Укажите чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение

Укажите чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение

Общество в процессе своего развития ставит перед статистикой все новые и новые задачи, что способствует выделению отдельных отраслей единой статистической науки. Каждая из этих отраслей имеет свой объект исследования, выясняет сущность определенной системы показателей, разрабатывает правила и методы их получения и использования в научной и практической деятельности. Однако во всех отраслевых статистиках применяются принципы и методы общей теории статистики. На рис. 1.1 представлены три уровня статистики.

Укажите чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение

Рис. 1.1. Отрасли статистической науки

Важнейшими ее разделами являются учения: о статистическом наблюдении, статистических группировках и обобщающих показателях в форме абсолютных, относительных и средних величин. Общая теория статистики выясняет сущность этих показателей и разрабатывает научную методологию их построения (вычисления), а также общие принципы и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и ме­тодами пользуются все отраслевые статистики, т. е. общая теория статистики является методологической основой, ядром всей системы отраслевых статистик.

Например, теория статистических группировок, средних, индексов разрабатывается общей теорией статистики, а отраслевые статистики применяют эти методы для исследования системы показателей своей отрасли и конкретного их исчисления.

Общая теория статистики изучает также исторический аспект изменения воззрений на статистическую науку, разрабатывает организацию их статистических служб, изучает опыт организации статистики в других странах.

Таким образом, роль и место общей теории статистики особые. Она формирует общестатистическое мировоззрение экономики независимо от места его работы. Вот почему изучение статистики начинают с общих принципов и методов статистического исследования, т. е. с общей теории статистики.

На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социально-демографическая статистики.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в области экономики: структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и элементов общественного воспроизводства.

Социально-демографическая статистика изучает население, а также социальные (неэкономические) явления и процессы, которые характеризуют условия жизнедеятельности людей, их взаимоотношения в процессе труда и внепроизводственной деятельности. Ее основной целью является комплексное изучение различных сторон социальных условий и образа жизни людей.

На третьем уровне выделены отрасли экономической и со­циально-демографической статистики. В структуре экономической статистики выделяется макроэкономическая статистика, разрабатывающая методы комплексного изучения экономики страны, межотраслевые связи и др. Помимо этого в совокупность отраслей экономической статистики входят статистики промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей производственной сферы. В состав социально-демографической статистики входят статистики населения, уровня жизни, культуры, общественного мнения, политическая и другие отрасли. Каждая отраслевая статистика представляет собой науку о количественных изменениях, происходящих в соответствующих отраслях народного хозяйства. Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Исходя из вышеизложенного, отметим следующее: с точки зрения преподавания статистики в высшей школе она включает в себя целый ряд дисциплин:

Источник

Структура статистической науки

Выделяют три уровня статистической науки. Первый уровеньобщая теория статистики— методологическая основа, ядро всех отраслевых статистик, представляющих собой другие уров­ни. Таким образом, первый уровень является основополагающим. На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика.

На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики.

В составе отраслей экономической статистики рассматривают: статистику промышленности, сельского хозяйства, строительст­ва, транспорта, связи, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.

Социальная статистка включает в себя: правовую статистику, де­мографическую, статистику политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д.

Статистическая методология

Метод — совокупность приемов и способов, с помощью которых наука изучает свой предмет. Поскольку статистика самостоятель­ная наука, имеющая свой предмет изучения, существует стати­стическая методология,при помощи которой статистика изуча­ет свой предмет.

Любое статистическое исследование проходит три основных этапа:

— массовое статистическое наблюдение — на этом этапе по­лучают объективные данные об изучаемом явлении;

— сводка и обработка, группировка и систематизация мате­риалов, собранных в результате статистического наблюдения;

— анализ показателей, полученных в результате сводки и об­работки статистических материалов.

Любое статистическое исследование включает в себя все три эта­па. На каждом этапе применяются специфические приемы и спо­собы: на первом этапе — метод массовых наблюдений: на втором этапе — метод группировок, на третьем этапе — метод обоб­щающих показателей (средних и относительных величин, ин­дексный метод, методы теории вероятностей и математической статистики, строятся таблицы и графики). Совокупность пере­численных методов образует статистическую методологию. Вес эти методы применимы для анализа массовых объектов и явле­ний, в этом особенность статистической методологии.

Основой статистической методологии является закон больших чисел.Его сущность заключается в следующем: статистические закономерности проявляются на большом числе наблюдений, то есть совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая. Поэтому в основе любого статистического исследования, как отмечалось, всегда лежит массовое наблюдение фактов. Чем больше объем изучаемой совокупности, тем более достоверно наблюдаемые средние величины воспроизводят закономерности изучаемого яв­ления.

1.1.5. Организация государственной статистики в Россий­ской Федерации

Потребность в статистической информации, в той или иной сте­пени, испытывают все. Начиная от отдельно взятого человека и заканчивая структурами власти. Государственная власть испыты­вает потребность в статистических данных для целей управления. Статистика дает информацию для предпринимательской деятель­ности. Даже отдельно взятый человек пользуется информацией, собираемой статистикой: об уровне инфляции, уровне безработи­цы, средней заработной плате и т.д. Для того чтобы полученная информация была полезной, она должна быть прежде всего дос­товерной.

Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, анализе и предоставлении данных в удобном пользователю виде.

Все статистические органы имеют внутреннюю структуру: отде­лы статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства, сельского хозяйства и т.д. Помимо этого есть сводные отделы статистики финансов, системы национальных счетов и балансовых работ.

Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб государственной статистики. Феде­ральный план статистических работ на год и перспективу разрабатывается Управлением методологии статистических работ, структурным подразделением Госкомстата.

Можно сформулировать следующие задачи статистики:

1. Предоставление статистической информации:

— органам государственного управления для принятия реше­ний по широкому кругу вопросов и формирования экономиче­ской политики;

— руководителям предприятий и организаций для лучшего понимания макроэкономического климата и разработки страте­гии поведения;

— широким слоям общественности.

2. Совершенствование статистической методологии.

3. Адаптация государственной статистики к международным тре­бованиям учета и статистики.

Выводы:

1. Термин статистика может быть использован в трех значениях: «наука», «вид практической дея­тельности», «совокупность сведений о массовых явлениях».

2. Для изучения предмета статистики необходимо знать основные категории статистики: стати­стическая совокупность, единица совокупности, признак, вариация, обобщающий статистический показатель, система обобщающих показателей, статистическая структура, динамика, статистическая закономерность.

3. Общая теория статистики — методологическая основа всех отраслевых статистик, так как раз­рабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы.

4. Основой статистической методологии является закон больших чисел.

5. Статистическое исследование включает в себя три этапа:

— сводка и группировка;

— анализ показателей, полученных в результате сводки и группировки.

6. Госкомстат РФ является методологическим и организационным центром работы всех служб го­сударственной статистики.

Задание 1.1.1.Отметьте правильные ответы:

Дискретными называют признаки, принимающие:

а) счетное число значений;

б) любые значения в определенном интервале. Атрибутивные признаки — это:

а) количественные признаки;

б) качественные признаки. Какими признаками являются: объем произведенной продукции, число родившихся?

Какими признаками являются следующие признаки: численность населения на начало года, остаток готовой продукции на складе на начало месяца?

Задание 1.1.2.Отметьте правильные ответы:

1. В том случае, когда изучают изменение значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой, говорят о:

а) вариации единиц совокупности;

2. Определите основные черты статистической совокупности:

б) отсутствие вариации отдельных единиц;

в) единое качество, присущее всем элементам множества;

г) вариация единиц совокупности.

3. Выделите атрибутивные признаки:

а) количество работников в фирме;

б) этажность жилых помещений;

в) социальное положение вкладчика в Сбербанке;

г) розничный товарооборот торговых объединений.

4. Выделите непрерывные признаки:

а) численность населения;

б) количество браков и разводов;

в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;

г) число посадочных мест в самолете;

д) урожайность зерновых.

Библиографический список

1. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН Елисеевой И.И.— М.: Финансы и статистика, 2000.— С. 5—18.

2. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. проф. Р.А.Шмойловой.— М.: Финан­сы и статистика, 1999.— С. 5—10,

3. Статистика: Курс лекций / Под ред. В.Г.Ионина.— Новосибирск: Издательство НГАЭиУ, 1996.— С. 3—11.

4. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А.Шмойловой.— М.: Финансы и статистика, 1996.

1. Дунаев В.В. Юридическая статистика: Учебник.— М.: Юристь, 1999.— С. 9—16.

2. СавюкЛ.К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристь, 1999.— С. 15—77.

Источник

Структура отраслей статистической науки

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Общая теория статистики является наукой о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, выясняет сущность статистических показателей и разрабатывает научную методологию их построения (вычисления), а также принципы и общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов (рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных).

Таким образом, теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и анализирует показатели, отражающие состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования, а также осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

В структуре экономической статистики можно выделить следующие отрасли: статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. Они разрабатывают и изучают статистические показатели развития соответствующих отраслей и секторов экономики.

Социально-демографическая статистика формирует и анализирует систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны социальных условий и образа жизни населения, а также различных аспектов социальных отношений. Среди ее отраслей можно выделить статистику населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей. Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Организация современной системы статистики РФ

В настоящее время руководство статистикой в РФ осуществляет Росстат как федеральный орган исполнительной власти.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическими стандартами РФ.

В основе деятельности Росстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из государственного бюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков.

Основными задачамиРосстата являются:

1) предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, международным организациям;

2) разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества и международным стандартам;

3) координация статистической деятельности в государстве;

4) гарантирование полноты и научной обоснованности официальной статистической информации.

1) получать государственную отчетность, в том числе и составляющую коммерческую тайну;

2) издавать постановления и инструкции по вопросам статистики;

3) осуществлять контроль за выполнением всеми субъектами законов РФ, решений Президента и правительства по вопросам статистики и в случае нарушений налагать административные взыскания;

4) заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств;

5) формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям;

6) определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

Во главе Росстата стоит председатель, несущий персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций.

Росстат, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Таким образом, система государственной статистики включает 3 уровня организации:

Статистическая информация и ее распространение

Одной из главных задач органов государственной статистики является предоставление официальной статистической информации правительству, общественности и международным организациям.

Информация в переводе с латинского языка означает «осведомление, доведение сведений о чем-либо».

Статистическая информация — это первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

С развитием рыночных отношений роль статистической информации возрастает, поскольку усложняются связи субъектов рынка, возникает все более настоятельная потребность в изучении влияния различных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании, в обобщениях как на макро-, так и на микроуровне.

Социально-экономическая статистика предоставляет важную цифровую информацию об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий, динамике безработицы и т.д. Статистическая информация необходима для двух- и многосторонних экономических соглашений между государствами. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов не только экономической политики государства, но и решению региональных задач (уровень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфляции, занятость и т.д.).

Таким образом, статистическая информация становится важнейшим ресурсом в управлении как отдельным предприятием, так и экономикой в целом.

Состав статистической информации во многом определяется потребностями общества в условиях рыночной экономики.

Главным источником опубликованной статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию содержит «Российский статистический ежегодник», издаваемый Росстатом. Кроме того, основную информацию о социально-экономическом положении Российской Федерации в каком-либо году можно получить из краткого статистического сборника Росстата «Россия в цифрах».

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, в Санкт-Петербурге издается ежегодник «Народное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Комитет по статистике г. Москвы издает сборник «Москва в цифрах». Кроме того, издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной статистике, статистике населения и т.д.

Данные государственной статистики также публикуются в журналах «Вопросы статистики» и «Статистическое обозрение», а также в специализированных периодических изданиях, например, журнале «Пищевая промышленность».

Источник

Теория статистики: конспект лекций

Укажите чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение

Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

1. Происхождение термина «статистика» и его значение

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *