Уис что максимальной безопасности что это
БЕЗОПАСНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1 Старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации режима в УИС, 2 ORCID: 0000-0001-8345-0266, Курсант 5 курса, Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 3 Инспетор филиала по Кирово-Чепецкому району, Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области
БЕЗОПАСНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В данной статье авторами рассмотрена проблематика обеспечения безопасности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; проанализирован современный и исторический опыт по данной теме исследования, а также произведено сравнение законодательства Российской Федерации с законодательством Российской империи конца XIX начала XX века; рассмотрена проблема несовершенства современного законодательства в данной области и сформированы предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы.
Ключевые слова: исправительное учреждение, безопасность, личная безопасность, отдел безопасности, отдел охраны, караул.
1 Senior lecturer in the operational-search activity and mode of organization at UIS, 2 ORCID: 0000-0001-8345-0266, a student of the 5th course, Pskov branch of Academy of law and administration of Federal service of execution of punishments, 3 Inspector branch in Kirovo-Chepetskiy district, Federal state institution of Criminal-Executive inspection of management of Federal service of execution of punishments in the Kirov region
SECURITY IN THE PENAL SYSTEM: THE LEGAL AND HISTORICAL ASPECT
Abstract
In this article, the authors consider the problem of security in the organs and institutions of the penal system of the Russian Federation; analyzes the current and historical experience on the topic of the study, and a comparison of the Russian legislation with the legislation of the Russian Empire of late XIX-early XX century, considered the problem of imperfection of modern legislation in this area and proposals to improve the regulatory framework.
Keywords: correctional institution, security, personal security, security Department, security Department, guard.
Сегодня в современном обществе продолжает оставаться актуальной проблема безопасности в любом своем аспекте. Проблема безопасности человека, гражданина или какой-либо организации в настоящее время рассматривается как на государственном, так и на международном уровне.
Самое простое определение понятия безопасности в общем понимании – это обеспечение состояния защищенности личности, государства и общества в целом и их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз[1 ст. 1].
Необходимо так же отметить, что на сегодняшний день имеется, множество разновидностей понятия безопасности: личная, собственная, государственная, общественная и др.
Уголовно-исполнительная система в одной из своих функций предусматривает обеспечение исполнения законодательства и установленного порядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, и обеспечение безопасности лиц, которые находятся на их территории[2, ст. 12]. Кроме того ФСИН России обязана обеспечить безопасность объектов, находящихся в ее ведении и управлении. Вместе с тем обращает на себя внимание на то, что в современных условиях законодательно закрепленного понятия «безопасность в уголовно-исполнительной системе» не существует.
На наш взгляд, наиболее уместным было бы использовать следующее определение безопасности в уголовно-исполнительной системе: – это комплекс мер, направленных, на обеспечение состояния защищенности законных прав и интересов уголовно-исполнительной системы в области исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей лиц, пребывающих на территории исправительных учреждений и других объектов, находящихся в ведении ФСИН России, его сотрудников, гражданского персонала и спецконтингента, а также качественной защиты объектов и средств связи, которые обеспечивают их стабильное функционирование.
В данном случае под защищенностью понимается качественное противодействие неправомерному или иному преступному вмешательству в деятельность уголовно-исполнительной системы.
Обеспечение безопасности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является одной из основных задач, возлагаемых на
ФСИН России.
В рамках законодательства об исполнении уголовных наказаний более детально охарактеризовано право на личную безопасность.
Наиболее полно данное право раскрывается нам
ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации,
(УИК РФ), в которой отмечается, что осужденные имеют право на личную безопасность, а при возникновении какой-либо угрозы осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения. После получения такого обращения начальник исправительного учреждения принимает все законные меры, которые устранят угрозу личной безопасности осужденного, или переводит его в безопасное место.
Право на личную безопасность, а так же перевод в безопасное место спецконтингента закреплен в ведомственных приказах Минюста России.
Под безопасным местом следует понимать помещение, которое путем изоляции осужденного обеспечивает его безопасность.
В этих целях могут использоваться ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Данный перевод может быть осуществлен на срок не более 90 суток.[6, п 172-175]
Обеспечением безопасности в современном исправительном учреждении заняты все сотрудники, отделы и службы. Безопасность достигается путем взаимодействия указанных субъектов между собой.
Следует отметить, что грамотно поставленное взаимодействие отделов безопасности и охраны с другими службами и отделами качественно способствует укреплению законности и правопорядка в исправительном учреждении.
Однако основную роль в данном случае как сейчас, как и столетие назад выполняют сотрудники отделов безопасности (режима) и охраны.
Для обеспечения личной безопасности осужденных и сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности, сегодня предусмотрен целый комплекс ИТСОН (инженерно-технических средств охраны и надзора).
В состав ИТСОН сегодня входят, инженерные сооружения, купольная система видеонаблюдения, носимые радиостанции, фото – видео регистраторы типа «Дозор» и др. Данные технические и инженерные средства сегодня существенно облегчают обеспечение безопасности на территории исправительного учреждение.
Однако следует отметить, что даже самые совершенные технические средства не в состоянии заменить человека. Человек в отличие от технических систем действует исходя из сложившейся обстановки и самое главное оригинально, что не позволяет правонарушителям точно и полностью просчитать все варианты своих действий. Но для правильного использования всего выше перечисленного, сотрудник должен обладать соответствующими личными и деловыми качествами.
Главным качеством сотрудника ФСИН России даже при использовании самой современной системы охраны и надзора остается бдительность. Бдительное несение службы является гарантом безопасности учреждения.
Столетие назад, несмотря на рутинность работы, надзирателю следовало постоянно, день за днем, сохранять бдительность. Согласно ст. 652 Уложения 1903 г. уголовной ответственности подвергались надзиратели, стражи и иные служащие, вследствие небрежности которых по осуществлению надзора за арестантами был допущен побег из-под стражи или из места заключения [3].
Появление в тюрьмах профессиональной охраны регламентировано в законе от 3 мая 1865 года «О замене военных караульных постов в тюрьмах вольнонаемными надзирателями». Данный нормативный акт предусматривал введение должностей младших и старших надзирателей. Последние выполняли роль начальников смен.
В отличие от военных надзирателей, вольнонаемные надзиратели всецело подчинялись смотрителю тюрьмы. На должность надзирателей предписывалось набирать в первую очередь благонадежных отставных нижних чинов, и лишь при их недостатке – лиц другого звания. За военной охраной осталась лишь обязанность несения караула на внешних постах[4, № 42055].
В начале XX века отечественная пенитенциарная система переживала сложный процесс реформирования, обусловленный, как и в наши дни, модернизацией российского общества. Цели, которые предстояло достичь отечественной пенитенциарной системе в то время, вполне сопоставимы с теми, которые необходимо достичь на современном этапе.
Исходя из приведенного выше перечня, мы можем установить, что в современном законодательстве произошли незначительные изменения, которые в основном касаются лишь современной техники и оснащения правонарушителей, имеющих своим главным умыслом подвергнуть опасности лиц, находящихся как на территории исправительного учреждения, так и за его пределами.
Сегодня в условиях динамичного развития юридической науки требуется законодательно закрепить понятие безопасности в
уголовно-исполнительной системе, разработать соответствующие законодательные акты, которые бы четко определили механизм действий аттестованных сотрудников ФСИН России по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.
Эти нововведения, по нашему мнению, будут способствовать укреплению безопасности, законности как в условиях
уголовно-исполнительной системы, так и общества в целом.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English
Кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 N 234-V ЗРК
«Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан»
Часть 2. Особенная частьРаздел 4. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией осужденных от обществаГлава 22. Особенности исполнения наказания в учреждениях разных видовСтатья 136. Условия отбывания наказания в учреждениях средней безопасности1. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, проживают в общежитиях или камерах. 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до шести месячных расчетных показателей; 2) получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года; 3) иметь шесть краткосрочных и два длительных свидания в течение года. 2. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях или камерах. 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до двенадцати месячных расчетных показателей; 2) получать двенадцать посылок или передач и двенадцать бандеролей в течение года; 3) иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года. 3. Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешается по постановлению начальника учреждения проживать и свободно передвигаться за пределами охраняемого периметра, но в пределах границ территории, прилегающей к учреждению, под круглосуточным контролем и надзором. 1) шесть длительных свиданий в течение года; 2) краткосрочные свидания без ограничения их количества. 4. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в камерах. 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до двух месячных расчетных показателей; 2) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года; 3) три краткосрочных свидания в течение года; 4) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. О нынешних названиях пенитенциарных учреждений Казахстана (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, доцент)О нынешних названиях пенитенциарных учреждений Казахстана кандидат юридических наук, доцент учреждение минимальной безопасности колония общего режима учреждение средней безопасности учреждение средней безопасности для содержания несовершеннолетних колония строгого режима учреждение максимальной безопасности колония особого режима учреждение чрезвычайной безопасности учреждение полной безопасности учреждение смешанной безопасности Данная несогласованность вызвала среди юридической общественности жесткую критику в адрес законодателя, не сумевшего устранить очевидные противоречия на стадии разработки и обсуждения проектов кодексов. Подобное стало следствием автономной работы друг от друга авторских коллективов и отсутствия должной их координации со стороны уполномоченных органов государства. Вершина юридической коллизии проявлялась в том, что суд от имени государства в приговоре постановлял, например, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, а осужденный направлялся в учреждение максимальной безопасности. Этот диссонанс был устранен законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства» от 18 апреля 2017 года, путем внесения изменений в УК и его синхронизации с УИК (за исключением понятия «учреждение смешанной безопасности», которое известно только УИК). В современной нормотворческой истории Казахстана изложенная дисгармония запомнилась как одна из самых масштабных. По истечении четырех лет использования новых названий учреждений УИС среди юридической общественности Казахстана не утихают дискуссии об их обоснованности. В этой связи, попытаемся разобраться в их природе и откуда они заимствованы. Анализ зарубежной пенитенциарной практики показывает, что во многих европейских странах такой классификации не существует. В большинстве стран тюрьмы делятся на два вида: закрытые и полуоткрытые (т.н. «переходные дома», на подобие наших колоний-поселений). Закрытые тюрьмы из соображений практичности и экономичности организованы по комплексному принципу. То есть, учреждение состоит из нескольких блоков, в которых устанавливаются разные степени строгости (виды режима). Суды в приговорах указывают только срок лишения свободы, а вид режима определяется тюремной администрацией с учетом поведения заключенного. Такой комплексный подход был бы очень полезен и для Казахстана, где много заключенных отбывают наказание в других регионах страны из-за отсутствия учреждения той или иной степени безопасности по месту проживания до осуждения. Помимо сохранения социальных связей осужденного с семьей, это также позволило бы сэкономить немалые государственные ресурсы за счет упразднения такой сферы как этапирование, то есть перевозка осужденных по стране (специальные ж/д вагоны, конвойные подразделения, их военные городки и казармы, вооружение и пр.). Обращение к тюремной системе США выявило, что именно оттуда заимствованы новые названия казахстанских учреждений УИС. В юридической литературе и интернет-источниках достаточно информации о многоступенчатой американской тюремной системе, поэтому постараемся обобщенно и кратко изложить ее устройство. Как известно, правовая система США по вертикали состоит из трех уровней: федеральной, штатной и муниципальной (графства). Соответственно, на федеральные, штатные и муниципальные уровни разделены органы управления, законодательство, суды, тюрьмы и пр. К примеру, если лицо совершило противоправное деяние, подпадающее под федеральную юрисдикцию, то дело рассматривается в суде федерального значения, и в случае тюремного заключения наказание отбывается в федеральной тюрьме. Аналогично и по двум другим уровням. Штатные тюрьмы находятся в подчинении правительства соответствующего штата. Они построены и содержатся за счет бюджета штата, поэтому по сравнению с федеральными тюрьмами дешевле в стоимости и обслуживании, проще в архитектурном плане и организации функционирования. Данные учреждения классифицируются в одних штатах как тюрьмы среднего уровня безопасности (medium security), в других как строгого уровня безопасности (close security). На нижнем уровне находятся муниципальные тюрьмы, в которых содержатся арестованные в ожидании местного суда и осуждённые к изоляции до года. Эти тюрьмы находятся под юрисдикцией совета графств соответствующего округа или города и содержатся за счет местного бюджета. Они нередко расположены в одном здании вместе с офисом шерифа и похожи на наши изоляторы временного содержания при гор/рай отделах полиции. Муниципальные тюрьмы имеют минимальный уровень безопасности (minimum security) либо низкий уровень безопасности (low security). Из этого следует, что в США федеративная форма государственного устройства нашла свое выражение и в статусе тюрем. Подчиненность тюрем во властной вертикали, источник их финансирования, степень безопасности, правовой статус работающего персонала зависят от их юрисдикции: федеральной, штатной или муниципальной. Таким образом, новая классификация казахстанских учреждений УИС заимствована из США, где тюрьмы по уровню безопасности адаптированы под федеративную форму государственного устройства. В тоже время, Казахстан в отличие от США является унитарным государством, без деления учреждений УИС на разные уровни управления. Поэтому, в наших условиях американские наименования теряют свой смысл. Двойная классификация названий учреждений УИС не должна никого смущать. Ни одна страна в мире не переходила к содержанию заключенных в современных тюрьмах одномоментно. Этот процесс всегда длится годами и даже десятилетиями, зависит он от финансовых возможностей и организационных способностей [ii] государства. В некоторых европейских странах до сих пор эксплуатируются построенные в средние века тюрьмы в форме цилиндрической башни. Кроме того, двойная классификация наших пенитенциарных учреждений позволяла бы реально видеть на практике процесс перехода к камерному содержанию осужденных. Согласно этой логике старые названия исчезли бы из законодательства вместе с закрытием последней колонии, символизирующей советскую тюремную эпоху отрядного, то есть коллективного содержания осужденных. Но, у авторов действующего УИК иное мнение. В завершение отметим, что внесению любых новелл в уголовно-исполнительное законодательство должна предшествовать их глубокая теоретическая проработка с позиции практической целесообразности, международного опыта и соотносимости с существующей тюремной инфраструктурой. В противном случае эти новеллы так и останутся бесполезными воплощениями не до конца продуманных идей. [i] Существуют еще специальные ведомственные тюрьмы: военные, миграционные и др. [ii] Под организационными способностями государства имеется в виду создание необходимых условий для привлечения частных инвестиций в строительство новых тюрем в рамках государственно-частного партнерства Статья 12. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системыИнформация об изменениях:Статья 12. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей. ГАРАНТ:См. Положение об отряде специального назначения при территориальном органе управления уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом МВД РФ от 12 апреля 1994 г. N 114 Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Информация об изменениях:Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. При осуществлении охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в целях защиты жизни и здоровья граждан, работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, от противоправных действий допускается пресечение нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении указанных противоправных действий, а также перечень должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. ГАРАНТ:См. постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов» См. комментарии к статье 12 настоящего Закона
|