Ум и эрудиция в чем разница

В чем разница между интеллектом и эрудицией

Содержание статьи

Ум и эрудиция в чем разница

Понятие интеллекта ближе всего к понятию мышления. Если мышление – это сам процесс переработки информации мозгом, то интеллект – способность к такой мыслительной работе. Говоря об уровне интеллекта того или иного человека, имеют в виду развитость его мышления.

Понятие эрудиции характеризует уровень и широту познаний человека, тот набор информации, который он смог усвоить в течение своей жизни.

Если сравнить человеческую психику с компьютером, эрудицию можно уподобить файлам, содержащим информацию, а интеллект – операционной системе. Наличие одного далеко не всегда предполагает другое. Например, беспризорник, не имеющий даже базовых знаний из школьной программы, может демонстрировать фантастические интеллектуальные способности, изобретая способы воровства.

Что важнее

Обаяние эрудиции так велико, что его не всегда удается избежать даже великим ученым. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон предлагал людям, желающим работать у него, особый тест, составленный им самим. Чтобы пройти тест, надо было обладать весьма широкой эрудицией, ведь он включал вопросы из области географии («Где протекает река Волга»), физики («Кто открыл рентгеновское излучение»), истории («Кто такой Леонид») и даже литературы («Как начинается «Энеида»). Справлялись с задачей и получали работу лишь 35% претендентов.

Человека, обладающего столь широкими познаниями, называют «ходячей библиотекой». Сравнение весьма меткое, ведь в библиотеке книги стоят на полке и ждут, когда кто-нибудь их прочитает. До этого момента все, что в них написано, остается «мертвым грузом». В таком же положении находится информация в памяти эрудита, не отличающегося высоким интеллектом.

Соотношение интеллекта и эрудиции

Мышлению, чтобы оно могло функционировать, необходима информация, которую можно освоить и переработать, поэтому интеллект всегда «голоден» – всегда ищет новых знаний. Развитие интеллекта тянет за собой повышение уровня эрудиции.

Эрудиция же, основанная на пассивном «механическом» запоминании фактов, может обойтись и без развитого интеллекта, поэтому развитие его она не стимулирует.

Об этом необходимо помнить родителям, которые стремятся «заложить» в ребенка как можно больше информации. Пока ребенок маленький, его «энциклопедические познания» будут позволять хвастаться перед знакомыми, но в дальнейшем не помогут ни в школьном обучении, ни в жизни.

Давать ребенку знания нужно, но пополнение информационного багажа должно сопровождаться играми и занятиями, направленными на развитие мышления. Эрудицию же человек с развитым интеллектом расширит и углубит самостоятельно.

Источник

Ум и эрудиция в чем разница

Ум и эрудиция в чем разница

Ум и эрудиция в чем разница

Некоторые эпитеты звучат иронично, даже оскорбительно – это связано, во-первых, с завистью по отношению к интеллектуально развитым людям, а во-вторых, с излишне высокомерным поведением, которым часто грешат успешные работники умственного труда.

Ум и эрудиция в чем разница

Однако, не каждый ботан – интеллектуал, также как и далеко не каждый эрудит является умным человеком. Используя понятие «ум» важно различать научное определение и то значение, которое придаётся этому понятию в бытовом применении. Согласно википедии, ум – это познавательные и аналитические способности человека. То есть просто любой ум есть у каждого. Когда же говорят «умный человек», имеют ввиду, что его познавательные и аналитические способности выше средних.

Ум и эрудиция в чем разница

Эрудиция (от лат. eruditia — ученость, познания) — широкие (но не глубокие) познания. Эрудированный человек обычно начитан, может рассуждать о многих сферах человеческой деятельности, знает основы большинства наук, но при этом вовсе не обязательно является выдающимся специалистом в какой-либо конкретной области.

Ум и эрудиция в чем разница

Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) – это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Интеллект с эрудицией связан постольку, поскольку весь полученный багаж знаний, умений и навыков является инструментарием интеллектуальных механизмов. В ситуациях, когда конкретных знаний недостаточно, интеллект решает задачу, используя абстрактные знания, общие закономерности. Пример: на необитаемый остров попали лесник и профессор какой-либо гуманитарной науки. Лесник выжил, благодаря конкретным знаниям, это проявление эрудиции. Профессору же удалось выжить благодаря интеллекту – у него нет конкретных знаний о тонкостях выживания на природе, но есть абстрактные знания и умение применять их в новой ситуации.

Ум и эрудиция в чем разница

В идеале, ум, эрудиция и интеллект должны гармонично сочетаться. Эрудиция без ума не позволит правильно оперировать накопленными знаниями. Интеллект во взаимодействии с эрудицией даёт поистине высокие результаты.

Источник

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

Ум и эрудиция в чем разница

В одной из наших статей («Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее») мы подробно разговаривали о том, почему нужно стремиться быть умным и эрудированным, и что для этого необходимо делать. Впрочем, и без упомянутой статьи многие люди стараются развивать свой интеллект и эрудицию.

Однако в жизни можно найти массу примеров людей, читающих множество книг, наполняющих свой лексикон новыми словами, интересующихся разными вещами, знающих огромное количество любопытной информации. Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается интересный факт: уровень когнитивных (познавательных) способностей этих людей оставляет желать лучшего.

Да, найти какую-то информацию, умудриться ее запомнить и затем кому-то рассказать в разговоре особого труда не составляет. Но вот сделать на основе полученной информации свои умозаключения, предварительно ее критически оценив и проанализировав, – это уже принципиально другой уровень.

Это же касается и самостоятельного поиска ответов на всевозможные вопросы, которые не получается почерпнуть из уже имеющегося багажа знаний, например, из прочитанных статей и книг, просмотренных документальных фильмов и передач, прослушанных лекций и посещенных семинаров. Некоторые люди совершенно не в состоянии использовать имеющуюся информацию с практической пользой для себя.

Между тем, может встречаться и другая ситуация: перед нами вполне себе умный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-что несусветную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или вообще абсурдны. Можно было бы списать это на «недалекость» человека, но мы ведь понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак, у него острый ум, он обладает массой полезных навыков и способностей.

Сталкиваясь с подобными вещами, остается только разводить руками, ведь как же так получается: что либо эрудированный, начитанный и много знающий человек не очень хорошо соображает, либо умный и смекалистый человек несет какую-то ересь? Но если хорошенько пораскинуть мозгами на эту тему, несложно заметить, что противоречий здесь никаких нет.

Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта

Мы не ошибемся, если скажем, что разум человека является очень сложной структурой, которая состоит из целого комплекса компонентов, одними из которых как раз-таки и являются интеллект и эрудиция (причем они относятся к категории основных). Охарактеризовать их коротко можно следующим образом:

При идеальном развитии событий обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли среди людей хотя бы один идеальный человек? Думаем, что нет. Ко всему прочему, каждый человек – это уникальная личность, которая формируется и развивается в определенных условиях. Именно поэтому и встречаются ситуации, когда у одного человека больше развит интеллект, а у другого – эрудиция.

Стоит заметить, что подобное случается как с умственными способностями человека, так и с физическими. К примеру, есть люди, способные за считанные секунды пробежать стометровку, но неспособные поднять тяжелый вес, а есть те, кто может поднять 120-килограммовую штангу, но со спринтами им лучше не связываться.

У человека всегда будут активно развиваться лишь те способности, которым он уделяет внимание. Тренируя мышцы, можно добиться колоссальных силовых показателей, а бег и развитие дыхательной системы способны привести к развитию завидной выносливости. Здесь нет ничего хитрого.

Помимо прочего, у каждого человека есть предрасположенность к развитию какой-то конкретной характеристики физического тела или ума. Но все же главное в любом деле – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация обстоит аналогичным образом.

Люди, обладающие отличной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитой способностью к мышлению, довольно часто имеют прекрасную память, но низкий уровень интеллекта. Случается это, как правило, из-за того, что у них нет высокого IQ или каких-то способностей, и при этом они даже не стремятся их развивать, а просто пользуются тем, что есть, – воспринимают информацию и усваивают ее в уже готовом виде. Получается, что память они тренируют, а об интеллекте забывают.

У тех же людей, которые обладают природной смекалкой и хорошими мыслительными способностями, но при этом знают крайне мало, ситуация обстоит прямо противоположно. Эти люди замечательно думают, способны делать выводы, но, обладая ограниченным количеством информации, не могут объективно анализировать правильность своих доводов и выводов; их умозаключения просто соответствуют тому, что они знают.

При всем вышесказанном кто-то может подумать, мол что такого: люди есть разные, у всех свои способности; у всех свои потребности и желания в конце концов. Так почему же не дать людям быть такими, какие они есть? Мы никого не призываем срочно меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор сам), но все же хотим отметить: эрудиция без интеллекта, как и интеллект без эрудиции могут играть человеку отнюдь не на руку.

Что плохого в эрудиции без интеллекта

Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.

Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.

С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.

Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.

Что плохого в интеллекте без эрудиции

Люди, обладающие высоким интеллектом, но небольшим объемом знаний и слабой эрудицией, склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение почти любой нестандартной проблемы, выйти из сложной ситуации, но их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.

Когда человек оперирует недостаточным количеством информации по какому-либо вопросу, он сам себе создает преграды на пути объективной оценки. Тот факт, что в его картине мира не присутствуют определенные вещи, приводит к заведомо необъективным умозаключениям, а во многих ситуациях именно они могут играть решающую роль.

Неверные или не совсем корректные выводы заводят в тупик и самого человека, и тех, с кем он взаимодействует, а это может таить в себе опасность. За примерами долго ходить не нужно: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые верования в то, что люди, умеющие исцелять травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, исходя из которой в составе всех веществ присутствует флогистон – вещество, улетучивающееся в процессе сгорания.

Высокоинтеллектуальные, но неэрудированные люди (кстати, советуем почитать нашу статью «Проблемы высокого IQ»), дают начало провальным проектам, открывают обреченные на крах бизнесы, развивают не терпящие никакой критики идеи. А все из-за дефицита имеющихся у них знаний, который не позволяет учесть тонкости и нюансы. При этом чужой помощью такие люди предпочитают не пользоваться, ибо уверены, что и сами все прекрасно знают.

Несложно сделать вывод, что две рассмотренные крайности могут провоцировать самые разные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с быта и отношений с партнером и заканчивая карьерой и бизнесом. Посмотрите вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекосы» в развитии эрудиции и интеллекта привносят в жизнь людей сплошные проблемы и неприятности.

Есть ли выход?

Не станем сгущать краски – эрудиция без интеллекта и интеллект без эрудиции – это не приговор, и выход из ситуации есть. Для начала нужно просто понять, что эти составляющие разума должны находиться в балансе друг с другом. Нужно стараться не допускать, чтобы одно начинало преобладать над другим. Как этого достичь?

При получении любых новых знаний, усваивайте их и обрабатывайте, а затем сопоставляйте с тем, что уже знаете, делайте соответствующие умозаключения и синтезируйте в своей голове новую информацию. Говоря еще проще, мыслите – в самом прямом понимании этого слова; мыслите, думайте, размышляйте.

Также стремитесь не просто получать знания и «складировать» их в хранилище своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что и так уже обдумали и что уже знаете. Совмещайте формы интеллектуальной активности.

Узнали нечто новое – ваша задача не запомнить – критически оцените, проведите собственный анализ, задайте несколько вопросов, чтобы уточнить что-то, глубже вникнуть в смысл, осознать причины. И уже вместе с этим придет запоминание, причем оно придет автоматически – чем не еще один плюс?!

Каждый, кто в чем-то из сказанного в статье узнал себя, должен сформировать у себя привычку рассуждать на тему чего-либо. Это означает и поиск уточняющих фактов, и расширение багажа знаний, и тренировку памяти. Плюс к этому, если есть возможность, то, что известно, желательно хотя бы иногда применять на практике. Это позволит углубить свои познания и сделать новые выводы, получить реальную пользу.

Гении существуют, но их единицы. Однако в силах каждого человека существенно расширить свои познания, активизировать новые способности, приобрести интересные навыки и умения, нужные в жизни. Сделать это позволит гармоничное развитие эрудиции и интеллекта, из которого проистекает и гармоничная жизнь, и успех, и достижение целей, и хорошие отношения с окружающими.

И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы основательно порассуждали в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предупредить деградацию ума.

Надеемся, мотивации быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом у вас предостаточно. Как известно, наличие желания – это уже полдела, поэтому осталось лишь следовать намеченному пути и стараться с него не сворачивать. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Источник

Эрудиция и интеллект: возможно ли одно без другого

Любовь Карась

Тот, кто эрудирован, обладает высоким уровнем интеллекта? А наоборот? Как связаны эти два понятия и существуют ли они по отдельности? Вполне. Однако проблема в том, что одно без другого создает ряд трудностей. Ведь знать что-либо и применить и критически осмыслить эти знания — два разных умения. Разбираемся в отличии понятий «эрудиция» и «интеллект».

Что такое интеллект и как его измерить

Есть и другие трактовки «интеллекта»:

швейцарский психолог и философ Жан Пиаже предлагает структурно-генетический подход и определяет интеллект как высший способ «уравновешивания субъекта со средой, характерный универсальностью»;

когнитивистский подход рассматривает интеллект как набор когнитивных операций;

Что такое эрудиция и как ее определить

Ум и эрудиция в чем разница

Является ли образованный человек эрудитом? Далеко не всегда. Отличие в том, что эрудит регулярно заполняет пробелы в знаниях, в то время как просто образованный человек не видит в этом необходимости и оперирует полученными когда-то знаниями. Эрудит стремится вникнуть в конкретные темы через книги и другие источники информации.

Итак, отличия интеллекта и эрудиции:

интеллект — способность человека эффективно обрабатывать информацию и применять ее в жизни;

эрудиция — способность человека воспринимать информацию и расширять знания о мире (это продукт памяти).

Эрудиция без интеллекта или интеллект без эрудиции

Наоборот, люди, обладающие высоким уровнем интеллекта, но слабой эрудицией, склонны к заблуждениям, принятию неверных решений. Дело в том, что у них недостаточно информации для того, чтобы ее сравнить, проанализировать, критически осмыслить, хотя сами по себе умения хорошо развиты.

Прийти к балансу эрудиции и интеллекта вполне реально. Для этого нужно не только расширять знания, но и сразу же их анализировать, связывать с накопленным опытом и перекладывать на жизненные ситуации.

Источник

Эрудиция и интеллект: почему они должны быть в балансе?

Мы часто сталкиваемся с большим количеством людей, занимающихся чтением, пополняющих словарный запас, наделенных большим потоком знаний. Но во многих случаях у таких людей познавательные способности находятся не в идеале. Они без труда находят информацию, учат, рассказывают ее, но не оценивают, не анализируют, соответственно, и умозаключения не могут составить. Да и информацию, которую они получают, сложно им использовать в практических целях. А бывают и другие ситуации: человек интеллектуальный, но выводы, которые он преподносит кажутся очень странными и неверными. В чем же причина таких противоречий?

Ум и эрудиция в чем разница

Причины противоречий интеллекта и эрудиции

Напомним, что разум человека – это сложная структура, состоящая из комплекса функций, интеллект и эрудиция в котором стоят на первом месте. Интеллект – это способность человека к обработке информации. А эрудиция – это умение усваивать, воспроизводить, применять знания, если говорить простыми словами.

Каждый человек – это уникальная личность, развивающаяся в определенных условиях. Кому-то условия позволяют больше развивать высокую эрудицию, а кому-то – интеллект. Мы говорим о том, что у человека развиваются только те способности, которым он уделяет больше всего времени. Если человек сосредоточен на мышцах, он будет невероятно сильным. Если он больше времени уделяет бегу, то выносливость будет замечательно развита. Такие же дела обстоят с развитием умственных качеств человека. Мы часто видим людей, разгадывающих кроссворды, занимающихся судоку. Эти люди мотивированы на то, чтобы развивать свои способности, стремиться к лучшей памяти, лучшей смекалке.

Что определяет развитие тех или иных качеств?

Конечно, в развитии способностей играет важную роль предрасположенность (наследственность), но в большей степени влияет систематика. Для того чтобы добиться хорошей фигуры, необходимо заниматься, работать, не забрасывать начатое. Чтобы занять 1 место по плаванию, необходимо постоянно и регулярно тренироваться в бассейне. Чтобы получать повышенную стипендию, надо каждый день работать, получать новые знания, преподносить их обществу. Только так человек добивается поставленной цели.

Как обстоят дела с эрудицией и интеллектом?

Здесь все просто. Общая эрудиция и интеллект не являются врожденными качествами. Это значит, что их необходимо постоянно развивать, причем одновременно. Если человек отлично мыслит, но знает мало, имеет ограниченный кругозор, то его умозаключения выходят только из информации, сидящей у него в голове. Но умозаключения есть! Иначе дело обстоит с людьми, отличающимися низким интеллектом, но отличной памятью. Как правило, они лишь усваивают информацию в готовом виде, не делая никаких своих выводов.

Эрудиция без интеллекта. К чему это приводит?

Во-первых, происходит переоценка способностей. При помощи широкой, хорошо развитой эрудиции человек выставляет себя гением. Но сумеет ли он выполнить поставленные перед ним задачи? Это уже другой вопрос. Перед неизвестным у такого человека возникают трудности. И надо сказать, что такой человек, не обладающий способностью анализировать, втирается в доверие к источнику. Но ведь информация может быть представлена неверно. Это еще одна трудность, встречающаяся у человека с эрудицией, но без интеллекта.

Интеллект без эрудиции. Чего здесь ожидать?

Даже если уровень знаний высок, но нет эрудиции, это приводит к недостаточно объективным заключениям, неверным выводам и нередко к угрожающим ситуациям. Например, строительство дома – очень сложная задача, требующая глубоких профессиональных знаний и эрудиции. Упущение чего-то во время строительства может спровоцировать аварийные ситуации с большими потерями.

Эрудиция и интеллект в балансе. Как добиться?

Эрудиция и интеллект должны быть в балансе. А есть ли способы достигнуть этот баланс? Конечно, есть! Необходимо полученные знания обрабатывать, делать выводы, анализировать, синтезировать, задавать вопросы. Только погружаясь в информацию, человек выравнивает эрудицию и интеллект.

Надо запомнить, что все способности зависят только от самого человека. Каждый способен расширить свои знания, приобрести новые умения, навыки, а главное – научиться их применять в жизни!

Надо не только расширять научный потенциал, но и уметь рассуждать, анализировать, логически мыслить. Конечно, есть люди, у которых все находится в балансе, так называемые гении. Но, как правило, это люди, работающие над собой, развивающие себя, приобретающие с каждым днем новые способности и умения. Ни в коем случае не следует им завидовать! Необходимо проанализировать себя, спросить, чем я хуже? Почему этот человек добивается успехов, а я нет? Ответ прост: только взявшись за себя, человек добивается гармонии. Век живи – век учись. Необходимо развивать мышление, чтобы предотвратить деградацию ума, регресс.

Если у вас появилась мотивация быть сильным человеком, развиваться, стремиться к лучшему и желание действовать, это уже успех. Работайте над собой и все обязательно получится! А начать можно с курса Викиум «Развитие мышления«. С обучающими курсами и тренажерами Викиум вы сможете развивать интеллект и эрудицию, учиться эффективно и грамотно применять знания в жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *