Управление в армии что это

Структура

Контакты

Адрес119160, г. Москва, Большой Знаменский пер., д.8/1ТелефонФакс8 (495) 696-42-70

Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации предназначено для организа­ции в Вооруженных Силах военно-политической работы, направленной на реализацию государственной политики в области обороны, поддержание в Вооруженных Силах морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины, формирование идейно убежденной личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, а также для руководства в пределах своих полномочий военно-политическими органами.

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

Управление в армии что это

1) совершенствование в Вооруженных Силах системы военно-политической работы, организация военно-политической работы в ходе повседневной деятельности, подготовки и применения Вооруженных Сил;

2) формирование военно-политических органов, подбор, подготовка и расстановка кадров военно-политических органов;

3) организация работы по поддержанию воинской дисциплины в Вооруженных Силах и профилактике правонарушений;

4) организация военно-политической пропаганды и агитации в Вооруженных Силах;

5) организация в Вооруженных Силах военно-патриотической работы;

6) организация военно-социальной работы в Вооруженных Силах;

7) организация культурно-досуговой работы в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;

8) организация работы с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации в целях реализации личным составом Вооруженных Сил конституционного права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы;

9) организационно-техническое обеспечение деятельности Общественного совета при Министерстве обороны;

10) организация в Министерстве обороны деятельности по во­просам работы с ветеранами, общественными объединениями вете­ранов Вооруженных Сил;

11) организация обеспечения войск (сил) техническими сред­ствами, полиграфическим оборудованием, культурно-досуговым имуществом по номенклатуре Главного военно-политического уп­равления;

12) организация геральдического обеспечения Вооруженных Сил.

Источник

Управление в армии что это

1. Основы управления войсками

Теория и практика управления войсками развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий.

До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки.

По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что выполнение ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением, сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже — штабы объединений, соединений и частей.

Дальнейшее усложнение процесса управления войсками потребовало расширения круга лиц, привлекаемых к участию [92] в нем. Возрастание значения политического воспитания личного состава, его политико-морального состояния, организованности и сознательной дисциплины для достижения победы в бою обусловило участие политорганов в решении задач управления войсками. Появление в армиях новых родов войск и специальных войск, неуклонное повышение их роли в достижении успеха в бою потребовали включения в органы управления начальников родов войск и специальных войск.

В распоряжение органов управления поступали все более совершенные технические средства наблюдения, связи, передвижения. Это позволяло успешно решать задачи управления в усложнявшихся условиях ведения боя, непрерывно совершенствовать методы руководства войсками при подготовке и в ходе боя.

Еще в недавнем прошлом управление войсками осуществлялось в условиях, когда боевые действия развивались методически размеренно, обстановка на поле боя менялась сравнительно медленно, а исход боя зависел главным образом [93] от действий немоторизованной пехоты, недостаточно совершенных танков, ствольной артиллерии и поршневой авиации. Пункты управления располагались неподалеку друг от друга, так как нередко на площади 15–20 кв. км занимали исходное положение для наступления силы и средства целой дивизии, и оставались на одном месте в ходе всего боя, ибо были менее уязвимы от воздействия противника, чем сейчас.

В современном общевойсковом бою условия управления войсками стали неизмеримо сложнее. Теперь необходимо руководить подразделениями и частями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую на зараженной местности, при наличии обширных зон разрушений, пожаров и затоплений.

Хотя объем мероприятий по руководству войсками неизмеримо возрос, сроки на их выполнение постоянно сокращаются. Если в годы минувшей войны на подготовку боя затрачивалось в среднем 15 суток, то теперь этот период сводится к нескольким часам.

Наряду с усложнением условий управления войсками значительно повысились требования, которые предъявляются к руководству подразделениями и частями в современном общевойсковом бою. Управление войсками может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.

Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено прежде всего тем, что противник рассматривает нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою. Кроме того, он располагает и необходимыми возможностями для решения этой задачи — высокоэффективными и дальнобойными средствами поражения, высокоподвижными подразделениями и частями наземных войск, аэромобильными войсками.

Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех подразделений, которые обеспечивают их работу в бою, высокая морально-политическая и психологическая подготовка личного состава позволяют успешно решать задачи устойчивого управления войсками в сложных условиях длительного воздействия современных средств поражения противника.

Требование непрерывности управления предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач.

Даже в прошлом, когда условия ведения боевых действий были менее сложными, кратковременное нарушение управления войсками в критические моменты боя оказывалось одной из основных причин его неудачного исхода.

Обязательным условием достижения непрерывности управления войсками являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия войск на преодоление встречающихся трудностей.

Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, то есть своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия и всестороннего обеспечения до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных о противнике и других элементах обстановки.

Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение противника в действиях осуществление всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. В условиях постоянной борьбы сторон за выигрыш времени оперативность управления приобретает важнейшее значение.

Высокая оперативность управления особенно необходима в ходе боя. Если войска наступают с темпом 4–5 км/ч, то распоряжение о действиях в новой обстановке, доведенное, например, за 20 мин, застанет их, когда они продвинутся вперед почти на 2 км. При завязке встречного боя, когда войска сторон двигаются навстречу друг другу со скоростью 25–30 км/ч, за 20 мин взаимное положение войск сторон может измениться в пределах 15–20 км. Вполне понятно, что при замедленной реакции органов управления на развитие событий отданные распоряжения могут оказаться не соответствующими реальной обстановке на поле боя.

В современных условиях все мероприятия по организации боя и руководству войсками в ходе его должны проводиться с минимальными затратами времени, чтобы обеспечить войскам упреждение противника в действиях. Это достигается постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, своевременным уточнением (при необходимости) ранее принятого решения и поставленных подчиненным задач. А для этого решающее значение имеют быстрое добывание данных о противнике, своевременность докладов подчиненных, особенно при внезапных и резких изменениях обстановки, хорошо налаженная информация со стороны старшего командира и соседей.

Оперативность управления достигается высокой личной подготовкой командиров, офицеров штабов, политорганов, начальников родов войск, специальных войск и служб, умелым выполнением ими своих функциональных обязанностей, организованностью и слаженностью в действиях всех органов управления, применением таких методов работы, при которых затрачивается минимально необходимое время на мероприятия по управлению войсками. Большую роль играет наличие совершенных технических средств, обеспечивающих механизацию и автоматизацию трудоемких управленческих процессов, комплексное использование всех технических средств управления.

Скрытность управления войсками заключается в сохранении в тайне от противника всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, политорганами, начальниками родов войск, специальных войск и служб в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт минувших войн, из-за нарушения скрытности управления войска нередко несли неоправданные потери и не выполняли поставленных задач.

Скрытность управления войсками достигается выполнением целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления войсками применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления войсками и дезинформации противника.

К основным принципам управления войсками, применяемым с учетом конкретной обстановки в современном общевойсковом бою, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления; знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение. Командир-единоначальник проводит в жизнь политику Коммунистической партии, неуклонно соблюдает в процессе управления войсками ленинские принципы руководства.

В неразрывной связи с единоначалием находится принцип личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

Командиры-единоначальники всех уровней несут полную ответственность перед Коммунистической партией и Советским правительством за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. И хотя каждый командир при решении задач управления войсками опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.

Если принимаются нецелесообразные решения, подчиненные подразделения и части применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются, командир отвечает по всей строгости законов военного времени.

Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что современный общевойсковой бой по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в бою.

Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль.

В июне 1944 г. командир батальона 61-го гвардейского стрелкового полка, обнаружив во время артиллерийской подготовки отход противника, решил немедленно начать атаку, хотя до конца артиллерийской подготовки оставалось еще около получаса. Об этом было доложено командующему армией. Артиллерийская подготовка была прекращена, подразделения перешли в атаку и успешно овладели позициями противника, понеся при этом незначительные потери.

Полная инициатива в определении способов выполнения поставленных задач должна предоставляться подчиненным на всех уровнях управления войсками. Офицер должен, не боясь ответственности, в критический момент боя использовать все имеющиеся возможности для достижения успеха. Но, чтобы действовать более решительно и целеустремленно при внезапных и резких изменениях обстановки и отсутствии [101] указаний старшего командира, командиры и штабы должны своевременно ориентировать подчиненных о возможных действиях войск в ходе боя.

Великая Отечественная война дала множество примеров яркого проявления этого принципа.

Предвидение перспектив развития событий позволяет успешно преодолеть такие трудности современного боя, как неполнота данных обстановки и недостаток времени, заранее обоснованно намечать пути и средства достижения поставленной [102] цели. Предвидеть возможные изменения обстановки командир должен сегодня на значительно большую глубину и с большим упреждением во времени, чем это требовалось в годы минувшей войны. А это зависит главным образом от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, от учета факторов, влияющих на развитие событий, ведения активной и целеустремленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со стороны вышестоящих органов управления и соседей.

Исторический опыт свидетельствует, что успешным руководство войсками могло быть только при достижении высокой организованности и творчества в работе органов управления.

Командиры, штабы, политорганы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хорошо знать и умело выполнять свои функциональные обязанности, а действия всего управленческого организма в целом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспечивающими точное и своевременное выполнение мероприятий по управлению войсками в сложных условиях современного общевойскового боя.

Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски всю новых путей решения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.

Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственным творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая политическая сознательность, боевые и моральные, психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики. [104]

2. Система управления войсками

Под органами управления понимаются отдельные лица руководящего состава и немногочисленные коллективы офицеров, возглавляющие воинские формирования различного [105] масштаба и выполняющие функции по управлению подразделениями, частями, соединениями при подготовке и в ходе боя. К ним относятся командиры, их заместители, штабы, политорганы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Особая роль в управлении войсками принадлежит командирам и штабам.

Командир является центральной фигурой в управлении войсками, проводником политики Коммунистической партии среди подчиненного ему личного состава. Он руководит подразделениями и частями в соответствии с правами, предоставленными ему законами Советского государства и регламентируемыми уставами, наставлениями, приказами старших командиров. На него возлагается вся полнота ответственности за дисциплину, политико-моральное состояние, воспитание и обучение личного состава, за постоянную боевую готовность и боеспособность подразделения, части, соединения, за качество управления войсками, правильное их применение в бою и успешное выполнение ими поставленных задач.

Руководить — значит быть организатором, умело направлять действия подчиненных на достижение намеченной цели. Командир должен знать о подчиненных все необходимое, организовывать и обеспечивать их действия, направлять их усилия на быстрый и полный разгром противника, оказывать им необходимую помощь. Но при этом он не должен подменять подчиненных, решать за них то, что они сами обязаны решать, ибо мелочная опека в вопросах управления порождает у подчиненных командиров и штабов неуверенность в своих силах, приучает их действовать лишь по указаниям сверху, ведет к потере времени.

Командир должен знать противодействующего противника, лично наблюдать за действиями своих войск и войск противника на поле боя и в решающие моменты быть в наиболее важном месте, на главном направлении. Своевременно влияя на ход боя имеющимися в его распоряжении силами и средствами, он добивается точного выполнения поставленных задач, разгрома противника даже меньшими силами.

В. И. Ленин учил, что искусство руководства состоит в определении главного звена в цепи, от которого зависит успех решения задачи, что руководитель должен «уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. » Ленинская мысль в полной мере относится к деятельности командира. Его действия должны являться для подчиненных образцом высокой организованности и оперативности, способности в самые короткие сроки решать важнейшие вопросы управлении войсками.

Командир-единоначальник в процессе управления войсками должен опираться на коллектив, так как в одиночку он не в состоянии справиться с решением всех вопросов. Поэтому командир управляет войсками не только лично, но и через штаб, своих заместителей, политорганы, начальников родов войск, специальных войск и служб, опирается в процессе управления на партийную и комсомольскую организации.

Штаб является первым помощником командира в руководстве войсками, основным органом, обеспечивающим управление ими в период подготовки и в ходе боя. Вся работа штаба строится на основе решений и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Важнейшей обязанностью штаба является постоянное знание обстановки, ее глубокий и всесторонний анализ. Это [107] обеспечивается тщательной организацией разведки, настойчивым добыванием данных о противнике, непрерывным изучением истинного положения, состояния и боевых возможностей своих войск, характера местности, метеорологических условий, радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановки. В процессе организации боя штаб в короткие сроки производит сложные расчеты, прогнозирует возможные результаты боя, подготавливает командиру предложения по применению имеющихся сил и средств. Он занимается планированием боя, доводит до войск задачи, помогает командиру организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие войск в ходе выполнения поставленных задач.

Первостепенной заботой штаба является организация всестороннего обеспечения боя, пунктов управления, связи, скрытого управления войсками, комендантской службы и практическая работа в подразделениях и частях по непосредственной подготовке их к выполнению боевых задач. В ходе боя штаб осуществляет постоянный контроль за своевременным и точным выполнением подразделениями и частями поставленных задач, оказывает им необходимую помощь. Важнейшими обязанностями штаба являются представление донесений вышестоящему штабу о ходе боя, постоянная информация командиров и штабов подчиненных и взаимодействующих подразделений и соседей о новых данных обстановки, учет личного состава, материальных средств и доз облучения, комплектование подразделений и частей всем необходимым для боя, изучение и доведение до войск боевого опыта.

Велика роль в управлении войсками начальника штаба. Он является первым заместителем командира и имеет право от его имени отдавать распоряжения войскам, а также заместителям командира, офицерам родов войск, специальных войск и служб. О всех своих распоряжениях он докладывает командиру, а командир информирует его о принятых решениях и отданных подчиненным распоряжениях. Работа командира и начальника штаба строится на основе взаимопонимания, творческого, делового контакта. Это способствует достижению единства мнений, укрепляет авторитет командира, объединяет усилия командира и штаба.

Начальник штаба должен всегда знать обстановку, предвидеть возможные ее изменения и быть готовым доложить свои соображения по решению на бой, знать, где находятся, что делают, как обеспечены и в чем нуждаются войска. Он несет личную ответственность за организацию и поддержание непрерывного управления подразделениями и частями, непосредственно руководит работой штаба и как основной организатор работы всего аппарата управления направляет его деятельность на своевременное проведение мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя. Начальник штаба согласовывает работу заместителей командира, штаба, начальников родов войск, специальных войск и служб при решении конкретных задач управления войсками.

Под средствами управления понимается обширный комплекс различных машин, приборов, устройств и приспособлений, используемых в процессе руководства войсками и целях повышения его эффективности. Являясь материальной [109] основой управления, они облегчают и ускоряют работу командира, офицеров штаба и других органов управления, позволяют им получать и обрабатывать сведения о противнике, своих войсках, соседях и другие данные обстановки, подготавливать необходимые для правильного руководства войсками данные и расчеты, разрабатывать боевые документы, доводить до подчиненных боевые задачи, порядок взаимодействия и обеспечения, контролировать выполнение ими поставленных задач, успешно решать другие вопросы, связанные с управлением войсками. В настоящее время управление войсками базируется на развитой технической основе. Органы управления всех уровней оснащены большим количеством техники, необходимой для руководства войсками в сложных условиях современной войны. Для нужд управления войсками в общевойсковом бою используются средства связи и наблюдения, машины управления, средства механизации и автоматизации управления войсками.

Средства связи позволяют своевременно передавать данные о противнике и других условиях обстановки, точно и скрытно доводить приказы и распоряжения командиров до подчиненных, получать донесения о ходе боя, обмениваться информацией между взаимодействующими подразделениями и частями. Средства связи обеспечивают командирам и штабам непрерывное руководство подчиненными подразделениями и частями в любых условиях подготовки и ведения современного боя.

Связь считается основным средством управления войсками. Командиры всех степеней и начальники штабов должны всегда иметь при себе средства связи, дающие им возможность поддерживать устойчивую связь со своими пунктами управления, подчиненными и взаимодействующими войсками, соседями и вышестоящим звеном управления.

В процессе управления войсками применяются радио-, радиорелейные, проводные, подвижные и сигнальные средства связи. Коротковолновые и ультракоротковолновые радиостанции и приемники тактического масштаба обеспечивают связь не только на месте, но и в движении на дальностях, как свидетельствуют данные зарубежной печати, до 80 км; все радиостанции и приемники оснащаются средствами засекречивания передач. Радиорелейные средства образуют многоканальные линии связи, по которым возможна одновременно телефонная, телеграфная и фототелеграфная связь, менее подверженная возможности перехвата и влиянию активных помех противника, чем коротковолновая [110] радиосвязь; радиорелейная связь мало зависит от климатических и метеорологических условий, времени года и суток.

Проводные средства связи, по мнению иностранных специалистов, благодаря использованию новых типов кабелей, внедрению аппаратуры уплотнения, применению более совершенных способов устройства кабельных линий не утрачивают своего значения; наиболее широко они применяются в обороне и при расположении войск на месте. Подвижные средства связи — вертолеты, автомобили повышенной проходимости, бронетранспортеры, мотоциклы — широко применяются во всех видах боя, при передвижении и расположении войск на месте. Сигнальные средства, или средства сигнальной зрительной и звуковой связи, — сигнальные патроны, цветные дымы, трассирующие пули и снаряды, сигнальные фонари и флажки — применяются для передачи коротких команд, донесений, оповещения, обозначения и взаимного опознавания наземных войск и авиации, а также для целеуказания и передачи сигналов вызова, переноса и прекращения огня.

Средства связи должны использоваться в процессе управления войсками комплексно, чтобы обеспечить надежность связи (безотказную, устойчивую работу в течение необходимого времени), ее своевременность (передачу и доставку сообщений или ведение переговоров в заданное время), достоверность (прием переданных сообщений с заданной точностью) и скрытность самого факта связи и содержания передаваемых приказов, распоряжений и различной информации в любых условиях обстановки.

Средства наблюдения позволяют командирам и штабам получать данные о положении и действиях своих войск и войск противника, о местности, погоде и других условиях обстановки непосредственно на местности при подготовке и в ходе боя. Они дают возможность офицерам быстро составить представление о сложившейся обстановке на основании визуального наблюдения или наблюдения с помощью технических средств.

Средства наблюдения широко применяются офицерами управления во всех видах боя, при передвижении и расположении войск на месте. Для визуального наблюдения используются различные оптические приборы — бинокли, перископы, стереотрубы; ночью и в других условиях ограниченной видимости — приборы ночного видения и другие оптико-электронные средства, а также осветительные средства — осветительные патроны, мины, снаряды, создающие [111] в условиях ограниченной видимости достаточную для визуального наблюдения освещенность.

Машины управления — командно-штабные, штабные и другие специальные машины, оснащенные современными техническими средствами, позволяют командиру и другим лицам, участвующим в управлении, выполнять свои функциональные обязанности непосредственно с рабочих мест, когда в ходе боя нет необходимости или отсутствует возможность покинуть машины.

Командно-штабные машины бывают преимущественно бронированными. Они должны оборудоваться требуемым количеством рабочих мест для офицеров и обслуживающего персонала, аппаратурой и техническими средствами управления, дающими возможность осуществлять взаимный обмен информацией между машинами внутри данного пункта управления, с вышестоящими и подчиненными органами управления, взаимодействующими войсками и соседями. Машины обладают высокой проходимостью, как правило, авиатранспортабельны и плавающие, имеют большой запас хода. Они обеспечивают защиту личного состава от огня противника, снижают степень воздействия радиации при действиях в зонах радиоактивного заражения, имеют средства жизнеобеспечения личного состава в сложных условиях современного боя.

Средства механизации управления войсками облегчают составление боевых документов, их размножение, передачу по техническим средствам связи, обработку и хранение, проведение необходимых расчетов, подготовку данных для принятия решения и его оформление, обмен информацией внутри пункта управления и т. д. Сокращая затраты труда офицеров и время на исполнение документов и другую техническую работу, уменьшая объем передаваемой по техническим средствам связи информации, средства механизации в значительной степени способствуют росту производительности управленческого труда и, как следствие, повышению оперативности управления.

Комплекс средств механизации управления войсками включает: средства производства расчетов (таблицы, графики, номограммы, дозиметрические и другие расчетные линейки, счетно-клавишные машины); средства оформления графических боевых документов (наборы специальных ручек, карандашей и линеек, шаблоны, трафареты условных знаков, планшеты); средства изготовления, размножения и обработки боевых документов (пишущие машинки, магнитофоны, диктофоны, копировальные приборы, формализованные бланки, [112] или типовые формы боевых документов); средства наглядного отображения информации (устройства сигнализации и внутренней связи, механические и электрифицированные графики, видеомагнитофоны, телевизионные установки); специализированное оборудование пунктов управления. Кроме того, разрабатываются и внедряются в процесс управления все новые устройства и механизмы.

Средства автоматизации управления войсками позволяют повысить боевую готовность войск, оперативность и надежность руководства ими в период подготовки и в ходе боя, способствуют наиболее полному использованию боевых возможностей подразделений и частей с минимальной затратой сил, средств и времени на выполнение поставленных задач. В условиях резкого возрастания значения фактора времени и расчетной обоснованности принимаемых решений широкое внедрение средств автоматизации на всех уровнях управления становится главным направлением совершенствования управления войсками в бою.

В армиях развитых капиталистических стран осваиваются автоматизированные системы управления войсками, включающие электронную вычислительную технику, сопряженные с ней высокопроизводительные технические устройства различного назначения, средства быстродействующей и закрытой связи. Использование такой системы даст возможность выполнять многие информационные, вычислительные, логические и контрольно-операционные функции.

Но даже уже достигнутый уровень развития средств автоматизации позволяет решать такие задачи, как сбор, обработка и хранение информации о своих войсках, противнике и степени заражения местности радиоактивными и отравляющими веществами, отображение и документирование, проведение расчетов, прогнозирование результатов применения средств поражения, передача сигналов оповещения о различных видах опасности и информации об обстановке в вышестоящий штаб, подчиненным, взаимодействующим войскам, соседям и ряд других задач.

Имеющаяся материальная база позволяет командиру, штабу и другим органам управления успешно решать большинство [113] задач, связанных с руководством войсками в современном бою. Однако некоторые важные вопросы, например своевременный сбор всех необходимых данных обстановки или принятие оптимальных решений в реальном масштабе времени, разрешать все сложнее. Поэтому в армиях наиболее развитых капиталистических государств не прекращаются работы по дальнейшему совершенствованию средств управления войсками в бою.

Пункты управления — это специально оборудованные и оснащенные места, с которых осуществляется руководство войсками при подготовке и в ходе боя. В состав каждого пункта управления включаются в необходимом соотношении органы и средства управления, а также подразделения обеспечения и обслуживания. Наименование, количество и состав пунктов управления зависят от масштаба воинского формирования.

В подразделении создается командно-наблюдательный пункт. С него обеспечивается не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В состав этого пункта управления входят командир, его заместитель, офицеры штаба, командир приданного (поддерживающего) подразделения, связисты и охрана. Все они размещаются в нескольких или одной бронированной машине, оснащенной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем боя и непрерывное управление подразделением.

В вышестоящих звеньях управления создается несколько одновременно действующих пунктов управления.

Командный пункт предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считается основным пунктом управления, так как на нем находится большая часть аппарата управления во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важнейшие задачи, связанные с руководством войсками. Из его состава может выделяться наблюдательный пункт для наблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и для руководства войсками, действующими на важном направлении или в отрыве от главных сил. В армиях многих капиталистических стран предусматривается из состава командного пункта соединения выделять воздушный пункт управления, оборудуемый на вертолетах и используемый для руководства войсками в ходе боя и при передвижении. [114]

Для повышения оперативности управления и обеспечения его устойчивости при выходе из строя командного пункта или невозможности управления с него войсками в соединениях армии США и других армий создается передовой или запасный командный пункт; для руководства группировкой войск, действующей на отдельном направлении, в необходимых случаях предусматривается создание вспомогательного пункта управления. Для управления тылом, а также подразделениями и частями технического обеспечения создается тыловой пункт управления, возглавляемый заместителем командира по тылу.

Состав пунктов управления обычно непостоянен, они создаются по возможности немногочисленными. Однако каждый из них должен иметь в своем составе необходимый минимум офицеров и средств управления, обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющий при необходимости временно принять на себя выполнение функций вышестоящей или нижестоящей инстанции управления.

Пункты управления в тактических звеньях создаются высокоподвижными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться в новые районы. В их составе используются танки, бронетранспортеры, командно-штабные и другие специальные машины управления, оборудованные средствами связи, наблюдения и другой технической аппаратурой, обеспечивающей непрерывное руководство войсками в любых условиях обстановки при нахождении командиров и штабов на месте и в движении.

Пункты управления развертываются с учетом защитных свойств местности, в укрытых местах и тщательно маскируются. Их удаление от линии боевого соприкосновения сторон в годы минувшей войны для подразделений составляло от нескольких десятков до нескольких сотен метров, для частей и соединений — от одного до нескольких километров. Пункты управления максимально приближались к подразделениям и частям, ведущим бой, и располагались на незначительном удалении друг от друга, так как возможности наблюдения за действиями противника и своих войск на поле боя и поддержания надежной связи с подчиненными войсками и между собой были ограниченны. Это приводило к перенасыщению пунктами управления незначительных по площади районов действий войск.

Пункты управления перемещаются по мере изменения положения войск в ходе боя, как правило, скачками и в связи с высокими темпами наступления, быстрыми изменениями в обстановке при ведении обороны и встречного боя чаще, чем прежде. Продолжительность пребывания пунктов управления на одном месте сокращается. В наступлении, например, командиры подразделений практически постоянно находятся в движении, а пункты управления вышестоящих инстанций перемещаются по нескольку раз в сутки.

Под системой связи понимается комплекс применяемых в подразделении, части, соединении средств связи, обеспечивающий своевременный и высококачественный обмен информацией в процессе управления войсками. Система связи служит технической основой системы управления.

В подразделениях система связи относительно проста. Она объединяет одной или несколькими радиосетями незначительное количество радиостанций, находящихся в распоряжении командиров подразделений; в зависимости от обстановки используются также проводные, подвижные и сигнальные средства связи. В вышестоящих инстанциях система связи характеризуется большей сложностью.

Основой системы связи являются подвижные узлы связи, создаваемые для надежного управления. Каждый узел связи объединяет в своем составе разнообразные технические средства при обязательном соблюдении условий электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Это обеспечивает комплексное применение имеющихся средств связи, при котором на каждом направлении используются одновременно или поочередно несколько различных средств (радио-, радиорелейные, проводные, подвижные, сигнальные). Коммутация на узле связи проводных линий, а также телефонных аппаратов и радиостанций, выделенных для управления, позволяет при необходимости совершать быстрый переход с одного средства связи на другое, обеспечивает взаимозаменяемость каналов связи.

Узлы связи должны быть высокомобильными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться, обеспечивать связь не только на месте, но и в движении.

Для обеспечения живучести системы связи организуются запасные и обходные линии связи. При этом связь может осуществляться по сети (радио- и радиорелейная), по направлению (радио-, радиорелейная, проводная и подвижными средствами), по оси (радиорелейная, проводная и подвижными средствами), по круговому маршруту (подвижными средствами).

Система связи каждого подразделения, части, соединения согласуется с системой связи вышестоящего и нижестоящего звеньев управления. Это дает возможность устанавливать связь через инстанцию вверх и вниз, а также позволяет использовать узлы и линии связи вышестоящего звена управления для связи с другими подразделениями, частями, соединениями и с соседями.

3. Управление войсками в бою

Основные мероприятия по управлению войсками осуществляются чаще всего параллельно в нескольких инстанциях, то есть каждая нижестоящая инстанция включается в выполнение данных мероприятий почти одновременно с вышестоящей, с небольшим отрывом по времени, начиная работу на основании предварительных боевых распоряжений. Иногда мероприятия по управлению войсками осуществляются на различных уровнях последовательно : нижестоящее звено приступает к работе после завершения ее вышестоящим звеном, или при сочетании параллельного и последовательного методов работы органов управления нескольких инстанций.

Независимо от применяемых методов работы органы управления всегда должны предоставлять непосредственным исполнителям (подразделениям, частям) достаточное время для качественной подготовки к выполнению принятых решений.

Сбор данных производится прежде всего командиром, но поскольку всю необходимую информацию он собрать не в состоянии, ему помогают в этом офицеры штаба и другие должностные лица. Каждый из них собирает данные, необходимые для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей, всеми доступными способами и из различных источников.

Данные обстановки могут быть получены путем наблюдения командира и других офицеров за действиями противника и своих войск, осмотра или непосредственного обследования местности и местных предметов. Большое значение имеют также получение по техническим средствам связи докладов и донесений от подчиненных (в том числе от разведывательных подразделений) и информации от вышестоящего командира или штаба и соседей, заслушивание устных докладов подчиненных при личном общении с ними, изучение письменных и записанных на магнитную ленту документов, полученных от подчиненных подразделений и частей и соседей, подаваемых ими зрительных и звуковых сигналов. К числу важных способов получения данных обстановки относятся допрос пленных и перебежчиков, опрос местных жителей, изучение документов и различных материалов, захваченных у противника.

Полученные данные обстановки имеют различную степень достоверности, точности и полноты. Поэтому, прежде чем докладывать командиру, их обычно тщательно обрабатывают: отсеивают ложные и сомнительные, систематизируют и обобщают не вызывающие сомнений, уточняют и перепроверяют вероятные. Исключение составляют сведения о средствах ядерного, химического нападения противника, его высокоточном оружии, авиации и других высокоподвижных средствах поражения, которые докладываются командиру немедленно, без обработки, в том виде, в каком они получены от источника информации. При докладе командиру, как правило, излагаются оценка данных и практические предложения.

Чем полнее и достовернее командир будет знать обстановку, тем меньше просчетов допустит он при принятии решения, тем успешнее применит средства поражения, эффективнее использует в бою подчиненные подразделения и части. Командиру при подготовке и в ходе боя могут потребоваться [119] самые разнообразные данные о противнике, своих войсках, соседях, радиационной и химической обстановке, местности, метеорологических условиях, состоянии погоды, экономике района боевых действий, социально-политическом составе в настроении населения и т. д. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту принятия решения командир располагал как можно большим количеством данных о той обстановке, в которой подразделениям и частям предстоит действовать.

Принятие или уточнение решения. Решение командира определяет порядок использования в бою имеющихся сил и средств, содержит отправные данные для разработки всех мероприятий, связанных с управлением подразделениями и частями. Определяемые в решении замысел боя, боевые задачи войскам, главные вопросы взаимодействия и всестороннего обеспечения, основы организации управления дают полное представление о том, что, где, когда и как необходимо сделать, чтобы ценой минимальных усилий выполнить к установленному сроку полученную задачу. Решение командира — основа управления: в соответствии с ним осуществляются все мероприятия по подготовке боя и руководству подразделениями и частями в ходе его.

Если в ходе боя возникает необходимость в уточнении решения или принятии нового решения, сделать это нужно быстро, в соответствии с теми изменениями в обстановке, которые потребовали уточнения или изменения решения. Более того, решение должно не только отвечать сложившейся обстановке, но и учитывать вероятное развитие событий, приниматься или уточняться в срок, обеспечивающий его проведение в жизнь.

Принятие решения — сложный творческий процесс, действия подразделения, части являются выполнением определенной доли замысла старшего командира, поэтому решение непременно включает определение цели боя, то есть конечных результатов действий подчиненных войск. Чтобы [120] обеспечить успешное достижение намеченной цели, организовать действия войск и направить их усилия на быстрейшее выполнение полученной задачи, решение должно включать определение способов достижения цели боя.

При наличии достаточного времени на подготовку боя командир может последовательно и детально анализировать каждый элемент обстановки, сопоставлять полученные выводы с выводами из уяснения задачи и между собой и в результате выявить то важнейшее, что и определит целесообразное применение сил и средств в бою; при этом оценка противника, своих войск, соседей может производиться сразу же с учетом характера местности, на которой они действуют, состояния погоды и других условий. [121]

Если сроки подготовки боя ограничены, а также при принятии или уточнении решения в ходе боя командир в первую очередь с наибольшей полнотой должен оценить основной, определяющий элемент обстановки и уже под углом зрения основных вопросов решения на бой и полученных выводов производить в необходимой мере оценку ее остальных элементов.

В процессе принятия решения командир может запросить необходимые данные по интересующим его вопросам у начальника штаба, своих заместителей, начальников родов войск и служб. Уточнение отдельных вопросов происходит, как правило, при заблаговременной подготовке боя, особенно когда войска выводятся на новое направление. В ходе боя, когда время на уточнение или принятие нового решения крайне ограниченно, командиру нередко придется обходиться без заслушивания даже своих ближайших помощников. Тем не менее в любой обстановке штаб, начальники родов войск и служб подготавливают данные, которые могут потребоваться командиру при принятии решения.

Командир подразделения всю работу, связанную с принятием или уточнением решения, проводит, как правило, на местности, пользуясь при этом картой. В вышестоящих звеньях управления решение обычно принимается по карте, а в последующем уточняется на местности.

Неполнота данных не освобождает командира от своевременного принятия или уточнения ранее принятого решения на бой. Принятое решение, а при параллельном методе работы замысел боя докладывается старшему командиру и после его утверждения доводится до подчиненных.

В период планирования боя одновременно с принятием решения идет его оформление. Решение оформляется на [122] карте с пояснительной запиской. С помощью этой карты командир осуществляет управление подразделениями или частями при подготовке и в ходе боя, докладывает обстановку и свое решение старшему командиру, информирует соседей. Часть данных из решения командира наносится на рабочие карты других лиц, участвующих в управлении.

Кроме оформления решения командира при планировании боя подготавливаются необходимые расчеты, разрабатываются и оформляются боевые приказы и распоряжения, планы боевого применения родов войск, планы обеспечения боя и другие боевые документы. Планирование осуществляется штабом, заместителями командира, начальниками родов войск, специальных войск и служб на основе решения командира и его указаний по вопросам планирования боя.

Принятие решения — ответственный этап в деятельности командира, требующий от него огромных усилий. Чем выше ранг командира, тем больше мера его ответственности за принятое решение, тем больших знаний, способности предвидеть ход событий, проявления оперативности, решительности, настойчивости, а в необходимых случаях и гибкости требует от него принятие или уточнение решения.

Проведение решения командира в жизнь является результатом деятельности большого числа подчиненных. Подчиненные командиры, руководствуясь указаниями старшего командира, тоже принимают решение и проводят мероприятия по организации боя своих подразделений и частей. Чтобы иметь возможность лучше организовать действие подчиненных войск, каждый командир должен знать решение старшего командира в объеме, необходимом для правильного понимания замысла старшего командира и своей задачи, для лучшей организации боя своего подразделения или части.

Доведение до подчиненных принятого или уточненного командиром решения осуществляется главным образом через постановку или уточнение боевых задач, организации и поддержание взаимодействия, организацию и осуществление [123] мероприятий по политической работе, всестороннему обеспечению боя и управлению войсками.

Постановка боевых задач подчиненным, приданным и поддерживающим подразделениям и частям осуществляется боевыми приказами, боевыми распоряжениями и предварительными боевыми распоряжениями, а уточнение ранее поставленных задач — обычно боевыми распоряжениями.

Боевой приказ содержит основные данные из решения командира, необходимые подчиненному командиру для организации боя. Боевое распоряжение включает лишь тот минимум сведений, без которых он не может целеустремленно, в соответствии с планом старшего командира, организовать действия своего подразделения или части. Предварительное боевое распоряжение содержит данные, позволяющие подчиненному командиру приступить к организации боя параллельно с выполнением этой работы в вышестоящем эвене управления.

Боевые приказы и распоряжения должны излагаться предельно кратко, но не в ущерб ясности, чтобы обеспечивалось правильное понимание подчиненными своей задачи и исключалась всякая возможность их различного толкования.

Для доведения боевых задач в современных условиях широко применяются формализованные документы, представляющие собой заранее подготовленную типовую форму в виде анкеты или таблицы, в которую внесены необходимые данные, отражающие решение. При использовании формализованного документа значительно уменьшаются объем разрабатываемого текста боевого приказа или распоряжения, затраты времени на его исполнение и передачу по техническим средствам связи.

Организация и поддержание взаимодействия между подчиненными и приданными подразделениями и частями являются предметом особой заботы командира и штаба, а также начальников родов войск, специальных войск и служб. Организация взаимодействия осуществляется не только при подготовке боя, но и в ходе его, если в результате резких изменений обстановки ранее установленный порядок взаимодействия перестает соответствовать реальным условиям ведения боя. В ходе боя взаимодействие должно непрерывно поддерживаться, при необходимости уточняться, а в случае нарушения немедленно восстанавливаться.

Основным содержанием взаимодействия является согласованность действий всех участвующих в бою подразделений и частей родов войск, специальных войск и средств поражения. Эта согласованность — целенаправленная, она достигается в интересах тех общевойсковых подразделений и частей, которые в ходе боя действуют на главном направлении, выполняя в тот или иной момент боя наиболее важные задачи по разгрому противника. Согласование усилий всех сил и средств, участвующих в бою, осуществляется по задачам, направлениям, рубежам, времени и способам [125] выполнения тех частных задач, которые могут возникать перед подразделениями и частями.

В условиях ограниченного времени командир организует взаимодействие обычно методом отдачи подчиненным необходимых указаний, которыми он согласовывает их действия при наиболее вероятных вариантах действий противника. При наличии достаточного времени может применяться метод розыгрыша основных тактических эпизодов предстоящего боя с заслушиванием докладов подчиненных об использовании имеющихся у них сил и средств в сложившейся обстановке. Вопросы взаимодействия отрабатываются в наиболее вероятной последовательности развития предстоящего боя и с учетом тех критических ситуаций, которые могут возникнуть. Отработка вопросов согласованного применения сил и средств в каждом из рассматриваемых тактических эпизодов начинается, как правило, с тех общевойсковых подразделений и частей, в интересах которых организуется взаимодействие.

Организуя взаимодействие, командир привлекает к участию в этой работе кроме командиров подчиненных и приданных подразделений и частей основных должностных лиц штаба, начальников родов войск, специальных войск и служб. В результате должно быть достигнуто единое понимание цели боя, боевых задач и способов их выполнения взаимодействующими подразделениями и частями при различных вариантах действий войск исходя из характера возможных действий противника, а также твердое знание сигналов оповещения, взаимного опознавания и целеуказания.

Штаб по указанию командира детально разрабатывает вопросы взаимодействия, увязывает необходимые вопросы с соседями, согласовывает работу штабов, доводит до подчиненных установленные сигналы, порядок ориентирования и взаимного опознавания, организует связь взаимодействующих войск. Вопросы взаимодействия отражаются в плановой таблице взаимодействия, в планах боевого применения родов войск и планах обеспечения боя. [126]

Взаимодействие поддерживается всеми командирами, штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служб взаимодействующих подразделений, частей и соединений. Для поддержания взаимодействия они должны не только правильно понимать цель боя, боевые задачи и способы их выполнения, но также постоянно знать обстановку, иметь между собой надежную связь и систематически осуществлять взаимную информацию.

Организация и осуществление мероприятий по политической работе, всестороннему обеспечению боя и управлению войсками направлены на создание и поддержание высокого политико-морального состояния личного состава, на обеспечение действий подразделений и частей в боевом, техническом и тыловом отношении, надежное и бесперебойное руководство войсками в ходе боя.

При подготовке боя командир дает указания по организации политической работы, всестороннего обеспечения боя и управлению войсками, определяя их задачи и наиболее важные мероприятия, а если требуется, порядок и сроки выполнения поставленных задач и проведения важнейших мероприятий. В ходе боя такие указания командир отдает по мере необходимости, когда требуется уточнить задачи политической работы, ранее установленный порядок обеспечения боя или управления войсками или если в результате резкого изменения обстановки их требуется организовать заново. На основе решения и указаний командира его заместители, офицеры штаба и политоргана, начальники родов войск, специальных войск и служб непосредственно организуют намеченные мероприятия и оказывают исполнителям необходимую помощь в их своевременном и полном осуществлении.

Контроль должен быть постоянным, целеустремленным и направляться на предупреждение неточного или несвоевременного выполнения поставленных войскам задач. Особое значение имеют быстрота и действенность контроля, позволяющие немедленно реагировать на выявленные недостатки. При этом главное внимание уделяется проверке выполнения тех мероприятий, которые играют решающую роль в достижении цели боя.

Контроль включает и оказание конкретной помощи командирам и штабам нижестоящего звена управления в устранении выявленных недостатков в организации боя или в руководстве подразделениями и частями в ходе боя. Однако он не должен уподобляться мелочной опеке и подменять подчиненных командиров и штабы в вопросах управления войсками.

Методы контроля могут быть различными. Лучшим методом контроля является личный выезд командира или по его поручению других должностных лиц непосредственно в войска для изучения деятельности командиров и штабов, действий подразделений и частей в процессе личного общения с исполнителями. Контроль может осуществляться также путем переговоров по техническим средствам связи и изучения боевых документов, представляемых подчиненными. Важное значение имеют такие методы контроля, как наблюдение за действиями войск с воздуха и с наземных наблюдательных пунктов, воздушное фотографирование, прослушивание переговоров и передач, ведущихся по радио- и радиорелейным средствам связи.

В ходе контроля офицеры должны проявлять высокую требовательность и объективность, показывать пример глубоких знаний основ современного боя, знать обстановку и решение командира, вовремя замечать недостатки и быть непримиримыми к ним, уметь оказать помощь командирам и штабам нижестоящего звена управления в их устранении. При необходимости они обязаны показывать образцы личного мужества, решительности и проявления инициативы.

Дальнейшая разработка и внедрение в войска новейших технических средств позволяют значительно усовершенствовать методы решения задач управления. Все более успешно решаются вопросы, связанные со сбором и обработкой данных обстановки, с принятием, оформлением и доведением решения командира до войск. Реальной становится возможность быстрого производства любых расчетов по применению сил и средств в бою, накопления оперативной информации и немедленной выдачи ее по требованию командира или офицера штаба. Упрощается разработка боевых документов и резко сокращается время на их передачу. Расширяются возможности контроля за действиями войск, за точным и своевременным выполнением ими поставленных задач.

Новейшая техника многократно умножает возможности человека, облегчает его труд, ускоряет всю работу по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. [129]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *