Умирающий поймет что наступило расставание
Умирающий поймет что наступило расставание
1. Ля Уксиму Бийаумиль-Кыйамаа.
2. Уа Ля Уксиму Бин-Нафсиль-Ляввамаа.
3. Айахсабуль-Инсану Аллян Наджма`а `Изамаа.
4. Баля Кадирина `Аля Ан Нусаввийа Бананаа.
5. Баль Йуридуль-Инсану Лийафджура Амамаа.
6. Йас`алю Аййана Йаумуль-Кыйамаа.
7. Фа`иза Барикаль-Басар.
8. Уа Хасафаль-Камар.
9. Уа Джуми`аш-Шамсу Уаль-Камар.
10. Йакулюль-Инсану Йаума`изин Айналь-Мафар.
12. Иля Раббика Йаума`изиналь-Мустакар.
13. Йунабба`уль-Инсану Йаума`изин Бима Каддама Уа Аххар.
14. Балиль-Инсану `Аля Нафсихи Басыраа.
15. Уа Ляу Алька Ма`азираа.
16. Ля Тухаррик Бихи Лисанака Лита`джаля Бих.
17. Инна `Алейна Джам`аху Уа Кур`анаа.
18. Фа`иза Кара`наху Фаттаби` Кур`анаа.
19. Сумма Инна `Алейна Байанаа.
20. Каля Баль Тухыббуналь-`Аджиля.
21. Уа Тазаруналь-Ахыраа.
22. Вуджухум Йаума`изин Надыраа.
23. Иля Раббиха Назираа.
24. Уа Вуджухум Йаума`изин Басираа.
25. Тазунну Ан Йуф`аля Биха Факираа.
26. Калля Иза Балягатит-Таракии.
27. Уа Киля Ман Раак.
28. Уа Занна Аннахуль-Фираак.
29. Уа Таффатис-Саку Бис-Саак.
30. Иля Раббика Йаума`изиналь-Масаак.
31. Фаля Саддака Уа Ля Салля.
32. Уа Лякин Каззаба Уа Тауалля.
33. Сумма Захаба Иля Ахлихи Йатаматта.
34. Ауля Ляка Фа`ауля.
35. Сумма Ауля Ляка Фа`ауля.
36. Айахсабуль-Инсану Ан Йутрака Судаа.
37. Алям Йаку Нутфатан Мин Манийин Йумнаа.
38. Сумма Кана `Алякатан Фахаляка Фасаууаа.
39. Фаджа`аля Минхуз-Зауджайниз-Закара Уаль-Унсаа.
40. Аляйса Залика Бикадирин `Аля Ан Йухйийаль-Маутаа.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Клянусь Днем воскресения!
2. Клянусь душой попрекающей!
3. Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей?
4. Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев.
5. Но человек желает и впредь совершать грехи.
6. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
7. Когда взор будет ошеломлен,
8. луна затмится,
9. а солнце и луна сойдутся.
10. В тот день человек скажет: «Куда бежать?»
11. О нет! Не будет убежища!
12. В тот день возвращение будет к твоему Господу.
13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
14. Но человек будет свидетельствовать против самого себя,
15. даже если он будет оправдываться.
16. Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить.
17. Нам надлежит собрать его и прочесть.
18. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом.
19. Нам надлежит разъяснять его.
20. Но нет! Вы любите жизнь ближнюю
21. и пренебрегаете Последней жизнью.
22. Одни лица в тот день будут сиять
23. и взирать на своего Господа.
24. Другие же лица в тот день будут омрачены.
25. Они будут думать о том, что их поразит беда.
26. Но нет! Когда она (душа) достигнет ключицы,
27. будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?»
28. Он (умирающий) поймет, что наступило расставание.
29. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване),
30. и в тот день его пригонят к твоему Господу.
31. Он не уверовал и не совершал намаз.
32. Напротив, он счел это ложью и отвернулся,
33. а затем горделиво отправился к своей семье.
34. Горе тебе, горе!
35. Еще раз горе тебе, горе!
36. Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?
37. Разве он не был каплей из семени источаемого?
38. Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик.
39. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину.
40. Неужели Он не способен воскресить мертвых?
Умирающий поймет что наступило расставание
Видео ученых ахлю-Сунна без изображения запись закреплена
Сура 75 «Воскресение»
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Клянусь Днем воскресения!
2. Клянусь душой попрекающей!
3. Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей?
4. Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев.
5. Но человек желает и впредь совершать грехи.
6. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
7. Когда взор будет ошеломлен,
8. луна затмится,
9. а солнце и луна сойдутся.
10. В тот день человек скажет: «Куда бежать?»
11. О нет! Не будет убежища!
12. В тот день возвращение будет к твоему Господу.
13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
14. Но человек будет свидетельствовать против самого себя,
15. даже если он будет оправдываться.
16. Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить.
17. Нам надлежит собрать его и прочесть.
18. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом.
19. Нам надлежит разъяснять его.
20. Но нет! Вы любите жизнь ближнюю
21. и пренебрегаете Последней жизнью.
22. Одни лица в тот день будут сиять
23. и взирать на своего Господа.
24. Другие же лица в тот день будут омрачены.
25. Они будут думать о том, что их поразит беда.
26. Но нет! Когда она (душа) достигнет ключицы,
27. будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?»
28. Он (умирающий) поймет, что наступило расставание.
29. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване),
30. и в тот день его пригонят к твоему Господу.
31. Он не уверовал и не совершал намаз.
32. Напротив, он счел это ложью и отвернулся,
33. а затем горделиво отправился к своей семье.
34. Горе тебе, горе!
35. Еще раз горе тебе, горе!
36. Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?
37. Разве он не был каплей из семени источаемого?
38. Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик.
39. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину.
40. Неужели Он не способен воскресить мертвых?
Читает Куран Саад аль-Гамиди
перевод Эльмира Кулиева
Тафсир Абдур-Рахмана ас-Саади, да помилует его Аллах
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. Нет, клянусь Днем воскресения!
لَا أُقْسِمُ بِيَوْمِ الْقِيَامَةِ
Эта сура начинается словом «ля» («нет»), которое не использовано здесь как отрицательная частица и не является лишним (заида). Оно служит вступлением для привлечения внимания к последующим откровениям. Подобный оборот часто упоминается при клятвах, и поэтому не удивительно, что сура открывается таким образом, хотя чаще всего это слово не используется для вступления.
Аллах поклялся Днем воскресения в подтверждение истинности воскрешения, когда усопшие восстанут из своих могил и соберутся на месте сбора в ожидании приговора своего Господа.
2. Клянусь душой попрекающей!
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
Таким образом, Аллах поклялся одновременно воздаянием и тем, кто будет удостоен его. Далее Он поведал о том, что часть упорствующих грешников считает День воскресения ложью.
3. Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей?
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَلَّن نَجْمَعَ عِظَامَهُ
Здесь имеется в виду воскрешение после смерти. Всевышний словно ответил на слова неверного, который спросил:
وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَنْ يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ
«Кто оживит кости, которые истлели?» (36:78). Из-за своего невежества и своей злобы он счел невероятной способность Аллаха воскресить его кости, которые представляют собой остов тела, но Аллах опроверг это и сказал:
4. Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев (или сделать всего его пальцы одинаковыми, так что он не сможет пользоваться ими, как прежде).
بَلَى قَادِرِينَ عَلَى أَن نُّسَوِّيَ بَنَانَهُ
5. Но человек желает и впредь совершать грехи.
بَلْ يُرِيدُ الْإِنسَانُ لِيَفْجُرَ أَمَامَهُ
6. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
يَسْأَلُ أَيَّانَ يَوْمُ الْقِيَامَةِ
Это означает, что Аллах в силах восстановить все части тела, поскольку если воссозданы кончики пальцев, то завершено и сотворение всего тела. Однако неверующий отрицает Всемогущество Всевышнего Аллаха не по причине недостатка подтверждающих его фактов, а из-за того, что его целью является именно отрицание воскрешения, которое ожидает его. Арабское слово «йафджура» («распутничать») означает также «сознательно отрицать нечто».
7. Когда взор будет ошеломлен,
فَإِذَا بَرِقَ الْبَصَرُ
9. а солнце и луна сойдутся.
وَجُمِعَ الشَّمْسُ وَالْقَمَرُ
Когда наступит воскресение, то замрет и закатится от ужасного страха взор и человек перестанет моргать. Всевышний сказал:
وَلاَ تَحْسَبَنَّ اللّهَ غَافِلاً عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الأَبْصَارُ مُهْطِعِينَ مُقْنِعِي رُءُوسِهِمْ لاَ يَرْتَدُّ إِلَيْهِمْ طَرْفُهُمْ وَأَفْئِدَتُهُمْ هَوَاء
«Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены (переполнены страхом и лишены всех иных чувств)» (14:42-43).
Луна лишится своего света и владычества, а затем сойдется с солнцем. Со времен их сотворения Всевышним Аллахом они не сходились вместе, и это произойдет в День воскресения. Луна затмится, а солнце будет скручено, и они оба будут брошены в геенну, чтобы все рабы Аллаха увидели, что солнце и луна – это рабы, покорные воле Господа. Вот тогда язычники, которые поклонялись им, осознают свое глубокое заблуждение.
10. В тот день человек скажет: «Куда бежать?»
يَقُولُ الْإِنسَانُ يَوْمَئِذٍ أَيْنَ الْمَفَرُّ
11. О нет! Не будет убежища!
12. В тот день возвращение будет к твоему Господу.
إِلَى رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمُسْتَقَرُّ
Увидев эти сотрясения и тревожные события, человек воскликнет: «Где же спасение и избавление от всего, что постигло и поразило нас?» Однако убежище можно будет найти только у Аллаха. Никто не сможет укрыться от Него и избежать своей участи. Все люди непременно предстанут пред Ним и получат воздаяние за свои деяния, и поэтому далее Он сказал:
13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
يُنَبَّأُ الْإِنسَانُ يَوْمَئِذٍ بِمَا قَدَّمَ وَأَخَّرَ
Каждый человек узнает обо всех благих и плохих деяниях, которые он совершил как в начале его жизни, так и в конце. Ему сообщат то, что он не сможет опровергнуть.
14. Но человек будет свидетельствовать против самого себя,
بَلِ الْإِنسَانُ عَلَى نَفْسِهِ بَصِيرَةٌ
15. даже если он будет оправдываться.
وَلَوْ أَلْقَى مَعَاذِيرَهُ
В тот день человек сам будет свидетельствовать о своих деяниях и сможет определить свой исход. Его оправдания и извинения не будут приняты. Напротив, тем самым он лишь подтвердит содеянное и сознается в этом. Поэтому Всевышний сказал:
اقْرَأْ كَتَابَكَ كَفَى بِنَفْسِكَ الْيَوْمَ عَلَيْكَ حَسِيبًا
«Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (17:14).
Даже если раб попытается отрицать содеянное или оправдаться, его отрицание и оправдания не принесут ему никакой пользы, поскольку его слух, взор и все части тела будут свидетельствовать против него, рассказывая обо всем, что он совершил. Время для покаяния уже пройдет, и от него не будет никакого прока. Поэтому Аллах сказал:
فَيَوْمَئِذٍ لَّا يَنفَعُ الَّذِينَ ظَلَمُوا مَعْذِرَتُهُمْ وَلَا هُمْ يُسْتَعْتَبُونَ
«В тот день беззаконникам не принесут пользы их извинения (или оправдания), и от них не потребуют покаяния» (30:57).
16. Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить.
لَا تُحَرِّكْ بِهِ لِسَانَكَ لِتَعْجَلَ بِهِ
17. Нам надлежит собрать его и прочесть.
إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ
Когда Джибрил приносил Пророку откровение, он начинал повторять его прежде, чем ангел заканчивал чтение. Из-за своего горячего желания запомнить коранические аяты он читал их сразу вслед за Джибрилем. Аллах же запретил ему это и сказал:
فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ وَلَا تَعْجَلْ بِالْقُرْآنِ مِن قَبْلِ أَن يُقْضَى إِلَيْكَ وَحْيُهُ وَقُل رَّبِّ زِدْنِي عِلْمًا
«Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено» (20:114). Ты непременно запомнишь Коран и прочтешь его людям, ибо Аллах соберет его в твоем сердце. Прежде ты опасался, что упустишь или забудешь что-либо из откровения, но теперь нет поводов для опасения, ибо Аллах обещал, что этого не произойдет.
18. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом.
فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ
19. Нам надлежит разъяснять его.
ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ
Когда Джибрил завершит ниспослание очередного откровения, то прочти его вслед за ним, а Мы разъясним тебе его смысл.
Таким образом, Аллах обещал Пророку сохранить как текст, так и смысл своего Писания. Посланник Аллаха покорился воле своего Господа, и когда Джибрил читал ему Коран, он внимательно слушал его, а как только ангел заканчивал чтение, он повторял откровение вслед за ним.
В этом откровении изложены правила поведения учащихся, которые не должны задавать вопросы, пока преподаватель не закончит объяснение темы. А когда он закончит свою речь, то учащиеся может спросить обо всем, что им неясно.
Из него также становится ясно, что мусульманам не следует соглашаться или отвергать чьи-либо слова, не дослушав человека до конца, даже если начало речи заслуживает одобрения или порицания. Следует уяснить, насколько верны или ошибочны его представления, и понять его слова настолько хорошо, чтобы можно было вынести о них правильное суждение.
Наряду с этим этот аят свидетельствует о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил своим последователям не только слова божественного откровения, но и его смысл.
20. Но нет! Вы любите жизнь ближнюю
كَلَّا بَلْ تُحِبُّونَ الْعَاجِلَةَ
21. и пренебрегаете Последней жизнью.
Вы спешите обрести мирские блага, прелести и удовольствия и отдаете этому предпочтение над Последней жизнью, и потому вы пренебрегаете совершением добрых дел ради собственного счастья после смерти. Вы любите этот тленный мир, и именно это является причиной вашего пренебрежения к проповедям и наставлениям Аллаха.
Мирские блага и удовольствия легкодоступны, а человек склонен любить все, что легкодоступно. Что же касается вечного блаженства в жизни будущей, то оно отсрочено до определенного срока. Поэтому вы пренебрегаете этим блаженством и отказываетесь трудиться ради него, словно вы не созданы для Последней жизни и этот мир является вашим вечным домом. Вы не жалеете своих сил ради этого преходящего мира и трудитесь во имя него днем и ночью. Истина извратилась в вашем сознании, и вы понесли великий урон. А если бы вы отдали предпочтение Последней жизни и осознанно взглянули бы на исход своего пути, то непременно бы преуспели и не познали бы ни убытка, ни потерь, ни несчастья.
Затем Аллах призвал людей предпочесть для себя жизнь вечную, описав положение праведников в ней и великую разницу между ними и грешниками. Аллах поведал о вознаграждении, которое ожидает тех, кто надеялся встретиться со своим Господом, и сказал:
22. Одни лица в тот день будут сиять
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ
23. и взирать на своего Господа.
إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
Лица праведников будут светлы и прекрасны, потому что их сердца обретут блаженство, а души будут переполнены радостью. Они будут лицезреть своего Господа. Среди них будут те, кто сможет видеть Аллаха каждый день утром и вечером. Другие же смогут видеть Его лишь по пятницам. Они будут наслаждаться возможностью взглянуть на благородный лик Аллаха и получать удовольствие от Его ослепительной и несравненной красоты. Когда они увидят лик Аллаха, то забудут об окружающем их блаженстве и получат неописуемое удовольствие. Их лица засияют и станут еще более прекрасны. Господи, сделай нас в их числе!
24. Другие же лица в тот день будут омрачены.
وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ بَاسِرَةٌ
25. Они убедятся в том, что их поразит беда.
تَظُنُّ أَن يُفْعَلَ بِهَا فَاقِرَةٌ
Они отдали предпочтение мирской жизни, и поэтому их лица будут хмурыми и печальными, испуганными и униженными. Они поймут, что их ожидает суровое наказание и мучительная кара, и от осознания этого выражение их лиц изменится, и они станут хмурыми.
26. Но нет! Когда душа достигнет ключицы,
كَلَّا إِذَا بَلَغَتْ التَّرَاقِيَ
27. будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?»
وَقِيلَ مَنْ رَاقٍ
Всевышний устрашил Своих рабов и напомнил им о предсмертной агонии. Человеческая душа достигнет ключиц, т.е. костей, окружающих верхнее отверстие грудной полости, и тогда умирающего человека охватит печаль. Люди будут согласны прибегнуть к любому средству, которое, по их мнению, может принести умирающему исцеление и покой. Они будут просить прочесть ему заклинание или заговор, потому что лишатся надежды на его исцеление обычными способами. Но если Божьему предопределению суждено сбыться, то ничто не в силах предотвратить это.
28. Умирающий убедится, что наступило расставание.
وَظَنَّ أَنَّهُ الْفِرَاقُ
Умирающему станет ясно, что настала пора расставания с этим миром.
29. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване),
وَالْتَفَّتِ السَّاقُ بِالسَّاقِ
30. и в тот день его пригонят к твоему Господу.
إِلَى رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمَسَاقُ
Несчастья соберутся воедино и плотно обступят умирающего. Наступит важнейшее событие в его жизни, и грусть станет обуревать им.
Его душе будет велено покинуть тело, и она отделится от него и будет пригнана к Всевышнему Аллаху, где сознается в совершенных деяниях и получит заслуженное воздаяние.
Этим напоминанием Аллах призвал людей удерживать свои души от всего, что обрекает их на погибель, и стремиться к тому, что обеспечивает им спасение. Однако упрямцы, которые противятся истине и не внимают знамениям Аллаха, продолжают упорствовать в своем заблуждении и неверии.
31. Он не уверовал и не совершал намаз.
فَلَا صَدَّقَ وَلَا صَلَّى
32. Напротив, он счел это ложью и отвернулся,
وَلَكِن كَذَّبَ وَتَوَلَّى
33. а затем горделиво отправился к своей семье.
ثُمَّ ذَهَبَ إِلَى أَهْلِهِ يَتَمَطَّى
Этот грешник не веровал в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение с его добром и злом. Он не совершал намаз и считал истину ложью. Он преступал запреты и ослушался повелений своего Господа со спокойной душой и безо всякого страха пред Аллахом. Он был высокомерен и даже не помышлял о бедах.
أَوْلَى لَكَ فَأَوْلَى
35. Еще раз горе тебе, горе!
ثُمَّ أَوْلَى لَكَ فَأَوْلَى
36. Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى
Всевышний дважды пригрозил неверующим, а затем напомнил человеку о его сотворении из небытия. Неужели человек полагает, что его оставят без приказов и запретов, без вознаграждения и наказания? Это – ошибочное предположение о премудром Аллахе, которому не подобает поступать таким образом.
37. Разве он не был каплей из семени источаемого?
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. Нет, клянусь Днем воскресения!
2. Клянусь душой попрекающей!
3. Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей?
4. Конечно! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев (или сделать всего его пальцы одинаковыми, так что он не сможет пользоваться ими, как прежде).
5. Но человек желает и впредь совершать грехи.
6. Он спрашивает, когда же наступит День воскресения?
7. Когда взор будет ошеломлен,
9. а солнце и луна сойдутся.
10. В тот день человек скажет: «Куда бежать?».
11. О нет! Не будет убежища!
12. В тот день возвращение будет к твоему Господу.
13. В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя.
14. Но человек будет свидетельствовать против самого себя,
15. даже если он будет оправдываться.
16. Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить.
17. Нам надлежит собрать его и прочесть.
18. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом.
19. Нам надлежит разъяснять его.
20. Но нет! Вы любите жизнь ближнюю
21. и пренебрегаете Последней жизнью.
22. Одни лица в тот день будут сиять
23. и взирать на своего Господа.
24. Другие же лица в тот день будут омрачены.
25. Они убедятся о том, что их поразит беда.
26. Но нет! Когда душа достигнет ключицы,
27. будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?».
28. Умирающий поймет, что наступило расставание.
29. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване),
30. и в тот день его пригонят к твоему Господу.
31. Он не уверовал и не совершал намаз.
32. Напротив, он счел это ложью и отвернулся,
33. а затем горделиво отправился к своей семье.
35. Еще раз горе тебе, горе!
36. Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?
37. Разве он не был каплей из семени источаемого?
38. Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик.
39. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину.
40. Неужели Он не способен воскресить мертвых?
Для смерти час назначенный.
Смерть приходит в назначенный час, и никто не проживёт больше, чем отпущено ему Аллахом. Аллах установил предел для каждого из Своих рабов, и предел этот записан на Хранимой Скрижали. Ангелы записывают его, когда человек ещё пребывает в материнской утробе, и он не может прожить ни меньше, ни больше предписанного. Любой человек — умерший своей смертью, убитый, утонувший, погибший при крушении самолёта, в автокатастрофе, при пожаре или по каким-то иным причинам — расстаётся с жизнью в назначенный ему Аллахом миг. На это указывают многие аяты и хадисы.
Всевышний сказал: «Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха и в предписанный срок».Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 145.
Всевышний также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведённых башнях».Сура 4 «Женщины», аят 78.
И Всевышний сказал: «Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час».
Сура 7 «Ограды», аят 34.
«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас, после чего вы вернётесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали».Сура 62 «Собрание», аят 8.
«Мы назначили [час] смерти для каждого из вас, и ничто не может помешать Нам». Сура 56 «Неминуемое», аят 60
‘АбдаЛлах ибн Мас’уд передаёт: «Умм Хабиба (Да довольствуется ей Аллах), супруга Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует),сказала: «О Аллах, доставь мне радость, продлив жизнь мужа моего, Посланника Аллаха, и отца моего Абу Суфьяна, и брата моего Му’авии». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты просишь Аллаха об этом, когда жизненные сроки уже предопределены, дни отсчитаны и пропитание и блага распределены. Не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло раньше назначенного срока, и не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло позже назначенного срока. И было бы лучше, если бы ты просила Аллаха, чтобы Он уберёг тебя от наказания в Огне и мучений в могиле»»[Муслим: Ахмад].
Мы не знаем, когда умрём.
И Всевышний сказал: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». Сура 31 «Люкман», аят 34.
Ибк ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Ключей к сокровенному пять, и не знает их никто, кроме Аллаха: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий»(сура 31 «Люкман», аят 34)» [Бухари].
Несколько сподвижников также передают, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах желает забрать душу одного из своих рабов в какой-то земле, Он делает так, что его туда приводит какая-нибудь потребность»[Ахмад; Тирмизи].
Глава 2. Агония.
Приход ангелов смерти.
Когда наступает время и жизнь человека подходит к завершению, Аллах посылает ангелов смерти, чтобы они извлекли из тела умирающего душу (дух), которая управляет телом и заставляет его двигаться.
Сура 6 «Скот», аят 61
Ангелы смерти приходят к верующему в прекрасном обличье, а когда они прибывают к неверующему и лицемеру, вид у них устрашающий. Аль-Бара’ ибн ‘Азиб передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда верующий раб Аллаха расстаётся с этим миром и готовится перейти в мир вечный, к нему нисходят с небес ангелы со светлыми лицами, сияющими подобно солнцу. Они несут с собой саван из Рая и райские благовония. Они садятся возле него так, чтобы он видел их. А потом приходит Ангел смерти, садится у его головы и говорит: «О душа благая [или: успокоившаяся], выйди к прощению Аллаха и довольству Его» И она выходит, вытекая[из тела]подобно тому, как вытекают капли воды из горлышка сосуда, и он забирает её. А к неверующему рабу Аллаха[или: грешнику], когда покидает он этот мир и готовится перейти в мир венный, нисходят с небес ангелы грубые и сильные,с чёрными лицами. Они приносят грубую власяницу из Огня и садятся возле него так, чтобы он их видел. Затем приходит Ангел смерти, садится у его головы и говорит: «О душа скверная! Выйди к гневу Аллаха и недовольству Его!» И она начинает от страха метаться в теле, и он вытаскивает её, как вытаскивают разветвлённый вертел из мокрой шерсти, и при этом разрываются сосуды и нервы». [Аль-Албани собрал все версии этого хадиса в своей книге «Ахкам аль-джанаиз = Нормы Шариата, касающиеся погребения»].
Однако мы не можем видеть того, что происходит с умирающим в эти мгновенья, хотя и видим некоторые следы этого. Наш Господь, Всевышний Аллах, поведал нам о состоянии умирающего: «А когда душа подступает к горлу и вы смотрите на умирающего, Мы находимся ближе к нему, чем вы, хотя вы этого не видите».Сура 56 «Неминуемое», аяты 83-85.
А в других аятах Всевышний говорит: «Но нет’. Когда ока [душа] достигнет ключиц, будет сказано: «Кто же прочтёт заклинание?» Он [умирающий] поймёт, что наступило расставание. Голень сойдется с голенью, и в тот день его пригонят к твоему Господу».Сура 75 «Воскресение», аяты 26-30.
В хадисе ясно говорится о том, что Ангел смерти приносит верующему радостную весть об ожидающем его прощении Аллаха и Его довольстве, а неверующему он сообщает о том, что его ждёт гнев Аллаха и Его недовольство. Это подтверждают и многие аяты из Книги Аллаха. Сказал Всевышний: «Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», а потом следовали прямым путем, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники[или хранители]в земной жизни и Последней жизни. Для вас там приготовлено всё, чего пожелают ваши души! Для вас там приготовлено все, о чём вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного». Сура 41 «Разъяснены», аяты 30-32.
Ангелы, о которых упоминается в этих аятах, нисходят к человеку в минуты агонии. Таково мнение многих толкователей Корана, в том числе Муджахида и ас-Судди [Ибн Касир. Тафсир]. Не приходится сомневаться в том, чтоумирающий человек оказывается в весьма нелёгком положении: он опасается за своё будущее и в то же время беспокоится о тех, кого оставляет в этом мире. И а эти тяжёлые минуты к нему приходят ангелы, чтобы прогнать от него страх и печаль и вселить покой в его сердце. Они говорят ему: «Не бойся того, что ожидает тебя в барзахе и в мире вечном, и не печалься и не тревожься о своих родных и детях, и не беспокойся о своих долгах». После этого они сообщают ему весть, которая приносит ему великую радость: «. возрадуйтесь Раю, который был обещан вам»(сура 41 «Разъяснены», аят 30), «Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Для вас там приготовлено всё» о чём вы попросите!»(сура 41 «Разъяснены», аят 32). И если человек уповает на Аллаха и искренне предан Ему, Аллах постоянно заботится о нём и помогает ему, особенно в трудном положении. А есть ли что-то тяжелее агонии? «Мы— ваши помощники[или хранители] в земной жизни и Последней жизни»(сура 41 «Разъяснены», аят 31).
А к неверующим и грешникам ангелы нисходят с прямо противоположной целью: «Тем, кого ангелы упокоят несправедливо относящимися к самим себе, скажут: «Каким было ваше положение?» Они скажут: «Мы были слабыми, униженными и притесняемыми на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была достаточно просторна для того, чтобы вы переселились на ней?» Их обителью станет Геенна. Как же скверна такая участь!». Сура 4 «Женщины», аят 97.
Наш Господь поведал нам о том, как забирали ангелы души неверующих в битве при Бадре: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих! Они бьют их по лицу и по спинам, приговаривая: «Вкусите мучения от обжигающего Огня! Это — за то, что приготовили ваши руки! Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами»».Сура 8 «Трофеи», аяты 50-51.
Ибн Касир сказал в разъяснении этих аятов: «То есть, если бы ты, о Мухаммад, смог увидеть то, как забирают ангелы души неверующих, ты быувидел отвратительное, ужасное зрелище — как они бьют их по лицам и спинам, приговаривая: «Вкусите наказание Огнём!»» [Ибн Касир. Тафсир].
Ибн Касир, известный исследователь и толкователь Корана, говорит, что, хотя эти аяты и относятся непосредственно к участникам битвы при Бадре, их можно отнести к любому неверующему. Поэтому Всевышний и не упомянул Бадр, сказав просто: «Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих!»(сура 8 «Трофеи», аят 51) [Ибн Касир. Тафсир]. Сказанное Ибн Касиром верно, и слова его подтверждают некоторые аяты из Книги Всевышнего Аллаха. Например, Всевышний говорит: «Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет или считает ложью Его знамения? Они получат удел, отведённый им в Писании. Когда же к ним явятся Наши посланцы, чтобы упокоить их, они скажут: «Где те, к кому вы взывали вместо Аллаха?» Они скажут: «Они бросили нас!» Они сами засвидетельствуют, что были неверующими».Сура 7 «Ограды», аят 37.
Всевышний также говорит: «Те, кого ангелы умертвили, когда они грешили во вред себе, проявят показную покорность и скажут: «Мы не совершили никакого зла». Им ответят: «О нет! Воистину, Аллаху известно о том, что вы совершали»». Сура 16 «Пчёлы», аят 28.
И Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, шайтан обольстил и обещал им долгую жизнь. Это — потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают. Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?». Сура 47 «Мухаммед», аяты 25-27.
Предсмертные муки.
Каждый человек, умирая, испытывает муки. Об этом Всевышний сказал: «Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!» (сура 50 «Каф», аят 19).
Основное значение слова, используемого для обозначения этих страданий и мучений, — ‘опьянение’. Ар-Рагиб так объясняет его смысл: «Опьянение — это состояние, которое лишает человека разума. Чаще всего используется, когда речь идёт об опьяняющих напитках, хотя оно также используется при описании гнева, страстной любви, боли, состояния сонливости и для обозначения состояния, причиной которого становится сильная боль. Здесь имеется в виду именно это» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 362].
А вот что сказала ‘Аиша (Да довольствуется ей Аллах) оболезни Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Я никогда не видела, чтобы кто-то страдал от боли так сильно, как страдал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)» [Бухари; Муслим; Тирмизи].
‘Аиша (Да довольствуется ей Аллах) вошла к своему отцу, который заболел и находился при смерти. Увидев, что ему становится всё хуже, она произнесла слова поэта:
Клянусь, что не поможет человеку
Ничем его богатство в день, когда
Начнёт он издавать предсмертный хрип
И грудь его от этого стеснится.
Тогда он открыл своё лицо и сказал: «Нет, не так. Скажи лучше: «Предсмертные муки явятся с истиной. Вот то, чего ты избегал!» (сура 50 «Каф», аят 19)» [Ибн Касир. Тафсир].
Неверующий или грешник, вне всякого сомнения, страдает в предсмертные мгновенья намного больше, чем верующий. Мы уже приводили часть хадиса, который передаёт аль-Бара’ ибн ‘Азиб, где говорится: «Затем приходит Ангел смерти, садится у его головы и говорит: «О душа скверная! Выйди к гневу Аллаха и недовольству Его!» И она начинает от страха метаться в теле, и он вытаскивает её, как вытаскивают разветвлённый вертел из мокрой шерсти, и при этом разрываются сосуды и нервы».
В Коране так описаны сильнейшие мучения, которые испытывают неверующие при смерти: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: «Мне дано Откровение», хотя никакого Откровения ему не дано, или говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? Если бы ты видел несправедливых в их предсмертный миг, когда ангелы протягивают к ним свои руки:«Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями!».Сура 6 «Скот», аят 93.
О, если бы я до того, что постигло меня,
Бродил по склонам холмов и пас козлов!*
*[Он произнёс эти слова потому, что некоторое время был наместником и предводителем для людей, то есть занимал очень ответственную должность и, умирая, очень боялся той ответственности, которую ему, возможно, придётся понести в мире вечном. И боясь, что с него строго спросится в мире вечном, учитывая серьёзность его должности, он пожелал быть обыкновенным пастухом, пасущим к тому же не коз, а козлов, потому что у пасущего козлов не возникает искушения воровать молоко животных, пасти которых ему доверили, и, соответственно, ему не за что будет отвечать перед Всевышним].