Универсальные компетентности и новая грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности

Универсальные компетентности и новая грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина, при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки

Проект «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» реализовывался по инициативе и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» международным консорциумом университетов во главе с Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Это доклад о том, как разобраться во множестве списков «навыков XXI века» и найти баланс между знаниями и компетентностями в практике школьной жизни.

Дайджест для родителей

Инициатором проекта по подготовке международного доклада стал благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Фонд предложил ведущим международным организациям и научно-образовательным центрам ряда стран интересную задачу — построить максимально ясную конструкцию содержания образования, отражающую самые передовые практики и теоретические представления.

Доклад впервые включает российский опыт в глобальную дискуссию о будущем образования, формирует условия для повышения международной конкурентоспособности российской школы.

Структура доклада

В главе 1 дается краткий обзор глобальных тенденций развития образования. В области исследований будущего есть обширная литература о долгосрочных тенденциях в развитии технологий, общества и природы. Мы выделяем из них наиболее значимые для образования и переходим к описанию ключевых тенденций в развитии самого образования. При этом акцентируется развитие представлений об образовательных результатах.

В главе 2 мы представляем нашу «модель компетентностей», позволяющую преодолеть путаницу избыточных и пересекающихся списков навыков XXI века. Мы рассматриваем природу универсальных компетентностей и исследуем понятие грамотности, стараясь при этом не потеряться среди множества видов грамотности, к которым сегодня относят информационную, математическую, цифровую, финансовую, визуальную, экологическую, научную, технологическую, культурную, глобальную грамотность, грамотность в области здоровья и др. Особое внимание мы уделяем наиболее популярным видам — цифровой и информационной грамотности, работе с данными, вычислительной грамотности и грамотности в области здоровья. Мы описываем, как эта новая грамотность встраивается в целостное содержание образования. Вариант детализированной «карты универсальных компетентностей», демонстрирующий разворачивание каждой из компетентностей по этапам решения задач и уровням сложности приводится в Приложении к главе 2.

Далее мы анализируем опыт разных стран ( главы 3-10 ), пытаясь ответить на главный вопрос: как сделать навыки XXI века устойчивой школьной реальностью и сохранить при этом предметную основу образования? Выбор стран объясняется стремлением продемонстрировать разнообразие подходов и опыта. Канада (Онтарио), Финляндия, Китай и Корея входят в ТОП-10 ведущих стран и территорий по результатам исследования PISA, причем первые две страны реализуют последовательную политику в области образования, основанную на западной традиции, вторые две — на восточной. Пример Польши, добившейся впечатляющего улучшения результатов в исследовании PISA, важен для анализа эффективной политики в области образования. В Великобритании и США находятся ведущие учебные заведения мира; на их примере можно изучать менее последовательный подход, со спорными решениями, но с большим количеством образовательных инноваций, выходящих за рамки государственной политики.

Главы, посвященные отдельным странам, имеют приблизительно одинаковую структуру. В них обсуждается:

В главе 11 мы обобщаем эффективные практики и методы преподавания, которые используются в рассматриваемых странах для развития навыков XXI века.

В главах 12 и 13 мы обращаемся к двум качественно различным видам «грамотности», выделенным в нашей теоретической рамке (см. главу 2): универсальной (инструментальной) грамотности в области работы с информацией (на примере вычислительной грамотности) и предметной грамотности (на примере экологической грамотности).

Глава 12 предлагает детальный анализ вычислительной грамотности и программирования в школьном образовании. Эта глава подготовлена Всемирным банком на базе нашей теоретической рамки (см. главу 2) и описывает лучшие мировые и российские практики в области развития вычислительной грамотности у детей.

В главе 13 на примере экологической грамотности мы рассматриваем, как можно обогащать школьное образование актуальными темами, предполагающими усвоение определенных знаний и ориентированными на определенные поведенческие установки, не вызывая при этом дополнительной перегрузки учебной программы.

Наконец, в главе 14 мы обобщаем лучшие практики стран, представленных в докладе, с точки зрения перехода к новым образовательным результатам. В том числе мы предлагаем здесь раздел о том, как связать в школьном образовании предметное знание и развитие универсальных компетентностей. В приложении к главе 14 мы анализируем возможности для дальнейшей модернизации содержания образования в России, в которой достойное место находит развитие универсальных компетентностей и новой грамотности.

Кто и как писал этот доклад?

По масштабу международного участия и сложности коммуникации этот проект не имеет прецедентов в российском образовании. Международная авторская группа (всего — 20 человек) собиралась семь раз в шести странах, чтобы обсудить написанные главы, спланировать дальнейшую работу и изучить опыт конкретной страны. В программу каждой такой встречи входили обсуждения с практиками, ведущими исследователями, посещение школ. Промежуточные материалы доклада представлялись на различных форумах, российских и международных конференциях.

К сбору материала в разных университетах привлекались аспиранты и стажеры. Но главную роль играли ведущие профессора, ставшие соавторами доклада:

Мы продолжаем совместную работу и надеемся на новые совместные исследования и публикации.

Источник

Методическая разработка «Новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра

школа № 6 города Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.

Почему российские школьники, обладая достаточно высокими предметными знаниями и умениями занимают в рейтинге 47-56 места? (Ответы коллег)

Действительно, обучающиеся испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Т.е., грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия различных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.

Невысокие результаты российских учащихся в исследованиях PISA обусловлены, с нашей точки зрения, следующими основными причинами:

1) недостаточной практической ориентированностью содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Надеемся, что данные риски будут нивелированы с реализацией ФГОС на всех уровнях обучения.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотность?

Думаем, что столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

ü Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

ü Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

ü Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

ü Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

ü Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

ü Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

ü Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

ü Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Заметим, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования.

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

Источник

Педагогический совет «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»

Разработка педагогического совета

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»»

Программа педагогического совета

Трансформация школьного образования: развитие компетентностей и новой грамотности в школьном образовании

Проектная деятельность, важная составляющая образовательного процессе сегодня

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы

Юдин А.Н. «Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы»

Создание сайта учителя (принести на электронном носителе: фото, разработки уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, электронные адреса);

«Электронное обучение с использованием дистанционных технологий»

Регистрация в системах

Решение педагогического совета

Секция №2 Функциональная грамотность в исследовании PISA:

Грамотность в чтении

Грамотность в математике

Грамотность в области естествознания

Красавина Н.В. «Развитие читательская грамотность у обучающихся»

Чеботарева Е.А. «Развитие математической грамотности у обучающихся»

Шатохина И.И. «Развитие грамотности в области естествознания, анализ апробации обучающихся 8б и 9А классов».

« Использование очков Виртуальной реальности, для повышения мотивации обучающихся»

Решение педагогического совета

Добрый день уважаемы коллеги!

Тема нашего педагогического совета:

Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра

Цель: формирование понятийной рамки развития компетентностей и новой грамотности у педагогических работников в МБОУ СОШ№1 р.п. Переяславка, для развития их у обучающихся.

На карточках напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «компетентность»? Все слова должны начинаться с букв данного слова.

Желающие зачитываю свои ответы!

Задачи, которые стоят перед нами:

Разобраться в понятиях компетентность, Компетенции ХХI века

Познакомится с определением функциональная грамотность в исследовании PISA

Применить цифровую грамотность при создании сайта учителя

Познакомится с возможностью применения 3D очков в учебном процессе

Тема педсовета выбрана не случайно. Проблема организации деятельности на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Анализ результатов обученности и воспитанности детей нашей школы позволяет сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо решать очень важную проблему. Это проблема снижения познавательного интереса учащихся, снижения мотивации к учению. Данная проблема касается не только нашей школы, сегодня по результатам диагностики психологов, педагогов отмечается нежелание учиться детей в связи со многими причинами: высокая информативность жизни, что приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, огромное количество социальных проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием).

Возникает противоречие, которое требует разрешения: учитель в процессе обучения должен так построить учебный процесс, чтобы ребенок хотел учиться. Так глобальные изменения в культурной, социальной и экономической сферах вызвали новые бурные дискуссии о содержании школьного образования.

Во-первых, усилились позиции «компетентностного подхода», ориентированного на обучение использованию знаний.

«Прикладное знание» стало рассматриваться как новая часть обязательного минимума школьного образования.

Во-вторых, предприниматели, ученые и политики поставили под сомнение привычное понимание «необходимых знаний и навыков». Речь шла не только о сомнениях в традиционном наборе «предметных» знаний, но и о новом соотношении специальных (предметных) и общих (непредметных) знаний и навыков.

То есть частью обязательного образовательного результата стали считаться и «универсальные навыки».

Эти противоречия не понимания привело к нарастанию числа концепций и подходов в образовательной политике, школьной практике, теории разработки учебных программ и содержания школьного обучения.

Так на сегодняшний день в разных странах возникают разные концепции содержания образования и каждая опирается на собственные представления об образовательных результатах

В нашем образовании сегодня мы очень часто используем слова «компетентность», «навык XXI века», «мягкий навык», «гибкий навык», «новая грамотность».

Если введение новых тем в традиционных школьных предметах или даже новых предметов в программу можно было осуществить в рамках традиционных педагогических подходов, то дополнительная ориентация на такой образовательный результат, как умение применять знания для решения профессиональных (предметных) и жизненных задач, потребовала нового подхода. Этот новый подход получил название компетентностного подхода.

Чтоб его реализовать безусловно нужно пройти этап трансформации педагогических практик и оценки результатов обучения, и здесь очень точно подойдет тезис

«Не для школы, а для жизни мы учимся»

И ТАК ДАВАЙТЕ ЖЕ РАЗБИРЕМСЯ ЧТО ТАКОЕ

Компетентность = знания + навыки + установки = действие

Универсальные компетентности и новая грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Компетентность- способность эффективно мобилизировать (выбирать и использовать) наиболее подходящие знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях.

Универсальные компетентности — это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного2 образования. Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной и успешной жизни человека в обществе. Компетентности можно применять в разных контекстах и комбинациях, они пересекаются и переплетаются при решении конкретной задачи.

Компетенции ХХI века

Hard Skills – это «жесткие», то есть конкретные, глубоко технологические знания, умения и навыки, востребованные только в определенной сфере, а иногда – и только на этом предприятии

Можете в сравнении увидеть их на экране

Умение написать читаемый код на Python.

Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.

Нарисовать логотип в CorelDRAW.

Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.

Осуществлять правовую оценку договоров компании.

Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.

Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.

Делая вывод всему сказанному, хочется сказать, чтобы мы могли научить этому детей мы должны владеть этими компетентностями и сами. Мир сегодня живет на проектах. Каждый из нас должен обладать проектной компетентностью. Целевым образовательным результатом на практическом уровне является проектная компетентность обучающегося.

Чтоб разобраться с понятием новая грамотность, я вам предлагаю поработать по группам.

Источник

Универсальные компетентности и новая грамотность чему учить сегодня для успеха завтра

Перед вами сокращённая глава международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность», подготовленного в 2017—2018 годах при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» [1]

[1] Подробнее о докладе см.: Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Тема компетенций начала звучать в дискуссиях об образовании благодаря бизнесу. Менялся мир, в котором мы живём, — менялись и ожидания рынка труда. Сначала эти ожидания формулировали работодатели, а потом авторитетные международные организации. К сожалению, доклады этих организаций остаются довольно поверхностными в описании востребованных навыков. На их теоретическое осмысление консультанты из мира бизнеса редко тратят усилия. Поэтому результат — список «навыков будущего» — повторяет меткие формулировки харизматичных лидеров, но зачастую грешит смысловыми накладками и нестыковками. Напрямую, без осмысления звучащих тезисов с позиций социальных и гуманитарных наук, с позиций педагогики и психологии развития, утверждения бизнес-докладов непригодны для школы. Для обновления школьных программ требуется разобраться: а что стоит за притягательными словами? Как упоминаемые навыки проявляются в поведении и что о них уже знают психология, социология, лингвистика, философия, педагогика?

Система образования пытается реагировать на многообразие формулировок (которое некоторые невежливые эксперты назвали понятийным беспорядком) беспомощным распространением ещё большего количества новых слов, которые часто прикрывают архаичные практики. Поэтому «наведение порядка» в понятийной рамке обновления содержания образования оказалось срочной и нелёгкой задачей.

Мы проанализировали более 180 национальных и международных рамок компетентностей и «навыков XXI века», включая доклады Европейской комиссии, ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирного экономического форума, проекта «Оценка и развитие навыков XXI века» (ATC21S), «Партнёрства по обучению в XXI веке» (P21), доклад EnGauge и др., сравнительные обзоры [Tan et al., 2017; Voogt, Roblin, 2012; Kereluik et al., 2013; Pellegrino, Hilton, 2012]. Мы также попытались связать их с ведущими теориями познания, развития, языка, личности и обучения (Хомский, Бернштейн, Дьюи, Х. Гарднер, Хабермас, Канеман, Леонтьев, Пиаже, Скиннер, Выготский, Щедровицкий и др.).

Используемые в этих перечнях компетенций термины часто пересекаются, но редко совпадают полностью. Большое количество синонимов приводит к путанице.

Чтобы разобраться в этом множестве, мы предприняли три шага.

Во-первых, постарались понять, есть ли существенные различия при использовании разных терминов для обозначения «навыков XXI века»: ключевые компетенции, «мягкие»/»гибкие» навыки, универсальные действия и пр. Наш ответ: нет. Множественность терминов описывает универсальные способности, не ограниченные конкретной задачей или ситуацией. Поэтому во избежание путаницы мы будем придерживаться термина «универсальные компетентности» (key competencies): он последовательно используется в основных европейских стратегических документах.

Универсальные компетентности необходимы каждому человеку для развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включённости и активной гражданственности. Они развиваются на протяжении всей жизни индивида.

Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной жизни человека в обществе. Компетентности можно применять в разных контекстах и комбинациях, они пересекаются и переплетаются.

Во-вторых, мы проанализировали множество прилагательных, дополняющих термины «компетентность» и «грамотность»: финансовая, гражданская, математическая, вычислительная, правовая, экологическая, культурная, информационная, цифровая, предпринимательская, физическая, эмоциональная и др., — чтобы ответить на вопрос, являются ли «грамотность» и «компетентность» синонимами. Наш ответ: нет.

В-третьих, мы попытались разобраться с важными понятиями, которые не встраивались в общий подход, когда мы проделали два первых шага. Это умения решать задачи (problem solving), принимать решения (decision making) и умение учиться (learning to learn).

Чтобы приступить ко второму и третьему шагу, нужно дать рабочее определение компетентности, отделив её от грамотности.

В концепциях компетентностей выделяются три основных подхода: поведенческий (акцент на деятельности), общий (акцент на общих способностях для объяснения различий в деятельности) и когнитивный (акцент на умственных/интеллектуальных ресурсах для достижения результата). Но все сходятся во мнении, что компетентностьэто способность действовать определённым образом (достигать определённого результата), которая опирается на соответствующие знания и навыки.

Компетентность — это набор индивидуальных способностей. Он состоит из знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определённом контексте для решения определённой задачи [cf. Mulder, 2011], при этом

Ряд экспертов включает в состав компетентности ценности и мотивацию, но мы в рабочем определении присоединяемся к большинству экспертов, связывающих компетентность не с личностными качествами и интересами, а с тренируемой способностью решать конкретные задачи.

Грамотность тоже предполагает действие, но другого рода: это действие опосредовано инструментом коммуникации (тем или иным языком), в письменной или устной форме.

Все попытки построения общих рамок включают в себя разные комбинации компетентностей, навыков, установок (отношений) и ценностей в сочетании с грамотностью. Все они ориентированы на целостное образование. Однако можно выделить два принципиально различных подхода к построению такой рамки: списки (a list) или модульная сеть (a grid).

В списках все компоненты фиксированы, перечислены друг за другом и представлены в неиерархическом порядке или в порядке включённости. Каждый конкретный навык включён только в одну более широкую категорию. Примеры, иллюстрирующие такой подход, — «Европейские ключевые компетентности для непрерывного обучения» (2018) [2]; доклад The Economist для Google (2015) [3]; Панканадская система и система компетентностей XXI века Онтарио (2016) [4], большинство других национальных систем.

Cеть (модульная сеть) устроена иначе: в ней есть ячейки для широких компетентностей и связанных с ними основных навыков; при этом сеть принципиально открыта для добавления новых навыков и знаний, а отдельные навыки могут быть связаны с несколькими компетентностями.

При этом практически для всех рамок характерно непрояснённое смешивание универсальных способов деятельности, предметных (дисциплинарных) способов и грамотности.

[5] Griffin P., Care E. (eds.) Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Springer, 2015. https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/citizenship/socioeconomic/docs/ATC21S_Exec_Summary.pdf
[6] Faure E. et. al. Learning to be / UNESCO, 1972. http://www.unesco.org/education/pdf/15_60.pdf; Delors J. et al. Learning: The Treasure Within / UNESCO, 1996. http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/rethinking-education/resources/
[7] UNESCO 2018. Future Competences and the Future of Curriculum. A Global Reference for Curricula Transformation / By Mmantsetsa Marope, Patrick Griffin, Carmel Gallagher / IBE UNESCO.http://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/resources/02_future_competences_and_the_future_of_curriculum_30oct.v2.pdf
[8] Pellegrino J., Hilton M. (eds.) Education for life and work: Developing transferable knowledge and skills in the 21st century / National Research Council. Committee on Defining Deeper Learning and 21st Century Skills. Board on Testing and Assessment and Board on Science Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press, 2012.
[9] Yuan, Kun, Brian M. Stecher, and Laura S. Hamilton, The Feasibility of Developing a Repository of Assessments of Hard-to-Measure Competencies, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RR-1204-WFHF, 2015. P. 7. As of May 25, 2018: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR1204.html
[10] Russell C. et al. (2016) System Supports for 21st Century Competencies/ Center for Global Education, Asia Society. https://asiasociety.org/sites/default/fi les/system-supports-for-21st-century-competencies-2016_0.pdf
[11] https://globaled.gse.harvard.edu/21st-century-education
[12] Reimers F., Chung C. (eds.) (2016) Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, And Curricula From Six Nations. Harvard Education Press.
[13] World Bank. 2018. World Development Report 2018: Learning to Realize Education’s Promise. Washington, DC: World Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1096-1. P. 103.
[14] Official Norwegian Reports NOU 2015: 8. The School of the Future. Renewal of subjects and competences. https://www.regjeringen.no/contentassets/da148fec8c4a4ab88daa8b677a700292/en-gb/pdfs/nou201520150008000engpdfs.pdf

Несколько влиятельных рамок можно отнести к смешанным по типу использованных подходов: они имеют некоторые признаки сети, но в целом реализованы в формате списка. Например, «Партнёрство по обучению в XXI веке» (P21) [15] или Всемирный экономический форум [16]. Кажется, здесь, в рамке ВЭФ, охвачены все аспекты навыков XXI века. Но чтобы внедрить их в систему образования, нужно будет ответить на множество вопросов. Например, чем «культурная грамотность» отличается от «культурной осведомлённости»? Как связаны «лидерство» и «сотрудничество»?

Сравнивая сети и списки, мы не выступаем за какой-либо из этих подходов. Списки с определённым количеством четко обозначенных, расположенных линейно компонентов легче объяснить конечному пользователю, это — их существенное преимущество. Но сети более гибки и устойчивы и лучше подходят для разработки долгосрочной образовательной политики в быстро меняющемся мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *