Уфэбс что это такое
Указание Банка России от 24.01.2011 N 2570-У «Об использовании Альбома унифицированных форматов электронных банковских сообщений при осуществлении Банком России обмена электронными сообщениями с кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 января 2011 г. N 2570-У
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АЛЬБОМА УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМАТОВ
ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ СООБЩЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БАНКОМ
РОССИИ ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ СООБЩЕНИЯМИ С КРЕДИТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ФИЛИАЛАМИ) И ДРУГИМИ КЛИЕНТАМИ
Используемые в настоящем Указании термины применяются в значениях, определенных нормативными актами Банка России.
1. Альбом УФЭБС представляет собой перечень и форматы электронных сообщений, а также описание структуры и реквизитов данных сообщений, порядка их формирования, требований по защите электронных сообщений, кодов структурного и логического контроля при осуществлении Банком России обмена электронными сообщениями с кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России.
3. Действие настоящего Указания не распространяется на обмен электронными сообщениями Банком России с кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России, осуществляемый с использованием системы международных финансовых телекоммуникаций СВИФТ.
4. Альбом УФЭБС ведется Банком России в электронном виде и размещается в официальном представительстве Банка России в сети Интернет.
5. В договоре об обмене указывается, что перечень и форматы электронных сообщений устанавливаются Альбомом УФЭБС и изменениями к нему, размещенными в официальном представительстве Банка России в сети Интернет или предоставленными Банком России в порядке, установленном в договоре об обмене.
Альбом УФЭБС и изменения к нему в договор об обмене могут не включаться.
6. Необходимость формирования изменений к Альбому УФЭБС определяется Банком России.
6.1. Изменения к Альбому УФЭБС, в том числе описание изменений, с указанием даты ввода их в действие, размещаются в официальном представительстве Банка России в сети Интернет.
6.2. Дата введения в действие изменений к Альбому УФЭБС устанавливается Банком России не ранее 1 месяца после даты размещения в официальном представительстве Банка России в сети Интернет.
7. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
Унифицированные форматы электронных банковских сообщений
Унифицированные форматы электронных банковских сообщений (УФЭБС) представляют собой единый стандарт финансовых сообщений для обмена внутри Российский Федерации. Пользователями данного формата является ЦБ РФ и клиенты ЦБ РФ, расположенные на территории России, валюта списания или валюта зачисления – российский рубль. Формат сообщений основан на стандарте ISO20022.
Основными задачами формата является стандартизация обмена между клиентскими автоматизированными банковскими системами и системой Центрального Банка. Формат упрощает безналичный расчёт на территории Российской Федерации и взаимодействия с системой ЦБ, упрощает существующие форматы электронных сообщений, переходит к современным стандартам обмена коммерческой информацией в электронном виде.
Альбом УФЭБС разработаны на языке разметки XML. В таблице приведены основные форматы документов.
Перевод сообщений между участниками может быть в двух видах: полноформатный или сокращённого формата.
Обмен сообщениями сокращённого формата допускается между воинскими частями, предприятиями и организациями Министерства обороны Российской Федерации
Каждое финансовое сообщение в обязательном порядке проходит регламентные контрольные процедуры: проходит контроль подлинности, структурный контроль, контроль на уникальность и логический контроль При переводе средств между участником-плательщиком и участником-получателем на основании платёжного поручения, платёжного ордера, платёжного поручения на общую сумму с реестром участник-плательщик составляет и направляет ED101, ED105, ED108. Статусная схема процесса обмена приведена ниже.
Если формируется распоряжение на бумажные носители, но платёжная система Банка России составляет электронное сообщение ED101, ED103, ED104, ED105, ED109, ED110, ED111 и направляет участнику на сформированное распоряжение в бумажном виде. Если из-за недостатка денежных средств распоряжение не может быть исполнено, но оно помещается во внутридневную очередь, где хранится до исполнения в течение операционного дня. Если пользователь захочет данное сообщение вывести из очереди, то он отправляет сообщение ED205 или ED805. Не исполненное сообщение в течение операционного дня возвращается пользователю со статусом не исполнено. При достаточном количестве средств платёжное сообщение исполняется в соответствии с регламентом, после чего Банк Росси отправляет участнику подтверждающий документ. В нижеприведённом примере сформировано платёжное поручение (формат Ed101).
Унифицированные форматы электронных банковских сообщений Банка России. Обмен с клиентами Банка России
1. Общая характеристика УФЭБС
1.1 Унифицированные форматы электронных банковских сообщений (УФЭБС) представляют собой единые по всей территории России форматы электронных сообщений, предназначенные для электронного обмена подразделений Банка России с клиентами Банка России, расположенными на территории Российской Федерации, при осуществлении безналичных расчетов в валюте Российской Федерации.
1.2 Основными целями разработки УФЭБС являются стандартизация способов и средств взаимодействия между автоматизированными системами различных разработчиков, используемыми в расчетной системе Банка России для осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации и взаимодействия с ней, упрощение существующих форматов электронных сообщений, переход к современным стандартам обмена коммерческой информацией в электронном виде.
1.3 УФЭБС разработаны на языке разметки XML.
2. Официальное описание УФЭБС
Полное описание взаимодействия клиентов с Банком России приведено в следующих документах:
2.1 Версия 2019.4.1, действующая с 30.09.2019 г.
2.2 Версия 2020.1.1, действующая с 01.01.2020 г.
2.3 Версия 2020.2.1, действующая с 30.03.2020 г.
Архивы содержат описание принципов построения интерфейсов обмена, перечень и форматы электронных сообщений, используемых в обмене, типовые схемы взаимодействия, соответствующие термины и определения, требования по защите электронных сообщений, а также формализованное описание структуры УФЭБС, разработанное в виде набора которые являются неотъемлемой частью описания УФЭБС. Кроме того, в архивы включены описания изменений, сделанных в данной версии документов.
Информационная безопасность банковских безналичных платежей. Часть 2 — Типовая IT-инфраструктура банка
В первой части нашего исследования мы рассмотрели работу системы банковских безналичных платежей c экономической точки зрения. Теперь настало время посмотреть на внутреннее устройство ИТ-инфраструктуры банка, с помощью которой эти платежи реализуются.
Disclaimer
Статья не содержит конфиденциальной информации. Все использованные материалы публично доступны в Интернете, в том числе на сайте Банка России.
Глава 1. Общее описание ИТ-инфраструктуры
Основные термины
автоматизированная система; AC: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
В рамках данного исследования оба термина будут использоваться как синонимы.
Справедливость подобного подхода можно доказать тем, что в Приказе ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» для защиты информационных систем госрегулятор предписывает руководствоваться ГОСТами по автоматизированным системам.
Помимо информационных систем в IT-инфраструктуре банка можно выделить еще один тип элементов — информационные сервисы, или, как их часто называют, роботы.
Дать определение понятию информационный сервис довольно сложно, поэтому просто перечислим его основные отличия от информационной системы:
Автоматизированная банковская система
Ядром информационной инфраструктуры любого банка является автоматизированная банковская система или сокращенно АБС.
автоматизированная система, реализующая банковский технологический процесс.
Данное определение позволяет подвести под него практически любую IT-систему в банке. В то же время обычные банковские служащие называют АБС ту систему, которая занимается учетом банковских счетов, проводок между ними (движением денежных средств) и остатков. Второе определение не противоречит первому и более четко его детализирует, им и будем пользоваться дальше.
В современных Российских банках наиболее распространенными являются следующие АБС :
Иногда в банках параллельно используют несколько АБС различных производителей. Зачастую это происходит, когда банк пытается перейти с одной АБС на другую, но возможны и менее тривиальные причины.
Прикладные информационные системы
Несмотря на то что АБС автоматизирует довольно большое количество задач, она не покрывает все нужды банка. Есть задачи, которые АБС не делает вообще или делает не так, как хочет того банк. Поэтому к АБС подключаются (интегрируются) другие информационные системы, автоматизирующие отдельные бизнес-процессы. В дальнейшем подобные информационные системы будем называть — прикладными информационными системами.
Примерами прикладных информационных систем могут быть:
Инфраструктурные информационные системы
Помимо АБС и прикладных информационных систем, автоматизирующих основные бизнес-процессы, в банках также присутствует приличное количество вспомогательных инфраструктурных информационных систем. Примерами подобных систем могу быть:
Информационные сервисы
В банках используется гигантское количество различных информационных сервисов, выполняющих простые, рутинные функции, например, загрузка справочников БИК и ФИАС, публикация курсов валют на официальном сайте и т.д.
Клиентские части сторонних информационных систем
Отдельного упоминания стоят клиентские части внешних по отношению к банку информационных систем. В качестве примеров приведу:
Типовые способы интеграции информационных систем
Для интеграции информационных систем обычно применяются следующие механизмы:
Модули интеграции
Под модулем интеграции будем понимать виртуальный элемент IT-инфраструктуры, реализующий интеграцию других элементов IT-инфраструктуры.
Данный элемент мы назвали виртуальным, потому что его функционал может быть реализован, как в виде отдельного специализированного элемента ИТ-инфраструктуры (например, информационного сервиса), так и в виде компонентов интегрируемых информационных систем. Более того, в качестве модуля интеграции может выступать даже человек, «вручную» переносящий информацию между интегрируемыми информационными системами.
Пример ИТ-инфраструктуры банка
На Рис.1 можно увидеть фрагмент типовой информационной инфраструктуры банка, содержащий рассмотренные выше типы элементов.
Глава 2. Инфраструктура безналичных расчетов
Если посмотреть на эту схему (Рис.1) с точки зрения осуществления безналичных расчетов, то можно увидеть, что банк реализует их при помощи:
Для успешного функционирования банк обязан обеспечивать у себя информационную безопасность всех перечисленных способов осуществления платежей. Рассмотреть их в рамках одного, даже крупного исследования весьма проблематично, и поэтому мы сконцентрируемся только на одном наиболее критичном, с точки зрения возможных потерь, направлении — платежном взаимодействии банка с Банком России.
Инфраструктура обеспечения платежного взаимодействия с Банком России
Рис. 2.
IT-инфраструктуру платежного взаимодействия банка с Банком России будем рассматривать на примере исполнения платежа, отправляемого в адрес клиента другого банка.
Как мы помним из первой части, вначале клиент должен передать в банк платежное поручение. Сделать это он может двумя способами:
Если клиент передал платежное поручение на бумажном носителе, то работник банка на его основании делает электронное платежное поручение в АБС. Если распоряжение было подано через ДБО ИКБ, то через модуль интеграции оно попадает в АБС автоматически.
Доказательством того, что именно клиент сделал распоряжение о переводе денежных средств, в первом случае является лично подписанный им бумажный документ, а во втором, электронный документ в ДБО ИКБ, заверенный в соответствии с договором.
Обычно для заверения электронных документов клиентов — юридических лиц в ДБО ИКБ применяют криптографическую электронную подпись, а для документов клиентов — физических лиц коды SMS-подтверждений. С юридической точки зрения для заверения электронных документов в обоих случаях банки обычно применяют правовой режим аналога собственноручной подписи (АСП).
Попав в АБС, платежное поручение в соответствии с внутренними регламентами банка проходит контроль и передается для исполнения в платежную систему Банка России.
Технические средства взаимодействия с платежной системой Банка России
Технические средства (программное обеспечение), используемые для взаимодействия с платежной системой Банка России могут варьироваться в зависимости от территориального учреждения Банка России, обслуживающего корр. счет банка.
Для банков, обслуживаемых в Московском регионе, применяется следующее ПО:
АРМ КБР
АРМ КБР – это ПО, с помощью которого уполномоченные работники банка осуществляют шифрование и электронную подпись исходящих платежных документов, а также расшифровку и проверку электронной подписи платежных документов, поступающих из Банка России. Но, если быть более точным, то АРМ КБР в своей работе оперирует не платежными документами, а электронными сообщениями (ЭС), которые бывают двух типов:
Для того чтобы АРМ КБР мог обработать платеж, он должен быть преобразован в файл, содержащий электронное платежное сообщение формата УФЭБС. За подобное преобразование отвечает модуль интеграции АБС с платежной системой Банка России. С технической точки зрения подобные преобразования довольно просты, поскольку формат УФЭБС основан на XML.
Файлы электронных сообщений покидают модуль интеграции АБС в открытом виде и помещаются в специальную папку файловой системы (обычно это сетевая папка), которая настроена в АРМ КБР для электронных сообщений, имеющих статус «Введенные». На ранее представленной схеме (Рис. 2.) эта папка обозначена как «Папка 1».
Затем в процессе обработки электронные сообщения меняют свои статусы на «Контролируемые», «Отправленные» и т. д., что технически реализуется путем перемещения файла с электронным сообщением в соответствующие папки, которые настроены в АРМ КБР. На схеме (Рис. 2.) эти папки обозначены как «Папка 2».
В определенный момент технологической обработки (установленный внутренними регламентами банка) исходящих электронных сообщений они шифруются и подписываются электронной подписью с помощью СКАД Сигнатура и закрытых криптографических ключей ответственных работников.
СКАД Сигнатура
СКАД Сигнатура, это СКЗИ, разработанное компанией ООО «Валидата» по заказу Банка России и предназначенное для защиты информации в платежной системе Банка России. Данного СКЗИ нет в открытом доступе (кроме документации, размещенной на сайте ЦБ РФ), и оно распространяется Банком России только среди участников его платежной системы. К отличительным особенностям данного СКЗИ можно отнести:
Зашифрованные и подписанные электронные сообщения помещаются в специальную папку, на схеме (Рис. 2.) это «Папка 3». УТА непрерывно мониторит эту папку и, если он видит там новые файлы, передает их в ЦБ РФ одним из следующих способов:
Следует отметить, что все электронные сообщения, с которыми работает УТА, зашифрованы и подписаны электронной подписью.
Получив зашифрованное электронное сообщение, УТА перекладывает его в папку с входящими зашифрованными сообщениями. Уполномоченный работник с помощью своих криптоключей и АРМ КБР проверяет электронную подпись и расшифровывает сообщение.
Далее обработка производится в зависимости от типа электронного сообщения. Если это платежное сообщение, то оно через модуль интеграции передается в АБС, где на его основании формируются бухгалтерские проводки, изменяющие остатки на счетах. Важно отметить, что при взаимодействии АБС (модуля интеграции) и АРМ КБР используются файлы стандартного формата в открытом виде.
В процессе функционирования АРМ КБР ведет журнал своей работы, который может быть реализован в виде текстовых файлов или с помощью БД, работающих под управлением СУБД.
Альтернативные схемы обработки
Мы рассмотрели «классическую» схему работы системы. В реальности существует множество ее разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.
Разновидность 1. Разделение контуров отправки и приема сообщений
Реализуется схема с двумя АРМ КБР. Первый работает с участием человека и выполняет только отправку сообщений, второй работает в автоматическом режиме и выполняет только прием сообщений.
Разновидность 2. Полный автомат
АРМ КБР настраивается на работу полностью в автоматическом режиме без участия человека
Разновидность 3. Изолированный АРМ КБР
АРМ КБР функционирует как выделенный компьютер, не подключенный к сети банка. Электронные сообщения передаются на него человеком-оператором с помощью ОМНИ.
Перенос электронной подписи из АРМ КБР в АБС
Банк России планирует перейти на новую технологическую схему обработки платежей, при которой электронные сообщения будут подписываться не в АРМ КБР, как было ранее, а в АБС (точнее в модуле интеграции АБС — АРМ КБР).
Для реализации данного подхода выпущена новая версия АРМ КБР, которая стала называться АРМ КБР-Н (новая). Все основные изменения можно увидеть, если сравнить схемы информационных потоков, проходящих через АРМ КБР старой и новой версии.
Рассмотрим схему информационных потоков в классическом АРМ КБР. Источник схемы – официальная документация на АРМ КБР «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО КЛИЕНТА БАНКА РОССИИ. Руководство программиста. ЦБРФ.61209-04 33 01».
Рис. 3.
Примечания.
Рис. 4.
С точки зрения криптографии АРМ КБР-Н отвечает за шифрование / расшифрование электронных сообщений, а также за проверку электронных подписей на них. Формирование электронных подписей перенесено в модуль интеграции АБС.
Логично предположить, что данный модуль также должен будет проверять подписи под сообщениями, полученными из АРМ КБР-Н. С технической точки зрения это не является обязательным, но с точки зрения обеспечения безопасности имеет критическое значение, поскольку обеспечивает целостность сообщений, передаваемых между АБС и АРМ КБР-Н.
Помимо файлового интерфейса взаимодействия между АБС, АРМ КБР-Н и УТА добавлен интерфейс IBM WebSphere MQ, что позволяет строить сервис-ориентированную ИТ-инфраструктуру банка и решить проблему старой схемы с организацией одновременной работы нескольких операторов, ответственных за отправку платежей.
Уфэбс что это такое
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное сообщение Банка России от 13 июля 2020 г. № ВН-16-4-6-1/4536 “О размещении альбома УФЭБС”
Центр эксплуатации платежной системы Департамента информационных технологий сообщает участникам обмена, что на сайте Банка России www.cbr.ru/ development в разделе «Технические ресурсы/Унифицированные форматы электронных банковских сообщений» размещена новая версия документа «Унифицированные форматы электронных банковских сообщений. Обмен с клиентами Банка России Версия 2020.4.1» и XML-схемы к ней.
Данное сообщение будет размещено на сайте Банка России www.cbr.ru/development/mcirabis/ в разделе «Информация о работе платежной системы Банка России».
Контактные данные Единой службы поддержки пользователей Департамента информационных технологий:
Обзор документа
На сайте ЦБ РФ размещены новая версия документа «Унифицированные форматы электронных банковских сообщений. Обмен с клиентами Банка России Версия 2020.4.1» и XML-схемы к ней. Указаны сроки тестирования и начала применения.