какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Обзор популярных систем ГБО 4 поколения. Часть I. Выбор ЭБУ

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

В современной экономической ситуации установка газобаллонного оборудования (ГБО) является весьма актуальной, поскольку окупается примерно через 20 тыс.км пробега, после чего наступает режим экономии.

ГБО бывает двух видов:
● на основе пропан-бутановой смеси, попутного нефтяного газа (ПНГ), который также называют сжиженным углеводородным газом (СУГ), а по-английски это LPG;
● на основе метана, сжиженного (сейчас модно говорить «компримированного») природного газа (СПГ или КПГ соответсвенно), а по-английски это CNG.

Чем отличается пропановое ГБО от метанового?
Основное отличие заключается в рабочем давлении баллона. Если для пропан-бутана это 20 атм (с давлением на испытаниях 30 атм), то для метана это все 200-250 атм (с давлением на испытаниях 300 атм). Также имеется отличие и в октановом числе: для пропан-бутана это 105, а для метана — 110.

Здесь есть два важных замечания.
1. Пропан-бутановые системы ГБО заметно дешевле, чем метановые, в основном из-за стоимости баллона.
2. Число пропановых АГЗС намного больше, чем метановых (например, в Петербурге пропановые АГЗС измеряются десятками, в то время как метановых АГЗС всего 7).

Далее мы будем рассматривать только пропановые системы ГБО 4 поколения (для автомобилей с последовательным распределённым впрыском), хотя по комплектации их отличие от метановых систем невелико.

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Все системы ГБО 4 поколения включают в себя следующие компоненты:
1. электронный блок управления (ЭБУ, по-английски ECU);
2. газовые форсунки (по-английски injector), бывают в составе рампы;
3. датчик температуры газа (ДТГ);
4. датчик абсолютного давления газа (ДАД газа, по-английски MAP sensor);
5. фильтр паровой фазы газа (фильтр тонкой очистки);
6. редуктор-испаритель;
7. электромагнитный клапан (ЭМК) подачи газа в редуктор;
8. фильтр жидкой фазы газа (фильтр грубой очистки), обычно идёт в составе редуктора;
9. газовый баллон (цилиндрический или тороидальный);
10. мультиклапан баллона;
11. выносное заправочное устройство (ВЗУ);
12. магистраль трубопровода;
13. кнопка-переключатель газ/бензин.

По каждой позиции есть свои нюансы, однако при правильном монтаже ГБО на качество его работы больше всего влияют:
I. ЭБУ (настройки, калибровки и возможности адаптации);
II. форсунки (скорость открытия и закрытия);
III. редуктор (производительность, стабильность температуры и давления).
Это три главных составляющих успешной работы системы ГБО.

Сводный обзор рынка ГБО

На российском рынке ГБО наибольшее распространение получили следующие компании:

Польские компании
● STAG и местами подозрительно похожий на него Digitronic
● ALEX и немного похожий на него Poletron
● KME, выпускающая оборудование для OMVL

Российская тёмная лошадка
● Alpha

I.1 Зачем вообще нужен ЭБУ?
Для определения момента времени подачи топлива, количества подаваемого топлива и момента зажигания. Иными словами, штатный ЭБУ решает:
1) в какой момент времени подать импульс на топливные форсунки (когда открыть кран?) — это фаза впрыска
2) на какой промежуток времени подать импульс (сколько лить?) — это состав смеси
3) в какой момент времени подать импульс на свечи (когда поджигать?) — это угол опережения зажигания
Казалось бы, это такие простые вопросы, однако для ответа на них штатный ЭБУ делает огромное количество вычислений, принимая во внимание показания от большого числа датчиков.
И самое главное, штатный ЭБУ знает правильные ответы.

I.2 Что делает газовый ЭБУ?
Его задача состоит в том, чтобы грамотно воспользоваться командами штатного ЭБУ. Ведь теперь мы делаем подмену, заставляя штатный ЭБУ думать, что он открывает бензиновые форсунки, в то время как газовый ЭБУ подаёт газ.
У последнего остаются две задачи:

I.2.1 В какой момент открывать газовые форсунки?
Ответ на этот вопрос относительно прост. Опорными точками являются импульсы штатного ЭБУ на бензиновые форсунки. Однако, необходимо учесть два нюанса:
1) время, необходимое для открытия газовой форсунки, заметно больше, чем время открытия бензиновой форсунки;
2) чем длиннее шланги от газовых форсунок до врезок во впускной коллектор, тем больше промежуток времени, необходимый для распространения газового фронта (т.е. тем дольше газ поступает в цилиндры).
Поэтому в газовом ЭБУ внесены соответствующие поправки.

I.2.2 Как долго держать газовые форсунки открытыми?
Ответ на этот вопрос заметно сложнее и требует длительных процедур калибровки, включающих в себя не только сбор бензиновых и газовых карт, но и подбор диаметров жиклёров газовых форсунок, а также давления в газовом редукторе. Если последние две операции в любом случае выполняются мастером исходя из его опыта и получаемых от газового ЭБУ данных, то процедуры калибровки топливных карт могут происходить как в автоматизированном (полуавтоматическом), так и в автоматическом режимах, что зависит от возможностей ПО газового ЭБУ.
Также необходимо отметить, что помимо процедуры калибровки топливных карт существует процедура их адаптации.

I.2.2.1 Что такое калибровка топливных карт?
Это процесс подбора корректирующих множителей (калибровочных коэффициентов), связывающих время впрыска газа с временем впрыска бензина.
Когда двигатель работает на бензине, штатный ЭБУ открывает бензиновые форсунки на определённое время в зависимости от нагрузки на двигатель (грубо говоря, в зависимости от разряжения во впускном коллекторе). При переходе на газ штатный ЭБУ видит изменения в показаниях датчиков и поэтому меняет время открытия бензиновых форсунок (хотя реально они НЕ открываются, т.к. газовый ЭБУ уже перевёл систему на газ). Задача газового ЭБУ состоит в том, чтобы подобрать калибровочный коэффициент для времени открытия газовых форсунок так, чтобы время открытия бензиновых форсунок при работе на газе равнялось бы времени открытия бензиновых форсунок при работе на бензине.
Этот калибровочный коэффициент зависит от нагрузки на двигатель, т.е. от разряжения во впускном коллекторе. Также можно вводить поправки калибровочного коэффициента на обороты двигателя, на температуру и давление газа в рампе.
Калибровка производится как на холостом ходу (это обязательно), так и при движении автомобиля в различных режимах (некоторые установщики этим пренебрегают). После сбора бензиновой и газовой карт производится подбор (ручной либо автоматический) калибровочных коэффициентов, которые записываются в память газового ЭБУ и до следующей калибровки больше не меняются (последующая калибровка может происходить и в автоматическом режиме, например, через каждые 50 моточасов).
Таким образом, калибровка — это дискретный процесс, выполняемый командами оператора (либо ЭБУ при наличии планировщика задач) на основании собранных за определённый промежуток времени данных.
Необходимо помнить, что калибровка газового ЭБУ обязательна.

I.2.2.2 Что такое адаптация топливных карт?
Это непрерывный процесс коррекции времени впрыска газовых форсунок, выполняемый газовым ЭБУ в зависимости от информации, поступающей по различным каналам.
Существуют два вида адаптации:
● универсальная OBD адаптация, при которой время впрыска газовых форсунок корректируется в зависимости от краткосрочной (STFT) и долгосрочной (LTFT) топливных поправок, получаемых от бензинового ЭБУ по CAN или K-Line шине;
● разработанная компанией STAG адаптация ISA (на текущий момент времени существует уже версия ISA3), при которой газовый ЭБУ корректирует дозу газа на основании предварительно собранной примерной карты времени впрыска бензина.
Отметим, что адаптация является необязательным (но желательным) дополнением калибровки.

I.2.2.3 Зачем нужны калибровка и адаптация топливных карт?
Калибровка нужна для того, чтобы автомобиль мог ехать на газе без нанесения повреждений двигателю. Как уже было сказано, калибровка на ХХ обязательна.
Что делать с остальными режимами движения? Здесь два варианта:
1) использование калибровочных коэффициентов ХХ во всех режимах работы двигателя;
2) подбор индивидуальных калибровочных коэффициентов для каждого конкретного режима работы двигателя.
В первом варианте не надо тратить много времени на настройку оборудования, всё делается буквально в течение 15 минут. Недостатком такого подхода является повышенный расход топлива и возможные ошибки двигателя, если для топливных поправок не хватит 25%-коридора.
Во втором варианте придётся потратить час-другой на сбор топливных карт, покрывающих как можно больше режимов работы двигателя. Однако платой за труды является более низкий расход топлива по сравнению с первым вариантом.
Адаптация же нужна для учёта текущих особенностей состояния двигателя и его узлов, а также качества топлива. Когда мы делали калибровку — у нас были новое масло, фильтры и свечи, качественный газ. С тех пор мы проехали уже 10 тыс.км, забыли поменять масло и фильтры, да ещё и газ отвратительный попался. Так вот, чтобы нам заново не калибровать газовый ЭБУ, он может автоматически вносить текущие поправки. Естественно, расход с автоадаптацией будет меньше, чем без неё.

I.3 Обзор рынка газовой электроники

I.3.1 Группа компаний WFS
Все компании этой группы производят свои современные блоки на заводе M.T.M. S.r.l. (который принадлежит BRC?). Поэтому на рынке имеются следующие блоки-близнецы:
BRC Sequent 32 DE817020 c OBD, DE817030 без OBD (это старший брат-близнец);
GFi EZ Jet DE817030 без OBD;
OMVL New Dream DE817075, бывает с OBD и без;
Zavoli Bora S32 DE817075 с OBD, DE817085 без OBD.
Функционал у данных 32-пиновых блоков одинаковый, отличаются они лишь программным обеспечением (ПО), а точнее — его кривизной и возможностями.

У компании OMVL также имеются альтернативные блоки, выпускаемые на заводе KME:
Saver 714 без OBD, 734 с OBD.

Не могу не привести отличные обзоры от Электроник Авто на указанные комплекты:


Источник

6 лучших фирм-производителей газового оборудования

Подорожал бензин? Ну и ладно

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское какое газовое оборудование лучше польское или итальянское какое газовое оборудование лучше польское или итальянское какое газовое оборудование лучше польское или итальянское какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

О том, газовое оборудование какой фирмы лучше, и пойдет речь в нашем рейтинге.

КатегорияМестоНаименованиеРейтингЦена
Лучшие производители полных комплектов ГБО1Lovato9.8 / 1021 800
2BRC9.7 / 1030 700
3OMVL9.6 / 1019 800
Лучшие комплектовщики бюджетных комплектов ГБО1Digitronic9.8 / 1016 900
2SEC9.2 / 109 800
3LPGTech9.1 / 108 000

Лучшие производители полных комплектов ГБО

Lovato

Lovato предлагает не только широкий спектр комплектующих для газового оборудования, но и готовые комплекты для переоборудования. В современной линейке это – выбор от бюджетного комплекта MINI KIT для карбюраторных четырехцилиндровых моторов до кита EASY FAST D.I. ExR 8 LPG, который работает на 8-цилиндровых моторах с непосредственным впрыском.

Любое газовое оборудование нуждается в квалифицированной установке и регулярном обслуживании. С этим у Lovato тоже нет проблем: только фирменных установочных сервисов в России около 70, ну а предложить комплекты и отдельные узлы систем ГБО Lovato может, наверное, каждый сервис, занимающийся газовым оборудованием.

Возможность выбора качественной системы практически на любой автомобиль

Развитая сервисная сеть

Цены оборудования и установки

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

В линейке фирмы есть и простые киты для карбюраторных автомобилей, и современные системы Sequent для машин с впрыском топлива (в том числе и с непосредственным). Для ряда автомобилей выпускаются киты «Plug&Drive», требующие минимального объема работ по установке и прошитые сразу под конкретный двигатель.

Используя комплектующие только собственного производства, BRC предлагает отличное качество своих комплектов гбо. Цены при этом, однако, соответствуют уровню бренда.

Возможность установки bolt-on на ряд автомобилей

Сравнительно высокие цены

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Под брендом OMVL выпускаются системы не только для бензиновых двигателей. Здесь тоже отметились россияне: в тесной связи с OMVL разрабатывался двигатель ЯМЗ-534, изначально газовый. Кроме того, в сотрудничестве с российской фирмой «ITALGAS» для нашего рынка была разработана линейка Saver by OMVL, предназначенная для эксплуатации в суровых климатических условиях.

С 2017 года фирма перешла на использование блоков управления MTM, что позволило увеличить надежность ГБО. На старые блоки управления AEB нареканий было заметно больше, и производитель отреагировал на статистику неисправностей вполне разумно.

Однако заметим, что под брендами OMVL и Saver в России продаются только комплекты для переоборудования инжекторных двигателей с распределенным впрыском. Если у Вас старый карбюраторник или, напротив, современный мотор с непосредственным впрыском, придется обратиться к конкурентам.

Хорошее соотношение цена/качество

Адаптация к российскому климату

Комплекты только для моторов с распределенным впрыском

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Лучшие комплектовщики бюджетных комплектов ГБО

Digitronic

Что же касается подбора комплектующих, то в китах Digitronic применяются редукторы Tomasetto, 32-битные контроллеры, производимые по заказу конкретно для этой фирмы, корейские форсунки Dymco, газовые рейки AEB и OMVL. В итоге при привлекательных ценах фирма может обеспечить и достойный ресурс своих наборов для установки ГБО.

Достаточно широкая линейка

Использование более дешевых комплектующих, чем в мономарочных китах от ведущих брендов.

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Это позволяет более точно собрать комплект газового оборудования под свой бюджет, что для фирм-комплектовщиков тоже является определенным плюсом. Например, выбор итальянских форсунок OMVL, а не английских Hana, для четырехцилиндрового мотора дает экономию почти в 4 тысячи рублей – не так уж мало, особенно, если учесть, что подобные комплекты обычно выбирают при ограниченных финансах.

Возможность собрать кит «под себя»

Среднее качество комплектующих, используемых в бюджетных сборках.

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

LPGTech

Посмотрим, что входит в кит. Под фирменными наклейками LPGTech можно обнаружить уже знакомый редуктор Tomasetto, а вот происхождение форсунок, клапанов, скорее всего, восточноазиатское. Однако при проблемах всегда можно заменить недорогую деталь или «проапгрейдиться» запчастями более именитых брендов. Зато вместе с установкой можно уложиться в 10-12 тысяч и спокойно ездить на пропане – что ж, за цену дадим LPGTech плюсик.

Дешевые комплектующие, слабые по возможностям ЭБУ

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Какое газовое оборудование лучше выбрать?

Выбор гбо можно разделить на две группы. В однозначном топе будут ведущие производители систем ГБО (причем все, как исторически сложилось, с итальянскими корнями). Они либо полностью производят все комплектующие для установочных китов, либо используют сторонние детали по минимуму (чаще всего это электронные блоки управления). На выходе комплект получается достаточно дорогим, но надежным и качественным.

Но существует и множество фирм, производящих исключительно отдельные детали ГБО – например, от высококлассных форсунок Hana до китайского «ноунейма». Так что неудивительно появление фирм-комплектовщиков, которые просто собирают киты из разных деталей. Не нуждаясь в создании сети фирменных представительств и авторизованных сервисов, что дает ощутимую прибавку к ценам китов от брендов топового уровня, фирмы-комплектовщики дополнительно могут сэкономить и на самих деталях. Более критичные можно взять и подороже, а менее критичные – подешевле. В итоге такой кит будет заметно привлекательнее по цене. И, кстати, как и в случае с производителями систем ГБО высокого класса, здесь тоже вполне определена география: большинство комплектовщиков на российском рынке родом из Польши.

Обращаться или нет к комплектовщикам? На самом деле, при использовании качественных деталей это позволит сэкономить без потерь для ресурса. Но сразу ознакомьтесь с тем, какие детали использованы в конкретном ките: одно дело, если честно указаны марки, а вот «свой бренд» или его полное отсутствие, скорее всего, указывают на китайские комплектующие неизвестного качества.

Независимо от марки кита, правильно подберите его под свой мотор. Производительность редуктора должна соответствовать мощности двигателя, иначе на режимах пиковых нагрузок мотор начнет «захлебываться», не получая достаточно топлива. Крайне желательна возможность точной настройки топливных карт в ЭБУ газобаллонного оборудования, это позволит получить наилучшую мощность и экономичность. Если время открытия штатных бензиновых форсунок на холостом ходу менее 2 миллисекунд, «мозги» ГБО должны иметь возможность калибровки время открытия/закрытия газовых форсунок, иначе отстроить холостой ход будет трудно. Не забывайте о вариаторе зажигания: газ горит совсем не так, как бензин, и на «бензиновых» углах зажигания он будет догорать уже в выпускном коллекторе, перегревая катализатор и выпускные клапана. К тому же вариатор зажигания дает и ощутимый прирост динамики.

Источник

Выбираем ГБО: польское или итальянское

Всем известный факт, что с переходом на газ, эксплуатация автомобиля станет более экономной. А если машина будет использоваться активно, то потраченные не него средства окупятся довольно быстро. Но прежде, чем установить на автомобиль газобаллонное оборудование (ГБО) автовладельцу требуется хорошо подумать, какое конкретно техническое оснащение подойдет к его машине. Прежде чем окончательно решиться с выбором, рекомендуется рассмотреть оборудование нескольких производителей, чтобы в дальнейшем не жалеть о приобретении.

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Польское или итальянское?

Сегодня отечественный авторынок предлагает большое количество газовых автомобильных установок около 20 известных брендов. Но наиболее популярные из них – это установки итальянского и польского производства.

Продукция итальянских производителей среди автомобилистов считаются наиболее функциональным. В то же время оборудование из Польши привлекает своей более низкой стоимостью, но при этом не уступающим качеством.

Итальянские производители ГБО: Lovato Gas S.p.A. (Ловато Газ СПА, A.E.B. Alternative Fuel Electronics (Альтернатив Фиел Электроникс), Tomasetto Achille SPA (Томасетто Ачиле СПА), Zavoli S.r.l. (Заволи), Tartarini S.r.l. (Тартарини), Romano Autogas Equipment (Романо Автогаз Эквипмент) и т.д.

Итальянское оборудование в основном используется для автомобилей премиум-класса. Все комплектующие установок – баллоны, форсунки, редукторы, блоки управления и остальные компоненты до последнего болтика обычно изготовлены одним производителем. Это является большим преимуществом перед другими производителями ГБО, так как все детали четко подогнаны друг к другу.

Польские комплекты, кроме основных узлов, часто сборные, так, как собираются из комплектующих от разных производителей. Монтируются на автомобили с разными двигателями. Часто их можно встретить на недорогих бюджетных марках.

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Но кроме карбюраторных двигателей, ГБО польских производителей, можно без проблем монтировать на автомобили с инжекторными моторами. Например, оборудование такого известного польского бренда как Stag зарекомендовало себя очень достойно, как в среде мастеров ГБО, так и в среде самих владельцев авто. Оборудование данного производителя можно установить также для более сложных двигателей с непосредственным (прямым) впрыском топлива.

На что необходимо обращать внимание при выборе ГБО любого производителя?

1. Основные узлы: блок управления (ЭБУ), редуктор, форсунки, желательно, чтобы были от одного производителя. Этим достигается прекрасное взаимодействие всех элементов газобаллонной системы автомобиля.

2. Подбирать комплект необходимо под конкретную модель авто.

3. Оборудование должно быть ориентировано на отечественного потребителя. В основном, все газовые установки, изготовлены с учетом работы в наших погодных условиях, и испытаны нашими дорогами. Двигатель можно запустить без проблем даже при сильном морозе, так как новейшее оборудование обладает ускоренным разогревом топлива.

4. ЭБУ должен синхронизировать работу всех комплектующих газораспределительной установки с двигателем. Осуществлять точный расход газовой смеси и впрыск топлива, обеспечивая максимальную мощность ДВС.

5. Оборудование должно обладать автоматической корректировкой газовой смеси. Очень важная функция, если учитывать качество нашего газа на заправках.

Естественно, что итальянские производители газобаллонных систем заслуживают доверие своим неизменным качеством и самым длительным сроком существования на мировом рынке ГБО. Но это далеко не исключает качества польских производителей, которые также заслуживают внимания, и идеально подходят для тех, кому максимально важно соблюдение соотношения «цена–качество» при установке газобаллонного оборудования.

Источник

Установка ГБО 4-го поколения STAG-4 Plus (Польша + Италия)

какое газовое оборудование лучше польское или итальянское

Комплектация ГБО 4-го поколения Stag4 Plus:

Тороидальный баллон для пропан-бутана (под запаску) 42 л, 200х600мм. Atiker (Турция)

Одноступенчатый редуктор пропановый инжекционный Tomasetto AT-09 Alaska до 90 kW (140 л.с.) Италия со встроенным фильтром очистки газа и электромагнитным клапаном

Мультиклапан Tomasetto AT00 Ø200-30° (Италия) класса А с ВЗУ

Газовые форсунки Hana Rail 2002 Type B, 4 цилиндра (КРАСНЫЕ 104-156
НP) производства южнокорейского бренда ГБО Hana Engineering.

Фильтр тонкой очистки газа «Zavoli» (Италия)

Электроника STAG4 — Plus:
Блок управления (микропроцессор регулирующий впрыск газа);
Переключатель газ-бензин;
Комплект проводки с разъемами для газовых форсунок
Звуковой зуммер;
Датчик давления (устройство для отображения газа и разряжения в коллекторе);
Датчик уровня газа в баллоне.
Производитель: Польша

В целом комплект подобран так, чтобы его компоненты на украинском газе имели межсервисный пробег 100 тыс. км (за исключением замены фильтров каждые 10 тыс. км). Регламентное ТО включает детальную диагностику ГБО, а затем его можно эксплуатировать до следующего ТО через 100 тыс. км.

Установили за один день. Приезжаешь, оставляешь машину, мастера всё устанавливают. Потом звонят. Приезжаешь, берешь машину и едешь на заправку, заправляешься газом и возвращаешься обратно в сервис. Там оборудование настраивают минут за 10 и всё. Можно ехать.
Автоматическое переключение. Заводится, греется на бензине, при 35 градусах само переходит на газ.
Когда газ заканчивается, звучит звуковой «пип», мигает красный индикатор, машина переходит на бензин. Нажатием кнопки включается принудительная работа на бензине

Не решил еще что делать с запаской — пока выставил ее, купил ремкомплект бескамерных шин, там видно будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *