Улица вязов что это
«Кошмар на улице Вязов» — от худшего фильма к лучшему
Осень 2019 – знаковое время для всех поклонников Фредди Крюгера. В ноябре 1984 года – ровно 35 лет назад – вышла самая первая часть легендарной хоррор-франшизы «Кошмар на улице Вязов». А 25 лет назад, в сентябре 1994-го, вышла последняя из классических частей, после чего истории про Крюгера начали переделывать и скрещивать с другими сюжетами. Без этих экспериментов франшиза насчитывает семь полнометражных фильмов и один сериал по их мотивам. Как и в случае с серией «Пятница, 13-е», фильмы не обязательно смотреть в хронологическом порядке, и без гайда здесь не обойтись. «Кошмары на улице Вязов» от худшего к лучшему — перед вами.
И кстати: именно в этот день, 22 ноября 1963 года случился настоящий кошмар на улице Вязов: на одноименной улице в Далласе убили Джона Кеннеди.
«Кошмар на улице Вязов» (2010)
Ремейк культового хоррора с отличным Джеки Эрл Хейли (Роршах из «Хранителей») получился достаточно пресным, несмотря на то, что создатели явно не были настолько ограничены в бюджете, как Уэс Крэйвен когда-то. В отличие от оригинала, новая версия предлагает очень мало визуально цепляющих моментов, и сама концепция маньяка, рыскающего по снам своих жертв, в фильме выглядит очень и очень блеклой. Такое впечатление, что сценаристам не хватило фантазии придумать что-то действительно запоминающееся, и вместо этого они уныло размазывают по хронометражу сюжет с тинейджерскими страданиями, а также совершенно необязательную побочную линию, согласно которой Крюгер, возможно, не был педофилом – и значит, был казнен родителями жертв по ошибке.
«Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» (1985)
Сиквел традиционно – и заслуженно – считают самым слабым фильмом из классической линейки. Его главная проблема заключалась в двигающей сюжет базовой идее: Фредди стремился заполучить тело главного героя Джесси, чтобы вернуться в реальный мир и продолжить там свое черное дело. Учитывая, что во снах Крюгер имел явно больше возможностей для убийства несчастных тинейджеров, такое стремление выглядело довольно-таки странно. Эта сценарная невнятность не была пропущена критиками, которые разругали сиквел в пух и прах, что, однако, не помешало фильму собрать немалую кассу и быстро стать культовым, причем в довольно неожиданной среде: «Месть Фредди» вскоре после выхода один критик назвал «самым гейским хоррором вообще», указав на то, что многие сцены фильма содержат вполне отчетливо обозначенные отсылки к гомосексуальности — и позднейшие фанатские теории нашли тому массу подтверждений. Так, например, в одной из сцен Джесси встречает своего физрука не где-нибудь, а в гей-баре. Да и сцена последующего убийства этого самого персонажа тоже вызывает ассоциации с извращенным гомоэротизмом. Кроме того, «Месть Фредди» — редкий слэшер, в котором главным героем – и «последней девушкой» — оказывается персонаж мужского пола. К слову, как выяснилось намного позже, актер Марк Паттон, игравший Джесси — действительно гей.
«Фредди против Джейсона» (2003)
В отличие от местами красивого, но бездушного ремейка, этот кроссовер однозначно заслуживает большего внимания со стороны фанатов Фредди. Его сценарий очень грамотно обыгрывает главную особенность нашего маньяка — способность убивать людей во сне. Импортированный в Голливуд из Гонконга режиссер Ронни Ю («Формула 51», «Невеста Чаки») снял непритязательный, но динамичный и кровавый молодежный хоррор, лишенный малейшего налета какой-либо серьезности, но зато с большим количеством убийств, драк и погонь, в котором чернейший юмор Фредди Крюгера находит свое наилучшее применение. Кроме прочего, в сюжете отлично раскручена линия соперничества Крюгера с другим великим убийцей из восьмидесятых – Джейсоном Вурхизом, который периодически «отбирает фраги» у своего соперника, убивая беззащитную молодежь во сне.
«Кошмар на улице Вязов 5: Дитя Сна» (1990)
Пятая часть франшизы вышла в целом не хуже соседних частей, но она имеет один существенный для слэшера недостаток: слишком мало смертей. Зато все они оформлены весьма креативно, взять хотя бы эпическую драку одного из героев – художника комиксов – с Супер-Фредди, или тошнотворный обед одной из героинь. Тем не менее, мутный сюжет с ребенком главной героини, которого Крюгер использует для проникновения в чужие сны, равно как и излишний драматизм делают эту часть далеко не самой выдающейся главой в истории улицы Вязов.
«Кошмар на улице Вязов 3: Воины Сна» (1987)
После разруганной критиками второй части Уэс Крэйвен понял, что есть только один способ продолжить историю Фредди Крюгера — сделать это самостоятельно. Поэтому в третьей части он был не только одним из авторов сюжета, но и соавтором сценария. Возвращение Крэйвена во франшизу помогло: триквел, снятый примерно за те же деньги, что и «Месть Фредди», собрал значительно больше денег в прокате и был теплее встречен критиками. Сценарий действительно отлично обыгрывал идею с «воинами снов» — тинейджерами, обладающими в своих (и чужих) снах сверхспособностями, помогающими им бороться с Крюгером. Режиссер Чак Рассел («Маска») сохранил достаточно мрачную атмосферу первой части, но при этом добавил в образ Фредди больше черного юмора – эти черты в последующих частях будут только усиливаться, сближая франшизу с комедийными хоррорами. Не в последнюю очередь успеху фильма способствовала отличная актерская команда, в которой можно отметить Патрицию Аркетт и Лоуренса Фишберна. Помимо запоминающихся персонажей и отличных спецэффектов стоит отметить музыку Анджело Бадаламенти (композитор «Твин Пикса») и отличную титульную песню Dokken. А еще триквел стал первым фильмом франшизы, по мотивам которого сделали видеоигру — она вышла на ПК и NES.
«Фредди мертв: последний кошмар» (1991)
Предпоследняя из классических частей на первый взгляд может показаться вопиющим недоразумением. Здесь довольно-таки невнятный сюжет, густо замешанный на семейных связях, наскоро приделанное к финальной разборке 3D, и откровенно комичные «демоны сна», с которыми, как мы выясняем, Крюгер в свое время заключил сделку, чтобы получить возможность оставаться маньяком-убийцей и после смерти. Тем не менее, шестая часть обладает своим обаянием, заметно выдяеляющим ее на фоне той же пятой. И немалая часть этого обаяния заключена в атмосфере нарастающего абсурда, который все более плотно окружает героев, попавших в родной город Крюгера. Конечно, это уже вовсе не чистый хоррор, а скорее черная комедия – но очень стильно оформленная, даже в мелочах. Стоит вспомнить хотя бы камео Джонни Деппа и последующее убийство в видеоигре, когда Фредди использует джойстик, прикрепленный к своей знаменитой перчатке с лезвиями – да, весело и не страшно, но страшной франшиза перестала быть к этому времени уже давно.
«Кошмар на улице Вязов 4: Повелитель сна» (1988)
Самый коммерчески успешный фильм во всей франшизе, и в некоторых отношениях наивысшая точка ее развития. Во-первых, начиная с этой части Фредди Крюгер окончательно превращается в главную звезду серии, а практически каждое убийство сопровождается комическими эпизодами. Во-вторых, фильм сам по себе интересен как сферический молодежный хоррор 1980-х в вакууме: здесь есть аутентичный саундтрек, креативные – и очень длительные – сцены смертей, а также огромная доза экшна, за который отвечает, что интересно, главная героиня. Добавьте к этому неувядающую харизму Роберта Энглунда и простой, но предельно насыщенный изобретательными убийствами сюжет про осознанные сновидения – и получите классику слэшеров в ее лучшем виде.
«Новый кошмар Уэса Крэйвена» (1994)
Второй фильм франшизы, снятый Уэсом Крэйвеном, и ее же закрывший — по крайней мере, в классическом варианте. Здесь, правда, не все так однозначно: формально последней канонической частью можно считать шестую, но фильм Крэйвена весьма элегантно решает вопрос с многообразным прошлым франшизы. В сюжете седьмой части в центр внимания помещена история актрисы Хизер Лангенкамп (она играла главную героиню самого первого фильма и появлялась в триквеле), сына которой начинает преследовать монстр из всем известного хоррора про улицу Вязов. Тем самым Крэйвен одновременно сделал невозможным традиционную сиквелизацию франшизы, и получил возможность опробовать очень необычный для своего времени подход, затрагивающий тематику взаимодействия жизни и искусства. Эту же подход он через пару лет – с намного большим успехом – использовал в «Крике», а «Новый кошмар» в таком контексте кажется не только точкой в истории Фредди Крюгера, но и генеральной репетицией перед обновлением слэшеров как особого поджанра ужасов. Вместе с тем в седьмом фильме Крэйвен в чем-то возвращается к корням, превращая Фредди Крюгера в сверхъестественного монстра, а не мрачного юмориста, ставшего персонажем поп-культуры. Поэтому здесь мало убийств, но очень много саспенса и, как всегда в серии, впечатляющих спецэффектов.
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
Подобно «Хэллоуину», самый первый «Кошмар на улице Вязов» стал образцом слэшера, но – в отличие от фильма Карпентера – воспроизвести его особенности подражателям оказалось не под силу. При этом любопытно, что фильмы с похожим сюжетом о проникновении снов в реальность и наоборот выходили аккурат за год-два до крэйвеновского «Кошмара» — взять хотя бы «Убийцу» (1982) или «Бегство от сна» (1983) – и они были вполне достойными представителями жанра. Но выстрелил и остался в массовой культуре именно «Кошмар на улице Вязов» — надо полагать, во многом благодаря личному обаянию Роберта Энглунда и простому, но предельно эффектному сценарию самого Крэйвена, а также тому, что именно этот фильм идеально вписался в «золотую эру» слэшеров, обозначив ее зенит. Крэйвен, до того малоизвестный постановщик более-менее стандартного эксплотейшна, моментально превратился в звезду ужасов, и в последующем только подтверждал этот статус, до конца жизни работая в прославившем его жанре.
P.S. «Кошмары Фредди» (1988-1990)
В конце 1980-х, когда популярность франшизы достигла своего пика, продюсеры решили капитализировать хоррор-бренд, запустив телевизионный спин-офф с участием Фредди Крюгера. Сериал оказался не столь долговечным, как предполагалось, но причиной тому было скорее ошибочное позиционирование, чем низкое качество самого шоу. В отличие от фильмов, здесь Фредди выступал не в качестве главного злодея, а ведущего — создатели сериала посчитали, что нет смысла повторяться, бесконечно заставляя Крюгера убивать новую пачку тинейджеров каждый сезон. Поэтому была придумана довольно замысловатая схема: каждый эпизод состоял из двух историй, происходящих в родном для Крюгера Спрингвуде (и, само собой, на улице Вязов), причем во второй истории главным персонажем выступал какой-либо второстепенный (или даже эпизодический) персонаж первой. Над сериалом работали в основном второстепенные, но довольно заметные в жанре режиссеры, так что любому поклоннику хорроров восьмидесятых, не говоря уже о любителях посмотреть на Фредди Крюгера, необходимо познакомиться с этим проектом поближе.
«Кошмар на улице Вязов»: режиссер вдохновился реальным медицинским случаем
Оказывается, идея снять такой фильм посетила режиссера Уэса Крейвена после того, как он прочитал в американской прессе целую серию заметок о таинственных смертях беженцев из Юго-Восточной Азии. Молодые и здоровые люди «кричали во сне, а потом умирали», говорилось в статьях. В одной говорилось, что незадолго до смерти человек боялся спать из-за ужаснейших ночных кошмаров.
Сотни смертей
Большинство умерших жили рядом. Они умирали один за другим в течение короткого времени, что делало ситуацию еще более ужасной: соседи боялись происходящего и не понимали, что именно убило вполне здоровых молодых людей. Средний возраст умерших – 33 года. Почти во всех случаях ситуация развивалась по одному сценарию: внешне здоровые и крепкие люди умирали во сне.
Феномен таинственной ночной смерти ставил и врачей в тупик. У них не было версий, объясняющих, почему умерли эти молодые люди. «Я точно знаю, от чего они не умирали, — говорил прессе Майкл Макги, судмедсксперт, который в конце 1980-х годов занимался выяснением обстоятельств смерти первых четырех умерших. – Им не стреляли в голову, их не зарезали, они не падали с крыши, не были отравлены. Мы сделали вскрытие каждого умершего и не понимаем, что с ними случилось».
Ведется расследование
Но скоро умерших стало больше, а у врачей появились все же какие-то версии. В результате вскрытий они обнаружили некоторое сходство. У всех 18 следующих жертв миокард был увеличен, а у 17 обнаружена патология, которая мешала сердцу нормально сокращаться. Из-за этого оно работало аномально и с перебоями, а в какой-то момент просто «ломалось».
После этого медики взялись за изучение семейных историй и анамнеза умерших: они опрашивали родных и близких, пытаясь узнать хоть что-то о тех, кто стал жертвой таинственного азиатского смертельного синдрома. Обнаружились еще и другие проблемы – почти все умершие имели какие-то проблемы со сном и дыханием.
Так, например, у одной из девушек, за 2,5 года до смерти в США, был зафиксирован странный приступ. Родители не могли ее разбудить, но она странно дышала и не приходила в себя. Необычное дыхание было характерно и для другого умершего, 25-летнего мужчины, который испытывал необычный приступ на фоне сильной слабости, из-за которой он не мог подняться с кровати. Утром он испытал это странное состояние, а уже в обед умер.
Таких историй становилось больше и больше, постепенно у врачей стала вырисовываться картина, которая позволила им сделать выводы о том, что же все-таки произошло с выходцами из Азии в США. Они заключили, что в данном случае точно играла свою роль наследственность – случаев, затрагивающих членов одной семьи, было немало. Именно это объясняло, что умирали люди, жившие в лагерях азиатских беженцев, – там часто оказывались целыми семьями. Большинство из них, как выяснилось позже, были беженцами из Камбоджи – они прибыли в США, чтобы спастись от режима диктатора Пол Пота.
Загадка раскрыта
В дальнейшем стало ясно, что все дело в мутации гена SCN5A, из-за которой у людей возникал синдром Бругада – патология, нарушающая сердечный ритм. Мутация передавалась по наследству и, скорее всего, была виновна в синдроме внезапной ночной смерти. Ее же связывают с некоторыми случаями внезапной младенческой смерти.
Беженцы из Азии умирали, скорее всего, из-за того, что переживания, связанные с жизнью в Камбодже и последующее бегство, стало причиной развития посттравматического стрессового синдрома. Из-за него люди, даже покинув Камбоджу, испытывали сильнейшую тревожность, стресс и постоянные ночные кошмары. Сердце, ослабленное из-за мутации, не выдерживало и останавливалось.
Сейчас синдром Бругада не считается смертельным состоянием и, если он своевременно обнаружен, является не более чем особенностью организма – прием определенных лекарств приводит к тому, что сердце работает нормально, а не на пределе.
Уэс Крейвен прочитал об этом феномене в 1981 году – тогда еще не было ясно, почему люди умирают сотнями. Но эта история стало тем недостающим кирпичиком, без которого образ Фредди Крюгера был бы неполным. Остальные элементы были найдены постепенно. Имя злодей получил в честь хулигана, который в детстве часто бил будущего режиссера и сценариста: Крейвен запомнил имя обидчика и прославил его в фильме. Другой важный момент, без которого фильм тоже не был бы таким, каким мы знаем: встреча юного Уэса с бездомным, который напугал мальчика, пристально посмотрев и сказав, что он «всё еще наблюдает за ним». История запомнилась Крейвену на всю жизнь.
И, наконец, знаменитый красно-зеленый свитер Фредди Крюгера. Одеть его таким образом Крейвен решил после того как прочитал в Scientific American о том, что такое сочетание цветов является одним из наиболее раздражающих.
Никогда не спите, дети!
Мигель де Сервантес «Дон Кихот»
Американский режиссёр Уэс Крэйвен знает толк в страхе. Уже к началу 80-х он был известен как автор нашумевших фильмов ужасов «Болотная тварь» и «У холмов есть глаза». Позже он создаст знаменитый «Крик», обеспечивший рекордные сборы в 170 миллионов долларов.
«Кошмар на улице Вязов» — не первый ужастик в числе детищ Крэйвена (а кроме них, к 1984-му на экраны уже вышли хрестоматийные «Техасская резня бензопилой» и «Пятница 13-е»), но именно эту картину нередко именуют первым настоящим фильмом ужасов в истории.
Раз, два, три, Фредди в гости жди
Группу подростков в одном из предместий Лос-Анджелеса начинают посещать одинаковые кошмары. В снах их преследует чудовище: тощий, покрытый ожогами человек с бритвенными лезвиями на перчатке. И это не совсем обычные кошмары. Не такие, от которых просыпаются с криком. Ребята, которых во сне настигает Фредди, не просыпаются уже никогда.
Кто такой этот Фредди? Фредди Крюгер — маньяк, убийца детей. Зачатый пациентами закрытой лечебницы для опасных безумцев, коллективно изнасиловавшими медицинскую сестру Аманду Крюгер. Уличённый в преступлениях и без всяких судебных проволочек сожженный родителями своих жертв.
И вот Фредди вернулся мстить детям тех, кто его казнил. Избранный им метод нападения и сам способ его существования нетипичны даже для нежити. Как скоро станет ясно, Фредди — вообще не сторонник традиционных решений.
Тем сложнее будет его уничтожить. Пресловутый осиновый кол вонзать не во что. Фредди живет только в снах. А там он неуязвим. Ведь на то он и кошмар, что зло в нём всегда торжествует. Существует лишь одни способ спастись от Фредди — не спать. Но сколько дней подряд может бодрствовать человек.
Классическое начало фильмов ужасов: демонстрация сцен мирной и счастливой жизни.
Такой сюжет фильма, что нетипично для жанра «хоррор», был взят автором сценария и режиссёром Уэсом Крэйвеном из. газет. В конце 1970-х годов в США начали прибывать беженцы из Камбоджи, страны, где «застенчивый профессор» Пол Пот за 4 года правления из не вполне ясных соображений уничтожил почти три миллиона своих подданных. Некоторые дети иммигрантов не могли спать — им снились «красные кхмеры». Несмотря на усилия врачей, один за другим они умирали от нервного и физического истощения.
Это была действительно хорошая идея. Зритель может рефлекторно пугаться каких-нибудь аляповато сделанных пауков-мутантов, но он всё-таки не верит в них. Другое дело — кошмар. Кошмары видели все. И все верили в них, пока не просыпались. Во сне возможно всё. Недаром самых ужасных монстров именуют выходцами из кошмаров.
Спецэффекты в «Кошмаре на улице Вязов» были резко ограничены скудностью бюджета. Бутафорский язык, появляющийся из телефонной трубки, и смотрится как бутафорский.
Кроме оригинального сюжета, секрет успеха заключался и в напряжённой, давящей атмосфере фильма, поддержанию которой способствует удачно подобранный саундтрек.
Остальное обеспечили блестящая режиссура и неплохая актёрская работа. Картина стала дебютом многих звёзд — например, Джонни Деппа, самого харизматичного пирата современности. Несмотря на обусловленную сюжетом молодость, герои изображали ужас вполне убедительно, при том что к радикальным методам стимулирования (таким, как стрельба из револьвера над ухом) Крэйвен не прибегал. Режиссёр стремился обходиться минимумом выразительных средств и спецэффектов. Главное — не жалеть бутафорской крови! Крэйвен использовал её две тонны.
Важный элемент успеха фильма — заключённая в сюжете тайна. И в «Кошмаре на улице Вязов» она есть. От первой до последней минуты зритель будет ломать голову над вопросом — а улица Вязов здесь при чём? Такой топоним ни разу не упоминается, да и с определённой улицей действие не связано никак. Эту тайну автор так и оставляет без разгадки.
Но главной находкой стал сам Фредди Крюгер. Крэйвен слепил этот образ из собственных детских страхов. Когда-то его напугал нищий с похожей внешностью, имя же заимствовано у хулигана, отравлявшего Уэсу школьные годы. Завершающими штрихами стали мятая шляпа и найденный на распродаже свитер в красную и зелёную полосы.
Автор видел маньяка ещё более страшным, но здесь предел фантазии положили возможности гримёра. В результате Фредди (в исполнении Роберта Инглунда) сохранил пусть и безобразное, но вполне человеческое лицо.
Это тоже стало находкой. Другие известные в то время широкоэкранные серийные убийцы не имели лиц, они носили маски. И почти никогда ничего не говорили, предпочитая злодействовать молча. Механически и бессмысленно, словно по долгу службы, пёрли напролом, размахивая бензопилами. Все они воспринимались лишь как некая безличная стихийная сила. Смертоносная, а потому устрашающая, но в определённом смысле даже не злая. Ведь зло — не физическая величина, а качество человеческого намерения.
Крэйвен прекрасно справлялся и без спецэффектов. Многие изобретённые им приёмы устрашения в дальнейшем стали классическими.
А Фредди был злым. Он мог и поговорить с жертвой, демонстрируя чувство юмора и растягивая удовольствие от расправы. Да! Он убивал только потому, что это доставляло ему удовольствие. Фредди проявлял изобретательность, опять-таки лишь из любви к искусству. Если до него фильмы о маньяках привлекали зрителя исключительно сценами убийств, то здесь и сам убийца получился интересным и харизматичным.
Истинное зло не горит. И не тонет. Даже в святой воде.
Замечательный фильм, тем не менее, имел все шансы не родиться. Сценарий был написан в 1981 году, но в течение трёх лет Уэс Крэйвен не мог найти продюсера. В конце концов финансирование взяла на себя компания New Line Cinema, до того момента фильмов не ставившая, а лишь выступавшая дистрибьютором чужих.
В многочисленных продолжениях постановщики пытались экспериментировать над внешностью Фредди, иногда показывая его без мяса. или даже без шляпы!
Средств было отпущено очень мало — всего 1,8 миллиона долларов. Их не хватало не только на спецэффекты, но и на нормальные декорации и грим. Но и эти деньги поступали нерегулярно. Студия, которой в будущем предстояло снимать «Властелина Колец», балансировала на грани разорения. В любой момент всё могло рухнуть. И даже местами рухнуло. Однажды во время съёмок развалилась целая комната, потух свет и, в довершение разгрома, на группу вылились все запасы бутафорской крови.
Тем более колоссальным стал успех. Появившись на экранах, фильм сразу собрал 26 миллионов долларов, что превысило вложения в 14 раз.
Инглунду удалось создать чем-то даже симпатичное чудовище.
Фредди жив!
Успех «Кошмара на улице Вязов», особенно ошеломляющий при сравнении прибыли и затрат, сразу же стал легендой Голливуда. Благодаря Фредди малоизвестная и находящаяся на грани банкротства студия New Line Cinema сразу же вырвалась в число ведущих кинокомпаний США.
Конечно, такой успех не худо было бы повторить. Зрители жаждали продолжения, и сиквел настолько удачной картины сулил огромные прибыли. Но возникла неожиданная проблема. Уэс Крэйвен считал историю Крюгера законченной. И ни писать, ни снимать новые фильмы на эту тему не хотел. Ни за какие деньги.
Остановило ли это продюсеров? Конечно, нет. На место Крэйвена немедленно были наняты не совершившие ничего замечательного ни до, ни после этого режиссёр Джек Шолдер и сценарист Дэвид Ческин. Объединив усилия, спустя всего год после выхода первых «Вязов» эта пара выпустила в прокат «Кошмары на улице Вязов 2: Месть Фредди».
«Кошмары» под номерами 2, 3 и 4.
Съёмки, бюджет которых составил уже 3 миллиона долларов (что, впрочем, тоже было немного), заняли всего месяц. Сюжет был не лишён остроумия. Злой, мрачный и немногословный на почве пережитой неудачи Фредди меняет тактику. Вместо того чтобы преследовать свои жертвы в снах, он пытается завладеть телом молодого человека и совершать его руками убийства «в реале».
Сборы от проката нового фильма, выделяющегося среди прочих картин «Крюгеровского цикла» максимальным количеством убийств, составили 30 миллионов долларов. Чистая прибыль оказалась даже выше, чем от показа первых «Вязов». И это значило, что по законам рынка за сиквелом неизбежно последует триквел.
Несомненно, эта неизбежность была очевидна и Крэйвену. На этот раз он согласился писать сценарий. Но только при условии, что третья серия станет последней. Такое обещание ему было дано. Режиссёрскую работу взял на себя Чак Рассел («Стиратель»).
Фильм «Кошмар на улице Вязов 3» вышел в 1987 году. На этот раз действие было перенесено в психиатрическую лечебницу, где несколько подростков лечатся от нарушений сна. Фильм отличался от первых двух более качественными декорациями и спецэффектами (бюджет достиг уже 5 миллионов). В эпилоге Фредди получает контрольный выстрел: его бренные останки найдены и погружены в святую воду.
Теперь сборы достигли 44 миллионов долларов! И Фредди, конечно же, выжил снова. Святая вода не помогла. Уже в следующем году режиссёром Ренли Харлином («Скалолаз», «Крепкий орешек 2») создаётся четвёртый фильм — «Повелитель сна». Где Крюгер оживляется помочившейся на его могилу собачкой.
Дух новой картины заметно отличался от оригинала. По существу, это были уже не ужасы, а фантастический триллер, в котором Фредди мало пользуется перчаткой, но много говорит и шутит. Впервые были применены компьютерная графика и элементы модных в те годы боевиков «Кунг-фу». Фильм стоил уже 13 миллионов долларов.
«Кошмары» под номерами 5, 6 и 7.
Сборы достигли рекордной отметки в 49 миллионов. В 1989 году пятых «Вязов» — «Дитя сна» — снял режиссёр Стивен Хопкинс («Хищник 2»). Сценарий предлагали писать Стивену Кингу, но в итоге его вариант был отвергнут.
В этот раз Фредди вселяется в не рождённого ещё младенца. Действовать из такой позиции ему неудобно, и потому убийств в фильме оказывается всего три. Но каких! Хопкинс стремился создать хоррор высшей пробы. Большую часть смачных подробностей ему, впрочем, пришлось вырезать — сам пугался.
Сборы, однако, уже падали. Только 35 миллионов дал и показ фильма «Кошмар на улице Вязов 6: Фредди мёртв», снятого в 1991 году Рэйчел Талалой по её же сценарию.
Фредди умирал. Попытки заставить его резаться в компьютерные игры и летать на метле лишь ускорили процесс разложения. Великий фильм ужасов мутировал в «чёрную» комедию. По-голливудски смешную и тупую.
В заключительной (надо надеяться) седьмой серии эпопеи Уэс Крэйвен и Роберт Инглунд снялись в ролях самих себя.
Что, казалось бы, можно добавить к истории Фредди Крюгера, если он уже мёртв? Оказалось, кое-что можно. В 1994 году сам Уэс Крэйвен возвращается к теме и снимает в качестве режиссёра и сценариста седьмую часть, «Новый кошмар». Но это фильм уже не о Фредди-маньяке, а о Фредди — идоле поп-культуры. Фредди — символе. Фильм о фильме об очередных приключениях Крюгера.
На экране появляется съёмочная группа (во главе с самим Уэсом), жадные продюсеры, горемыка Инглунд, отождествившийся со своим персонажем наглухо, прямо как Сергей Селин — с Дукалисом. Фредди мёртв — собственно, он никогда и не жил, он — вымысел. Но некое древнее безымянное зло, демон из преисподней, прорывается в мир, приняв обличие самого знаменитого киноманьяка.
Во время съёмок началась мистика в полном соответствии с сюжетом. Воображаемое ворвалось в реальность. Ставились сцены землетрясения в Лос-Анджелесе. И город стало трясти! Мистика продолжилась и после премьеры. Фильм, явно обещавший быть незаурядным, фактически провалился, собрав только 18 миллионов долларов. Фредди оказался действительно мёртв и интересен лишь как легенда кинематографа.
Тем не менее, спустя почти 10 лет, в 2003 году была предпринята попытка реанимировать идею. Воскресить маньяка рискнул импортированный из Гонконга режиссёр Ронни Ю, снявший очередное продолжение «Фредди против Джейсона». По сюжету картины Крюгер пытается использовать для совершения преступлений Джейсона Вурхиса — другого почти столь же знаменитого голливудского убийцу.
Вопреки поговорке, история повторяется далеко не дважды. Но фарса в эпилоге всё равно не избежать.
Собственно, это был фильм о том, как дерутся Фредди (в правом углу, шляпа и перчатка) и Джейсон (в левом углу, маска и тесак). В лучших традициях китайских боевиков дерутся они долго. очень долго. Порядка 40 минут, не считая перерыва на рекламу. Это всеголливудский рекорд продолжительности поединка. Больше ничего заслуживающего внимания на экране не происходит.
Конечно, получилась пародия на кино. Но создатели ленты подошли к работе творчески. Затратив 30 миллионов на спецэффекты, ещё почти столько же они вложили в рекламу. Сборы достигли отметки в 114 миллионов.
Последний раз прах Фредди потревожили в 2004 году, когда никому не известный режиссёр и сценарист Хэнк Брэкстен снял короткометражную комедию «Фредди против охотников за привидениями». Но это уже была «пародия на пародию». Успех фильм имел соответствующий.
Кошмар на улице Вязов
A Nightmare on Elm Street
Производство: New Line Cinema, The Elm Street Venture, Media Home Entertainment
Жанр: Ужасы, триллер
Режиссёр: Уэс Крэйвен («И у холмов есть глаза», «Болотная тварь», «Крик», «Крик 2»)
Сценарий: Уэс Крэйвен
В ролях: Хезер Лэнгенкэмп, Рони Блейкли, Джон Сэксон, Аманда Уайсс, Роберт Инглунд
Продолжительность: 92 минуты
Возрастной рейтинг: R (лица до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении взрослых)
Бюджет: 1,8 миллиона долларов
Премьера: 9 ноября 1984 года
Роберт Инглунд снялся в 129 лентах. Но артисту нередко приходится поправлять коллег и знакомых, по привычке именующих его не Робертом, а Фредди.
За свою долгую и славную историю маньяк Крюгер принес своим создателем бездну денег и славы. И, видимо, был «выжат до капли». В каком-то смысле он устарел. Такие шляпы уже не носят даже маньяки.
Смириться с этой мыслью продюсеры ещё не готовы. Если продолжения невозможны, то почему бы не начать всё сначала, но на новом техническом уровне? В настоящий момент, уже для детей тех, кто в детстве содрогался при виде Фредди, снимается римейк первого «Кошмара на улице Вязов». Фильм выйдет в следующем году.
Режиссёр «Кошмара 1+» Сэмюэл Байер не знаменит, но консультантом фильма стал сам Уэс Крэйвен. Картина выделится из прочей «фреддиады» тем, что впервые роль Крюгера исполнит не Роберт Инглунд. «Заслуженный Фредди» уже слишком стар, чтобы размахивать лезвиями.