Фальшивый рысак что обозначает
А. И. Куприн «Изумруд»: анализ произведения
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
Сюжет
После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.
Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.
Анализ рассказа «Изумруд» (А. И. Куприн)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.06.2020 · Обновлено 22.06.2020
Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века. Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд») посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.
История создания
Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.
Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление.
Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.
Жанр, направление
«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.
Смысл названия
Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.
Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.
Композиция
Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.
В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.
Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.
На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.
В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.
Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.
Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.
Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.
О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя.
Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.
В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.
Проблемы
Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.
Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.
Основная идея
Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».
Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».
Чему учит?
Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».
Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.
Художественные особенности
Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей.
Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя.
«Изумруд» — краткое содержание и пересказ рассказа А. И. Куприна
Краткие сведения о произведении
Главный герой рассказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Изумруд — беговой жеребец, рослый, с телом и ногами безупречных форм. В конюшне жил не только он, но и другие беговые жеребцы. Все они не терпели друг друга. Когда из-за недостатка места к ним поселили молодую кобылу, вражда между жеребцами усилилась.
За лошадьми ухаживали конюхи: пьяница и курильщик Василий, старый Назар, очень заботившийся о лошадях, другой конюх, имя которого автор не назвал, и мальчик Андрияшка.
Изумруда готовили к предстоящим соревнованиям. Главный наездник, англичанин, прекрасно чувствовавший лошадей, тщательно проверил готовность коня к бегам. Соревнование началось. Изумруд под руководством англичанина выиграл его.
Через несколько минут жеребца подвели к трибунам. Люди стали рассматривать его бока, ноги, шерсть. Затем закричали, что это мошенничество и обман, так как рысак поддельный, фальшивый, и стали требовать назад деньги.
Изумруд не понимал, почему они кричат — ведь он выиграл. Рысака отвели в конюшню. Через несколько дней пришли люди, осмотрели его зубы, ноги и стали кричать друг на друга. Потом его вывели из конюшни, повели на вокзал, посадили на поезд и привезли в деревню. Там жеребца поместили в конюшню отдельно от других лошадей.
Снова какие-то люди стали его осматривать. Человека, который в этой конюшне был главный, рысак очень боялся. Однажды этот человек положил Изумруду в кормушку овёс, у которого был странный вкус.
После еды конь почувствовал резь в животе. Она всё увеличивалась, ноги подкосились, бедное животное упало и погибло. Люди не хотели содержать коня, который больше не принесёт на скачках прибыли.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе А. И. Куприна «Изумруд» раскрыта тема несправедливого, жестокого отношения некоторых людей к животным.
Главная мысль (идея) произведения заключается в том, что из-за бессердечия и алчности человек теряет связь с миром природы, не ценит жизнь животных.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Кратко «Изумруд» А. И. Куприн
В рассказе Куприна печальная история жеребца по кличке Изумруд. Он оказался фальшивым рысаком, и люди просто избавились от «некачественного» животного.
Очень краткий пересказ рассказа «Изумруд»
Утро. Конюшня. Конь по кличке Изумруд переглядывается с молодой кобылицей Щеголихой. Ревнивый старый жеребец Онегин ворчит на юнца. Давние соперники ржут и будят конюха Василия. Парень грубо осаждает животных.
Изумруд приступает к еде и перебирает в памяти четырех конюхов: добряка Назара, грубияна Ваську, жестокого косоглазого дядьку, мальчика Андрияшку и наездника любимца всей конюшни – тощего бритого мужичка с золотыми очками.
Герой жуёт терпкую смесь сена. Вкус вызывает приятные воспоминания, но лошадь не может припомнить далекие события и от сытости засыпает.
Жеребцу снится детство, веселая беготня по лугу и вкус материнского молока. На рассвете конюхи кормят рысаков овсом и выводят на улицу. Непоседливый Изумруд мечтает о бегах.
Коней тщательно моют и готовят к забегу. Выбор авторитетного наездника англичанина падает на героя. Гордого скакуна выводят в тренировочный двор.
Разминку продолжают на ипподроме. Изумруд спокойно разогревается перед забегом и оценивает противников. Упитанный серый «орловец» и вороной гигант – достойные соперники.
Тонконогая кобыла и хрупкий молодой жеребец не конкуренты для героя. Серьёзный претендент на победу – рыжей рысак. Но он выбывает из круга, доведённый наездником до изнеможения.
Изумруд соревнуется с вороным великаном. Лёгкий бег, крепкие ноги и умелое управление приводят героя к победе. Финалиста выводят к трибунам. Зрители обступают лошадь и громко заявляют об обмане, наш герой вовсе непородистый рысак.
Коня больше не выпускают на прогулку. После долгого заточения беднягу увозят в деревню и держат в отдельной конюшне. Подозрительный большеголовый конюх ночью подсыпает Изумруду отравленный овёс. Жеребец умирает в муках.
Главный герой и характеристика:
Второстепенные герои и характеристика:
Краткое содержание рассказа «Изумруд» подробно по главам
Конь по кличке Изумруд просыпается в конюшне засветло. Животные жуют сено, но герою не до еды. Он перекидывается взглядами с юной вороной лошадкой по имени Щеголиха.
Флирт прерывает старый поджарый конь, ветеран скачек – Онегин. Жеребцы давно враждуют. Они гневно фырчат друг на друга через перегородку и поднимают шум. Сонный конюх Василий криком успокаивает ревнивцев.
Изумруд лениво жуёт сено и вспоминает всех смотрителей конюшни.
Старина Назар всегда был ласков с подопечными, сено с его рук самое вкусное. Пьянчуга Вася отличался вредностью и драчливостью, замахивался на животных, но по натуре трус.
Андрияшка по меркам лошадей ещё жеребёнок, забавный мальчишка. Безымянный косоглазый конюх грубый и жестокий.
Любимец лошадей – худощавый высокий мужчинка. Уверенный и опытный наездник. Если он в седле, у скакуна праздник!
Изумруд мечтательно представляет ипподром, скачки, трибуны. Терпкий цветочный вкус во рту пробуждает знакомое чувство. Герой не может поймать смутное воспоминание и забывается во сне.
Перед рассветом Изумруду снится детство. Он ещё семимесячный жеребёнок, носится по лугу у родного дома, вдыхает аромат цветов. Исхудавшая кобылица громко зовёт милого стригунка. Изумруд бежит к матери и до отвала напивается теплым молоком.
Герой просыпается. Единственный старый козёл в рядах жеребцов топчется у порога. Вася открывает животинке дверь, конюшню заливает свет и осенний ветерок.
Четыре конюха приносят лошадям овёс. Жадный Онегин жуёт перекладину кормушки и оглушающе ржёт, Изумруд тихо дожидается старика Назара. Он нарочито медленно насыпает ему корм. Жеребец тычет смотрителя мордой под его шутливое ворчание.
Лошадей выводят на улицу. Изумруд рвётся в бой, жаждет свободы и буйства адреналина в крови. Он искоса поглядывает на Щеголиху.
Назар привязывает жеребца к столбу и щедро обливает холодной водой. Скакунов моют, вычёсывают и сушат под тёплым солнышком. Во двор выкатывают двухколёсные повозки. Идет подготовка к соревнованиям.
На лошадей крепят упряжки и оглобли. Появляется главный наездник конюшни англичанин. Его уважительно встречают и рабочие, и кони. Мужчина следит за уборкой и особенно как запрягают Изумруда, жеребец польщён вниманием и гордо вскидывает голову.
Назар и «косоглазый» провожают героя к ипподрому. В тренировочном дворе участники ходят по кругу, готовясь к забегу. Изумруд бегло здоровается со знакомым белым жеребцом.
Звенит призывный звонок, наездника усаживают в коляску. Участники выезжают на ипподром, трибуны заполняются зрителями и гудят. Счастливый Изумруд мечтает рвануть с места, но жеребца сдерживает англичанин. В первом забеге жеребцы меряются силами.
Перед вторым кругом Изумруд разминается, по дорожке идёт лёгкой рысью с выверенным шагом.
Героя обгоняет крупный серый орловский рысак, следом настигает изящная чёрная кобылица. Недолго парочка идёт вровень, пока хозяева переговариваются.
Мимо с раздутыми ноздрями мчит огромный чёрный жеребец. Это своенравный и дикий, непокорный и серьёзный соперник. В противовес великану по песку шагает молоденький новичок, смешной и нарядный не по случаю.
Всеобщее внимание привлекает рыжий рысак, пролетающий уже второй круг галопом. Конь хрипло дышит, дрожит и еле держится на ногах. Жеребца уводят, Изумруд неспешно продолжает разогревать мышцы.
Финальный забег. Герой стартует с вороным гигантом и знакомым белым жеребцом. Англичанин умело управляет Изумрудом, ведёт его рысью и даёт ускорение на каждом круге. Один раз конь теряет ритм, но твёрдые руки наездника вводят его в строй.
Герой приходит к финишу в идеальном дуэте с хозяином, вороной опаздывает на 7 секунд. Чемпиона уводят с ипподрома, распрягают и угощают сахаром под ликование зрителей.
Вокруг победителя толпятся люди. Несколько знатоков осматривают коня и гневно шумят на организаторов. Толпа утверждает, что Изумруд фальшивый рысак. Англичанин в бешенстве.
Изумруда отводят в родную конюшню, но больше не выпускают на разминки. Несколько дней конь томится в ожидании свободы, не понимая причины заточения. Незнакомые люди часто приходят осмотреть «поддельного рысака».
Ночью опальную лошадь увозят на поезде в глушь. Скакун попадает в тёмную конюшню, живёт отдельно от других лошадей. Незнакомцы продолжают навещать Изумруда, и громко спорят между собой.
Большеголовый смотритель конюшни не внушает доверия. Звериное чутье внушат ужас в душу коня. Пока остальные рабочие спали, большеголовый принёс заключённому овёс. Вкус у корма был сладкий, слегка с горчинкой. Очень странный на вкус.
Изумруд почувствовал боль в животе. Ноги подкосились, тело ослабло, и жеребец упал на землю в судорогах. Темнота поглотила его, герой скончался.
Кратко об истории создания произведения
Трогательный рассказ «Изумруд» вышел в свет в 1907 году в альманахе «Шиповник». Автор был большим поклонником лошадей. И это произведение было одним из многочисленных посвящений любимым животным.
Писали, что рассказ Куприна навеян рысаком Холстомером из произведения Льва Толстого. По другой версии, сюжет частично основан на слухах о внезапной гибели московской беговой лошади.