Укажите признак метапредметного подхода в образовании который предполагает что образование
Метапредметный подход в образовании
В презентации разъясняется суть метапредметного обучения в современной школе, даются понятия метапредметного подхода, метапредметных результатов.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в образовании»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Сущность метапредметного подхода
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
«Мета «-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее
1.«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»,
2.«Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия»,
3.«Грамотный покупатель», «Дом», «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции),
4.«Как стать успешным», «Самопознание»,
5.«Культура познания», «Культура мышления»,«Учимся учиться»;
6.»Факт», «Исследование», и пр.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость изменений в содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования
На что ориентирован стандарт?
Планируемые результаты: три основные группы
Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Мотивация (учебная и социальная);
границы собственного знания и незнания.
работа с информацией и учебными моделями;
Использование знаково-символических и общих схем..
Ценностная и морально-этическая ориентация:
способность решения моральных проблем; оценка своих поступков
Метапредметное содержание образовательных стандартов
цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.
Урок с межпредметными связями
цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей)
формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук
создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний.
Применение полученных знаний и умений на других уроках.
решение проблемы урока с позиций различных наук
Обогащение жизненного опыта
формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика
.Параллельное изучение темы на двух предметных уроках.
понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки
привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области
Трехуровневый подход к изучению объекта
1 уровень (частнопредметиый)
2 уровень (общепредметный)
Частный предметный объект (капля воды)
3 уровень (метапредметный)
Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре)
Каковы причины шарообразной формы капли воды?
Перечень примененных методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления
Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира)
Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды?
Какова роль воды в устройстве мира, ее связь с другими стихиями?
Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды)
Осознание своих внутренних изменений на логическом и чувственном уровне, происшедших в ходе выполнения работы
Исследовать каплю воды
Способы решения задачи
Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды
Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые заключены в притчах, стихах и поговорках о воде
Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли
Установить роль воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого)
Разнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о нем
Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды
Защита гипотез о причинах, сущности единства и мно-говариативности толкования смысла воды в науке и культуре
Перечень примененных методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления
Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы
Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды)
Осознание своих внутренних изменений на логическом и чувственном уровне, происшедших в ходе выполнения работы
Типология уроков, ориентированных на формирование УУД
Урок личностно-ориентированного типа
Урок нравственно-этического оценивания
Урок организационно-деятельностного типа
Урок когнитивного типа
Урок постановки учебной задачи
Урок информационного поиска
Урок отработки освоенного способа действи я
Урок постановки и решения проблем
Урок коммуникативного типа
Урок – дискуссия (диспут)
Урок учебного сотрудничества
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации
Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира)
Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)
Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)
Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира
Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа.
Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта
Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год).
Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)
Цель, поставленная учеником
достижимая, проверяемая, конкретная
Этап сравнения с культурно-историческим аналогом
Человек – по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей.
Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам
— количественная (баллы, шкалы, отметки)
— качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)
Этап рефлексивного осмысления результатов урока
Количество и качество заданных ребенком вопросов
Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.)
Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели
Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями
Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности
Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование
Понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира
Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины
Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна – качественная оценка учителя, рецензия
Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность
Полная развернутая, личностная рефлексия
Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников
Технология эвристической образовательной ситуации
Фиксация или создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения
2. Уточнение образовательного объекта
Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы
Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды
3. Конкретизация задания
Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что значит для меня данный объект?)
Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником.
(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я, как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?)
Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида
5. Демонстрация образовательной продукции
Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников
6. Систематизация полученной продукции
Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление
7. Р абота с культурно-историческими аналогами
Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых
Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя
Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чем мой результат, каковы его роль и место в общих результатах?)
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне
Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулировали окончательного или открытого решения образовательной ситуации
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)
Метапредметный урок английского языка в 5 классе
Образовательная ситуация урока
Необходимое оборудование урока
-ноутбук с проектором;
-спектрограф, таблетка сухого горючего, спички;
-песочные часы на 10 мин.
«Мы сегодня с вами будем повторять тему «Цвета». На прошлых уроках мы уже познакомились с названиями цветов. Но сегодня, у нас необычная встреча. Я бы даже сказал, что я не знаю, чем закончится, наша с вами встреча. Но сперва, я познакомлю вас с этим английским сэром (на экране портрет Исаака Ньютона). Он тоже изучал в своё время цвета, почти как мы с вами».
Уточнение образовательного объекта
Перед ребятами ставится 2 задачи:
-опытным путём увидеть спектры горящего пламени (7 цветов радуги);
-составить на английском языке поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
-физический эксперимент, который был в своё время проведён Исааком Ньютоном;
-составление поговорки, при использовании набора необходимой лексики.
Демонстрация образовательной продукции
— Учащиеся ставят опыт, поджигают сухое горючее и через спектрограф наблюдают спектры горящего пламени.
-организация презентации обучающимися своих продуктов.
Систематизация полученной продукции
Все поговорки записываются на оформленное панно.
Работа с культурно-историческими аналогами
-Учащиеся представляют свои авторские поговорки вслух, которые помогают запомнить название цветов радуги.
-Проговаривают название цветов на английском языке.
Обсуждение по результатам работы.
Учащимся представляются те поговорки, которые есть в английском языке (аналог «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Образовательный продукт урока
-описание опыта И. Ньютона и публикация его на блоге учителя;
-составление поговорки, для запоминания цветов спектра на английском языке.
Критерии успешности проведения урока
-качественное оформление результатов опыта на английском языке;
-необычно составленные поговорки.
Памятка при разработке метапредметного занятия
Сообщение по теме «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»
« Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов » (слайд 1)
« Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?»
М. Половкова (слайд 2)
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня с введением в школе новых стандартов общего образования заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения (слайд 3)
Мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. (Слайд 4). Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
(Слайд 5) Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. (Слайд 6)
Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы — знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий.
(Слайд 8 ) В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». (Слайд 9)
(Слайд 10) Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных ) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.
В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий: (Слайд 11)
Метапредметный подход в образовании: разбираем на примере
Максим Васильев
10 марта 2020 • 20:41
Почему так важна метапредметность в современном образовании и как она может быть реализована в среде LEGO Education разбираемся вместе с Максимом Васильевым, президентом Российской ассоциации образовательной робототехники.
Чем предметность отличается от метапредметности?
Традиционное российское образование построено на обучении отдельным дисциплинам с преподавателями-специалистами, то есть учитель математики учит математике, а учитель музыки — соответственно, музыке. Такой подход эффективен, пока основная цель образования — передача определенных знаний или информации учащимся для общего развития. Такие знания полезны и нужны, но часто далеки от практики.
Метапредметность же нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ в том числе и к предметным знаниям.
Когда мы в жизни сталкиваемся с какой-то проблемой или задачей, нам же важно не просто помнить наизусть справочник или словарь, но и понимать, что из наших знаний может пригодиться. Поэтому очень важно давать детям не только сухие факты и формулы, но и компетенции, гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.
А как отличить метапредметность от межпредметности?
Как-то пошло, что метапредметность больше относится к дополнительному образованию, а межпредметность — к «стандартному». Метапредметность прекрасно раскрывается через проектную деятельность учеников, а это чаще всего реально только на занятиях и кружках, хотя по новым стандартам проектов в школе, конечно, стало больше.
Например, робототехника. Она соединяет в себе сразу несколько дисциплин, и одну выделить нельзя, это всегда комплекс из информатики, математики, физики, и нельзя выделить, что главнее. В межпредметном же уроке можно. Там есть основной предмет и элементы из других наук, зачастую смежных. К примеру, на уроке биологии учитель берет что-то из химии. Межпредметность делается для большего понимания детьми определенной темы, более глубокого ее изучения.
Получается, нам нужны не педагоги-предметники, а метапредметники?
В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся.
В любом случае, останутся ли учителя предметниками или станут метапредметниками, зависит и от самого педагога, и школы, в которой он работает, и страны в целом. Я думаю, сохранится некоторая специализация учителей в определенных предметах, но роль и принцип работы станут совсем другими.
Благодаря интернету сейчас оставаться профессионалом даже в узкой области уже трудно — ребенок может найти в поисковой системе такие вещи, о которых ты еще просто не успел узнать, и это нормально. Задача преподавателя — сделать так, чтобы ребенок умел задавать вопрос, знал, где брать информацию и где ее использовать.
Как организована работа в метапредметности и как происходит процесс?
Как специалист по робототехнике приведу пример из своей области. Например, изучение темы «ускорение свободного падения». Как это организовано обычно в школе? Почитали учебник, возможно, посмотрели какое-то видео в качестве домашнего задания или даже покидали предметы в виде эксперимента. Если в классе есть некая модель, обычно ее демонстрирует учитель, показывая все на рабочем столе.
В решениях LEGO Education все наоборот — школьники начинают с того, что собирают эту самую экспериментальную установку. Дальше дети программируют ее для эксперимента — определяют место и время падения предмета с помощью робототехнических технологий. Для этого есть специальные датчики и двигатели. После эксперимента ученики считают, заполняют учебные таблицы, делают презентацию.
По сути дети сами выводят формулу ускорения свободного падения, которую Ньютон сделал веками назад. Хотя ведь есть учебная величина, готовая. Но восприятие и процесс обучения на экспериментальном метапредметном уровне не сравнить с чтением параграфа, сведения из которого выветриваются через пять минут без понимания и представления явления.
Когда дети работали в таком метапредметном проекте, они оттачивали коммуникативные навыки, работу в команде, планирование. Вроде была только тема по школьной программе, но при этом дети научились еще многому, жизненному. Ну и, конечно, физику поняли.