Уделять внимание на речь говорящего в чем ошибка

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Уделять внимание на речь говорящего в чем ошибка

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

Уделять внимание на речь говорящего в чем ошибка

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Уделять внимание на речь говорящего в чем ошибка

Причинами речевых ошибок принято считать:

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

Уделять внимание на речь говорящего в чем ошибка

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Источник

Архив форума

Отметьте неверные высказывания. Верные расшифруйте и подтвердите примерами.
1. Лексическая норма регламентирует произношение
2. Лексическая норма регламентирует словоупотребление
3. Лексическая норма регламентирует построение предложений
4. При выборе слова следует учитывать: а)его происхождение б)его значение в)его лексическую сочетаемость г)его произношение
5. Паронимы это: а) близкие по значению одинаково звучащие слова, б) близкие по звучанию одинаковые слова с различным лексическим значением, в) близк. по значению разные слова
6. Контаминация означает: а)ошибку в согласовании, б)ошибку в лексической сочетаемости, в)ошибку в стилистической сочетаемости
7. Плеоназм – это употребление в речи а)логически лишних слов, б)однокоренных слов с одинаковыми значениями
8. Тавтология – это употребление в речи а) логически лишних слов, б)однокоренных слов с одинаковым значениями

2 Задание (контаминация, фразеология)
Найти ошибки, объяснить их. Предложения исправить.
1.Я надеюсь, что наша команда опять займет первенство в соревнованиях.
15.В этих событиях важную скрипку играют военные
19.Студенты исправили недочеты в работе

3 Задание (тавтология, плеоназмы)
Найти ошибки, квалифицировать их. Предложения исправить.
1. Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи
15. За прошедший период времени работа на предприятии наладилась
19. Я отступил на шаг назад

ответы:
1. Товары и вещи – эти слова в данном контексте имеют одно и то же значение, употребление обоих слов здесь излишне. Исправленный вариант: Здесь можно приобрести все необходимые товары.
15. Период времени – слово «время» здесь лишнее, поскольку период и без того подразумевает отрезок времени. Исправленный вариант: За прошедший период работа на предприятии наладилась
19. Отступил назад – термин «отступать» подразумевает обратное направление, то есть слово «назад» в данном предложении лишнее.
Исправленный вариант: я отступил на шаг.

4 Задание (употребление иноязычных слов)
Найти речевые ошибки, связанные с употреблением заимствований:
1.Немотивированное употребление заимствованных слов
2.Использование без учета их значения
3.Нарушение лексической сочетаемости
4.Совмещение стилей
Записать исправленные варианты.

1. Современная сибирская проза находится в эпицентре актуальных забот и тревог сегодняшнего человека
15. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование
19. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы

ответы:
1. Эпицентр – немотивированное использование заимствованных слов. Легко заменяется словом «центр». актуальных, забот и тревог – нарушение лексической сочетаемости, сегодняшнего – тавтология, про современность уже упоминалось вначале предложения.
Исправленный вариант: Современная сибирская проза находится в центре внимания читателя.
15. Здесь встречается немотивированное употребление заимствованных слов. Слово «Прогрессивный» в русском языке имеет синоним «новый», «новейший», «современный». Исправленный вариант: На предприятии использовалось более современное оборудование.
19. Констатированы, прямых, регламент. (Пожалуйста, распишите типы ошибок за меня, моя голова просто не в силах это сообразить, особенно в полтретьего ночи!)
Правильный вариант: в докладе были указаны факты нарушения хода работы.

6 Задание (ударения)
Отметьте неверные высказывания. Верные расшифруйте и подтвердите примерами.
1.Орфоэпические нормы регламентируют словоупотребление
2.Орфоэпические нормы регламентируют ударение
3.Орфоэпические нормы регламентируют произношение
4.В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений.
5.Ударение в русском языке фиксированное
6.Ударение в р.яз разноместно и подвижно
7.Ударение в р.яз никогда не служит для смыслоразличения
8. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительные функции
9. Ударение в формах прошедшего времени глаголов зависит от конечных букв основы неопределенной формы

8 Задание (глагольные формы)
Отметьте неверные высказывания. Верные расшифруйте и подтвердите примерами.
1. При наличии вариантов глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва (-ива) с о//а в корне:
А) вариант с о в корне относится к книжной, деловой речи?
Б) вариант с а в корне относится к разговорной речи?
2. Недостаточные глаголы означают: а) отсутствие глагола в языке б) отсутствие у глаола какой-то формы?
Изобилующие глаголы означают: а) наличие у глаголов вариантов значений? Б)наличие у глаголов вариантных форм?
3. Причастия имеют 3 времени: настоящее, будущее, прошедшее
4. Причастия не образуются от глаголов условного наклонения
5. Причастия сохраняют вид производящего глагола, а деепричастия его не сохраняют.
6. Причастия, образованные от приставочных глаголов с суффиксом –нуть: а)утрачивают –ну; б) сохраняют –ну-.
7. Употребление деепричастий связано с действием подлежащего
8. Деепричастие не уптребляется в безличном предложении и в страдтельных конструкциях.

10 Задание (паронимы)
Найти ошибки, связанные с незнанием значения слова. Записать исправленные варианты.
1. Её объяснение было очень доходным
15. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах
19. Путешественникам пришлось немного изменить маршрут, чтобы в ближайшем городе пополнить запасы продукции

ответы:
1. Её объяснение было очень доходчивым
15. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах
19. Путешественникам пришлось немного изменить маршрут, чтобы в ближайшем городе пополнить запасы продуктов

11 Задание (морфология)
1.Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа
2.Согласуйте в роде с несклоняемыми именем существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глагола в скобках
3.Чем отличаются варианты форм множественного числа имен существительных? А)сферой употребления б)значением?
4.Напишите числительные словами
I
1. На совещание прибыли многие (инженер, директор)
2. Он дал очень коротк… интервью журналисту
3. Договоры – договора
4. Работу нужно сдать к (28 декабря)
II
1.Этим вопросом занимались многие ученые в прошлом (год)
2.Дв… колибри привлекли внимание орнитолога
3.Шоферы-шофера
4.Деревня находится в 187 км от города
III
1. Из-за плохой организации приемки рыбы многие (судно) простаивают в (порт)
2. На испанце (быть) надет… широкопол… сомбреро
3. Счеты-счета
4. Високосный год равняется 366 дням

ответы:
1. На совещание прибыли многие инженеры, директора
2. Он дал очень короткое интервью журналисту
3. Договоры – договора (а)
4. Работу нужно сдать к двадцать восьмому декабря
II
1.Этим вопросом занимались многие ученые в прошлом году
2.Двое колибри привлекли внимание орнитолога
3.Шоферы-шофера (а)
4.Деревня находится в ста восьмидесяти семи км от города
III
1. Из-за плохой организации приемки рыбы многие судна простаивают в порту
2. На испанце было надето широкополое сомбреро
3. Счеты-счета (б)
4. Високосный год равняется тремстам шестидесяти шести дням

12 Задание
1. В предложениях под цифрой 1 поставьте личные глаголы в соответствующей форме
2. Предложения под цифрой 2 запишите в правильном варианте исправив ошибки на употребление причастий. Расставьте запятые
3. Предложения под цифрой 3 запишите в правильном варианте, исправив ошибки на употребление деепричастий
I.
1. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть).
2. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог устанавливающий в соответствии с законодательством.
3. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль.
II.
1.Мы ваши документы (класть) в папки и сдадим в приемную комиссию.
2. Заказ выполняющийся нашей фирмой особый.
3. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.
III.
1.Но ползут по кругу стрелки, время (двигаться) вперед.
2. Грязь в город несут грузовики въезжающие на асфальт с проселочной дороги и машины остановившиеся на обочине.
3. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

ответы:
I.
1. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же померкла.
2. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, установленный в соответствии с законодательством.
3. Прочитав внимательно произведение, каждый поймет его основную мысль.
II.
1.Мы ваши документы положим в папки и сдадим в приемную комиссию.
2. Заказ, выполняемый нашей фирмой, особый.
3. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого.
III.
1.Но ползут по кругу стрелки, время движется вперед.
2. Грязь в город несут грузовики, въезжающие на асфальт с проселочной дороги, и машины, остановившиеся на обочине.
3. Будучи переведенным на другой язык, стихотворение теряет свою красоту.

Источник

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК, ВЫЗВАННЫХ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПРАВЛЕНИЯ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК,

ВЫЗВАННЫХ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПРАВЛЕНИЯ

Из научно-методической литературы известно, что в школе и других учебных учреждениях уделяется все большее внимание культуре речи на ее ортологическом и коммуникативно-стилистическом уровнях. Значительно меньшая озабоченность, к сожалению, чувствуется в газетно-журнальной сфере, причем, как ни странно, прежде всего, в отношении низшего, ортологического, уровня. Однако не подлежит сомнению тот факт, что небрежное оформление речи, где бы и по чьей бы вине оно ни проявлялось, негативным образом сказывается на языковой культуре общества в целом и молодежи в частности.

Нарушение синтаксических норм стало одной из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ учащихся нередко можно наблюдать ошибки в формах согласования и управления частей речи: «… с лицом, исчерченном (вместо исчерченным ) морщинами…»; «Ключ бьет из расселены берега, превратившийся (вместо превратившегося ) в небольшой овраг»; «Листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающемся (вместо выдающегося ) на лиловом фоне тучи…»; «уверенность в победу » (вместо в победе ); « оплатить за квартиру » (вместо оплатить квартиру или заплатить квартплату ) и т.д. подобные ошибки, к сожалению, можно слышать и из уст выступающих в средствах массовой информации.

Виды ошибок и причины их возникновения.

Прежде всего, появление ошибок обусловлено неумением говорящих устанавливать связи между частями текста, членами предложения, а также сложностью выбора формы управления. Кстати, последняя проблема до сих пор не решена до конца. Многие лингвисты справедливо указывают на двойственную природу этого синтаксического явления. Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связана с содержанием и возможностями конкретного слова. Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему?, проявлять внимание к кому? к чему?, акцентировать (сосредоточивать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента: 1) выбор падежной формы зависимого слова; 2) наличие/отсутствие предлога в структуре словосочетания; 3) семантику словоформ.

Например, чтобы показать, что действие названного глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен существительным в винительном падеже без предлога ( писать письмо ), при других – в предложном падеже с предлогом о ( вспоминать о письме ). Место осуществления также может быть выражено по-разному; ср.: жить в Приморье – жить на Урале, ехать в Крым – ехать на Кавказ. Возможны случаи, когда для выражения определенного типа отношений одинаково приемлемы не один, а две формы одного и того же слова: говорить о фильме, говорить про фильм. Иногда форма зависимого слова определяется приставкой главного слова; ср.: ехать в город, на пляж, за реку, но наехать на изгородь, на гвоздь и т.д.

Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций. В современной речи можно выделить следующие типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

1) замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогами («жажда в деятельности» вместо жажда деятельности ; «уделить внимание на орфографию » вместо уделить внимание орфографии и т.п.);

2) употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний («отличать звук и букву» вместо отличать звук от буквы; «вселять страх противнику» вместо вселять страх в противника и др.)

3) неправомерное расширение сферы употребления того или иного предлога («отметить о недостатках», «полагать о достоинствах» и т.п.);

4) неправильный выбор предлога («скучать за ним» вместо скучать о нем ).

возвращаться со школы возвращаться из школы

одеть пальто надеть пальто

оплатить за проезд оплатить проезд

приехал с Москвы приехал из Москвы

скучать за кем скучать по ком, без кого

Учащийся должен знать, с чем он может перепутать то или иное словосочетание. Например, оскорбиться чем (не на что), обидеться на что (не чем), партнер по чему (не в чём), предпосылки чего (не к чему), равноправны друг с другом (не друг другу), тормозить что (не чему).

Пути преодоления речевых ошибок.

Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексические значения слов, но и грамматическое содержание конструкций. Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в недостаточных размерах ( обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему) что значит: сделать что-нибудь несомненным, гарантированным обеспечить больному хороший уход) ; отличие конструкции купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, что форма родительного падежа обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как винительный падеж указывает, что действие переходит на весь предмет.

При выборе предлога важно также учитывать присущие ему оттенки значения. «Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги «ввиду», «вследствие», «по причине», «благодаря» и др. однако следует говорить: «ввиду предстоящего отъезда», а не «вследствие предстоящего отъезда» (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, правильной является конструкция: «вследствие прошедших дождей», а не «ввиду прошедших дождей» (явление относится к прошлому и не прогнозируется).

Нарушение стилистических норм словоупотребления при использовании предлогов речи составляет особую группу ошибок. Так, оказывается неуместным употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и т.п. Например, смешно звучит объяснение учащегося, что он не выучил стихотворение «ввиду плохого самочувствия».

Чтобы устранить подобные недостатки, требуется систематическая и целенаправленная работа, начинать которую необходимо в школе. Контроль за устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании у учащихся навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет синтаксический разбор предложений. При разборе предложения необходимо уделять внимание не только правильному выделению членов предложения, но и постановке вопросов между ними, тогда последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить учащимся индивидуальные задания по карточкам, например: вставить пропущенные буквы в окончании имен прилагательных и причастий в тексте, согласовать данные в скобках имена прилагательные (причастия) с определенными словами и др.

Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания. Можно предложить учащимся составлять словосочетания со связью управления из данных слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях и т.п.

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов. Обычно интерес вызывают задания составить синонимичные ряды для паронимов ( искусный – умелый, квалифицированный, мастерский, виртуозный, артистичный; искусственный – ненастоящий, ненатуральный, поддельный, неестественный ), подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов ( нестерпимый – терпимый, слабый; нетерпимый – сдержанный, уживчивый ). Далее можно предложить учащимся определить паронимы по толкованиям их значений. Например: грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек ( невежа – невежда ) и т.п. Учащиеся составляют предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении ( абонент – абонемент, жесткость – жестокость и др.). На последнем этапе учащиеся исправляют ошибки в употреблении паронимов, редактируют предложения типа: Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным); Автор брошюры не приводит никаких оснований (обоснований) для своих выводов.

В данной статье продолжена система упражнений, построенных на противопоставлении взаимосмешиваемых словосочетаний.

Задание 1. Подобрать к беспредложным словосочетаниям со значением процесса предложные словосочетания с тем же значением. Осуществляйте преобразования в двух направлениях.

судить (кого? что?) военных суд (над кем? чем?) над военными

ужаснуться (чему?) смерти ………………………………

Источник

Методический материал на тему: «Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 1 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в формах согласования и управления,

пути их устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.

С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:

Выбор падежной формы зависимого слова

Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания

Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.

В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию

вм. уделить внимание орфографии и.т.д.

Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.

Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.

Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.

Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.

Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.

Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.

При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.

Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.

Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.

6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

синтаксический разбор предложения

К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.

6. Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.

Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:

Составить синонимичные ряды для паронимов:

Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:

Нестерпимый – терпимый, слабый.

Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.

Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).

Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *