Униатская церковь что это такое

Униатская церковь

Смотреть что такое «Униатская церковь» в других словарях:

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — (греко католическая) христианское объединение, создано Брестской унией в 1596. Подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов … Большой Энциклопедический словарь

Униатская церковь — религиозное объединение, основанное на союзе (унии) православной церковной организации с католической церковью. См. Брестская уния 1596, Греко католическая церковь. * * * УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (греко католическая), христианское… … Энциклопедический словарь

Униатская церковь — Табличка на греко католической (итало албанской) церкви св. Афанасия в Риме с изображением ключей св. Петра и надписью на греческом языке Базилианская церковь в Жолкве Греко католики, униаты католики, принадлежащие к некоторым из Восточно… … Википедия

УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была… … Советская историческая энциклопедия

Униатская церковь — УНИÁТСКАЯ ЦÉРКОВЬ, созд. в 1596 по Брестской церк. унии на основе подчинения укр. правосл. церкви папе Римскому, офиц. назв.– Укр. греко католич. церковь. К нач. Вел. Отечеств. войны действовала на терр. Зап. Украины, вошедшей в 1939 в… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Болгаро-униатская церковь — Об обстоятельствах, при которых 18 декабря 1860 г. провозглашена была в Константинополе Уния см. Болгарская церковь. После бегства архиепископа Иосифа между самими болгарами униатами не оставалось никого, кого бы можно было поставить в настоятели … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Бяла-Подляска) — Католический храм Церковь Рождества Пресвятой Богородицы польск. Kościół Narodzenia Najświętszej Maryi Panny w Białej Podlaskiej … Википедия

Церковь Святого Юра (Яворов) — Колокольня Юрьевской церкви (построена в 1764 году) Интерьер церкви Святого Юрия Церковь Святого Юрия культовое сооружение в Яворове (Львовская область), принадлежит общине УГКЦ. При церкви находится деревянная колокольня 1764 года, памятник… … Википедия

Церковь Воздвижения Креста Господня — Церковь Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь (храм, собор, монастырь)) соборы и церкви освящённые в честь православного праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Содержание… … Википедия

Источник

Униатская церковь что это такое

Уния (церк.; лат. unio — соединение), слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (filioque), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов.

В середине XI в. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

Уния и униатская церковь в пределах Польши и России

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они — почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

До 1772, т.е. до первого раздела Польши, в австрийской части совсем не было униатов, а были они только в Венгрии, так что история греко-католической церкви (как она официально называется), поскольку она касается русинов, связана главным образом с историей Галиции — территории, густо заселенной униатами. Население Галиции перешло в унию во второй половине XVII и начале XIII вв.; в 1772 православным оставался лишь один монастырь василиан (базилиан) в Маняве.

Международный трактат 1772 выделил из Польши епархии перемышльскую, львовскую (без части Подолии) и значительную часть холмской и луцкой. Все они принадлежали к киевской митрополии, представитель которой остался в Польше, как и епископы двух последних епархий.

После окончательного раздела Польши и урегулирования границ между Австрией и Россией в Австрии было отменено отдельное существование холмской и луцкой епархий, остатки их присоединены к перемышльской и львовской, а от последней был отделен округ Каменец-Подольска, хотя львовские архиепископы и удержали титул епископа каменецкого.

Кроме политических мотивов на эти перемены имела влияние и судьба униатской церкви в России. Когда в России в 1795 была уничтожена униатская митрополия, австрийское правительство восстановило прежний сан галицкого митрополита и дало его львовскому архиепископу (1808).

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину (1777).

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного (1782) фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (1784). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В 1774 Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии.

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

В 1784 при Львовском университете была учреждена такая же генеральная семинария для греко-католиков из Галиции и Венгрии и вместе с тем были закрыты прежние епископские семинарии во Львове и Перемышле. И здесь преподавание шло в духе реформ Иосифа II, и языком преподавания был главным образом украинский. Эта семинария просуществовала до закрытия Львовского университета в 1806. В 1817 ее восстановили, но только для галичан.

Австрийское правительство выступило и в роли судьи между белым и черным духовенством в Галиции. Еще в польские времена между ними происходила борьба из-за преобладания. Базилиане (монахи ордена св. Василия) овладели управлением епархий. Львовский епископ Лев Шептицкий, с целью избавиться от их преобладания, задумал восстановить прежние «крилошанские соборы» в форме латинских капитулов. Против этого восстали не только базилиане, но и латинское духовенство. Правительство стало на сторону белого духовенства и учредило капитулы во Львове (1786, 1813) и Перемышле (1787, 1816). В 1779 было дозволено выбирать в епископы священников, не бывших монахами.

Дальнейшим шагом в этой противомонашеской политике было закрытие в 1783 более 40 униатских базилианских монастырей и последнего православного в Маняве; имущество их было отдано в религиозный фонд. Этим надолго было сломлено значение базилиан.

Все эти реформы значительно подняли материальный и духовный уровень греко-католического украинского духовенства, а назначение особого галицийского митрополита возвысило и престиж униатской церкви.

В XIX в. судьба последней в России заставила римскую курию также позаботиться о галицийских греко-католиках. Митрополиту Михаилу Левицкому был дан титул кардинала (1856); подтверждено было запрещение перехода униатов в латинский обряд (1863). Эта зашита греко-католического обряда не давала ему, однако, равноправия с латинским; латинское духовенство не переставало смотреть на русинов как на полуневерных схизматиков и продолжало свою пропаганду между ними в пользу латинства.

Все это обостряло вероисповедный антагонизм. При всем том вследствие недостатка между русинами первой половины XIX в. национального самосознания высшее образование приводило их духовенство к ополячению. В 1772 бедное и невежественное белое духовенство имело еще национальный украинский характер, но высшее образованное духовенство из базилиан было почти целиком денационализировано. Позже та же участь постигла почти все духовенство.

Реакция против такой аномалии началась среди духовенства перемышльской епархии, находившейся под управлением епископа Ивана Снигурского (1818-1847), самого знаменитого деятеля в среде греко-католического духовенства за все австрийское время. Его деятельность не ограничилась одним развитием национального самосознания среда духовенства, но распространилась на все сельское население.

Литературное возрождение русинов имело первых своих представителей только в среде духовенства (М. Шапшевич, Я. Головацкий, И. Вагилевич, М. Устянович и др.). В 1848 русины в первый раз ясно заявили свои национально-политические требования (Гр. Яхимович, Мих. Куземский и др.). С подавлением революции началась в Австрии политическая и религиозная реакция. Благодаря конкордату австрийского правительства с Римом католическое духовенство приобрело небывалые со времен Иосифа II привилегии в областях политики и народного образования (1855-1867).

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине.

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в 1854). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар (1882) побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (1882). Митрополит Иосиф Сембратович, бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче, получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

Собор галицкого духовенства 1894 возвратился к постановлению Замойского собора, по которому ставиться в епископы должны прежде всего монахи и неженатые. Из монахов вышел митрополит граф Андрей (Шептицкий) (с 1900).

Однако требование Рима касательно общего безбрачия духовенства упомянутый собор решительно отверг. В 1893 был закрыт «Барбареум», вместо которого была учреждена в Риме коллегия св. Афанасия. Антагонизм между обоими обрядами еще более обострился. Правительство и курия по-прежнему смотрели на унию как на нечто низшее сравнительно с латинством.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в 1649 и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве, но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В 1821 ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До 1873 некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (1867), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны, преимущественно в Трансильвании. Половина венгерских румын приняла унию с Римом в 1699. Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ

Униатская церковь что это такоеLoreyn_Kr все записи автора УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ

Сразу хочу сказать, что мне все время было неясно, откуда же появилась такая ненависть к нам, русским, со стороны Западной Украины? Ну, присоединили их сначала в 1654г., потом в 1939г. И все жили тихо и спокойно, а эти вдруг к нам с такой лютостью. Знала я и при униатов, но все же не связывалось что-то, не все было понятно.

Униаты вместе с католическими епископами и королевскими представителями собрались в Николаевской церкви. За закрытыми дверями выработали тактику в отношении сторонников православия. Было решено пригласить их на собор только в том случае, если православные согласятся не выступать против унии. Эту задачу взял на себя Пётр Скарга. Однако священники отвергли какое бы то ни было соглашение с униатами и иезуитами. Униаты ответили репрессиями. Митрополит Рагоза в грамоте предал проклятию противников унии, лишил сана православное духовенство, отлучив его от церкви, и сообщил, что церковные должности будут переданы только тем, кто признает единение с католической церковью. По приказанию королевских представителей собор закончили быстро, митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули на верность папе римскому.

Заключив унию с епископами православной церкви, Ватикан потребовал от униатского духовенства соблюдения только главных положений католицизма: безусловного признания главенства папы над униатской церковью и поминовение его во время богослужений, а в части исповедания веры — признания, что Святой Дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. В обрядовом же отношении для привлечения широких масс верующих униатской церкви было разрешено придерживаться старой православной практики богослужения и обрядности при совершении религиозных таинств причащения, крещения, покаяния, миропомазания и т. д. Таким образом, униатская церковь признала основные догматы католицизма и власть папы римского, сохранив лишь православную обрядность. Эта уступка православию была продиктована необходимостью считаться с отрицательным отношением православных к католической церкви, проявить известную гибкость, а проще говоря – хитрость, чтобы добиться подчинения православной церкви Ватикану.
Вся территория современной Западной Украины попала в духовный плен римских первосвященников…Воинствующие католики решили окончательно уничтожить православие путем жестоких гонений и преследований православных верующих и духовенства. В селах, где паны католики самовластно распоряжались в приходских церквах, они силой принуждали священников переходить в унию, а непокорных изгоняли. Если прихожане защищали своего священника и не принимали униатство, паны отдавали церковь в аренду евреям, которые хозяйски владели ключами от церкви и брали плату за каждую службу, хозяйничали грубо и кощунственно. Православные, лишенные своих храмов, принуждались ходить в униатские, т.е. в свои бывшие православные. Православных священников угрозами и хитростью вынуждали переходить в унию.

В конце XVI — первой половине XVII в. в ответ на усиление национально-религиозного и социального гнета в Юго-Западной Руси прокатилась широкая волна казацко-крестьянских восстаний. Они в результате привели к проведению 8 января 1654 г. Переяславской Рады, которая приняла единодушное решение о воссоединении двух частей Руси. После этого на большей части малороссийских земель очаги униатства были ликвидированы, причем ликвидация была, мягко говоря, без сантиментов. Россия всегда отличалась веротерпимостью и не насаждала православие на завоеванных землях силой. Более того, православие по своей сути не агрессивно и миролюбиво, в отличие от католицизма, который свою веру насаждал огнем и мечом. Вспомним крестовые походы, инквизицию с охотой на ведьм и истреблением коренных народов на завоеванных территориях! В обозримом прошлом ни одна из православных стран не начинала войн и не воевала друг с другом, в отличие от стран католических. Но в случае с униатами все было иначе: православные рассматривали униатов как вероотступников, как предателей своей исконной веры. Вероотступничество – грех, который не может быть прощен.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

Безусловно, такая форма городского самоуправления в те времена была наиболее прогрессивной и в корне отличной от того, что существовало на остальной части Украины. Следует заметить также, что магдебургское право вводилось на этих территориях задолго до принятия унии, сам уклад жизни и жизнь среди католиков способствовали в дальнейшем, как я полагаю, переходу в униатство. Получается, что жители этих западных украинских территорий жили в иных условиях, нежели остальная часть народа Украины, они еще в те века восприняли культуру и идеологию европейских католических стран, хотя формально оставались православными.

Несчастный, настрадавшийся народ, который по воле нескольких негодяев оказался насильно оторванным от своей веры, от остальной части народа Украины. Они оказались гонимы как православными, так и католиками (хотя формально были уравнены в правах с католиками), вынуждены были любыми способами защищать себя и опять же веру, которая за века уже стала своей. Они немногочисленны и со всех сторон окружены. И от этого – очень агрессивны. По какой-то неведомой мне причине настоящими украинцами они считают только себя. Очевидно, для малой части народа срабатывает известный «комплекс Наполеона». И изменить в их отношении к нам ничего невозможно. К сожалению. Их можно было бы пожалеть, не будь они так по-звериному жестоки!

Немедленно после распада СССР униатство возродилось, а время как будто вернулось вспять, вновь вернулись средние века: Рим вновь тянет свои руки к Украине, Запад снова желает прибрать к рукам их души. и «десятину».

Украинский журналист и писатель Олесь Бузина сказал как-то в программе Соловьева: Сталин в 1939г. допустил огромную ошибку, когда присоединил Западную Украину, но не сделал ее автономией, а оставил единой столицей Киев! Жили бы они себе отдельно и спокойно.

А по мне, так они действительно отрезанный ломоть, они – другие, чужеродное тело в теле православной Украине. Ведь вода и масло никогда не смешаются! Очевидно, их борьба есть борьба как раз-таки за свою, униатскую, самостийность. Только они, дорвавшись до власти, хотят взять реванш за все те невзгоды, что пришлось пережить, хотят подмять под себя всю Украину, и также ненавидят православных украинцев, как и нас, «москалей».

Рубрики:Украина
История

Метки: Украина история униатство

Процитировано 3 раз
Понравилось: 12 пользователям

Источник

Лоялисты по недосмотру. Униатская церковь в России в период разделов Речи Посполитой

Униатская церковь что это такое

Колониальная религия

После первого раздела этой державы в 1772 году значительная часть униатов стали подданными России, Пруссии и Австрии. А к 1795 году Речь Посполитая перестала существовать, и все униаты стали подданными этих держав.

Униатская церковь что это такое

В этом нет ничего удивительного — русинская церковь к моменту унии 1596 года уже находилась в состоянии упадка, и униатская церковь зацементировала основные проблемы отпавших от православия епархий.

В то время как «основная» православная церковь в 1620-х пошла по пути развития образования и смогла создать мощную собственную школу, из которой потом вышло множество православных функционеров в России, униатская церковь деградировала.

Отсутствие основательной индоктринации униатских приходов привело к тому, что после присоединения к России за первые три года аж тысяча из них перешла в православие, причем без особенных протестов.

Когда наши войдут в город

Переход униатских приходов в православие не вызвал сопротивления масс. Но во избежание потенциальных эксцессов русские войска графа Румянцева брали отдельных униатских священников под арест и изолировали их в районе Бердичева.

В период 1772-1774 гг. было арестовано 69 человек. Среди задержанных оказался и холмский епископ Максимилиан Рылло. Почти всех их отпустили восвояси, как только польский сейм ратифицировал условия договора, согласно которому к России отходила значительная часть этих земель. Мастер-класс по интеграции Украины. Как на бывших польских землях устанавливалась российская власть

Униатская церковь что это такое

Давление на униатов привело к противодействию Папы Римского, который через своего нунция Джузеппе Гарампи (который до 1776 года представлял интересы Рима в Польше, а после этого в Австрии) попытался поднять католических монархов Европы на защиту униатов от России.

Дипломатической бури не случилось, но после того, как Россия получила юридическое закрепление своих территориальных приобретений, кампания по обращению униатов в православие была свернута и униатские священники вернули большую часть своих приходов, опять же без протестов со стороны населения. Последний момент, кстати, очень плохо говорит об униатстве — очевидно, что за неполные два столетия эта религия не получила никакой серьёзной поддержки в низах и просто не укоренилась в массах.

Но пока были риски дипломатических санкций и новая власть Петербурга ещё не так твердо стояла в этом регионе (в плане управления территориями приходилось в значительной степени полагаться на местную же польскую аристократию), ей пришлось даже заигрывать с униатским духовенством.

Отчасти это было вызвано тем, что через границу в Галиции католические Габсбурги развивали свои связи с униатами и даже открыли в Вене униатскую семинарию. Губернатор новых территорий граф Захар Чернышев поначалу даже находился в отличных отношениях с полоцким униатским священником, который на всех службах прославлял Екатерину II и по всем тонким политическим вопросам, затрагиваемых в процессе богослужения, согласовывал свою позицию с русскими чиновниками.

Униатская церковь что это такое

Пути Смогоржевского (а вместе с ним и всей верхушки униатского духовенства) и русских властей вскоре разошлись после того как он принял предложение польского короля стать униатским митрополитом, чем нарушил границы юрисдикции Екатерины II, которой был обязан своим положением: русская императрица не могла признать митрополитом человека, назначенного на эту должность другим монархом (пусть и дружественным), поскольку это создавало опасный прецедент и вносило смуту в умы местного населения (которое могло спутать верность русскому престолу с верностью престолу польскому).

Поэтому в 1780-х гг. Смогоржевскому пришлось уехать из пределов Российской империи, после чего российские униаты лишились одного из своих наиболее авторитетных защитников (как ни крути, а епископ имел доступ к коммуникации с верхами государства).

Униатская митрополия между двумя империями

В принципе, русские власти не были против наличия униатского митрополита как такового, но в понимании Екатерины II в случае униатов Российской империи это должна была быть должность, учрежденная отдельно для земель в составе империи Романовых (где проживало около 800 тыс. униатов) — о чём императрица просила Папу Римского в переписке по этому вопросу.

«Общий» для всех униатов митрополит создавал проблемы для всех монархов, на территории которых эти униаты проживали. И это не была уникальная русская недоверчивость. День в истории. 24 октября: Австрия, Пруссия и Россия выкопали «историческую могилу» для Польши

Униатская церковь что это такое

В то же самое время австрийская императрица Мария Терезия заявляла свои претензии на назначение своего епископа для своих униатов, что не могло обрадовать Рим, поскольку таким образом нарушалась юрисдикция Папы над униатами. Но поскольку курия не могла похвастать внушительной мобилизационной мощью, то новых митрополитов приходилось назначать только после согласования с местными монархами.

Так что митрополитом униатов у Романовых стал пророссийский митрополит Ираклий (Лисовский), которого до этого русская императрица назначила архиепископом Полоцка (и параллельно запретила всякие сношения с митрополитом в Польше). Ираклий работал над «делатинизацией» и «деполонизацией» униатской церкви, что фактически способствовало интеграции униатов с православием.

На габсбургской стороне границы тоже ввели своего митрополита, с чем Рим тоже был вынужден согласиться не без скрипа, хотя здесь дипломатический шторм был потише (всё-таки Габсбурги были католиками с очень долгой историей сотрудничества со Святым престолом).

Восстание Костюшко и его последствия для униатов

Два последующих раздела Польши и вооруженная попытка польской шляхты возродить Речь Посполитую в прежних границах заставили русские власти задуматься о дальнейшей ассимиляции потенциально нелояльного униатского сообщества. «Полонез» Огинского от «Песняров»: польские восстания и место в них белорусов

Униатская церковь что это такое

После присоединения Правобережья русские власти взяли курс на поглощение униатских приходов и массовое обращение униатов в православную веру.

Возможно, если бы не польское восстание 1795 года, то этот процесс растянулся бы во времени и тогда бы встретил большее сопротивление. Но так как делалось всё, по сути, в военно-походных условиях, Романовы смогли обрушиться на униатов со всей мощью, изымая приходы и передавая их в руки православных священников.

К слову, возможно, именно диспропорционально широкое применение силового ресурса и привело к тому, что «ассимиляция» униатов прошла так быстро — униатское духовенство увидело, что сопротивление грозит им только мученичеством, и либо признавало верховенство русской православной церкви, либо эмигрировало. Массы же восприняли переход в православие довольно легко, поскольку индоктринация униатством на местном уровне была довольно слабая.

В этом плане преемственности у современных униатов Украины со временами XVII века практически нет. По большей части современная популярность униатской церкви на Украине — это националистический новодел, вызванный к жизни запросом патриотов украинского государства на духовное оформление независимости в 1990-е годы.

В итоге униатской церкви был нанесён существенный урон, и к моменту её ликвидации при Николае I она уже фактически была поглощена русской церковью и контролировалась изнутри симпатизантами русской церкви. Петербург против Ватикана. Конфликт русских властей с католическим духовенством на Правобережной Украине

Униатская церковь что это такое

Что характерно — Габсбурги делали то же самое. Правда, униатскую церковь они не ликвидировали, но во многом потому что сами были католиками и подчинённое положение униатов им не казалось чем-то из ряда вон. Но униатскую церковь Габсбурги контролировали очень жёстко.

Русские власти довольно быстро ликвидировали искусственный раскол среди русского населения западных окраин и поставили религиозную жизнь региона под контроль, что, очень вероятно, снизило мобилизационный потенциал польских повстанцев в 1812, 1831 и 1863 годах и облегчило последующую интеграцию этих земель уже в составе Украины. Но не это главный урок сегодняшней истории.

Вместо заключения. «Рим предателям не платит»

Если вы внимательно читали статью, то заметили, что основными действующими лицами в этой истории были представители Ватикана, Петербурга, а также местные униатские функционеры. Интересы всех этих сторон понятны и очевидны. При этом во всей этой истории отсутствует ключевой игрок — поляки.

Почему? Да потому что поляки самоустранились в этом вопросе. Папские посланники и униатские священники заваливали польское правительство прошениями предпринять действия в поддержку униатов Украины, но поляки не делали ничего. Религиозный вопрос на Правобережной Украине: борьба за умы и души малороссов в XIX веке

Униатская церковь что это такое

Конечно, важную роль играют внутренние неприятности в самой Речи Посполитой, вызвавшие дисфункцию и распад этого государства. Но основной причиной мне видится то, что польским верхам было наплевать на состояние униатской церкви, поскольку они создали её с чисто утилитарными и, прямо скажем, не очень благородными целями — поддержания русинской массы в угнетенном подчинённом положении не только в экономической, но и религиозно-культурной сфере.

Это прекрасно видно по отсутствию хоть сколько-нибудь значительного количества историй успеха перешедших в униатство крестьян — придуманное поляками униатство не создавало никаких социальных лифтов, это был лишь инструмент идеологического контроля над населением, которому шляхта предписала трудиться в поте лица и терпеть её же шляхетский беспредел.

Что крайне характерно, когда на украинских территориях бывшей Речи Посполитой в XIX веке наметилось польское диссидентское сопротивление русским властям, в религиозной форме оно практическим целиком заключалось в попытках окатоличивания польскими священниками украинского населения.

То есть даже польские националисты понимали, что униатская церковь — это дутая величина и на такой основе ничего не построить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *