Умвельт что это такое

«Умвельт»: как наша реальность отличается от реальности других

«У каждого своя правда», — в этом выражении кроется секрет взаимопонимания и эффективной коммуникации с окружающими. Но нейробиологи говорят, что у каждого из нас не просто свой взгляд на ту или иную ситуацию, но в буквальном смысле своя реальность. Причем, реальность человека, сидящего рядом, может полностью отличаться от свойственной нам реальности. А вот насколько и в чем именно — этого мы никогда не узнаем.

Для описания феномена ученые используют термин «умвельт» (umwelt), введенный в науку немецким биологом и философом Якобом Икскюлем (Jakob Johann von Uexkull). Сегодня под умвельтом подразумевают целый мир восприятия и действия, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем. Предполагается, что каждое животное и каждый человек выбирает из всего многообразия внешних сигналов (звуков, запахов, цветов и так далее) лишь те, которые соответствуют его возможностям и помогают выживанию.

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, один из популяризаторов теории, невролог Дэвид Иглман (David Eagleman) предлагает представить, что вы живете в мире, где все, кроме вас, слепы с рождения. И однажды вы говорите: «Я вижу, как кто-то идет по холму». Люди сочли бы вас волшебником или провидцем, так как остальной мир, что естественно, не знал бы, что он слеп. Об этой слепоте знали бы только вы, так как обладали бы отличными ото всех характеристиками.

В приведенном выше примере «реальность» всего мира ограничивается тем, что люди могут слышать, пробовать, обонять и тактильно ощущать (прикасаться), но не зрением. То же самое, по сути, происходит, когда между собой взаимодействуют два случайно взятых человека. «Реальность каждого субъекта субъективна. Каждый из нас находится в ловушке своего мозга, но, что самое смешное, каждый из нас при этом уверен, что именно он знает, как устроен мир на самом деле», — приводит слова Дэвида Иглмана Business Insider.

Как объясняет Иглман в своей лекции TED 2015 года, человеческий умвельт — это «кусочек экосистемы, который мы всегда берем с собой». И даже человек, который живет по сократовскому принципу «я знаю, что ничего не знаю» так же виновен, как и все остальные. Просто потому, что он считает свою реальность самой объективной из всех возможных.

При этом психологи полагают, что умвельт для человека — это способ нормально жить, работать и не слишком задумываться о бытии. Иными словами, это такой уютный кокон, который позволяет нам не сойти с ума от неумения объяснить тысячи вещей, которые происходят вокруг. Так что если вы допускаете существование иной точки зрения, всегда даете собеседнику право высказаться и редко вступаете в непримиримые дискуссии, то этого вполне достаточно, чтобы жить в гармонии с собой и окружающими.

Источник

Умвельт

Умвельт что это такое

Объяснение отличий восприятия и поведения кроликов и людей на примере фрагмента «Обитателей холмов» [2] (дан в буквальном переводе для сохранения смысловой нагрузки):

Человек ходит на двух ногах. Для него сложно взбираться по крутому холму, ведь приходится постоянно возносить своё вертикальное тело вместо того, чтобы двигаться по инерции. Кролику проще. Его передние лапы направляют горизонтальные тело, пока мощные задние вовсю работают. Их стараний более чем достаточно, чтобы разогнать невеликую кроличью массу, расположенную впереди. Кролики быстро забегают по склону. Более того, задние лапы настолько мощные, что кроликам сложно спускаться с холма, и часто на крутом пути вниз они перекувыркиваются через голову. Человек, напротив, несёт себя в пяти-шести футах над землёй. Пускай склон крут и ухабист, но в целом он ровный, и человеку легко выбирать путь с высоты своей подвижной шестифутовой башни. Кроличьи же тревоги и трудности в преодолении склона отличаются от таковых, которые бы испытали вы, дорогой читатель. Их утомляет не физическая нагрузка. Когда Орешек сказал, что кролики устали, он имел в виду усталость от непрекращающегося чувства уязвимости и страха.

Содержание

Умвельт и изучение мышления животных [ править ]

По мнению Михаэля Шефера в книге «Язык лошадей i », люди, изучая интеллект животных и их обучаемость, обычно перед ними ставят задачи, которые данный вид животных зачастую не в силах решить. Таким образом, изучение мышления животных, самого вопроса наличия у них «интеллекта», часто осуществлялось с человеческой точки зрения и без понимания видового умвельта. В таких экспериментах принимают ценность редкие, единичные достижения животных, и в итоге в большинстве случаев получается отрицательный результат. К тому же велика вероятность очеловечивания многих реакций животных, субъективной оценки исследователем.

Пример: узнавание лиц у приматов [ править ]

С этой же проблемой мы столкнулись, изучая узнавание лиц у шимпанзе. На тот момент наука считала людей уникальными, способными различать лица лучше любого другого примата. Но никого не волновал факт, что других приматов проверяют преимущественно на человеческих лицах, а не лицах их же вида. Когда я спросил одного из первопроходцев области, почему методология так и не пошла дальше человеческих лиц, он ответил, что люди настолько сильно отличаются друг от друга, то раз уж примат не различает их — то и себеподобных не различит тем более.

Когда с шимпанзе провели тест на узнавание лиц их собственного вида, они показали прекрасные результаты.

Пример: использование орудий гиббонами [ править ]

Наглядный пример — гиббоны, которых когда-то считали отсталыми приматами. Им давали различные задания, требующие правильно выбрать чашку, верёвку или палку. Но раз за разом они показывали худшие результаты, чем прочие виды. Задание на использование орудий, например, заключалось в получении банана, который помещали за пределами клетки. Также рядом помещали палку. Всё, что нужно было — это взять палку и подтянуть банан поближе. Шимпанзе поступают так, не задумываясь, как и большинство обезьян с развитыми руками. Но не гиббоны. Что крайне странно, учитывая, что гиббоны (также известные как «малые человекообразные обезьяны») относятся к той же ветви обезьян с большим мозгом, к которой принадлежат люди и гоминиды.

В 1960 американских приматолог Бенджамин Бек применил свежий подход. Гиббоны ведут исключительно древесный образ жизни. Они брахиаторы и передвигаются по лесу, раскачиваясь между ветками на руках и ногах. У них длинные пальцы, но очень короткий противопоставленный большой палец, как и подобает для такого способа передвижения: руки гиббона устроены скорее как крюки, чем многоцелевые хватательные и осязательные органы, как у большинства приматов. Бек догадался, что в умвельте гиббонов практически отсутствует земля, и что их руками невозможно подбирать объекты с плоской поверхности. Он модифицировал для гиббонов классический эксперимент под дёрганье верёвок, но вместо того, чтобы положить верёвки на землю, он приподнял их на уровень плеча гиббона. Не вдаваясь в подробности, скажем просто, что гиббону нужно было очень внимательно изучить, как верёвки были привязаны к еде. Гиббоны выполнили все задания быстро и эффективно, продемонстрировав тот же интеллект, что и другие гоминиды. Их прежние неудачи были больше связаны с сутью заданий, а не умственными способностями.

Пример: использование орудий слонами [ править ]

Ещё один хороший пример — слоны. Долгие годы учёные считали их неспособными к использованию орудий. Слоны провалили то же задание с бананом, полностью проигнорировав палку. Их провал не мог быть списан на неспособность поднимать предметы с плоской поверхности, ведь слоны передвигаются по земле и постоянно поднимают предметы, даже крохотные. Учёные заключили, что решение просто было им непонятно. И никто не подумал, что, возможно, это слоны были непонятны учёным. (…)

Так какой же эксперимент мог бы учесть строение и особенности этого животного?

Во время моего визита в Вашингтон я встретился с Престоном Фёрдером и Дианой Райс, которые познакомили меня с Кандулой, молодым слоном, способным решить это же задание, поставленное немного иначе. Учёные повесили фрукт высоко над вольером Кандулы, где тот не мог его достать. Они предоставили слону несколько палок и крепкий ящик. Кандула проигнорировал палки, но спустя некоторое время начал пинать ногой ящик. Он пинал его долго и упорно по прямой линии, пока тот не оказался непосредственно под фруктом. Затем он опёрся на ящик передними ногами, что позволило ему дотянуться до фрукта хоботом. Слоны, как выясняется, способны пользоваться орудиями — подобающими слону.

Умвельт в фантастике о животных [ править ]

Фантастика о животных не использует термина «умвельт», как и большинство других зоологических терминов, однако очень часто она пытается показать мир с точки зрения животного с поправкой на его восприятие. Часто это восприятие отталкивается именно от зоологических знаний о том, как отличаются повадки, быт и органы чувств животных. Эта традиция пошла от законодателя жанра — книги «Обитатели холмов», автор которой сверялся с несколькими книгами о кроликах, прежде чем подробно описывать их культуру и путешествия. Чтобы передать уникальную перспективу животного, авторы используют специально разработанный лексикон как для речи животных, так и для самих описаний в книге: например, в книге «Foxcraft» расстояния измеряются в «длиннах хвоста» (brushlengths).

Чем дальше культура животных от реального биологического вида, тем антропоморфнее обычно их мышление, речь и перспектива. Например, в сериях «The Familiars» и «Кошки-волшебники» про магических животных звери говорят друг с другом, кооперируются и мыслят как люди, то время как в тех же «Обитателях холмов» кролики ограничены в своих идеях и способности к общению тем, как могли бы вести себя настоящие кролики. Озарение, что кролики могут переплыть реку верхом на доске, кажется им почти что магией. Действительно, в реальности кролики не пользуются инструментами, потому что не имеют удобного способа ими манипулировать, и подобных идей за ними не водится.

Источник

Умвельт что это такое

Умвельт что это такое

Совокупность возможных стимулов для каждого живого существа есть его «знаковый мир”. Сумма возможных ответов или ответных реакций составляет его «активный мир». Вместе эти два мира (знаковый и активный) составляют его «умвельт» или окружающий мир, полученный в результате адаптации и эволюции.

Согласование стимулов, поступающих из внешнего мира, с внутренним миром живой особи осуществляется посредством адаптации. Такая ориентация включает в себя саморегуляцию поведения, благодаря которой животное выбирает стимулы из внешнего мира и отвечает на них соответствующим образом. Ответные реакции животного направлены на поддержание стабильного состояния, согласованного взаимодействия с окружающей средой.

Согласно концепции Иикскюля, человек подобно другим живым существам имеет свой умвельт. Человеческая чувствительность определяется характером мира, в котором живет человек и который он познает, осваивает и в котором он действует.

Между умвельтом и живым существом происходит взаимодействие в виде восприятия-действия. Эта пограничная сфера как раз является «областью действия» виртуальной реальности (см. рисунок выше). Потоки сенсорных данных, возникающих в органах чувств живого существа преобразуются в конкретные управляющие сигналы для совершения действий живым существом как ответная реакция на ситуации, с которыми сталкивается живое существо. С другой стороны, живое существо имеет свои цели и реализует их, благодаря наличию у него в сознании конкретной модели окружающей реальности, полученной в результате эволюции и адаптации.

Одним из самых замечательных выводов будет факт возможного использования различных инструментов и моделей, преобразующих структуру и состав виртуальной реальности.

Источник

Умвельт что это такое

Умвельт что это такое

Умвельт что это такое

Содержание

Обсуждение

Каждый функциональный компонент умвельт имеет смысл и так представляет собой модель мира. Эти функциональные компоненты приблизительно соответствуют особенностям восприятия, [5] как описано Энн Трейсман. Это также семиотический мир организма, включая все значимые аспекты мира для любого конкретного организма, то есть это может быть вода, еда, убежище, потенциальные угрозы или ориентиры для навигации. Организм создает и изменяет свою собственную умвельт когда он взаимодействует с миром. Это называется «функциональный круг». В умвельт Теория утверждает, что разум и мир неразделимы, потому что именно разум интерпретирует мир для организма. Следовательно, Umwelten разных организмов различаются, что следует из индивидуальности и неповторимости истории каждого отдельного организма. Когда два Umwelten взаимодействовать, это создает семиосфера. [6] [7]

Работы Уэкскюля демонстрируют особый интерес к различным мирам, которые, как он считал, существуют («концептуально») с точки зрения умвельт разных существ, таких как клещи, морские ежи, амебы, медуза, и морские черви.

В биосемиотический Поворот в анализе Якоба фон Икскюля происходит в его обсуждении отношений животного с окружающей средой. В умвельт для него окружающий мир, который, согласно Агамбен, «состоящий из более или менее широкого ряда элементов, [называемых]« носителями значения »или« знаками », которые являются единственными вещами, которые интересуют животное». Агамбен перефразирует пример клеща Уэкскюлл, сказав:

«. это безглазое животное находит путь к своему наблюдательному пункту [на вершине высокой травинки] с помощью только общей чувствительности его кожи к свету. Приближение ее жертвы становится очевидным только для этого слепого и глухого бандита. через ее обоняние. Запах масляной кислоты, который исходит от сальных фолликулов всех млекопитающих, действует на клеща как сигнал, который заставляет ее покинуть свой пост (на вершине травинки / куста) и слепо упасть вниз к своей жертве.Если ей посчастливилось упасть на что-то теплое (что она воспринимает с помощью органа, чувствительного к определенной температуре), то она достигла своей жертвы, теплокровного животного, и после этого нуждается только в помощи ее осязание, чтобы найти как можно менее волосатое место и погрузиться до головы в кожные покровы своей жертвы. Теперь она может медленно втягивать струю теплой крови «. [8]

Таким образом, для галочки умвельт сводится только к трем (биосемиотическим) значимым носителям: (1) запах из Масляная кислота, который исходит из сальный фолликулы всех млекопитающих; (2) температура 37 ° C (соответствует кровь всех млекопитающих); и (3) волосатая топография млекопитающих.

Критики

Источник

Умвельт что это такое

Умвельт что это такое

Умвельт что это такое

Содержание

Обсуждение

Каждый функциональный компонент умвельт имеет смысл и так представляет собой модель мира. Эти функциональные компоненты приблизительно соответствуют особенностям восприятия, [5] как описано Энн Трейсман. Это также семиотический мир организма, включая все значимые аспекты мира для любого конкретного организма, то есть это может быть вода, еда, убежище, потенциальные угрозы или ориентиры для навигации. Организм создает и изменяет свою собственную умвельт когда он взаимодействует с миром. Это называется «функциональный круг». В умвельт Теория утверждает, что разум и мир неразделимы, потому что именно разум интерпретирует мир для организма. Следовательно, Umwelten разных организмов различаются, что следует из индивидуальности и неповторимости истории каждого отдельного организма. Когда два Umwelten взаимодействовать, это создает семиосфера. [6] [7]

Работы Уэкскюля демонстрируют особый интерес к различным мирам, которые, как он считал, существуют («концептуально») с точки зрения умвельт разных существ, таких как клещи, морские ежи, амебы, медуза, и морские черви.

В биосемиотический Поворот в анализе Якоба фон Икскюля происходит в его обсуждении отношений животного с окружающей средой. В умвельт для него окружающий мир, который, согласно Агамбен, «состоящий из более или менее широкого ряда элементов, [называемых]« носителями значения »или« знаками », которые являются единственными вещами, которые интересуют животное». Агамбен перефразирует пример клеща Уэкскюлл, сказав:

«. это безглазое животное находит путь к своему наблюдательному пункту [на вершине высокой травинки] с помощью только общей чувствительности его кожи к свету. Приближение ее жертвы становится очевидным только для этого слепого и глухого бандита. через ее обоняние. Запах масляной кислоты, который исходит от сальных фолликулов всех млекопитающих, действует на клеща как сигнал, который заставляет ее покинуть свой пост (на вершине травинки / куста) и слепо упасть вниз к своей жертве.Если ей посчастливилось упасть на что-то теплое (что она воспринимает с помощью органа, чувствительного к определенной температуре), то она достигла своей жертвы, теплокровного животного, и после этого нуждается только в помощи ее осязание, чтобы найти как можно менее волосатое место и погрузиться до головы в кожные покровы своей жертвы. Теперь она может медленно втягивать струю теплой крови «. [8]

Таким образом, для галочки умвельт сводится только к трем (биосемиотическим) значимым носителям: (1) запах из Масляная кислота, который исходит из сальный фолликулы всех млекопитающих; (2) температура 37 ° C (соответствует кровь всех млекопитающих); и (3) волосатая топография млекопитающих.

Критики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *