Учитель о чем задумался учитель что тебя волнует

Сценарий «Ко дню учителя»

Сценарий ко дню учителя МАОУ СОШ№3

1-й – Добрый день, уважаемые учителя! Сегодня профессиональный праздник всех педагогов России!

2-й – Сегодня мы хотим сказать вам очень много добрых, искренних слов любви и уважения. Наш праздничный концерт посвящается ВАМ, дорогие учителя! Для вас звучит песня «Нарядные пятерки « в исполнении Айланы Лхасарановой

1 й. Пусть поселятся в семье вашей навечно
Веселье, удача, друг к другу любовь,
2 й. Желаем вам счастья,
Здоровья, конечно,
И умных и добрых учеников ! Миниатюра «Воспитание по телефону»

( Хохлова Валентина 11 кл)

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

2-й Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

Вед 2й. Акробатический этюд «Черная пантера» исполняет Андреева Катя 4 класс

От улыбки лучше стал урок,

От улыбки в школе ладится работа,

Улыбнись, ведь ты же педагог,

Вместе Улыбнись, когда рычать тебе охота. (Сценка «Внутренний голос учителя»)

Представьте внутренний голос учительницы, которую только что довели до ручки

Вед 1 Это конечно была шутка учителя нас любят и мы надеемся, что они совсем так не думают как внутренний голос вымышленного персонажа

Вед.2 А мне все же хотелось бы почитать мыслишки наших учителей, жаль что это невозможно…

Вед2 Да ладно, в наше время всевозможно

Сценка «Мысли учителей»

Вед.1 Итак мысли узнали а хотелось бы знать о чем по настоящему мечтает учитель!

Вед2: Легко! Сценка «О чем мечтает учитель»

Учитель! О чем задумался учитель. Что тебя волнует, какие твои мысли, мечты, а есть ли у тебя мечта, какая она мечта учителя.

Вед.1: Нет учителя без учеников. А это значит, что сегодняшний праздник не только их, но и всех, кто учился и учится.

В школе учились все: наши дедушки и бабушки, мамы и папы и даже вы, наши уважаемые учителя. Получается, что День учителя – всенародный праздник.

Мы поздравляем наших ветеранов учителей которые много лет посвятили школе, С праздником вас! Примете поздравление от второклассников

Поздравление 2 класса:

Вед 2й своим танцем вас поздравляют 8 классницы

2й: А ведь верно, без любви жизнь невозможна. И мы на самом-то деле любим Вас. Мы ведь понимаем, что если бы вас, любимые наши учителя, не было, то не было бы и нас. Сценка бедные учителя исполняют учащиеся 8 кл.

1й: В исполнении учащихся 4 класса для вас звучит песня «Это моя семья»

Спасибо вам, учителя,

За ваши добрые дела!

Спасибо всем вам, дорогие,

За души ваши молодые!

Выходят все участники.

1-й Наш праздничный концерт подошёл к концу.

(все кланяются, уходят). Аплодисменты.

Источник

Учитель о чем задумался учитель что тебя волнует

Автор: Соколова Людмила Анатольевна

Организация: МБОУ «Патракеевская ОШ»

Населенный пункт: Архангельская область, Приморского р-на, д. Верховье

Артисты: 8 учащихся 8-9 классов, один из них (8) конферансье

Ход мероприятия:

1. Звучит танцевальная музыка, занавес открывается, на сцене сидят 7 учащихся полукругом.

1. О чём мечтает учитель? Я думаю, что о большой зарплате.

2. Мне кажется, для него главное – это выполнение наших домашних заданий.

3. Нет, я думаю, все учителя борются за звание образцово-показательной школы.

1. Что? Им звание образцово-показательной школы важнее наших знаний?

4. Нет, каждый из них хочет видеть своих учеников опрятными, здоровыми и умными. Поэтому они вечно терроризируют нас школьной формой, здоровым образом жизни и выполнением домашнего задания.

5. А я считаю, что учитель – это тот, кто просто мечтает влепить кому-то двойку и просто кайфует при этом.

6. Ты что? Неужели они нас учат только за тем, чтобы оставить на второй год? Нет, тут что-то другое.

7. Стойте, я понял! Последний закон о пенсионной реформе обещает им выход на пенсию только в 55 и в 60 лет.

7. А то, что они мечтают просто доработать до пенсии.

5. И всё? Это всё, о чём они мечтают?

7. Конечно, попробуй-ка дотяни с нами такими, не угодив в какое-нибудь лечебное заведение.

Все, кроме 7: Да уж, ты прав! (расходятся)

2. Звучит спокойный релакс. Конферансье выходит и прочитывает «Слово учителям»

О самые загруженные, вечно куда-то бегущие, запачканные мелом, красноокие от долгого сидения за компьютером учителя! Вы, вечно пытающиеся хорошо выглядеть и, о парадокс, при такой работе хорошо выглядящие! Вы, стремящиеся убежать от мелких домашних забот на работу и часто находящие на ней крупные неприятности со своими учениками! Вы, вечно вынужденные впопыхах проверять тетради, чтобы успеть вовремя сдать отчёты, чтобы не получить нарекания от завуча, вы, всем сердцем ненавидящие «Дневник. Ру» и проклинающие маленькую скорость Интернета! Вы, живущие проблемами своих учеников и забывающие о своих родных детях, вечно желающие пораньше лечь спать, но совершенно не способные сделать это, вы, прислушайтесь, как сегодня поздравляют вас ваши ученики, коллеги и просто друзья и знакомые, присмотритесь, с каким восхищением смотрят они на вас сегодня, с какой радостью они несут вам поздние цветы и робко произносят слова поздравлений. Вы, вечно забывающие Дни рождения коллег и даже свои собственные, вспомните о сегодняшнем празднике и постарайтесь, гордо обведя взглядом всех присутствующих, сказать себе: «А ведь я работаю здесь не зря, раз ради меня в этом зале собралось столько людей. И я очень хочу, чтобы таких дней в моей жизни было бесконечное множество и улыбки тех, кто меня ценит, пусть согревают меня ещё долгое время. Ради таких минут стоит жить и гордиться великим званием – учитель!»

3. Работа учителя – экспресс-сценки (ребята инсценируют анекдоты, каждый из семи человек может побывать и в роли учителя, и в роли родителя, и ученика)

4. Учитель спрашивает: – Твой пиджак из чего сшит? – Из сукна. – Верно, а из чего выделывают сукно? – Из шерсти. – Молодец! А шерсть кто дает? – Овцы. – Умница! Значит, какое животное дало тебе пиджак? – Папа.

9. Маленький Вовочка возвращается из школы:
— Папа, вас с мамой директор сегодня похвалил и поблагодарил за дружбу!
— Это как?.
— А когда меня к нему вызвали, он сказал: «Ну молодцы родители, удружили
школе!»

4. Конферансье выходит и прочитывает «Работа учителя»

Работа для каждого человека – среда, где нужно и можно выжимать из себя всё самое необходимое, важное, в том числе затрачивать физические и моральные силы. Говоря об учителе, на работе он проявляет свои лучшие качества, тратит свои драгоценные интеллектуальные запасы и здоровье. Работе он отдаётся весь, без остатка, потому что с нами по-другому нельзя. Мы требуем много умений и сил, а, увы, отдаём порой очень мало. К тому же мчащиеся вперёд технологии заставляют рядового учителя овладевать целым рядом новшеств, а на это нужны дополнительные время и силы, которых уже нет. Часто кому-то из них хочется сказать: «Всё, надоело!» Но…Что-то его останавливает, его, этого человека, назвавшегося святым именем – УЧИТЕЛЬ. Нет, не зарплата, хотя она тоже имеет значение. Не звания, хотя и они, без сомнения, придают их работе более весомое обрамление. У них есть то, что принято называть любовью к работе. Они просто фанаты своего дела, они просто, отдавая детям всё, ничего не оставляют себе, опустошаясь, переживая, ругая себя за ошибки, всем сердцем болея за тех людей, которых им доверило общество. И пусть учительница Марья Ивановна – героиня анекдотов, а Вовочка – собирательный образ ученика Российской школы, мы верим, что педагог – это тот, кто с гордо поднятой головой идёт по жизни, даря радость и надежду на будущих нас, тех, кто будет делать мир красивее и лучше.

5. Пение частушек (Таня, Настя, Ксюша, Егор) Звучит фонограмма частушек

Все. С днем Учителя поздравить
Мы пришли сегодня Вас.
Пожелать больших успехов,
Чтоб учили лучше нас.

Т.На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель нравится,
Когда он не ругается.

Кс. Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание.

Т.Быть учителем не просто,
Только свой предмет читать.
Научить учитель должен,
Как нам в жизни поступать.

К. Как у математика
Всё кружки-квадратики,
Шарики за ролики
Вычисляет нолики.

Кс. Дин Иванна как-то раз
Чуть не подпалила класс,
Ей ребята вместо бора
В колбочку налили квас.

Все. Спели мы свои частушки

Для того чтоб вы сейчас

И не гневались на нас.

6. Конферансье выходит и читает «Учительский отдых»

Отдельная тема для разговора – учительский отдых. Дома учитель наконец-то расслабляется, успокаивается, становится самим собой. Он с наслаждением натягивает на себя махровый халат или пресловутые трико и футболку, включает музыку, щёлкает пультом от телевизора, может покривляться у зеркала или позволить себе полакомиться сладеньким. Женщины –учителя наконец предвкушают себе доведённые до конца домашние дела: перемытую посуду, разобранные шкафы, поглаженное бельё и наконец уже законсервированные на зиму овощи. Но, к сожалению, выходные пролетают так быстро, а запланированных дел ещё так много. Даже каникулы не дают ощущения сделанности всего, ведь, признайтесь, дорогие учителя, что после лета остаётся чувство: что-то не успели, куда-то ещё не съездили и так не хочется на работу. Но волшебное превращение происходит при виде первых детей, застенчиво приходящих за учебниками, при виде своего кабинета, за лето обновившегося и приободрённого, глядя на лица коллег, которых также надо поддержать в первые дни выхода на работу, и вы начинаете чувствовать сначала подъём, потом всё более растущее желание идти и работать, тоску по детям и переполняющее желание снова творить. Но всё же короткие учительские передышки дома мы представляем так…

Танец состоит из нескольких сюжетов:

8. Конферансье «Портрет учителя» (на сцене 8 стульев)

Хочу создать портрет учителя. Вы поможете мне? Продолжите «Учитель мечтает о…» с записью в блокнотике.

(Затем, объединив всё высказанное, приводит рассказ о мечте учителя).

Итак, учитель в современном понимании это тот, кто мечтает о…(перечисляет всё сказанное, потом садится на стул, задумчиво глядя в зал. Подходят и рассаживаются остальные ребята).

9. Обсуждение

8. Ну а теперь понятно, о чём мечтают наши дорогие учителя.

2. Думаю, теперь всё ясно. О полноценном отдыхе от своей тяжелейшей, самой нервной на Земле работе.

3.А мне кажется, это ещё мечта и об умных нас, нас с вами. Ведь посмотрите, как загораются глаза учителя, когда мы отвечаем урок хорошо.

4. Когда мы знаем даты по истории.

7. Когда мы выучили правила и научились их применять.

6. Когда мы щёлкаем задачи как семечки.

7. Так, может, мечта учителя – это не только полноценный отдых, а просто получение удовольствия от своей работы?

8. Для них и отдыха-то не существует. Они и дома, и на каникулах только и говорят о школе. По своей маме знаю. Думаю, она свои отчёты, документы, электронную почту и расписание видит даже во сне.

6. Ну тогда с полной уверенностью можно сказать, что учитель – это тот человек, который мечтает о своей работе?

3. Да, потому что он ею живёт!

4. Ведь он строитель душ и от него зависит жизнь каждого из нас!

10. Песня (под фонограмму «Что такое осень, это небо» (ДДТ)

1. Кто такой учитель, это воин,

Бьётся он за нас и с нашей ленью,

Он всегда стоит на страже знаний и умений,

Он почёта и любви достоин.

R: Милые, классные учителя,

С вами хоть в лес, хоть в луга, хоть в поля,

Вы наша совесть и наш идеал,

Пусть подтвердит это зал.

2. Ну а если вдруг печаль нас гложет,

Учителю несём все наши беды,

Наши беды превратятся вмиг в наши победы,

Как родитель пожурит, поможет.

3. Кто такой учитель, сторож это

Наших душ и наших чистых мыслей,

Пусть пока мы в этом очень мало что и смыслим,

Но мы знаем, вы источник света.

(Ребята, спев песню, достают по очереди из-за спины буквы «С Днём учителя!» и каждый говорит соответствующее букве слово)

Счастья, Денег, Ёлочного запаха на Новый год и Рождество, Мира, Удачи, Человечности, Искренней отдачи детей, Тепла, Ещё денег (уже для обустройства кабинета), Любви, Якоря!

8: Якорь? Якорь – это мы, и пусть мы, ученики, будем способствовать вашей стабильности и благополучию. Якорь – это наша школа, пусть она помогает многим из вас удержаться в бурном жизненном потоке. Якорь – это ваша работа, только она несёт душевное равновесие и духовное развитие.

Все: Прав! С праздником, дорогие учителя!

8: А сейчас фото на память (фотография вместе с учителями).

Источник

Мысли и размышления современного педагога

Учитель о чем задумался учитель что тебя волнует

Дата публикации: 04.11.2016 2016-11-04

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, И. А. Мысли и размышления современного педагога / И. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 930-932. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34914/ (дата обращения: 24.12.2021).

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Ключевые слова: педагогическая философия, позиция отстраненности, школа, ученик, гарант нравственности, культура, менталитет, национальная культура, навык, научение

Силу детского оптимизма победить трудно. Ребенок как бы заряжен жизнью: он сам тянется в будущее, им движет огромная энергия рода и всего поколения — просто так она исчезнуть не может.

В школьные годы у каждого ребенка рождается своя ученическая философия. Она возникает в школе. Возникает одновременно с процессом размышлений над трудностями, результатами побед над собой, сложностями во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями…

Школа болеет теми же болезнями, что и общество, в котором она существует. Доверие ребенка к учителю часто превышает доверие к родителям. Школа — это зеркало времени.

У нашего поколения было интересное, «правильное» детство. Нас учили, что совесть — это гарант нравственности. Учили верить. Верили в разное: в труд, в науку, в дело пионерской организации. Я побыла в роли председателя совета отряда. Каждую неделю мы собирались, чтобы определить новые «добрые дела». Собирались в отряд по три-четыре человека и выполняли поручения. Ходили по адресам, где жили одинокие старики и старушки. Предлагали им бескорыстную помощь. Что мы могли? Могли сходить в магазин за хлебом, подмести в квартире. А если одна из бабушек угощала нас чаем с конфетами, то это не поручение было, а одно удовольствие. Нас не прогоняли, нас ждали, нам доверяли.

Мы не печатали, мы писали. Писали письма родственникам, подписывали открытки. Представить себе подарок без открытки было, по меньшей мере, странно, а то и невозможно. Открытка была частью подарка. Родители учили нас подписывать ее, стоило только узнать буквы алфавита.

Мы не знали слово «презентация». В нашем детстве сотовый телефон и компьютер выглядели очень громоздко и не казались предметами необходимыми для жизни.

Правда была у нас одна компьютерная игра. Она называлась «Волк с корзиной» и представляла собой небольшую коробочку с четырьмя кнопками. Волк в ней стоял на воротах с корзиной и ловил, летящие на него яйца. Это вызывало настоящий детский восторг… И все это не отрывало от учебы, не затуманивало наш детский разум.

Интерес к изучению языка пришел ко мне в школе. Это был французский язык. Песни, конкурсы, но прежде всего учитель. Григорьева Ирина Васильевна была и остается очень позитивной, интересной, увлекающей, творческой личностью.

О какой профессии еще можно было мечтать, видя перед собой такой образ учителя?

Но, как и многие мои сверстники, я получила первое образование по совету родителей. Это была профессия бухгалтера. А после рождения сына я вдруг осознала, что педагогика вкралась в мою жизнь без моего согласия. Это только утвердило меня в выборе профессии учителя.

Школа должна была войти в мою судьбу и остаться навсегда. Думаю, поэтому путь туда был долгим, богатым на встречи с интересными людьми.

После окончания ВУЗа было несколько лет работы в американской компании. Эти несколько лет открыли «дополнительные опции» в знании английского языка. Это время подарило мне реальное общение с носителями иной культуры, другого менталитета. Когда читаешь о культуре другой страны, то имеешь представление о ней, а когда соприкасаешься с народом этой страны, то составляешь свое мнение о его культуре.

Мне повезло, у меня высокое мнение о культуре американского народа, равно как и о культуре народа Великобритании. Почему повезло? Да просто, имея иное мнение, сложно было бы преподавать английский язык детям в школе, воспитывать в них лояльное, корректное отношения к иной культуре. Ведь язык — это форма национальной культуры. Даже самая мощная, выверенная стратегия учителя не сможет скрыть его «не совсем позитивный» настрой.

Учитель передает не просто знания, он передает с ними свое мироощущение. Невозможно рассказать о чем-то детям без эмоциональной окраски. Есть в этом что-то искусственное, неорганичное, некоторая заданная, отчетливо прослеживающаяся позиция отстраненности. Искренность в работе с детьми — это важная часть моей педагогической философии.

Сегодня Миша, в который раз пришел «пустым» на урок. Пришел без учебника, без тетради. Пришел не готовым к уроку. Ведь это самое начало. Второй класс. Все еще мама собирает ему портфель. «Нет, все, больше не буду ничего писать в его дневнике. Никаких замечаний, никаких сомнений в нем. Ребенку нужна помощь. Осознание собственных возможностей.» — стою у его стола и решаю, как помочь. Решение приходит само. Что если бы это был мой сын? С чего бы я начала? Принимаю роль матери. Строгой, но справедливой. Заставляю написать расписание на неделю вперед. Готово. Задаю вопрос: «Миша, когда по расписанию английский язык?» Миша отвечает. Давай составим инструкцию по сбору портфеля, а ты дома ее оформишь и положишь себе на стол. Соглашается. Пишем: «Собираю сам портфель. Это мне не сложно. Положу туда учебник и тетради тоже. Не забуду я пенал, линейку и ластик. Собираю я все сам, я же второклассник. Все собрал. Иду гулять. Даже и не вериться. Может лучше с расписаньем мне еще раз свериться?» Улыбается мой Миша. Обещает инструкцию читать каждый раз, когда собирает портфель.

И вот уже прошла неделя. И снова урок. Заходит Миша, а у меня волнение в душе. Что будет, разочарование или победа над «несобранностью»? Все в порядке. И учебник, и тетрадь и даже словарь, хотя и не по инструкции. Сам догадался.

Научить самостоятельности важная задача. И не важно кто будет первым: родитель или учитель. Главное, чтобы цель была достигнута.

Педагог не может быть пассивен. Боязнь принять решение и возложить на свои плечи груз ответственности, часто оборачивается простым дезертирством и предательством ребенка.

Не менее страшно и своеволие педагога. Особенно, если оно претендует вторгнуться в душу ребенка.

Так кого же воспитывает школа?

Английский психолог Томас Бауэр пишет, что «способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые могут угасать, если их не упражнять» [2, c.24]. Получается, что педагогика все же берет на себя функцию целенаправленного развития личности. Она готовит человека для полноценной жизни в обществе. И здесь не нужно бояться высоты поставленной задачи. Нужно планомерно двигаться, выверяя каждый шаг, чтобы, случайно, не уйти с маршрута.

Иными словами, задача учителя активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения языку. Отфильтровать методы обучения, оставив только те, которые позволят создать условия практического овладения языком, позволят ученику проявить свою активность, свое творчество. Становление «человека культуры» скрыто в поиске. Не правда ли, напоминает концепцию современного образования с её ключевыми идеями?

Приведу небольшой пример из своего опыта. В учебнике английского языка есть всего одна фраза, обучающая школьников отвечать на вопрос о том, как идут дела. По правилам «социального протокола» в Великобритании принято отвечать на этот вопрос, что все в порядке. Для выработки навыка фраза подобрана, как нельзя лучше и в рифму с вопросом.

Если не стоит задача личного контакта с каждым учеником, то формальность соблюдена. Только как же сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку. Соблюдение условий гуманистического подхода. Создание положительных условий для активного и свободного развития личности. А для свободы необходим выбор.

Ну тогда выдаю варианты на все возможные случаи. Вариативность быстро вносит живость в начало беседы. Придает позитивный настрой на весь урок. Каждый может выразить то, что он действительно чувствует. Многие учителя жалуются, что дети на уроке английского языка молчат. Ситуация меняется, тогда, когда есть, что сказать. Дети руководствуются собственными чувствами в выборе фраз. Они еще не научились «держать лицо». И мы не должны стать пособниками развития такой способности в них. Предложим им выбор и они решат, что ответить.

Не менее важно защитить «детство» от критики, от постоянного преследования за ошибки. Чувствуя себя в безопасности, дети легче «открываются», быстрее идут на контакт.

В самом начале моей работы в школе у меня было три четвертых класса и три вторых. В одном из четвертых классов на последней парте сидела девочка Женя. Очень стеснительная, голос ее можно было расслышать только с двух шагов. Способная, талантливая, но как это узнать учителю, который приходит всего два часа в неделю. И то, чтобы проверить усвоение материала и рассказать следующую тему. Замечательно, что у нас есть внеурочная деятельность.

В ближайшее занятие мы обсудили с ребятами сценарий. Выбрали песню. Выдала им текст с заданием. И не какой-то, а «Битлз», песня «Вчера». Через неделю проверила. Первой слушала Женю. Слушала безоценочно, с внутреннем настроем на поддержку, на поощрение. Читала наизусть. Улыбалась. Значит все в порядке. К концу второй четверти у нас в школе появилась группа «Секрет». Мама Жени сшила нам костюмы к выступлению. Не столько важно указать человеку на то, что ему не удается, сколько важно найти то, на что он способен. Сейчас 2016 год, а группа не поменяла своего названия и в ней 30 человек. Мотивация очень непростое занятие.

В четвертом классе никак не складывается с темой «Общие и специальные вопросы». Хорошо! Разыграем мини- спектакль. Два девятиклассника сыграют роль иностранцев, которые прибыли в Россию, чтобы узнать о жизни российских школьников. А у ребят четвертого класса будет мини-проект «Задай вопрос другу». Вот они и встретятся. Каждый получит возможность задать вопрос и ответить на него, а также услышит что-то из жизни «гостей». Подобная интеграция внесет ситуативность на урок, а вместе с ней создаст условия для «погружения» в языковую среду. Видя, как старшеклассники говорят на языке, у младших непременно появится желание его изучать.

Можно долго рассказывать о далеких перспективах изучения английского языка. А можно дать детям возможность использовать его уже сегодня.

В своих статьях знаменитый педагог-новатор Ш.А. Амонашвили несколько раз подчеркивает важность мысли о том, что «понимать детей — значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни» [3, с.176].

Задумываясь о собственной педагогической философии, не должен ли учитель сформировать собственное философское представление о ребенке?

Источник

«Господи, что мы делаем?! С такой школой у России нет будущего. » Что думают учителя о современной школьной системе: осторожно, много откровений

Учитель о чем задумался учитель что тебя волнует

Современная школьная система в России — это предмет бурных споров и обсуждений. На повестке всегда есть денежный вопрос (зарплата учителя до сих пор оставляет желать лучшего), качество обучения, отношения между учителем и учениками. Молодежь по-прежнему не спешит работать в школе, да и опытные педагоги порой не выдерживают.

Юрий Монастырев всю жизнь проработал учителем географии в в ялтинской средней школе № 12. В 1998 году, когда бюджетникам по полгода не платили зарплату, он возглавил забастовочный комитет учителей, на переговоры с которым летал глава Совмина. Прошлой осенью, за полтора года до пенсии, Монастырев ушел из школы из-за унизительно низких зарплат, бюрократического давления на учителей и общего абсурда. Своими размышлениями он поделился через журналиста Сергея Сордыко в соцсетях, озаглавив свой рассказ как «Размышления учителя у школьной доски». Публикуем некоторые отрывки.

«Отбили всякую охоту к сопротивлению, желанию думать»

«Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся. Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя. И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.

Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся. Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал. Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано — «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?!

Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес. Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену. Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!

Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает. От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.

Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…

Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать. У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб. Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.

И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют… А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в пятомм классе 7 уроков – норма. Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы… Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики. Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.

Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря. Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии. Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает — это приговор. Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…

Мы попросили некоторых петрозаводских учителей прокомментировать этот текст. Они рассказали о своих претензиях к современной школьной системе.

Самое лучшее в школе — это дети

Юлия*, бывший учитель русского языка и литературы

В школе больше всего меня раздражала бумажная работа и бюрократия. Чтобы ты не хотела сделать, сначала заполни тысячу бумажек, получи разрешения от родителей. Хочешь с классом выйти в парк покормить белочек, помыть доску, убрать кабинет — предоставь бумажку. Процентов 30 времени современного учителя — это бумажки. Мне, как бывшему классному руководителю, надо было еще постоянно проводить анкетирования, собирать портфолио. Все эти папки какое-то время хранятся, складируются в шкафу. Зачастую это потом просто выбрасывается, никому не нужное.

— Раньше, когда я сама училась в школе, дети занимались тем, что оказывали помощь классному руководителю — мыли доску, делали уборку, приносили воду для доски. Сейчас для этого всего нужно письменное разрешение от родителей. Очень много дурацких правил — ученику нельзя самостоятельно включать свет, носить воду. Конечно, это делается в целях безопасности, но не надо доходить до абсурда!

— С мнением Юрия Монастырева я не совсем согласна. Все-таки самое лучшее в школе — это дети. Мне очень нравилось общаться с детьми, они учат терпению, развивают тебя. С ними проще найти общий язык, чем с родителями или коллегами. Не согласна я и с мнением про испорченность детей. Все зависит от класса. Редко-редко бывают ученики, с которыми непросто, но обычно это происходит из-за каких-то семейных проблем. На самом деле, подход можно найти ко всем. А современные дети не испортились, какие были — такие и есть. Сейчас есть дети сложные и раньше они тоже были. В чем-то тенденции даже позитивные. Допустим, в нулевых в 13 лет половина класса курила, а сейчас это делают лишь единицы. У них моден здоровый образ жизни, экстремальный спорт, правильное питание. Почти никто не пьет и не курит.

Что касается программы, то здесь есть нюансы. Претензий по русскому языку не было, а вот программу по литературе я немного бы видоизменила. Добавила бы зарубежных авторов. Считаю, что можно включить произведения, которые интересны детям, а не только составителям программы. Конечно, можно знакомить их с произведениями братьев Стругацких и Джека Лондона в рамках внеклассных мероприятиях, но на это обычно времени не хватает.

Хотелось бы все-таки понимания.

Наталия Петровна*, учитель иностранного языка из Петрозаводска.

Минусы современной школьной системы? Большой список будет. Во-первых, мне не нравится, что слишком много отчетов, которые надо сдавать в бумажном и электронном виде. Сейчас уже больше в электронном, а пожилым учителям срочно быстро работать за компьютером, так что тратим дополнительно время. Столько ненужной рутины, которая отнимает время и не дает готовиться к самому главному — занятиям.

Второй минус современной школы — слишком большая загруженность по внеклассной работе. Каждый год у нас десятки конкурсов, в которых требуют принимать участие. Понятно, что от этого зависит престиж школы, но это отнимает много времени учителя. К тому же в этих конкурсах обычно участвуют одни и те же талантливые ученики. Трудно бывает заинтересовать этими мероприятиями тех, кто не очень любит предмет. В-третьих, это, конечно, оплата труда. Тут даже говорить особо не хочется. Ясно одно — должно быть больше. Следующий минус — работа по субботам. Убеждена, что это неправильно. Все дети и взрослые должны отдыхать два дня, иначе ты просто не успеваешь восстанавливаться.

Что касается родителей, то они в основном своей массе понимающие. Встречаются, отдельные индивиды, но это редко. Если правильно выстроить работу, то с ними удается наладить контакт. Администрация, конечно, встает на сторону родителей чаще, но тут все зависит от школы. И, наконец, последний минус — это постоянно меняющаяся аттестация. Только мы привыкли к старой форме — они вводят что-то новенькое. Никакого покоя учителям, постоянно доказываешь, что ты еще можешь работать. Хотелось бы все-таки понимания со стороны вышестоящих органов — что такое работа учителя и как она проходит.

Плюсы, конечно, есть. И здесь я с Монастыревым не согласна. Приятно общаться с талантливыми детьми, получаешь заряд энергии. Бывают радостные и хорошие моменты, ради которых ты и работаешь. Еще плюс — большой отпуск, за который ты можешь хорошо отдохнуть. Пожалуй, все.

«Я должна расшибиться в лепешку»

Татьяна*, молодой учитель истории

Я, конечно, в школе без году неделя, работаю совсем недавно. Я пришла уже в период ФГОСа второго поколения. У него есть свои плюсы: больше самостоятельной работы детей, получается, что они сами должны «добывать знание», нежели просто слушать лекцию. Даже в истории и обществознании много практики, мне это нравится. Да и время экономит учителю.

С другой стороны, дети все разные, ленивых куда больше, чем тех, кому что-то интересно, ведь нужно потрудиться самому, в ротик не положат. В моей практике многие ленятся. Если с малышами (6-7 класс) объем материала небольшой и так называемой ее «практикой» можно отработать почти всю тему, то со «старшаками», увы, на своих предметах местами я не могу обойти лекцию. А они скоро тоже буду «фгосные дети». Чтобы они работали самостоятельно и отрабатывали стандарт и развивали все УУД (прим. универсальные учебные действия) я должна расшибиться в лепешку, подбирая материал, учебника тут мало, и бесит, реально бесит, наличие ГДЗ (прим. готовые домашние задания) ко всем учебникам.

Дальше по бумажкам: вот у меня их не много, я пишу отчет классного руководитель раз в четверть по форме, которая есть в школе. Трачу времени не много. Есть отчет по предметам, тоже школьный, где отражаются неуспевающие, оценки по контрольным работам и т. д. В МОЕЙ ШКОЛЕ это не сложно.

Программы. Я не училась в педвузе, но даже те, кто там учился, не умеют их писать. Насколько я знаю, программы пишет методист/завуч. На практике же их пишет учитель. В 2017/18 писала программу часа и это было очень сложно. Многие коллеги не знают, как эти программы составляются. Придет время аккредитации, проверка почитает.

И про учебник. Учебник по истории единый мы так и не получили, учимся по переизданному Данилову, под редакцией Торкунова. Для моей школы это очень сложный текст (поясню: по 10-12 страниц в 7 классе — это очень много). В него включено очень много ненужной информации, и что она дает 14-летним детям? Иногда приходится пропускать материал.

История изучается всеобщая и российская отдельно: первое полугодие — мир, второе — Россия (изучается в это же время). Это самый логичный, на мой взгляд путь. Такая система была с 6 по 9 класс, от начала времен и до Путина. В 10 и 11 классе углубление по принципу «Россия и мир». Это называется у нас «цикличка». Но теперь есть пересмотренный вариант. Новая система предполагает «линейное изучение» истории России от начала в 6 классе и до конца 11. Всеобщую же никто не пересмотрел и она теперь «бежит» впереди России.

Поясню:

Раньше 6 класс был Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до смуты, то есть IX-XVI вв).

Теперь 6 класс: Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до Ивана III, то есть до конца XV века).

Ну и так к 9 классу набегает разгон, что по всеобщей уже XXI век, а в России только-только отменили крепостное право.

Итог: у детей каша в голове.

Ах да, теперь в учебнике столько материала про церковь. Зачем? Составители учебника пытаются показать сверхзначимость православия для российской истории. В каждой теме есть подтема «Русская православная церковь в таком-то веке». Но стоит отметить, что и о других религиях речь тоже заходит.

*Имена учителей изменены — прим. ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *