространства – «Матушка Сибирь» и «Остальная Рассея», события в которой мало интересовали их. Политические, экономические и социальные процессы, происходившие в западных регионах страны, не вызывали у сибиряков патриотических чувств, и, даже наоборот, раздражали их, поскольку нарушали привычный размеренный темп сибирской жизни. Но, тем не менее, в опасные для страны моменты они всегда вставали на защиту Отечества.

Уральцы к России относились трепетнее, и никогда не абстрагировались от неё. Несмотря на преданность и любовь к родному краю, они живо интересовались всем, что происходило на остальной территории страны, не оставаясь сторонними наблюдателями.

Гордясь тем, что их «горно-заводская цивилизация» не одно столетие куёт щит и меч России, они являются ярыми патриотами и государственниками.

Источник

Сибиряк не как национальность, а как самоопределение

Люди, рождённые в Сибири или имеющие опыт долгого проживания там, именуют себя не иначе как Сибиряки, не смотря на то, что эти люди могут являться представителями совершенно разных национальностей. Возможно, именно поэтому проблема национализма в Сибири не так ярко выражена, если сравнивать с другими регионами России, такими как Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, и различными республиками. Более того, это делает Сибиряков более толерантными и тактичными. Это то, что я заметила, имея опыт проживания в двух других регионах страны. Хочу отметить, что не только я пришла к подобным выводам, все мои знакомые, которые имели подобный опыт, говорили одно и тоже: «в Сибири живут самые лучшие люди». Не в обиду остальным, но это довольно массовое наблюдение.

Тот факт, что большинство Сибиряков страдают, живя в других регионах, но чувствуют себя прекрасно, живя заграницей в развитых странах, заставляет задуматься о разнице менталитетов. И действительно, в разных регионах страны разный менталитет. Например, мне было сложно жить в национальной республике, откуда родом мои родители, потому что их нравы мне казались абсолютно дикими. Я привыкла к тому, что люди оказывают помощь, если видят, что против человека совершается какое-то преступление и не боятся возражать вышестоящим людям, если чувствуют, что происходит несправедливость. Живя в Санкт-Петербурге, меня поражало то, что люди стремятся друг друга обмануть, в целях личной выгоды. Сколько раз меня кидали на деньги в Питере не счесть. Не буду заострять внимание на негативном опыте, который я получила в тех двух регионах, но, возможно напишу об этом позже. Скажу только то, что менталитет, действительно, очень сильно отличается. В основу Сибирского менталитета заложены качества, которые делают нас первоклассными рабами для остальной России, и ценными специалистами для западных стран. Наивность, скромность, доброе отношение к окружающим, желание помочь, тактичность, трудолюбие, и стремление сделать работу так, чтобы получился хороший результат, при этом мы часто ставим эту цель выше денег и своего комфорта. В итоге, большинство из нас тупо используют. Есть и те, кто неплохо осваивается в новой среде, руководствуясь принципом «с волками жить по волчьи выть», но как правило, получив опыт погружения в социальную среду в других регионах, Сибиряки предпочитают вернуться домой. Некоторые называют это слабостью, но лично я не считаю это слабостью, скорее это привычка жить в психологически комфортных условиях. Я бы даже сказала, что если человек не сумел сломать себя и подстроиться под ментально чуждое мышление, которое очень часто противоречит как закону, так и моральным принципам, это значит, что человек проявил силу, а не слабость.

Я не пытаюсь сказать, что Сибиряки все поголовно такие классные, а остальная Россия вся поголовно такая плохая, ничего подобного. Я лишь делюсь своим личным опытом и опытом моих знакомых и родственников. К сожалению, Сибирь для остальной России – это ресурсы, это деньги, и это где-то там далеко, да и чёрт бы с ней. Когда меня спрашивали откуда я родом, я говорила, что я – сибирячка и эта информация вызывала в людях, как мне казалось, неприязнь. Мне было странно от того, что люди в той самой республике и в Санкт-Петербурге не имели элементарного понятия о том, где находится наш регион, а получив разъяснения, говорили что-то вроде «о, у вас же там бешеные бабки крутятся» и «вы же там в лесу живёте», «у вас там и городов нет, медведи везде ходят»… Дико было слышать как люди реагируют на Красноярский край: «Хорошо у вас там, в чёрном море купаетесь». Боже, для них, что Краснодарский край, что Красноярский – одно и тоже, буквы-то в названиях совпадают. И это те люди, которые ездили в Краснодар в отпуск! Первое время я снисходительно посмеивалась, думая о том, что у человека проблемы с географией, но когда я поняла, что большинство людей мыслят подобным образом, я задумалась: а что не так с Россией? Почему люди не обладают элементарными знаниями в области географии своей страны? И мне потребовалось достаточно много времени, чтобы осознать тот факт, что Россия – это не страна, это абсолютно ментально разрозненная территория. И не общая история и даже не общие насущные проблемы не связывают людей, живущих на этой гигантской территории. Было дико больно осознавать это, но стало понятно, почему всё так плохо. Как можно ждать от правительства какого-то добросовестного отношения к нашему региону, если простые люди в России, которые сталкиваются с такими же проблемами, что и мы, относятся к нам потребительски и без уважения?

Вывод, который мне удалось сделать, это то, что Сибиряки наивные добряки, которым довольно сложно приспособится к обществу, где люди относятся друг к другу с неуважением. Побывав в некоторых западных странах, я заметила, что менталитет в тех странах очень похож на тот, который присущ Сибирякам. Западные люди и Сибиряки по своей натуре очень трудолюбивы, и им и нам приятно помогать людям бескорыстно, и мы и они в большинстве не нарушают закон, с любовью относимся к природе. Это даёт мне надежду на то, что когда-нибудь мы будем способны сравняться с этими странами по развитию. Но главное отличие, которое мешает нам сравняться с ними, это наша пассивность.

Пассивность вызвана длительным периодом, по сути, рабства. Нас так долго мучили бедностью, лишениями, вгоняли в кредитную кабалу, отравляли нашу бесценную природу, что мы забыли о том, что мы чего-то стоим и какие мы на самом деле талантливые и сильные. Наш Сибирский дух почти сломлен, но так не должно быть. Нам просто жизненно необходимо вспомнить, что мы прекрасные люди, которые способны самостоятельно взять ответственность за свой регион, ведь только в наших сильных и любящих руках он начнёт восстанавливаться и процветать. И да, Сибиряк – это не национальность, это что-то большее.

Источник

Этот русский город говорит: «не называйте нас Сибирью»

Уральские горы нигде не видно в четвертом по величине городе России, который находится к востоку от горного хребта, разделяющего Европу и Азию. Но этот город считает себя столицей Урала, а не частью Сибири.

ЕКАТЕРИНБУРГ, Россия — Где начинается Сибирь?

Вы знаете, это место: медведи, водка, нефть, очень большая, очень далекая, когда-то место ссылки политических заключенными (а теперь — родной дом для некоторых, самых продвинутых компьютерных гениев России).

Но где же она находится, эта Сибирь?

Большой энциклопедический словарь Британника описывает Сибирь как «обширный регион России, который простирается от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке».

Это не совсем верно. По крайней мере, с точки зрения 1,3 млн жителей Екатеринбурга, четвертого по величине города России, который находится к востоку от Уральского хребта, который делит континент на Европу и Азию. Екатеринбуржцы скажут вам, сквозь плотно стиснутые зубы, что они находятся на Урале. Урал — это не Сибирь.

Я столкнулся с этим, когда я писал в блоге о «Сибирском баре» в Екатеринбурге, получившим популярность из-за юмористического перевода на русский язык названий для американских коктейлей. Facebook вздрогнул от обиды уральцев (и я изменил формулировку).

Но никто не мог сказать мне наверняка, где действительно начинается Сибирь. Так что я поехал в Екатеринбург, чтобы узнать и стал горячей местной новостью. Съемочная группа из Malina.am, телевизионного и новостного сайта в Екатеринбурге, окружила меня заботой, пытаясь помочь объяснить разницу между сибирской и уральской культурой.

Сибирь — это огромная территория, занимающая 74 % суши России, по словам Ольги Гуруевских, которая преподает географию в Уральском государственном педагогическом университете. Территория Урала лишь 6 %, но этот регион также известный бренд — по нефти Urals торгуются цены нефтяных фьючерсов.

Зная все это, я сделал свою первую остановку в ресторане под названием Пельмени Club, чей совладелец, Елена Макушева, представила мне разные по вкусу пельмени из Сибири и Урала. Сибирские имели экзотические, заманчиво звучащие имена, такие как «Дикий олень Ямала» (с настоящим мясом оленей) и «Бабушка в косынке» (говядина, свинина и баранина). Уральские пельмени назывались «Утка и гусь» и «Репа с грибами».

На вкус все они хороши. Какие из них предпочитает Макушева? И что она сможет сказать о региональных культурах?

Уральцы и сибиряки в чем разница Один из способов показать разницу между Сибирью и Уралом. Желтые пельмени, которые слева, с добавлением морковного сока, с мясом утки и гуся, уральские. Те, которые справа, свинина, говядина, и баранина, из Сибири. (Дэвид Филипов / The Washington Post)

«Нельзя сказать, лучше что-то или хуже», сказала она, улыбаясь. «Какая разница — сибиряк ты, или уралец, мы все русские. Пельмени самые лучшие там, где мы находимся».

Последнее, возможно, было философским утверждением, или это, возможно, был плагин для ресторана, который Макушева и ее партнер открыли и в сибирском городе Тюмени. Настало время для интервью в телевизионной студии Malina.am.

Хозяйка, Ольга Чебыкина, пригласила Гуруевских, которая достала топографическую карту России. Телекамера прошлась по желтой полосе карты, обозначающей Уральские горы. На карте желтый цвет уступает место морю зелёного цвета, которое простирается на восток. Хоть горы в Екатеринбурге и трудно заметить, но город находится в желтой части карты. Зеленое море — это Сибирь.

Раздражало и то, что современные региональные границы России вносили ещё большую путаницу.

Я еще больше захотел найти эту волшебную точку перехода. «Вы может быть и найдете физическую границу», сказал Чебыкина. «Но границу в душе труднее найти».

Еще больше мистики!

Марина Чеботаева, трезво смотрящий на жизнь генеральный директор немецкой фирмы по очистке воды, расположенной в Екатеринбурге, пыталась объяснить: «Урал, грубо говоря, заселен потомками крепостных крестьян, которых привезли на Урал работать на заводах и рудниках в 18-м веке, когда Петру Великому потребовались железо и медь, чтобы воевать», сказала она.

«Основной особенностью уральцев является любовь к труду», — сказала Чеботаева. «У нас и сегодня есть много больших заводов, хороших инженеров, и мы действительно любим работать, работать на результат. Сибирь, с другой стороны, заселяли сначала первопроходцы и первооткрыватели. Сибирь открывали казаки, которые строили остроги, а вокруг острогов селились купцы и крестьяне».

«Сибиряки всегда были храбрыми, свободолюбивыми и предприимчивые людьми», — продолжала она. «Они и сегодня никогда не оставят вас в беде. Если ваш автомобиль сломается, то сибиряки обязательно помогут вам. Потому что, если вы застряли на обочине, когда температура на улице ниже — 22 Со, вам не выжить без помощи». Словно услышав Чеботаеву, температура на улице опускалась все ниже и ниже, вместе со слабым, зимним солнцем. Этой ночью ожидалось 22 градуса мороза.

«И уральцы не оставят вас замерзать на морозе», добавила Чеботаева.

Когда Чеботаева разместила на своей странице Facebook пост о моих поисках границы Сибири, под ним появились комментарии, которые точно описывают состояние русско-американских отношений.

«Почему он хочет это узнать?»

«Может быть, он пытается разделить страну!»

Следующий комментарий подробно остановился на этой теории. Соединенные Штаты «будут пытаться отделить Сибирь от России».

Это звучит как преувеличение, но попытайтесь представить экспедицию российских репортеров, которые углубились в Колорадо, якобы, чтобы найти, где заканчиваются Скалистые горы и начинается Средний Запад. Это не журналисты, это шпионы, которые ищут наши ракетные шахты, не так ли?

Хорошо, может быть и не так.

На следующее утро, как мы осмелились заявить — при 13 градусном сибирском морозе, мы рванули из Екатеринбурга прямо на восток.

Уральцы и сибиряки в чем разница

Мы ехали и ехали через заснеженные поля: только поля и снег. Взошло солнце, но стало еще холоднее. Автодорога не очень расчищена, а вдоль неё стоят отличные АЗС с хорошо укомплектованными и удобными магазинами.

А потом, когда поля сменились лесом, примерно в 200 милях к востоку от Екатеринбурга, мы обнаружили эту мистическую границу, отмеченную выцветшим, примитивным указателем с кое как нацарапанным на нем словом «Сибирь», сразу после моста через ручеек, вытекающий из-под земли. У края воды лежал камень, надпись на котором сообщала, что это граница Сибири, установленная в 18-м веке. Рядом стояло заколоченное кафе, занесенное глубоким, по колено, нетронутым снегом, и лежал большой блок из шлакобетона.

Магия в этом месте не очень-то и чувствовалась, но, хоть было и не холодно, мой iPhone замерз, как и дрон экипажа Malina.am.

Проехав несколько миль по Сибири мы оказались в городе Усть-Ниценское, с населением чуть больше тысячи душ, основанном в 1622 году на месте, где река Ница впадает в реку Туру. Появление телевизионных камер вызвало оживление среди жителей. Первым, кто был готов поговорить с нами, был пенсионер-шахтер, когда-то добывавший бокситы, Борис Михайлович, 65. Он был одет в камуфляж и кормил воробьев с голой ладони, совсем не обращая внимания на холод.

Как-то очень по-сибирски!

«Чем отличаются уральцы от сибиряков», спросила Светлана Смирнова, продюсер Malina.am. «Есть ли разница?»

«Я не думаю, что есть», сказал Борис Михайлович.

Уральцы и сибиряки в чем разница Борис Михайлович, бывший шахтер, который отказался назвать свою фамилию. Он не знает, есть ли разница между Сибирью и Уралом, но он знает, что его город находится в Сибири. (Дэвид Филипов / The Washington Post)

Ситуация не стала яснее.

Следующий человек, который был готов говорить с нами, сообщил только свое имя — Толик.

«В чем разница между уральцами и сибиряками?», спросила Смирнова.

«Гм, я не знаю», сказал Толик.

«Вы не видите разницу?», настаивала Смирнова.

Смирнова — хороший журналист, она не сдается.

«Так ты ближе к сибирякам или к уральцам?», настаивает она.

«Того и другого понемножку», пожал плечами Толик.

На этом наш поиск и закончился. Стемнело, подмораживало и нас ждали 200 миль дороги обратно в Екатеринбург.

Некоторые из них в Сибири, остальные на Урале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *