Управление социальной политики чем занимается

Управление социальной политикой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Несмотря на разные задания, у большинства органов управления социальной политики в Российской федерации существует одна благая цель.

Все органы социальной защиты населения подчиняются двум ведомствам области края и Министерству труда и социального развития РФ.

Все эти органы имеют схожую структуру и обязанности. Разберём структуру управления социальной политики. Управление, все подведомственные ему учреждения и территории образуют собой локальный центр социальной защиты граждан, который обеспечивает поддержку таким группам населения как семья, граждане преклонного возраста, инвалиды и ветераны, а также лица, которые были уволены с военной службы и их семьи.

Управление и его основные задачи

В перечень основных задач управления входит:

Готовые работы на аналогичную тему

Функции Управления

В области пенсионного обеспечения входят:

В области социального обслуживания населения входят:

В области медицинско-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи входят:

В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов включены:

В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства входят:

В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей включены:

В области финансово-экономической и инвестиционной политики включены:

В области подготовки и повышения квалификации кадров входят:

В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий входят:

Источник

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Управление социальной политики чем занимается

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Управление социальной политики чем занимается

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

Значение

Управление социальной политики чем занимается

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Управление социальной политики чем занимается

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

Управление социальной политики чем занимается

Цели социальной политики

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

Механизм социальной политики

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Управление социальной политики чем занимается

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Управление социальной политики чем занимается

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.

Источник

Органы государственной социальной политики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная политика государства

Социальная политика выступает в качестве одного из ключевых направлений, которое реализуется в рамках государства и направлено на регулирование экономической сферы. В целом она органически вписывается в политику государства, а деятельность ее органов направлена на гарантию благополучия и всестороннего развития членов общества и в целом всего социума. Значимость социальной политики сегодня определяется тем, насколько она может оказывать влияние на несколько процессов:

Основные задачи социальной политики в государстве следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика федеральных органов государственной социальной политики

Уровень обеспечения и эффективность социальной политики напрямую связаны с территориальным образованием, в рамках которого обеспечивается социальная политика. В нашей стране она может существовать на нескольких уровнях:

В качестве субъектов социальной политики на федеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, а также органы государственной власти, чья деятельность напрямую связана не только с формированием, но и последующей реализаций социальной политики на территории нашей страны. Как глава государства, Президент страны актуализирует ключевые направления во внутренней и внешней политики, а затем отдает приказы о реализации тех или иных мер. Также стоит отметить, что сегодня социальная политика выступает в качестве очень важной части внутренней политики государства. Отсюда следует вывод о том, сто Президент как раз является субъектом социальной политики.

Для того, чтобы формировать цели социальной политики, а также реализовывать ее на всех уровнях жизни населения, Президент пользуется своим правом и привлекает элиту, к которой относятся представители политической, культурной, научной и спортивной сфер общества. именно они входят в состав совещательных и консультативных органов. Сегодня в нашей стране действует большое количество комиссий и советов, которые работают при аппарате Президента. К комиссиям, которые направлены на социальную помощь и обеспечение, относятся такие, как комиссии по делам ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних. Свои функции активно осуществляют советы по культуре и искусству, научно-просветительской деятельности, развитию физической культуре и спорту в России.

Субъекты государственной социальной политики также отличаются друг от друга ветвями и уровнями государственной власти. Так, уровень власти различает субъекта на федеральном и региональном уровнях. Если говорить о ветвях власти, то здесь субъектами социальной политики являются органы законодательной, исполнительно и судебной властей. На федеральном уровне законодательная власть представляется парламентом – в нашей стране это Федеральный парламент Российской Федерации.

Социальная политика сегодня реализуется государственными органами власти, при этом с учетом потребностей и интересов населения. Правительство обладает рядом полномочий в области социального обеспечения и развития. Оно позволяет обеспечить проведение единой во всех регионах государственной социальной политики, а также реализовать конституционные права и свободы граждан, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Также правительство способствует эффективному развитию социального обеспечения и благотворительности в рамках социальных программ и мероприятий, предусмотренных для отдельных категорий граждан.

Находясь в соглашении с органами исполнительной власти, федеральные органы имеют право передавать местным властям право на осуществление части полномочий в рамках социальной политики, с учетом особенностей развития отдельных регионов. В свою очередь, региональные органы по соглашению с федеральными могут передавать им осуществление части своих полномочий по актуальным социальным вопросам, которые не могут быть разрешены без вмешательства правительства.

Источник

Управление социальной политики

Лекция 3

Государственная социальная политика.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Критериями для оценки степени социальности государства выступают:

1. соблюдение права на свободу человека;

2. гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»;

3. обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

4. адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

5. соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;

6. гарантии социальной ответственности;

7. соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются:

1. экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

2. доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства «за игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;

3. социальная справедливость и социальная солидарность общества; тендерное равенство;

4. участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1. оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2. регулирование доходов населения;

3. демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4. социальная защита;

5. пенсионное обеспечение;

6. социальное обслуживание;

7. социальное страхование;

8. образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука;

10. обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

11. культура; физическая культура, спорт, туризм;

12. экологическая безопасность;

13. защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики.

В основе типизациисоциальной политики лежат типы состояний общественной системы, соответственно выделяют:

1) социальную политику в социально устойчивых обществах;

2) социальную политику в обществах, находящихся в системных кризисах;

3) социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации;

4) социальную политику переходного периода.

Мировой опыт государственного управления фиксирует две моделиреализации социальной политики:

1) сакрально-патерналистская, характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан;

2) либеральная, представленная тремя вариантами –социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.

Социальная политика характеризуется множественностью целей и функций.

Инструментыгосударственной социальной политики – социальное законодательство; система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и нормы).

Методамиразработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование.

Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов. Согласно определению Международной организации труда социальная защита как комплекс мер включает:

1) стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

2) предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования;

3) предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;

4) доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование, медицинская помощь.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя:

обязательное социальное страхование,

систему государственных пособий.

Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство.

Социальная политика

Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому задачами социальной политики являются:

— распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.
— ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,
— обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,
— предоставление медицинских и образовательных услуг,
— расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,
— оздоровление окружающей среды.

Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его посильное участие в этом.

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.

Формы и направления социальной политики.

Общество законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Величина этого минимума неодинакова во времени и для разных стран. Она определяется особенностями данной страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.

Социальная политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

В центре общественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.

Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).

Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Деятельность государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов.

Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения:

— в получении общего и профессионального образования,
— поддержании здоровья,
— в жилье,
— в здоровой окружающей среде,
— транспорте.

Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Регулирование занятости в рамках социальной политики осуществляется посредством политики занятости путем поддержания уровня и структуры занятости, создания условий труда на производстве и рамок его эксплуатации, совершенствования параметров рабочей силы. Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи.

К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ.

К долгосрочным— установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Социальная политика тесно связана с экономической политикой. Их трудно разделить в комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам.

Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни.

Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.

Управление социальной политики

Понятие эффективности в управлении обычно рассматривают применительно к коммерческой деятельности, с точки, зрения которой она определяется соотношением полученных результатов с затратами деятельности. Однако применительно к некоммерческим организациям такой подход не находит своих оснований уже исходя из самой сущности таких организаций, главная особенность которых заключается в том, что их целью не является получение прибыли. Предприятия социальной сферы являются большей своей частью некоммерческими организациями. И даже те из них, которые могут получить прибыль (например, частные больницы, коммерческие вузы) оценивают свою деятельность не по размерам прибыли, а по тому социальному результату, на который в итоге и нацелена их основная деятельность.

Основная проблема, с которой сталкиваются организации социальной сферы – это высокие затраты их деятельности, а также их обоснование. Так как многие из них находятся на бюджетном финансировании, вопрос о выделении средств и расходовании их по целевому назначению становится наиболее остро, особенно в условиях нехватки последних. В последнее время органы государственной власти уделяют особое внимание эффективному расходованию бюджетных средств и поощряют различного рода исследования в области оценки эффективности деятельности социальной сферы как основного объекта бюджетного финансирования.

Эффект представляет собой сложение двух моментов:

1) разницы между результатами и затратами, которая свидетельствует о положительном «сальдо», т. е. пользе, принесенной человеческими усилиями; способности этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества, людей.

2) Эффекта от любого вида деятельности не наблюдается, если вследствие ее нет прироста материальной и духовной продукции, улучшения социальных условий жизни. Также нельзя говорить об эффекте, если прирост имеется, однако он не используется для нужд людей, решения их проблем (валяется где-то на полках, складах или архивах, существует бесцельно и бессмысленно). Эффект от каждого вида деятельности имеет свои особенности оценки, определения. Но можно выделить наиболее типичные виды эффекта, среди которых особо значимыми являются: производственный, экономический и социальный.

Производственный эффект возникает тогда, когда тот или иной управляемый объект призван производить строго определенную продукцию или оказывать такую же четко обозначенную социальную услугу (снабжение водой, электричеством, газом и т. п.). Такой эффект управления, выражаемый в результатах деятельности управляемых объектов, заключается в соотнесении результатов, полученных на выходе продукта (услуги) из стадии производства, и затрат на его изготовление.

Производственный эффект был основой оценки эффективности деятельности в централизованной плановой экономике, при которой предприятиям (организациям) задавали номенклатурно-натуральные показатели, подлежащие обязательному выполнению. Дальнейшая судьба произведенного продукта (качества услуги) мало интересовала производителя и соответствующий орган, который управлял им. В итоге, в экономике наблюдались негативные процессы, такие как дефицит, скрытая инфляция, горы ненужной продукции на полках магазинов. Переход к рыночной экономике призван сломать данную ситуацию, но монополизм многих отраслей социальной сферы не позволяет задействовать саморегулирующие механизмы рынка, главным условием действия которых как раз и является свободная конкуренция.

Социальный эффект показывает актуальность, рациональность и эффективность любого труда, в том числе и затрачиваемого на стадии потребления.
Он основан, как правило, на высоком качестве и современных технико-технологических показателях продукции. В нем наиболее полно воплощаются достижения научно-технической революции. Он возможен лишь вследствие рациональной организации субъектов управления, прежде всего органов государственной власти и местного самоуправления, оптимального функционирования управляемых объектов, правильного согласования их активности с закономерностями, потребностями и интересами общества. Сущность социального эффекта проявляется также в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе не только «снятый» результат осуществленной деятельности, но и источник, и средство для последующего развития, выступать постоянным и прочным звеном в цепи непрерывного воспроизводства общественной жизни.

В управлении социальной сферой, как одного из основных объектов государственного управления, результаты должны оцениваться, главным образом, по социальным эффектам. Здесь сосредоточены все противоречия и соотношения между частной собственностью, рыночной экономикой, предпринимательством, интересами и свободами отдельных людей, с одной стороны, и государством как объединением всех в историческом масштабе времени, с другой.

Реальный уровень исполнения государственных задач, в том числе и в социальной сфере, должен определяться по социальным эффектам, приносящим обществу, людям определенную пользу, развивающим их в материальном и духовном аспектах.

Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения. Увеличение расходов на образование воспринимается властями многих государств как фактор экономического роста, а предпринимателями – как фактор повышения производительности труда.

Концепция человеческого капитала дополняется понятием качество населения. Сам термин заимствован из демографии, где он используется для расширительной оценки репродуктивных характеристик, включая здоровье, но все же с опорой на физическое воспроизводство. В развитие этого подхода П. Л. Капица предложил понимать под качеством населения «целый комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей – их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала и т. п.». Данное понятие применяется и в социологии, в него включается не только мера способностей к производительному труду при достигнутом уровне здоровья и образования населения, но и степень инновативности и социальной мобильности людей.

В социологических исследованиях используется также понятие социальный капитал как мера гражданской активности, социальной мотивации людей и эффективности социальных институтов.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 644 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *