какое военное звание было у чкалова

Биография Валерия Чкалова

какое военное звание было у чкалова

Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика.

После окончания сельской школы учился в ремесленном училище в городе Череповце. В 1918-1919 годах работал молотобойцем, кочегаром.

Осенью 1919 года добровольно вступил в Красную армию, был слесарем по ремонту и сборке самолётов Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов получил путевку в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил (ВВС). В 1922 году, после ее окончания, был переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, а затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

Как один из лучших курсантов Чкалов был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года в качестве военного летчика-истребителя Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова.

За неуставные полеты Чкалов неоднократно получал дисциплинарные взыскания. В ноябре 1925 года он был демобилизован и осужден на 6 месяцев за «поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии»; в 1926 году восстановлен в армии и направлен в ту же часть, которая в то время базировалась в Гатчине.

В 1927 году Чкалов был делегирован в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова.

В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду. В 1928 году, перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. Был осужден на 1 год, но через 16 суток освобожден постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР и уволен из армии в запас.

В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и работал летчиком-инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее — ОСОАВИАХИМ), возглавив школу планеристов.

В ноябре 1930 года он был восстановлен в ВВС и зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведен на аэродром в районе города Щелково Московской области. Перебазирование превратилось в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин (по три в ряду) самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

В январе 1933 года Чкалов был назначен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Чкалов испытывал самолеты-истребители авиаконструктора Николая Поликарпова — истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16, составивших основу истребительной авиации ВВС СССР в конце 1930-х годов.

За время работы Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».

20-22 июля 1936 года самолет АНТ-25 авиаконструктора Андрея Туполева (командир — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и город Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов) протяженностью 9 374 километра (продолжительность полёта — 56 часов 20 минут).

24 июля 1936 года всем участникам перелета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Источник

Два крыла по плечам: как воздушный хулиган стал «сталинским соколом»

какое военное звание было у чкалова

Гениальный пилот, авантюрист и хулиган, депутат Верховного совета, любимец всей страны. За недолгую карьеру в ВВС он успел заработать два тюремных срока и был изгнан на гражданку, но вскоре вернулся, получил звание комбрига и стал Героем СССР. Он был кумиром молодежи, символом страны, его именем был назван родной город. 2 февраля, в день 115-й годовщины со дня рождения Валерия Чкалова, «Известия» вспоминают о легендарном авиаторе.

Порой трудно понять, где в жизнеописании Чкалова заканчивается правда и начинается вымысел. Слухи о его воздушных выкрутасах расползались по стране, еще когда Чкалов был рядовым военным пилотом, они даже дошли до Кремля. И пока он сидел за решеткой, сарафанное радио множило их в самых причудливых подробностях. А когда его имя узнала вся страна, за дело взялись советские пропагандисты, чувствовавшие, что народ требует новых героев и Чкалов идеально на эту роль подходит.

какое военное звание было у чкалова

Но все-таки главным творцом мифов стал Михаил Калатозов — создатель фильма «Валерий Чкалов», который вышел через два года после гибели летчика, в 1941-м. Многие сцены из картины стали хрестоматийными, и мало кто догадывался, что это — лишь художественный вымысел автора. А после смерти вождя народов фильм подретушировали и вырезали неудобные сцены, снова перекроив историческую правду в угоду сиюминутным интересам. Так миф о Чкалове стал отдельной, параллельной реальностью, которая в основных моментах вроде бы похожа на судьбу его героя, но не совсем.

Путь в небо

Чкалов родился 2 февраля 1904 года в приволжском селе Василёве, в пролетарской и многодетной, но достаточно обеспеченной семье. Его дед был бурлаком, отец же стал механиком-котельщиком в казенных мастерских — ремонтировал судовые двигатели. Дело было интересное и прибыльное. Когда Валере было всего шесть лет, умерла его мама Арина Ивановна. Младшего воспитывали всем миром, а вскоре в доме появилась мачеха Наталья Георгиевна, которую Волька обожал и называл мамой. Мальчик все время проводил со старшими братьями Николаем и Леонидом, тянулся за ними, потому рос не по годам крепким и отчаянным. По воспоминаниям его старшей сестры Анны, в восемь лет он переплывал Волгу и подныривал под плотами сплавляемого леса.

какое военное звание было у чкалова

какое военное звание было у чкалова

В 1916-м Валерий закончил Василёвскую начальную школу, после чего отец отправил его на учебу в Череповецкое техническое училище. Но после революции в стране стало не до учебы, и юноше после второго курса пришлось вернуться. Он пошел работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на пароход «Баян». Тогда-то, по его словам, он впервые увидел пролетающий самолет и навсегда влюбился в авиацию. Случайно оказалось, что сосед Чкаловых Владимир Фролищев работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, и по его протекции Валерия устроили слесарем-сборщиком самолетов в 4-й Канавинский авиапарк. Поскольку учреждение было военное, Валерий добровольцем поступил в Красную армию. Ему было всего пятнадцать, но возраст он скрыл.

В 1921 Чкалов попадает в летное училище — снова благодаря уже упомянутому соседу. В авиапарк пришел вызов из Егорьевской школы летчиков, и ехать должен был Фролищев, но он был занят сватовством к Софье Чкаловой — сестре Валерия. Покидать невесту Владимир не захотел и отправил вместо себя будущего родственника, мечтавшего о небе. Так юный механик оказался под Москвой, в старейшей российской авиашколе.

какое военное звание было у чкалова

Валерий Чкалов со своей матерью. 1938 год

Чкалов родился летчиком. Он был создан для неба, инстинктивно понимал машину и наслаждался пилотированием. После выпуска его рекомендовали в ВВС, и он отправился сначала в Борисоглебскую военную авиационную школу, затем в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа, где обучали летчиков-истребителей, а потом и в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Таковы были правила подготовки пилотов тех лет. В июне 1924 года младший военлет Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова.

Воздушный хулиган

Мастеровой из волжской глубинки превратился в летчика-истребителя элитной части, расквартированной в недавней столице империи. Двадцатилетний Чкалов пребывал в состоянии эйфории и творил совершенно немыслимые вещи: взлетал поперек аэродрома, летал на сверхнизких высотах и вниз головой, выделывал фигуры высшего пилотажа прямо над городом. Его захватила «взрослая» жизнь, и зачастую он позволял себе являться на службу и даже взлетать нетрезвым. Однажды он облетел вокруг Исаакиевского собора, в другой раз на спор совершил то ли 150, то ли 200 мертвых петель подряд — источники называют разные цифры. С одной стороны, его ценили за незаурядный талант, с другой — терпеть его выходки и постоянные нарушения дисциплины не смогло бы самое снисходительное начальство.

какое военное звание было у чкалова

Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Дальний Восток. Ленинград, 20 июля 1936 года

Молодой летчик буквально не вылезал с гауптвахты, но это не помогало. В итоге всего через год Чкалов влип по-настоящему: будучи пьян, он при всем честном народе ударил по лицу старшего по званию, собравшегося отстранить его от полетов. Впоследствии это пытались объяснить личной неприязнью и придирками командира отряда к молодому летчику, одолевшему его в воздушном бою. В ноябре 1925 года трибунал осудил Чкалова на год заключения, правда, через четыре с половиной месяца его отпустили и вернули в часть.

Но Чкалов не изменился. Не помогли ни женитьба в 1927 году, ни рождение сына. Чкалов оставался тем же воздушным хулиганом и злостным нарушителем дисциплины и в то же время лучшим летчиком подразделения. В 1927 году к нему пришла первая слава, пока в достаточно узких кругах — Чкалова отправили в столицу на воздушный парад в честь десятилетия революции, где он должен был продемонстрировать фигуры высшего пилотажа.

какое военное звание было у чкалова

Валерий Чкалов выступает на спортивном празднике в Сокольниках. 5 сентября 1935 года

Здесь он проявил себя во всем блеске — его не ограничивали в программе, и летчик не только выдал весь привычный набор фигур, но и добавил несколько лично изобретенных эксклюзивных номеров. Есть фото, где счастливый Чкалов стоит рядом с Семеном Буденным, Климентом Ворошиловым и начальником ВВС Яковом Алкснисом после этого парада. В тот день он написал жене: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».

какое военное звание было у чкалова

В 1928 году Чкалова перевели в Брянск. Буквально за несколько месяцев он разбил два самолета — однажды неудачно приземлился в овраг, другой раз пытался пролететь под проводами и зацепил их. В обоих случаях налицо было вопиющее нарушение летного задания. Снова трибунал, снова год военной тюрьмы и окончательный вердикт: после истечения срока заключения увольнение из армии. Так в 25 лет будущий народный герой фактически оказался у разбитого корыта.

Три года славы

По воспоминаниям супруги, в этот момент он действительно едва не завязал с полетами. Собирался поступать в институт, искать иные пути в жизни. Но небо не отпускало. В итоге Чкалов устроился инструктором в ОСОАВИАХИМ, где вел кружок планеристов — «раньше летал, теперь долетываю», говорил он друзьям.

Страна грезила авиацией. Был брошен клич «Комсомолец, на самолет!», и тысячи молодых людей пошли учиться летному делу и прыгать с парашютом. Авиаконструкторы и пилоты становились героями, а один из лучших летчиков СССР тянул бесславную лямку. Но о Чкалове не забыли. «Мудрые и чуткие» старшие товарищи (прежде всего Алкснис и Ворошилов) нашли «разбойнику» работу, которая полностью соответствовала его характеру — Чкалов стал испытывать самолеты. В конце 1930 года его восстановили в армии, вернули звание и зачислили в штат НИИ ВВС РККА.

какое военное звание было у чкалова

Иосиф Сталин и Лазарь Каганович (на фото слева) во время встречи советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова (в центре) на Щелковском аэродроме. 10 августа 1936 года

какое военное звание было у чкалова

Здесь отчаянная смелость, природный летный талант и удивительное чувство машины Чкалова пришлись как раз кстати. Ради этой работы Чкалов перебрался в Москву, сначала квартировал у товарища, потом ему выделили номер в гостинице. Только после этого семья вслед за ним смогла переехать в столицу.

Важной вехой в жизни Чкалова стала встреча с авиаконструктором Николаем Поликарповым. Незадолго перед этим Поликарпова без суда приговорили к смертной казни «участии в контрреволюционной вредительской организации», но, поскольку стране нужны были самолеты, приговор не привели в исполнение и отправили Николая Николаевича на работу в одну из первых «шарашек», ЦКБ-39. Впрочем, там ему снова вынесли приговор (на сей раз Коллегией ОГПУ): 10 лет лагерей за «шпионаж и подрыв промышленности»; однако уже в июне 1931 года, спустя два с половиной месяца, наказание было заменено на условное. Создатель лучших в стране истребителей и выдающийся пилот буквально нашли друг друга.

какое военное звание было у чкалова

Самолет АНТ-25, на котором в 1937 году Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку

какое военное звание было у чкалова

Чкалов участвовал в создании и доводке машин Поликарпова И-5, И-11, И-15 и И-16, демонстрировал их перед руководителями страны. В мае 1935 года после представления моноплана И-16 Поликарпов (к тому времени уже амнистированный; приговор был отменен лишь в 1956 году, спустя 12 лет после смерти конструктора) и Чкалов были награждены орденами Ленина, а пилоту Серго Орджоникидзе еще и легковой автомобиль подарил. Тогда же состоялась первая личная встреча летчика со Сталиным. Однако это было лишь предвестие настоящей славы. Пока Чкалов был «одним из», в одном строю с ним стояли другие летчики «красной пятерки» — первой пилотажной группы в СССР, не говоря уже о знаменитых на всю страну героях-челюскинцах.

В том же году осенью товарищ Чкалова по испытательскому отделу института ВВС Георгий Байдуков предложил ему принять участие в рекордном беспосадочном перелете в Америку на самолете АНТ-25. В августе Георгий Филиппович уже участвовал в попытке аналогичного перелета в экипаже Сизигмунда Леваневского, но тогда широко разрекламированный рекорд (даже марку успели выпустить!) не состоялся из-за поломки самолета. Леваневского перевели на другой проект, а пилот Байдуков и штурман Беляков искали себе в компанию первого пилота. Чкалов долго отказывался, поскольку это дело совершенно не вязалось с его любовью к авиационным трюкам и высшему пилотажу, но Байдуков его уговорил.

какое военное звание было у чкалова

Советские летчики Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, совершившие беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – США, фотографируются в Ванкувере. 20 июня 1937 года

какое военное звание было у чкалова

Руководство страны проявило осторожность и для начала новому экипажу предложили совершить перелет Москва–Камчатка. Рекордные 9374 км летчики покрыли за 56 часов, и Чкалов посадил самолет на песчаной отмели острова Удд, ныне носящего его имя. Уже на земле на борту машины были написаны слова «Сталинский маршрут», которые вошли в историю и попали на все первые полосы газет. Естественно, вместе с героями-летчиками. Так летом 1936 года Чкалов и его товарищи стали знаменитыми. На Щелковском аэродроме, куда вернулся героический экипаж, их встречал лично Иосиф Сталин. После этого был торжественный проезд в кабриолетах по заполненным людьми улицам Москвы. Машины осыпали цветами, Чкалов и его товарищи стали народными героями.

«Сталинскому соколу» сразу начали «выправлять» биографию. Буквально через несколько дней после возвращения в «Правде» вышла первая статья самого Чкалова, где его былые художества предстали совершенно в ином виде: мол, он стремился готовиться к реальным воздушным боям, а это невозможно без смелых экспериментов и выхода за ограничения устаревших инструкций. Чкалов стал борцом с рутиной и формализмом, его фокусы подавались как новаторство, проявление патриотизма и истинного народного геройства, а на тех, кто осуждал воздушное хулиганство, стали смотреть с подозрением — уж не вредители ли они?

В следующем 1937 году экипаж в том же составе получил разрешение на перелет в Америку через Северный полюс. Риск был огромным, ведь любая поломка одномоторной машины неизбежно закончилась бы гибелью пилотов. К счастью, все прошло штатно. 8504 км до Ванкувера были преодолены за 63 часа, самолет не сбился с курса, ему удалось избежать обледенения и прочих напастей. Летчики стали героями мирового масштаба, символами мужества и послами нового социалистического строя.

Народный герой

какое военное звание было у чкалова

По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Хотя командир корабля не был инициатором рекордных перелетов, он выделялся из этой тройки. Чкалов располагал к себе внутренней силой, харизматичностью, широкой открытой улыбкой. А еще он умел находить нужные слова, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике. Он удачно вписался в роль народного героя. Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все. И было уже не важно, происходило ли это на самом деле или нет.

Родной поселок Василёво был переименован в Чкаловск, Валерий Павлович был избран депутатом Верховного совета СССР, получил звание комбрига, хотя никакой авиационной бригадой он не командовал, а по-прежнему испытывал истребители Поликарпова. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Однажды на приеме в Кремле Сталин провозгласил тост за здоровье Чкалова. Уже изрядно расхрабрившийся летчик встал и заявил, что пить за него не стоит, а нужно выпить за здоровье великого вождя. После этого сам налил два полных фужера и предложил Сталину выпить на брудершафт. Опешивший отец народов не нашелся, что ответить, и угодил в объятия Чкалова. Говорят, тогда летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты».

какое военное звание было у чкалова

Валерий Чкалов с женой и сыном в автомобиле на площади Белорусского вокзала после завершения беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – США

какое военное звание было у чкалова

Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года. В декабре 1938-го он разбился, испытывая новую машину И-180. По поводу смерти летчика написано и сказано много, выдвигались разные версии — от несчастного случая до преднамеренного убийства по приказу высшего руководства страны. Работали три авторитетные комиссии, несколько человек провели долгие годы за решеткой, потом их оправдали и реабилитировали. Вопрос по сей день остается открытым.

Очевидно, что самолет был сырой, но ведь опытная модель только вышла на летные испытания. Война в Испании показала, что наши И-16 уступают новейшим немецким «Мессершмиттам» Bf-109Е — у наших скорость было до 450 км/ч, а немец разгонялся почти до 600. Срочно нужна была новая скоростная машина, и И-180 потенциально был именно таким самолетом. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель Поликарпова, очевидно и то, что он проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Если бы он так и сделал, всё было бы нормально, но Чкалов пошел на второй круг, по более широкой траектории.

Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

какое военное звание было у чкалова

Валерий Чкалов показывает на карте маршрут своего перелета из Москвы в Ванкувер морякам с крейсера «Марат» и рабочим с московской кондитерской фабрики имени Марата

Источник

какое военное звание было у чкалова

15 декабря 1938 года во время испытательного полёта погиб Валерий Чкалов. Он был самым популярным лётчиком Союза, а после его гибели был создан настоящий культ пилота. Наряду с поистине выдающимися качествами пилота Чкалов демонстрировал и значительную недисциплинированность. Если посчитать всё время, что он провёл на гауптвахтах, счёт пойдёт на месяцы. Но всё равно Чкалова обожали за его непревзойдённое мастерство и лихость. Лайф вспомнил, каким на самом деле был кумир поколения 30-х.

Валерий Чкалов родился в 1904 году в одном из сёл Нижегородской губернии. Ныне это уже город, который носит имя своего самого знаменитого уроженца. Чкалов родился в простой семье, но его отец был достаточно хватким и сметливым, благодаря чему семья жила весьма неплохо. Благодаря своей профессии котельщика, он весьма неплохо зарабатывал, ремонтируя суда нижегородских купцов. А позднее даже выкупил у одного из них списанный речной буксир, отреставрировал его и стал судовладельцем.

Отец стремился дать всем детям образование. Все старшие братья и сёстры Валерия учились в разных городах, один из братьев даже окончил столичный институт. Дал бы его и Валерию, но тут вмешалась революция. В 1916 году 12-летний Валерий, отучившийся в сельской школе, приехал в Череповец для учёбы в местном техническом училище. Но вскоре произошла революция и учёбу пришлось прекратить из-за развала училища. К тому же у отца отобрали буксир, как у «буржуя».

Чкалов вернулся на родину, где некоторое время работал помощником молотобойца и кочегаром на пароходе. Классическая легенда гласит, что однажды Чкалов увидел полёт самолёта и загорелся целью во что бы то ни стало стать пилотом. Точных подтверждений эта легенда не имеет. Зато известно, что их сельский сосед и по совместительству жених одной из сестёр Чкалова работал авиамехаником в авиационном парке. И взял юного Валерия с собой, устроив толкового и физически сильного парня учеником слесаря — сборщика самолётов.

В годы Гражданской войны авиация не входила в число приоритетных интересов большевиков, поскольку исход войны решался на земле. Но после войны началось создание воздушного флота практически с нуля. В авиапарк пришла разнарядка из центра — отправить несколько самых толковых сотрудников для обучения на пилотов. 17-летний Чкалов упросил начальство отправить его.

Так началась его учёба. Сначала в Егорьевской школе, где будущих пилотов даже не учили летать, а только преподавали им азы теории. Потом в Борисоглебской школе и Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа. После неё Чкалов был направлен в Серпуховскую школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (пилоты тогда были универсалами и одновременно учились управлять и бомбардировщиками, и истребителями).

В 1924 году Чкалов был зачислен в ряды РККА. Службу он начал в Ленинградской эскадрилье. И очень скоро лётчик стал своеобразной местной достопримечательностью. В умении управлять самолётом ему не было равных. Самолёты Красной армии были старые, зачастую исчерпавшие свой ресурс, но Чкалов умудрялся выжимать из них максимум и постоянно лихачил, выделывая сложные фигуры высшего пилотажа.

Поскольку состояние самолётов зачастую не позволяло этого делать, а каждый советский пилот был на особом счету, каждая выходка Чкалова, помимо восторга от его мастерства, вызывала ещё и закономерное недовольство начальства. Особенно после того, как он так усердно опробовал новенький самолёт, едва прибывший из-за границы, что его сразу же пришлось подвергнуть серьёзному ремонту.

Сначала его пытались увещевать на словах. Поняв, что это не работает, стали применять к нему дисциплинарные методы воздействия. Чкалов едва ли не прописался на гауптвахте, но всё равно не мог удержаться от лихачества и пируэтов, садясь за штурвал самолёта. Возможно, командиры части и закрывали бы глаза на проделки пилота, но недовольство раздолбайством юного лётчика стали высказывать политические органы армии. Непосредственный командир Чкалова Шелухин свидетельствовал: «Моё внимание обратил на него и начальник спецвойск, и заместитель по политчасти, которые требовали от меня либо коренным образом переделать психологию Чкалова путём тщательного воспитания, либо отдать под суд и уволить его из армии. Мне было сказано, что Чкалов — хороший лётчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Мне сказали, что он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей».

Однако попытки воздействовать на Чкалова гауптвахтой ни к чему не приводили. В конце концов одно из очередных его нарушений дисциплины (правда, не в воздухе, а на земле) привело к тому, что 21-летний пилот оказался под трибуналом.

После отбытия очередной длительной гауптвахты Чкалов как следует отметил своё освобождение алкоголем, после чего явился на аэродром для участия в полётах. Его состояние было замечено, и Чкалова отстранили от полётов. Однако он так разошёлся, что наотрез отказывался признавать своё отстранение, порывался сесть в самолёт, громко бранился. А когда его отвезли в город, размахивал руками, кричал и всячески привлекал к инциденту внимание прохожих. За недостойную выходку Чкалова отдали под трибунал, который учёл как его хорошие характеристики (отличный и смелый пилот), так и отрицательные (постоянный обитатель гауптвахты), и приговорил к году заключения. Однако, учитывая молодость и первую судимость, срок сократили до шести месяцев. Кроме того, Чкалов был исключён из рядов армии.

В заключении он провёл три месяца, после чего был досрочно освобождён и вскоре восстановлен в армии. За него ходатайствовали знакомые, не желавшие терять талантливого пилота и надеявшиеся обуздать его темперамент.

Чкалову не было равных в своей части в мастерстве управления. Но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал про всё на свете, что порой приводило к серьёзным неприятностям. Так, во время одного из учебных боёв Чкалов настолько увлёкся, что уронил самолёт своего товарища. И тем не менее в части его хотя и ругали, но ценили. Он был единственным, кто умел делать петлю Иммельмана на неприспособленных для этого самолётах, у остальных пилотов этого не получалось.

Поэтому неудивительно, что Чкалову, несмотря на его частые воздушные хулиганства, доверили ответственнейшее дело — участвовать в параде ВВС на 10-летии годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство.

Сделав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов сорвал овации зрителей, а сам Ворошилов распорядился выписать лётчику денежную премию за высочайшее мастерство. Чкалов вернулся в часть знаменитостью, но скоро вновь взялся за своё.

В июле 1928 года Чкалов, летевший на новом самолёте, немного не рассчитал и совершил неудачную посадку. При приземлении он задел задним колесом край оврага, так что у самолёта отломился хвост. Комиссия, разбиравшая этот инцидент, пришла к выводу, что авария стала следствием излишней самоуверенности Чкалова. Его на трое суток посадили на гауптвахту и пригрозили, что в следующий раз отстранят от полётов, если он не будет поддаваться внушениям со стороны командиров.

Через две недели произошла вторая авария. На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал. Разумеется, будь Чкалов обычным лётчиком, он бы отделался выговором, как это и произошло с товарищами по звену. Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости. Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: «Не дисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует».

Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. По ходатайству Алксниса (заместитель начальника ВВС) и самого Ворошилова лётчика освободили. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда.

Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Чкалов стал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова.

Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин.

Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. После этого его пригласили на московский авиазавод № 39 лётчиком-испытателем.

Там Чкалову было доверено «приручить» главную надежду ВВС РККА — истребитель И-16. Это был один из первых в мире монопланов (большинство самолётов были бипланами), и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично.

В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16. Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил.

Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза.

Лётчики так и не отказались от мечты совершить первый в истории перелёт между СССР и США, и Сталин в конце концов разрешил. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке. Перелёт имел важное имиджевое значение и стал событием не только в СССР, но и в США, где сам президент Рузвельт принял у себя советских лётчиков.

После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его «талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире».

Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата. Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года.

В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов. Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал. Дошло даже до жалоб на сторону. 12 декабря на завод приехали люди из НКВД и застали жаркий спор и готовящегося к полёту Чкалова. В конечном счёте пришли к компромиссному варианту: техконтроль дал добро на полёт со строгими ограничениями по скорости и дальности, а самого Чкалова предупредили о наличии дефектов. Тем не менее он желал лететь. Однако в тот день полёт так и не состоялся. Во время рулёжки сломалась тяга газа, и вылет пришлось отложить.

К 15 декабря поломку починили, а также устранили в авральном темпе несколько имевшихся дефектов. Перед вылетом директор завода даже позвонил Кагановичу, чтобы подстраховаться и получить от него разрешение на полёт в таких условиях.

Чкалов был прекрасно осведомлён о том, что самолёт недоделан. Тем не менее это не пугало его. Во-первых, никаких фигур пилотажа не планировалось, это был простейший полёт на 10–15 минут на небольшой высоте с выпущенными шасси над аэродромом. В таких условиях это, казалось, не предвещало никакой опасности для столь опытного пилота.

Полёт проходил без эксцессов. Первый круг пилот сделал над аэродромом, а вот второй (что он не должен был делать) зачем-то решил сделать побольше и удалился от аэродрома на несколько километров. Это и стало фатальной ошибкой, стоившей ему жизни. При возвращении и заходе на посадку мотор самолёта заглох примерно за километр до ВПП. Если бы полёт проходил строго над территорией аэродрома, как и планировалось, Чкалов мог бы спокойно посадить машину и всё обошлось бы. Но он улетел достаточно далеко, и ему не хватало запаса высоты, чтобы спланировать до ВПП. К тому же не было подходящих мест для посадки, и в итоге самолёт приземлялся на территории захламлённого досками и брёвнами склада, врезался в этот хлам, после чего Чкалова выбросило из кабины, он пролетел несколько метров и ударился головой об арматуру.

Хотя в перестроечное время появились версии о причастности к гибели лётчика Сталина и Берии, будто бы завидовавших его популярности, эти версии представляются ерундой. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков.

Ничего загадочного в гибели Чкалова нет. Новые моторы, только готовившиеся к испытаниям, нередко глохли (двигатели вообще были далеко не самым сильным местом советского авиапрома). Об этом были прекрасно осведомлены все лётчики-испытатели и по этой причине во время первых полётов старались не вылетать за пределы аэродрома, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь возможность приземлиться. Лётным заданием Чкалову было предписано не покидать территорию аэродрома, но он нарушил запрет на втором круге.

При заходе на посадку отказал двигатель М-88, едва созданный и ещё не доведённый до ума. Двигатель отличался большой ненадёжностью и даже ещё не прошёл государственных испытаний к моменту полёта.

Позднее во время дальнейших испытаний двигателя у него был выявлен серьёзный дефект. При резком переходе с малых оборотов газа на их увеличение мотор глох. По всей видимости, именно это и стало причиной аварии самолёта И-180, который пилотировал Чкалов. Однако у него были достаточно высокие шансы остаться в живых, если бы он не удалялся от аэродрома. Так что подлинной причиной катастрофы следует считать стечение двух обстоятельств: остановку ненадёжного двигателя в самый неподходящий момент и уход Чкалова от аэродрома, который изначально не предусматривался и стал инициативой самого пилота

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *