Умк школа россии что такое умк

Школьный гид

УМК «Школа России»

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):

Русский язык.
Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс)
Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. (3-4 классы)
Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.
Музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Технология. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Физическая культура. Лях В.И.
Физическая культура. Гимнастика. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Все учебники, вошедшие в новый перечень, переизданы с изменениями и дополнениями. В связи с этим обучение по старым и новым учебникам в одном классе не рекомендуется методистами издательства.

Учебники системы «Школа России», не вошедшие в новый перечень, входили в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Поэтому образовательные организации вправе в течение трех лет использовать ранее приобретенные учебники.

Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»):

— ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
— ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
— ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
— ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
— ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
— ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.

2. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык

4. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

5. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

6. В ее основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы. Модуль «Школа России» развивает у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшей его составляющей являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности ребенка.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание.

Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:

• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.

Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год. (Приказ №2080 от 24 декабря 2010 г.)

УУмк школа россии что такое умкчебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г. Горецкого и др. отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной, созданные по оригинальной методике, имеющей прочную теоретическую основу и прошедшей апробацию в российских школах. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

В предлагаемой системе обучения родному языку реализованы следующие подходы: коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный.
Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

Курс «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой строится на двух ведущих принципах: литературнохудожественном, коммуникативно-речевом.

Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей: дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, к Родине.
Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования.

Методический аппарат учебников ориентирован на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений, на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.). В курсе используется доступная для младших школьников технология произведения сопоставительного анализа художественных и научно-познавательных текстов.

Наиболее существенной особенностью учебно-методического курса «Математика» авторов

М. И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений. В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.

Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместные прогулки, экскурсии, поездки).
В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).

Такой подход позволяет сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство. В учебниках используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.

Рабочие тетради тематически соответствуют учебнику. В них содержатся шаблоны для изделий, разрезные карточки, чертежи, технологические карты и дополнительный материал. В методических пособиях для учителя представлены разработки уроков по каждой теме учебника, даны тексты вводной беседы к каждому уроку, методические рекомендации к его проведению.

Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.

Источник

Учебно-методический комплект Школа России. Краткая характеристика.

Школа России – это учебно-методический комплект для 1-4 классов образовательных учреждений.Научный руководитель комплекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук.

Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

Целью реализации образовательной программы «Школа России» является:

Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:

Наиболее существенными направлениями в образовании считаются:

Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как:

Которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

УМК «Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

-Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. — Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. — Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. — Математика. Авторы: Моро М.И. и др. — Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. — Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс). Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием. УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Ведущая целевая установка УМК «Школа России»

Воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:

УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:

• принцип воспитания гражданина России;

• принцип ценностных ориентиров;

• принцип экоадекватного характера образования;

• принцип обучения в деятельности;

• принцип работы на результат;

• принцип синтеза традиций и инноваций;

• принцип глобальной ориентации образования;

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

Организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода.

Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в УМК «Школа России»

В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В данной карте подробно прописаны все УУД на каждом этапе урока. Здесь не прослеживается деятельность учителя и обучающихся в заголовках колонок. Описывается деятельность обучающихся уже в самих колонках, соответственно УУД. Данную карту можно использовать при подготовке к уроку, как шаблон для описания УУД.

Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе си­стемно-деятельностного подхода.

На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппа­рат УМК «Школа России». Его построение направлено на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий, как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, на­правленных на включение младших школьников в деятельностное осво­ение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую об­разовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образова­тельных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагоги­ческих ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

• ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учеб­ную деятельность;

• значительный воспитательный потенциал;

• преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и во­просов, инициирующих детское действие с целью овладения универсаль­ными учебными действиями (УУД);

• проектные, творческие задания, практические работы, учебные диа­логи;

• практическая направленность содержания учебного материала с опо­рой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

• возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окру­жающего мира;

• возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

• возможности для работы с современной информационно-образова­тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обе­спечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

• ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

• возможности для разнообразия организационных форм обучения: ин­дивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирова­ние доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД(универсальные учебные действия).

Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка пони­мать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, форму­лировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД(универсальные учебные действия).

Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позво­ляет учителю выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптиро­ванную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного раз­вития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД(универсальные учебные действия).

При этом демонстрируется воз­можность существования различных точек зрения на один и тот же во­прос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД(универсальные учебные действия).

Объединение завершённых предметных линий в систему учебников УМК «Школа России» (при эффективной поддержке различных учебных, дидактических и методических пособий, включая ЭОР и интернет-под­держку) осуществляется посредством:

— комплекса базовых предметных и межпредметных понятий, заложен­ных в содержание системы учебников с целью формирования у школь­ников целостной картины мира;

— системы заданий, учитывающих специфику предметного содержа­ния и направленных на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных, метапредметных и предметных резуль­татов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— методического обеспечения реализации системно-деятельностного подхода;

— специальной системы навигации учебников (и учебных пособий), позволяющей ученику как ориентироваться внутри УМК «Школа России», так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система его методического обеспечения разрабо­таны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего обра­зования, с другой стороны — как средство формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС.

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посред­ством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

Предметное содержание и методическое обеспечение УМК «Школа России» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы по­средством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД) (универсальные учебные действия).

Эффективность указанных результатов достигается за счет особой ор­ганизации подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника, с учётом особенностей предмета, органично дополняет «работу» на результат.

Достижение личностных результатов освоения основной образо­вательной программы начального общего образования средствами УМК «Школа России».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников УМК «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгля­да на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, на­родов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Место курса окружающий мир в учебном плане.

Тематическое распределение часов.

Метапредметные результаты курса

Смысловые акценты УУД

Окружающий мир

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритм действий.

Широкий спектр источников информации.

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственныесвязи, логические рассуждения, доказательства, практическиедействия.

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для достижения указанных личностных результатов в системе учеб­ников «Школа России» с 1 по 4 класс предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упраж­нения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир» — это темы

«Страницы истории Отечества»,

«Родной край — часть большой страны»,

«Жизнь города и села»,

«Что мы знаем о народах России?»,

«Что мы знаем о Москве?»,

В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

КУРС «МИР ВОКРУГ НАС» для 1—4 классов

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят:

а) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», методические пособия для каждого года обучения;

б) книги для учащихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе;

в) учебные наглядные пособия. В настоящее время курс обеспечен следующими

1 класс

1 Окружающий мир: Учебник для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

включает материалы, сочетающие в себе научный подход и доступность. Рассказы, вопросы, система подачи материала, безусловно, грамотна и учитывает особенности младших школьников – их интересы, психологию, восприятие. Дети узнают много нового и повторят изученное в детском саду. Темы живой и неживой природы, растений, животных, космоса, явлений природы, жизни человека в картинках и вопросах более чем наглядно разъяснят малышам закономерности мира вокруг нас.

Учебник включает в себя разделы: 1. Что и кто? (Изучение растений, животных, неба, предметов домашнего обихода и др.) 2. Как, откуда и куда? (Рассказывает как ухаживать за домашними животными, куда текут реки, откуда берутся снег и лед? и др.) 3. Где и когда?( когда наступит лето? где живут слоны? когда жили динозавры? и др.) 4. Почему и зачем? (зачем строят корабли? зачем летают в космос? и др.?

Со страниц учебника «Окружающий мир 1 класс Плешаков А.А.» автор ведет диалог с первоклассниками: дети читают увлекательные рассказы, выполняют необычные задания, отвечают на занимательные вопросы. Дети узнают, почему в лесу не шумят, для чего строят корабли, как путешествует письмо.

В разделе Почему и зачем? Учащиеся изучат природные явления,а также проделают проект мои домашние питомцы.

2 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2 класс

1 Окружающий мир : Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3 Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3 класс

1 Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

В первой части учащиеся смогут узнать как устроен мир, изучить природу и человека. А также проведут исследование богатства, отданные людям»

Узнают удивительную природу, изучат разнообразие природы родного края, А в разделе мы и Наше здоровье узнают организм человека и смогут провести интересную работу( проект) Школа кулинаров.

2 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 3 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3 Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4 Поурочные разработки к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

4 класс

1 Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

2 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир для 4 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

3 Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4 Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

Для всех классов

1 От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2 Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3 Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).

4 Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).

Реализации указанного результата будут способствовать задания, тек­сты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

В четвертой четверти 4 класса (2 часа в неделю) и в первой четверти 5 класса (2часа в неделю) педагог(классный руководитель) реализует комплексный учебный курс«Основы религиозных культур и светской этики»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» способству­ет пониманию младшими школьниками значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников УМК «Школа России» является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать постав­ленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет, и не может быть, единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяю­щемуся миру, умению действовать самостоятельно. но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменя­ющемуся миру, умению действовать самостоятельно. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.Христианская семья и её ценности.

Основы исламской культуры

народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции

предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,

требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей

разделяется на 4 блока.

1 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2 Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3 Традиционные религии и этика в России (13 часов);

4 Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать

один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками,

обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур

Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

В системе учебников УМК «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные воз­можности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообраз­ные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующи­ми повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

В учебниках УМК «Школа России» представлен материал для регу­лярного проведения учеником самооценки результатов собственных до­стижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий, направлен­ных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личност­ной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно-ориентированный характер и обеспечивает возможность пони­мания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.

Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребёнка, о государ­ственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую акту­альность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребёнка в природном и социальном окружении.

Для усиления мотивации изучения того или иного предмета в системе учебников УМК «Школа России» предусмотрены: «Странички для любо­знательных», «Занимательные странички», «Готовимся к олимпиаде», зада­ния конкурса «Смекалка» и др., которые отражают интересный дополнитель­ный материал, занимательные вопросы и задания по окружающему миру и другим предметам.

В предметных линиях учебников: Окружающий мир шмуцтитулы каждого раздела отражают его тему, задачи изучения раздела, здесь же даются рисунки или схемы, настраивающие школьников на дальнейшую учебную деятельность.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» с этой целью предусмотрены специальные уроки: «Свобода и ответственность» (№ 10 «Основы светской этики»), «Долг, свобода, ответственность, труд» (№ 29 «Основы мировых религиозных культур»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *