Укажите что такое диалоговая технология

Диалоговая технология, её функции, элементы, принципы.

Укажите что такое диалоговая технология Укажите что такое диалоговая технология Укажите что такое диалоговая технология Укажите что такое диалоговая технология

Укажите что такое диалоговая технология

Укажите что такое диалоговая технология

Укажите что такое диалоговая технология

Элементыдиалоговой технологии:

– постановка целей и их максимальное уточнение;

– строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;

– ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;

– оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

– заключительная оценка результатов.

Педагогическая диалоговая технология вформировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

Принципы педагогической диалоговой технологии

– проблемности и оптимальности,

– поэтапного циркулирования информации,

– разомкнутости и незавершенности диалога,

Компоненты педагогической диалоговой технологии:

– коммуникатор-учитель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла),

– мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл),

– содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов),

– код коммуникации (устный или письменный диалог),

– рецепиент-ученик (его мотивационно-смысловые особенности),

– результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют:

–анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

– Оппонент или рецензент

Учебная дискуссия

от лат. discussio — исследование, рассмот­рение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в пуб­личном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мне­ний, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными:

-стимулирование творчества и др.

Эвристические беседы

Необходимо, чтобы обучаемый сам задавал вопросы своему педагогу, и таким образом, учебный диалог осуществлялся бы в обратном направлении, не переставая быть, естественно, самим диалогом. Вопрос ученика при применении метода эвристического диалога рассматривается нами в качестве продукта образовательной деятельности учащегося.

Проецируя объекты научного открытия (явления, свойства, законы) на объекты учебного познания выделим универсальную последовательность исследования каждого из этих объектов, которую представим в базисной триаде вопросов.

Укажите что такое диалоговая технология

Базисная триада эвристических вопросов задает стратегию творческого поиска учащихся при изучении темы, стимулирует эвристические функции мышления. Использование триады в диалогическом взаимодействии позволяет соединить в единое целое две составляющие мышления: мышление логическое (вопросы первого и второго уровней) и мышление образное (третья группа вопросов триады

Источник

Технология диалогового обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность диалогового обучения

Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося.

Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.

Построение диалога имеет важное значение для развития у индивида навыков коммуникации, профилактики его социальной изоляции, недопущения развития депрессивных состояний, вызванных развитием чувства одиночества. Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности. Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов.

По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.

Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.

Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.

Практическая реализация диалога на учебном занятии осуществляется на следующих уровнях:

Готовые работы на аналогичную тему

Способы построения диалогового обучения

Реализация технологии диалогового обучения проходит на основе подготовки учащегося к поиску самостоятельного решения. Именно на этом и базируется данная технология. Она заставляет учащихся самостоятельно исследовать различные процессы и явления, делать открытия, подводить итоги, искать ответы на вопросы. Таким образом активизируется мыслительный процесс учащихся, они начинают активно думать и выражать свои мысли в диалоге.

Построение учебного диалога имеет некоторую специфику. Она проявляется в следующих чертах:

Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог:

Чтобы организовать диалоговое занятие, педагогу необходимо наладить контакт с коллективом учащихся. Только налаженный контакт, наличие взаимопонимания даст должный эффект. Иначе, у партнера по диалогу будет выработано негативное отношение к рассказчику, в следствие чего информация не будет усваиваться.

Технологии диалогового обучения могут быть реализованы в виде: дидактических игр, аналитической работы, учебных дискуссий, постановки проблемно-поисковой ситуации, эвристической беседы.

Принципы организации диалогового взаимодействия

Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:

Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.

Преимущества технологии диалогового обучения

Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:

Источник

Диалоговые технологии обучения студентов

1. Терминологическая справка.

Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становиться вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом.

Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Т.В. Машарова понимает технологию обучения как построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения, что является актуальным для нашего исследования.

Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как «последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса».

Признаки, присущие именно педагогической технологии:

Если рассматривать диалог с этой точки зрения, то он вполне вписывается в комплекс существующих и широко практикуемых педагогических технологий (программированного обучения, проблемного обучения). Если рассматривать диалог через призму названных признаков, то он также может претендовать на педагогическую технологию.

2. История становления предмета диалоговой технологии.

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги:

В последнее время достаточно активно исследовались различные аспекты диалогового взаимодействия в образовательном процессе: педагогические приемы организации диалога на уроке (Балакина Л.Л., 2000), организация профессионального общения педагогов в процессе повышения их квалификации (Казачкова Т.Т., 2002), организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации (Горовая В.И., 2005), подготовка учителей к развивающему педагогическому диалоговому взаимодействию с учащимися, формирование культуры диалога специалиста социально-культурной сферы (Ускова Н.Г., 2003), педагогические возможности диалога в образовании (Седов В.А., 2002) и др.

3. Диалоговая технология, её функции, элементы, принципы.

В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой преподаватель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем студентам без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения студентов при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с преподавателем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого студента.

Элементы диалоговой технологии:

Педагогическая диалоговая технология в формировании новых понятий, призвана выполнить следующие функции:

Принципы педагогической диалоговой технологии:

Компоненты педагогической диалоговой технологии:

Задание для студентов. Сконструируйте модель диалоговой технологии, которая включает данные компоненты.

4. Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Так, семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения.

В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если студент назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из студентов сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения, и т.д.

Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений. Психолог отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия студентов на семинаре-дискуссии, добивается согласованности совместных действий, доброжелательности отношений, не допускает превращения дискуссии в конфликт.

Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения.

Преподаватель может ввести в дискуссию любую ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Но особая роль принадлежит, конечно, преподавателю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; готовит студентов к роли оппонента, логика; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения со студентами, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Учебная дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития:

На первой стадии студенты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед преподавателем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

Третья стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего преподавателя, Поэтому целесообразно конкретизировать основные.качества и умения, которыми преподаватель (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель (организатор «круглого стола») должен:

Для того, чтобы не погасить активность студентов, преподаватель не должен:

Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу преподавателя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить: главная дидактическая ценность диалоговой технологии общения состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью студента в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, а также будущих специалистов с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.

Источник

Методические рекомендации «Диалоговые технологии»

Основные аспекты реализации диалоговой технологии на занятиях

Понятие «диалоговая технология»

Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом.

Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.[2]

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, следовательно, превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. [4]

Таким образом, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Актуальность применения диалоговой технологии в обучении

Ни для кого не секрет, что современная школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным видам письменного тестирования, отводит неоправданно мало времени на развитие устной речи своих воспитанников.

Более того, активность учителя на уроке составляет 60-70 % учебного времени, что приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.

Большое количество времени дети проводят у экранов телевизоров и у компьютеров (это одна из отрицательных сторон технологизации жизни). Время на живое общение с окружающими сводится к минимуму.

Отсюда такие проблемы как скованность, неуверенность в себе, косноязычие.

На сегодняшний день проблема развития коммуникативных навыков становится актуальной для каждого из нас. И именно ее решение поможет преодолеть коммуникативный барьер и комплекс неполноценности и таким образом повысить познавательную активность.

Цели, задачи и предполагаемые результаты

Целью технологии является развитие у воспитанников коммуникативных навыков, формирование сотрудничества между сверстниками, развитие умений выстраивать взаимоотношения между воспитанниками как партнерами по деятельности. [ 3]

В соответствии с выявленными у воспитанников проблемами в общении приоритетными становятся следующие задачи :

1. создать условия для развития у воспитанников коммуникативных навыков (учащиеся должны уметь поддерживать беседу, диалог; аргументировано отстаивать свою точку зрения; доступно последовательно строить речевое высказывание; выступать с докладами, задавать вопросы и отвечать на них);

2. способствовать воспитанию у детей чувства уверенности в себе, ответственности;

3. способствовать сплочению коллектива, раскрепощению каждого воспитанника, установлению доброжелательных и доверительных отношений между воспитанниками.

1. Развитие коммуникативных навыков, сюда входит готовность ребенка

— участвовать в работе на занятии

-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

-задавать вопросы, следя за содержанием работы над темой

-рассказывать логично, последовательно

-делать сообщения, доклады

2. Формирование коммуникативного сотрудничества воспитанников

-умение вести беседу в паре, группе

-умение участвовать в конференциях

3. Развитие личностных качеств воспитанников

-уверенность в себе

Технологическая цепочка педагогических действий

Технология подразумевает последовательность шагов, шаги можно поменять местами, но все они, в итоге, должны быть реализованы на том или ином этапе занятия или урока. Здесь представлена цепочка действий, переработанная и дополненная на основе практического опыта работы на занятиях английского языка.

Укажите что такое диалоговая технология Укажите что такое диалоговая технология

Цель: мотивировать воспитанников к работе на занятии, создать условия для включенности каждого воспитанника в продуктивную работу на занятии.

Это может быть достигнуто с помощью следующих методов:

позиция педагога (улыбка, доброжелательный тон, внимание к каждому воспитаннику)

создание ситуации успеха

сопровождение процесса адаптации каждого воспитанника

актуализация субъектного опыта воспитанников (в режиме диалога)

— Что должны узнать на занятии?

Какова цель сегодняшнего занятия?

— А ваша личная цель?

— А что необходимо знать для достижения цели?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

Третьим шагом является знакомство воспитанников с правилами ведения диалога.

Каждый педагог должен познакомить воспитанников с основными правилами, но они могут придумать и свои.

Вот некоторые из них:

один говорит, остальные слушают

если говоришь, говори искренне

сохраняй спокойную речь и ясную голову в конфликте

уважай любую точку зрения

забудь слова – паразиты

Следующий шаг создание педагогических ситуаций, позволяющих проявлять самостоятельность каждому воспитаннику.

Воспитанник, здесь – активный субъект образовательной деятельности, а педагог – консультант, помощник.

Здесь педагог может использовать следующие методы:

творческие и познавательные задания;

обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

час вопросов и ответов;

Здесь наша цель заключается в том, чтобы способствовать развитию рефлексивных умений воспитанников (оценить свою работу и работу своих товарищей по определённым критериям, заметить и исправить ошибку, рассказать о способах выполнения заданий, спланировать работу, предвидеть её результат).

Один из способов провести рефлексию – это специально организованная система вопросов (давайте вместе подумаем; расскажи, каким способом выполнил задание; кого бы ты выделил на сегодняшнем занятии и почему; с кем бы в паре ты хотел работать на следующем занятии и почему; что получилось и не получилось; что было сложно, а что легко при выполнении заданий; удалось ли построить диалог).

Мы надеемся, что решение проблемы формирования и развития коммуникативных навыков наших воспитанников положительно отразится и на решении других не менее важных проблем: учащийся преодолеет коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, повысится познавательная активность, это поможет ребенку добиться успехов в жизни, будет способствовать социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – №9. – С.18-25.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *