Учитывай с кем почему для чего ты общаешься

Риторика
4 класс

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)

– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . В ыявлять сущность, особенности объектов.

4. Н а основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ученики озаглавливают рисунки:

Письменное общение. Устное общение.

Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:

Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?

И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.

У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.

Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.

Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.

Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.

Риторик общается с автором книги и её героями.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Пять вещей должны все знать»

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)

– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?

– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?

– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.

– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)

– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)

– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.

– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.

– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?

Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.

– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.

– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.

– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.

Например, место общения ( где? ). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.

Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.

Подросток не учитывает, к кому он обращается.

Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?

IV . Домашнее задание.

Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».

Источник

Занятие по риторике на тему «Поступки»

Тема: Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Место проведения: гимназия им. А.С. Пушкина 4 «Б» класс.

Цель: учить разрешать речевые ситуации во время общения;

систематизировать изученные сведения о речевой ситуации, о её компонентах;

развивать коммуникативные способности, мышление;

воспитывать культуру речи.

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этический чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

— готовность слушать собеседника, вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Форма проведения: кружок.

Форма воспитания: групповая.

Метод формирования сознания личности: рассказ, беседа.

Метод организации деятельности и формирования опыта социального поведения: игра.

Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: похвала.

Метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании: наблюдение.

Созидающие: похвала, вовлечение в интересную деятельность, одобрение.

-визуальные: изображения, иллюстрации

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточные листы под открытки, карточки для рефлексии «У», «П». «НУ».

Классный руководитель: Юрьева Инна Алексеевна

Руководитель по практике: Дьячкова Ксения Любомировна

Выполнила: студентка группы 3 «А» Романченко Екатерина Ивановна

— А какой кружок сейчас, как он называется?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

-Почему все вопросы соединены линиями?

-Какие же вопросы? (Как? Почему? Зачем?)

-Почему ! По какой при чине? Это важные вопросы треугольника

Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

-Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании.

потому что те, кто общается, что-то обязательно

сообща­ют друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

— И как очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу отве­тить, потому что не знаю его языка.

-Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны
и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план. Например место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шепотом.

III. Основная часть:

1. Работа с картинками на доске:

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребенок может уже спать.

2. Речевая ситуация (стих)

-Восстанови речевую ситуацию по фрагменту
стихотворения А. Барто «Почему телефон занят».

-Используй вопросы риторического тре­угольника.

И начинаются звонки,

Звонки, без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Подсказка : Кто? Митя.

Звонит кому? Андрею.

Почему? Потому что Митя не знает,

— Теперь разыграйте диалог между Митей и Андреем, учитывая данные советы: старайтесь быть вежливым. Можете продолжить диалог. И, теперь может быть, позвонить Андрей?

3. Рисунок открытки:

4)Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

А вы умеете поздравлять приятно? Давайте вспомним, какие нас ждут впереди праздники?
сейчас я Вам раздам листочки, а Вы напишите на них поздравления, а потом мы проверим как вы усвоили главную задачу поздравления.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

— Что надо учитывать в речевой ситуации?

Роджер Уоддис писал :

И вам язык- не враг

— Оцените вашу работу сегодня.

П – получалось на уроке многое, но не всё.

Источник

Риторика. Общение.

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Цель:

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. Общение.»

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)

– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ученики озаглавливают рисунки:

Письменное общение. Устное общение.

Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:

Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?

И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.

У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.

Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.

Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.

Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.

Риторик общается с автором книги и её героями.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Пять вещей должны все знать»

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)

– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?

– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?

– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.

– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)

– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)

– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.

– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.

– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?

Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.

– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.

– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.

– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.

Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.

Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.

Подросток не учитывает, к кому он обращается.

Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?

Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».

Источник

Риторика. Общение.

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Цель:

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Просмотр содержимого документа
«Риторика. Общение.»

Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)

– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Развитие умений. Применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Ученики озаглавливают рисунки:

Письменное общение. Устное общение.

Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:

Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?

И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.

У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.

Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.

Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.

Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.

Риторик общается с автором книги и её героями.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Пять вещей должны все знать»

Лишь пять вещей должны все знать,

И вам язык – не враг.

(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)

– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?

– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?

– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.

– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)

– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)

– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.

– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.

– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.

– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?

Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.

– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.

– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.

– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.

– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.

Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.

Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.

Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.

Подросток не учитывает, к кому он обращается.

Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.

Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?

Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *