Укажите что такое контроль результатов обучения

Укажите что такое контроль результатов обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

С кибернетический позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонетом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Функции контроля.

Задачи:

определение готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

выяснение причин их затруднений и ошибок;

определение эффективности организации, методов и средств обучения;

получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;

выявление степении правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;

определение уровня развития психических новообразований.

Основные недостатки при осуществлении проверки и оценки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается ее роль в процессе обучения; проверка и оценка знаний превращаются в самоцель на уроке; используются однообразные методы проверки знаний; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм контрля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функций, повышение интреса учащихся к его поведению и результатам;

всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечиивать проверку теоретических знаий, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой в данном классе.

Соблюдение данных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Источник

Статья «Сущность контроля результатов обучения»

Сущность контроля результатов обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Понятие контроля – основное понятие дидактики. Существует много подходов к определению понятия «контроль». Например, Агафонова А.С. считает, что педагогический контроль – это руководство и управление учебной деятельностью учащихся, реализующее принцип обратной связи в процессе обучения. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагога. Механизм контроля обучения играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки знаний — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, прогностическую и ориентирующую функции. Целью контролирующей функции является учет результатов контроля, а также установление обратной связи.

Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция — получение информации об ошибках,

недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, а также о причинах, их

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.

Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности, то есть способствует формированию самооценки.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Выделение функций контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация этих функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. [5;238]

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур. А также в равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым.

Практически это означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и от педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному контролированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в школе. Принцип систематичности требует комплексного подхода, при котором различные формы, методы и средства контролирования используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.[10;549]

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Цель этого контроля — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует повторение, объяснение необходимого материала.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-

познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.

Итоговый контроль — это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе.

Не все виды контроля применимы в начальной школе. [5;242]

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышения

интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и

ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения. [9;401]

Таким образом, мы видим, что контроль — это выявление, измерение и оценка знаний и умений обучаемых. А результаты контроля являются основой для оценивания успеваемости учащегося.

Без научно обоснованного, тщательно спланированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руководство и управление формированием личности учащегося.

Список использованной литературы

Источник

«Методы и способы контроля результатов обучения»

Макушинский многопрофильный филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

Тема: «Методы и способы контроля результатов обучения»

Разработчик: преподаватель Соловьева Татьяна Павловна

Тема: «Средства оценивания результатов обучения»

Введение Основная часть:

1. Методы контроля 1.1. Назначение и классификация методов контроля; 1.2. Устный опрос: разновидности, характеристика, сравнительная оценка; 1.3. Письменная проверка: разновидности, характеристика, сравнительная оценка. 1.4.Практическая проверка, характеристика, сравнительная оценка; 1.5. Стандартизированный контроль: разновидности, сравнительная оценка.

2.Технология разработки тестовых заданий. 2.1. Этапы конструирования теста; 2.2. Правила разработки тестового задания и теста.

3. Рейтинговая система оценивания результатов обучения. 3.1 Общие положения; 3.2. Цель введения рейтинговой системы оценивания результатов обучения. 3.3.Основные принципы рейтинговой системы оценивания результатов обучения. 3.4.Структура формирования рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

4. Тестовые задания первого, второго и третьего уровней разного вида по профессии «Повар, кондитер».

Список используемой литературы.

Контроль знаний студентов является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний студентов должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности студентов позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения студентами изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения студентами нового материала. Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов студентов, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Цель работы: систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний студентов.

Задачами данной работы являются: 1.Изучить литературу по проблеме контроля знаний студентов. 2. Охарактеризовать методы контроля знаний студентов, и дать им сравнительную оценку. 3. Проанализировать этапы конструирования теста и правила его разработки.

4.Проанализировать рейтинговое оценивание результатов обучения.

5.Представить тесты разных видов и разных уровней сложности.

1.1. Назначение и классификация методов контроля.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студента, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками.

В учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль, наблюдения.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все процессы обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно – воспитательного процесса.

1.2. Устный опрос: разновидности, характеристика, сравнительная оценка.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на уроке деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с классом. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся класса. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на уроке. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению. Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности.

Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся. Вопросы обычно задают всему классу и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося. Для того чтобы класс слушал ответ своего товарища, опытные педагоги используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении. Для организации коллективной работы класса во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому, или иному положению ответа. Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всего класса, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся. В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой. Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся.

1.3. Письменная проверка: разновидности, характеристика, сравнительная оценка.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися класса, определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе ( выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа. Для обеспечения большой самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать классу несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания. После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Самостоятельную работу можно проводит с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объему, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всего класса, предупреждает списывание.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми учащиеся работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.

1.4. Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в специальных учебных заведениях – не только усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных предметов, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

На лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения задания. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы.

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.

1.5 Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующие устройства, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении.

Наибольшее применение в связи с простатой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.

Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких(пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи.

Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

Наблюдения за студентами позволяют преподавателю получить достаточно полную информацию о самостоятельности, активности и сознательности ученика, о его умениях накапливать факты, делать выводы, предупреждать ошибки.

На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин

Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы. Решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Их можно подразделить на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Её имеет смысл включать на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обучения учащихся.

2. Технология разработки тестовых заданий.

2.1. Этапы конструирования теста.

Так как тестовый инструментарий в педагогике используется достаточно широко, то технология разработки и использования теста может быть несколько различной, но в ней все же можно выделить основные этапы:

1. Этап целеполагания. Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять. Должны быть четко и однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста, т.е. необходимо четкое описание области содержания теста. Определяется вид теста, ресурсные возможности, круг привлекаемых специалистов и прочее.

3.Этап составления плана теста. После составления спецификации разрабатывается план теста. Если, например, тест состоит из четырех разделов, то вначале примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности. Число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучении дисциплины.(см. пример табл. 1)

Пример раскладки задания Таблица 1

После разбивки заданий разрабатывается перечень задач, которые ставятся перед тестированием, например: А – умение давать определения; Б – знание законов, принципов, правил; В – умение применять их для решения предложенных примеров; Г – умение находить сходство и различия; Д – умение представлять материал в различных презентабельных формах. Если на проверку умения А отвести, к примеру 10% всех заданий, Б и В – 30%, Г – 20% и Д – 10%, то общая раскладка числа заданий для рассмотренного примера принимает вид, представленный в таблице 2

Общая раскладка числа заданий Таблица 2

4. Этап составления теста. Данный этап разработки теста включает в себя как само написание заданий, так и их анализ экспертными методами для выявления наилучших и выбраковки неудачных. Выделяют две группы методов анализа заданий: экспертные и математические. Сразу же после написания заданий их анализ проводится экспертными методами, которые позволяют оценить, в какой степени задания соответствуют по содержанию предмету измерения, т. е. действительно ли задания позволяют измерить именно те знания, умения и навыки, для которых разрабатывается тест. С другой стороны, экспертные методы анализа позволяют оценить задания с точки зрения их формы. В основе экспертных методов лежит соотнесение содержания и формы заданий с требованиями, изложенными в спецификации. В качестве экспертов(2-3чел.) должны выступать опытные преподаватели дисциплины, для которой разрабатывается тест. Работа экспертов начинается с внимательного ознакомления со спецификой теста. После этого эксперты приступают к разработке заданий на основе спецификации. Каждый должен написать столько заданий, сколько предполагается включить в тест. Таким образом, исходное количество заданий оказывается как минимум на 30% больше нужного, что дает возможность выбраковывать неудачные задания или создавать несколько вариантов теста, называемых тестовыми формами. При этом каждый эксперт отбирает задания по степени их трудности, и различающей способности для включения в один из трех разделов теста – задания для слабых, хороших и сильных учеников. После этого каждому эксперту даются задания, разработанные другими экспертами. Он их оценивает на предмет соответствия требованиям спецификации, ГОСТ и программе изучения дисциплины, а также включения в один из трех разделов теста. Задания, к которым не высказал замечаний ни один из экспертов, могут включаться в тест. Остальные задания нужно или улучшить путем переформулирования, или совсем исключить из дальнейшей работы. После разработки и проведения экспертного анализа заданий получается первый вариант теста. Как правило, этот вариант бывает ещё очень несовершенным. Чтобы повысить его качество, используется математический метод. Для применения этого метода нужен эмпирический материал – результаты реальной проверки теста в классе, который называют пилотажным тестированием. После пилотажного тестирования осуществляется анализ тестовых заданий с использованием математических методов. Только после этого окончательно решается вопрос о включении того или иного задания в состав теста.

5. Этап проведения теста. Отслеживается проведение теста

6. Этап анализа полученных результатов. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа и анализ результатов. Подготовка итогового отчета.

2.2 Правила разработки тестового задания и теста,

3. Рейтинговая система оценивания результатов обучения

3.1 Общие положения.

Одной из актуальных проблем в современном образовании является обеспечение объективной оценки усвоенного учебного материала обучаемыми на всех этапах обучения. Исследования показывают, что рейтинговая система оценки знаний является тем инструментом, который позволит современному педагогу объективно оценить знания и умения обучаемых. В настоящее время для оценивания знаний учащихся многие учебные заведения в разных странах используют рейтинговую систему. Все они имеют сходства и различия. Рейтинговая система была внедрена в образовательный процесс для определения качественного изменения знаний учеников в процессе обучения. В то время как пятибалльная система лишь фиксирует результат учебного процесса. Рейтинговая система оценивания знаний и достижений обучающихся заключается в сравнении результатов, умений каждого обучающегося, с его же прошлыми результатами, в определении, таким образом, его интеллектуального развития.

Целесообразным является создание в учебном заведении экспертной группы по рейтинговой системе оценивания знаний и достижений обучающихся. Название «экспертная группа» (ЭГ) условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие структуру и действие рейтинговой оценки, которая является обязательной для данной образовательной области.

3.2 Цели введения рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

3.3. Основные принципы рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

— относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

— рейтинговая система оценивания обеспечивает полное включение ученика в учебный процесс путем введения стимулирующих баллов за каждый его элемент (наличие учебников, конспектов, присутствие на уроках, личная дисциплина и т.д.)

— рейтинговая система оценивания предполагает замену традиционной формы домашних заданий формой самообучения на уроке, при которой ученик, повторно отрабатывая материал учебника и конспекта, самостоятельно письменно отвечает на поставленные контрольные вопросы и делает собственные выводы, имея возможность получить дополнительную консультацию учителя. Также возможна замена традиционных домашних заданий творческими заданиями, уровень выполнения которых ученик выбирает самостоятельно. Эта форма контроля является одновременно и формой контроля качества полученных знаний.

3.4. Структура формирования рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

Общий (итоговый) рейтинг обучающегося определяется по итогам четверти (полугодия, года) и состоит из базового рейтинга и учебного рейтинга.

Базовый рейтинг характеризует степень участия ученика в учебном процессе. Он включает наличие у обучающегося всех рекомендуемых учителем учебников, учебных пособий, конспекта с отработанным на уроке и дома заданием, отсутствие пропусков уроков без уважительной причины, соблюдение учебной дисциплины.

Базовый рейтинг является индивидуальным для каждой образовательной области, но не может быть ниже 50% от общего рейтинга. Базовый рейтинг может быть снижен за отсутствие какой-либо из его составляющих.

Базовый рейтинг приравнивается к 0 (нулю) при пропуске обучающимся более 50% учебных занятий в течение четверти (полугодия), в том числе и по уважительной причине. В этом случае обучающийся сдаёт дифференцированный зачет по пройденному материалу.

Учебный рейтинг определяется только при наличии базового рейтинга и является индивидуальным для каждой образовательной области.

Для определения учебного рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, сдача зачетов, решение задач, написание сочинений и т. д. Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности, участии в конкурсах и т.п.). Дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Общий (итоговый) рейтинг обучающегося не определяется при нулевом базовом рейтинге. В этом случае знания ученика оцениваются результатом зачёта по всему пройденному учебному материалу. Если общий (итоговый) рейтинг составляет менее 50%, ученик сдает дифференцированный зачет

Преподаватель разрабатывает пакет документов на начало изучения каждой новой темы, включающий основные требования к обучающему, виды работ, контрольные вопросы и т.п. Такой пакет выдаётся каждому ученику для планирования своей последующей учебной деятельности по предмету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *