Управление в кризисных ситуациях мчс что за специальность
Старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях из Еврейской АО Игорь Власов занял III место в конкурсе профессионального мастерства на Дальнем Востоке
В преддверии празднования Дня спасателя на Дальнем Востоке в МЧС России завершился смотр-конкурс «Созвездие мужества» на звание лучших по профессии. Одной из его номинаций является «Лучший старший оперативный дежурный центра в кризисных ситуациях главного управления по субъекту Российской Федерации». III место на межрегиональном уровне занял старший оперативный дежурный из Еврейской автономной области Игорь Викторович Власов.
Конкурсная комиссия оценивала специалистов по таким критериям, как несение оперативного дежурства (в режиме повседневной деятельности), выполнение функциональных обязанностей на тренировках и при реагировании на ЧС. Кроме того, учитывался уровень практической, теоретической и физической подготовки претендентов. Победитель определялся по наибольшей сумме набранных баллов.
В экстренной ситуации старший оперативный дежурный должен суметь верно оценить складывающуюся обстановку, направить необходимые для ликвидации последствий силы и средства, а также организовать взаимодействие с различными ведомствами по прибытию соответствующих подразделений в зону происшествия. Таким образом, для успешной работы данный специалист должен не только знать соответствующую нормативно-правовую базу, различные алгоритмы, инструкции и регламенты, но и иметь представление о специфике аварийно-спасательных и других неотложных работ. Старший оперативный дежурный обязан осуществлять постоянный контроль проводимых на месте ЧС работ до полной ликвидации последствий ситуации
Свой профессиональный путь в МЧС России подполковник Власов начал в 2011 году. Игорь Викторович за 11 лет службы наработал бесценный опыт в организации деятельности чрезвычайного ведомства по ликвидации различных чрезвычайных ситуаций и происшествий. В коллективе Игоря Власова ценят и уважают.
За это время в его послужном списке координирование таких нестандартных ситуаций, как ликвидация последствий крупномасштабного наводнения 2013 года, подтопление населенных пунктов в 2016, 2019, 2020, 2021 годах, тушение пожаров, вспыхнувших на сотнях квадратных метров в Биробиджане весной текущего года, железнодорожные аварии, ледяной дождь и сильный снегопад 2021 года.
Кафедра безопасности в ЧС (в составе УНК УКБ)
полковник внутренней службы
Осипчук Александр Олегович
кандидат технических наук, доцент
26.04.1979 года рождения.
Образование: высшее, в 2001 г. окончил Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище с дипломом с отличием, по специальности инженер-электромеханик. В 2010 г. окончил адъюнктуру в Михайловской артиллерийской академии г. Санкт-Петербург. Имеет диплом «Преподаватель высшей школы». В 2010 году защитил диссертационную работу в Михайловской артиллерийской академии на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 20.02.17 «Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение». В 2014 году прошел профессиональную переподготовку по специальности «Пожарная безопасность». В 2017 году приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации присвоено ученое звание доцента по специальности «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». С 1996 по 2013 г. проходил службу на командных должностях и должностях профессорско-преподавательского состава в МО РФ. Награждён ведомственными наградами.
Контактный телефон: 360-80-91
Кафедра безопасности в ЧС создана 20 декабря 2019 г. директивой МЧС России №47-33-4 от 17 сентября 2019 г., путем реорганизации кафедры управления в кризисных ситуациях, является основным учебно-научным структурным подразделением УНК, осуществляющим учебную, научную, методическую и воспитательную работу.
Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), иных дополнительных профессиональных программ по планам МЧС России.
Научная деятельность кафедры включает в себя организацию и проведение научных исследований в соответствии с профилем кафедры и УНК в рамках научно-исследовательских работ МЧС России, а также на внебюджетной основе.
Работа кафедры осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планами, охватывающими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и другие виды деятельности.
Кафедра участвует в проведении государственной итоговой аттестации для определения уровня подготовки выпускников Уральского института ГПС МЧС России к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 10 человек. Все преподаватели имеют высшее образование. Численность преподавателей с учеными степенями и званиями на кафедре составляет 5 человека, из них 2 кандидата технических наук, 1 кандидат педагогических наук, 1 кандидат биологических наук и 1 кандидат медицинских наук.
Основными задачами кафедры являются:
– организация и осуществление учебной, методической, организационной, воспитательной, творческой работы, научных исследований по профилю кафедры и УНК, направленной на реализацию основных и дополнительных образовательных программ;
– разработка и совершенствование методического обеспечения учебного процесса, внедрение новых образовательных технологий и средств обучения, использование практического опыта деятельности МЧС России;
– организация работы по повышению профессионального мастерства, научной квалификации профессорско-преподавательского состава;
– осуществление научных исследований по профилю кафедры и УНК;
– проведение совместно со структурными подразделениями и службами воспитательной работы с обучающимися в институте.
К основным задачам можно отнести:
– качественное проведение учебных занятий и совершенствование методического обеспечения по дисциплинам кафедры;
– формирование у обучаемых глубоких и всесторонних знаний по дисциплинам кафедры в пределах учебных программ;
– формирование у обучаемых специальных знаний, профессиональных умений и навыков.
На заседаниях методической секции постоянно обсуждаются вопросы эффективного использования в образовательном процессе современного материального и программного обеспечения, необходимого для изучения на занятиях по дисциплинам кафедры (ГИС «Экстремум», САУР, АИУС РСЧС-2030, интерактивные мультимедийные доски, интерактивный многофункциональный комплекс управленческих технологий).
Все теоретические и практические занятия профессорско-преподавательский состав кафедры проводит в соответствие с рабочими программами и планами, основанными на государственных образовательных стандартах высшего образования. При изложении учебного материала по
основным темам широко используются примеры работы ЦУКС ГУ МЧС России и НЦУКС МЧС России, а также рассматривается зарубежный опыт.
Научно-исследовательская работа на кафедре организована согласно требованиям руководящих документов.
При планировании и организации мероприятий кафедры должное внимание уделяется вопросам научно-исследовательской деятельности преподавателей, курсантов и студентов.
Кафедра ежегодно принимает участие в Международной выставке МЧС России «Комплексная безопасность», на которой представляются научные разработки кафедры.
Материальная база кафедры включает две учебные аудитории, интерактивный лазерный тир, три преподавательские.
Занятия по дисциплине основы защиты государственной тайны проводятся в специализированной аудитории в связи с необходимостью проведения в аттестованном и лицензированном помещении. Аудитория оснащена аттестованным компьютером, аттестованным мультимедийным проектором и системой безопасности.
По дисциплинам специальная подготовка и специальная подготовка спасателя проводятся выездные занятия в ФГКУ «УРПСО МЧС России».
Воспитательная работа на кафедре проводится как с личным составом кафедры, так и с курсантами, слушателями и студентами института.
В воспитательной работе применяются методы индивидуальных и групповых бесед, а также демонстрации документальных фильмов и фильмов-реконструкций. В дни памяти о трагедии на Чернобыльской АЭС курсантам демонстрировался фильм-реконструкция о трагедии на Чернобыльской АЭС, который также имеет профессиональную направленность по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Кафедра организует и проводит занятия в общеобразовательных учреждениях города Екатеринбурга в период проведения «Месячников безопасности».
Вишняков Александр Валерьевич
кандидат биологических наук, доцент
03.06.1963 года рождения.
Образование: высшее, в 1985 году окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты.
По увольнению с военной службы в запас с мая 2011 по январь 2019 года работал старшим преподавателем в Учебно-методическом центре по ГОЧС Свердловской области, где преподавал по тематике модулей, связанных с радиационной, химической и биологической защитой, планированием мероприятий гражданской обороны, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с осуществлением подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Одновременно с апреля 2014 по апрель 2018 года работал как внешний совместитель доцентом кафедры управления в кризисных ситуациях Уральского института МЧС России.
Мураев Николай Павлович
кандидат педагогических наук, доцент
10.01.1967 года рождения.
Филиппов Валерий Алексеевич
кандидат медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации.
17.02.1947 года рождения.
Образование: высшее, Пермский государственный медицинский институт. С 1971 г. – врач-хирург Верхне-Камской центральной районной больницы Кировской области. В период 12.1972 – 07.1973 гг. проходил срочную службу в вооруженных силах. С 1973 г. – главный врач Большебрусянской больницы Белоярского района Свердловской области. С 1974 г. – главный врач Белоярской центральной районной больницы Свердловской области. В период 02.1987 – 06.1989 гг. работал председателем Белоярского райисполкома Свердловской области. С 1989 г. – заместитель главного врач областной клинической больницы г. Свердловска, с 1989 г. – заместитель начальника Свердловского психологического госпиталя для инвалидов Отечественной войны, с 1989 г. – главный врач Берёзовской центральной горбольницы Свердловской области, с 1990 г. – начальник медицинского отдела тыла ГУВД Свердловской области, с 2006 г. – начальник медико-санитарной части ГУВД по Свердловской области, с 2009 г. – начальник психоневрологического отдела Областного госпиталя ветеранов войны, с 2010 по 2014 г. – профессор кафедры гражданской защиты Уральского института ГПС МЧС России, с 2014 по 2019 г. – профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского института ГПС МЧС России, с 2019 по 2021 г. профессор кафедры сервис безопасности Уральского института ГПС МЧС России. В 1998 г. – присвоена квалификационная категория – высшая. Полковник внутренней службы в отставке. Награжден государственными и ведомственными наградами.
Логинов Валерий Викторович
кандидат технических наук
02.05.1964 года рождения.
Образование: высшее, в 1985 году окончил Сумское высшее артиллерийское командное училище, в 2000 – Уральский государственный технический университет. С 1985 по 1993 год проходил военную службу в частях Министерства обороны РФ на различных должностях. С ноября 1996 по октябрь 2011 года преподавал в Екатеринбургском высшем артиллерийском командном училище. С 2011 по 2014 год преподавал в Уральском техническом институте связи и информатики. С мая 2014 года по август 2019 года работал на инженерных должностях в организациях теплоснабжения. В 2004 году защитил работу на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.01 «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)». Полковник запаса.
Доцент кафедры
Полковник внутренней службы запаса
Буданов Борис Владимирович
25.06.1968 года рождения.
Образование: высшее, высшее, в 1994 году окончил Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище по специальности инженер. В 2003 г. окончил Гуманитарный университет г. Екатеринбурга по специальности «социальная психология, психолог, преподаватель».В 2008 г. окончил обучение в Академии национальной безопасности г. Москва, по специальности «Менеджмент организации, управление безопасностью». С 1987 по 2012 г. проходил службу на командных должностях и должностях профессорско-преподавательского состава в Министерстве обороны РФ.
подполковник внутренней службы
Рязанов Андрей Анатольевич
21.10.1978 года рождения.
Старший преподаватель кафедры
подполковник внутренней служб
Мурзин Сергей Михайлович
03.09.1981 года рождения.
Образование: высшее, в 2005 году окончил Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище, по специальности «Электромеханика». С 2002 по 2012 г. проходил службу на командных должностях в Министерстве обороны РФ.
Старший преподаватель
подполковник внутренней службы
Шишкин Павел Леонидович
Родился 09.01.1982 года. Образование высшее. Окончил в 2006 г. Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище.
В 2020 г. окончил адъюнктуру Уральского института ГПС МЧС России по профилю «Безопасность в ЧС».
С 2006 по 2012 г. проходил службу на командных должностях в МО РФ.
Подполковник внутренней службы.
Преподает дисциплины: «Специальная подготовка», «Информационные технологии в условиях ЧС», «Управление в кризисных ситуациях», «Тактика сил РСЧС и ГО», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них».
подполковник внутренней службы
Горчаков Константин Владимирович
08.09.1983 года рождения.
Образование: высшее, в 2009 году окончил Уральский институт ГПС МЧС России, по специальности «Инженер пожарной безопасности». С 2009 по 2020 г. проходил службу на командных должностях в Уральском институте ГПС МЧС России.
Кафедра осуществляет учебный процесс на факультетах пожарной и техносферной безопасности, заочного обучения и повышения квалификации, а также на факультете управления и комплексной безопасности по специальностям 20.05.01 «Пожарная безопасность», 20.04.01 «Пожарная безопасность» и 40.05.03 «Судебная экспертиза», направлениям подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплинам:
· Радиационная, химическая и биологическая защита;
· Основы защиты государственной тайны;
· Тактика сил РСЧС и ГО и организация службы гражданской защиты;
· ЧС техногенного характера и защита от них;
· Организация гражданской обороны;
· Организация защиты населения и территорий от ЧС;
· Управление техносферной безопасностью;
· Информационные технологии в условиях ЧС;
· Управление в кризисных ситуациях;
· Средства индивидуальной и коллективной защиты;
· Основы информационно-аналитической деятельности;
· Информационные технологии поддержки принятия решения в ЧС;
· Документационное обеспечение органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций;
· Информационное обеспечение населения и технологии информационной поддержки РСЧС;
· Информационные технологии в сфере безопасности;
· Система регионального управления и территориального планирования в России;
· Современные технологии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· Государственная политика в области обеспечения общественной безопасности.
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, обучение пожарной безопасности, ПТМ, ПТМ Екатеринбург
Календарь новостей
Вы здесь
Общая информация о кафедре управления в кризисных ситуациях
Кафедра управления в кризисных ситуациях создана 1 марта 2014 г. приказом начальника института №29-НС от 28 февраля 2014 г., является основным учебно-научным структурным подразделением института, осуществляющим учебную, научную, методическую и воспитательную работу.
Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), иных дополнительных профессиональных программ по планам МЧС России.
Научная деятельность кафедры включает в себя организацию и проведение научных исследований в соответствии с профилем кафедры в рамках научно-исследовательских программ МЧС России, а также на внебюджетной основе.
Работа кафедры осуществляется в соответствии с перспективным и годовым планами, охватывающими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и другие виды деятельности.
Кафедра проводит государственную итоговую аттестацию по профилирующим дисциплинам для определения уровня подготовки выпускников Уральского института ГПС МЧС России к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего образования.
Численность профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 7 человек. Все преподаватели имеют высшее образование. Численность преподавателей с учеными степенями и званиями на кафедре составляет 3 человека, из них 2 кандидата технических наук и 1 кандидат педагогических наук.
Основными задачами кафедры являются:
– организация и осуществление учебной, методической, организационной, воспитательной, творческой работы, научных исследований по профилю кафедры, направленной на реализацию основных и дополнительных образовательных программ;
– разработка и совершенствование методического обеспечения учебного процесса, внедрение новых образовательных технологий и средств обучения, использование практического опыта деятельности МЧС России;
– организация работы по повышению профессионального мастерства, научной квалификации профессорско-преподавательского состава;
– осуществление научных исследований по профилю кафедры;
– проведение совместно со структурными подразделениями и службами воспитательной работы с обучающимися в институте.
История создания Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве
В 1965 году была создана Центральная автоматическая система связи (ЦАСС) для приема сигналов о пожарах в городе.
В 1993 году был учрежден Центр управления силами Управления пожарной охраны ГУВД Мосгорисполкома, на который возлагались прием сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях по телефонным линиям «01», управление силами и средствами подразделений противопожарной службы города, направление их на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В 1999 году создан Московский городской Центр управления в кризисных ситуациях.
С 2005 года Центр управления силами (ЦУС) функционирует в составе Главного управления МЧС России по г. Москве.
МГЦУКС являлся головным объектом Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях г. Москвы (ЕСОДУ) и предназначался для координации действий дежурных и диспетчерских служб (ДДС или ЦДО) города, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС).
МГЦУКС являлся координирующим и управляющим органом для ДДС города, входящих в состав ЕСОДУ, по вопросам сбора, обработки, хранения, информационного обмена и совместных действий ДДС при угрозе и возникновении ЧС.
Первым начальником МГЦУКС был назначен Михайлов А.В. У истоков создания и образования МГЦУКС стояли Седельников Ю.В., Бай А.Н., Шубаркин В.М., Ким В.Б.
Основными задачами 482 ЦУКС являлись:
— обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления подчиненными ГУ МЧС России по г. Москвы органами, силами и средствами, а также ДДС, входящими в ЕСОДУ города, при возникновении и ликвидации ЧС;
— сбор оперативной информации (в том числе от населения и систем экомониторинга) об угрозе возникновения или о фактах ЧС и оповещение о них ДДС города;
— оценка и контроль обстановки, принятие оперативных решений по ликвидации ЧС (в пределах полномочий, установленных ГУ МЧС России по г. Москвы), доведение задач силам постоянной готовности, организация их взаимодействия, контроль выполнения поставленных задач;
— организация Главного оперативного штаба по ликвидации ЧС и руководство аварийно-спасательными работами в зоне ЧС;
— информационное обеспечение работы штаба и оперативной группы в зоне ЧС;
— информационное взаимодействие с ДДС города, привлекаемыми к ликвидации ЧС, силами постоянной готовности, а также взаимодействующими ДДС;
— обобщение информации за сутки о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление итоговых докладов (в установленном порядке);
— обеспечение устойчивого функционирования программных и технических средств 482 ЦУКС.
В 2008 году МГ ЦУКС и ЦУС объединились и на их базе создано Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве».
В 2012 году Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве» преобразовано в Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве».
В 2019 году Федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве» преобразовано в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве
Интервью ИА «Интерфакс» о возможностях и функциях ЦУКСов МЧС России
— Сергей Владимирович, на совещании в Ростове-на-Дону 1 ноября глава МЧС России Владимир Пучков сообщил, что в ближайшие годы должна быть проведена модернизация всех межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях. В чем суть предстоящих изменений?
— Да. Министром поставлена задача провести модернизацию до 2020 года. Любая система не может функционировать успешно без постоянного совершенствования. Тем более, в нынешнее время стремительного развития технологий, систем связи и управления.
Напомню, с чего начиналось создание системы антикризисного управления в нашем ведомстве.
В 1993 году был создан 151-й информационный центр Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В 1994 году он был преобразован сначала в 151-й центр управления, затем в 151-й центр управления в кризисных ситуациях.
В 2007 году на его базе в составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а в июле 2009 года было создано ФГБУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».
В соответствии с изменениями внесенные в Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в 2016 году, обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны на федеральном уровне осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который является органом повседневного управления, а на межрегиональном и региональном уровнях органы повседневного управления центры управления в кризисных ситуациях региональных центров и главных управлений МЧС России.
Сейчас кроме НЦУКС, во всех регионах работают 85 ЦУКС Главных управлений по субъектам РФ и восемь ЦУКС региональных центров МЧС России.
Созданная за последние годы система центров антикризисного управления позволила сократить время доведения информации от места происшествия в любой точке России до высших органов власти, соответствующих служб реагирования на чрезвычайные ситуации до 15 минут.
Вершиной иерархии ЦУКСов является Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, здание которого расположено на улице Ватутина в Москве. Отсюда осуществляется оперативное управление и координация действий спасателей и ведомств, входящих в комиссию по чрезвычайным ситуациям в случае катастроф и крупных происшествий на территории России. Благодаря современным телекоммуникационным технологиям мы в режиме видеоконференции имеем возможность связаться с региональными подразделениями МЧС России.
Сейчас Национальный центр управления в кризисных ситуациях – это интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НЦУКС в оперативном режиме обрабатывает огромный массив информации, стекающейся со всех субъектов Российской Федерации. Аналогов центру и его аппаратно-программному комплексу не существует ни в одной стране мира.
Использование новейших технологий в работе центра позволяет обрабатывать все виды информации в режиме реального времени с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и технологий глобального мониторинга на основе космического дистанционного зондирования Земли.
Опыт создания ЦУКСов в МЧС показал свою эффективность и наш опыт используют другие министерства и ведомства, в том числе и международные организации, создавая собственные ситуационные центры. Все федеральные органы исполнительной власти в режиме реального времени находятся на связи с НЦУКСом, что позволяет в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) задействовать силы других министерств для оперативного реагирования на ЧС.
— Все же, что и как предлагается модернизировать?
— В настоящее время в единую систему управления входят: Национальный центр управления в кризисных ситуациях, 8 межрегиональных и 85 региональных ЦУКСов. В этом году еще один ЦУКС был открыт на Чукотке.
— Почему при создании Центров нельзя было решить эту проблему?
— Раньше я специально напомнил об истории и этапах создания антикризисной системы управления МЧС России. Такая мощная и высокотехнологичная система не могла быть создана в одночасье. Это был долгий процесс, в ходе которого использовался передовой мировой опыт антикризисного управления, тестировались новейшие телекоммуникационные технологии, разрабатывались технологии моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время они позволяют правильно оценить обстановку и принять своевременные управленческие решения, задействовать нужные силы и скоординировать их работу.
Очевидно, что одномоментно на всей территории России создать столь развитую и интеллектуальную систему было невозможно, ее становление проходило поэтапно. Нужно было создать инфраструктуру, телекоммуникационную сеть, подготовить специалистов в области антикризисного управления, разработать специализированное программное обеспечение и так далее.
Сделать все и сразу не было ни средств, ни технических возможностей. Потом было рискованно. Межрегиональный уровень ЦУКСов был необходим на этапе становления. Сейчас, когда по всей стране создана и функционирует высокотехнологичная региональная сеть центров управления в кризисных ситуациях, которые напрямую связаны с Национальным центром управления в кризисных ситуациях межрегиональные НЦУКСы в том виде, в каком он существует сейчас, исчерпали себя и требуют модернизации.
— Получается, что в настоящее время межрегиональные центры не нужны?
— Ликвидировать межрегиональные ЦУКСы никто не собирается. Модернизация их деятельности предполагает внесение изменений в задачи и функции, которые стоят перед ними на новом этапе развития. В частности, мониторинг, прогнозирование и моделирование ЧС, актуализация сведений информационных ресурсов и систем, используемых в деятельности органов управления РСЧС останутся за межрегиональными ЦУКСами.
За региональными ЦУКСами предлагается закрепить функции по управлению силами и средствами РСЧС, организации информирования населения и информационного взаимодействия с муниципальными образованиями. Они же будут обеспечивать организацию связи в зонах чрезвычайных ситуаций при помощи мобильных комплексов космической связи и средств космического мониторинга. В конечном итоге это должно повысить эффективность реагирования на ЧС, а также закрепить персональную ответственность.
— Как будут учитываться при модернизации особенности регионов?
— Всем ЦУКСам России поставлена задача с учетом географических особенностей каждого региона применять современные информационные и аналитические технологии, технологии в области информационного и антикризисного управления и внедрять их в работу. Например, руководство главка Мурманской области договорилось с Роскосмосом за счет резерва губернатора поставить у себя систему космического мониторинга.
Кроме того, у нас унифицирована система телекоммуникаций и баз данных, что позволяет обеспечить устойчивость и совместимость между различными подразделениями.
Перспективы развития ЦУКСов на местах учитываются и при подготовке специалистов в ведомственных вузах.
Под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях, региональных и межрегиональных ЦУКС развиваются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований, но они должны работать по единому замыслу. В этом плане осуществляется плановая подготовка и переподготовка специалистов ЕДДС, с учётом развития этих служб вырабатываются единые рамочные требования и в рамках МЧС и в рамках государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это необходимо для того, чтобы все технологии, телекоммуникации в сфере управления были совместимы, работали в одном информационном поле, были устойчивы и защищены от несанкционированного доступа.
— Участвуют ли ЦУКСы в международной деятельности?
— В связи с постоянным ростом количества трансграничных ЧС международное взаимодействие является приоритетным направлением деятельности НЦУКС, что включает в себя осуществление информационного обмена с международным организациями и дежурными службами чрезвычайных ведомств иностранных государств, а также проведение международных операций и оказание международной гуманитарной помощи.
Многие страны равняются на нас в создании собственных систем управления в кризисных ситуациях, и Россия им охотно в этом помогает: мы занимаемся обучением специалистов, оказываем помощь с оборудованием и программным обеспечением.
Именно МЧС России инициировало создание глобальной сети управления в кризисных ситуациях. В настоящее время начало созданию такой сети положено: в Женеву был направлен специалист НЦУКС МЧС России, и в 2015 году при штаб-квартире Международной организации гражданской обороны в Женеве был открыт головной центр управления в кризисных ситуациях.
Помимо этого, со многими странами у нас есть договоренности об обмене информацией, что значительно упрощает прогнозирование и моделирование чрезвычайных ситуаций. Когда будет создана международная сеть, страны, входящие в нее, смогут не только пользоваться информационной поддержкой друг друга, но и с большей эффективностью осуществлять совместное реагирование на чрезвычайные ситуации в различных регионах мира. В перспективе планируется создание единой карты рисков по всему миру. Это будет огромный прогресс, который поможет сохранить тысячи человеческих жизней.