Укажите что относится к судебным стадиям уголовного судопроизводства
Генпрокуратура уточнит особенности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства
Генеральная прокуратура подготовила проект приказа генпрокурора об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.
Документом предусматривается присутствие прокуроров в судебных разбирательствах уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за расследованием которых они осуществляли надзор. Планируется равномерно распределить нагрузку на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.
Предполагается, что поручение о поддержании обвинения будет дано подчиненным прокурорам в письменной форме. Не будут допускаться обстоятельства, исключающие участие государственного обвинителя в производстве по уголовному делу в соответствии со ст. 61 и 62 УПК. Гособвинителей будут назначать заранее, чтобы они могли подготовиться к судебному разбирательству. Они не смогут выбирать дела, по которым будут поддерживать обвинение, а немотивированная замена прокурора станет невозможна.
Как отметил адвокат КА «Трепашкин и Партнеры» Виктор Бородин, проектом предусматривается, что о замене гособвинителя уведомляется вышестоящий прокурор. «Однако мы, адвокаты, не знаем причин такой замены. Суд всегда говорит, что удостоверился в том, что замена мотивированна. Возникает вопрос: как адвокату отследить, имеется у прокурора поручение или нет? Я часто вижу в процессе молодых помощников прокуроров, которые не понимают, о чем идет речь, которые не читали материалы дела», – указал он.
Проектом приказа предусматривается, что в суде присяжных будет участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами». Советник ФПА Сергей Насонов заметил, что это положение несколько отличается от положения действующего приказа, согласно которому для поддержания государственного обвинения по этой категории дел направляются наиболее опытные прокуроры, обладающие соответствующими профессиональными навыками.
«Одна из причин изменения редакции этого пункта приказа, на мой взгляд, состоит в том, что распространение суда присяжных на районные суды объективно вызвало участие в таких процессах прокуроров без опыта работы по этой категории дел. А так как нет отработанных профессиональных навыков поддержания обвинения, буквальное выполнение положений указанного пункта стало затруднительным и потребовало его корректировки, – посчитал советник ФПА, – профессиональные же компетенции, необходимые для поддержания государственного обвинения в суде присяжных, могут быть сформированы у прокурора вне зависимости от наличия предшествующего опыта, по итогам специализированного обучения».
Сергей Насонов заметил, что в дореволюционном пособии Августина Левенстима «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» (1894 г.) отмечалось, что к необходимым качествам прокурора в суде присяжных относятся физические («красивый, звучный и сильный голос», «ясная и спокойная дикция»), умственные (обширный кругозор, умение логично и убедительно аргументировать позицию) и профессиональные (глубокое знание норм материального и процессуального права, владение тактическими приемами) качества. Он полагает, что эти суждения актуальны и для защитника в суде присяжных.
В проекте, отмечает Сергей Насонов, впервые указывается на личностные (т.е., в том числе, нравственные) качества государственного обвинителя. К таким качествам можно отнести честность, объективность, беспристрастие, убежденность в правоте своей позиции. По его мнению, в судебной практике эти качества обвинителя нередко вызывают нарекания участников процесса, а иногда необходимость обладания ими прокурором опровергается решениями судов. Например, в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС от 14 мая 2019 г. № 93-АПУ19-1СП утверждается, что к прокурору, являющемуся в судебном разбирательстве суда первой инстанции государственным обвинителем, уголовно-процессуальный закон не предъявляет требований объективности. «К сожалению, перестали быть единичными случаи намеренного нарушения прокурорами запретов, действующих в суде присяжных, “вбросов” информации, запрещенной к исследованию с участием присяжных, оскорбительных суждений в адрес подсудимого и т.д. Остается надеяться, что новая редакция указанного пункта приказа генерального прокурора ослабит проявления этих негативных явлений», – заключил он.
В проекте приказа также указывается на недопустимость принуждения гособвинителей отстаивать выводы органов предварительного расследования, не подтвержденные исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. «В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя, исходя из законности и обоснованности предъявленного обвинения, своевременно решать вопрос о замене обвинителя либо самому поддерживать обвинение», – подчеркивается в документе.
Адвокат АБ «Бородин и партнеры» Ольга Туренко посчитала, что данный пункт проекта наряду с некоторыми другими призван нивелировать обвинительный уклон и однополярность участия прокуроров в уголовном судопроизводстве.
Согласно проекту при наличии оснований для предъявления гражданского иска в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК, если он не был предъявлен до начала судебного разбирательства, гособвинитель должен информировать об этом прокурора, обладающего соответствующими полномочиями.
В проекте приказа указывается, что о выявленных обстоятельствах, которые могут повлечь прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям либо вынесение оправдательного приговора, необходимо своевременно ставить в известность вышестоящего прокурора.
Согласно документу особое внимание необходимо уделять повышению профессионального уровня гособвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. Также важно организовать систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий наиболее опытных работников прокуратуры, ученых-юристов, особое внимание уделять методике и тактике поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей.
Ольга Туренко заметила, что в целом документом подчеркивается важность активного участия прокурора в исследовании доказательств, способствования принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению прав, свобод и законных интересов участников процесса, требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. «Внушительный объем проекта посвящен регламентированию норм, направленных на повышение уровня и четкости системы контроля за деятельностью прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства и на оптимизацию документооборота и организации работы в структуре», – подчеркнула она.
Адвокат АП Новосибирской области Вячеслав Денисов в свою очередь заметил, что проект приказа является компиляцией выдержек из УПК и Закона о прокуратуре и представляет собой его раздел IV, но «с комментариями», наличие и существо которых не вызваны необходимостью: «Прокурору указывается, например, руководствоваться требованиями закона при даче подсудимым согласия на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. Трудно представить, что руководствоваться при этом можно чем-то другим».
По мнению адвоката, приказ относится к «мертворожденным» документам: он констатирует форму, но не совершенствует содержание и ни на шаг не двигает вперед разрешение проблем, накопившихся в прокуратуре, что и подтверждает появление на свет этого, бесперспективного в смысле жизни, документа.
«Очевидно, что комплекс проблем в прокуратуре существует по всем указанным пунктам, нарушения приняли масштабы “промышленного производства”, но их исправление видится мне не в констатации того, как должно быть, ибо все читать умеющие способны получить информацию из более подробных источников права, на которые и ссылается указанный документ, а в указании, каким образом и в какие сроки эти проблемы должны быть разрешены», – указал эксперт.
Вячеслав Денисов полагает, что приказ не станет основанием для каких-либо изменений, поскольку все его положения давно закреплены в императивной форме в уголовно-процессуальном законе и Законе о прокуратуре, имеющих юридическую силу куда большую, чем приказ. «Однако это не мешает прокурорам являться в судебные заседания в форме без погон или впервые знакомиться с материалами уголовного дела, по которому они поддерживают обвинение, во время судебного заседания», – подчеркнул адвокат.
Виктор Бородин отметил, что нигде, в том числе в проекте приказа, не указано, что обвинение могут поддерживать помощники прокуроров – всегда это прокурор. При этом в районных судах зачастую поддерживают обвинение именно помощники прокуроров.
Ольга Туренко заметила, что на протяжении многих лет участие прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства имело пассивный характер и, по сути, сводилось к автоматическому поддержанию позиции, изложенной в обвинительном заключении. Проект приказа призван напомнить и призвать прокуроров к осознанному участию в уголовном судопроизводстве, к формированию собственного профессионального мнения и его отстаиванию.
В проекте, отмечает Ольга Туренко, особенно подчеркивается недопустимость зависимости деятельности прокуроров в уголовном судопроизводстве от позиции органов следствия, а также право быть не согласным с позицией, изложенной в обвинительном заключении. «На практике отказ от обвинения происходит достаточно редко, и приказ четко говорит, что отказ от обвинения возможен после тщательного изучения всех доказательств», – заключила она.
Укажите что относится к судебным стадиям уголовного судопроизводства
УПК РФ Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 13.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 190-ФЗ)
(п. 14 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(п. 16 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 17 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 23 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 24.1 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 143-ФЗ)
(п. 25 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 31 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 36.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
(п. 38.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 40.1 введен Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 41.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 51 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 53 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 53.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(п. 53.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(п. 53.3 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)
(п. 61 введен Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ)
(п. 62 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
9 основных стадий уголовного судопроизводства
Термином «стадии уголовного процесса» в теории и практике криминального права принято обозначать комплекс независимых и одновременно тесно увязанных между собой ступеней уголовного производства. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает строгий порядок действий органов охраны правопорядка и судебных инстанций. Каждая процедура регламентируется соответствующими нормами закона.
Признаки и система стадий уголовного процесса
Российское уголовное производство, построенное на фундаменте советского процессуального права, базируется на последовательности этапов. Деятельность отдельно взятых субъектов процесса (следствия, обвинения, суда) характеризуется индивидуальным порядком, процедурной формой и завершается самостоятельным решением (документом).
Все стадии уголовного дела обладают общими признаками:
Систему процессуальных стадий, объединённых правовыми принципами и задачами, образуют девять этапов. Шесть этапов обычного производства являются основными, остальные три считаются экстраординарными (их ещё называют исключительными).
Кратко единую систему стадий можно характеризовать следующим планом:
Стадии следуют друг за другом в строгой очерёдности. Завершение одной из них не вызывает приостановления уголовного производства.
Пункт 56 статьи 5 УПК РФ определяет уголовное судопроизводство как совокупность досудебного и судебного этапов. На начальных этапах центральное место занимает деятельность следователя или дознавателя, которые собирают доказательства и формируют обвинение. Судебная стадия осуществляется судьями различных инстанций.
Структура досудебного производства
Досудебному производству посвящена вторая часть Уголовно-процессуального кодекса РФ. Досудебные стадии (уголовного процесса) необходимы для проверки информации о факте преступного деяния и проведения работы по доказыванию вины (невиновности) привлекаемого лица.
Первым непременным этапом деятельности правоохранительных органов является возбуждение производства по противоправному эпизоду.
Сущность стадии возбуждения дела заключается в следующем:
На первом этапе дознаватель или следователь принимает и проверяет полученную информацию. На принятие решения по сообщению законодатель отводит срок в 72 часа с момента его регистрации. В чрезвычайных ситуациях согласно УПК РФ это срок продляется до тридцати суток.
Немаловажное значение первой стадии уголовного процесса по УПК РФ по мнению научных консультантов заключается в проблеме соблюдения конституционных прав граждан.
По итогам проверки составляется документ о начале деятельности о привлечении лиц к уголовной ответственности (или об отказе при недостатке признаков, подпадающих под действие особенной части Уголовного кодекса РФ).
Следующим шагом на пути к судебному разбирательству является предварительное следствие. Должностные лица проводят мероприятия, направленные на установление события нарушения, выявление участников преступного эпизода и сбор доказательств их виновности.
Особенность этапа расследования состоит в предварительности его выводов. Собранная информация требуется для представления в суд и последующего судебного следствия.
Срок проведения предварительного расследования составляет два месяца от даты возбуждения производства по факту, имеющему признаки преступления. Период следствия при необходимости продляется до трёх месяцев.
Второй (окончательный) досудебный этап завершается процессуальными документами:
Результаты работы должностных лиц правоохранительных структур имеют огромное значение для дальнейшего производства по факту преступного события. От качества выполненных мероприятий во многом зависит справедливость наказания, которое суд назначит обвиняемому.
Судебное разбирательство
Со стадии (уголовного судопроизводства) подготовки начинается разбирательство в суде. Этот этап отличается контрольными функциями. Закон наделяет судью полномочиями единолично определить, все ли процессуальные условия соблюдены на предыдущей стадии производства.
Служитель Фемиды проверяет законность обвинения, предъявленного участнику преступного эпизода. Тщательной проверке подвергается полнота проведённого расследования. В случае небрежного оформления материалы уголовного дела возвращаются прокурору или в следственный орган.
Подготовительный этап имеет две разновидности: общая процедура подготовки и предварительное заседание. Второй вариант регламентируется статьёй 254 УПК РФ. Предварительное слушание назначается на основании ходатайства сторон или по инициативе суда в строго определённых случаях.
Результатом подготовительного этапа является:
Судебное следствие является основной частью слушаний в суде первой инстанции. Председательствующий выслушивает стороны обвинения и защиты, даёт оценку представленным ими сравнительным доказательствам.
Разбирательство в суде представлено определённой последовательностью действий:
Приговор выступает логическим завершением самой объёмной стадии уголовного процесса.
Апелляционное рассмотрение
Если стороны не удовлетворены результатом рассмотрения материалов преступного эпизода или размером и характером назначенного наказания, они вправе выполнить обжалование приговора.
Отличительным свойством этапа апелляционного производства является то, что вышестоящая инстанция не проводит судебное следствие, когда поступает жалоба от осужденного (представление прокурора). На этой стадии проверяется правильность решения нижестоящего суда на основе одних материалов дела.
Важный нюанс ступени апелляции указывает на то, что суд второй инстанции не должен выходить за рамки требований, изложенных в ходатайстве. То есть вышестоящий судья не обладает полномочиями запрашивать дополнительные материалы и проводить иные следственные действия.
Результат рассмотрения апелляционной жалобы (представления) может иметь следующие формы:
Апелляционное постановление вступает в законную силу сразу после его вынесения.
Исключительные стадии
Исключительными этапы уголовного судопроизводства названы, так как при этом допускается особая (исключительная) процедура проверки судебных актов. Особенность заключается в том, что приговоры (постановления) судов, дошедшие до исключительной стадии, вступили в законную силу, осужденные отбывают назначенное наказание.
Рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях носит контрольный характер.
Содержание экстраординарных стадий уголовного процесса включает:
В 90 случаях из 100 уголовное производство завершается стадией исполнения приговора каждый год. Функция исполнения наказания относится законодателем к специальным органам, входящим в структуру исправительных учреждений.
Классификация стадий производства по уголовным делам имеет практическое значение, являясь определённым алгоритмом детализации действий судебных инстанций и органов охраны правопорядка. Возможность контроля любой степени соблюдения закона придаёт импульс развитию правового государства в нашей стране.
§ 3 Стадии уголовного судопроизводства
Производство по уголовному делу представляет собой длительною процедуру, в ходе которой поэтапно, в определенной последовательности субъектами уголовной юрисдикции разрешаются общие и вытекающие из них частные задачи уголовно-процессуальной деятельности. Так, вначале исходная информация о совершенном или готовящемся преступлении должна быть надлежащим образом зафиксирована и проверена, вследствие чего решается первый процессуальный вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела. Далее проводится целая серия уголовно-процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств преступления и иных имеющих значение фактов, а также на установление подлежащих уголовной ответственности лиц и обеспечение возможности применения к ним уголовного закона. Затем все собранные сведения подлежат судебному изучению, исследованию и оценке, на основании чего по уголовному делу выносится акт правосудия – приговор или иное судебное решение. Последующий комплекс процессуальных процедур связан с возможностью пересмотра приговора (иного судебного решения), с его вступлением в законную силу и исполнением.
Подобный порядок, связанный с необходимостью последовательного, поочередного разрешения процессуальных вопросов, обусловливает разделение уголовно-процессуальной деятельности на отдельные этапы – стадии уголовного судопроизводства.
Стадии уголовного судопроизводства – это взаимосвязанные, но в то же время относительно самостоятельные части (этапы) уголовно-процессуальной деятельности, которые в своей совокупности определяют структуру и порядок производства по уголовным делам.
При этом каждая стадия уголовного судопроизводства характеризуется:
– своими непосредственными задачами, которые вытекают из общих задач (назначения) уголовно-процессуальной деятельности;
– самостоятельной уголовно-процессуальной регламентацией;
– определенным кругом субъектов уголовной юрисдикции и других участвующих лиц;
– индивидуальным процессуальным порядком (формой) и сроками проведения;
– специфическими уголовно-процессуальными отношениями;
– возможностью производства определенных процессуальных действий и принятия определенных процессуальных решений.
Стадии в своей совокупности образуют единую взаимообусловленную систему, отвечающую назначению уголовного процесса и обеспечивающую возможность законного, обоснованного и справедливого применения уголовного закона к лицу, совершившему преступление. Данная система включает в себя следующие стадии:
– возбуждение уголовного дела;
– предварительное расследование (предварительное следствие и дознание).
– подготовка материалов уголовного дела к судебному заседанию;
– производство в суде первой инстанции;
– производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);
– возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
При этом следует учитывать, что, как правило, ни одно уголовное дело не проходит все без исключения восемь вышеуказанных стадий. Так, досудебные стадии характерны только для уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. Таких дел большинство, но существует и специфическая процессуальная форма частного уголовного преследования, которая не характеризуется досудебным производством (она будет рассмотрена в гл. 4). Осуществление судебных стадий возможно лишь при обвинительной позиции органов дознания и предварительно следствия. В противном случае уголовное дело подлежит прекращению еще в ходе досудебного производства. Рассмотрение уголовного дела в порядке апелляции или кассации, а также в порядке надзора обусловлено свободным волеизъявлением определенных участников уголовного судопроизводства в случае их несогласия с судебным решением. А стадия возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вообще зависит от таких факторов, как, например, установление заведомой ложности свидетельских показаний и т. д. Более того, далеко не всегда стадии уголовного судопроизводства следуют именно в рассмотренном выше (классическом) порядке. Законодатель допускает большое количество процессуальных механизмов, позволяющих возвратить уголовное дело с последующей стадии на предыдущие. Так, например, суд второй (кассационной) инстанции вправе направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение в суды первой или апелляционной инстанции.
Краткая характеристика стадий уголовного судопроизводства
Возбуждение уголовного дела – начальная стадия уголовного процесса, в ходе которой органы дознания и предварительного следствия, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу.
Предварительное расследование заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и предварительной оценке доказательств, для установления имеющих значение для дела обстоятельств, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Основной целью данной стадии является обеспечение возможности формирования позиции государственного обвинения для последующего судебного разбирательства по уголовному делу.
В ходе подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию судья, получив от прокурора материалы оконченного досудебного производства, устанавливает наличие или отсутствие оснований для рассмотрения уголовного дела по существу в судебном заседании, а также производит необходимые мероприятия, направленные на обеспечение установленного порядка судебного разбирательства.
Производство в суде первой инстанции заключается в рассмотрении и разрешении уголовного дела по существу. Эта стадия является центральным этапом уголовно-процессуальной деятельности, поскольку все остальные стадии, как предшествующие, так и последующие, связаны с производством в суде первой инстанции и выполняют по отношению к нему вспомогательную роль. Именно производство в суде первой инстанции завершается постановлением приговора или вынесением иного итогового судебного решения (о прекращении уголовного дела или о применении к лицу принудительных мер медицинского характера). Именно здесь осуществляется реализация уголовного закона, а также находят свое разрешение вопросы, возникающие в связи с производством по делу (о разрешении гражданского иска, о возмещении процессуальных издержек и т. д.).
В процессе производства в суде второй инстанции вышестоящий судебный орган проверяет в апелляционном или кассационном порядке законность, обоснованность и справедливость приговоров или иных судебных решений, не вступивших в законную силу.
Содержанием стадии исполнения приговора является деятельность судов по обращению к исполнению вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, а также по разрешению определенных материальных и процессуальных вопросов, возникающих в процессе этого исполнения.
Существование исключительных стадий уголовного судопроизводства связано с возможностью пересмотра приговоров и иных судебных решений, которые уже вступили в законную силу и были обращены к исполнению. Конституция России гарантирует каждому право на пересмотр его дела вышестоящим судом независимо от фактов вступления в законную силу решений судов первой или второй инстанции, поэтому законодатель предусматривает такие стадии, как надзорное производство и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Так, в порядке надзора уполномоченные судебные органы проверяют законность, обоснованность и справедливость вступивших силу судебных решений вследствие подачи определенными участниками надзорных жалоб и представлений. А стадия возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств обусловлена определенными объективными фактами, которые не учитывались при вынесении решения судами первой или второй инстанций.