Укажите что является процессом всемирного экономического политического и культурного объединения
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория культуры и глобализации» (1 курс)
1. Понятие глобализации. Проявления глобализации в повседневной жизни.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
2. Влияние глобализации на все сферы жизни общества.
Реально результаты процесса глобализации можно видеть в том, что границы для экономической, культурной и даже политической деятельности становятся все более прозрачными, условными. Транслокальные и транснациональные сети — промышленные монополии, Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека — способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В силу действия всех этих факторов пошатнулось традиционное для XX в. «геополитическое воображение», сводившееся к восприятию мира разделенным на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого, состоящего из «потоков» и «сетей».
О сложности восприятия глобализации говорят и данные ИКСИ РАН, полученные в ходе исследования понимания российским обществом специфики и сущности глобализации. Выявленные различия во мнениях респондентов и экспертов обусловлены разным наполнением информационного канала поданной проблеме, вследствие чего неодинаково будут восприниматься и последствия. Так, свыше четверти респондентов (28 %) и почти половина экспертов (44 %) считает, что в целом процессы глобализации открывают для развития человечества позитивные перспективы; пессимистично смотрят в будущее 18 % респондентов и 27 % экспертов; затруднились определить свое мнение 54 % респондентов и 29 % экспертов. Таким образом, пока глобализация создает в массовом сознании преобладающие настроения неопределенности и слабых оптимистических ожиданий; эксперты более оптимистично смотрят вперед, но в целом налицо дефицит позитивных ожиданий относительно данного процесса.
В процессе глобализации проявляются противоположные тенденции — к возрастанию взаимосвязей в глобальном масштабе и дальнейшей фрагментации. Глобализация устанавливает разнообразные типы связей, создавая то, что У. Ханнерц назвал «глобальной ойкуменой», лишенной границ. Системность или единство этого глобального образования представляет собой результат взаимодействия локальных субъектов с глобальными структурами.
От глобализации невозможно укрыться. Глобальные процессы все больше влияют на локальные, и даже наиболее почвеннические режимы, несмотря на очевидное сопротивление, вынуждены в той или иной степени идентифицироваться с глобальной системой.
Глобализация вносит изменения не только в социальную организацию, но и в осознание мира. Дж. Арриджи считает глобализацию одним из звеньев процесса эволюционного изменения мировой капиталистической системы. Однако такое понимание явно недостаточно, так как сводит все богатство и сложность мировой истории к одному системному образованию — капитализму.
3. Положительные последствия глобализации.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Позитивные последствия процесса глобализации:
4. Негативные последствия глобализации.
Негативные последствия процесса глобализации:
5. Макдонализация общества.
Ритцер выделяет четыре элемента формальной рациональности, лежащие в основе процесса макдональдизации:
· Эффективность. Этот принцип связан с резким ускорением ритма жизни. Для него характерны производство «точно в срок», ускоренное обслуживание, упорядоченные операции, жесткое расписание. Каждый аспект организации ориентирован на минимизацию времени.
· Предсказуемость. С точки зрения потребителя, предсказуемость приносит спокойствие в повседневные дела. В рационализированном обществе люди предпочитают знать, что ждет их в любом месте и в любое время.
· Упор на количественные показатели (калькулируемость). Количество облегчает оценку эффективности, то есть, именно те операции, которые можно выполнить за наименьшее время, как правило, считаются наиболее эффективными. В том, что касается процессов, акцент ставится на скорости, а по отношению к результатам на первый план выходит количество произведенной продукции и её размеры. В сознании современного общества заложено представление «больше = лучше». Это основной постулат эпохи потребления. Повсюду можно увидеть множество предложений типа «купи и получи скидку на следующую покупку», « купи два по цене одного».
· Контроль. Достигается за счет замены связанных с человеком технологий унифицированными технологиями, не требующими участия людей. Эти технологии шаг за шагом сводят человеческое поведение к последовательным автоматизированным операциям. На предприятиях, организованных по принципу макдональдизации, роль персонала заключается всего лишь
6. Американизация и глобализация. Американские и европейские ценности.
Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Понятие было изобретено в 1907 году [1] и первоначально относилось к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США понятие применяется к процессу ассимиляции иммигрантов.
Большинство сторонников концепции европейских ценностей в настоящее время относят к ним следующее: [2] [3] [11]
· общность исторической судьбы и наследия народов Европы и, шире, Запада;
· право наций на самоопределение;
· парламентаризм, демократическое устройство государства и общества, включающее особое внимание к соблюдению прав меньшинств, их поддержка;
· верховенство права, правовую культуру;
· рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности;
· социальную справедливость, опирающуюся на социальное партнёрство;
· приоритет прав человека, суверенитета личности над государственным суверенитетом, либеральный индивидуализм;
· светскость общества и культуры, во многом основанную, однако, на христианском наследии;
· толерантность и мультикультурализм.
Американские ценности:
Культурные (свобода, право, образование, отношения и т.д.);
Моральные (добро, смысл жизни, достоинство, ответственность и т.д.);
Правовые (приватность, человеческие права, закон и порядок, справедливость, мир и т.д.)
7. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Глобальные проблемы — это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.
Приоритетными проблемами человечества являются: проблема мира и разоружения; экологическая; демографическая; энергетическая; сырьевая; продовольственная; использование ресурсов Мирового океана; мирное освоение космоса; преодоление отсталости развивающихся стран.
8. Основные подходы к глобализации: гиперглобалисты, скептики, трансформисты.
Для гиперглобалистов, современная глобализация – это появление нового мирового порядка при котором полномочия и легитимность национального государства ставятся под вопрос, поскольку национальные правительства теряют способность контролировать то, что происходит внутри их собственных границ. Политическая власть денационализируется, и национальные государства, чего бы ни требовали интересы внутренней политики, все больше становятся “разновидностью переходной организации для управления экономическими процессами” (2. С.5).
Скептики, опираясь на исключительно экономическое представление о глобализации, не разделяют мнения о том, что глобализация утверждает новый мировой порядок, при котором национальному государству отводится скромная роль, а власть национальных правительств или государственный суверенитет разрушаются глобальным управлением. Скептики едины во мнении, что, какими бы ни были направляющие силы интернационализации, она все равно усиливает неравенство между Севером и Югом, маргинализацию менее развитых государств. Если международные экономические условия могут ослаблять усилия национальных правительств, то это не означает, что они вообще лишаются возможности действовать.
В основе аргументов трансформистов лежит убеждение в том, что глобализация – это основная движущая сила, стоящая за бурными социальными, политическими и экономическими переменами, которые преобразуют форму современного общества и мирового порядка. Она перестраивает, переиначивает власть, функции и полномочия национальных правительств. Не отрицая того, что государства по прежнему остаются суверенными, трансформисты доказывают, что их власть в той или иной мере зависит от институтов международного правления и международного права. Государства уже не обладают исключительным правом распоряжаться тем, что происходит в пределах их собственных границ. В качестве примера приводится деятельность Европейского Союза, где суверенная власть разделена между национальными, местными и интернациональными органами, а также деятельность Всемирной организации торговли.
9. Понятие культуры.
Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
10. Ценности и верования. Стратегия эффективной кросс-культурной коммуникации.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция РФ, ст. 2)(илл.: Витрувианский человек Л. да Винчи)
Употребляется в нескольких смыслах:
· Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
· Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
· Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
верования это:убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
Кросс—культурные коммуникации — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формыкоммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).
Вопросы, на которые надо обратить внимание при МКК
Языковой барьер
Представление о времени
Отношение ко времени у представителей различных культур разное. Представителям западной культуры свойственно трепетное отношение к рабочему времени и более эффективное его использование. Они всегда четко разделяют время на рабочее и личное. И не смешивают одно с другим. Именно поэтому американцы и британцы редко задерживаются на работе, уходя домой в строго означенное время, но и на работу они опаздывают крайне редко, и не тратят время на многочисленные чаепития и перекуры. Тогда как российские сотрудники часто не делают большого различия между личным временем и рабочим, относятся к работе как в главной части своей жизни, поэтому часто задерживаются на рабочем месте допоздна и выходят на работу в выходные и праздничные дни. Для удобства сотрудников в компании существуют различные варианты графиков работы, учитывающие индивидуальные особенности, компенсации за труд в нерабочее время, а также различные технические средства коммуникаций, позволяющие решать рабочие вопросы удаленно.
Физический контакт
Как известно, в западной культуре дистанция общения гораздо больше, чем у русских, поэтому американцы и британцы менее склонны к физическим контактам с собеседником, чем русские. Поэтому мне часто приходится слышать от американцев недоумение, почему русские все время пожимают друг другу руки. Казахи также менее склонны, чем русские к физическим контактам с собеседниками
Эмоциональность
Эмоциональность у сотрудников различных культур проявляется по-разному. Если вопрос касается личных отношений, то американцы проявляют повышенную эмоциональность и интерес к собеседнику, но порой это выглядит несколько наигранно и искусственно, что вызывает подозрение и недоверие у русских. Процесс общения со стороны американцев носит более открытый характер, они чаще называют собеседника по именам, сразу запоминают имена новых сотрудников, и при каждой встрече не преминут поинтересоваться делами собеседника.
Напротив, в бизнес вопросах американцы проявляют завидное хладнокровие и спокойствие, даже тогда, когда решается очень важный и острый вопрос. На совещаниях часто бывают ситуации, когда российские сотрудники, повышают голос, проявляют несдержанность и излишнюю эмоциональность, как бы доказывая другим свою преданность делу и заинтересованность, тогда как для американцев проявление спокойствия в работе – это показатель их профессионализма и принципа разделения личных отношений и рабочих.
11. Концепция культурного айсберга.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации
Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.
Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.
Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.
Возникающие задачи экономики часто обсуждаются влиятельными политиками и экономистами вместе
В то время как сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять, критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней. По их мнению, это может быть достигнуто посредством разумной протекционистской политики во всех областях: в области внешней торговли, движения капиталов, иммиграции, — а также посредством реформы мировой валютной системы. Альтернативой современной глобальной экономике, по их мнению, может стать образование 10-20 национальных или региональных экономик («зон свободной торговли»), которые должны быть защищены от негативного влияния глобальной экономики посредством протекционизма и золотого (или «сырьевого») стандарта как основы установления валютных курсов.
9. Узагальнення їх дає змогу виділити чотири базових концепції, що віддзеркалюють історичні кордони цього феномену:
Концепція глобалізації як зміни форм історичного процесу (концепція «архаїчної глобалізації»).
Концепція глобалізації як сучасного економічного феномену.
Концепція протоглобалістів (в агрегованому вигляді вони представлені на рис. 1.1).
Концепція глобалізації як деякої позачасової властивості, що іманентно притаманна світовому суспільству (концепція Е. Азроянца).
Перша концепція має найбільш широкого визнання в працях Р. Робертсона, М. Уотерса, Г. Терборна, Ф. Броделя, Л. Туроу, А. Маслоу, Г. Дилигенського, Ю. Красіна, Ю. Пахомова та інших (узагальнені концептуальні позиції прибічників такого підходу представлені на Так Р. Робертсон і М. Уотерс вважають, що глобалізація є тривалим історичним процесом, і її початок відносять до рубежу XV—XVI ст., а Г. Терборн виділяє в історії принаймні шість хвиль глобалізації, найраннішою з яких він вважає експансію світових релігій у III—VII ст. н. е. [357, с. 83]. Позиція західних вчених знаходить визнання серед деяких російських науковців. Російський вчений Г. Померанц, (як і Г. Дилигенський) взагалі поставив під сумнів історичну винятковість явища «глобалізація». «…У ІІ тисячолітті до Р. Х. володарі-завойовники почали називати себе царями чотирьох сторін світу, — зазначає Померанц. Відповідно до такого підходу глобалізація є всього лише історичним явищем, що постійно супроводжує історію людства і приймає на різних етапах розвитку техніки і соціуму різноманітні форми
У працях інших вчених форми глобалізації ще більш уточнюються. До них відносять еллінізм, «три Рими», Арабські халіфати, Великі географічні відкриття тощо. А американський професор У. Мінголо, навпаки, трактує глобалізацію всього лише як третій етап тисячолітньої трансформації. Перший — розпад колоніальної системи, а другий — розпад соціалістичної системи.
О. Білорус, критикуючи прибічників «архаїчної глобалізації», виділяє низку критичних періодів її особливого прискорення:
перший етап — створення імперій на основі торговельних інтересів, симбіозу держави і релігії (Рим, Візантія, Китай, Київська Русь);
другий етап — період великих географічних відкриттів і створення економічних імперій і перших глобальних корпорацій (ХV ст.);
третій етап — промислова революція (Європа, XVIII ст.) і формування міжнародних ринків;
четвертий етап — епоха світових війн ХХ ст. (1914—1918, 1939—1945), 1948—1989 (холодна економічна світова війна);
п’ятий етап — інформаційна революція (починаючи з другої половини ХХ ст.) [23, с. 165].
Глобализация. Процесс и последствия.
Понятие и история глобализации.
Глобализация – это всемирный процесс политического, экономического, культурного и духовного объединения и взаимопроникновения. Впервые этот термин употребил американский экономист Левит в 1983 году. Первые черты глобализации появились еще после похода Александра Македонского до самой Индии, когда греческая культура начала распространяться по Евразии. Затем была эпоха завоеваний Римской империи, когда под ее влиянием оказалось все Средиземноморье, а потом и Западная Европа, и Британия. Следующий виток развития глобализации – период географических открытий и колонизаций. Всемирные масштабы глобализация приняла после Второй мировой войны.
Современная глобализация.
Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества. В первую очередь мировая глобализация заметна в экономике.
Экономическая глобализация выражается в создании единого экономического пространства, создании мировых финансовых рынков, международной торговле, огромных капиталов, переправляемых из страны в страну, появлении международных брендом. Рестораны McDonald’s работают по всему миру, финские телефоны собираются в Китае, а корейские автомобили в России, французская косметика производится в Польше, а канадскую игру «Assassin’s Creed» разрабатывают в студии в США, Англии, Франции, и даже Румынии и Украине. Все это последствия экономической глобализации.
Процесс глобализации в политике – это создание международных организаций, которым переходит часть политических полномочий от властей разных государств. Примеры – ООН, ВТО, Европейский союз, НАТО, Международный валютный фонд, Мировой Банк и т.д. Таким образом, очень часто в каком-либо вопросе международной политики ООН имеет больше прав и влияния, чем президент определенной страны, напрямую связанной с этим вопросом.
На основании этого можно выделить основные факторы глобализации:
Последствия глобализации.
Глобализация подверглась неоднократно критике со стороны и политиков, и экономистов, и ученых. Джозеф Стиглиц считает, что глобализация и ее идеалы работают в интересах развитых стран, увеличивая их разрыв со странами развивающимися. Он также считает, что глобализация усиливает международную конкуренцию, а это негативно сказывается на трудовом законодательстве.
Кроме того, глобализация, по мнению разных исследователей. Виновна в падении рождаемости, в ослаблении геополитических соперников Соединенных Штатов Америки, в монополии на производстве и сбыте товаров, в распределении доходов в пользу группы мировых олигархов. А также культурная глобализация обвиняется в уничтожении и вытеснении национальных культурных ценностей.
Все эти обвинения на данный момент доказаны частично, либо не доказаны вообще, потому точно нельзя утверждать ни вред, ни пользу глобализации в чем-либо. Однако в 2013 году всемирный исследовательский проект World Values Survey проанализировал 75% населения Земли в 65 странах и доказал, что культурная глобализация не повлияла на национальные ценности культуры. А тот же McDonald’s, который упоминается первую очередь, когда речь заходит о глобализации, во всех странах мира учитывает местные культурные традиции, и это отражается на меню. Например, в Тайване вы можете купить СегунБургер, в Израиле – МакШаверму, в Марокко – бургер МакАрабия, а в Канаде – МакЛобстер.