Ультра фреш в магазине что это такое
Ultrafresh: что происходит на рынке свежих зелени, ягод и овощей
Ultrafresh как сегмент ритейла означает свежие продукты малого срока хранения. Если речь идет об овощах, фруктах и зелени, то в пригодном виде для приготовления пищи они могут оставаться не более 2-3 дней. Все, что хранится на прилавках неделю или еще дольше, может быть выращено с использованием химикатов, обработано специальными составами, которые держат товарный вид, либо сорвано зеленым до того, как набрало вкус. iFarm постарался разобраться, какие сегодня тенденции на рынке ultrafresh для разных типов игроков.
Сильнее всего поставками свежих и супер-свежих овощей и зелени, разумеется, озабочены рестораторы — им нужно соблюдать точную рецептуру блюд и использовать на кухне самые качественные продукты. Ведь в противном случае посетители пойдут в другое место. Это немного отличается от торговых сетей, в которых появляется все больше полок с продукцией ultrafresh: там покупатель может просто не брать овощи или зелень, которые лежат на витрине, если они его чем-то не устраивают. А в ресторане тебе приносят блюдо с набором ингредиентов, и понять, хорошо ли оно, можно только попробовав. Тем не менее, тренд налицо: и рестораны, и торговые сети стараются удовлетворять растущий спрос покупателей на качественные свежие овощи, ягоду и зелень. И больше всего проблем возникает весной: поставки могут быть неравномерны, а цены на продукцию — вызывающе высоки. С этим каждый год сталкивается московский ресторатор Андрей. По его словам, томаты, огурцы и салат айсберг, которые в сезон обычно стоят 40-70 рублей за килограмм, в марте могут доходить в цене до 300 рублей.
«Март всегда был лучшим месяцем по выручке, но худшим по себестоимости. Да, люди активно идут в заведения, но поставщики при этом активно завышают цены. Причем, вне зависимости, у кого ты покупаешь – крупные игроки с теплицами в тысячи квадратных метров или «органические фермеры»», – рассказал ресторатор.
Желаем Вам,чтобы в новом году были новые победы и свершения, исполнялись самые заветные желания. А мы и впредь будем помогать Вам идти к своим целям, отдавая лучшее, что у нас есть
ОСВЕЖАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Товары фреш и ультрафреш очень интересны ритейлеру, так как имеют высокую торговую наценку. Но есть и неприятная сторона в работе с этими категориями – большой процент списания. Неправильное хранение в местах продаж ведет к быстрой порче значительного процента каждой партии нежного скоропорта. Все продукты фреш требуют собственных режимов хранения, которые важно соблюдать до нюансов. Этого позволяет достигать только специализированное оборудование. Однако пока спрос ритейлеров на оборудование для фреш растет не пропорционально увеличению самого сегмента продуктов.
Категории фреш и ультрафреш наращивают свое влияние на лояльность покупателя к ритейлеру, генерирование трафика и увеличение среднего чека. Сетевая розничная торговля делает эти категории (объединим их в одну) приоритетными и становится основным каналом приобретения свежей продукции, постепенно забирая эту роль у рынков. Как отмечает генеральный директор компании SPAR International Гордон Кэмпбелл, высокое качество и представленность фреш стали основными преимуществами магазина. Самые свежие товары в большом ассортименте – один из ведущих мировых розничных трендов, и задача современных ритейлеров, работающих во всех форматах, соответствовать этому тренду.
Даже дискаунтеры, по словам генерального исполнительного директора сети «Верный» Олега Высоцкого, значительно увеличивают долю категории и расширяют предложение фреш, стремясь повысить привлекательность и конкурентоспособность. Для этого приобретают и устанавливают в торговых залах качественное холодильное оборудование, позволяющее эффективно сохранить свойства и продлить жизнь свежего продукта.
Однако пока спрос ритейлеров на оборудование для фреш и ультрафреш растет недостаточно, не пропорционально увеличению доли этих продуктов в общем ассортименте.
Фреш-условия
Для хранения и продажи продуктов фреш, как правило, требуется температурный режим в интервале от 0 до +4°С. Если это товары от производителя или фермерская продукция с минимальным сроком годности, то в основном, они фасуются в небольшие по объему упаковки и выкладываются на охлаждаемые стеллажи. Готовые блюда собственного производства гипер- или супермаркетов чаще всего продаются на развес, поэтому раскладываются в гастроемкости и выставляются в холодильных витринах. В торговом зале для расположения оборудования, демонстрирующего эти товарные группы, выбираются самые проходные и заметные места, чтобы обеспечить оперативную продажу.
Однако оборудование, подходящее для продажи фреш, и специализированное оборудование для конкретных категорий продукции с короткими сроками годности – это две большие разницы.
В отличие от стандартного
К тому же, для повышения экономичности в стандартном ТХО используются вентиляторы, создающие мощный воздушный поток, что приводит к заветриванию, усушке, потере внешнего вида и веса продукта.
В специализированном оборудовании четко выдерживаются температурные режимы и уровень влажности, организована очень деликатная циркуляция воздуха, способствующая максимальному сохранению веса дорогих продуктов. В таком оборудовании даже нет необходимости укрывать продукты или переносить на ночь в холодильную камеру.
В специализированном оборудовании применяются технологии, облегчающие его чистку: конструктивно все организуется так, чтобы обеспечивался легкий доступ для уборки, грязь не скапливалась в «укромных местах», решетки воздушных каналов меньше собирали пыль. Современные модели даже могут сами себя мыть, имеют антибактериальное покрытие, препятствующее развитию патогенной микрофлоры. Все это позволяет сохранять ультра свежесть и соблюдать важнейшие для категории фреш требования гигиены.
Обычно, рассматривая необходимость установки специализированного оборудования, подразумевают его особые технические характеристики и использование инновационных технологий, но его ценность должна заключаться не только в них. Дорогой фреш, изысканные деликатесы – это импульсные покупки, и нужно оборудование, способное привлекать, удивлять, создавать яркие впечатления и обеспечивать максимально легкую коммуникацию между продуктом и покупателем.
Для продажи и демонстрации ультрасвежих дорогих продуктов необходимо особое представление, создание нужной атмосферы в торговом зале. И отсюда еще одна задача специализированного оборудования – гармонично вписаться в концепцию магазина, стать частью общего дизайна, способствовать лучшей демонстрации продукта, стимулировать потребителя к покупке. Поэтому, в дополнение к высоким технологиям, специализированное оборудование для фреш должно быть высокоэстетичным, изготовленным из качественных дорогих материалов и выглядеть респектабельно.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Александр Бритиков, директор по развитию компании «Велеском»
Наиболее наглядно возможности тщательного соблюдения тонких режимов хранения демонстрирует процесс выдержки охлажденного мяса для получения нежных сочных стейков в мясных ресторанах. Мясной отруб для доведения до необходимой кондиции может выдерживаться при положительной температуре более месяца, и не только не портиться, а улучшать свои органолептические качества. Для этого необходимо создавать и четко выдерживать климатические режимы хранения с минимальными отклонениями – нужную температуру, влажность, деликатную вентиляцию. Все условия до тонкостей поддерживаются, именно такими, какие они необходимы конкретному продукту. И в результате сроки хранения, в сравнении с обычными, возрастают в разы.
На Западе взгляд на свежие категории значительно шире, чем в России. Например, западные ритейлеры сами торгуют срезанными цветами, в то время как у нас этот товар принято отдавать арендаторам, упуская прибыль, а ведь наценка на свежесрезанные цветы значительная, и спрос высокий. Ничего не мешает ритейлеру поставить в торговом зале вместо холодильной камеры специализированную горку для цветов и букетов. В красивой горке без верхнего козырька вокруг цветов создается прохладное влажное облако, поддерживаются необходимые режимы, позволяющие продлить жизнь и свежесть, минимизировать процент списания. Зарабатывайте сами!
Торговые сети могут стать доступнее для производителей продукции категорий ultra fresh и fresh
X5 Retail Group предлагает крупным торговым сетям отказаться от вознаграждений локальных поставщиков, которые поставляют продукцию категорий ultra fresh и fresh, пишут «Известия». Обсуждение этого вопроса в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) запланировано на 20 апреля.
В основном речь идет о товарах, которые производятся в России в рамках импортозамещения после ограничения импорта из стран ЕС и Турции. Так, X5 Retail Group предлагает сетям не взимать вознаграждений с поставщиков мяса, рыбы, птицы (категория ultra fresh), а также овощей и фруктов (fresh).
Кроме того, Х5 предлагает дать местным производителям, которые работают с компанией по региональному контракту, преференцию в сокращении отсрочки платежа до семи рабочих дней. Сегодня она зависит от сроков годности товара и составляет минимум 10 дней.
По мнению компании, многообразие взаимоотношений между партнерами «не позволяет эффективно применять единое решение, устанавливаемое федеральным законом», поэтому систему взимания бонусов нужно подкорректировать. Если другие ретейлеры согласятся с такой политикой, эта норма может быть включена в Кодекс добросовестных практик.
Как отмечают в Х5, компания уже в прошлом году начала работать без вознаграждений с четвертью своих поставщиков, а сегодня их более 6 тысяч. Как уточняют в компании, «главным образом это те партнеры, чьи товары закупаются в рамках централизованных тендерных процедур: часть фруктов и овощей, мяса, птицы, рыбы, продовольственных биржевых товаров, также ретробонусы не используются и при собственных торговых марках».
Как отметил зампредседателя правления ассоциации поставщиков «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов, ретейлеры всегда были заинтересованы в сотрудничестве с поставщиками этой продукции, поскольку доля ее продаж велика, а предложение отечественных производителей ограниченно. И если до введения санкций такую продукцию в основном поставляли импортеры, то теперь ситуация меняется в пользу российского производителя.
Также рекомендуем:
© Информационное агентство «Milknews» (2015-2019). Свидетельство о регистрации СМИ от 5 марта 2015г. ИА № ФC 77-60961, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
107078, г. Москва, Докучаев пер., дом 6, стр. 2
Тел. +7 (495) 114-51-29
E-mail:info@milknews.ru
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Правообладатель допускает частичное цитирование информации и информационных материалов, в объеме, не превышающем 30%, с обязательным указанием имени автора (при наличии), наименования правообладателя (ИА «Milknews») и гиперссылки на источник заимствования. Без письменного разрешения правообладателя не допускается копирование и последующее распространение размещенных на сайте материалов в полном объеме.
Секретные материалы категории фреш
Действительно, фрукты и овощи привлекают дополнительные потоки покупателей своим ярким видом, они акцентируют внимание покупателей на себе, а заодно и на товарах, расположенных вокруг них – отмечают эксперты по мерчендайзингу американской компании Managementparadise. Ритейлеры могут использовать это свойство фруктовых отделов, создавая у покупателей благоприятное впечатление о магазине в целом.
Работая с овощами, не забывайте использовать особенности спроса российских покупателей. Так, среди овощей у россиян наибольшей популярностью пользуется «борщевой набор» – картофель, капуста, морковь, свекла. Поэтому, при зонировании отдела фреш их лучше всего размещать рядом друг с другом в окружении овощей, которые пользуются меньшим спросом, но которые могут являться сопутствующим товаром – зелень, лук, чеснок, корень сельдерея, перец, томаты.
Интересной особенностью российского потребителя является любовь к крупным плодам и ягодам. Удивительно, но крупные яблоки, даже если они стоят дороже мелких, больше нравятся нашим покупателям. Поэтому, для привлечения внимания центром выкладки яблок должны быть крупные плоды в окружении более мелких. Наиболее привлекательным цветом у россиян для яблок считается красный. С точки зрения мерчандайзинга, для привлечения внимания к отделу также стоит применить в выкладке принцип контрастности, чередуя яркие красные плоды с зелеными и желтыми. Подобная яблочная витрина будет сразу же привлекать внимание покупателя, гарантируют эксперты кампании «Инфреш».
Ритейлеры знают немало секретов работы с этой категорией, которые позволяют существенно поднять продажи всего магазина. К примеру, во время высокого спроса на определенные виды фруктов и ягод (декабрь-январь для мандаринов, июль для клубники и т.п.), рекомендуется выставить дополнительные стойки с этим товаром в зоне входа в торговый зал и у касс – этот проверенный способ поможет вам привлечь дополнительные потоки покупателей и увеличить продажи.
Кроме того, вы можете предоставить покупателю возможность выбора разного объема товара, если он продается в упаковке (например, ягоды, томаты, лук и т.п.). Также покупатели хорошо реагируют на разнообразие в цветовой гамме – поэтому следует размещать ягоды и фрукты разных цветов в одной выкладке, увеличивая тем самым импульсные покупки.
Размещайте в торговом зале информацию о пользе потребления овощей и фруктов, способах их употребления и готовки. Стимулируйте потребление этой группы товаров – вы удивитесь, как охотно покупатели увеличивают свои расходы на фреш, если понимают свою пользу от этого. Хорошим примером может служить идея гипермаркетов «Реал» размещать в зоне продажи фруктов баннеры о низкой стоимости 5 видов фруктов круглый год. Покупатели охотно соблазняются на покупку полезного и недорого товара
Важнейшее правило в торговле овощами и фруктами – товар должен быть всегда идеально свежим, иначе покупатель откажется от идеи покупки. Однако, не стоит убирать начинающие портиться фрукты на глазах посетителей магазина – делайте это перед открытием магазина либо в ночные смены. Все это в совокупности позволяет сделать торговлю фруктами и овощами максимально прибыльной.
Овощи-Фрукты: свежий взгляд на категорию Ultra-Fresh в современной российской рознице
Финансовая господдержка, направленная на развитие тепличного хозяйства в стране, дала весьма заметный результат за последние два года. Введённый запрет на импорт из ряда стран стал толчком для развития отечественного сельского хозяйства, которое за последнее время демонстрирует уверенные темпы роста. Однако развитие в этой сфере не проходит гладко.
Минсельхоз России также заявляет об увеличении сбора тепличных овощей уже в этом году почти на 30 процентов. При этом все ещё растущие цены на свежие помидоры и огурцы эксперты объясняют сезонным фактором, влияния которого на спрос никто еще не отменял. Валовой сбор тепличных овощных культур по состоянию на 15 ноября текущего года в целом по стране составил 586,8 тысячи. Больше всего – на 62% (до 186,7 тысячи тонн) – вырос сбор тепличных томатов. Кроме того, сбор тепличных огурцов вырос на 17% – почти до 385 тысяч тонн.
При этом общая обстановка на основных аграрно-продовольственных рынках спокойная для конечного потребителя. Эффекты девальвации и импортозамещения почти отработаны. Платежеспособный спрос потребителей пока не восстанавливается, хотя продолжаются бурные структурные сдвиги внутри категорий. Возможное и высоко вероятное возобновление импорта турецких овощей на российский рынок, безусловно, заставит скорректировать заявленные компаниями инвестиционные планы в сторону сокращения.
Импортозамещение на фоне упавшего спроса получило интересную специфику – все внутренние рынки, за малым исключением, придвинулись к перенасыщенности.
Сельское хозяйство теряет традиционные источники экономического роста и нужно искать что-то новое.
Причины этого всё те же:
При этом если посмотреть на последнее исследование британской компании Hays в России именно квалифицированный персонал является для сельского хозяйства одной из самых острых проблем на фоне общего роста отрасли.
Если посмотреть на две основные культуры овощей из базовой потребительской корзины потребителей, то, как видно из графиков аналитических данных института конъюнктуры аграрного рынка, основные категории продуктов в группе овощи огурец и томат показывают последние 2 года крайне отрицательную ценовую годовую динамику и падение потребления, а именно:
Общий рынок огурца вырастет в 2016 на 5 % относительно 2015, но 2014 был выше 2015 на 15 %.То есть идёт восстановление докризисного объёма, но очень медленно, за год отыграно всего 5 % в тоннаже. При этом внешние участники рынка почти те же, пропорции между ними почти такие же, только нет Турции (пока. )
Среднегодовая текущая цена на огурец ниже на 5 % 2015 года в целом, июнь-июль 2016 выше, дальше будет либо на уровне 2015, либо ниже на те же 5 %.
Цена на томат в среднем по году в 2016 ниже на 5 % 2015 года, май – июнь 2016 на уровне 2015 и дальше падение в пропасть на 50-70% из-за профицита томатов на рынке, ранее конца октября 2016 цена не восстановится (нет объективных причин), причин для восстановления категории также не видно.
Проблема нашего аграрного рынка заключается в том, что развивать круглогодичное производство овощей в теплицах под силу только компаниям-гигантам, для остальных же заемные средства, которые сегодня предлагают отечественные банковские структуры, слишком дороги, период окупаемости инвестиций слишком высок для потенциальных инвесторов.
Если говорить о стратегиях реализации производителями готовой продукции, то основные каналы сбыта категории Фрукты-Овощи (ФРОВ) на сегодня на рынке следующие:
Пока на очень слабом уровне находится маркетинговая поддержка в сетях при продажах данной категории. Как правило, дело ограничивается стандартным участием производителей в каталогах и листовках, реже проходят недельные акции или выходного дня в категории свежие овощи и фрукты.
Сами производители пока коммуницируют с покупателем через упаковку или отраслевые выставки (Агрорусь, Золотая Осень). Этой осенью Компания Агрохолдинг Круглый Год первыми на рынке предложила кросс промо и совместное готовое решение для покупателя – продажу свежего листового салата во флоупаке с примоткой салатного соуса Компании Котани. Идея промо проста – дать быстрое и готовое решение домохозяйке на основе общих ценностей – удовлетворить спрос на здоровое и разнообразное питание путём быстрой покупки данной комбинации продуктов в одном совмещённом решении. Как результат увеличение регулярных продаж превысило в течение акции выходного дня 150%.
При этом, несмотря на ряд успешных инициатив и пересмотр стратегии в продажах категории фреш в основных федеральных сетях нужно отметить следующее – до сих пор, несмотря на существование современных розничных форматов сетей уже более 20 лет в стране, продавать категорию ФРОВ на европейском уровне никто пока не умеет.
Мы каждый день видим на прилавках несвежие и нестандартные овощи и фрукты во всех сетях без исключения, некондиционный товар, отсутствие качественной выкладки и визуализации продукции на полках. Но все сети работают над решением этой проблемы, и мы видим уже ряд очень удачных примеров, как полка ФРОВ может выглядеть по-европейски привлекательно (ГиперГлобус, АВ Маркет, экспериментальные магазины Окея, Лента, Перекрёсток).
В заключение хотелось бы отметить, что огромный потенциал в категории ультра фреш нашими крупнейшими сетями до сих пор не реализован. Но есть и устойчивое понимание этого потенциала. Поэтому, понимая, что нашу сложившуюся структуру современной торговли на рынке не сможет затормозить ни один фактор, за исключением отрицательных темпов экономического развития, будем двигаться в сторону его реализации.