Укажите в чем состоит сущность критерия результативности методической работы

Критерии эффективности методической работы

Критерии эффективности методической работы

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.

Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства необходимо решить следующие задачи:

Дифференциация– второй критерий эффективности методической работы, который предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:

В образовательном учрждении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого педагога методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с педагогами низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с учителями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с педагогами высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания школьников.

Этапность. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация учителями новых технологий обучения и воспитания;

4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Взаимосвязь этапов и форм методической работы представлена в таблице:

Этапы
методической работы

Формы методической работы

Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы

Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки»

Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»

Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики)

Содержание методической работы

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое.

Воспитательное методической работы направление предусматривает повышение квалификации педагогов по вопросам теории и методики воспитания в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ОУ.

Психологическое направление методической работы обеспечивает повышение квалификации педагогов в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление методической работы предусматривает занятии по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании всего этого можно выделить специальные ситуации методического развития педагогов.

Ситуации методического развития

Виды ситуации

Их методические функции

1. Выражение собственного мнения

— осмысление передового опыта;

— выработка педагогической позиции

2. «Профессиональ-ный диалог»

— усвоение различных вариантов опыта

3. «Выбор приоритетов»

— изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

4. «Отказ от стереотипов»

— критическая переоценка собственного опыта

Непрерывность профессионального образования педагога является не­обходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного разви­тия индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квали­фикации и профессионального мастерства педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с со­циальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе под­держивается и поощряется профессиональный творческий поиск, прово­дится системная работа по повышению квалификации.

Повышение квалификации понимается как вид дополнительного про­фессионального образования, направленного на формирование готовно­сти работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально- тех­нологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалифика­ции одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, на­правленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации работников ОУ состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации за­дач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требова­ниями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе обра­зования.

Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, отсюда можно выделить следующие методические формы повышения квалификации педагогов.

Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные: шефство, наставничество, консультации методиста, психолога, самообразование (самовоспитание), моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога.

Групповые: проблемные консультации, творческие микрогруппы, тематические семинары, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно-деятельностные, ролевые игры, коллоквиумы, психолого-педагогический практикум, школа молодого учителя/воспитателя, анализ конкретных ситуаций, взаимопосещение учебных занятий/мероприятий, методические посиделки, творческие мастерские.

Фронтальные: педсовет, методсовет, психолого-педагогические семинары, аукционы знаний, методических находок, идей, педагогические и методические ринги, «круглый стол», теоретические, методические и практические конференции, конкурс методических находок, фестиваль методических идей.

Таким образом, подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Нужно помнить, что создание условий, содействующих образованию ребёнка, возможно в том случае, если педагог готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования.

Источник

Критерии оценки результатов методической работы в школе

Методическая работа в образовательном учреждении осуществляется под руководством администрации, методическая служба создается ее решением и утверждается приказом по школе. Под методической работой, по словам В.М. Лизинского, понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса».

По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.

Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.

Важным в работе методического совета является выявление круга проблем, над которыми в течение учебного года будут работать методические объединения учителей-предметников, кафедры, службы. В.М. Лизинский показывает, как можно определить круг проблем и на этом основании составить так называемый «проблемник».

Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:

Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.

Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.

На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.

К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:

Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.

Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)

Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Психологические критерии:

Учебные критерии:

Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Критерии эффективности методической работы

б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).

в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий/%

Средний/%

Высокий/%

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

Источник

Условия эффективности методической работы

Под методической работой принято понимать целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Очевидной потребностью в настоящее время выступает потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности.

Управление методической работой может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только директор, заместитель директора по дошкольному образованию и методист, но и воспитатели.

В общем виде задачи методической работыв нашем дошкольном отделении можно сформулировать следующим образом:

• повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки ;

• организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов планирования, изменений в образовательных государственных стандартах;

• обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

• оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;

• повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры;

На мой взгляд, очень важным является четко налаженное самообразование педагогов и профессиональное саморазвитие на протяжении всей педагогической карьеры, которое выступает условием и предпосылкой развития ребенка.

В свою очередь, использование нововведений методической системы способствуют профессиональному саморазвитию воспитателя, т. е поиску и обнаружению им смыслов профессиональной деятельности.

Для методической системы на сегодняшний день актуальны принципы рефлективности, интерактивности и проектности.

Я недавно работаю в должности заместителя по дошкольному образованию, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время предъявляются высокие требования со стороны родителей к работе педагога дошкольного отделения.

Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. И чтобы этому соответствовать, необходимо постоянно повышать свои знания и умения.

В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Совершенствование методической работы и улучшение её в условиях новой системы обучения и воспитания состоит в построении целостной системы мер и действий, направленных на овладении педагогами технологией развивающего обучения. Методическая работа выступает как важный фактор управления учебно-воспитальным процессом, который в свою очередь работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки воспитателей в процессе методической работы.

В целях повышения профессионального мастерства воспитателей, при планировании методической работы во внимание берутся результаты изучения деятельности дошкольного отделения, традиции, особенности конкретной ситуации, наличие времени для осуществления намеченной работы, материальные условия и реальные возможности дошкольного отделения. Планирование является творчеством всего коллектива, а не только руководства.

В нашем дошкольном учреждении мы используем различные формы повышения профессионального мастерства педагогов:

методический совет;

методические объединения;

проблемные семинары и практикумы;

практические занятия (деловые игры, игры-практикумы, различного рода тренинги);

курсы повышения квалификации

различные смотры – конкурсы

создание творческой группы педагогов по внедрению инновационной деятельности.

Сама же инновационная деятельность является неотъемлемой частью современного дошкольного отделения, и поэтому я, как заместитель директора по дошкольному образованию, непосредственно играющий важную роль в продвижении инноваций, должна сама быть широко информирована обо всех инновациях в системе дошкольного образования, уметь настроить инновационную деятельность педагогического коллектива, знать палитру педагогического опыта в районе, городе, стране. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?

Методическая работа мне представляется оркестром, где дирижер чутко улавливает звуки всех инструментов, и искусно направляя, добивается гармоничного сочетания звуков.

Каким же должен быть– дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре. Важно быть мастером своего дела, виртуозом –уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.

Миссия дирижера (руководителя методического сопровождения педагогической деятельности) заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя, возможности проявить свои таланты, свое творчество, мастерство, помочь педагогу стать Мастером – неотъемлемой частью оркестра.

Жизненные принципы,которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности следующие:

Не оправдывай свое незнание чего – либо, сделай так, чтобы это знать;

Постарайся помочь, если тебя просят о помощи;

Никогда не скрывай своих чувств, но умей их контролировать;

Уважай выбор и мнение другого человека;

Умей слышать, и будешь услышанным.

Однажды я услышала такую фразу: «Не бойся ошибиться, бойся бездействий!» Эти слова почему-то запомнились мне и стали путеводной нитью в жизни и профессиональной деятельности. Я хорошо понимаю и осознаю, что трудности в работе будь то методической или руководящей будут возникать всегда. А кто сказал, что будет легко? А как же иначе?

Эффективность методической работы дошкольного отделения будет зависеть от выбора оптимального содержания и эффективных форм организации работы с педагогическим коллективом в направлении реализации целей и задач.

Не нужно бояться применять инновационные технологии, бояться проводить рефлексию.

Это в сою очередь позволит преодолению пробелов в подготовке воспитателя, наоборот позволит педагогу выйти на новый уровень развития, творческого роста, способствующего качественному оказанию образовательных услуг.

Если бы я на мгновение смогла стать волшебницей, то, наверное, постаралась бы сделать так, чтобы все люди стали счастливыми, никогда не болели, чтобы каждый в этом мире смог почувствовать свою значимость для других на нашей планете.

Но по сути, если разобраться, ведь чтобы стать счастливым, значимым для кого-либо вовсе не обязательно какое-либо волшебство. Просто нужно научиться любить себя, научиться ценить каждый прожитый день. А самое главное – верить в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Укажите в чем состоит сущность критерия результативности методической работыАнализ эффективности работы логопедической службы детского сада за 2013–2016 годы Анализ организации и результативности работы логопедической службы с детьми старшего дошкольного возраста «Детского сада №1 «Светлячок».

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогического коллектива в условиях перехода на профстандарт «Педагог» Цель: создание условий для перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Задачи: 1. выявление уровня профессиональных компетенций; 2.

План методической работы с педагогами в период ЛОК Большая работа в период ЛОК возлагается на воспитателей ДОУ. В нашем детском саду педагогический состав сравнительно молодой, некоторые.

План методической работы старшего воспитателя в РЦ План методической работы старшего воспитателя в РЦ Цель: продолжить совершенствование процесса психолого-педагогической, социально-педагогической.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Система методической работы в МБДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи.

Создание предметно-пространственной образовательной среды как условие эффективности музыкально-эстетической работы в ДОУ Создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ является одним из основных средств формирования личности ребенка, получение.

Эссе «Необходимость методической работы» Содержание 1. Введение 2. Сущность методической деятельности педагога 3. Уровни и формы осуществления методической деятельности 4. Вывод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *