Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

Мягкие согласные звуки

Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, кото­рые по срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми про­из­но­сят­ся с допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ци­ей языка.

Узнаем, что такое мяг­кие соглас­ные, как они обра­зу­ют­ся и какие пары состав­ля­ют с твёр­ды­ми согласными.

Согласные зву­ки отли­ча­ют­ся друг от дру­га уча­сти­ем шума и голо­са. По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят на звон­кие и глу­хие. Те соглас­ные, кото­рые состо­ят из шума и голо­са, явля­ют­ся звон­ки­ми ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напро­тив, глу­хие соглас­ные обра­зу­ют­ся с шумом, кото­рый появ­ля­ет­ся при про­хож­де­нии струи воз­ду­ха через орга­ны речи:

Кроме при­зна­ка звонкости/глухости соглас­ные име­ют свой­ство быть твёр­ды­ми или мяг­ки­ми в сло­ве. Рассмотрим подроб­нее, какие мяг­кие зву­ки суще­ству­ют в рус­ском языке.

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный [б], в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.

Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

Мягкость соглас­ных обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде запя­той — апо­стро­фом. Звуки речи запи­сы­ва­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми в квад­рат­ных скоб­ках. Апостроф пишет­ся спра­ва от бук­вы, обо­зна­ча­ю­щей мяг­кий звук, вверху:

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц]. В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

Всегда мягкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не име­ют пар­но­го твёр­до­го соглас­но­го все­гда мяг­кие соглас­ные [й’], [ч’], [щ’]. Они обо­зна­ча­ют­ся апо­стро­фом неза­ви­си­мо от того, какая глас­ная бук­ва пишет­ся за ними:

После этих соглас­ных не пишут­ся бук­вы «я», «ю», «ы».

Как определить мягкий согласный?

Кроме осо­бо­го зву­ча­ния, мяг­кий соглас­ный мож­но опре­де­лить в пись­мен­ной речи. На мяг­кость соглас­но­го ука­зы­ва­ют сле­ду­ю­щие признаки:

1. после мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и», «ю», «я»:

Исключение состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, в кото­рых соглас­ные зву­чат твёр­до даже перед бук­вой «е»:

2. мяг­кость соглас­ных выра­жа­ет осо­бый зна­чок, кото­рый не обо­зна­ча­ет зву­ка, — «ь»:

3. соглас­ные смяг­ча­ют­ся перед неко­то­ры­ми после­ду­ю­щи­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:

Этот фоне­ти­че­ский про­цесс пере­да­чи мяг­ко­сти одно­го зву­ка дру­го­му назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Имеем в виду, что эта при­об­ре­тён­ная мяг­кость соглас­ных не пере­да­ёт­ся в пись­мен­ной речи.

После букв, обо­зна­ча­ю­щих мяг­кие соглас­ные зву­ки, мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.

Источник

Уподобление согласных

Уподобление согласных по месту образования

Согласные по принципу количества задействованных звуков, подразделяются на пять категорий: двучленные (такие как «др», «зд», «кр») – самая распространённая, трехчленных («ств», «стр») и реже встречающиеся и нехарактерные для языка четырех- и пятичленные («дрст»).

По характеристике используемых звуков в сочетании согласных существует четыре вида: шумный-шумный, сонорный-сонорный, шумный-сонорный и сонорный-сонорный. Шумный — тот, у которого шум преобладает над голосом, у сонорного всё наоборот. Другие сочетания не используются из-за особенностей фонетической структуры языка.

На стыке корня и суффикса или приставки и корня слова, то есть встречающихся на стыке морфем произношение стечения согласных подчиняется звуковым законам. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление. Так сочетание «сж» слышится нам как «жж» (например, «сжать»), «зш» оглушается до «шш» («замерзший»), «тс» и «дс» при произношении превращаются в «ц» («соседский»).

Максимальное количество непрерывно сочетаемых согласных не может превышать пяти «безмолвствовать».

Стечение согласных

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’эмта] или [щ’ч’эмта],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижжыт’] = [ижыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [мыцца] = [мыца], отсыпать [ацсыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’ит’] = [ацып’ит’],

По старомосковским нормам орфографическое сочетание -чн- всегда должно было произноситься как [шн] в словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник. В подавляющем большинстве других слов произносится [чн], как и пишется: игрушечный, сливочный, яблочный, мучной, закусочная, рюмочная и т.д.

Произношение [шн] сохранилось сегодня также в женских отчествах, оканчивающихся на –ична: Никитична, Ильинична и т.п..

По старомосковским нормам сочетание -чт- произносилось как [шт] в слове что и в словах, производных от него: ничто, кое-что и др: в настоящее время это правило сохраняется (за исключением слова нечто [чт]). Во всех остальных словах орфографическое —чт- произносится всегда как [чт]: почта, мечта, мачта.

В словах мужчина, перебежчик на месте жч, в форме сравнительной степени наречий жёстче, хлёстчехлестче) на месте стч, а также на месте сочетаний зч и сч заказчик, песчаник, хозрасчёт и др. произносится [щ]: му[щ]ина, перебе[щ]ик, жё[щ]е и т.д.

Непроизносимые согласные:

здц – [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маиво].

Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции.

Уподобление при стечении согласных чаще всего сопровождается удвоению одного звука: сшить [ш:ыт’]= [шыт’], мыться [мыцца]=[мыца]

Непроизносимый согласный — упрощение группы согласных из 3-4 букв: счастливый [щ’асл‘ивый’], местный [м’эсный’].

Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Уподобление согласных

Тест на тему Согласные звуки

Тест на тему Фонетический разбор

Тесты на тему Непроизносимые согласные

Тест на тему Уподобление согласных и непроизносимые согласные

Тест на тему Фонетика
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые и мяг­кие соглас­ные — это зву­ки, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Выясним, какие зву­ки явля­ют­ся твёр­ды­ми и мяг­ки­ми, как их отли­чить друг от дру­га, ука­жем пар­ные и непар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные. Приведем при­ме­ры слов с твёр­ды­ми и мяг­ки­ми согласными.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми характеристиками.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го [п’] сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук [п] про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воздуха.

Парные твёрдые и мягкие согласные

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство одних и тех же соглас­ных могут быть как твер­ды­ми, так и мяг­ки­ми. Они обра­зу­ют меж­ду собой пары, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Уподобление согласных друг другу по мягкости что это

Согласные, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёр­до­сти мяг­ко­сти, явля­ют­ся пар­ны­ми. С их помо­щью мож­но раз­ли­чить сло­ва с раз­ным лек­си­че­ским значением:

Но неко­то­рые зву­ки рус­ско­го язы­ка не име­ют соот­вет­ству­ю­щих пар­ных твёр­дых или мяг­ких согласных.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непарными.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные [ж], [ш], [ц].

Мягкие непар­ные соглас­ные [й’], [ч’], [щ’] все­гда сохра­ня­ют этот признак:

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся буквы:

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на друга:

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Видеоурок для детей

Источник

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам — месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],

Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, — расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл — [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

здц — [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

ндш — [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

ндц — [нц]: голландцы голла[нц]ы,

рдч — [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с, а ь выполняет грамматическую функцию — указывает на форму инфинитива..

Слог

Фонетический слог — гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слоги бывают ударные и безударные.

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С — согласный, Г — гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон],

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

а) после [й’] следует любой другой согласный: война [вай’-н́а],

б) после остальных непарных звонких ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па].

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в’и-сн́а].

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса. Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й’́а-ма].

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са].

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной, но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб’́ит’], лесной [л’и-сн́ой’].

Ударение

Ударение — это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения — его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги — ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую — группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал’́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную — ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука — муќа, з́амок — зам́ок,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли — земл́и.

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жар́а], но [жысм’́ин]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определённых позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж’] на месте сочетаний жж, жд, зж,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р’]ем, [т’]ермин, му[з’]ей, ши[н’]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р’]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы, с [шн] — слова конечно, скучный, в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч’н’]ик и двое[шн’]ик, було[ч’н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж’], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд: дрожжи, вожжи, езжу, дожди: [др́ож’и], [в́ож’и], [й’́эж’у], [даж’́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й’́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди — [жд’] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ’] и [дошт’]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [щ’]: барабанчик [бараб́ан’ч’ик], барабанщик [бараб́ан’щ’ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк’и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н’] и [т’], [з] перед [н’] и [д’]: кость [кос’т’], песня [п’́эс’н’а], жизнь [жыз’н’], гвозди [гв́оз’д’и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв’], [дв’], [св’], [зл’], [сл’], [сй’] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв’эр’] и [д’в’эр’], съем [сй’эм] и [с’й’эм], если [й’́эсл’и] и [й’́эс’л’и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала, кос́у и ќосу.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м’ир́ы], село [с’ил́о], пятёрка [п’ит’́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс’ич’а] и [т́ыщ’а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор, который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее — ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й’] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма — это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 1326 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *