Умею играть на скрипке что значит
играть на скрипке
Смотреть что такое «играть на скрипке» в других словарях:
Играть на скрипке — 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. /em> Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг … Большой словарь русских поговорок
Играть на скрипке — Распиливать решетку в камере … Словарь криминального и полукриминального мира
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры
Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.
Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.
Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.
Некоторые особенности устройства скрипки
У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми
Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.
Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.
Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f
Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.
Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.
Как играют на скрипке?
Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.
В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.
В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.
Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).
Вот как держат скрипку при игре
Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.
Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!
Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”
Основные задачи и их взаимосвязь в обучении игре на скрипке
Разделы: Музыка
ВСТУПЛЕНИЕ
Сложная природа процесса формирования скрипача предполагает комплексный подход к тем трудностям, которые возникают на разных этапах развития учащегося.
ФОРМИРОВАНИЕ АППАРАТА СКРИПАЧА.
Распространённый недостаток – напряжённое дыхание, «сопение». Почти всегда возникает в момент соединения. Довольно трудно поддаётся искоренению. Рекомендуемый способ – вычленение музыкального элемента, сопряжённого с дыхательным спазмом и замедленное, нарочито лишённое эмоционального наполнения его, этого элемента, проигрывание. Поскольку дефект связан с излишним старанием, акцент следует делать не одними руками, «без души», равнодушном выполнении, а не замедленном темпе.
Постановка рук
ПРИНЦИПЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
Большой интерес представляет концепция извлечения сильного звука за счёт оптимального контакта между смычком и струной, а не за счёт примитивного усиления давления на смычок. Вес руки, ощущаемый в достаточно низко находящемся локте, контролируется на уровне запястья, которое вместе с собранными кистью и пальцами играет роль рессоры – с вытекающими отсюда свойствами – гибкостью, но гибкостью весьма пружинистой. Не рекомендуется (кроме самого конца смычка) провал запястья, так как при этом хуже контролируется дозировка веса, а также высокая позиция локтя (потеря опоры).
Кончиками-подушечками пальцев прикоснуться к древку смычка и медленно повести вниз, акцентируясь на ощущении сцепления, внимательного преодоления силы трения.
То же самое, но несколько нот в одну сторону – несколько в другую: типа крупного стаккато.
Атаки – разные по характеру, со струны и с воздуха, вниз и вверх.
Следить за тем, чтобы при игре не возникало воздушных пузырей, пустого звука, проброса смычка. Обратная сторона – смычёк должен двигаться, находить звук на движении, чрезмерная внимание к игре “в струну” может привести к перегруженности звука, некоей его натужности, отсутствии свободного дыхания в нём.
Чем вокальнее музыка, тем важнее “дыхание” смычка.
Обращать внимание на завершения смычков. От них так же, как и от атаки, зависит выразительность исполнения. Попробуйте передать различные состояния, настроения, варьируя завершения смычка.
Если мотив заканчивается на diminuendo, нужно выполнить нюанс не облегчением, а торможением, замедлением смычка – приём, владение которым необходимо каждому скрипачу.
Особую роль концы смычков приобретают в музыке, прерываемой паузами.
Последние ноты лиги, особенно в кантилене, хорошо слегка перетянуть – по времени. Нельзя переусердствовать с плотностью: это может привести к эффекту несколько задавленной, безвоздушной игры, создаётся ощущение некоторой узости.
Исходное положение: 2-й палец поднят несколько выше 1-го, 3-й выше 2-го и 4-й выше всех. Основной тип падения пальцев (может быть разный!) я бы охарактеризовал словом «отсекание» струны, а тип импульса, даваемого пальцу, я бы сравнил с работой настенного выключателя: чрезвычайно легко, но очень чётко. Конечно, никакого дополнительного нажатия. Добиваться полной независимости пальцев нет необходимости, но немного поработать над тем, чтобы они не слишком «переживали друг за друга» стоит.
Особое внимание следует уделять моментам перемены угла падения пальца. Например, Д7 от 1 пальца: в этом случае 3-й сменит свой угол с высокого на низкое. Произойти это должно при поднятии пальца после терцового звука.
Вообще, на поднятие пальцев нужно обращать внимания не меньше, чем на падение. Фиксировать момент расслабления пальца при поднятии.
При переходах из позиции в позицию сохранение квартового положения является общим правилом. Из наиболее часто встречающихся исключений – заключение арпеджио, когда последний переход должен доставить руку в положение, позволяющее оптимально (с наименьшими вытяжениями) брать все 3 или 4 ноты аппликатурной группы. Исходить в первую очередь из удобства 4 пальца как слабейшего. Следует стремиться к сохранению им по возможности округлого положения, в любом случае он не должен быть провален.
уплощённое положение пальцев – против обыкновенного вертикального. Этот приём порой имеет расслабляющий эффект, однако не следует им злоупотреблять.
СОЕДИНЕНИЕ СТРУН.
ИНТОНАЦИЯ
Что такое чистая интонация? Это наше восприятие слухом той или иной последовательности звуков. Чем острее слух, тем выше требовательность к интонации. Ю.И. Янкилевич говорил: «механизм интонации сложен и в тоже время прост. Для чистой интонации необходимо обладать достаточно развитым слухом, воспитанной активности слуха, координацией слуха с двигательной сферой, правильные двигательные навыки. Такое сочетание всех сторон обеспечивает совершенство художественной интонации.»
ШТРИХИ
ЛЕГАТО
ДЕТАШЕ
Изучать деташе сначала нужно большими участками смычка, сначала верхними, потом нижними, лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинированным штрихам. Всё время играть в разных частях смычка таким образом, чтобы не было изменения звучания. Именно это даёт свободу игры, качественность и звучность штриха. Главное в этом штрихе – атака звука, как вверх, так и вниз.
Вторая ошибка – чрезмерная скорость смычка, вследствие употребления большей, чем нужно, части смычка. При исполнении штриха деташе нужно хорошо чувствовать смычком струну, следить за свободой кисти.
СТАКАТТО
Часто можно услышать, что этот штрих врожденная способность. Одни скрипачи исполняют его расслабленной рукой, другие, как Венявский, судорожно напряженной. Фактически этот штрих получается при сложении двух движений.
Второе движение- это обычное легато. Чтобы такое стакатто получилось, необходимо выполнить два условия:
МАРТЭЛЕ
В данном штрихе необходимо следить, чтобы он не сводился к одной атаке – после нее должно следовать тело звука. Чем резче движение смычка, тем жестче рессора пальцев.
СПИККАТО
Крупное – практически всей рукой, мелкое- кисть и пальцы.
СОТИЙЕ
Вибрация
КАК УЧИТЬ?
Второй этап: Не издавая ни звука, представить в голове и в руках, что уже играешь. Почувствовал и ещё раз представить.
Так можно сделать половину работы. Осталось ясно видимое слышимое воплотить в жизнь, повторить несколько раз, внося необходимы коррективы и «вбивая» в руки. И ещё: медленно, ноту за нотой осваивать материал, не спеша контролировать свой аппарат, успевать думать обо всём хорошем, хорошо слышать вперёд. Ускорение до темпа в этом случае происходит по следующей схеме:
Для каждого ученика должен быть один девиз- каждый день хоть немного, хоть чуть- чуть что- то улучшить!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО
Учиться играть на скрипке – мифы и реальность
Ализа Керен
Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на скрипке часто кажется недостижимой, существует множество мифов и утверждений об обучении игре на скрипке, вот некоторые из них:
Для профессиональной игры на скрипке абсолютный слух не обязателен, хотя «абсолютники» — скрипачи имеют преимущество перед не имеющими абсолютный слух.
Проявляется это, например, в умении подхватить и сыграть мелодию на слух без репетиций в незнакомом ансамбле, хотя это умение ценится не только у скрипачей, а также и у любых других музыкантов. В оркестровой игре или в ансамблевой классической (квартет, трио и пр.) наличие абсолютного слуха не играет решающей роли.
Абсолютный слух – это только память высоты звуков.
Для профессиональной игры на скрипке гораздо важнее тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, то есть скрипачу совершенно необходимо уметь слышать разницу звуков, меньшую, чем полтона. Эта способность развивается в процессе внимательного прослушивания скрипичной музыки, а также занятий с педагогом скрипки, который может дать услышать различные варианты одной и той же ноты, например, в применении к разным аккордам или в связи с художественными задачами.
Наверное, этот миф родился в связи с картинками, на которых изображен Паганини 🙂 Безусловно, он был гением, но существовало и существует множество прекрасных скрипачей – невысоких, плотных, с пухлыми короткими пальцами (Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Перельман, В. Овчарек и др.), которые доказали, что длина пальцев не играет решающей роли в профессиональной карьере.
Что важно для рук скрипача – гибкость суставов, хорошая координация и наличие мягких подушечек на кончиках пальцев. Это дает возможность тонкой нюансировки скрипичной игры.
(см. Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? )
Да, профессиональных скрипачей начинают учить в среднем с 4-7 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте невозможно научиться играть.
Решающую роль играют талант ученика, профессионализм педагога и регулярность правильных занятий на скрипке.
Профессиональные скрипачи (солисты, участники музыкальных конкурсов, оркестранты, студенты, учащиеся музыкальных школ, быстро продвигающиеся по программе) занимаются скорее много, чем мало (3-8 часов в день), особенно если они должны быстро охватить большие объемы нотного материала.
Но… чем выше профессионализм музыканта, тем меньше требуется ему времени на освоение нового материала и поддержание ранее игранных программ, при этом качество игры остается высоким.
Это происходит за счет
(см. Сольфеджио – для чего оно? ),
Начинающему скрипачу вне зависимости от возраста в первую очередь необходимо работать над качеством первых трех пунктов, это требует усиленной работы головой, в меньшей степени – руками. Есть способы заниматься вообще без скрипки, что очень экономит время и физические силы.
С маленькими детьми работу над п.1-3 берет на себя педагог, а также родители под его чутким руководством. Постепенно ребенок начинает заниматься самостоятельно с учетом привитых ему правильных навыков.
Взрослые начинающие скрипачи самостоятельны в занятиях на скрипке, от педагога требуется детальный «рецепт» — план задач и способы их выполнения, иначе может разыграться следующий типичный грустный сценарий.
Ученик «пилит» на скрипке 1-2-3 часа, приходит на урок с чувством выполненного долга и говорит: Я много играл на скрипке, но у меня не получается. Педагог: Надо заниматься больше! Ученик занимается 4-6 часов, в хорошем случае путем проб и ошибок что-то получается, хоть и не всегда стабильно. В плохом случае учащийся переигрывает руки и бросает занятия скрипкой… занавес…
Свобода игры на скрипке (п.4) – умение, в первую очередь зависящее от правильных занятий, а не большого количества часов, проведенных с инструментом в руках!
Выражения «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь – дальше будешь» в полной мере себя оправдывают. Должна накопиться «критическая масса» тщательно проработанных элементов скрипичной техники и их ощущений, тогда вы сможете играть свободно, легко и выразительно, у вас появится красивый звук и чистая интонация – эти качества хорошей игры на скрипке не зависят от репертуара и требуются на любом уровне.
Не давайте себе заучивать ошибки и играть много часов зажатыми руками!
Лучше потрудитесь продумать материал урока, мысленно проработать правильные движения, выучить ноты наизусть голосом (это можно делать без инструмента) – пользы будет несравненно больше, чем бессмысленные часы «пилежки».
С приходом в нашу жизнь интернета, в котором имеется огромное количество написанных материалов по технике скрипичной игры, а также многочисленные видео уроки на youtube, показывающие, как играть на скрипке, складывается впечатление, что это возможно.
Напичкавшись разнообразной информацией о скрипке, начинающий скрипач пытается применить эти знания на практике, и тут выясняется в который раз, что знать и уметь – вещи весьма и весьма разные…
Что мешает соединить эту информацию воедино самостоятельно?
Педагог скрипки необходим для того, чтобы
«Первая скрипка»: значение фразеологизма, синонимы и толкование
Содержание статьи
Из всего многообразия музыкальных инструментов скрипке отводится особое место. Благодаря выразительности проникновенного звучания ее называют королевой оркестра. Своей формой инструмент повторяет линии женского тела, по тембру удивительно похож на звучание человеческого голоса. Да и происхождение примы оркестра стало поводом для рождения немалого количества преданий. Нередко легенды связывают инструмент с потусторонними силами, наделяя музыкантов, играющих на ней, особым даром.
Большой оркестр
Фразеологизм своим появлением в русском, английском и других языках обязан музыкантам, играющим в оркестре. Смысл выражения – играть ведущую роль в чем-либо, верховодить. Скрипке в оркестре всегда отводилась особая роль. Состав симфонического оркестра отличался сложность. В него включено несколько инструментальных групп:
К струнно-смычковым относят виолончели, контрабасы и скрипки с альтами. Духовые деревянные – это кларнеты, гобои, флейты и фаготы. К медным дубовым принадлежат трубы, тромбоны, валторны и тубы. Тарелки, колокольчики, литавры, ксилофон, челеста, виброфон, трещотки, кастаньеты, бич, маракасы, барабаны и тамтам – это ударные. Клавикорд, фортепиано, орган и клавесин относят к клавишной группе, а добавочная – это арфа.
Струнные смычковые являются фундаментом современного оркестра, его основой. В этой группе безусловным лидером признана скрипка. Обычно ей получают исполнение главой мелодии произведения. Такая честь выпала инструменту за поющий нежный тембр и удивительное звучание, идеально сочетающееся с голосом вокалиста. Да и сам инструмент на протяжении веков – постоянный участник концертов.
Даже среди неодушевленных предметов есть уважение к старшим. В оркестрах выделяют первую и вторую скрипичные группы. Главный исполнитель есть в каждой и них. Его называют концертмейстером. Концертмейстера первой группы именуют главным музыкантом оркестра или его первой скрипкой. Он задает всему выступлению нужный темп, основную линию. На него должны равняться или подстраиваться под него все остальные инструменты.
Прямой смысл
В этом специфика классического оркестра. Игра на первой скрипке – занятие почетное и весьма ответственное. Эта партия получается настоящему профессионалу. Невозможно точно назвать период, когда в речь вошло крылатое выражение. Однако его возраст исчисляется несколькими столетиями. Играть первую скрипку – занятие ответственное. Поэтому поручают его только признанным мастерам.
Истолковать смысл распространенного высказывания очень легко. Первой скрипкой именуют человека, выполняющего к любой команде либо деятельности ведущую роль. Так, в футбольном клубе «Барселона» первой скрипкой стал Меси. Ранее эту роль отводили Хави. Выражение «первая скрипка» употребляется в нескольких ситуациях:
Нередко фразеологический оборот употребляется в разговорной речи образованных людей. Но встречается выражение и в литературных произведениях. Если в качестве понятного примера брать сферу образования, то есть школу, то роль первой скрипки нередко играют заслуженные учителя, удостоенные множества наград и сохранившие интерес к работе.
В иных случаях это место отведено молодым и деятельным кадрам, наполненным энергией. При этом нельзя игнорировать того что на ведущие роли претендовать имеют право лишь те, кто уже достиг определенного профессионального уровня, квалификации. Если же пока что рубеж не преодолен, то звание примы оркестра – пустая формальность, претенциозность.
Синоним лидерства
Иногда требуется выразить смысл распространенных выражений в краткой форме. Одним словом, первую скрипку называют лидером. При употреблении музыкальной метафоры имеют в виду человека, отличающегося не только выдающимися способностями, но и способного вести за собою всех остальных людей. Обычно такое лидерство проявляется рано.
Есть заводные и подвижные дети. В свои игры они вовлекают всех окружающих малышей. Но это не единственный вариант вожака. Иногда лидера в себе человек воспитывает, ставя перед собой подобную цель. Многие актеры, исполнившие главные роли в культовых боевиках, признавались, что в детстве были неспортивными и слабыми. Поэтому они решили заниматься боевыми искусствами. Так рассказывал о себе известный артист Жан-Клод Ван Дамм. Такая трансформация доступна каждому. Это классический вариант прямого компенсирования.
Человек не отличается талантами на уроках физвоспитания. Поэтому свой недостаток он исправляет в спортивной секции. Правда, большее распространение получила компенсация косвенная. Если человек в силовом либо мускульном спорте несилен, зато великолепен в умственном труде, то и развивает он свои сильные стороны. При этом личность успеха добивается в иной сфере деятельности, чем спортивная. В любом их вариантов применяется определенный вид психологической защиты. При этом неизменным остается главный смысл: желание играть роль примы.
Добиться уважения желает каждый. Одним это нужно просто так, для других такое положение вещей является жизненной необходимостью. Для достижения цели такие люди прилагают немало усилий, которые в итоге вознаграждаются. В технологических цивилизациях решающая роль отводится человеку науки. Потому и говорят, что первую скрипку должны играть ученые.
Вперед мир двигают научные открытия. При этом возникает вопрос, есть ли ограничения в таком развитии. Так, при все большем увлечении техническими новинками, все дальше отодвигается культурная реальность. Вряд ли человечество при таком положении дел становится лучше в нравственном плане. На этом фоне лишь некоторым странам удалось решить проблемы преступности, брошенных детей.
Яркие примеры таких достижений – Голландия и Исландия. В последней нет детских домов, а первая закрывает тюрьмы. Именно с этой целью и есть смысл мобилизовать ученых, работающих в определенной отрасли, то есть философии этноориентации. Они способны четко обозначить очевидные проблемы моральной сферы. Однако практически всегда их не слышат в дальнейшем. Это уже вопрос для самостоятельных размышлений.
Совсем не хуже
Есть антонимичный известному выражению фразеологизм «играть вторую скрипку». На языке профессиональных музыкантов такое высказывание означает исполнение сопровождающей или второй партии. В общепринятом смысле оборот означает не быть главным, оставаться в каком либо деле ведомым, подчиненным.
Однако распространенное высказывание можно трактовать иначе. В переносном плане второй скрипкой именуют явление, когда человек на главные роли не претендует, не желая выделяться.
В музыкальном плане свою партию он ведет так, что на его фоне становятся более заметными все нюансы исполнения темы первым скрипачом. Стоит при этом второй скрипке замолкнуть, как первая уже не слышна. Поэтому нередко на роль второй скрипки претендуют так называемые «серые кардиналы».
Научившемуся играть на скрипке человеку подвластно очень многое. Синхронное исполнение мелодии в группе требует от музыкантов огромных усилий. Только при условии исполнения в одинаковом ритме, темпе, без фальшивых нот обеспечивает эффект единого инструмента со множеством оттенков и струн в который превращается вся струнная группа. Это – результат неимоверных усилий, многих репетиций.