Управленческое образование что это
Управленческое образование: основные тенденции
В течение последних двух лет объёмы деятельности этого заведения – как в Южной Америке, так и в азиатских странах – существенно выросли. Аналогичная тенденция наблюдается и в других известных бизнес-школах. Кроме того, на протяжении последних 12 месяцев увеличилось количество корпоративных университетов. В соответствии с результатами проведённого UNICON исследования, в США насчитывается более 4 тысяч таких учреждений, а в мире – свыше 10 тысяч.
Среди факторов, обусловливающих расширение рынка делового образования, процесс старения рабочей силы. По данным отчёта Pew Research Center, опубликованного в 2011 году, приблизительно 69 миллионов лиц выйдет на пенсию в период до 2029 года. Но за тот самый период ряды работающих пополнятся лишь 40 миллионами новых кадров.
Следовательно, профессиональное обучение и развитие будут становиться всё более важной частью корпоративной стратегии. Соответственно, индустрия бизнес-обучения будет продолжать рост на протяжении следующих 12 месяцев, особенно это касается корпоративных университетов, которые в состоянии адаптировать свои программы к контексту проблем определённой организации.
В то же время, участники опроса UNICON обратили внимание на то, что важную роль в управленческом образовании в дальнейшем отыграют учреждения делового обучения при университетах. Таким образом, хорошо налаженные отношения с академическими учреждениями могут стать существенным плюсом для руководителей направления корпоративного обучения; в частности, для этого они могут пользоваться связями со своими альма-матиер (ведь большинство из этих менеджеров в своё время получили там диплом MBA).
Внешние связи с академическими учреждениями важны ещё и потому, что 92% руководителей корпоративных университетов не имеют специальной подготовки в сфере обучения и развития. Возможно поэтому руководители таких заведений создали собственное сообщество, в рамках которой делятся учебными ресурсами, рассказывают про используемые подходы и проблемы, с которыми сталкиваются; кроме всего прочего, такое общение улучшает для них процесс адаптации полученной информации к специфике отдельных отраслей.
Бизнес-школы как партнёры
Очень часто понятие «мягкие навыки» (soft skills) касается эмоционального интеллекта человека, а также его личностных качеств, которые дополняют базовые бизнес-навыки. В соответствии с некоторыми исследованиями, уровень эмоционального интеллекта повысить почти невозможно, но возможно развить такой его компонент, как навыки межличностного взаимодействия.
Технологии и обучение
Стремительное развитие технологий – ещё один фактор, который обусловливает рост спроса на программы управленческого развития. Использование технологических инструментов делает учебный процесс гибким, позволяя руководителям совмещать обучение с исполнением своих обязанностей.
Более того, компании заведомо ожидают, что учебные курсы, которые они заказывают, будут включать технологический компонент. По словам Скотт Дерю, «сегодня один из главных вызовов для индустрии бизнес-обучения – это вопрос органичного объединения технологий с учебным процессом». Эта мысль подтверждается результатами опроса UNICON: большинство респондентов отметили, что ожидают использования в учебном процессе материалов в электронном формате, геймификации и других средств, ещё недавно считавшихся инструментами будущего.
Если же взять такой привычный инструмент, как видео, то согласно отчёту «Using Video to impact Learning Initiatives», подготовленному Bersin by Delolite в 2013 году, в той или иной мере используют его около 47% опрошенных компаний; но система или хотя бы стандарты применения этого средства есть у менее чем 10% организаций.
Также, как показало исследование, корпоративные университеты эффективнее, чем академические учреждения, инкорпорируют технологии в учебные программы. Однако Скотт Дерю подчёркивает, что качество программ управленческого образования не должно измеряться одним только количеством использованных технологических инструментов, а заданием технологий в первую очередь является обеспечение удобства, гибкости процесса обучения и повышение его результативности.
Управленческое образование: трудный путь становления и развития
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2009, N 12
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В составе университета 22 института и факультета, объединяющие 82 кафедры. Вуз осуществляет образовательную деятельность и реализует обучающие программы в сфере довузовской подготовки и многоуровневые программы высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В университете обучаются 18 747 студентов, магистрантов и аспирантов, в т. ч. по очной форме обучается 9675 человек. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышение квалификации более 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.
Большинство выпускников работает в учреждениях федеральных и муниципальных органов управления, а также в экономических службах, подразделениях системы управления и маркетинга государственных, акционерных, коммерческих, частных предприятий и организаций. Многие из них являются руководителями крупных коллективов, организуют собственный бизнес. Несмотря на значительные объемы подготовки, спрос на выпускников ГУУ превышает ежегодные выпуски.
Исходя из требований рынка труда и мирового опыта в менеджмент-образовании, Государственный университет управления активно расширяет профилизацию подготовки специалистов. В университете можно получить подготовку по 24 специальностям и 36 специализациям высшего образования, 5 направлениям обучения бакалаврского уровня и 2 направлениям магистерского уровня.
Учитывая особую роль и значимость менеджмент-образования для формирования новой экономики России, Государственный университет управления ведет подготовку менеджеров принципиально нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, нацеленных на инновационную деятельность и способных эффективно управлять в условиях рыночной экономики. Основные принципы управленческого образования в университете базируются на традиционно высокой теоретической подготовке будущих специалистов в сочетании с целевой ориентацией на конкретную практическую деятельность. Широкий профиль их подготовки одновременно предусматривает многообразие образовательных программ, специальностей и специализаций, многоуровневую систему обучения.
Сегодня Государственный университет управления имеет не только самый богатый в стране опыт подготовки специалистов в области управления, но и один из самых высоких научно-педагогических потенциалов в этой области образования. На кафедрах вуза работают 1149 профессоров и преподавателей. Среди них более 136 докторов наук и профессоров, 518 кандидатов наук и доцентов, 8 академиков и членов-корреспондентов РАН, 98 действительных членов отраслевых академий, 39 заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшей школы РФ, 51 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 11 лауреатов премии Правительства РФ в области образования. Ученые степени и звания имеют 75% преподавательского состава. За последние 5 лет в университете защищено более 900 докторских и кандидатских диссертаций. Свыше 75% кафедр университета возглавляются докторами наук и профессорами. Широко практикуется привлечение к учебной деятельности практических работников сферы управления, руководителей предприятий и организаций различной форм собственности.
Ориентируясь на потребности работодателей
Одним из основных показателей качества подготовки специалистов в вузе, как это установилось во всем мире, являются востребованность выпускников, их деловая карьера. Этому вопросу в университете уделяется все возрастающее внимание.
Сегодня Государственный университет управления вносит значительный вклад в формирование кадрового потенциала Москвы, Центрального региона и страны в целом. Выпускники университета востребованы различными министерствами и ведомствами РФ, банковскими структурами, промышленными предприятиями, транспортными и строительными организациями, туристическими фирмами и предприятиями городского и гостиничного хозяйства. По отзывам потребителей специалистов, выпускники университета имеют необходимый уровень подготовки, получают хорошие теоретические знания, обладают навыками практической работы и могут самостоятельно решать сложные профессиональные и управленческие задачи.
Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, надлежащее методическое, информационное, техническое и материальное обеспечение учебного процесса, использование новых образовательных технологий в вузе создают необходимые условия для постоянного совершенствования подготовки специалистов.
В официальных рейтингах Министерства образования и науки РФ, которые строятся по группам учебных заведений, университет, как правило, входит в число пяти лучших высших учебных заведений страны экономического и управленческого профиля.
В 2006 г. журнал «Деньги», выпускаемый издательским домом «Коммерсант», опубликовал рейтинг самых востребованных российских вузов. При определении мест в рейтинге в первую очередь учитывалось мнение работодателей, т. е. тех, кто является потребителями «продукции» высших учебных заведений страны. В опросе приняли участие свыше 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний. Государственный университет управления оказался на 4-м месте данного рейтинга, среди указанных в нем 100 вузов России, наряду с такими уважаемыми высшими учебными заведениями страны, как Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова и Финансовая академия при Правительстве РФ.
В процессе реформирования
Этапы становления и развития управления как науки и области профессиональной деятельности, анализ современного состояния университета дают возможность ответить на вопрос: что же изменилось за 30 лет в стране и нашем вузе в подходах к управлению и подготовке управленческих кадров?
Во-первых, три десятка лет назад менеджмент рассматривался исключительно как наука. Преклонение перед научной компонентой менеджмента стало базой формирования и развития соответствующих научных школ. Однако вскоре стало ясно, что без практического применения результативность менеджмента невелика. Безусловно, сегодня, как и 30 лет назад, по-прежнему важно «создание» новых знаний в области менеджмента, но еще более важным становится нахождение путей правильного использования этих знаний. Именно на нахождение такого рода путей и ориентирована современная научная и образовательная система вуза в области менеджмента.
Во-вторых, в прошлые годы при подготовке специалистов в области управления основной упор делался на их специализацию. Сегодня вузы в большей степени ориентируются на межотраслевой характер управления, на подготовку разносторонних менеджеров-специалистов.
Есть основания полагать, что уровневая модель окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на уровневую модель изменится сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. По-новому будет решаться проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста «в никуда», он не получает достаточно сигналов со стороны работодателей о необходимом профессиональном уровне и руководствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны эта проблема сегодня стоит необычайно остро.
В-четвертых, сегодняшним выпускникам предстоит работать в радикально изменившейся деловой среде, в условиях все более нарастающей конкуренции, вследствие глобализации рынков и постоянно растущего уровня сложности управленческих задач. Современная конкурентная среда требует как серьезной инновационной составляющей в менеджменте, так и креативности самого менеджера.
В этой связи инновационная направленность должна стать в вузе стержнем всех форм не только базового, но и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специалистов, т. е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.
Как в новых условиях сформировать необходимые качества у нашего выпускника? Практически мы уже не можем ориентироваться на накопленный практический опыт и воспроизводить его в образовании. Нам нужно видеть ростки будущего и уже в учебном процессе конструировать качества будущих специалистов. В вузе успешно функционирует образовательное пространство, но нам требуется новая образовательная парадигма, построенная на воспитании умения учиться, изучать и учиться самостоятельно, порождая новое знание. В рамках данной парадигмы могут быть реализованы многочисленные индивидуальные образовательные программы, и тем самым созданы условия для непрерывного образования через всю жизнь.
Мировое сообщество сегодня стоит перед новыми вызовами, которые во многом будут определять содержание управленческого образования не только в России, но и за ее пределами. Это и переход к экономике знаний, и всеобщая глобализация, и серьезнейшее обострение экономических и экологических проблем. В этой связи парадигма менеджмента, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, не только устарела, но и нуждается в кардинальном обновлении. Эта задача в равной степени актуальна как для российских, так и зарубежных центров управленческого образования, что дает шанс российскому образованию не догонять западные школы, а искать собственные решения, адекватные требованиям создания в России инновационной экономики.
Высшее управленческое образование дистанционно – возможно, удобно, эффективно
- Опубликовано: 19 августа, 2020 Комментарии: 0 Просмотры: 4096 Анастасия Чернышова Время прочтения:
Что за образование – управленческое? Где пригодится в ближайшие годы, как и где пройти обучение менеджменту дистанционно, что из этого получится?
Что такое менеджмент и для чего он нужен?
Мир – система, состоящая из множества других систем, которые поддерживают друг друга на разных уровнях, обеспечивая удовлетворение потребностей человечества: от гражданских свобод до выбора продуктов в супермаркете.
Необходимость управления организованным сообществом возникла уже в первобытном обществе. Человек на протяжении веков пытался систематизировать все сферы жизни: законодательство, экономику, науку, даже сферы личного опыта и чувств. К 21 веку это удалось. Для существования цивилизации задача управления – необходимость, обеспечивающая ее существование.
Благодаря технологиям, работа и обучение менеджменту возможны дистанционно, эпоха интернета меняет привычные схемы. Сегодня удаленно научат менеджера обеспечивать бесперебойную работу и улучшить существующие алгоритмы настолько, насколько это возможно. Не каждый с управленческим образованием сможет составить конкуренцию Генри Форду или Биллу Аллену, но каждый точно получит классическую и современную теорию управления и отработает все методы на проектах. А дальше – все в руках выпускника.
Востребованность на рынке труда
«Хотите услышать язык денег? Я влюбился в этот мир сразу же…это было как укол адреналина прямо в мозг» говорит Джордан Белфорт в фильме «Волк с Уолл-стрит».
Менеджмент – пропуск в мир больших денег. Зарплаты самых высокостоящих российских топ-менеджеров судя по аналитике Форбс составляют примерно 4-13 миллионов долларов в год.
Что касается среднего звена – все напрямую зависит от личных качеств и умения использовать полученные знания. Можно зарабатывать 40 тысяч российских рублей в месяц, можно 150. Заработок зависит от сферы занятости, региона, личных и профессиональных качеств, удачи где-то. «Средняя температура по больнице» в российских рублях в месяц по отраслям такова (по данным hrmonitor):
Самыми массовыми и востребованными на рынке труда остаются два направления менеджмента: специалисты по продажам, специалисты по работе с клиентами. По данным портала профпроф.ру, в 2019 году было опубликовано около 300 тысяч вакансий, из них продажники – 5 884, по работе с клиентами – 3 915.
Направления, набирающие популярность: обучение смм-менеджменту, спортивный, проектный, производственный менеджмент. Если человек не ставит себе целью не перекладывание бумажек в офисе, а карьерный рост, то необходима профессиональная подготовка. Образование – фундамент, понимание работы различных структур, их взаимосвязь на разных уровнях, использование методов для эффективного управления.
Почему нужно учиться менеджменту?
Менеджмент – наука, изучающая социальные организации, включает блок академических дисциплин, имеет несколько школ, различных научных подходов. Помимо классического менеджмента, в вузах изучают порядка 20 дополнительных дисциплин, содержащих в названии «менеджмент», плюс профильные и общеобразовательные предметы, обязательные для первой или второй ступени высшего образования. Человек, занимающийся управлением, должен обладать всесторонним развитием, пониманием социологических и политических процессов. Список некоторых дисциплин, которые есть в программе любого управленческого курса:
Крепкий фундамент из знаний необходим для успешной карьеры. Если посмотреть на зарубежный опыт, навыки необходимые в менеджменте осваиваются уже в школьном возрасте, например, создание презентаций, риторика. Новый тренд – обучение менеджменту онлайн.
Вуз дает универсальные и обширные знания и навыки необходимые в работе. Представим: нашлась работа младшим ассистентом в крупной компании. Вы приходите с нуля. Самый вероятный сценарий: освоить минимальный набор необходимых навыков в течение года. Будет ли этого достаточно для продвижения по карьерной лестнице? Не факт. Диплом о высшем образовании – первое, что потребует работодатель. Почему? Диплом подтверждает умение и желание учиться, запоминать большие объемы информации и умение правильно ее применять. Возможно, вы годитесь для небольшого объема задач, но сможете ли лучше? Ничего это не подтверждает.
Диплом – это первая ступень на пути к успеху. Обучение менеджменту и управлению дает большие возможности для трудоустройства и эффективные навыки для работы.
Дистанционное обучение управлению
Удаленно можно получить диплом Московского вуза. Столичное образование котируется работодателями, считается качественным. Главное для абитуриента – для этого не нужно приезжать в столицу России и можно совмещать с работой, не нарушать устоявшегося ритма жизни даже на время сессии. Дистанционное обучение менеджменту в Москве – многолетняя практика столичных университетов: аккредитованные программы, электронные платформы, материалы.
Высшее образование в области менеджмента позволяет получить навыки эффективной коммуникации, научиться правильно измерять и анализировать результаты работы, стратегически мыслить и рационально расходовать ресурсы, генерировать новые идеи. Набор универсальных умений, применимых в любой области.
Важный навык управленца – уметь правильно распоряжаться временем, а выбирая дистанционный формат занятий, вы автоматически тренируете навыки планирования и управления временем. Бояться удаленного формата не стоит: настоящие управленцы не только учатся, но и умеют эффективно работать в удаленном доступе.
Какие вузы занимаются дистанционным обучением менеджменту и управлению?
Примерный список проверенных Московских высших учебных заведений и стоимость обучения менеджменту онлайн:
Как поступить?
Подача документов на обучение менеджменту происходит дистанционно. Высылаются сканы необходимых документов, возможно проведение внутренних испытаний (в случаях второго высшего или поступления из колледжей), заключение договора, оплата услуг и приказ о зачислении. Процедуры не требуют личного присутствия.
Как происходит процесс обучения?
Благодаря интернет-платформам, обучение менеджменту в ВУЗах происходит в онлайн- формате: вебинары, записи лекций, доступ к электронным библиотекам, студенческие чаты. Такой формат позволяет планировать время, совмещать учёбу с работой и в разы дешевле очной формы обучения.
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
Начинаем учебный год-2020 с новыми специальностями: IT, бизнес-информатика, коммерция
Экстренный переход к дистанционному образованию в российских университетах весной 2020 года
Второе высшее образование в области управления
Интенсивное развитие научно-технического прогресса, внедрение новшеств и преобразований в политическую и экономическую сферу, способствовали появлению потребности в квалифицированных кадрах в области управления. Специалисты в области управления организацией и антикризисного управления востребованы практически во всех организациях.
Обучение управленческим специальностям проходит, как в специализированных экономических вузах, так и в бизнес школах, академиях. Если вы получаете первое высшее образование данной направленности, то период обучения займет 4-5 лет. Второе высшее управленческое образование можно получить в течение 3-х лет.
Преимущества и особенности образования в сфере управления
Современные управленческие программы ориентированы на:
Второе высшее образование в области менеджмента можно получить по следующим специальностям:
Ведущими образовательными учреждениями в области предоставления второго высшего управленческого образования являются: МГУ, РЭУ, ФА (Финансовая академия), Институт бизнеса и дизайна, Академия права и управления, МАБиУ, МГИМО.
Основные преимущества управленческого образования заключаются в возможности профессионального роста; получении более высокооплачиваемой должности; возможности реализовать творческий потенциал; расширении кругозора и способности реализации навыков руководства в других жизненно важных областях. Например, в частной предпринимательской деятельности, во время проведения сетевых и бизнес тренингов, в организации общественной деятельности.
Управленческое образование: трудный путь становления и развития
ТРУДНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В составе университета 22 института и факультета, объединяющие 82 кафедры.
Вуз осуществляет образовательную деятельность и реализует обучающие программы в сфере довузовской подготовки и многоуровневые программы высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В университете обучаются 18 747 студентов, магистрантов и аспирантов, в т.ч. по очной форме обучается 9675 человек. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышение квалификации более 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.
Большинство выпускников работает в учреждениях федеральных и муниципальных органов управления, а также в экономических службах, подразделениях системы управления и маркетинга государственных, акционерных, коммерческих, частных предприятий и организаций. Многие из них являются руководителями крупных коллективов, организуют собственный бизнес. Несмотря на значительные объемы подготовки, спрос на выпускников ГУУ превышает ежегодные выпуски.
Исходя из требований рынка труда и мирового опыта в менеджмент-образовании, Государственный университет управления активно расширяет профилизацию подготовки специалистов. В университете можно получить подготовку по 24 специальностям и 36 специализациям высшего образования, 5 направлениям обучения бакалаврского уровня и 2 направлениям магистерского уровня.
Учитывая особую роль и значимость менеджмент-образования для формирования новой экономики России, Государственный университет управления ведет подготовку менеджеров принципиально нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, нацеленных на инновационную деятельность и способных эффективно управлять в условиях рыночной экономики. Основные принципы управленческого образования в университете базируются на традиционно высокой теоретической подготовке будущих специалистов в сочетании с целевой ориентацией на конкретную практическую деятельность. Широкий профиль их подготовки одновременно предусматривает многообразие образовательных программ, специальностей и специализаций, многоуровневую систему обучения.
Сегодня Государственный университет управления имеет не только самый богатый в стране опыт подготовки специалистов в области управления, но и один из самых высоких научно-педагогических потенциалов в этой области образования. На кафедрах вуза работают 1149 профессоров и преподавателей. Среди них более 136 докторов наук и профессоров, 518 кандидатов наук и доцентов, 8 академиков и членов-корреспондентов РАН, 98 действительных членов отраслевых академий, 39 заслуженных деятелей науки и заслуженных работников высшей школы РФ, 51 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 11 лауреатов премии Правительства РФ в области образования. Ученые степени и звания имеют 75% преподавательского состава. За последние 5 лет в университете защищено более 900 докторских и кандидатских диссертаций. Свыше 75% кафедр университета возглавляются докторами наук и профессорами. Широко практикуется привлечение к учебной деятельности практических работников сферы управления, руководителей предприятий и организаций различной форм собственности.
Сегодня ГУУ ориентирован на предоставление образовательных услуг с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения. В университете не только постоянно повышаются требования к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований, но и обеспечивается соответствие перспективным потребностям рынка образовательных услуг, научных исследований и консалтинга.
Одним из основных показателей качества подготовки специалистов в вузе, как это установилось во всем мире, являются востребованность выпускников, их деловая карьера. Этому вопросу в университете уделяется все возрастающее внимание.
Сегодня Государственный университет управления вносит значительный вклад в формирование кадрового потенциала Москвы, Центрального региона и страны в целом. Выпускники университета востребованы различными министерствами и ведомствами РФ, банковскими структурами, промышленными предприятиями, транспортными и строительными организациями, туристическими фирмами и предприятиями городского и гостиничного хозяйства. По отзывам потребителей специалистов, выпускники университета имеют необходимый уровень подготовки, получают хорошие теоретические знания, обладают навыками практической работы и могут самостоятельно решать сложные профессиональные и управленческие задачи.
Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, надлежащее методическое, информационное, техническое и материальное обеспечение учебного процесса, использование новых образовательных технологий в вузе создают необходимые условия для постоянного совершенствования подготовки специалистов.
В официальных рейтингах Министерства образования и науки РФ, которые строятся по группам учебных заведений, университет, как правило, входит в число пяти лучших высших учебных заведений страны экономического и управленческого профиля.
В 2006 г. журнал “Деньги“, выпускаемый издательским домом “Коммерсант“, опубликовал рейтинг самых востребованных российских вузов.
При определении мест в рейтинге в первую очередь учитывалось мнение работодателей, т.е. тех, кто является потребителями “продукции“ высших учебных заведений страны. В опросе приняли участие свыше 100 крупнейших по уровню капитализации российских компаний. Государственный университет управления оказался на 4-м месте данного рейтинга, среди указанных в нем 100 вузов России, наряду с такими уважаемыми высшими учебными заведениями страны, как Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова и Финансовая академия при Правительстве РФ.
В процессе реформирования
Этапы становления и развития управления как науки и области профессиональной деятельности, анализ современного состояния университета дают возможность ответить на вопрос: что же изменилось за 30 лет в стране и нашем вузе в подходах к управлению и подготовке управленческих кадров?
Во-первых, три десятка лет назад менеджмент рассматривался исключительно как наука. Преклонение перед научной компонентой менеджмента стало базой формирования и развития соответствующих научных школ. Однако вскоре стало ясно, что без практического применения результативность менеджмента невелика. Безусловно, сегодня, как и 30 лет назад, по-прежнему важно “создание“ новых знаний в области менеджмента, но еще более важным становится нахождение путей правильного использования этих знаний. Именно на нахождение такого рода путей и ориентирована современная научная и образовательная система вуза в области менеджмента.
Во-вторых, в прошлые годы при подготовке специалистов в области управления основной упор делался на их специализацию. Сегодня вузы в большей степени ориентируются на межотраслевой характер управления, на подготовку разносторонних менеджеров-специалистов.
В рамках данной модели
Есть основания полагать, что уровневая модель окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на уровневую модель изменится сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. По-новому будет решаться проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста “в никуда“, он не получает достаточно сигналов со стороны работодателей о необходимом профессиональном уровне и руководствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны эта проблема сегодня стоит необычайно остро.
В-четвертых, сегодняшним выпускникам предстоит работать в радикально изменившейся деловой среде, в условиях все более нарастающей конкуренции, вследствие глобализации рынков и постоянно растущего уровня сложности управленческих задач. Современная конкурентная среда требует как серьезной инновационной составляющей в менеджменте, так и креативности самого менеджера.
В этой связи инновационная направленность должна стать в вузе стержнем всех форм не только базового, но и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специалистов, т.е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.
Как в новых условиях сформировать необходимые качества у нашего выпускника? Практически мы уже не можем ориентироваться на накопленный практический опыт и воспроизводить его в образовании. Нам нужно видеть ростки будущего и уже в учебном процессе конструировать качества
будущих специалистов. В вузе успешно функционирует образовательное пространство, но нам требуется новая образовательная парадигма, построенная на воспитании умения учиться, изучать и учиться самостоятельно, порождая новое знание. В рамках данной парадигмы могут быть реализованы многочисленные индивидуальные образовательные программы, и тем самым созданы условия для непрерывного образования через всю жизнь.
Мировое сообщество сегодня стоит перед новыми вызовами, которые во многом будут определять содержание управленческого образования не только в России, но и за ее пределами. Это и переход к экономике знаний, и всеобщая глобализация, и серьезнейшее обострение экономических и экологических проблем. В этой связи парадигма менеджмента, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, не только устарела, но и нуждается в кардинальном обновлении. Эта задача в равной степени актуальна как для российских, так и зарубежных центров управленческого образования, что дает шанс российскому образованию не догонять западные школы, а искать собственные решения, адекватные требованиям создания в России инновационной экономики.