Уменьшить сумму налога излишне заявленного к возмещению что это означает

Возврат налогов в 2021-2022 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2021–2022 годах изменился, появились новые правила. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

Источник

Как вернуть излишне уплаченный налог

Уменьшить сумму налога излишне заявленного к возмещению что это означает

Вернуть переплату по налогам можно только в течение трёх лет. Но на практике это простое правило вызывает постоянные споры между налогоплательщиками и ИФНС. Разберёмся, в каких случаях закон на нашей стороне и как действовать, чтобы избежать напрасных конфликтов с налоговой.

Считаем три года

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Таким образом, трёхлетний срок на подачу заявления о возврате или зачёте переплаты по налогу начинает течь со дня представления декларации по итогам года. Если декларация подана с опозданием, то с крайнего срока представления декларации, установленного в НК (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 № 305-КГ16-9543 по делу № А40-156602/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2018 № Ф05-3643/2018 по делу № А40-43599/2017).

Подаём «уточнёнку»

Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ. Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты. А его можно установить, когда компания уточняет налоговые обязательства, заявленные в ранее поданных налоговых декларациях.

Так что без «уточнёнки» в большинстве случаев нет оснований даже говорить о переплате. А значит, нет и смысла подавать заявление на возврат.

Если же подать заявление на возврат без корректирующей декларации, то ИФНС вправе отказать в возврате. Более того, такое заявление не прерывает течение трехлетнего срока на возврат переплаты (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 815-О).

Дополнительно нужно учитывать, что сам по себе факт приема инспекцией «уточнёнки» и даже отражения сведений из неё на лицевом счёте, ещё не означает, что у налогоплательщика появилось право на возврат переплаты. Вот какие нюансы здесь есть:

Поэтому если сроки уже «поджимают», подавать заявление на возврат надо одновременно с «уточненкой», чтобы у налоговых органов не было формального основания отказать в возврате.

Если же срок уже пропущен, то подавать корректирующую декларацию имеет смысл, только если вы планируете возвращать налог через суд.

Уведомления ИФНС не учитываем

Инспекция обязана извещать налогоплательщика о каждом факте переплаты налога (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но судебная практика последних лет показывает, что ни выполнение данной обязанности, ни уклонение от неё на течение трехлетнего «возвратного» срока не влияют.

Арбитражный суд Северо-Западного округа отказался вернуть организации переплату за 2011 год, которая была указана в официальном извещении от ИФНС, поступившем в 2014 году. Судьи указали, что извещение носит информационный характер, тогда как о факте переплаты компания должна была узнать в день подачи декларации по итогам 2011 года. Следовательно, к моменту получения уведомления от ИФНС срок на возврат налога уже был пропущен. А само уведомление не повод восстанавливать или продлевать этот срок (Постановление от 13.11.2018 № Ф07-13222/2018 по делу № А21-8950/2017).

Схожей логики суды придерживаются и в ситуации, когда ИФНС вообще не уведомляет компанию о переплате. Организации и ИП должны сами выявлять переплаты, и отсутствие уведомления от ИФНС не влияет на срок возврата налога (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016 и от 11.07.2019 № Ф04-2327/2019 по делу № А81-8093/2018).

Помним об особенностях НДФЛ и НДС

НДФЛ: 3 года с даты перечисления в бюджет

НДФЛ удерживается непосредственно из доходов физлиц при выплате, поэтому переплату налоговый агент должен обнаружить никак не позднее даты перечисления в бюджет. Именно в этот момент можно сравнить перечисленную сумму с удержанной, определив превышение.

А, значит, даты представления расчёта 6-НДФЛ или справок 2-НДФЛ никакой роли для определения трехлетнего «возвратного» срока не играют. По мнению судов, в этих документах лишь констатируется факт переплаты (определение Верховного Суда РФ от 24.05.2019 № 310-ЭС19-7555 по делу № А08-16007/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2019 № Ф04-6772/2018 по делу № А75-7625/2018).

НДС: 3 года с даты решения о возмещении

Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог.

Поэтому трёхлетний срок давности по возмещаемому НДС нужно отсчитывать не с даты представления декларации, где заявлено возмещение, а с даты, когда налоговый орган вынесет решение о возмещении по результатам камеральной проверки этой декларации. До того как ИФНС подтвердит сумму к возмещению, компания не может подать заявление на возврат (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-1806/19 по делу № А76-28069/2018).

Возвращаем «старый» налог

В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.

Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике.

Если пришлось доказывать переплату в суде

Допустим, ИФНС проверила уточнённую декларацию и отказывается вносить изменения в карточку расчётов с бюджетом — например, не признаёт заявленные расходы, вычеты или право на пониженную ставку. В подобной ситуации трёхлетний срок на возврат переплаты начинает течь с даты вступления в силу решения суда, которым подтверждён факт переплаты (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2018 № Ф04-1024/2018 по делу № А03-11135/2017).

Если изменились обстоятельства исчисления налога

Могут измениться фактические обстоятельства, связанные с исчислением налога: цена, объёма отгрузки и т.п. Часто такое происходит в строительстве: объёмы и цены работ, указанные в актах, могут меняться даже по прошествии нескольких лет. Причиной тому могут быть как урегулирование споров между заказчиком и подрядчиком, так и завершение строительства, если оно затянулось.

В подобных случаях суды допускают перерасчёт налоговых обязательств даже по прошествии трёх лет с момента представления деклараций (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.12.2018 № Ф08-10266/2018 по делу № А32-12288/2018).

Если перед этим организация обратилась с заявлением на возврат в ИФНС и получила отказ, так как истёк срок давности, то при возврате переплаты через суд проценты за задержку (п. 10 ст. 78 НК РФ) начисляться не будут. Дело в том, что проценты — мера ответственности ИФНС за незаконное удержание денег, которые следует вернуть по заявлению налогоплательщика. А такое заявление может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты налога (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2019 № Ф01-915/2019 по делу № А28-4206/2018).

Возвращаем переплату по штрафам

Правила статьи 78 НК РФ распространяются только на налоги, пени и штрафы, предусмотренные НК РФ. Но налоговые органы могут штрафовать организации и ИП и по Кодексу об административных правонарушениях. К примеру, за нарушения в сфере ККТ, нарушения кассовой дисциплины, воспрепятствование проведению осмотра территорий и помещений при налоговой проверке и пр.

К ошибочно уплаченным административным штрафам положения ст. 78 НК РФ не применяются, но это не значит, что эти деньги не вернуть. Правила прописаны в Бюджетном кодексе (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Обратите внимание: в Бюджетном кодексе нет срока давности по возврату штрафов, поэтому применяются общие правила о сроках исковой давности. Потребовать возврата штрафа можно в течение трёх лет с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о допущенной ошибке при его уплате (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2018 № Ф04-4741/2018 по делу № А46-1828/2018).

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что делать с переплатой по налогам в 2021 году: памятка для бухгалтера

Уменьшить сумму налога излишне заявленного к возмещению что это означает

Если налогоплательщик переплатил налог, то инспекция может вернуть деньги на расчетный счет, зачесть в счет недоимок или будущих платежей. Главное, не проморгать срок исковой давности и успеть распорядиться переплатой. Тем более с новыми правилами вернуть или зачесть переплату стало намного проще. Расскажем, как это сделать.

Откуда берется переплата

Обычно переплата возникает по следующим причинам:

1. Со стороны налогоплательщика :

2. Со стороны инспекции :

Как узнать о наличии переплаты

Обнаружить переплату могут инспекторы или сам налогоплательщик.

Если излишек на лицевом счете обнаружили инспекторы, они должны сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней. Но на практике ИФНС не спешит уведомлять о переплатах, чтобы не минусовать показатели своей работы. Ведь санкций за неуведомление налогоплательщиков не предусмотрено.

Поэтому компаниям (ИП) лучше проявлять инициативу самим, и регулярно проводить сверку расчетов с бюджетом. Тогда наличие переплаты можно будет выявить по акту сверки, который поступит из ИФНС.

Что можно сделать с переплатой

Поступить можно следующим образом:

1. Зачесть переплату в счет будущих платежей.

Для этого нужно подать в инспекцию заявление по форме КНД 1150057 (приложение № 9 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182).

2. Вернуть деньги на расчетный счет.

Для этого тоже нужно подать заявление, только другой формы — КНД 1150058 (приложение № 8 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182).

Заявление в ИФНС можно представить любым удобным способом: через Личный кабинет налогоплательщика, по ТКС, почтой или принести в инспекцию лично.

Решение о зачете переплаты или отказе в зачете налоговики должны вынести в течение 10 рабочих дней.

Если подано заявление на возврат — его тоже будут рассматривать 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней налоговики должны известить налогоплательщика о своем решении. Если оно положительное — переплату вернут на счет в течение одного месяца.

Базовые правила зачета / возврата переплаты

В 2021 году действуют следующие правила зачета / возврата излишне уплаченных сумм в бюджет:

1. Переплату нельзя вернуть, если есть задолженность перед бюджетом.

Получив заявление от налогоплательщика контролеры сначала проверят состояние расчетов с бюджетом. Если у налогоплательщика есть недоимки, набежали пени, висят неоплаченные штрафы, то эти долги погасят за счет переплаты. Если после погашения всех обязательств деньги еще остались — их вернут на расчетный счет заявителя.

2. Зачет нельзя провести при наличии долгов перед казной.

Работает та же схема. Нельзя зачесть излишек в счет будущих платежей, если есть долги перед бюджетом Сначала налоговики погасят все недоимки, а уже потом зачтут остаток средств (при его наличии) в счет будущих платежей.

3. Переплату можно зачесть в счет налога любого уровня.

Например: направить переплату по федеральному налогу в счет будущих платежей по региональному налогу.

Важно: это правило заработало с 01.10.2020, но его можно применить к переплатам, которые образовались до этой даты.

4. Зачет переплаты не работает между разными видами страховых взносов.

Например: нельзя излишек по взносам на медстрахование направить в счет будущих платежей по пенсионному страхованию.

5. Можно вернуть переплату по взносам на пенсионное страхование, даже если ПФР уже разнес суммы по лицевым счетам физлиц.

Возврат не проведут только в том случае, если физлицу, на лицевой счет которого была распределена переплата, уже назначена пенсия.

6. Для возврата или зачета переплаты по НДФЛ действует особый порядок.

Свободно распоряжаться переплатой по НДФЛ работодатель не вправе. Ведь это не его деньги, а деньги физлиц, с которых ошибочно был удержан налог в большей сумме. Поэтому при излишнем удержании налога корректировать ошибки нужно внутри предприятия. То есть в следующем месяце перечислить в бюджет меньше налога, а физлицам вернуть на личные счета излишне удержанные суммы.

Если же организация (ИП) по ошибке перечислила в бюджет собственные средства (то есть перевела деньги до того, как удержала их с дохода работников), то эту сумму можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей. Но только не в счет НДФЛ. Так как денежный излишек не удержан с дохода физлиц, а принадлежит налоговому агенту.

7. Нельзя произвести зачет или возврат переплаты, если истек срок исковой давности.

Срок для зачета или возврата переплаты — три года со дня уплаты налога. Если этот срок истек, то в ответ на обращение налогоплательщика инспекторы вынесут решение об отказе.

Однако можно попытаться оспорить это решение в суде. Дело в том, что по ГК РФ срок исковой давности начинает течь с даты, когда налогоплательщик узнал о переплате.

Например: сумму налога по УСН можно признать излишне уплаченной только с даты подачи декларации за год. А дата внесения авансовых платежей не является датой возникновения переплаты по упрощенному налогу. Поэтому, если с даты подачи декларации три года еще не прошли, есть шанс отстоять свои интересы в суде.

Источник

Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение

Уменьшить сумму налога излишне заявленного к возмещению что это означает

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».

В Налоговом кодексе термин «переплата» не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе «Карточка Расчеты с Бюджетом», далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата».

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве

Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику».

Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).

«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт «переплаты»?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам».

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта».

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части «излишне уплаченной суммы налога») может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – «кредитора» в данном правоотношении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *