Укажите что является настоящим произведением искусства древней руси
Древнерусское искусство
средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).
«Благовещение Устюжское». Икона. Новгородская школа. Первая пол. 12 в. Государственная Третьяковская гале рея. Москва
Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 – сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14–17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).
«Богоматерь Оранта». Мозаика храма Св. Софии Киевской. 11 в.
От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы – воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).
«Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара и Ульяна». Икона. Псковская школа. Кон. 14 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, и прежде всего с Византией; обогатило русское искусство новыми образами и техническими приёмами. Прибытие на Русь множества византийских мастеров способствовало бурному развитию архитектуры (в особенности храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990–996), возведённая зодчими из Византии (не сохранилась). Выдающийся архитектурный памятник этого периода – собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве (заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым) – огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухъэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Посвящение собора Св. Софии подчёркивало преемственную связь с центром православного мира – храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительного материала была использована, как и в византийских зданиях, плинфа – широкие и плоские обожжённые кирпичи почти квадратной формы. Киевский храм был украшен мозаиками и фресками (1040-е гг.), выполненными византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена». В нач. 12 в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). В правление Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери – выдающийся памятник византийской иконописи, ставший образцом для русских мастеров. В период приобщения к христианской культуре росли города. Храмы рубежа 11–12 вв. в Киеве, Чернигове, Переяславле и др. городах становятся меньше по размеру, их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (фактическая власть принадлежала не князю, а посаднику, боярам и купцам, народному вечу). Новгородская художественная культура, отражавшая вкусы широких слоёв горожан, отличалась большей простотой, строгим лаконизмом форм в архитектуре (собор Св. Софии, 1045—50;Никольский собор на Ярославовом Дворище, 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119), полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи. Повсеместно распространилась грамотность, процветало искусство украшения рукописных книг (Остромирово Евангелие, созданное для новгородского посадника Остромира, 1056—57) и художественные ремёсла.
Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.
В нач. 12 в. внутри единой киевской традиции сложились предпосылки для развития местных художественных школ. Роль культурного центра перешла от ослабевшего Киева к Владимиро-Суздальской Руси. Владимирские зодчие возводили белокаменные храмы. При князе Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1189), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165), великолепные каменные княжеские хоромы в Боголюбове (1158—65). Интерьеры украшались фресками и иконами в золотых окладах, шитьём (вышитыми тканями), драгоценной утварью. Отличительной чертой владимиро-суздальской архитектуры стал резной скульптурный декор. Стены Дмитриевского собора во Владимире (1194—97), Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—34) были сплошь покрыты резными рельефами, создававшими впечатление узорчатой ткани, наброшенной на каменные массивы зданий. В Новгороде во второй пол. 12 в. складывается тип небольшого одноглавого кубического храма с пониженными боковыми апсидами и лестницей в толще стены для входа на хоры (церковь Спаса на Нередице, 1198). Новгородскую живопись 12 в. отличает обострённая эмоциональность, подчас драматизм (фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге, ок. 1165 г.; церкви Спаса на Нередице, 1199, и др.). Почти все сохранившиеся иконы 12 – первой пол. 13 в. («Спас Нерукотворный с Прославлением Креста», «Ангел Златые власы»; обе – кон. 12 в.; «Успение», нач. 13 в., и др.) происходят из Новгорода (иконы др. княжеств утрачены).
«Рождество Христово». Икона. Московская школа. 15 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В 1237—38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворённостью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.
«Никола Можайский». Резная икона. Дерево. Русский Север. 13 в.
В 14 в. Москва, где княжили потомки Александра Невского, становится центром собирания русских земель. Многое сделал для её возвышения митрополит Пётр (1308—26), перенёсший в Москву из Владимира, номинально ещё считавшегося столицей Руси, свою резиденцию. Заложенный Петром и законченный князем Иваном Калитой Успенский собор в Московском Кремле (1475—79) был одной из первых каменных построек, продолживших традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества (не сохранился). Активное строительство велось в период владычества митрополита Алексия (1354—78) при князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче (белокаменные стены Кремля, 1367—68; собор Чудова монастыря, 1365). Церковь Рождества Богородицы в Кремле (1393), Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (ок. 1400 г.) – небольшие одноглавые кубические храмы, отмеченные изяществом пропорций и благородной сдержанностью. Собор Андроникова монастыря в Москве (первая треть 15 в.) решён как пирамидальный объём, что подчёркнуто сужающимися кверху рядами кокошников. Высшего расцвета достигает в 15 в. живопись в творчестве Андрея Рублёва. В 1405 г. московский иконописец украсил Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком. В отличие от неистово-страстного и трагического искусства византийского мастера, творчество Андрея Рублёва проникнуто тихой молитвенной созерцательностью и нежной, светлой печалью. В его иконах и фресках мир горний (небесный) и мир дольний (земной) впервые предстали в нерасторжимом духовном единстве. В иконе «Троица» (1420-е гг.) в полную силу прозвучала идея гармонии и единения, столь важная в эпоху Куликовской битвы. Живописцами круга Феофана Грека создавались богато иллюстрированные богослужебные рукописные книги (Евангелие Хитрово; некоторые миниатюры, возможно, выполнены Андреем Рублёвым или близкими к нему мастерами). Творчество Андрея Рублёва оказало огромное влияние на московскую живопись не только 15 в., но и последующих столетий.
Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.
В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15–16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утончённое и просветлённое искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.
Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.
В 16 в. в Московии возводятся шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Выдающимся памятником эпохи стал храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555—61). Для иконописи 16 в. характерна насыщенная переливчатая красочная гамма, обилие деталей, подробное повествование («Церковь воинствующая», 1550-е гг., посвящённая победе русского воинства под Казанью). Вкус к изяществу и роскоши находит отражение в многочисленных произведениях декоративно-прикладного искусства, в украшении книг. В 1564 г. Иван Фёдоров издал первую русскую печатную книгу «Апостол».
«Давид и Вирсавия». Фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. 17 в. Фрагмент
В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись в обширных русских провинциях.
Тест с ответами по литературному чтению, 3 класс. Рукописные книги в Древней Руси
Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Данная работа проводится после изучения произведения и направлена на проверку знаний учащихся по изученному разделу. Работа построена в форме теста и легко доступна ученикам.
Учитель с помощью этой работы сможет проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала.
***
1. Что является настоящим произведением искусства?
А. поделки
Б. рукописные книги Древней Руси
В. наскальные рисунки
2. С чего начиналась и заканчивалась каждая глава и отдельная страница рукописной книги?
А. с рисунка
Б. с пословицы
В. с загадки
3. Из чего делали переплёт для рукописных книг?
А. из картона
Б. из железа
В. из досок и обтягивался кожей
4. Чем были отделаны переплёты дорогих книг?
А. золотом и драгоценными камнями
Б. кусочками деревьев дорогих пород
В. блестящими стёклышками
5. Что, в основном, использовали для письма?
А. кору дерева
Б. пергамент
В. восковую табличку
6. Кто писал и переписывал книги?
А. монахи
Б. дети в школе
В. старые люди
7. О чём рассказывается в летописях?
А. что произошло в городе за последнюю неделю
Б. о важных событиях из истории Древней Руси
В. обо всех смешных случаях из жизни горожан
8. Какая книга является самой известной летописью Древней Руси?
А. «Повесть прожитых лет»
Б. «Повесть прошлых лет»
В. «Повесть временных лет»
9. Кто и когда, по мнению учёных, написал эту летопись?
А. монах Нестор в начале XII в.
Б. монах Антоний в IIX в.
В. монах Савватий в XV в.
10. Когда люди научились печатать книги?
А. в начале 10 в.
Б. в середине 15 в.
В. в конце 13 в.
11. В каком году в нашей стране появилась первая печатная книга?
А. в 1891 г.
Б. в 2000 г.
В. в 1564 г.
Ответы:
1. б
2. а
3. в
4. а
5. б
6. а
7. б
8. в
9. а
10. б
11. в
Тест по литературному чтению.
Самое великое чудо на свете ТЕСТ №1
А1. Укажи, что является настоящим произведением искусства Древней Руси.
Украшения 4. Вышивка
А2. Отметь, какой материал использовался для книг в Древней Руси.
Папирус 4. Пергамент
А3. Укажи, что служило орудием письма переписчикам.
В1. Укажи название самой известной летописи Древней Руси.
«Повесть временных лет»
«Повесть о горе – злосчастии»
«Повесть о Петре и Февронии»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
В2. Укажи первого первопечатника на Руси.
Пётр Тимофеев 3. Иван Петров
Иван Фёдоров 4. Пётр Фёдоров
С1. Закончи пословицу. Книга поможет в труде, …
Выручит и в беде 3. Без неё, как без рук
дорогу пробьёт везде 4. что окно в избе
Самое великое чудо на свете чТЕСТ №1
А1. Укажи, чем считались рукописные книги в Древней Руси.
Произведение искусство 3. Главным символом
Источником информации 4. Лучшим другом
А2. Отметь, чем начиналась каждая глава и каждая страница в древних книгах.
Концовкой 3. Заставкой
Иллюстрацией 4. Пословицей
А3. Укажи, кто писал и переписывал книги в Древней Руси.
Монахи 3. Знатные люди
В1. Укажи автора «Повесть временных лет»
Иван Фёдоров 3. Иван Васильевич
Монах Нестеров 4. Пётр Тимофеев
В2. Укажи, где по приказу Ивана Грозного был Построен печатный двор.
В Кремле 3. На Варварке
В центре Москвы 4. В Зарядье
С1. закончи пословицу.
Книга в счастье украшает, …
ярче звёздочки светит 3. а в несчастье утешает
и человека растит 4. что окно в избе.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1582783
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Искусство Древней Руси — уникальный сплав языческих традиций восточных славян и византийского влияния на местную культуру
Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.
Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.
Основные периоды искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.
Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.
После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.
Особенности искусства Древней Руси
Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:
Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).
Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.
В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:
Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.
Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.
В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.
Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.
Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.
С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:
Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.
Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.