Умом россию не понять что значит
Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Краткое содержание
И. Прянишников. Крестный ход. 1893
Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…
История создания
Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.
Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».
Темы и настроение
Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:
Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.
Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.
Основная идея
Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.
Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.
Средства выразительности
В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:
антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;
олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.
Философская миниатюра плод размышлений Тютчева, попытка
понять феномен собственной страны.
Первая строчка стала крылатым выражением для обозначения
особого русского пути развития.
Вот такую оценку своей стране дал опытный дипломат,
прекрасно знающий европейские страны.
В момент написания стих-я в России прошло всего пять лет с указа
об отмене крепостного права. Одновременно проводились
масштабные реформы во всех основных областях общественной
и государственной жизни. Российская судебная система за короткое
время стала одной из самых прогрессивных и гуманных в мире.
Однако самые передовые технологии и идеи соседствовали с
вековым бездорожьем, нищетой и неграмотностью.
Этот контраст дает Тютчеву основание утверждать, что развитие
России всегда идет по своим особым законам, которые
недоступны логическому анализу европейца. Да и сами русские
не понимают этих законов, отдавая все воле Божьей.
На протяжении веков в России складывался уникальный
национальный характер. Главная особенность русского человека –
поступать не в соответствии с требованиями ума, а по велению сердца.
В общем, простым людям приходилось тогда полагаться только на интуицию и веру
Губерман ответил Тютчеву.
Давно пора (. ) мать,
Умом Россию понимать.
Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (Ф.И. Тютчев)
Стихотворение Ф. Тютчева «Умом Россию не понять…» — небольшое, но очень хлёсткое четверостишие, начало которого стало крылатой фразой. И это неудивительно, ведь порой загадочную русскую душу и извечные проблемы страны можно объяснить лишь этим выражением. До сих пор оно не теряет своей актуальности.
Тютчев известен у литературных критиков как автор философских миниатюр, которой и является данное нам стихотворение. Несмотря на свой размер, оно отражает сразу несколько тем и рассуждений автора по поводу основной идеи стихотворения. Рассмотрим подробнее это знаменитое четверостишие, пользуясь разбором от Многомудрого Литрекона.
История создания
Для того чтобы понять произведение, нам необходимо знать исторический контекст и историю создания стихотворения. Тютчев написал его на клочке бумаги в 1866 году, оригинал бумажки сейчас находится в Пушкинском Доме, известном как Институт русской литературы РАН. Опубликовано было оно, однако, не сразу, а лишь два года спустя — в 1868.
Известно также, что у Тютчева была карьера за границей, поэтому некий «взгляд со стороны», присущий стихотворению, возник неслучайно. Автор как бы отдалённо, взором иностранца описывает Россию, потому что для многих стран и их жителей она остаётся загадочной страной.
Жанр, направление, размер
Как было сказано раннее, жанр стихотворения — философская миниатюра. Он небольшой по объёму, однако сложный по своему содержанию, ведь не так просто уместить в несколько строк сразу несколько тем и глубокий смысл, расшифровка которого может создать не одно сочинение. Четверостишие можно отнести к романтизму, так как Тютчев являлся поэтом-романтиком, и в самом стихотворении мы видим образ загадочной и романтизированной русской души.
Размер произведения — четырёхстопный ямб, ритмически богатый одический размер. В данном случае эта маленькая ода посвящается иррационализму России. Стихотворение построено по классическому для рассуждения принципу «тезис — аргумент – вывод». Тезисом являются строки «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…», аргументом — объяснение, что «у ней особенная стать», и, соответственно, из всего следует вывод, что «в Россию можно только верить».
Тютчев осветил несколько тем в известных строках: патриотизм, русский менталитет и особая роль России в мировой культуре и истории, её невероятная сила и мощь, действие которой порой не поддаётся логике. Автор, высказывая мысль о том, что в Россию нужно верить, создаёт патриотический настрой. Его цель — убедить читающего или слушающего, что страна без тех людей, которые уверены в её будущем, не сможет существовать.
Тут же и раскрывается тема менталитета: Россия противоречива, но держится несколько столетий на вере русского народа. Западный рационализм противопоставляется религиозному мышлению. Знаменитое «авось» объясняет, почему нельзя понять многие явления страны умом. Тем не менее, вера без логики способна создать невероятную по своим масштабам силу, которая проявлялась множество раз за всю историю страны.
Основная идея
Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.
Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.
Средства выразительности
Противоречивость автор показал с помощью некоторых средств выразительности. В четверостишии есть антитеза: «понять» и «верить», «особенная» и «общим». Подкрепляют и усиливают тезис автора о национальной особенности отрицательные частицы «не понять» и «не измерить». Глагольные рифмы «понять», «измерить», «верить» придают динамики произведению и в полной мере отражают движение России вперёд.
Стилистически стихотворение достаточно простое, без витиеватых выражений с понятными любому читателю словами «аршин», «стать», «ум», «особенный» и т.д. Мысль произведения ясна как простому крестьянину, так и дворянину. Такая универсальность нужна для того, чтобы патриотическая мысль могла дойти до любого человека.
Мы проанализировали монострофу Тютчева «Умом Россию не понять…» и рассмотрели множество его граней и подтекстов. Таким образом, хотя и маленькое, но очень ёмкое стихотворение чётко передало позицию автора и своё настроение. Краткость и «прилипчивость» идеи о загадочной России сделало четверостишие цитируемым и знаменитым.
Сочинение: Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?»
Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «Как вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?» (направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»). Для аргументации изложенных мыслей были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина.
Вариант 1
Удивительно, как Федору Ивановичу Тютчеву удалось передать весь уклад русской жизни в одной фразе. Россия не похожа ни на какую другую страну. Только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться. На судьбу нашего народа выпало немало испытаний, поэтому исторически так сложилось, что славяне – сильные и мужественные люди.
В качестве примера хотелось бы привести рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В основе сюжета произведения лежит подлинная история жизни человека из народа. После окончания Великой Отечественной войны автор встретил человека, чей рассказ-исповедь и лег в основу «Судьбы человека».
Главным героем произведения является Андрей Соколов. Его судьба полна ужасных испытаний, которые способен выдержать далеко не каждый человек. До войны он жил, как все остальные люди: работал водителем, затем женился, обзавелся детьми, построил свой дом. Он жил хорошо, но война разрушила все его мечты и желания. За время войны главный герой был два раза ранен, контужен, побывал в плену. Однако стойкость характера и небывалая сила духа не давали ему умереть. Он всегда верил в победу, и оставался преданным своей Родине даже перед лицом смерти.
Самым страшным испытанием для Соколова стало известие о гибели его жены и дочек, а спустя некоторое время не стало и его сына. Но и эти лишения не ожесточили его, не заставили потерять веру. Война отняла у него все, но надежды лишить не смогла. Когда Соколов решил, что уже никогда не будет счастлив, судьба подкинула ему маленького осиротевшего мальчика, который отчаянно нуждался в чьей-то заботе. Так, главный герой вновь почувствовал радость отцовства, а Ванюшка, наконец, стал нужным кому-то. Соколов усыновил мальчишку, и таким образом наполнил свою жизнь смыслом. Теперь ему было необходимо научить маленького мальчика тому, что делает человека человеком. И автор выражает надежду на то, что у плеча такого человека вырастет тот, кто сможет все преодолеть на своем жизненном пути, и встать на защиту Родины, если она позовет.
Другим произведением, где в качестве главного героя выступает простой русский солдат – является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор уделял особое внимание русскому народу в своем творчестве. Он восхищался стойкостью своих соотечественников, их преданности и патриотизму. Твардовский считал всех советских солдат – настоящими героями, поэтому прославлял их во многих своих произведениях.
Таким образом, можно прийти к выводу, что секрет силы нашего народа кроется в непостижимой русской душе, понять которую не под силу тем, кто родился за пределами нашего государства. Умом Россию не понять, в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие напасти.
Вариант 2
Россия всегда отличалась от других мировых государств. К ее описанию как нельзя лучше подходят строки из знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?». По мнению автора именно удивительный образ мышления русского народа – залог его величия. Он считал, что Россию невозможно оценить по общепринятым меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой.
Многие русские писатели пытались понять самобытность русского народа, его уникальную сущность. Не исключением стал и Н.В. Гоголь. Его творческий путь – путь постижения русской жизни, судьбы всей России.
Не случайно, знаменитый литературный критик С.Т. Аксаков назвал поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» — сатирой на крепостническую Русь. Это смешное и веселое произведение, наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Смешные сцены трагедии лишь оттеняют общую трагическую картину русской действительности первой половины 19 века.
С иронией описывает Гоголь типичный губернский город. Комедийно изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем облике самого города, но и о жизни его обитателей, их нравственном и культурном уровне. Также иронично изображены портреты местных помещиков и чиновников. Слащавый взгляд Манилова автор сравнивает с сахаром, тем самым намекая о его истинной льстивой натуре, внешность Собакевича приравнивается к облику медведя, что сближает его образ с животным.
Кроме иронических характеристик в поэме происходят комические ситуации. Причем, эти ситуации связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из простого народа. К примеру, дворовая девка Пелагея, указывая кучеру Селифану дорогу, не знает, где право, а где лево. Этот эпизод говорит о крайнем невежестве народа, о его неразвитости и темноте вследствие долгого крепостнического уклада жизни. Даже грамотный крепостной Петрушка выступает в качестве пародии на образованного человека, потому что он складывает буквы в слова только ради удовольствия, совершенно не вдумываясь в их смысл.
Н.В. Гоголь в своей поэме хотел изобразить все пороки русской жизни, антинародный характер чиновничьего аппарата. Он считал, что сатира – одно из самых действенных средств преобразования общества. Писатель любил свою Родину, и мечтал о ее светлом будущем, но понимал, что при подобном государственном устройстве оно невозможно.
Другим автором, который большую часть своего творчества посвятил России, был А.С. Пушкин. Он осветил исторические события своей Родины, начиная с глубокой древности – «Песнь о Вещем Олеге», и до Петра Великого. Его интересовали трудные эпохи и государственные деятели, которые оказали влияние на будущее великой державы. Больше всего Пушкина привлекала личность Петра I – могущественного правителя, посвятившего всю свою жизнь России. Ему были посвящены две поэмы – «Полтава» и «Медный всадник».
События, описанные в поэме «Полтава», происходят в период укрепления Российского Государства. В произведении упоминаются реальные исторические деятели, живущие в то время: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Петр I противопоставляется Карлу XII. Император Всероссийский уверен в себе, уверен в предстоящей победе, в то время как король Швеции представлен нерешительным и флегматичным самодержцем. Таким образом, автор выражает гордость за свою Родину, он полон патриотического чувства и восхищается славной победой. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность лучшего будущего.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что строки из стихотворения Ф.И. Тютчева образно и метко характеризуют Россию. Автор уверен, что его Родина будет жить и развиваться даже в самых ужасных условиях. Он говорит о том, что Россия – крайне непредсказуемая страна, и эта черта помогает ей выстоять в те времена, когда уже нет надежды на лучшее.
Умом Россию не понять
Умом Россию не понять
Из называемого по первой строчке четверостишия («Умом Россию не понять. », 1866, опубл. 1868) Федора Ивановича Тютчева (1803—1873):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Обычно цитируется иронически по поводу всякого рода российских несовершенств, несообразностей и пр.
Смотреть что такое «Умом Россию не понять» в других словарях:
Умом Россию не понять — Жанр: стихотворение Автор: Фёдор Тютчев Язык оригинала: русский Публикация: 1866 … Википедия
Творчество Михаила Задорнова — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Катрен — (франц. quatrain) законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк. Метр и расположение рифм не канонизированы, но наиболее частая форма «abba». К. появляется во французской поэзии очень рано: уже в «Jeu d’Adam» XII в. наиболее важные… … Литературная энциклопедия
Тютчев, Федор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Фёдор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. И. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Фёдор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия