Учитывай с кем почему для чего ты общаешься
Риторика
4 класс
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)
– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3 . В ыявлять сущность, особенности объектов.
4. Н а основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II . Развитие умений. Применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Ученики озаглавливают рисунки:
Письменное общение. Устное общение.
Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:
Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?
И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.
У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.
Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.
Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.
Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.
Риторик общается с автором книги и её героями.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
«Пять вещей должны все знать»
Лишь пять вещей должны все знать,
И вам язык – не враг.
(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)
– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?
– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?
– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.
– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)
– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)
– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.
– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.
– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.
– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?
– Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.
– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.
– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.
– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.
– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.
Например, место общения ( где? ). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.
Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.
Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.
Подросток не учитывает, к кому он обращается.
Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.
Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?
IV . Домашнее задание.
Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».
Занятие по риторике на тему «Поступки»
Тема: Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Место проведения: гимназия им. А.С. Пушкина 4 «Б» класс.
Цель: учить разрешать речевые ситуации во время общения;
систематизировать изученные сведения о речевой ситуации, о её компонентах;
развивать коммуникативные способности, мышление;
воспитывать культуру речи.
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этический чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
— готовность слушать собеседника, вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Форма проведения: кружок.
Форма воспитания: групповая.
Метод формирования сознания личности: рассказ, беседа.
Метод организации деятельности и формирования опыта социального поведения: игра.
Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: похвала.
Метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании: наблюдение.
Созидающие: похвала, вовлечение в интересную деятельность, одобрение.
-визуальные: изображения, иллюстрации
Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточные листы под открытки, карточки для рефлексии «У», «П». «НУ».
Классный руководитель: Юрьева Инна Алексеевна
Руководитель по практике: Дьячкова Ксения Любомировна
Выполнила: студентка группы 3 «А» Романченко Екатерина Ивановна
— А какой кружок сейчас, как он называется?
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
-Почему все вопросы соединены линиями?
-Какие же вопросы? (Как? Почему? Зачем?)
-Почему ! По какой при чине? Это важные вопросы треугольника
— Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.
-Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании.
потому что те, кто общается, что-то обязательно
сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.
— И как очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.
-Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны
и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план. Например место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шепотом.
III. Основная часть:
1. Работа с картинками на доске:
Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребенок может уже спать.
2. Речевая ситуация (стих)
-Восстанови речевую ситуацию по фрагменту
стихотворения А. Барто «Почему телефон занят».
-Используй вопросы риторического треугольника.
И начинаются звонки,
Звонки, без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
— Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Подсказка : Кто? Митя.
Звонит кому? Андрею.
Почему? Потому что Митя не знает,
— Теперь разыграйте диалог между Митей и Андреем, учитывая данные советы: старайтесь быть вежливым. Можете продолжить диалог. И, теперь может быть, позвонить Андрей?
3. Рисунок открытки:
4)Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.
А вы умеете поздравлять приятно? Давайте вспомним, какие нас ждут впереди праздники?
сейчас я Вам раздам листочки, а Вы напишите на них поздравления, а потом мы проверим как вы усвоили главную задачу поздравления.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
— Что надо учитывать в речевой ситуации?
Роджер Уоддис писал :
И вам язык- не враг
— Оцените вашу работу сегодня.
П – получалось на уроке многое, но не всё.
Риторика. Общение.
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Цель:
– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.
Просмотр содержимого документа
«Риторика. Общение.»
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)
– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Развитие умений. Применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Ученики озаглавливают рисунки:
Письменное общение. Устное общение.
Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:
Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?
И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.
У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.
Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.
Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.
Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.
Риторик общается с автором книги и её героями.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
«Пять вещей должны все знать»
Лишь пять вещей должны все знать,
И вам язык – не враг.
(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)
– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?
– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?
– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.
– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)
– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)
– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.
– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.
– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.
– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?
– Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.
– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.
– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.
– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.
– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.
Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.
Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.
Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.
Подросток не учитывает, к кому он обращается.
Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.
Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?
Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».
Риторика. Общение.
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Цель:
– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.
Просмотр содержимого документа
«Риторика. Общение.»
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
– Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.)
– Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Развитие умений. Применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Ученики озаглавливают рисунки:
Письменное общение. Устное общение.
Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:
Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год?
И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его.
У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте.
Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д.
Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг.
Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают.
Риторик общается с автором книги и её героями.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
«Пять вещей должны все знать»
Лишь пять вещей должны все знать,
И вам язык – не враг.
(Эпиграф. Записывается заранее на доске.)
– Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску?
– Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом?
– Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации.
– Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.)
– Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?)
– Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника.
– Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника.
– Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь.
– Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные?
– Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения.
– И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает.
– И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка.
– А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д.
– Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план.
Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе.
Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает.
Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать.
Подросток не учитывает, к кому он обращается.
Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное.
Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?
Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».