Умный не говорит невежда не дает говорить о чем эта пословица

Объясните и приведите развёрнутый пример на эту пословицу. «Умный не говорит, невежда не даёт говорить.»

Когда вы бесконечно говорите, особенно, если вы постоянно повторяетесь и ваша мысль не продвигается вперед, то выглядите глупо.
Умный человек, если говорит, то только там, где это надо и по делу. У него нет повтора одной и той же мысли. Его речь крайне понятна, не требует дополнений.

Глупый человек не может контролировать свой язык, говорит все, что придет в голову, что порой выглядит смешно.
Чтобы не казаться невеждой, обдумывайте то, что хотите сказать и убедитесь, что это правда!

Это относиться и к телефонным разговорам.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении.

Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания собеседника, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.

Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

Источник

Билет по русскому языку: Речевой этикет

Русский речевой этикет

Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

В официальной обстановке делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении.

Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания собеседника, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.

Источник

35 пословиц и поговорок о речевом этикете

Слово этикет (от франзуского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих. В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.

Есть пословицы, указывающие на то, что любому человеку необходимо внимательно слушать собеседника:

Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай;

Умный не говорит, невежда не дает говорить;

Помолчи. За умного сойдешь;

Не дорого ничто, дорого вежество;

Не мудрён привет, а сердца покоряет;

Ласковое слово лучше мягкого пирога;

Добрым словом и бездомный богат.

Умный не говорит невежда не дает говорить о чем эта пословица

Другие пословицы говорят о том, как опасны грубые, обидные и
никчемные слова, какие последствия могут повлечь за собой опрометчивые фразы:

Слово – стрела, выпустишь – не вернешь;

Лучше недосказать, чем пересказать;

Все беды человека от его языка;

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить
нельзя;

Корову ловят за рога, людей за язык;

Легко очернить, нелегко обелить;

Легко сказать, нелегко доказать;

От языка не уйдёшь, везде достанет;

У злой Натальи все люди канальи

Умный не говорит невежда не дает говорить о чем эта пословица

Некоторые пословицы даже указывают на ошибки, допускаемые
при ведении беседы, и на проблемы в коммуникации:

Вы слушайте, а мы будем молчать;

Дед говорит про курицу, а бабка про утку;

Отвечает, когда его не спрашивают;

Глухой слушает, как немой речь говорит;

Мели, Емеля, – твоя неделя;

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу во гневе;

Петь хорошо вместе, а говорить порознь;

Один говорит — красно, двое говорят — пестро.

Умный не говорит невежда не дает говорить о чем эта пословица

Многие поговорки и пословицы говорят нам об уместности слов, о
том, что надо следить за своей речью. Каждое выражение необходимо
употреблять только в нужное время и в нужном месте:

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят;

Не выноси сор из избы;

Собака лает – ветер носит;

Злые языки страшнее пистолета;

На чужой роток не накинешь платок;

Слово – серебро, молчанье – золото;

В рот, закрытый глухо, не влетит муха;

Не спрашивают, так не сплясывай;

Не любо — не слушай (а врать не мешай);

Чужих слов не перебивай;

Не говори «Гоп» пока не перепрыгнешь.

Умный не говорит невежда не дает говорить о чем эта пословица

Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколение.

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 193

966. Прочитайте пословицы о речевых отношениях и объедините их в три группы: 1) о формулах вежливости, важных для ведения беседы; 2) о правилах ведения диалога; 3) о типичных ошибках в построении диалога. Добавьте в каждую группу по собственному примеру.

1. Лошадь узнают в езде, человека — в общении. 3

2. Вежливость познается среди хамства. 2

3. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани. 1

4. Из дурного рта выходит только скверное слово. 1

5. От приятных слов язык не отсохнет. 3

6. Учись вежливости у невоспитанного. 2

7. Умный языком, глупый руками. 1

8. Пожуй, прежде чем проглотить; послушай, прежде чем говорить. 1

9. Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай. 3

10. Умный не говорит, невежда не дает говорить. 1

11. Дед говорит про курицу, а бабка — про утку. 3

12. Вы слушайте, мы будем молчать. 2

13. Глухой слушает, как немой речь говорит. 3

14. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется. 2

967. На основании приведенных пословиц и поговорок сформулируйте правила речевого поведения для говорящего. Приведите известные вам пословицы и поговорки о правилах речевого поведения говорящего.

1. Ножом убивают в безлюдном месте, словом — на людях. 2. Корову ловят за рога, а людей — за язык. 3. Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь его — он тебя продаст. 4. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. 5. Лучше захромать на ногу, чем на язык. 6. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь. 7. Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя, 8. Яйцо курицу уму-разуму учило. 9. Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену. 10. У лжеца дом сгорел — никто не поверил. 11. Мечет бисер перед свиньями. 12. Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.

968. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте правила для адресата.

969. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте типичные ошибки в построении высказывания.

1. Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой. 2. Конь скачет, а всадник похваляется. 3. Его из деревни гонят, а он просится в старосты. 4. Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб. 5. Каждый может ругать построенный дом, но не каждый может его построить. 6. Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других. 7. Нет, нет, взять не могу, положите мне в карман. 8. Гнев шагает впереди, ум — сзади. 9. Свой ум и чужое богатство всегда преувеличивают. 10. Причину и пластырь можно приклеить куда угодно. 11. Люди не любят того, чего не знают. 12. Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.

970. Прочитайте фрагменты из повести В. Токаревой. Укажите, какие правила речевого этикета нарушили участники диалога. Определите, где и когда уместен такой диалог, в каком стиле речи он выдержан, какие отношения между общающимися. Помогите героям исправить ошибки.

I. В 10.15 по московскому времени в квартиру Люси позвонил сосед Женька.

— Здравствуйте, — сказала Люся, так как Женька молчал и смотрел глазами — большими и рыжими.

— Ладно, — ответил Женька. Слово «здравствуйте» он понимал как обращение и понимал буквально: будьте здоровы.

Люся удивилась, но ничего не сказала. Она была хорошо воспитана и умела скрывать свои чувства.

— У меня сломалась бритва, — сказал Женька. Голос у него был красивый. — Я бы побрился бритвой вашего мужа. Но это зависит не только от меня.

— Пожалуйста, — Люся не умела отказывать, если ее о чем-то просили.

II. — Добрый день, — поздоровался Юра.

— Да, — согласился Женька, потому что считал сегодняшний день для себя добрым.

— Как дела? — спросил Юра у Женьки.

— На работу устраиваюсь, — с готовностью откликнулся Женька. — Странная, в общем, работа, но дело не в этом. Когда человек работает, он не свободен, потому что по большей части делает не то, что ему хочется. Но, с другой стороны, человек не всегда знает, что ему хочется. — Женька вдохновился и похорошел. Он любил, когда интересовались его делами и когда при этом внимательно слушали, — Видите ли.

Женька запнулся, ему показалось — Юра что-то сказал. Женька понял, что слушал Юра невнимательно, и ему самому стало неинтересно.

— Я пойду. — неуверенно проговорил Женька.

971. Почему специалист должен следить за своей речью? Составьте памятку «Как не должен говорить образованный человек».

972. Объясните иностранцу, какие правила речевого этикета принято соблюдать в России.

973. Приведите примеры использования тактик вежливости в официальной обстановке или в быту.

Приветствие: Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

Прощание: До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Благодарность: Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Просьба: Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Извинение: Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Предложение: Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Приглашение: Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *