Универсальный профиль обучения в школе что это

Как выбрать профильный класс

Универсальный профиль обучения в школе что это

Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

ПрофильПредметы
Физико-математическийФизика, математика
Информационно-технологическийИнформатика, математика, физика
Химико-биологическийБиология, химия
ЛингвистическийРусский язык, литература, иностранный язык
ФилологическийРусский язык, литература
ГуманитарныйРусский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономическийОбществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.

Источник

В России вводят профильные 10-11 классы. Как это будет работать в Ревде?

Объясняем максимально просто вместе со специалистом Управления образования, директорами и учителями ревдинских школ.

С 1 сентября во всех российских школах вводят новый образовательный стандарт (ФГОС) — профильного общего образования. Он существует уже девять лет, но обязательным стал только в этом году. В течение двух лет систему будут обкатывать. В Ревде все школы, кроме школ №№1, 13 и 22, будут набирать профильные классы. Это взволновало родителей и детей: если школа не подходит ученику по профилю, придется переходить в другую. Вместе с экспертом Анной Коротковой, завотделом сопровождения общественно-значимых мероприятий Центра развития образования, разбираемся, что изменилось и как это будет работать.

Почему это важно?

Это профориентация. По статистике, 40% выпускников вузов работают не по специальности: потому что школьники часто выбирают специальность, не понимая, чего хотят в будущем. Чтобы это исправить, Минобр решил активнее работать с детьми, выявляя их склонности к разным предметам. В каждом профиле есть обязательные предметы (не менее четырех), по которым будет больше часов.

Универсальный профиль обучения в школе что это

Как выбрать профиль?

В профильные классы будет индивидуальный отбор. Если ребенок успевает по предметам, которые обязательны для профиля, у него есть все шансы попасть в профильный класс. Универсальный профиль подходит тем, кто не решил, к чему склонен. В школах №№3 и 2 будут как профильные, так и универсальные классы.

— В универсальных профильных классах предполагается индивидуальный учебный план. Скорее всего, детей разобьют на подгруппы, как это сейчас происходит с иностранным языком. И по некоторым предметам они будут учиться по отдельности. Процесс сложный, но школам, где будет универсальный профиль, придется с этим справиться. Важна виртуозность в составлении расписания, — считает Анна Короткова.

Когда определиться с выбором?

Если ваш ребенок учится в девятом классе, сделать это надо уже сейчас. И определить, по каким предметам сдавать ОГЭ. К примеру, если девятиклассник хочет в дальнейшем идти в класс с технологическим профилем, то лучше всего сдавать физику и информатику.

С ЕГЭ ситуация обстоит немного по-другому. Для выпускников 2022 года (именно они сейчас заканчивают девятые классы) правила единые, несмотря на профиль. Все выпускники будут сдавать русский, математику, инъяз (базово или углубленно).

Кому сообщить о своем выборе?

По завершении девятого класса нужно подать в свою школу пакет документов: заявление от родителей (законных представителей); копию аттестата об основном общем образовании; справку о результатах ОГЭ по профильным предметам (исходя из выбранного профильного обучения); портфолио за последние два года.

Зачем портфолио?

Все достижения ребенка переведут в баллы: оценки в аттестате; результаты ОГЭ (вот почему важно сдавать экзамены именно по профильным предметам); достижения в портфолио (как именно, решит каждая школа индивидуально, но успех на российских соревнованиях, к примеру, важнее, чем победа в Ревде).

По сумме баллов сформируют рейтинг учеников. Первые получат места в профильном классе. Количество мест будет зависть от школы. По два профильных класса будет только в двух школах — №2 и 3. В остальных — по одному. В классе может быть не больше 25 человек.

Если вы не попали в топ-25, место в классе другого профиля будут искать специалисты Управления образования. Или ребенку предложат класс универсального профиля.

Универсальный профиль обучения в школе что это

Это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что поможет определиться с профессией в последние годы обучения в школе. Плохо (по мнению родителей), потому что может потребоваться поменять школу. Можно выбрать любую: ученики 10 и 11 классов к районам не прикреплены.

Анатолий Сазанов, директор школы №29, объясняет: система будет работать в больших школах, где несколько классов. Но в его учреждении будет только один, универсальный.

— Такая система существует давно, сейчас ее просто сделали более официальной. А то, что школы придумывают условия для отбора в 10-е классы, это просто они могут так сделать. Но если родитель обратится в прокуратуру, то школа будет просто обязана принять ребенка в 10 класс. У нас общее доступное образование!

Живой пример: как профильные классы работают в школе №3

Анна Козырина, директор:

— Уже три года мы обучаем детей по программам технологического профиля. При базовом изучении информатика, физика и математика идет один час в неделю, а при углубленном — четыре часа. Отличие не только в учебном плане, но и во внеурочной деятельности, которая может быть направлена на поддержание выбранного профиля.

Так, уже десять лет наши ученики дополнительно занимаются в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, начиная с пятого класса. Там они изучают программы информатизации и информационных систем. На базе летнего школьного лагеря существуют профильные смены для будущих специалистов по IT-технологиям, где ученики не только помогают учителям в очистке компьютеров после учебного года, но и занимаются программированием, посещают обучающие курсы научно-технической лаборатории УрФУ «M-Labs». С начальной школы преподается робототехника, что позволяет на начальном этапе определить будущих специалистов в сфере IT-технологий.

Подать документы на поступление можно с 22 по 24 июня 2020 года, когда будут сданы все экзамены: еще до того, как ребенок получит аттестат, ведь посмотреть баллы за экзамены и другие оценки можно в региональной базе.

Мнение учителей

Марина Таранжина, учитель информатики школы №3:

— Многие дети еще не определились со своей ролью в жизни. А профильное образование поможет понять, чего они хотят. В нашей школе хорошо поставлен отбор и рейтинговая система. И когда дети знают, что чтобы поступить в 10 класс, им нужны хорошие оценки, они лучше учатся и хорошо сдают экзамены.

Универсальный профиль обучения в школе что это Татьяна Доль, учитель робототехники школы №3: «Сейчас все больше развиваются информационные и технические специальности. А то, что наша школа выбрала техническую направленность, это хорошо, ведь детям это нравится. Занятие по робототехнике больше похожи на профориентацию, ведь тут сразу же видно будущих специалистов, которым нравятся работать с техникой». Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру

Ирина Быструшкина, учитель технологии школы №3:

— Если государство вводит данные стандарты, значит, работать все точно будет хорошо. В школе №3 эта система налажена хорошо, ведь перед зачислением в профильный 10-й класс у нас проходит жесткий отбор. В будущем это поможет при поступлении в вузы, и тем более сейчас уклон идет в сферу информационных технологий, а значит, это будет полезно для всех учащихся.

Источник

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

Источник

Профильное обучение в школе. Это что такое?

Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *