Улица дала больше знаний чем вуза

Что дает человеку высшее образование?

Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.

Улица дала больше знаний чем вуза

Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Что дает высшее образование

Окончив вуз, вы получите:

Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:

Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».

Есть ли жизнь без высшего образования?

Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:

Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех

Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.

Источник

«Попадаешь в особое сообщество выпускников»: что дает учеба в лучших вузах Москвы

Рассказывают читатели Т⁠—⁠Ж — выпускники НИУ ВШЭ, МГУ, Плешки и Финансового университета

Проходные баллы для поступления в вуз растут с каждым годом, и особенно сильно — на популярных направлениях в известных учебных заведениях.

Мы решили разобраться, стоит ли тратить нервы и деньги, чтобы получить диплом одного из лучших московских вузов, и попросили читателей рассказать о своем опыте.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

К окончанию школы я точно не знал, на кого хочу учиться, но, учитывая свой социально-экономический бэкграунд, подавал документы на экономику и социологию во ВШЭ.

Логика была простая: экономика — это вроде как про все одновременно, а определиться поточнее можно уже к концу бакалавриата. Так и получилось. В итоге я попал на бюджет, учился на факультете экономических наук с 2017 по 2021 год.

До поступления я считал, что НИУ ВШЭ — лучший вуз страны с точки зрения перспектив и «свободы», то есть возможности самому планировать обучение и как минимум не страдать от гонки за посещаемостью, распространенной в других вузах. В итоге не пожалел о своем выборе, хотя могу назвать много минусов Вышки, в том числе дурацкий учебный план с неравномерной нагрузкой и бесполезными курсами, повторяющими друг друга. И зачастую был слишком сильный уклон в сторону фундаментальной науки. Хотя на то он и исследовательский университет.

Хорошую возможность дает выбор майнора — дополнительного трека обучения, который два года читают преподаватели с других факультетов. Я выбрал интеллектуальный анализ данных. В результате узнал про методы машинной работы с информацией и научился писать на Python и R. Основное, что я применяю сейчас в работе, — это как раз языки программирования, а также основы математической статистики, которые бизнес использует для проверки гипотез и оценки качества выводов, получаемых из данных.

После бакалавриата я продолжил обучение во ВШЭ — сейчас учусь в магистратуре по программе «наука о данных». По окончании у меня будет диплом специалиста в области компьютерных наук. То есть после экономики я спокойно поменял направление обучения, как и предполагал до поступления.

Курс о больших делах

Работать я начал еще на третьем курсе бакалавриата. Все так или иначе было связано с аналитикой: сначала я был трудоустроен в городском консалтинге, но это оказалось скорее проверкой навыков пользования Гуглом и манипуляций с цифрами, взятыми с потолка. Потом стал продакт-аналитиком в компании, которая разрабатывает приложение для продавцов-консультантов в ретейле, где и работаю до сих пор. Чтобы устроиться на работу, я никогда не пользовался связями, а просто откликался на вакансии.

Окончив Вышку, ты попадаешь в особое сообщество ее выпускников.

Кажется, что в нем все всех знают, даже если на самом деле никогда не встречались. Поэтому имидж вуза очень помогает при приеме на работу. Твой начальник с большой вероятностью тоже окончил ВШЭ и знает изнутри, какое образование ты получил.

В обычной жизни экономическое образование позволяет смотреть на мир сквозь призму экономического агента, максимизирующего свою полезность. Образование развило мои аналитические способности, значительно повысило финансовую грамотность и дало понимание принципов работы финансовой системы. А это дорогого стоит.

К моменту поступления я даже не думала, что высшее образование можно не получать. Не знаю, как на меня посмотрели бы родители, откажись я от обучения. В престижные вузы я поступала опять же потому, что очень зависела от мнения родителей. Ожидала получить профессию, которая кормила бы меня всю жизнь.

Выбрала Финансовую академию — сейчас это Финансовый университет, — потому что многие знакомые там учились и считалось, что там можно получить хорошее образование. Еще совпало, что последние два года в нашу школу приходила преподавательница по математике из этого вуза, и мы готовились к вступительным как раз по материалам Финансовой академии. К сожалению, как раз с того года, когда я поступала, ввели ЕГЭ, и эти знания не пригодились во время экзаменов. Но зато я прокачала мозг и была готова к линейной алгебре на первом курсе.

Сдавала экзамены с мыслью « только бы поступить», а приоритет по факультетам расставляла по принципу «какое название больше нравится». В итоге с 2009 по 2013 год училась на бюджете, на факультете финансового менеджмента, специальность — «инвестиционный менеджмент». Профильные преподаватели в большинстве своем мне не нравились, зато по общеобразовательным предметам были молодые и очень увлеченные. Но в целом мои ожидания от учебы и реальность не совпали. В академии нас учили оценивать бизнес-проекты и инвестиции, но при поиске работы я сразу столкнулась с тем, что такие расчеты не доверяют новичкам.

После окончания бакалавриата для меня не стоял вопрос, идти или не идти в магистратуру. Считалось, что бакалавриат — неполное образование. Решила сменить вуз и специальность и выбрала маркетинг в Плехановской академии — сейчас это университет. Этот предмет понравился мне на бакалавриате, а в Плехановке на тот момент была сильная кафедра маркетинга. Учеба начиналась в 19:00, поэтому можно было совмещать ее с работой. Но в конечном счете думаю, что можно было не поступать: новых и нужных знаний для жизни или работы я не получила.

Зато когда я искала работу, диплом очень помог. Многие компании в описании указывали, что хотят выпускника Финансовой академии. Так я и нашла своего работодателя. Устроилась в коммерческий отдел, не совсем по специальности, но в смежной области. Потом перешла в финансовый департамент, решила применить знания в работе.

Но мои ожидания не оправдались. Я целыми днями работала за компьютером, строила таблицы и перебирала ворох бумаг и счетов. Общение с людьми сводилось к нулю, что мне очень не понравилось. Я уволилась и больше по специальности не устраивалась.

После этого я успела поработать в отделе логистики и отделе продаж. Специальные знания для этого не получала. Сейчас продолжаю поиски чего-то нового для себя, так как я открыта новым сферам и знаниям, быстро разбираюсь в процессах и люблю автоматизировать.

Я благодарна своей учебе за прекрасные знания по математике: в жизни меня не пугают проценты и огромные условия со звездочкой в договорах. А также за большое количество работ и заданий со строгими дедлайнами: это помогло на первой работе не растеряться и быстро вникнуть в происходящее. Там же мне пригодились базовые знания «Экселя» и «1С», которые я получила в институте. Я не смотрела на все с широко открытыми от изумления глазами, как многие мои коллеги, которые были на «вы» с таблицами и графиками. Еще учеба дала глубокие знания по финансовой грамотности — с первой зарплаты я начала откладывать деньги, меняла валюту и следила за тарифами дебетовых карт.

Источник

«Отличники сдуваются после первых неудач»: 9 выводов из опыта учебы за границей

Истории читателей Т⁠—⁠Ж

Недавно мы спросили у читателей, считают ли они, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, действительно меняет жизнь к лучшему.

Читатели, которые учились или еще учатся за границей, поделились опытом и рассказали, к каким выводам пришли, анализируя свою жизнь и наблюдая за знакомыми и однокурсниками. Собрали девять лучших историй в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Улица дала больше знаний чем вуза

Как человек, который получил диплом бакалавра в провинциальном российском вузе, где все недостатки нашей системы образования были возведены в абсолют, а затем поступил в магистратуру одного из престижных американских вузов, могу сказать, что это правда: образование действительно служит мощным социальным лифтом.

Ярмарки вакансий, летние стажировки по специальности и с упором на практику, карьерные центры, где учат писать CV и проходить собеседования, куча сообществ по интересам — все это очень помогает в будущем. Сразу скажу, что нечто похожее было у меня и в российском университете, но разница в подходе и реализации колоссальна.

Второй важный момент — окружение: разносторонние, умные, ищущие, открытые всему новому люди, причем не только студенты. Когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься общим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться.

Говорят, что ребенок должен решать сам, но хочу добавить, что я была бы благодарна своим родителям, если бы они повлияли на меня в школе и посоветовали поступать в США на бакалавриат. Для таких студентов возможностей здесь еще больше, а кампусная жизнь еще ярче. Поэтому хочу посоветовать не давить на ребенка, а мягко наставлять и показывать, какие есть возможности в мире. Топовые вузы США практикуют holistic approach (прим. ред.: целостный подход) при приеме студентов. Не нужно, чтобы ваш ребенок закапывался в книги, руководил тридцатью благотворительными организациями и получал исключительно 100 баллов на экзаменах, — куда важнее, чтобы он был всесторонне развит, эрудирован, жаден до знаний и смог внятно объяснить приемной комиссии, почему именно он принесет что-то новое и ценное в сообщество университета.

Улица дала больше знаний чем вуза

Главное в топовых вузах — это окружение. Ты начинаешь по-другому мыслить, сравнивать, анализировать. После окончания у тебя остаются знакомства, ты постоянно мониторишь ситуацию на рынке труда: какая зарплата и условия в компаниях, где работают знакомые, как туда можно попасть. В зарубежных корпорациях всегда много реферальных программ: знакомые могут порекомендовать тебя и получить за это деньги.

Мне было тяжело, это правда. Сложно, когда все тусуются, а у тебя нет на это денег. Сложно, когда все наслаждаются жизнью, а ты думаешь, хватит ли тебе на следующую неделю. Все путешествуют, на выходные уезжают к семьям, а ты ходишь кругами по маленькому городу и сходишь с ума, пока еще не налажены связи и иностранный язык ты знаешь, мягко скажем, так себе. В общем, сложностей много, но окружение тянет вверх.

Улица дала больше знаний чем вуза

Сейчас как раз учусь в одном из таких вузов. Да, такое образование меняет жизнь к лучшему. Но есть множество нюансов. Начать можно с того, что большая часть грантов достается гражданам страны, в которой находится вуз. Вторая важная деталь — источник мотивации самого студента. Если он сам захотел уехать, выбрал программу, подготовился и сам поступил — это лифт. Если его «изнасиловали» родители и пропихнули в крутое место, где все как в сказке, — это бесполезно.

Мне еще далеко до своих детей, но думаю, что правильнее подготовить разные возможности для ребенка и в момент, когда он будет делать выбор, описать плюсы и минусы каждой и дать подростку самому решить, чего он хочет.

Лучше учить английский и начинать подготовку к поступлению в вуз или старшую школу за границей примерно с девятого класса, так как в топовые места нужен топовый английский. Большинство русских студентов, которые учатся в лучших американских вузах, до этого проучились в американских школах один-два года. Из российских школ в Гарвард практически не берут. Возможно, есть исключения — победители международных олимпиад и звездные спортсмены.

Улица дала больше знаний чем вуза

Получила МВА в Европе. Если кратко: да, это послужило социальным лифтом. Но у всех разные представления об успехе: кто-то мечтает о С-уровне в международной корпорации, а кому-то будет достаточно обеспечивать основные потребности при работе 20 часов в неделю в стране со стабильной политико-экономической ситуацией.

Получить гранты и стипендии возможно, но удается это не столько проектам сверхамбициозных родителей, сколько тем, кто сам горит идеей, готов биться о стены, получать отказы и все равно идти дальше. Классические отличники, которых с детства натаскивали на успех, обычно сдуваются после первых неудач или выгорают от достигаторства родителей за свой счет. Предугадать, какой личностью ребенок вырастет и что будет нужно ему, представляется мне очень сложным.

Плюс на большинство программ МВА, которые как раз дают серьезный карьерный скачок, часто априори нет грантов. Обычно либо студенты сами оплачивают их в кредит, либо обучение спонсирует корпорация, где работает перспективный сотрудник.

На мой взгляд, гораздо эффективнее дать ребенку возможность развиваться в разных направлениях и показать ему мир с разными моделями успеха, чем с двух-трех лет натаскивать на Гарвард. В какой-то момент человек сам определится, чего хочет, и разберется, как туда попасть.

Улица дала больше знаний чем вуза

Мнение студента Лиги плюща: я считаю, что образование в зарубежном вузе не обязательно приведет к успеху. Если человек талантлив, то будет успешен и без престижного диплома, а если нет — то и престижный диплом не поможет.

Я видела очень много историй, когда люди поступают в престижный вуз, скажем, один из Лиги плюща, но потом бросают, или их отчисляют. А отчисляют в Лиге плюща очень легко. Еще знаю людей, которые уже окончили хороший вуз, но так и не смогли самореализоваться. Все всегда зависит от человека. Конечно, поступление в престижный университет может облегчить вашему ребенку жизнь, но только в том случае, если у него изначально были знания, умение мыслить и такое отношение к жизни и карьере, которое делает людей успешными.

Улица дала больше знаний чем вуза

Помню из жизни два примера: две девочки-отличницы, одна из школы, вторая из вуза, обе у меня вызывали восторг своим умением учиться, обе бесплатно учились за границей. Одна теперь работает учителем английского в онлайн-школе, а вторая в банке кредитки пенсионерам втюхивает. Я за то, чтобы ребенок сам выбирал свой путь. Если он не станет миллионером, меньше я его любить не стану. Сначала спросите своего ребенка, хочет ли он добиваться успешного успеха, а то получится, что он реализует ваши мечты.

Улица дала больше знаний чем вуза

Я получил высшее образование в иностранном вузе, если быть точнее — в одном не топовом финском университете, и я вижу в этом только позитив:

Если сравнивать обучение в среднем вузе в России или за границей, то я определенно выберу второе. Но я говорю только про свой опыт в гуманитарной сфере и ничего не могу сказать про технические специальности.

Улица дала больше знаний чем вуза

А мой папа заработал неплохое состояние в 90-х на фоне развала, у него было высшее советское образование, никаких оксфордов. Это везение.

Улица дала больше знаний чем вуза

Зарубежное образование не дает успеха в жизни. Добиваются те, у кого есть ум, находчивость и умение получать нужные навыки в нужный момент. Да, в топовых вузах больше концентрация таких людей, и поэтому кажется, что выпускники Гарварда более успешные, — просто туда отбирают тех самых находчивых ребят. Это опять же мои личные наблюдения: способный человек добьется успеха как после Гарварда, так и после бизнес-школы в каком-то никому не известном городке.

Что важно: после российской школы берут далеко не везде и не всегда, поэтому, если планы действительно серьезные, надо решать вопрос со старшими классами и, возможно, переводиться в зарубежную школу.

Образование. Рассказываем, как научиться новому, выбрать школу, вуз, курсы или стажировку

Улица дала больше знаний чем вуза

Улица дала больше знаний чем вуза

Я считаю, что при должной мотивации и умении работать, можно поучиться за рубежом дешевле. Спокойно окончить вуз в России, даже и чуть поработать в России. А эмигрировать (ну или с какой вы там целью едете, «расширять кругозор» и т.п.) уже через одногодичную магистратуру. Более кост-эффективно.

Стипендий для россиян очень мало, в основном для своих.

Улица дала больше знаний чем вуза

User, подписываюсь. В 17 лет, уезжая заграницу было меньше мозгов. На магистратуру шла уже более осознанно. Но Стипендий на самом деле много очень по всем странам мира даже для РФ.

Улица дала больше знаний чем вуза

User, абсолютно согласна, в моем случае так и вышло, и я нисколько не жалею. В 11 классе была идея поступать на бакалавриат за рубеж, но чёткого понятия Куда и Зачем тогда не было, да и сложности поступления напрямую из российской школы серьёзно пошатнули моё желание.
В итоге отучилась в российском баке, поработала немного и поступила на мастерскую программу в бизнес-школу топ-5 в Европе уже с понятными целями и ориентирами. Заплатить все равно пришлось, несмотря на скидку, но хотя бы отдаёшь себе ответственность, за что отданы деньги.
Плюс на магистерскую программу получить грант намнооого легче, чем на бакалавриат.

Улица дала больше знаний чем вуза

Улица дала больше знаний чем вуза

Nadya, В 2014 году все 16 федеральных земель Германии объявили об отмене платного образования во всех государственных университетах и для всех студентов, вне зависимости от их национальности.

В результате Германия стала самым популярным среди студентов неанглоязычным учебным направлением в мире.

Однако, в силу финансовых затруднений на государственном уровне уже в 2017 году принятая ранее система бесплатного образования начала претерпевать изменения.

С 2017 года платное обучение для иностранцев, которые не являются гражданами стран ЕС, было вновь введено в университетах федеральной земли Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg), одном из главных экономических центров Германии.

Таким образом, обязательная стоимость одного года обучения во всех государственных вузах земли Баден-Вюртемберг составила €3,000. В то время как стоимость образования для студентов, продолжающих учебу после получения первой степени, составляет €1,300 в год.

В земле Баден-Вюртемберг находятся следующие известные вузы:

Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла
Фрайбургский университет
Штутгартский университет
Констанцский университет
Технологический институт Карлсруэ
Мангеймский университет
Тюбингенский университет
Ульмский университет
О своем намерении отменить бесплатное образование для иностранцев также заявила земля Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen). Платное образование в этом регионе, который считается главным индустриальным центром Германии, будет также введено в ближайшее время.

Это значит, что скоро образование станет платным в следующих вузах:

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена
Дюссельдорфский университет им. Генриха Гейне
Рурский университет в Бохуме
Вестфальский университет им. Вильгельма
Образование в государственных университетах всех остальных федеральных земель Германии (Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Рейнланд-Пфальц, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн) на данный момент остается бесплатным. Тем не менее, по оценке экспертов, в ближайшие годы платное образование может быть вновь введено на территории всей Германии или же на большей части страны.

Кто продолжит учиться в Германии бесплатно?
Несмотря на введение платного образования в земле Баден-Вюртемберг и возможное введение платы за учебу в других регионах страны, для студентов некоторых категорий обучение в государственных вузах Германии повсеместно останется бесплатным.

К этим категориям относятся:

иностранные студенты, которые являются гражданами стран ЕС
иностранные студенты из европейских стран, которые являются членами Erasmus
иностранные студенты, которые не являются гражданами ЕС, но имеют ПМЖ в одной из стран ЕС
беженцы, имеющие официальное разрешение на проживание в Германии
Стоимость обучения в магистратуре немецких вузов
В настоящий момент обучение в магистратуре государственных университетов Германии является бесплатным (кроме земли Баден-Вюртемберг, где учеба стоит €1,300 в год) при условии, что студент учится на «последовательной» (konsekutiv) программе магистратуры. То есть, если учеба в магистратуре является логическим продолжением учебы в бакалавриате, студент сразу продолжает обучение и не меняет специальности.

Учеба в магистратуре становится платной, если студент поступает на «непоследовательную» магистерскую программу. Например, меняет академическое направление. В таком случае, в зависимости от специальности и вуза, стоимость учебы в магистратуре может составить порядка €10,000 в год.

Источник

Высшее образование стало бесполезным? Почему школьники больше не хотят поступать в вузы

Высшее образование потеряло актуальность?

В начале года исследовательский центр SuperJob изучал мнение российских выпускников относительно дальнейших образовательных перспектив. Результаты опроса показали, что только 43% вчерашних одиннадцатиклассников собираются в этом году стать абитуриентами вузов, против 80% в 2010 году.

Высшая школа, как и система образования в целом, подвергается значительным изменениям. Сложно выделить какой-то один фактор, влияющий на то, почему выпускники или их родители решают не получать высшее образование. Причин много, и они все взаимосвязаны.

Так, за минувший коронакризисный год к ним можно добавить значительное ухудшение финансового положения россиян, а значит, и недоступность обучения на коммерческой основе в университете или невозможность нанять репетитора для подготовки к поступлению.

Ситуацию обостряет и снижение уровня подготовки школьников ввиду длительного периода обучения на дистанционке. Однако одним из ключевых факторов, повлиявших на то, что становиться студентами вузов в этом году хотят меньше половины выпускников, я считаю глобальную компьютеризацию, которая приводит к большей доступности информации и росту объема знаний.

В современном мире скорость изменений действительности настолько огромна, что некоторые профессии, например digital-маркетолога, трансформируются молниеносно, а знания, актуальные сегодня, через 1–2 года уже попросту устаревают. В связи с этим высшее образование, которое развивается по классической схеме, теряет востребованность и полезность. Абитуриент прикидывает, что ему нужно будет выбрать одну специальность и учиться от 4 до 6 лет. Однако, когда ему вручат диплом и отпустят в «большой мир», он может оказаться в нем совершенно невостребованным, так как знания, технологии и т. д., которые ему преподавали, успели устареть. В большей степени такая судьба грозит выпускникам из IT-сферы, но проблема актуальна, к примеру, и для представителей гуманитарных профессий: юристов, экономистов и маркетологов.

Таким образом, компьютеризация привела к росту объема знаний и скорости их обновления, а вузы при этом остаются несколько архаичной структурой и не успевают адаптироваться. Во многом это связано с тем, что в большинстве не топовых университетов преподавательский состав попросту не готов к быстрым изменениям. Кроме того, модернизация образовательных программ — это достаточно долгий и трудоемкий процесс, а результаты внедрения индивидуальных образовательных траекторий, на которые сейчас возлагают надежды, на самом деле далеко не такие впечатляющие, как хотелось бы.

Еще один фактор, влияющий на принятие решения родителями и абитуриентами, — это картина, которую они наблюдают в современном мире: по статистике, только около 20% россиян работают по специальности. Соответственно, во время планирования поступления семьи выпускников прикидывают, что 4 или 6 лет в период молодости и наиболее активной жизни будут потрачены на обучение, а затем это образование не даст человеку все необходимое, чтобы сразу же приступить к работе. Конечно, многие при этом задаются вопросом: насколько целесообразно получать такое фундаментальное образование, если впоследствии оно будет просто галочкой в списке жизненного опыта.

Улица дала больше знаний чем вузаФото: Philippe Bout/Unsplash

Инфопродукты от блогеров и медийных личностей кажутся привлекательнее диплома о высшем образовании

Популярность современных блогеров сегодня высока, как никогда. Инстаграм- и тикток-звезды покупают шикарные машины, ездят в кругосветные путешествия, посещают светские рауты и дают интервью знаменитым журналистам. Наблюдая эту тенденцию, молодые люди задумываются о ценности образования и его необходимости: «Зачем учиться, если можно снять крутое видео/записать трек и стать известным?»

У этой «медали» есть и вторая сторона: с позиции лидеров мнений блогеры выпускают собственные курсы/гайды/чек-листы, запускают марафоны и проводят вебинары, в которых делятся своим «опытом». Восхищаясь их положением в обществе и флером «статусной жизни», подростки жаждут получить инфопродукты от интернет-гуру. Красивые обещания быстрого заработка и получения прибыльной модной профессии еще больше подогревают спрос. Молодые люди начинают воспринимать такое обучение не просто достойной альтернативой высшей школе, но и более привлекательной. Ведь посмотреть вебинар или даже пройти двух-трехмесячный курс гораздо проще, чем несколько лет шесть дней в неделю посещать лекции, готовиться к семинарам, готовить выпускные квалификационные работы и т. п.

Привлекательность «легких» профессий приводит к дефициту в обществе важнейших специалистов «рабочих» специальностей

Ни один инфопродукт от блогера не позволит человеку затем работать, например, инженером, врачом, юристом. Подобные профессии требуют полноценного длительного обучения и наличия официального документа о высшем образовании. Подобные фундаментальные специальности необходимы для полноценной жизни общества, однако работодатели не голосуют за это «рублем».

Ситуация на рынке труда демонстрирует абитуриентам, что за свое долгое и невероятно сложное обучение, к примеру, на врача они затем не получат должного материального вознаграждения. Даже в пик пандемии, когда весь мир называл медработников современными героями и нуждался в них, как никогда, бюджетники публично заявляли о низком уровне зарплат. В связи с этим существует угроза неправильного распределения сил. Сферы, в которых на специалистах лежит ответственность за безопасность, жизнь и здоровье людей, будут недополучать студентов, а более «модные» и легкие направления обучения с перспективой получения высокооплачиваемой профессии создадут профицит выпускников, которым трудно будет найти работу из-за большой конкуренции. Аналитики утверждают, что 86% выпускников-гуманитариев не сумеют устроиться по специальности. Множество онлайн-школ и центров усугубляют ситуацию, как и блогеры, предлагая заманчиво сократить период обучения и быстро стать «востребованным специалистом с высокой заработной платой».

Как вузы могут изменить ситуацию

В настоящий момент у высшей школы два пути развития. Первый предполагает переформатирование образования по стратегии индивидуализации обучения. Предполагается, что она позволит учесть требования времени: сформировать гибкие навыки для различных направлений деятельности, заменить заучивание инструментами для самообразования и развить критическое мышление. При этом должны быть учтены личные особенности студента и его потребности. Высшее образование в этой модели будет содержать больше прикладных дисциплин и практики. Так, студент уже в процессе получения образования сможет приобрести необходимые навыки и даже начать зарабатывать по специальности.

Второй путь высшей школы — вернуть статус «не для всех», восстановить утраченную элитарность, чтобы вузы были целью прежде всего для абитуриентов, желающих посвятить жизнь науке, исследованиям, разработке. Да, тогда высшее образование перестанет быть обязательной ступенью после выпуска из школы и количество абитуриентов резко сократится, однако значительно повысится их уровень мотивации.

Как тенденция на сокращение поступающих в вузы меняет подход выпускников

На данном этапе вузы пока не выбрали для себя вектор развития. Хотя тенденция по сокращению поступающих в вузы прослеживается, ее несколько компенсирует положительная статистика по увеличению числа абитуриентов колледжей, техникумов или училищ — учиться там желает каждый пятый выпускник, то есть 21% опрошенных.

В нашем центре за минувший учебный год мы наблюдали, что репетиторы были все так же очень востребованы у школьников. Приходящие к нам ученики заявляли о своих намерениях учиться в вузе на бюджетной основе, поскольку платное образование с каждым годом становится все дороже. Поэтому абитуриенты вместе с родителями более осознанно подходят к подготовке, уделяют ей больше времени и сил, обращаются за помощью к наставникам. Такой подход должен порадовать вузы, поскольку он еще до сдачи ЕГЭ ранжирует выпускников на тех, кто готов упорно трудиться и видит получение высшего образования своей целью, и тех, кому этот вариант действительно не подходит. Осознанность и высокая мотивация — прекрасная база для обучения и получения будущей профессии.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *