Учкудук что это такое и почему три колодца
Три колодца Учкудука: в известном из песни поселке говорят по-таджикски
«Учкудук — три колодца, защити, защити нас от солнца…» — всем известные строки из красивой и наивной песни ВИА «Ялла». Менее известно то, что город Учкудук существует на самом деле и находится он в Навоийской области Узбекистана, в самом сердце «красных песков» Учкудук — три колодца — великой пустыни между Сырдарьей и Амударьей.
Тем, кто бывал в Таджикистане или Иране, песни из магнитол учкудукских таксистов покажутся очень знакомыми. По всему Узбекистану, даже за сотни километров от таджикской границы, немало мест, где говорят по-таджикски. В том числе древняя Бухара, выходцы из которой в основном и заселяют Учкудук вместо уехавших русских.
Сердце пустыни
Учкудук стоит там, где никогда не было людских поселений и не ходили караваны. Кызылкумы — не степь, а настоящая пустыня, пространство потрескавшегося камня и сморщенной глины с редкой и чахлой растительностью. Порой пейзаж разнообразят чинки — высокие глинистые обрывы, и соры — белые пятна высохших солончаков. А иногда в мареве дрожит фата-морганой городок мавзолеев или белеет в необозримом пространстве далекая юрта. Коренные жители Кызылкумов — казахи — по сравнению со своими соплеменниками из Казахстана лучше сохранили кочевой уклад.
Здесь мало кто отважился бы жить по доброй воле. Зимой или осенью лирический герой песни ВИА «Ялла» мог бы просить Учкудук о защите не от палящего солнца, а от пронизывающего ветра и лютой стужи. Покинув поезд на станции Учкудук II, я хорошо понял значение английской идиомы in the middle of nowhere («посреди ничего»).
Именно так расположен пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявых саксаулов. На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью своего города.
Три колодца до урановой руды
В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка нашла в Кызылкумах крупное урановое месторождение, вместе с еще несколькими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.
На доразведку, подготовку и проектирование ушло еще четыре года, а в 1956-58 годах в самом сердце Кызылкумов, где никогда не было городов и сел и не ходили караваны, «под ключ» выросли поселок, аэропорт, железная дорога и рудник. Впоследствии, впрочем, главным богатством Кызылкумов оказалось золото, и центр рудничной жизни сместился к месторождению Мурунтау, близ которого вырос город Зарафшан. Пустыню буквально пронизывает Навоийский горно-металлургический комбинат, столь огромный и сложный, что в 1982 году специально под него была учреждена Навоийская область.
Ну а три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого мылись, из третьего брали воду для технических нужд. Старожилы даже смогут показать их оплывшие ямы на окраине… вот только почти не осталось в Учкудуке старожилов.
Церковь среди саксаулов
Город за отвалами возникает внезапно: от рудников его отделяет холм Солнышко, прозванный так по въездному знаку, стоявшему до 1986 года. Теперь на его месте — довольно невразумительный монумент «Три колодца» и смотровая площадка. На спуске притаился Дракон — закрытый уже несколько лет ночной клуб в виде ящера с оскаленной пастью. Первое же капитальное здание — Северное рудоуправление НГМК. Подобно всем правительственным зданиям по всему Узбекистану оно обнесено мощной оградой, и не стоит пояснять, что здесь эта контора влиятельнее, чем хокимият.
Как песня ВИА «Ялла» «Учкудук» попала под запрет, а потом покорила всю страну
Закрытый город, закрытый объект
В 1980 году ансамбль «Ялла», «усиленный» группой поэтов-песенников и композиторов из Москвы, совершал турне по городам Узбекистана. Однажды ребята оказались в Учкудуке. Об этом небольшом промышленном городке в стране ничего не знали: он был закрытым и практически секретным. Дело в том, что в Учкудуке добывали золото и уран, а на всё, что с этим было связано, традиционно накладывался гриф секретности. Добычей, опять-таки традиционно, занимались заключённые, что усиливало секретность. В составе «творческого десанта» находился уже известный к тому времени поэт Юрий Энтин. Позднее он вспоминал, что пустыня произвела на него огромное впечатление: перекати-поле, караваны верблюдов, древние пески. И среди песков — город, как сказка, возникший ниоткуда.
Песня придумалась за один вечер
Поражённый всем увиденным, Энтин стал расспрашивать местных жителей, и узнал, что в переводе с узбекского «Учкудук» означает «три колодца», что этого города нет на карте из-за секретности, что когда-то здесь и правда были колодцы. А потом поэт увидел колючую проволоку и автоматчиков: центр города был отделён ими от участков, где работали зэки. Энтин вернулся в столовую, но не смог есть: вместо этого неожиданно в его голове начали складываться распевные, похожие на старинную сказку строчки: «Горячее солнце, горячий песок. Горячие губы — воды бы глоток. ».
В тот же день Энтин, погуляв по Учкудуку, принёс эти стихи Фарруху Закирову.
Позднее, как утверждает в своей статье «История песен на стихи Юрия Энтина, часть 5: «Учкудук» группы ЯЛЛА (1980)» Сергей Курий, Закиров рассказывал: «Он прошёлся по нему и сказал: «Ребята! Я написал гениальные стихи!» А мы после дороги, жара. Я так устал, мне не хотелось вставать. А он не унимается: «Давай, чего-нибудь придумаем!» Я беру гитару и просто по приколу, немножко подшучивая, чуть ли не приблатнённо напеваю: «Учкуд-у-у-у-у-ук — три колодца». А он мне: «Вот, вот так! И ни одной ноты не меняй!» Я ему: «Да неужели?» Так за 40 минут я написал мелодию к песне».
Восторг местных жителей
В тот же вечер песню исполнили на концерте. Какой же восторг поднялся в зале! Люди, привыкшие к тому, что их город не упоминается даже на карте, простые работяги, восприняли «Учкудук» как настоящий гимн. Больше других артистов благодарили самые преданные поклонницы — местные девушки. Но и суровые небритые мужчины, не склонные к сантиментам, подходили поcле концерта, жали руки и говорили спасибо Фарруху и его музыкантам. У многих на глазах блестели слёзы.
Запретили на год
С того дня стало ясно: песня получилась, у неё будет долгая жизнь. Даже для передачи «Песня года» «Ялла» решили записывать именно «Учкудук», хотя поначалу готовили другой номер. Однажды парни репетировали песню в Ташкенте, и в этот момент в зал вошли руководители компартии Узбекистана. Второй секретарь ЦК компартии, Греков, услышав «Учкуду-у-ук! Три колодца!», — онемел от неожиданности: он-то знал Учкудук как «город зэков», в котором нет ничего прекрасного, и вдруг его воспевают популярные музыканты!
Он только и смог удивлённо проронить: «Как? Песня про Учкудук?».
Этого было достаточно: находящиеся рядом чиновники восприняли эти слова как руководство к действию. Подчинённые поспешили перестраховаться и запретили исполнять «Учкудук». Больше года песня находилась на полке. Спас её тогдашний председатель Центрального телевидения Лапин: под свою ответственность он пустил красивую мелодичную песню в эфир. И она мгновенно стала популярной, её не только слушали, но и пели по всей стране.
Секрет популярности
Почему же песня стала такой популярной не только у жителей Учкудука, но и у всех, кто её слушал? Надо думать, ничего секретного здесь нет: искренние стихи, полные восхищения и уважения к древней культуре, легли на удивительную музыку. Добавьте сюда сильный красивый голос Фарруха Закирова и необычное звучание национальных инструментов. А ещё — некоторая таинственность: ведь название закрытого населённого пункта было окружено множеством мистических догадок и домыслов. Жители Учкудука, простые люди с понятными переживаниями и чувствами, получили признание от настоящих звёзд. Это сильно скрасило их серые будни, наполненные тяжёлым трудом. Благодарность и восхищение распространились по всей стране.
«Спасительный круг»
Как вспоминал Фаррух Закиров, однажды к нему на тёмной улице подошли пятеро подозрительных типов: он стоял у магазина, ждал художника по костюмам Алёну Коженкову. Типы были явно настроены агрессивно: они окружили Фарруха и начали вымогать у него деньги. Он что-то торопливо говорил, пытаясь тянуть время. Тут подошёл ещё один — судя по всему, главарь. Осветил спичкой лицо Фарруха и удивлённо произнёс: «Ты Учкудук, что ли?». Тут как раз из магазина вышла Алёна и водитель. «Что здесь происходит?» — «Ничего, вот, друга встретили». И хулиганы мирно попрощались с «Учкудуком». Группа «Ялла» успешно гастролирует до сих пор. В их репертуаре — множество популярных песен. Но «Учкудук» и по сей день — любимая. Ей просят исполнить на каждом концерте. И у поседевших музыкантов сразу теплеют глаза, на лицах появляются особые улыбки: они всё помнят. А мы предлагаем узнать о неожиданных рок-пристрастиях Людмилы Сенчиной и других советских исполнителей. А также о том, как сложилась жизнь солистов другого популярного ВИА «Верасы».
Легендарный Учкудук
Тем, кто бывал в Таджикистане или Иране, песни из магнитол учкудукских таксистов покажутся очень знакомыми. По всему Узбекистану, даже за сотни километров от таджикской границы, немало мест, где говорят по-таджикски. В их числе и древняя Бухара, выходцы из которой главным образом населяют Учкудук сейчас вместо уехавших русских.
Город расположен в местах, где никогда не было людских поселений и не ходили караваны. Кызылкум — не степь, а настоящая пустыня, пространство потрескавшегося камня и сморщенной глины с редкой и чахлой растительностью.
Порой пейзаж разнообразят чинки — высокие глинистые обрывы, и соры — белые пятна высохших солончаков.
А иногда в мареве дрожит фата-морганой городок мавзолеев или белеет в необозримом пространстве далекая юрта. Коренные жители Кызылкума — казахи — лучше сохранили кочевой уклад по сравнению со своими соплеменниками из Казахстана.
Кызылкум не отнести к древним цивилизациям Средней Азии — ни к Согдиане, ни к Хорезму: пустое пространство, где не остался бы жить никто, кроме кочевников и рудокопов. Моногорода пустыни, степи или тундры похожи на россыпь вагончиков, которые можно погрузить да увезти в другое место.
Именно так выглядит пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявого саксаула. И больше ничего.
На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью города.
А вот теперь на его месте довольно невразумительный монумент «Три колодца».
Дорога от «Солнышка» спускается в город, и новый въездной знак стоит с другой стороны. В 1958 году Учкудук официально возник как поселок, а позднее, в 1978 получил городской статус.
В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка обнаружила в Кызылкуме крупное урановое месторождение, вместе с другими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.
На доразведку, подготовку и проектирование ушло еще четыре года, а в 1956–1958 годах в центре пустыни, где никогда не было городов и сел и не ходили караваны, «под ключ» выросли поселок, аэродром, железная дорога и рудник. Впоследствии, впрочем, главным богатством Кызылкума оказалось золото, и центр рудничной жизни сместился к месторождению Мурунтау, близ которого вырос город Зарафшан.
Пустыню буквально пронизывает Навоийский горно-металлургический комбинат, столь огромный и сложный, что в 1982 году специально под него была учреждена Навоийская область.
Церковь среди саксаула
В самом центре Учкудука — белая православная церковь Всех Святых, построеная в 2001–2007 годах.
В 2001 году хоким Учкудука Эргашев А. И. выделил участок земли в центре города под строительство храма. 12 марта 2002 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир совершил чин закладки камня в строительство нового храма.
В воскресенье 28 октября 2007 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир с духовенством из Ташкента, Самарканда, Бухары, Кагана, Навои, Зарафшана и Учкудука совершил Великое Освящение храма. На богослужении присутствовал хоким города Учкудук Умаров И. С. и руководство Навоийского Горно-Металлургического Комбината
Последних русских здесь можно встретить у «трех колодцев». Но это — другие русские, которым пустыня знакома лучше, чем лес. Их осталось очень мало. И для кого же тогда этот храм?
Учкудук прошел типичный путь моногорода, построенного на недружелюбной земле для добычи ее ресурсов. Первыми его жителями были ученые и спецпоселенцы, многие объекты строили «зыки» (так здесь называли заключенных), а от донецких шахтеров в местный сленг вошли «тормозок» и «дух подземелий Шубин». Но уже в 1960-х годах к «Трем Колодцам» активно поехала советская молодежь: кто за романтикой пустыни, кто просто за длинным рублем.
Первым капитальным зданием города было Северное рудоуправление Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК). Подобно всем правительственным зданиям в Узбекистане, оно обнесено мощной оградой. Не стоит объяснять, что в этих краях этот монстр влиятельнее, чем хокимият.
В советском Учкудуке шутили, что надо бы привезти в город хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов напоминает человеческую жизнь, состоящую из неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости и мучительной старости.
Учкудук одновременно напоминает города и Средней Азии, и Крайнего Севера. От последнего — общее ощущение необжитости: пятиэтажки и «свечки» улучшенных серий многоэтажек стоят тут как россыпь вагончиков и времянок. Их дворы вполне типичны для бывшего СССР, вот только не растет в этих дворах даже трава, а вровень с горками детских площадок торчит из красноватой земли саксаул.
При СССР в Учкудуке сложилась своя неповторимая среда, где люди понимали друг друга с полуслова. Распад этой среды произошел не с распадом Союза, а уже в начале XXI века. Первые годы в независимом Узбекистане НГМК руководили люди старой закалки, и его города представляли собой своеобразный архипелаг, живший иной жизнью, чем остальная Средняя Азия.
К Навоийской области в Узбекистане относились, примерно как в России к Югре и Ямалу: край тяжелого труда и невыносимой природы, но высоких зарплат и развитой социальной защиты. Потому и построили в Учкудуке большую церковь, что русские в те годы не спешили уезжать. Но в 2008-м на комбинате сменилось руководство, а с ним, за считанные месяцы, — и жизнь в рудничных городах.
Новые люди и старые руды
В пустыне помимо казахских юрт в последние годы можно увидеть шатры, похожие на декорации к сказкам Шахрезады. Бухара как родина великих богословов и суфийских орденов хорошо известна в исламском мире, и с 1990-х годов влиятельные бухарцы, совершая хаджи, нашли себе новых друзей среди арабских шейхов. И вот теперь популярная забава аравийской аристократии — соколиная охота в Кызылкуме.
Но в первую очередь Учкудук, как и раньше, — центр добычи урана и золота. НГМК по-прежнему входит в первую десятку мировых производителей этих металлов. Для молодежи из перенаселенных оазисов вокруг Бухары Кызылкум — по-прежнему край тяжелого труда и больших доходов. Иначе в таких местах не бывает: без своих рудников Учкудук неизбежно стал бы городом-призраком, а трудолюбивые узбеки не замедлили бы разобрать его руины подчистую.
Владимир Высоцкий в Учкудуке
Владимир Семенович Высоцкий в рамках своего турне по Узбекистану, которое прошло за год до его смерти, посетил и Учкудук.
Полноценный восьмичасовой рабочий день с гитарой. Но на сцене он работал без скидок на усталость и самочувствие.
История песни «Учкудук»
История песни началась с того, что в 1980 году ВИА «Ялла» приехал на гастроли в закрытый городок «Учкудук» в то время, когда у него готовилась новая программа. В помощь музыкантам пригласили режиссеров и поэтов из Белокаменной, что придавало предстоящим концертам солидности. В составе столичного десанта был Юрий Энтин, в то время уже классик и автор большого количества детских хитов. Достаточно вспомнить, хотя бы песенку «Антошка,Антошка, пойдем копать картошку!».
И надо же такому случиться, что серенький промышленный городок из Узбекистана на мэтра произвел огромное впечатление. И родилась песня «Учкудук», которую в тот же день исполнили на концерте в одноименном городе, вызвав небывалое ликование горожан. Артистов благодарили не только девушки и женщины, которые традиционно были самыми преданными поклонниками «Яллы». После концерта к артистам подходили группы суровых мужиков-шахтеров, которые со слезами на глазах выражали свое восхищение.Успех был ошеломляющим.
Можно сказать, что песня «Учкудук» установила своеобразный рекорд на пути от написания до завоевания зрителя. Всего за один день были написаны стихи, положены на музыку и исполнены. Собственно, то первое публичное исполнение песни стало предопределяющим для будущей популярности и востребованности.
А где- же три колодца?
Самое интересное, что знаменитые колодцы, которые якобы в количестве трёх штук были здесь когда-то, в городе толком никто и показать не может. Хотя говорят, что ы подробные описания их местонахождения встречали в первых геологических отчётах.
Сейчас жители считают, что три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого брали воду для купания, из третьего — для технических нужд. Старожилы даже могут показать их оплывшие ямы на окраине. вот только практически не осталось в Учкудуке старожилов.
Каково жить в легендарном Учкудуке? — репортаж путешественника
«Учкудук — три колодца, защити, защити нас от солнца…» — известные всем строки из красивой и наивной песни ВИА «Ялла». Город Учкудук существует на самом деле и находится он в Навоийской области Узбекистана, в сердце «красных песков» — пустыни Кызылкум между Сырдарьей и Амударьей.
Тем, кто бывал в Таджикистане или Иране, песни из магнитол учкудукских таксистов покажутся очень знакомыми. По всему Узбекистану, даже за сотни километров от таджикской границы, немало мест, где говорят по-таджикски. В их числе и древняя Бухара, выходцы из которой главным образом населяют Учкудук вместо уехавших русских.
Сердце пустыни
Учкудук стоит там, где никогда не было людских поселений и не ходили караваны. Кызылкум — не степь, а настоящая пустыня, пространство потрескавшегося камня и сморщенной глины с редкой и чахлой растительностью. Порой пейзаж разнообразят чинки — высокие глинистые обрывы, и соры — белые пятна высохших солончаков. А иногда в мареве дрожит фата-морганой городок мавзолеев или белеет в необозримом пространстве далекая юрта. Коренные жители Кызылкума — казахи — лучше сохранили кочевой уклад по сравнению со своими соплеменниками из Казахстана.
Мало кто отважился бы жить здесь по доброй воле. Зимой или осенью лирический герой песни ВИА «Ялла» мог бы просить Учкудук о защите не от палящего солнца, а от пронизывающего ветра и лютой стужи. Покинув поезд на станции Учкудук II, я хорошо понял значение английской идиомы in the middle of nowhere («посреди ничего»).
Именно так расположился пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявого саксаула. На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью города.
Три колодца до урановой руды
В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка обнаружила в Кызылкуме крупное урановое месторождение, вместе с другими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.
Ну а три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого брали воду для купания, из третьего — для технических нужд. Старожилы даже могут показать их оплывшие ямы на окраине… вот только почти не осталось в Учкудуке старожилов.
Церковь среди саксаула
Город за отвалами возникает внезапно: от рудников его отделяет холм Солнышко, названный так по въездному знаку, стоявшему до 1986 года. Теперь на его месте — довольно невразумительный монумент «Три колодца» и смотровая площадка. На спуске притаился «Дракон» — закрытый уже несколько лет ночной клуб в виде ящера с оскаленной пастью. Первое же капитальное здание — Северное рудоуправление НГМК. Подобно всем правительственным зданиям в Узбекистане оно обнесено мощной оградой, и не стоит объяснять, что здесь эта контора влиятельнее, чем хокимият.
Учкудук одновременно напоминает города и Средней Азии, и Крайнего Севера. От последнего — общее ощущение необжитости: пятиэтажки и «свечки» улучшенных серий многоэтажек стоят тут как россыпь вагончиков и времянок. Их дворы вполне типичны для бывшего СССР, вот только не растет в этих дворах даже трава, а вровень с горками детских площадок торчит из красноватой земли саксаул. И все дороги, конечно, ведут на базар.
Но в самом центре Учкудука — белая православная церковь Всех Святых. Она была построена в 2001–2007 годах, а ее резные двери делал узбекский усто. Последних русских людей здесь можно встретить у «трех колодцев». Но это — другие русские, которым пустыня знакома лучше, чем лес. Их осталось очень мало. И для кого же тогда этот храм?
Судьба моногорода
Учкудук прошел типичный путь моногорода, построенного на недружелюбной земле для добычи ее ресурсов. Первыми его жителями были ученые и спецпоселенцы, многие объекты строили «зыки» (так здесь называли заключенных), а от донецких шахтеров в местный сленг вошли «тормозок» и «дух подземелий Шубин». Но уже в 1960-х годах к Трем Колодцам активно поехала советская молодежь: кто за романтикой пустыни, кто просто за длинным рублем.
В тогдашнем Учкудуке шутили, что надо бы привезти в город хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов напоминает человеческую жизнь, состоящую из неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости и мучительной старости.
К Навоийской области в Узбекистане относились, примерно как в России к Югре и Ямалу: край тяжелого труда и невыносимой природы, но высоких зарплат и развитой социальной защиты. Потому и построили в Учкудуке большую церковь, что русские в те годы не спешили уезжать. Но в 2008-м на комбинате сменилось руководство, а с ним, за считанные месяцы, — и жизнь в рудничных городах.
Новые люди и старые руды
В пустыне помимо казахских юрт в последние годы можно увидеть шатры, похожие на декорации к сказкам Шахрезады. Бухара как родина великих богословов и суфийских орденов хорошо известна в исламском мире, и с 1990-х годов влиятельные бухарцы, совершая хаджи, нашли себе новых друзей среди арабских шейхов. И вот теперь популярная забава аравийской аристократии — соколиная охота в Кызылкуме.
Но в первую очередь Учкудук, как и раньше, — центр добычи урана и золота. НГМК по-прежнему входит в первую десятку мировых производителей этих металлов. Для молодежи из перенаселенных оазисов вокруг Бухары Кызылкум — по-прежнему край тяжелого труда и больших доходов. Иначе в таких местах не бывает: без своих рудников Учкудук неизбежно стал бы городом-призраком, а трудолюбивые узбеки не замедлили бы разобрать его руины подчистую.