на пасху можно звонить в колокола

На Пасху позвонить в колокола можно всем желающим, как правильно это сделать

на пасху можно звонить в колокола

В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям. Для того что бы любой человек мог позвонить от всей души и без искушений, редакция обратилась за консультацией к звонарю Спасского кафедрального собора г.Пензы А.В.Царану.

Выход из Великого Поста с пользой для души и без вреда для тела

Уже почти 20 лет Аркадий Владимирович встречает на Пасху многочисленных желающих прославить Воскресшего Спасителя звоном, поэтому может рассказать об особенностях этого события.

на пасху можно звонить в колокола

на пасху можно звонить в колокола

Во-вторых, если к звону приступает православный христианин, то перед началом нужно повернуться на восток (или к алтарю) и прочитать трижды пасхальный тропарь.

Если перед вами звонница или небольшая колокольня, тогда третий шаг.

на пасху можно звонить в колокола

Для того, что бы звон получился действительно «красным», то есть красивым, нужно знать некоторые особенности. Не старайтесь использовать сразу все имеющиеся колокола. Начинающий звонарь под левую руку может расположить одну-две тяги от колоколов низкого тона. Попробуйте задать ими простой ритм, ударяя то в один, то в другой колокол. Чаще всего, тяги представляют собой натянутые веревки и для извлечения звука достаточно лишь несильных ударов по ним. Правой рукой можно охватить три тяги более высоко звучащих колоколов. Определившись с ритмом звона левой рукой, можно накладывать на него звон правой рукой. Попробуйте сначала попадать между ударами левой рукой поочередно ударами правой рукой, причем иногда бывает возможно одновременно ударять в два близко расположенных колокола. В это время нужно перестать волноваться и прислушаться к мелодии, которая у вас получается. Наверняка вы поймете, что можно изменить, что бы она стала более благозвучной. Когда вы хорошо освоитесь с этим количеством колоколов, можно попробовать прибавить еще.

В-четвертых, после окончания звона, православному нужно опять обратиться к алтарю и произнести славословие с крестным знамением.

Ну и в завершении надо добавить, что звоны всех желающих прекращаются субботним вечером. Именно тогда закрываются Царские врата, открытые всю Светлую седмицу, и колокольные звоны мирянами заканчиваются. Это правило соблюдается очень строго.

Источник

Порядок звонов в пасхальные праздники

на пасху можно звонить в колокола

Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).

В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.

Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.

Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.

На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.

Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.

На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.

Звоны Светлой седмицы

Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».

На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.

Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).

Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.

О порядке посещения колоколен

В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).

Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.

Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.

Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.

Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Источник

Где позвонить в колокола на Пасху?

на пасху можно звонить в колокола

Только на Светлой Седмице устав позволяет звонить в колокола в неурочное, не богослужебное время: позаботиться нужно только о том, чтобы трезвон не попадал на литургию или вечернюю службу и не мешал людям молиться в храме. Муниципальные законы также запрещают шуметь в будни после 10 вечера. В остальное время все зависит от благословения настоятеля храма.

Неделя рождения звонарей и гибели колоколов

Считается, что традиция открывать колокольни настежь к XIX веку уже существовала. Возродилась она в 1990-е, когда открывшиеся храмы еще не обзавелись тяжелыми колоколами, настоящими произведениями искусства. Где звонили в корабельную рынду, где в поддужные колокольцы.

Сейчас едва ли вы встретите храм, где вас пустят к колоколам «без присмотра». Это опасно и для звонящих, и для колоколов, и для системы управления ими, и для прочего оборудования звонницы.

Представьте себе небольшой городок на Южном берегу Крыма лет десять назад, храм рядом с парком санатория, шумящее под горой море, встречающие пасхальный рассвет кипарисы и магнолии. Утром всем разрешали звонить в снятую с катера рынду: она висела на дереве неподалеку от храма и была тогда единственным церковным колоколом Нижней Ореанды. Вариации на тему «полундра» в исполнении разговевшихся (но трезвых) паломников оглашали окрестность, когда шнур, крепивший язык колокола, оборвался, и металлическая болванка полетела вниз… Слава Богу, увечьем праздник не омрачился, но простая мысль о том, что колокол требует бережного отношения, была проиллюстрирована с предельной убедительностью и наглядностью.

Кроме того, колокол можно разбить, слишком сильные удары могут исказить звон, колокол начнет визжать или наоборот оглохнет. Поэтому не следует обижаться на запрет подниматься к колоколам в отсутствие профессионала.

Если, позвонив (или не успев позвонить) на Светлой, вы решили, что хотите подниматься на колокольню регулярно, Москва дает для этого все возможности. Каждый месяц – новый набор в Школе звонарей при храме святителя Николая Чудотворца в Сабурово. За время своего существования школа выпустила около 1000 дипломированных специалистов по колоколам. Студенты осваивают вопросы истории, производства колоколов и Устава колокольных звонов, получают навыки развески и настройки колоколов.

Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен?

В большинстве церквей подняться на колокольню можно только в сопровождении звонаря.

«Приходите на Светлой, как не пустить?» — сказали «Нескучному саду» в храме Богоявления Господня в Китай-Городе. Так же в сопровождении звонаря обещали разрешить позвонить в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане, на Соловецком подворье (храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове), в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, в храме иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, в храме святой мученицы Татьяны при МГУ.

В некоторых храмах предупреждают, что расписание «сеансов» звона появится только на Пасху. Так будет в Новоспасском монастыре, где колокольню открывают каждый год, но звонари ревниво следят за своим хозяйством. В пасхальное воскресение расписание появится также в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе и в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Когда звонарь сможет провести вас на колокольню в храме Воскресения Христова в Сокольниках, можно уточнять по телефону.

В храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском на верхние ярусы колокольни пускают только с разрешения настоятеля и в сопровождении звонаря, но на гульбище храма есть еще одна, маленькая колокольня. В сам день Пасхи народа слишком много, а на Светлой седмице желающие могут позвонить в эти колокола.

В храме великомученика Георгия Победоносца в Коптево на колокольню пускают только в будние дни Светлой Седмицы, а в сам праздник Пасхи предпочитают тишину. Так же на буднях в сопровождении звонаря можно позвонить в колокола храма Живоначальной Троицы в Листах и в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

В храме мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине сказали, что можно звонить, если человек хоть немножко умеет управляться с колоколами, «а не просто долбит, пока все не оглохнут». Здесь рады показать детям азы звона и благословляют их приходить на колокольню. В храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, напротив, детей и подростков на колокольню пускать боятся, а взрослым требуется взять персональное благословение у настоятеля.

В меньшинстве оказались храмы, где вход на колокольню возбраняется. Например, это храм святых Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке. «Рядом мэрия и американское посольство, стоит ли их беспокоить звоном?» — сказали в храме. В храме Вознесения Господня на Большой Никитской (Малом Вознесении) не в последнюю Светлую Седмицу не разрешали звонить потому, что колокольня не отремонтированная, а колокол большой, и для новичка это приключение может быть опасным. В храме в честь иконы Всех Скорбящих Радости в Щепкинском переулке здание слишком ветхое, да и у сотрудников и возможности присматривать за звонами нет. А в храме иконы Знамения Божией Матери за Петровскими воротами еще даже колокола не повешены.

Традиционно не допускаются любители большого звона и на колокольню Храма Христа Спасителя. Его колокола весят до тридцати тонн, они находятся на высоте около сорока метров над землей, система управления довольно сложная и должна быть всегда подготовлена к торжественному звону.

Один раз увидев, сто раз услышать

По традиции в рамках Московского пасхального фестиваля Светлая неделя станет неделей колокольного звона, причем Фоминым воскресеньем дело не кончится: фестиваль звонов продлится до 9 мая. Услышать, как лучшие звонари из разных епархий делятся опытом и практическими секретами мастерства, можно 15 апреля в Храме Христа Спасителя в 15-30, там же в понедельник 16 апреля в 13-30, затем во вторник в кафедральном Богоявленском соборе в Елохово, а позже в десятках других московских (и даже санкт-петербургских) храмов. 20 апреля зазвучат колокола собора Василия Блаженного (Покрова на Рву), а 26 апреля – колокольня Иван Великий. Впервые подключаются к фестивалю храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (23 апреля), храмы в усадьбе Коломенское (29 апреля), храм Воскресения Христова в Кадашах (1 мая). Заключительные звоны прозвучат в воскресенье 9 мая.

Источник

Светлая неделя: почему звонят в колокола, а интим запрещается

на пасху можно звонить в колокола на пасху можно звонить в колокола

на пасху можно звонить в колокола

на пасху можно звонить в колокола

Еще одним отличительным признаком Светлой недели становится радостный колокольный звон. Помните, как у Есенина:

на пасху можно звонить в колокола

на пасху можно звонить в колокола

Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души. В России до революции эта традиция свято соблюдалась: всю Светлую седмицу разносили пасхальные подарки по больницам, тюрьмам, приютам, жертвовали деньги.

В Светлую пятницу, 7 мая, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Святой IV века Григорий Богослов говорил, что «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами». И Светлая неделя празднования Воскресения Христова пролетает как один миг, принадлежащий вечности, где, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «времени уже не будет».

Источник

Пасхальный звон: молитва в бронзе

О профессии, которой владели цари и сапожники

Приблизительное время чтения: 13 мин.

На Светлой седмице звонят все храмы столицы, москвичи могут услышать звоны мастеров этого дела… А откуда берутся эти мастера? Что это за профессия, которой владели и цари, и сапожники? Кто сейчас ею занимается?

>О профессии, звоне, традициях Светлой пасхальной недели мы говорим с главным звонарем храма Христа Спасителя и Московского Кремля Игорем Васильевичем Коноваловым.

на пасху можно звонить в колокола

Игорь Коновалов, главный звонарь Московского Кремля

— Игорь Васильевич, существует традиция на Светлой седмице пускать народ на колокольни. Неужели действительно любой человек может подняться и позвонить?

— Да, такая традиция существует, но она неоднозначная. Как говорят, Светлая седмица — время рождения звонарей и смерти колоколов. Звонари рождаются, потому что кто-то послушает, попробует и, может быть, у него самого возникнет желание звонить. А смерти колоколов — потому, что народ звонит со всей силой, дергает за веревки, что есть мочи, и случается, что колокола разбиваются. А ведь на колокольнях есть такие, которым сотни лет, старинные. Разобьют их — и что потом?

— А как надо звонить, если уж человек взялся за веревки?

— Если вы звоните в отсутствие звонаря или кого-либо учиненного от храма, нужно помнить, что мастера отливают колокол так, чтобы язык только своим весом, без дополнительного усилия, мог извлекать из колокола самое красивое звучание. Поэтому если усердствовать, ударяя сильно, то колокол захрипит, закашляет, но не запоет. Не бейте колокола, ни на Пасху, ни когда-либо еще!

— Сейчас на Западе распространена традиция использовать электронный звон — и колокола целее, и, вроде бы, цель достигается. У нас такого поворота не предвидится?

— Да, на Западе это существует уже довольно давно: ставят электромотор, он вращает колокол (язык тоже раскачивается вместе с колоколом и постепенно догоняет его. Происходит удар). Мы даже сложили песню: «Электронный звон над землей плывет, а в монастыре CD-Rom поет: «Господи, помилуй!»

В России такое можно было встретить, например, в 1970-е годы, когда в Звенигороде батюшка поставил колонки на колокольню, просто потому что у него альтернативы не было, и заводил трезвон Троице-Сергиевой Лавры. Сейчас, когда появляются и колокола, и звонари, когда искусство возрождается — нужны ли эти электронные «гремелки»?

— Зачем же они коллегам-европейцам?

— Дело в том, что на Западе музыка развивалась по двум направлениям (хор и орган), колокола там второстепенны, главный инструмент — орган. И, насколько я знаю, на католической мессе всегда сидит органист и играет — никакой электроники. У нас же колокола — это единственный инструмент, который допустим в церкви. Поэтому к ним совсем иное отношение.

Технически, конечно, возможно заменить ручной звон на механику, но… Например, когда звонарь благовест производит, он читает 50-й псалом. А электроника тоже будет читать? Сейчас Синод принял чин посвящения в звонари. Эту машинку тоже будем посвящать?

на пасху можно звонить в колокола

Русское «ноу-хау»

— Зачем исторически стал нужен колокольный звон?

Да и любая колокольня была своего рода мачтой, громадным сигнально-музыкальным инструментом.

— Когда пост, а когда праздник, соответственно, тоже можно было определить по звону?

— Да. Представьте себе, в XVI-XVII веках, да даже в XIX веке, церковных календарей у людей в основном не было — это была редкость. А надо же как-то соизмерять свою жизнь с богослужебным кругом.

Наборы колоколов специально создавали так, чтоб они звучали либо в мажоре, либо в миноре, то есть либо радостно, торжественно, либо печально. Например, ростовский великопостный колокол «Голодарь» был изготовлен с особым минорным звучанием, несколько печальным. «Семисотный» колокол на «Иване Великом» тоже имеет глубокий и неимоверно красивый минорный звук.
И у нас в храме Христа Спасителя для этого учинен особый колокол, весом 9,5 тонн. Есть другие нюансы: скажем, Великим постом звон производится «не часто» (то есть медленно), в один край. И сам рисунок звона — попроще. Все это не только призывает к молитве, но и создает настроение!

— Разные колокола под разное настроение?

— Да. И такого не было нигде в мире! Хотя Китаю колокола известны с глубокой древности, в Западной Европе они появились еще в раннем Средневековье, но нигде нет такого подхода, который сложился в России. У нас старались создать целые ансамбли, подбирали колокола так, чтобы, скажем, первый сочетался со вторым, второй с третьим, чтобы даже их внутренние обертоны сочетались между собой. И от этого богатства сохранился один-единственный подбор колоколов ростовского звона…

— На Пасху, в таком случае, должен быть какой-то совершенно потрясающий звон…

— В том-то и заключается мастерство звонарей, чтобы сначала возвестить Страстную седмицу, а потом — радость Христова Воскресения, «праздника праздников и торжества из торжеств». Так вот, представьте себе: христианин постится семь недель, на Страстной седмице, может быть, кто-то вообще почти ничего не вкушает на первой и последней неделях, слушает вот эти заунывные великопостные звоны… А в пасхальную ночь выходит вместе с крестным ходом из храма, и какой же колокольный трезвон он должен услышать. Дело не в том, чтобы звонить громко, оглушая всех, но прежде всего — красиво, радостно. Пасха — эта радость.

— Такие звоны продолжаются всю Светлую седмицу?

— Пасху мы празднуем до Вознесения, 40 дней. Но наиболее торжественные пасхальные звоны сопровождают, прежде всего, крестный ход, который совершается каждый день Светлой недели, начиная с ночи воскресенья.

на пасху можно звонить в колокола

На колокольне Ивана Великого

Настроение звонаря и звук колокола

— Музыкальных мелодий в русском звоне нет?

— Это не принято. Русский колокольный звон строится на ритмической основе: основной ритм задает большой колокол, а в него вписываются средние и мелкие колокола. Иногда звонари вплетали в ритмическую основу мелодии. Вот ваш покорный слуга в конце 1980-х годов, на колокольне Данилова монастыря вызванивал «Христос Воскресе из мертвых». Там и сейчас так делают. Мелодии не обязательно вплетать в звон, но опытные звонари это могут делать, чтобы создать особое молитвенное настроение. Например, в Даниловом монастыре в начале 1920-х годов был такой звонарь, дядя Николай. По профессии сапожник, а его называли «звонарь-богослов», поскольку слышали в его звонах «мелодии» из известных духовных песнопений.

— Зависит ли звон от личности звонаря?

— Напрямую! Например, слушая благовест, я могу определить, в каком сегодня настроении пришел звонарь. Казалось бы, он всего-навсего за веревку водит язык большого колокола. Но по еле заметным нюансам можно определить, в каком настроении человек взялся за эту веревку. Я уверен, что то состояние души, которое владеет звонарем, передается с помощью колоколов.

Звонарь — провинившийся сторож.

— Как вообще становятся звонарями?

— Помните, как деда старого спросили: когда спать ложишься, куда бороду кладешь? Он думал-думал да так и помер — не нашелся, что ответить.

Нет однозначного ответа! Самое главное — положиться на волю Божью о нас, то есть открыть волю Божью для себя. И тогда ты окажешься в нужном месте и в нужное время.

— А как Вы оказались в нужном месте и в нужное время?

— В 1982 году я пришел на субботник Московского общества охраны памятников истории и культуры в Данилов монастырь, который был отдан Церкви для создания там духовно-административного центра Московской Патриархии. Мне нравилась история России, а после каждого субботника читали лекцию об объекте, на котором проводились работы и уборка. Мой старинный друг, Николай Андреевич Воробьев, который жил рядом с Даниловым монастырем, однажды позвонил мне и позвал туда на субботник — разбирать завалы. Ведь монастырь был превращен советской властью в помойку: на территорию свозили землю, когда рядом строили метро, там был детский приемник-распределитель; часть монастырской стены упала; две колоннады Троицкого собора были сломаны.

Мало-помалу начали вновь возводить надвратную колокольню, появились первые колокола. И нас привлекли к этим работам. Так я при монастыре и остался, с тех пор и до 1992 года был звонарем Данилова монастыря. А в 1992 году позвали в Московский Кремль — совмещать было уже сложно.

— Кто идет в эту профессию? К примеру, кто в Вашей команде звонарей?

— У нас звонит, например, Сергей Бадюк — настоящий богатырь, бывший спецназовец, специалист по боевым искусствам, актер, звонят дипломаты, нефте- и газоторговцы, профессиональные иконописцы, профессиональные музыканты.

— А в старину это была отдельная профессия или люди совмещали ее с другими занятиями?

— Наша профессия проделала путь от привилегированной звонарской слободы до самой низшей «касты» церковных служителей.

Как писали путешественники, великий князь Иван III отрядил 120 дворов для обслуживания колокольни Ивана Великого — производства звонов, мелкого ремонта на колокольне и пр. Считайте, несколько сотен человек. От этой слободы, кстати, сохранилась церковь Николы в Звонарях постройки XVIII века.

В середине XVI века мы с вами видим среди звонарей носителей высшей государственной власти. Это Иван Грозный, это царевичи Иван и Федор, это Борис Годунов, это Василий Шуйский, это начальник российского сыска Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, известный под прозванием Малюта. Они звонили в колокола на «Иване Великом» в Кремле и на колокольне Александровой слободы. Царь Иван, например, вставал в пятом часу утра и шел благовестить в 500-пудовый колокол–благовестник.

А в начале ХХ века в звонари уже иногда «ссылали» провинившихся сторожей. То есть разжаловать из звонарей было уже некуда! Только выгнать. Звонарская профессия начинает приходить в упадок после секуляризации церковных земель. Например, звонари числились при храмах в качестве сторожей, привратников и т. д.

на пасху можно звонить в колокола

9 мая, 12 часов

— Может современный москвич пройтись по городу и услышать какие-то традиционные московские звоны? Или он, скорее, услышит то, что каждому звонарю в этот момент на душу ляжет?

— К сожалению, московская традиция звона сейчас размыта собственной волей любого звонаря, а его мастерство зависит от того, как человек учился, кто его учил. И звоны в Москве — от прекрасных до ужасных. Но, например, Новодевичий монастырь поддерживает традицию старых московских звонов, Владимира Ивановича Мошкова. Мы в храме Христа Спасителя и в Кремле стараемся следовать традиции ростовских звонов.

На Пасху бывает очень много интересных звонов, любопытных.

— Сейчас появляются новые традиции в Москве? Например, получасовой звон в 12 часов дня 9 мая, на День Победы.

— Это не новая традиция, а хорошо забытое старое. В России существовали викториальные звоны, связанные с военными победами. В храме Христа Спасителя и в Кремле отзвонили два таких памятных звона: в память 200-летия окончания войны 1812 года и на празднование 400-летнего юбилея дома Романовых.

— Есть ли необходимость в городе идти на компромисс с жителями, которым не нравится, скажем, что рано звонят к Литургии, где-нибудь в спальном районе?

— Я считаю, что все должно быть с умом сообразно. Если храм стоит рядом с детским садиком или с боль ницей, нужно это учитывать. Иногда нам пишут в Общество церковных звонарей: «Что делать? Священник звонит каждый раз в семь утра». Раньше, если в храме служатся две Литургии, к ранней обычно не звонили вообще. А поздняя начинается, как правило, в 10 утра: если мы без пятнадцати десять будем звонить — никого не разбудим.

Да и по опыту какая-то часть людей в жилых районах возмущается первое время, потом уже говорят: «А где звон сегодня, почему нет, в чем дело?» У нас был такой показательный случай. В 1994 году повесили колокола в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Прекрасный подбор колоколов получился — отстоят друг от друга на терцию: звучит, как музыкальная шкатулка. Первые несколько недель были звонки в храм: «Что такое? Перестаньте звонить!» А потом так всем понравилось! Звонки прекратились, звоны продолжаются.

Чудеса и мифы

— За вашу звонарскую практику было что-нибудь необычное?

По-моему, это был день великого освящения храма Христа Спасителя, 2000 год. Стоим мы на колокольнях храма, смотрим вокруг и видим, как от здания Московского государственного университета прямо на храм идут страшные свинцовые тучи. А сюда уже собираются крестные ходы со всех сторон Москвы, народу — сотни тысяч человек, наверное! Тучи такие, что казалось, все зальет — это еще мягко сказано, просто смоет весь крестный ход. И вот идет эта туча, какие-то километра два-три осталось до нас. Ударили в колокола, приехал Патриарх Алексий II, встретили его архиерейским звоном. И знаете, я собственными глазами вижу, как эта гигантская свинцовая туча. сворачивает влево и уходит в сторону Замоскворечья.

Вообще десятки раз бывало, что погода — пасмурная, мрачная, а ударили в колокола и вдруг — ясное небо, солнце проявляется или метель заканчивается.

— Ваша профессия — это миссионерство?

— Миссионер — это не обязательно тот, кто ходит по улице и затаскивает людей в храм за пуговицу. Это тот, кто показывает и предлагает: если хочешь — зайди. Храм — проповедник, стоящий на месте. Он открывает свои двери для всех, кто хочет войти туда хотя бы просто с нормальным человеческим интересом.

Когда строился храм Христа Спасителя, мы поставили перед собой задачу: собрать здесь как бы наивысший срез всех видов православного христианского искусства. Люди ездят, например, в Египет — посмотреть на пирамиды Хеопса, в Грецию — посмотреть на афинский Акрополь, в Рим, Венецию и так далее. Вот мне бы хотелось, чтобы люди приезжали в Москву и могли так же воспринимать храм Христа Спасителя. Соответственно, колокольный звон должен быть на высочайшем уровне. И — иметь историческую преемственность. Например, мы знаем, что звон старого, взорванного храма, был не единый, а ералашный: каждая из четырех колоколен, стоящих вокруг центрального барабана, звонила свое. Впечатление получалось странное, как будто на колокольни поднялись случайные, не знакомые с колоколами и звонами люди. Сегодня, слава Богу, все колокольни храма и колокольня Преображенского, нижнего храма звонят в полном ритмическом согласии!

— Вас не волнует, что интерес людей может так и остаться на уровне культуры, глубже не пойдет?

— Понимаете, я лично пришел к вере, к Церкви именно через культуру — через экскурсии в 1970-е годы…

Бывает, что человек приходит на экскурсию на колокольню и как бы прилепляется к ней на всю жизнь. А бывает, один раз придет и больше его не видать. Но звон — в частности, наш звон в храме Христа Спасителя, — все-таки никого не оставляет равнодушным.

Какие есть виды колоколов?

Большие колокола называются благовестниками
(и, как правило, управляются ножной педалью),

средние колоколаподзвонными (управляются левой рукой),

маленькиезазвонными (управляются правой рукой).

Когда звонят в колокола?

• Колокольный звон служит призывом к богослужению и возвещает его окончание.

• Звон сопровождает несколько важных моментов службы, например, предвозвещает чтение Евангелия.

• Звонят на погребении;

на венчании;

• иногда — на крещении;

при встрече и при проводах архиерея, когда тот прибывает в храм на богослужение и уезжает после;
• звоном встречают крестный ход.

На Светлой седмице существует традиция звонить в любое время дня, не привязываясь к богослужениям.
Первый пасхальный звон совершается в ночь на Пасху, когда христиане выходят из храма на крестный ход.

• Исторически звоны были также связаны с событиями государственного значения: например, возвещали важные моменты в жизни царской фамилии (венчание на царство, рождение наследника и т. д.), а также военные победы (т. н. викториальные звоны). Сегодня возрождается традиция викториальных звонов — например, в честь победы в Великой Отечественной войне, в честь юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Какие есть виды звонов?

Существует 4 канонических звона:

благовест — равномерные удары в один (реже — в два) больших колокола; как правило, это призыв к богослужению;

• перебор — одиночные удары в колокола по очереди, от малого до большого; обычно сопровождает погребение;

перезвон — удары в колокола от большого к малому; печально-торжественный звон, исполняемый в Великую Пятницу, Великую Субботу и в некоторые другие дни;

трезвон — звон во все колокола, он строго не регламентируется.

Беседовала Валерия Посашко. Фото Владимира Ештокина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *