с какого возраста можно давать ребенку еду с общего стола
Когда переводить ребенка на общий стол
До одного года педиатры рекомендуют кормить малыша молоком матери (смесью), прикормами. Это делается для того, чтобы подготовить малыша к взрослой пище. Часто родители спрашивают, когда переводить ребенка на общий стол, так как мнения педиатров расходятся.
Оглавление
Подготовка малыша к общему столу
В качестве подготовительного этапа в питании грудничка выступает материнское молоко и прикормы.
Сначала грудничка кормят женским молоком. Оно содержит все необходимые микронутриенты и витамины.
Помимо этого, в молочном секрете имеются ферменты, помогающие переваривать пищу и разжижать стул.
Очень важно сохранять грудное вскармливание хотя бы до полугода, потому что у ребенка еще не сформирована пищеварительная система.
Ферментов, вырабатываемых желудком и кишечником, еще недостаточно. Также женский молочный секрет имеет в себе антитела для защиты от различных болезней.
Пока младенец питается молоком, он защищен от заболеваний, которыми мать уже переболела.
Незрелость пищеварительного тракта необходимо учитывать у малышей до 3-4 месяцев.
Не следует переводить малыша на смесь в этом возрасте. Питание может спровоцировать диспепсию, запоры и другие проблемы с пищеварением.
Подготовительным этапом вскармливания может быть и смесь, если молока у матери нет.
Перевод на смесь допускается, если у грудничка аллергия на материнское молоко, непереносимость лактозы или другие состояния, требующие отказа от грудного вскармливания.
Следующим этапом подготовки к общему столу являются прикормы. Они максимально приближены по составу к продуктам, которые будут даваться в дальнейшем.
Малышу вводят овощные пюре, детские кашки, мясное и рыбное пюре, соки, творог, соответственно возрасту. Питание вводится в разные периоды времени, чтобы снизить вероятность аллергической реакции.
Начинают включать новые продукты прикормов с 4-6 месяцев. К этому времени у малыша уменьшаются запасы железа, а у матери снижается концентрация полезных веществ в молоке.
Каши дают только промышленного производства, так как они специально адаптированы для пищеварительного тракта грудничков.
В питании нет грубых волокон, поэтому оно не повреждает стенки кишки. Вероятность аллергии при употреблении промышленных кашек низкая.
Пюре имеет жидковатую консистенцию. В нем нет грубых частичек, которыми может повреждаться кишечник.
Основные продукты введения прикорма:
После включения основного перечня продуктов ребенку начинают давать домашние каши, перемолотые блендером.
Также можно ввести овощи, мясо и другие продукты, измельченные блендером или вилкой, в зависимости от способности младенца к глотанию и жеванию.
После того, как малыш начнет хорошо усваивать основные продукты, приготовленные для него в домашних условиях, можно начать пробовать взрослую еду.
Во сколько переводить ребенка на общий стол
На общий стол педиатры рекомендуют переводить постепенно после 1.5 лет. Это связано с тем, что пищеварительный тракт еще не сформирован.
Раньше этого возраста не желательно давать блюда, которые готовятся для всей семьи.
Перевод малыша на общий стол в 1.5 года производится только в том случае, если все члены семьи следуют принципам здорового питания (не употребляют майонезы, кетчупы, жареные блюда в большом количестве, острые продукты).
Если в рационе семьи имеются запрещенные для ребенка продукты, готовить малышу лучше отдельно, но приближенно к взрослым блюдам.
Сроки перевода могут сдвигаться в зависимости от способностей ребенка.
Что должен уметь ребенок:
Если эти условия соблюдены, малыша постепенно можно переводить на общее питание.
Как переводить ребенка на общий стол
Переводить на общее питание нужно постепенно. Сначала взрослую еду дают пробно понемногу (1 кусочек, 1 чайная ложка).
Если малыш ее переносит хорошо, можно готовить для него небольшую порцию. В еду ребенка нужно стараться добавлять как можно меньше соли.
Порцию малыша необходимо измельчить вилкой или нарезать мелкими кусочками, если это необходимо.
Крепкие мясные бульоны не следует давать. Они сильно перегружают печень и поджелудочную железу.
Рекомендуется в начале предлагать малышу разбавленный взрослый бульон. Блюдо таким образом будет содержать меньше соли и токсинов.
Рыбные бульоны также разводят кипяченой водой, так как в них много аллергенов.
Нельзя давать малышу много соленых овощей. Рекомендуется отказаться от употребления ребенком рыбных и мясных консервов, сосисок, колбасных изделий, копченостей, промышленных полуфабрикатов (котлеты, тефтели, пельмени).
Эти продукты лучше включить в рацион только после 3-летнего возраста.
Нельзя давать жареные блюда (оладьи, блины, жареное мясо, картофель и другие) до 3 лет.
При раннем введении запрещенных продуктов возможно появление заболеваний пищеварительной системы в старшем возрасте.
Не следует перекармливать ребенка. Порция равна 150-200 г.
Частота кормлений должна составлять 4-5 раз за день.
Семье рекомендуется соблюдать режим питания.
Пример меню по часам:
Время | Меню |
---|---|
завтрак, 8:00 | каша, чай (сок, морс, компот), бутерброд с сыром и маслом |
2 завтрак, 11:00 | кефир (150 мл), яблоко, нарезанное или натертое (взрослым целое) |
обед, 14:00 | суп куриный с яйцом, картофельное пюре, домашние тефтели, чай, хлеб |
полдник, 17:00 | ряженка (150 мл), банан (1/2) |
ужин, 19:00 | вермишель с отварным говяжьим мясом, морс из смородины, хлеб |
Малышу не следует давать очень жирные молочные продукты. Они нагружают пищеварительный тракт.
Всю семью лучше перевести на молоко, ряженку, кефир, простоквашу с жирностью до 2.5%.
Блюда рекомендуется запекать, тушить, варить, готовить на пару. Другие способы приготовления для малыша не подходят.
В начале перевода на общий стол рекомендуется только варить, тушить, готовить на пару. Запекание используют немного позже.
Рацион должен быть максимально разнообразным, чтобы малышу не надоедала еда. По мере взросления меню расширяется.
Возможен ли перевод на общий стол с года
Многие родители считают, что на общий стол можно переходить уже с года. Это ошибочное мнение.
В год малыш еще не готов. Пищеварительная система еще слабая.
Очень жирные продукты ребенок есть не может. Крепкие бульоны ему нельзя.
Жирная пища в год провоцирует рвоту, диарею и другие проблемы.
Даже если малыш может к году жевать твердые кусочки и не давится, все-равно не следует вводить взрослую еду.
Для малыша рекомендуется готовить отдельно без соли, лишнего жира, масла. Бульоны варят овощные с добавлением мяса.
Допустимо также варить супы на 2 бульоне без поджарок. К взрослым специям ребенок еще не готов. Существуют и другие нюансы, которые необходимо учитывать.
Переходить на общий стол рекомендуется только с 1.5 лет. Переход должен быть постепенным.
Вводят каждое блюда по-отдельности, смотрят на реакцию. При правильном переводе ребенка можно избежать проблем с пищеварением в более взрослом возрасте.
ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»
Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах
Организации питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»(утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2015 г.).
Перечисленные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста.
Оптимальное(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
Общие принципы организации здорового питания детей в организованных коллективах:
-адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
-сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
-максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
-оптимальный режим питания;
-адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
-учет индивидуальных особенностей детей( в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
-обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В организованных детских коллективах разрабатывается рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1. При разработке примерного меню необходимо учитывать:
— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,
— физические нагрузки обучающихся.
2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
— по массе порций блюд,
— их пищевой и энергетической ценности,
— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
3. Примерное меню должно содержать следующую информацию:
— о количественном составе блюд,
— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.
5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
Требования к меню для детей дошкольного возраста.
Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.
В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.
Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
Перечень продуктов, запрещенных для использования в питании детей.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:
-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);
-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;
— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;
— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;
— ядро абрикосовой косточки, арахис;
— газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода);
— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;
-чипсы, кириешки, жареные семечки;
— карамель, в том числе леденцовая;
-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);
-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;
— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
Правила питания детей от года до трех лет
В России утверждена Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от года до трех лет. Она создана по инициативе Союза педиатров России.
Родителям рекомендовано придерживаться разработанной схемы. Кормление ребенка «взрослыми» продуктами может привести к переизбытку (или недостатку) важных компонентов в рационе и помешать полноценному развитию растущего организма. Об этом важно помнить, ведь биологические и биохимические процессы в детском организме идут иначе, чем во взрослом.
Приемы пищи
В ежедневном рационе ребенка от года до трех лет должно быть 4-5 приемов пищи: три основных (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных (полдник или второй завтрак и кисломолочный перекус перед сном).
Объем порций
Каждый прием пищи должен укладываться в 250-300 мл.
Суточное количество пищи для детей от одного года до полутора лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г. Питье в данный объем не включается.
Детям в возрасте от полутора до трех лет суточный объем пищи следует увеличить до 1300-1500 г.
Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, а уменьшение — к недоеданию.
Калорийность
Распределение суточной калорийности рациона у детей старше 1,5 лет:
На время с утра до обеда приходится 60-70% энергетической суточной потребности, на вторую половину дня остается 30-40%.
Баланс веществ
Основные ингредиенты пищи в этот возрастной период должны поступать в организм в соотношении 1:1:4 (белки : жиры : углеводы).
Овощи, фрукты и ягоды очень полезны для детей любого возраста. Они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе группы С, В и РР, бета-каротинами. При употреблении овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров.
Суточное количество овощей в рационе ребенка раннего возраста должно составлять 240-280 г, картофеля — 190-220 г.
Из фруктов наиболее полезны яблоки, груши и сливы, из ягод — черная смородина, крыжовник, брусника, черника. Общее количество фруктов и ягод должно составлять около 150 г.
В настоящее время широко используются разные химические методы сохранности продуктов (газация, орошение специальными растворами). По этой причине стоит отдавать предпочтение сезонным овощам и фруктам. Помните о том, что недостаточно промывать фрукты и овощи. Необходимо предварительно замачивать их в специальной емкости с водой.
Питьевой режим
Детям от года до трех лет — 0,5–1,3 литра воды в сутки (примерно 50 мл на каждый килограмм веса ребенка).
От четырех до восьми лет — около 1,3–1,5 литра.
Старше семи лет — в среднем 1,7–2 литра.
Необходимо заботиться о качестве воды, которую будет пить ребенок. Она должна соответствовать строгим нормам, не содержать вредных веществ и бактерий. Вода должна быть насыщена микроэлементами, которые положительно влияют на рост, развитие и самочувствие ребенка. Лучше пить не кипяченую воду, а родниковую или бутилированную известных производителей.
Запись на прием к врачу гастроэнтерологу
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Единый контактный центр
Чтобы уточнить цены на прием врача гастроэнтеролога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
Меню ребенка в год
Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, аллерголог-иммунолог
Рациональное питание ребенка – это необходимое условие его гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Кроме того, сбалансированный рацион является залогом поддержания здоровья и устойчивости к действию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и патогенных микроорганизмов. На первом году жизни, получая продукты и блюда прикорма, младенец знакомится практически со всеми основными группами продуктов питания. Родители и педиатры уделяют большое внимание рациону ребенка в этот период, так как это самый уязвимый этап в жизни человека.
Можно ли ребенка в год перевести на общий стол?
Среди многих людей бытует мнение, что рацион ребенка в год изменяется, и его можно перевести на обычный стол. Однако меню взрослых часто является несбалансированным, содержит избыток соли и сахара, специй, а также красителей и консервантов. Блюда общего стола, как правило, приготовлены с агрессивной кулинарной обработкой, обеднены витаминами и минеральными веществами. Но основным недостатком раннего перевода питания годовалого малыша на общий стол является отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У детей второго года жизни сохраняется высокий темп физического и нервно-психического развития, продолжается функциональное созревание нервной, эндокринной, пищеварительной и иммунной систем, совершенствуется обезвреживающая функция печени и почек. Под влиянием расширения двигательной активности происходит укрепление костно-мышечного аппарата, развивается социальная адаптация малыша. Все эти процессы определяют требования к количественному и качественному составу потребляемой пищи. Кормление с общего стола в этом возрасте может стать причиной дефицита у ребенка отдельных пищевых веществ, витаминов и минералов. Нарушение пищевого статуса годовалого малыша оказывает негативное влияние на формирование запаса здоровья и может повысить риск возникновения заболеваний как в настоящем, так и в будущем. Вот почему рацион в год требует не меньшего внимания, чем питание младенца в более ранний период.
Организация питания ребенка на втором году жизни
Заботливых и ответственных родителей волнует, что необходимо и можно кушать ребенку и как правильно организовать вскармливание малыша в этом возрастном периоде. При составлении меню ребенка в годик важно придерживаться основных принципов: питание должно удовлетворять энергетическим потребностям, обеспечивать поступление необходимых макро- и микронутриентов; по возможности быть разнообразным, при этом ежедневно содержать основные группы продуктов. Конечно, в повседневное питание малыша все активнее включаются блюда домашнего приготовления, вместе с тем ассортимент, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых. Чтобы рацион был сбалансированным по содержанию основных питательных веществ, в меню ребенка второго года жизни обязательно должны быть включены специализированные продукты питания, которые разработаны в соответствии с физиологическими потребностями детей этого возрастного периода и обогащены полезными биологически активными веществами.
Мясо и мясопродукты
Доля полноценного животного белка в рационе ребенка в год должна составлять не менее 70 % от общего количества белка. В связи с этим мясо животных и молочные продукты должны ежедневно присутствовать в меню годовалого ребенка в достаточном объеме. У ребенка старше года ежедневный рацион может включать нежирные сорта любого вида животного мяса (говядина, свинина, кролик, баранина) и птицы (курица, индейка). В количественном отношении малыш должен получить около 70 грамм мяса. Мясные продукты, помимо высокой белковой ценности, являются источником легкоусвояемого железа, цинка, витаминов группы В, поэтому их биологическая ценность очень велика. Субпродукты находят ограниченное применение в рационе ребенка в год и могут использоваться не более 1 раза в 7–10 дней. Колбасные изделия не должны использоваться в питании годовалого малыша.
Молоко и молочные продукты
Молочным продуктам по-прежнему отводится важнейшая роль в рациональном питании детей старше года. Это источник высококачественного белка, легкоусвояемого жира, кальция и витаминов. Многие дети на втором году жизни еще продолжают получать материнское молоко, однако постепенно оно замещается кисломолочными напитками и продуктами на основе цельного коровьего или козьего молока. Молочные продукты используются самостоятельно или в составе блюд рациона не менее чем три раза в день. Оптимальное количество – до 500 мл в сутки по жидким продуктам, а также 40 грамм творога и 5 грамм сыра неострых сортов. Готовые продукты не должны содержать красители и искусственные добавки, а также должны включать минимальное количество сахара. В выборе готовых молочных продуктов в питании годовалого ребенка предпочтение необходимо отдавать специализированным молочным продуктам для детского питания, которые адаптированы для данного возраста и отвечают высоким требованиям качества. Цельное коровье молоко вводится в рацион только у детей старше года, но и на втором году жизни использование цельного молока необходимо ограничивать из-за высокой нагрузки на почки и риска аллергических реакций. Педиатры рекомендуют в питании детей второго года жизни использовать специальное детское молоко – формулу 3 и 4 как самостоятельные напитки на основе молока, но адаптированные по составу для детей старше года.
Яйца, рыба и морепродукты
Яйца кур и перепелов являются еще одним источником полноценного белка, а также эти продукты богаты жирорастворимыми витаминами, лецитином, железом и фосфором, что определяет их высокую биологическую ценность. В рационе годовалого ребенка яйца могут использоваться несколько раз в неделю в виде сваренных вкрутую, запеченных в омлетах, сырниках и запеканках. Включение в рацион ребенка второго года жизни рыбы и рыбопродуктов позволяет разнообразить питание. Эти продукты легко усваиваются, являются ценным источником микроэлементов, особенно йода и фосфора, вместе с тем содержат полноценный белок. Нежирные сорта рыбы вводятся в меню ребенка в год и используются в рационе 2–3 раза в неделю. К сожалению, рыба и морепродукты нередко являются причиной аллергических реакций, поэтому вводить эти компоненты необходимо с осторожностью.
Фрукты и овощи
Фрукты и овощи – это еще две группы продуктов, которые обязательно должны присутствовать в ежедневном рационе питания ребенка в год. Плодоовощная группа — ценный кладезь биологически активных веществ, необходимых растущему детскому организму. Они являются естественным источником клетчатки, органических кислот, ряда витаминов и минеральных веществ. Кроме того, в их составе присутствуют эфирные масла и ароматические соединения, которые улучшают вкусовые качества приготовленных блюд. Ежедневное употребление фруктов и овощей положительно влияет на процессы пищеварения, а также на состояние собственной микрофлоры кишечника. Продукты растительного происхождения прекрасно сочетаются и дополняют другие пищевые группы. Это позволяет включать их в различные блюда, что приходится по вкусу многим малышам. Необходимый ежедневный рацион ребенка в год должен содержать около 300 грамм овощей и 150 грамм фруктов. Разделите это количество равномерно в течение дня и предлагайте малышу как в виде самостоятельного блюда (салат или десерт), так и в виде добавок к каше, мясу, молочным продуктам. У детей старше года в питании могут использоваться как свежие овощи и фрукты, так и прошедшие термическую обработку. Если вы берете эти продукты в сыром виде, необходимо их механически измельчить, натерев на мелкой терке.
Какие фрукты предложить ребенку в холодное время года
Ребенок должен получать овощи и фрукты круглогодично, вне зависимости от сезона. Что можно предложить малышу в холодное время года? В этот период в детский рацион могут включаться быстрозамороженные ягоды, фрукты и овощи, которые благодаря современным методам заморозки максимально сохраняют основные питательные вещества и витамины. Кроме того, в холодное время года будет полезно добавлять в ежедневное меню ребенка в 1 год сухофрукты. По сравнению со свежими плодами они являются лидерами по содержанию минеральных веществ (калий, магний, железо) и пищевых волокон. На основе сухофруктов можно варить компоты и кисели, а также добавлять их в кашу и творог. А вот употребление фруктовых соков необходимо ограничивать: не более 100 мл в сутки для малыша второго года жизни. Это источник большого количества легкоусвояемых углеводов, что определяет интенсивную нагрузку на поджелудочную железу, и злоупотреблять этим продуктом нельзя. Употребление каких фруктов и овощей необходимо ограничить у ребенка в раннем возрасте? Безусловно, это консервированные и маринованные овощи и фрукты домашнего приготовления, а также продукты, обладающие терпким и резким вкусом (свежий лук и чеснок, редис), горчица и хрен.
Бобовые продукты
У детей старше года рацион можно расширить бобовыми. Фасоль, зеленый горошек, чечевица богаты растительным белком, однако этот белок неполноценный, и поэтому основная пищевая ценность этих продуктов заключается в высоком содержании пищевых волокон, микроэлементов и витаминов группы В. Но все бобовые повышают газообразование в кишечнике и не относятся к легкоусвояемым продуктам. В связи с этим в меню ребенка в год бобовые могут присутствовать не чаще 2 раз в неделю, при приготовлении их необходимо тщательно разваривать.
Каши и хлебобулочные изделия
Продукты на зерновой основе являются основой современного рационального питания человека, особенно ребенка первых лет жизни. Преимущество этой пищевой группы в том, что злаковые содержат практически все важнейшие питательные вещества и являются основными источниками энергии. Каши, макаронные и хлебобулочные изделия сочетаются со многими другими группами продуктов, дают длительное насыщение и обладают прекрасными вкусовыми качествами. Большое количество культивируемых злаков позволяет сделать рацион разнообразным и сбалансированным, включая разные виды муки и крупы в еженедельное меню малыша. Каша как самостоятельное блюдо не должна быть в питании ребенка чаще одного раза в сутки. Рекомендованный объем порции каши соответствует 150–200 мл. Однако зерновая составляющая может быть добавлена в мясные, растительные и молочные блюда. Рекомендованное суточное количество хлеба в рационе ребенка в год – 50–60 грамм, предпочтительно пшеничного, так как ржаной хлеб хуже переваривается у малышей и стимулирует процессы брожения. Лучше, если в питании ребенка раннего возраста используется не свежий хлеб, а вчерашний или слегка подсушенный. Зерновые продукты в питании малышей стимулируют развитие жевательной мускулатуры и способствуют формированию челюстно-лицевого аппарата.
Сладости и кондитерские изделия
Кондитерские изделия, изготовленные на основе маргарина, а также с высоким содержанием сахара не должны использоваться в питании детей первых трех лет жизни. Торты, пирожные и шоколад также стоит исключить. Орехи имеют ограниченное применение у детей первых лет жизни и используются в качестве мелкоизмельченных добавок в каши и хлебобулочные изделия. Какие кондитерские изделия можно есть ребенку в год? В рационе годовалого малыша допустимо использовать натуральные зефир, пастилу и мармелад в количестве не более 15 грамм в сутки. Эти продукты можно включить в меню полдника или предложить после основного приема пищи в качестве десерта. Использование сладостей в другое время может повлиять на аппетит ребенка в очередной прием пищи. Кроме того, злоупотребление сладостями приводит к развитию кариеса и избыточного веса.
Пищевой жир
Пищевые жиры в виде растительного и сливочного масел являются очень важными компонентами сбалансированного питания человека. Растительные масла содержат полиненасыщенные жирные кислоты, которые абсолютно необходимы для нормальной работы сердечно-сосудистой и нервной систем, синтеза гормонов и многих других важнейших биологически активных веществ. В рационе ребенка одного года примерное ежедневное количество растительного масла должно составлять 5 грамм (1 чайная ложка). Сливочное масло является легкоусвояемым продуктом с великолепными вкусовыми качествами и прекрасной добавкой к злаковым и растительным продуктам. Ежедневно малыш может кушать до 15 грамм сливочного масла жирностью 72,5 –82 %.
Еще один вопрос, который часто волнует родителей при организации питания ребенка старше года, можно ли использовать соль. Она является основным источником натрия, уровень которого в крови должен находиться в строгом диапазоне. Как снижение, так и повышение этого показателя по сравнению с нормой может стать причиной отклонений в состоянии здоровья. Поэтому использовать соль в рационе малыша старше года необходимо, но нужно контролировать ее количество. Для приготовления пищи используют не более 3 грамм соли в сутки (1/2 чайной ложки). Детские продукты промышленного производства не требуют дополнительного досаливания.
Режим питания годовалого ребенка
Как и у взрослых, ежедневный режим питания у малышей включает три основных приема пищи: завтрак, обед и ужин. Правильный подбор продуктов обеспечивает основное поступление энергии и питательных веществ. Так, меню завтрака и ужина должно покрывать до 20–25 % энергетической суточной потребности, а обед – 30–35 %. В питании детей раннего возраста обязательно предусматриваются три дополнительных приема пищи: второй завтрак, полдник и молочный напиток перед сном. Объем желудка на втором году жизни – не более 300 мл, поэтому объем одного кормления не может быть больше 250–300 мл. В связи с этим дополнительные приемы пищи необходимы малышу, и на них приходится по 10 % калоража суточного питания. Подбирайте рацион второго завтрака и полдника таким образом, чтобы он не повлиял на аппетит в основной прием пищи.
Примерное меню ребенка в год
Завтрак традиционно включает молочную кашу, и это объясняется высокой питательной и энергетической ценностью молока и злаков. Разнообразить завтраки могут макаронные изделия с сыром, блюда из яиц, творожные продукты. Также рекомендован теплый напиток для восполнения ежедневной потребности в жидкости. В обед можно кормить ребенка овощным или куриным супом с хлебом, а также мясным или рыбным блюдом с гарниром или овощным салатом. Завершить прием пищи поможет небольшое количество компота из свежих плодов или сухофруктов. Так как обед предполагает наличие двух-трех блюд, не настаивайте, чтобы малыш выпил весь положенный напиток – объем его желудка ограничен. Предлагайте ему воду и напитки на основе отвара фруктов и ягод без добавления сахара вне приемов пищи. В полдник порадуйте малыша вкусным фруктово-молочным десертом, печеньем или зефиром. Ужин обязательно должен включать горячее блюдо. Это может быть запеканка или сырники, молочная каша, макароны с овощным гарниром и теплый напиток. По желанию перед сном можно предложить ребенку молочный или кисломолочный продукт. Специализированные кисломолочные напитки для детей не только обладают высокой питательной ценностью, но и обогащены пробиотиками, что положительно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта.
Культура питания
Организовывая питание ребенка на втором году жизни, родителям необходимо заранее планировать недельный рацион. Нужно равномерно распределить блюда таким образом, чтобы меню оставалось сбалансированным, но при этом чередовало различные виды продуктов внутри одной пищевой группы. Не забывайте включать в ежедневный рацион одно из любимых блюд малыша, питание должно приносить положительные эмоции. Дети часто бывают консервативны и отказываются пробовать новые продукты. Не настаивайте, можно, чтобы в следующий раз это блюдо начал есть кто-нибудь из взрослых. Это поможет привлечь внимание ребенка к продукту в игровой форме. В этих ситуациях еще очень выручают креативные решения в форме украшения блюда в виде забавных зверей или использования новой посуды. Проявите фантазию, и ваш малыш, подкрепленный положительными эмоциями, оценит новый продукт. Старайтесь приучать ребенка к совместному со взрослыми приему пищи. Это объединяющий фактор для всей семьи. Малыш учится у старших культурным и гигиеническим навыкам, кроме того, у ребенка появляется аппетит, когда он видит, что близкие едят с удовольствием.