Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Управление конфликтами: основные методы и варианты действий

Конфликт — это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях либо появились какие-то существенные разногласия. Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов. Рассмотрим некоторые из них, а также общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию и рекомендации относительно поведения в конфликтных условиях.

Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.

Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

Переговоры, как метод решения конфликтов, представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

Практика показывает, что существуют три направления (способа) управления конфликтами :

Подавление конфликта в свою очередь предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда:

Общий алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию могут быть сведены к следующему.

3. Согласовать процедуру переговоров : определить где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместного обсуждения.

В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Обществознание 7 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 90.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.

1.1. Какое из перечисленных определений характеризует понятие «общество» в широком смысле?

1.2. Совокупность людей, объединённых общими социальными признаками, связями, поведением, называется

1.3. Возможности, условия, позволяющие человеку достичь определённого результата, – это

1.4. Система общественного управления и самоуправления относится к сфере жизни общества

Ответ:

1.11.21.31.4
1224

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого ниже списка социальные роли подростка.

2.2. Что из приведённого перечня является факторами производства?

2.3. Что из перечисленного относится к малой группе?

Ответ:

2.12.22.3
23413523

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. игра, познание, общение, труд.

Ответ: виды деятельности.

3.2. Дружба, признание, сон, уважение, безопасность.

Ответ: потребности человека.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Уклонение, арбитраж, эскалация, посредничество, компромисс.

Ответ: формы разрешения социальных конфликтов, лишнее – эскалация.

4.2. Цель, результат, гипотеза, мотив, субъект.

Ответ: структура деятельности, лишнее – гипотеза.

По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование,

2 балла за указание лишнего).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Одна из функций семьи – социализация ребёнка.

5.2. Наличие физиологических потребностей – проявление биологической сущности человека.

5.3. Понятие гуманизм связано с моральными категориями.

5.4. Человек является носителем социальных качеств с момента рождения

5.5. Государственная власть – это единственное проявление власти в обществе.

Ответ:

5.15.25.35.45.5
дададанетнет

По 2 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 6

Рассмотрите представленные ниже изображения. Что их объединяет? Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.

Ответ :

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 7

Установите соответствие между историческими примерами и формами правления, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу.

Форма правленияИсторический пример
1) монархия

Б) В 1315 г. венецианские власти составили «Золотую книгу» – список имеющих политические права активных граждан. Главой государства был дож (герцог). Его выбирали пожизненно, следуя нарочито усложненной процедуре: от городских кварталов (или от Большого совета) выделялись выборщики, те образовывали вторую коллегию с привлечением дополнительных электоров, вторая – третью, та – четвёртую (все разного количественного состава), и только пятая или шестая непосредственно утверждала предложенного кандидата. Эта система должна была препятствовать политическому сговору и авантюристам, которые могли затуманить головы рядовым гражданам. Дож обладал преимущественно представительской властью, а также высшей юрисдикцией.

В) Как известно, Византия не знала чёткого законодательства о престолонаследии. Но византийское правосознание, очевидно, склонялось к «классическому» варианту династической преемственности власти от отца сыну.

И пример последней династии – Палеологов, правивших с 1261 г. по последний день существования Империи (1453 г.), т. е. почти 200 лет, не является из ряда вон выходящим. Через тысячелетнюю историю православной Византийской империи прошли немало династических линий. Это тем более интересно, что далеко не всегда преемство трона даже внутр. одной династии происходило по мужской линии.

Г) В XIII веке образованная парламентом Англии комиссия из 24 баронов составила так называемые Оксфордские провизии, постановившие, что при короле должен быть организован совет пятнадцати, который будет иметь право давать королю советы относительно управления государством и под. контролем которых будет находиться верховный юстициарий и другие должностные лица.

Ответ:

АБВГ
2211

По 3 балла за каждую верную позицию.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 8

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная _____ (А), и как важный _____ (Б) институт. В качестве малой группы она удовлетворяет _____ (В) потребности, в качестве института – социально значимые потребности общества. Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его _____ (Г), деятельность которой регулируется как брачно-семейным _____ (Д), так и морально-нравственными _____ (Е), обычаями, традициями и т. д. Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое _____ (Ж) населения. По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных _____ (З) семьи: простую (_____ (И)) и сложную (расширенную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более _____ (К).

Источник

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.

Может быть приведен следующий план.

1. Понятие социальный конфликт.

2. Стадии социального конфликта:

а) предконфликтная стадия;

б) конфликтная стадия;

в) постконфликтная стадия.

б) по предмету спора

в) по способам протекания

1. конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами

2. соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей

4. Пути разрешения конфликта:

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Критерии оценивания ответа на задание 24Баллы
24.1Раскрытие темы по существу3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Источник

Любой конфликт невозможно урегулировать без правовой нормированной регламентации и этот способ является главным юридическим принципом разрешения возникающих споров. Постулат отлично вписывается в концепцию взаимоотношений, в которых известны пути разрешения проблемы и четко обозначен итог этих действий. Однако на выходе не всегда остается сухой остаток, то есть не все довольны и считают такое положение удовлетворительным. Кто-то недоволен. Тогда на помощь стоит призвать посредничество в арбитраже, когда в гашение конфликта вступает третья сторона. Здесь речь может вестись только о разновидностях третейского суда. Его назначают или избирают конфликтующие стороны. Существует четыре разновидности неофициального суда.

Обязывающее посредничество Арбитража

Данная процедура практически схожа с принудительным арбитражем. Но ее суть все же обнажается в том, что принятие решения может носить только рекомендательный характер, исключая судебное принудительное воздействие. То есть конфликтующие стороны могут согласиться с рекомендациями или не согласиться. В практике бывает и такое, что берут и дело передают в суд. До начала рассмотрения споров стороны могут достичь согласия по предложению, которое сделало арбитраж посредничество и закончить спор на результатах, достигнутых путем переговоров или иным путем.

Арбитраж посредничество окончательного или последнего предложения

Этот вид арбитража полон поистине правовой демократической тематики. Он вобрал в свои составляющие структуры немножко от обязывающего варианта. Происходит это так. Каждая из конфликтующих сторон представляет на арбитраж посредничество свои соображения, принципиальные варианты решения спора. Арбитр или арбитры внимательно изучают представленные сторонами факты, события и решают, какое предложение выбрать как окончательное. В конечном итоге это неплохой исход споров, поскольку каждая из сторон находит пути, чтобы прийти к взаимному пониманию.

Арбитраж посредничество ограниченное

Этот вид арбитража берет свои истоки из ограничительного варианта, где каждая из сторон стремится правомерным способом снизить риск получить невыгодные для себя выводы и, соответственно, решения. Чтобы этого добиться конфликтующие стороны до начала работы арбитража определяют границы, до которых можно рассматривать спор. Таким образом, рассматривая арбитраж посредничество с точки права, нужно отметить, что лично посредник ничего не может решить. Он только рекомендует, вместе с конфликтующими сторонами рассматривает варианты достижения консенсуса.

Что значит эскалация спора, конфликта, инцидента, войны, напряженности или вопроса

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Импорт развитых стран из развивающихся (ставка импортного тарифа, в %)

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Эскалация конфликта

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивным формам отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого, образом врага.

Образ врага как целостное представление о оппоненте, который интегрирует искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ.

О образе врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствует:

Возложение вины на врага;

Отождествление со злом;

Представление «нулевой суммы» («все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот);

Деиндивидуализация («всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »);

Отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют:

Рост негативных эмоций;

Ожидание деструктивных действий от другой стороны;

Негативные стереотипы и установки;

Серьезность объекта конфликта для лица (группы);

Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам.

Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраса плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято, как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооценки лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

5. Рост иерархического ранга интересов, нарушается и защищается, его поляризация.

Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено, как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушается.

В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в перед конфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

6. Применение насилия.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и он продолжается после того, как они стали незначительными.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

8. Расширение границ конфликта.

Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникает множество различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

9. Увеличение количества участников.

Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповой, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенеза психики, но в противоположную сторону).

Два первых этапа отражают развитие перед конфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека:

Начало латентной фазы;

На четвертом этапе функционирования психика регрессирует примерно до уровня, отвечающего возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и состоянием этого другого. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим, и потому откидывается.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения нравственных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Эскалация межгосударственных конфликтов

Эскалация вооруженного конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах и чёткие правила применения вооруженной силы.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Выделяют шесть стадий межгосударственных конфликтов.

Для первой стадии политического конфликта характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий (это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.)

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.

Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства:

Межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

Национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

Внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и военным конфликтом:

Война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

Эскалация Второй мировой войны на Дальнем Востоке

Руководство далекой азиатской страны, тысячелетия не знавшей военных поражений, сделало важнейшие для себя умозаключения: Германия окончательно побеждает в Европе, Россия исчезает как фактор мировой политики, Британия отступает на всех фронтах, изоляционистская и материалистическая Америка не сможет в одночасье превратиться в военного гиганта – такой шанс бывает раз в тысячелетие. Тем более в стране разлилось недовольство санкциями Соединенных Штатов. И Япония сделала свой выбор. 189 японских бомбардировщиков зашли со стороны солнца над основной американской базой на Гавайских островах.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

В мировой борьбе произошел тектонический сдвиг. Япония, военной мощи которой так опасался Сталин, своими действиями привела в лагерь противников «оси» Берлин-Токио-Рим великую заокеанскую державу.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Когда Гитлер узнал о японском нападении на Пирл-Харбор, его восторг был искренним. Теперь японцы полностью свяжут Соединенные Штаты на Тихом океане и американцам будет не до европейского театра военных действий. Британия будет ослаблена на Дальнем Востоке и на восточных подходах к Индии. Америка и Британия не смогут оказать помощь изолированной Германией и Японией России. У Вермахта абсолютно развязаны руки сделать со своим противником все, что угодно.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Эскалация Чеченской войны 1994-1996

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Чеченская республика вышла из состава СССР придерживаясь процедуры выхода и Конституции СССР. Однако несмотря на это, и то, что правительствами СССР, РСФСР эти действия были признаны и утверждены, Российская Федерация решила не учитывать нормы международного права и собственное законодательство. Оправившись от политического кризиса в стране с конца 1993 года российские спецслужбы начинают осуществлять все большее влияние на высшее руководство государства, и начинают активно вмешиваться в дела независимых государств соседей (бывших республик СССР). В отношении Чеченской республики осуществляется попытка присоединить ее к РФ.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Была установлена транспортная и финансовая блокада Чечни, что привело к коллапсу чеченской экономики и быстрого обнищания чеченского населения. После этого российскими спецслужбами началась операция по разжигание внутренне чеченского вооруженного конфликта. Силы антидудаевскои оппозиции проходили подготовку на российских военных базах и поставлялись вооружением. Однако хотя антидудаевские силы и принимали российскую помощь их руководители заявляли, что вооруженное противостояние в Чечне является внутренне-чеченской делом и в случае российского военного вмешательства они забудут свои противоречия и вместе с Дудаевым будут защищать чеченскую независимость.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Эскалация конфликтов на Среднем Востоке: Иран и Афганистан (1977-1980гг.)

1. Иран. Относительно удачные действия американской дипломатии на Дальнем Востоке были перечеркнуты потерями, которые США понесли на Среднем Востоке. Главным партнером Вашингтона в этой части мира был Иран. Страной авторитарно руководил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который в 1960-1970-х годах провел ряд реформ для экономической модернизации Ирана, а также принял меры для ограничения влияния религиозных лидеров, в частности, выслав из страны Р. Хомейни. Не получив поддержку своим реформам в запрашиваемом объеме на Западе, шах обратился к СССР.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Вслед за тем Тегеран де-факто установил контроль над частью акватории пограничной с Ираком реки Шатг-эль-Араб, что повлекло разрыв дипломатических отношений с Ираком. В 1972 г. между Ираном и Ираком вспыхнул конфликт. Иран стал оказывать поддержку курдскому оппозиционному движению в Ираке. Однако в 1975 г. ирано-иракские отношения удалось нормализовать, и Тегеран прекратил оказывать помощь курдам. США и Британия, считая Иран союзником, поощряли правительство шаха в его намерении играть ведущую роль в зоне Персидского залива.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Хотя администрация Дж. Картера не одобряла репрессивной политики шаха внутри страны, в Вашингтоне ценили партнерство с Тегераном, особенно после того, как возникла угроза применения «нефтяного оружия» арабскими странами. Иран сотрудничал с США и странами Западной Европы в вопросах стабилизации рынка энергоносителей. Сближение с США сопровождалось проникновением в Иран американской культуры и образа жизни. Это входило в противоречие с национальными традициями иранцев, консервативным жизненным укладом, менталитетом, базирующимся на исламских ценностях. Вестернизация сопровождалась произволом властей, коррупцией, структурной ломкой экономики, ухудшением материального положения населения. Это множило недовольство. В 1978 г. в стране накопилась критическая масса антимонархических настроений. Повсюду стали происходить стихийные митинги и демонстрации. Для подавления выступлений попробовали применить силы полиции, спецслужб и армию. Слухи о пытках и убийствах арестованных активистов антишахских выступлений окончательно взорвали ситуацию. 9 января в Тегеране началось восстание. Армия была парализована и не пришла на помощь правительству. 12 января захваченное восставшими тегеранское радио объявило о победе исламской революции в Иране. 16 января 1979 г. шах в сопровождении членов семьи покинул страну.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

1 февраля 1979 г. в Тегеран из эмиграции во Франции вернулся великий аятолла Р. Хомейни. Теперь его стали называть «имамом». Он поручил своему соратнику Мохаммеду Базаргану сформировать временное правительство. 1 апреля 1979 г. была официально провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ).

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

4 ноября 1979 г. иранские студенты ворвались на территорию посольства США в Тегеране и захватили находившихся там американских дипломатов в качестве заложников. Участники акции потребовали «от Вашингтона выдачи Ирану шаха, находившегося в США. Их требования поддержали иранские власти. В ответ президент Дж. Картер 7 апреля 1980 г. объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Против Тегерана были введены санкции. Дж. Картер наложил запрет на импорт иранской нефти и объявил о замораживании иранских активов (около 12 млрд долл.) в американских банках. В мае 1980 г. страны Европейского сообщества присоединились к санкциям против Ирана.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

В отношениях с великими державами новое правительство продолжило политику балансирования, не отдавая предпочтения ни одной из них. Москва наращивала экономическую и военную помощь Афганистану, расширяя влияние в афганской армии и оказывая негласную поддержку Народно-демократической партии Афганистана. Визит М. Дауда в Советский Союз в 1974 г. продемонстрировал устойчивость связей Кабула с Москвой, были отсрочены выплаты по кредитам и даны обещания новых. Несмотря на постепенный отход Дауда от ориентации на СССР, СССР втрое превосходил США по объему оказываемой Афганистану помощи. При этом Москва поддерживала Народно-демок- ратическую армию Афганистана (НДПА, позиционировавшую себя как местную коммунистическую партию), содействуя сплочению ее фракций и подталкивая их к решительным действиям против М. Дауда.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

СССР, а вслед за ним рад других стран (всего около 50) признали новый режим. Отношения с Советским Союзом, основанные на принципах «братства и революционной солидарности», были провозглашены приоритетом во внешней политике ДРА. В первые месяцы после апрельской революции между СССР и ДРА была заключена серия соглашений и контрактов во всех областях социально-экономического, культурного и военно-политического сотрудничества, в страну прибыли многочисленные советники из СССР. Полусоюзнический характер советско-афганских отношений был закреплен Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 20 лет, подписанным Н. М. Тараки и Л. И. Брежневым 5 декабря 1978 г. в Москве. Договор предусматривал сотрудничество сторон в военной области, но конкретно не оговаривал возможность размещения вооруженных сил одной стороны на территории другой.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Однако в самой НДПА вскоре произошел раскол, в результате которого к власти пришел Хафизулла Амин. Социально-экономические реформы, проводившееся в стране насильно и непродуманно, а также репрессии, число жертв которых, по разным подсчетам, может превышать миллион человек, привели к кризису. Правительство в Кабуле стало терять влияние в провинциях, переходивших под контроль вождей местных кланов. Провинциальные власти формировали собственные вооруженные отряды, способные сопротивляться правительственной армии. К концу 1979 г. антиправительственная оппозиция, выступавшая под традиционалистскими исламскими лозунгами, контролировала 18 из 26 провинций Афганистана. Возникла угроза падения кабульского правительства. Позиции Амина колебались, тем более что СССР перестал рассматривать его как наиболее удобную фигуру для осуществления социалистических преобразований в стране.

Вмешательство СССР в афганские дела встретило осуждение. Особенно резко его критиковали США, Китай и страны Западной Европы. В осуждение Москвы выступили руководители ведущих западноевропейских коммунистических партий.

Самым серьезным последствием афганских событий было ухудшение международной обстановки в целом. В США стати подозревать, что Советский Союз готовится к прорыву в район Персидского залива, чтобы установить контроль над его нефтяными ресурсами. Спустя шесть дней после начала советского вторжения в Афганистан, 3 января 1980 г., президент Дж. Картер направил обращение в сенат с просьбой снять с ратификации подписанный в Вене договор ОСВ-2, который в результате так никогда и не был ратифицирован. Одновременно американская администрация официально заявила, что будет оставаться в пределах ограничений, согласованных в Вене, если Советский Союз будет следовать ее примеру. Острота конфликта была немного сглажена, однако разрядке пришел конец. Напряженность стала возрастать.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

23 января 1980 г. Дж. Картер выступил с ежегодным посланием «О положении страны», в котором огласил новую внешнеполитическую доктрину. Регион Персидского залива был объявлен зоной интересов США, ради защиты которых Соединенные Штаты готовы пойти на применение вооруженной силы. В соответствии с «доктриной Картера» попытки любой державы установить свой контроль над регионом Персидского залива были заранее объявлены американским руководством посягательством на важные интересы США. Вашингтон ясно заявил о намерении «противостоять подобным попыткам любым путем, включая использование военной силы». Идеологом этой доктрины был 3. Бжезинский, который сумел убедить президента в том, что Советский Союз формирует в Азии «антиамериканскую ось» в составе СССР, Индии и Афганистана. В ответ предлагалось создать «контр-ось» (США- Пакистан-Китай-Саудовская Аравия). Противоречия между 3. Бжезинским и госсекретарем С. Вэнсом, который по-прежнему считал приоритетом США сохранение конструктивных отношений с СССР, привели к отставке С. Вэнса 2) апреля 1980 г.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

СССР и США искаженно представляли себе намерения противоположной стороны. Американская администрация считала, что вторжение в Афганистан означало выбор Москвы в пользу глобальной конфронтации. Советское руководство было уверенно, что афганские события, имевшие, с его точки зрения, сугубо второстепенное, региональное значение, служили для Вашингтона лишь предлогом для возобновления глобальной гонки вооружений, к которой он будто бы всегда тайно стремился.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Среди стран НАТО отсутствовало единство оценок. Западноевропейские страны не считали вмешательство Москвы в Афганистане событием мирового значения. Разрядка для них была важнее, чем для Соединенных Штатов. Понимая это, Дж. Картер постоянно предостерегал европейских союзников против «ошибочной веры в разрядку» и попыток сохранить с Москвой конструктивные отношения. Государства Западной Европы не хотели присоединяться к американским санкциям против СССР. В 1980 г., когда США бойкотировали Олимпийские игры в Москве, их примеру из европейских стран последовали только ФРГ и Норвегия. Но в сфере военно-стратегических отношений Западная Европа продолжала следовать линии США.

Военный конфликт во Вьетнаме

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Но ни более чем полумиллионная армия агрессора, ни новейшая техника, применявшаяся в небывало широких масштабах, ни использование на больших площадях химических средств ведения войны, ни жестокие бомбардировки не сломили сопротивления южновьетнамских патриотов. К концу 1968 года, по официальным американским данным, в Южном Вьетнаме погибло более 30 тысяч и было ранено около 200 тысяч американских солдат и офицеров.

Вооруженный конфликт во Вьетнаме

Подобная тактика американского империализма вытекала из «новой политики» США в Азии, изложенной президентом Никсоном в июле 1969 года. Он обещал американской общественности, что Вашингтон не возьмет на себя новых «обязательств» в Азии, что американские солдаты не будут использоваться для подавления «внутренних восстаний» и что «азиаты сами будут решать свои дела». Применительно к войне во Вьетнаме «новая политика» означала увеличение численности, реорганизацию и модернизацию военно-политической машины сайгонского режима, который принимал на себя основное бремя войны с южновьетнамскими патриотами. США обеспечивали сайгонским войскам воздушное и артиллерийское прикрытие, сократив действия наземных американских войск и тем самым уменьшив свои потери.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Источники и ссылки

interpretive.ru – Национальная историческая энциклопедия

ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия

uchebnik-online.com – Учебники онлайн

rosbo.ru – Бизнес-обучение в России

psyznaiyka.net – основы психологии, общая психология, конфликтология

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте, США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспектом во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизируя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия:

– оказывает участникам содействие в изучении ситуации, анализе разногласий, оценке предложений;

– обращает внимание сторон на наличие общности в их интересах или создает такую общность через включение проблемы в более широкий контекст, скажем, перспективу широкомасштабного экономического сотрудничества;

– помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне которого и может быть найдено решение;

– выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

– оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объективных критериев для оценки разработанных вариантов решения проблемы;

– предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конфликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интересах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, степени их вовлеченности в конфликт и т. п. располагает посредник.

Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стремятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

В том случае, если переговоры увенчались успехом, посредник берет на себя контроль над выполнением соглашения. Как отмечалось выше, успешность переговорного процесса определяется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем, чтобы в окончательное соглашение были включены сроки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление нечто вроде испытательного срока, т. е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения. Кроме того, посредник может выступить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия вполне по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:

– посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1. Объективные критерии, позволяющие рассматривать вмешательство посредника как успешное:

– снижение остроты конфликтного взаимодействия;

– переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

– нормализация взаимоотношений оппонентов.

2) Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что:

– оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

– без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

– достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную вам точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие переговорных навыков. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

2. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

3. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

4. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

5. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

6. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.

7. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства?

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

· осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»),

· наличие между индивидами определенных отношений,

d) лабораторная группа.

(исключите ошибочный ответ) :

a) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется:

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется:

a) социальная фасилитация

c) идиосинкразический кредит

d) социальная ингибиция.

a) социальная фасилитация;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

a) социальная фасилитация;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

d) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

Характеристики лидераХарактеристики руководителя
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы.
Обладает более определённой системой санкций.
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны.Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от ….
Лидерство – индивидуально-психологическая характеристика отношений в группе (элемент. ).

13. В условиях, близких к экстремальным; в жёстко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:

14. Дела в группе идут сами собой; лидер не даёт указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это:

d) каузальная атрибуция

a) жесты, мимику, пантомимику;

c) систему вокализации;

d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих

c) каузальная атрибуция;

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия).

c) каузальная атрибуция;

b) социально-культурного различия

25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется:

27.Экстралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику

c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

б) конфликтная ситуация;

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте:

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках, вы прибегнете к способу управления конфликтом:

35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Понятия «руководство» и «лидерство»

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определённого типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнёра по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.

МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил
К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперации,
К. Томас выделяет пять основных способов управления конфликтами:
соревнование (соперничество), уступка (приспособление), компромисс, избегание, сотрудничество.

Однако выявлены следующие возможности способов:

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

При соревновании, уступке или компромиссе либо один из участников выигрывает, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, если идут на компромиссные уступки;

Лишь при сотрудничестве оба выигрывают, т.к. пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

1. Сотрудничество. Стороны, между которыми возникает противоречие, активно приступают к поиску совместного взаимовыгодного решения, полностью устраивающего обе стороны. Такой подход требует длительного времени. Его рекомендуется использовать, если:

Решение проблем очень важно для обеих сторон;

У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Стороны осведомлены в проблеме, они способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

Стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении ради решения проблемы.

2. Компромисс. Находится нужное решение, устраивающее в основном две стороны, но за счет некоторых уступок. Каждый в чем-то уступает, и за счет этого находится нужное решение. Такой подход наиболее эффективен, если:

Обе стороны обладают равной властью, но имеют взаимоисключающие интересы;

Необходимо получить быстрое или временное решение;

Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, он может изменить поставленную вначале цель;

3. Избегание. Уход от конфликтной ситуации используется, если:

Напряженность слишком велика, и надо ослабить накал;

Когда вы общаетесь со сложным собеседником;

Исход для вас не очень важен, и вам не хочется тратить силы;

Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-то поддержкой;

вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

4. Уступка – отказ от борьбы в пользу другого лица. Применяется, если:

Исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенен для вас;

У вас мало власти, правда не на вашей стороне;

Другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку.

5. Соперничество – прямая конфронтация, ни одна из сторон не желает ни в чем уступать. Человек, использующий этот стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Применяется, если:

Исход очень важен для вас;

Критическая ситуация требует быстрого реагирования;

Нет иного выбора, и вам нечего терять;

Вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.

Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путем сотрудничества и компромисса.

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами

· есть возможность принять быстрое решение;

· руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение.

· чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно;

· принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой;

· решение носит спорный характер;

· ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности.

Ситуации, в которых арбитраж необходим:

· принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта;

· ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность;

· переговорный процесс между участниками конфликта невозможен.

Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон.

· посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения;

· посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения.

· переговорный процесс может отнять много времени;

· поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник;

· деятельность посредника сложна, требует особых навыков.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:

а) осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»);

б) наличие между индивидами определенных отношений;

2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это:

г) лабораторная группа.

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ) :

а) объединение людей во имя социально одобряемой цели;

г) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

г) референтная группа.

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое дается высокостатусным членам группы, называется:

а) социальная фасилитация;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

а) социальная фасилитация;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

а) социальная фасилитация;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

9. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

г) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

Отличительные характеристики лидера и руководителя

Характеристики лидераХарактеристики руководителя
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группеРегулирует … отношения в группе
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группыРуководитель …, это более стабильное явление
Система санкций зависит от ….Обладает более определенной системой санкций
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственныПроцедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от …
Лидерство – индивидуально-психологиче­ская характеристика отношений в группе (элемент. ).Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент. ).

11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите).

12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль:

13. В условиях, близких к экстремальным; в жестко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:

14. Дела в группе идут сами собой; лидер не дает указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:

15. В общении можно выделить три стороны:

в) социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните ).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы, – это:

г) каузальная атрибуция.

17.Паралингвистическая система включает:

в) систему вокализации;

г) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения ) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения ) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

в) каузальная атрибуция;

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ играет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия ).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

в) каузальная атрибуция;

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

б) социально-культурного различия;

25. Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению, называется:

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

27. Экстралингвистическая система включает:

а) жесты, мимику, пантомимику;

в) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28. При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

29. Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

б) конфликтная ситуация;

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберете:

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнер учился на собственных ошибках, вы прибегнете к следующему способу управления конфликтом:

35. Если ваш партнер вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните ).

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (…………).

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на ее членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчиненных и общения с ними. Традиционно выделяются три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчиненных, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определенным объемом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознаграждающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчиненных. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования.
К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности
к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определенного типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнера по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.


МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, формах обучения и воспитания, разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Практическое пособие по медиации
Алекс Ярославски
Сергей Доваль

Редактор Tasha Nelina http://www.weblancer.net/users/linguafranca

© Алекс Ярославски, 2017

© Сергей Доваль, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Введение

Практикум поможет Вам получить новые навыки и поможет изменить старые модели, которые больше не работают. Также это может быть Вашим первым шагом в новую и интересную профессию или Вам необходимо отточить уже имеющиеся практические навыки. Независимо от причин, по которым Вы здесь, мы рады Вам!

Вероятно, Вы уже проводили некие процедуры медиации, прежде чем начали изучать этот курс. Вы также можете быть неформальным посредником у себя дома или на работе, но идея официального посредничества при решении споров может быть новой для Вас.

Этот курс составлен таким образом, чтобы дать Вам навыки, которые будут полезны для работы в качестве медиатора и дать Вам более глубокое понимание о природе конфликтов, возникающих ежедневно у большинства людей. Вы будете вооружены инструментарием, который поможет Вам эффективно решать разные виды споров и достигать нужного результата.

В ходе обучения мы будем поощрять Вас управлять рисками и принимать решения. Исходя из нашего опыта, это лучший способ научиться реальной медиации, получить практические навыки, которые останутся с Вами надолго. Практикум позволит Вам сделать шаг в сторону более действенных способов в решении конфликтов, и Вы сможете переложить эти навыки на практические решения разного рода споров пробуя новые методы и подходы.

Наша роль будет состоять в том, чтобы отточить Ваши навыки решения споров и вывести Вас из зоны комфорта. Наш метод заключается в погружении Вас в различные сложные сценарии конфликтов. Вместо комфортных «безопасных» сценариев, мы будем изучать сложные и запутанные ситуации с тем, чтобы проверить или сформировать Вашу способность находить нестандартные решения, примиряя конфликтующие стороны.

На протяжении всего курса мы будем ссылаться на такие понятия уровней взаимодействия как «Поверхность» и «Глубина». Как правило, взаимодействие при решении споров можно отобразить в виде айсберга (рис.1), большая часть которого скрыта под водой.

Например, когда Вы выступаете перед сторонами конфликта, озвучивая суть проблемы, это поверхность. В то же время, когда Вы делаете попытку установить необходимый уровень комфорта и доверия между сторонами, это глубина. Так что Ваша задача сразу начать думать о взаимодействии со сторонами с точки зрения этих двух уровней.

Обычно наше обучение проходит в сочетании лекций, упражнений и дискуссий, которые позволят Вам нарабатывать практический опыт. Так что будьте готовы работать, смеяться, забавляться, спорить, удивляться и становиться опытнее. Мы надеемся, что наш практикум будет для Вас информативным, полезным и интересным.

Наши принципы

У нас много материалов для изучения, так что приходите на занятия вовремя или на несколько минут раньше. Пунктуальность сделает нашу совместную работу в группе более эффективной.

Порой наши участники могут обмениваться личными историями, так что мы ожидаем от Вас понимания и конфиденциальности, как это и присуще медиатору.

Обсуждая определенные темы на наших занятиях, мы всегда можем немного отклониться от заданного плана, если какая-то тема покажется группе более интересной и актуальной. Гибкость является ключевым навыком в медиации, и мы планируем практиковать этот навык во время нашего обучения. Если Вы чувствуете, что не успеваете за тренером при подаче материала, пожалуйста, просто поднимите руку. Мы еще раз рассмотрим материал, обсудим его в группе и добьёмся того, чтобы обучение проходило непринужденно и познавательно.

Мы намерены вместе с Вами принимать риски усвоения Вами материала и надеемся на взаимность. Мы рекомендуем Вам выйти из зоны комфорта насколько это возможно. За Вами выбор необходимого баланса между интенсивностью получения и усвоения материала. Мы будем предоставлять «нагрузку», а Вы зададите свой темп усвоения. В любом случае, у Вас будет возможность получить весь материал в том или ином виде.

Этот курс непростой, но увлекательный. Вы будете активно взаимодействовать с учениками в группе и поймете, что приобрели некий новый опыт. Мы ожидаем, что нового для Вас будет достаточно много. Мы также ожидаем, что сами будем учиться у Вас. Мы также ожидаем что вместе с Вами получим взаимное удовольствие в процессе обучения.

Поскольку мы бросаем Вам вызов в ходе этого обучения, мы также просим Вас бросить вызов нам. Пожалуйста, задавайте вопросы и дайте нам знать, если Вы не понимаете что-то, или если Вы не согласны. Мы любим получать отрицательную обратную связь. Это дает нам еще одну возможность моделировать Ваше поведение при работе с Вашими клиентами.

Глава 2. Природа конфликта

Что такое конфликт?

Грамотное управление конфликтами зависит от признания того факта, что конфликт присутствует во всех типах отношений. Существует много определений конфликта, каждое из которых имеет свои аспекты. Ниже приведены два определения, которые, как нам кажется, дают наиболее полное определение конфликта:

«Конфликт возникает тогда, когда разница во мнениях между двумя (или более) людьми требует по крайней мере от одного из них скорректировать свою позицию для продолжения сотрудничества. Различия во мнениях невозможны без некоторой корректировки» (Jordan, 1990).

«Стороны изначально, как правило, взаимосвязаны. Тем не менее по крайней мере от одной из сторон может потребоваться изменить позицию или восприятие ситуации. Конфликт является отражением борьбы между по крайней мере двумя взаимозависимыми сторонами, которые по-разному воспринимают пути достижения общей цели, будучи при этом ограничены в ресурсах и имея противостояние другой стороны». (Wilmot and Hocker, 2001).

Конфликт часто некомфортен для всех сторон, каждая из которых чувствует себя в состоянии неопределенности и риска неблагоприятных для себя последствий. Стороны как правило занимают позицию «я прав, а он (они) неправы» и чувствуют себя как в ловушке.

Будучи медиаторами, мы относимся к конфликтам, как к естественной части человеческих отношений. Мы видим конфликт как источник энергии для бизнеса или личных отношений. Мы также считаем, что конфликт может играть большую роль в активизации связей между людьми.

Конфликты могут быть неудобными, жаркими и «труднопроходимыми». Они неизбежны, как плохая погода. Однако они предсказуемы и если следовать определенным правилам, их можно «оседлать» (как серфер может прокатиться по волне). См. рис. 2.

Каждый из нас по-разному переживает конфликт. Для некоторых конфликт является хорошей возможностью узнать нечто новое о себе и других. Для большинства это неприятный опыт, которого лучше избегать. Наше мнение о природе конфликта оказывают большое влияние на то, какие мы видим пути выхода из него.

Общий подход к решению конфликтов состоит в разделении его на части или категории для более легкой управляемости. Представляем Вам одну из моделей в решении конфликтов:

Сфера

Данная модель рассматривает конфликт как взаимно пересекающиеся линии разногласий всех сторон. Эта модель дает нам возможность визуализировать конфликт и применить несколько методов урегулирования, которые мы будем изучать на протяжении всего нашего курса.

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

Существует много других моделей конфликтов. Каждая модель делит конфликт на его составные части и классифицирует их, что делается для большей управляемости. Наиболее часто используются следующие модели разрешения конфликтов:

Окружение конфликта описывает различные источники конфликта такие как отношения, интересы, статусы, внешние факторы

Пирамида интересов подчеркивает важность последовательности интересов человека от физиологических до самореализации

Интересы/Права/Власть обеспечивает основу в области ведения переговоров и урегулирования конфликтов, выходя за рамки переговорных позиций

Социальное поведение. Данная модель подчеркивает статус личности при общении и разрешении конфликта

Абстрагирование от конфликта. Модель при которой стороны делают попытку выйти за рамки конфликта и двигаться дальше.

Dual Concern

Столкнувшись с конфликтом, каждый из нас реагирует в различными способами. Kenneth Thomas и Ralf Kilmann разработали модель конфликта «Взаимная озабоченность» (забота о себе и о партнере), широко используемую в медиации (рис. 4).

Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс что лишнее

При конфликте многие из нас действовать примерно в одном из пяти направлений:

Уклонение (черепаха): мы не хотим следовать интересам других, но и не пытаемся отстоять свои (например, при ссоре ребенок бросает игрушку и убегает)

Приспособление (хамелеон): мы не отстаиваем свои собственные интересы, а следуем интересам других (при ссоре ребенок отдает свою игрушку другим)

Конкуренция (лев): мы ориентированы прежде всего на собственные потребности и игнорируем интересы других (двое ребят дерутся за игрушку)

Компромисс (зебры): способность частично следовать своим интересам и интересам другой стороны (двое детей играют с игрушкой по очереди)

Сотрудничество (дельфины): следование интересам обеих сторон, расширение взаимных интересов (двое детей играют с игрушкой вместе, а не по

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *